- Гитарное дерево
- Липа (basswood)
- Ольха (alder)
- Болотный ясень (swamp ash)
- Северный ясень (или просто ясень)
- Красное дерево (mahogany):
- Дерево бас гитары и его влияние на звук инструмента
- Основные виды дерева для изготовления бас гитар:
- Некоторые экзотические породы дерева для бас гитар:
- Какое дерево для гитар лучше: часть 1
- Немного физики
- Породы гитарного дерева для деки
- Липа (Basswood)
Гитарное дерево
Выбирая гитару, особое внимание обращайте на дерево корпуса – его порода может многое сказать о звучании инструмента в целом. Хотя гриф и накладка играют, безусловно, очень важную роль в звукообразовании, и им можно посвятить отдельную статью, всё же основа инструмента – его корпус, ведь именно он превращает механические колебания струны в бесчисленное множество частот и обертонов. Поэтому самое важное свойство древесины – его звучание, и нужно уметь разбираться во всех нюансах. Давайте рассмотрим четыре основные породы древесины для корпуса.
Липа (basswood)
Дерево гитары Липа – нетяжёлая древесина с однородной текстурой, материал для большинства гитар среднего уровня. Будучи относительно дешёвым и легко доступным материалом, липа по своим акустическим свойствам является прекрасной заменой такому “гитарному” дереву, как ольха. Мягкость липы влияет на тембр инструмента и его долговечность. Небольшой резонанс древесины несколько приглушает высокие частоты, звук становится теплее, плотнее в середине – это придаёт звучанию “мяса”, которое многим так нравится. Вес липы также выручает в случае установки на гитару тяжелого железа типа Floyd Rose. Типичная проблема мягкой древесины – сорванная резьба (решить это можно вставив зубочистку в разболтанное отверстие) или трещина. Поэтому в продаже редко встретишь липу в чистом виде (ещё и из-за невзрачной текстуры), обычно инструмент покрывают слоем полиуретана. Из известных мне гитар, липовый корпус стоит у Schecter Damien и большинства Ibanez серии RG.
На интернет-форумах ведутся жаркие споры о пригодности липы, но, в конце концов, мнения сходятся – всё зависит от навыка, слуха и размера кошелька. Звучание готового инструмента во всём зависит от человека, который его создал. Вот вам пример: один известный гитарных дел мастер Боб Бенедетто однажды взял да и сделал из первого попавшегося куска сосны archtop. Несмотря на всевозможные сучки и изъяны, “Сучковатая сосна”, как её прозвали, звучала не хуже остальных шедевров Бендетто! Так что если вы не располагаете достаточными средствами, берите бюджетную модель проверенного производителя – они знают, что делают.
Ольха (alder)
Этот материал был излюбленным у производителей Fender в конце 50х – начале 60х. Так что если вы хотите себе Страт, неважно, Standard Stratocaster или Clapton Signature, корпус его будет, скорее всего, ольховым. Эту породу выбирают за небольшой вес и отличный звуковой баланс, хотя материал довольно мягкий. Уступая в звучности ясеню, ольха предпочтительнее липы на всём диапазоне частот. Вихревая текстура с красивыми мелкими порами отлично выглядит в любом конечном варианте – от винтажного нитроцеллюлозного покрытия до одноцветного полиуретанового. Насыщенность и чёткость – вот определяющие акустические свойства ольхи, что делает её прекрасным материалом и для бас-гитар. В общем, в ней есть всё, что необходимо гитарной древесине– акустика, равномерность звучания и универсальность.
Болотный ясень (swamp ash)
Разновидность ясеня, болотный ясень – легкое дерево с открытыми волокнами и большими порами, произрастает в болотистых местностях на юге США. Особенность дерева, растущего в столько влажных условиях, в том, что его древесина состоит из мягких и твёрдых чередующихся колец. В результате дерево обладает отличной акустикой с широким динамическим диапазоном, а верхние частоты настолько выражены и чисты, что их прозвали “колокольными”. Известно, что одни из своих лучших телекастеров Fender произвёл в 50х годах именно из ясеня. Необыкновенная лёгкость материала придаёт этому определённо гитарному дереву певучести и звучности. Болотный ясень прекрасно звучит на всём диапазоне, включая глубокие басы, сочетая теплоту и резкость звучания.
Северный ясень (или просто ясень)
Это – более плотная и тяжёлая порода. Сустейн и даже звонкость у этого ясеня выше. Однако используют его реже из-за большого веса. Стоит упомянуть, что звучание корпуса сильно зависит от конкретно взятой заготовки, как у ясеня, так и у всех остальных гитарных пород. Главная причина тому в их широком видовом разнообразии по всему свету. Например, попадаются тяжелые гитары из болотного ясеня и совершенно глухие модели из обычно певучей ольхи. Так что, из какого бы материала не был сделан инструмент, обязательно поиграйте на нём перед покупкой.
Красное дерево (mahogany):
Махогани тяжелее ясеня и ольхи. Открытостью пор древесины и равномерностью текстуры эта порода схожа с ясенем. А благодаря большей плотности, древесина хорошо звучит на всех высотах – чёткие низы, плотные средние частоты и полный, яркий звук наверху. Ноты острее, но менее выразительны, а вес древесины даёт очень длительный сустейн. Если сравнить неподключенные Les Paul и Stratocoaster, то у первого густой, глубокий звук, у второго же– невыразительный и плоский. Если бы не кленовый топ, Les Paul звучал бы ещё глубже. Её основная цель – не придание благородности внешнему виду (что, конечно, тоже важно), а придание звучанию большей резкости благодаря твердости клёна. Поэтому SG, корпус которой целиком из красного дерева, звучит более плотно, не так звонко. Тому ещё способствует тонкость корпуса и его особая форма.
Как и ясень, махогани распространён на планете, существует африканский махогани, гондурасский (называют ещё подлинным махогани), низкого качества филиппинский, который собственно, к махогани вообще не имеет отношения – звучит он гораздо хуже, древесина намного мягче и легче. На ударной установке среднего класса всё дерево будет именно из этого “махогани”. Поэтому при возможности всегда узнавайте, откуда привезена древесина, иначе купите себе очередную лопату.
Есть ещё много пригодных для гитарного дела пород, например гавайская коа, орех, палисандр и другие, но чаще всего используют именно эти четыре. Да, сложно при выборе гитары держать в голове все нюансы не только дерева, но и звучков, электроники и прочего, прочего… Начните с простейшего – веса гитары. Звук махогани многим по нраву, но сможете ли вы таскать всё выступление этого пятикилограммового монстра? К тому же не всё зависит от дерева – многое от того, что на нём стоит. Всегда выбирайте гитару по звуку и удобству, остальное не так важно. Тем для разбора ещё очень много, так что до новых встреч!
Источник
Дерево бас гитары и его влияние на звук инструмента
Наверное каждый задавал себе вопрос: из какого дерева корпус моей гитары? Какое из пород дерева предпочтительней. Что лучше: клен или ясень, ольха или красное дерево? Из какого дерева мне купить следующую гитару? Здесь можно дать только один совет. Каждый должен представлять, какой звук ему нравится. Здесь советником могут стать только ваши уши.
Если вы когда-нибудь видели две абсолютно одинаковые гитары, одной и той же фирмы, сделанные из одинакового дерева, то это не значит, что вы можете купить любую из них. Я вас уверяю, что звук и тон у них абсолютно разный, стоит только хорошенько прислушаться. И знайте, двух одинаковых гитар не существует вообще.
Многие музыканты интересуются, какое дерево, если можно так выразиться, престижнее, дороже, или у какой породы больший звуковой потенциал. Хорошо выдержанный и по технологии высушенный дуб лучше, чем сырой клен. Многие фирмы, серийные или малосерийные, сделав партию инструментов, внимательно рассортировывают их по фактуре дерева и склейкам.
Если на корпусе или грифе много сучков, или дерево не сходится по фактуре и цвету, то эти гитары отдают в покраску. Остальные гитары, которые имеют идеальную структуру, покрывают лаком. После этого каждый инструмент прослушивают, а уж потом назначают им цену. Отсюда напрашиваются два вывода:
Первое: опасайтесь крашеных инструментов.
Второе: если вы все же приехали за инструментом в Америку и растерялись в изобилии фирм и моделей, и если вы совсем ничего в этом не понимаете, а хотите все же купить хорошую гитару, то, в крайнем случае, обратите внимание на цену инструмента. В Америке, да и, наверное, в Европе (к сожалению, это мало касается нашей страны) нет ни одной цены, взятой «с потолка». Какую сумму вы отдали за инструмент, на столько он и будет звучать, и столько он вам прослужит,
Наконец, мне хотелось бы поместить здесь список сортов деревьев, которые применяют все современные производители бас-гитар. Эти породы дерева расположены по возрастанию в цене на американском рынке. Многие из экзотических пород, к сожалению, не имеют перевода, а в остальном этот список может послужить вам маленьким словарем для того, чтобы легко определить в рекламных проспектах и каталогах, из какого дерева сделана та или иная модель бас-гитары.
Основные виды дерева для изготовления бас гитар:
Poplar тополь
Alder ольха
Basswood американская липа
Cherry вишня
Spruce ель
Ash ясень
Swamp Ash болотный ясень
Walnut орех
Mahogany красное дерево
Maple клен
Rosewood палисандр
Ebony черное дерево
Flame Maple волнистый клен
Quilt Maple отборный клен (комбинированный)
Bird’s Eye Maple птичий глаз
Некоторые экзотические породы дерева для бас гитар:
Padauk Pau Ferro
Wenge Zeorawood
Teak Lacewood
Bubinga Mamywo
Morado Afzelia
Masonite Monkey Pod
Boire Zeorano
Есть и такие производители бас-гитар, которые, как говорится, немного лукавят, говоря о древесине, из которой производится их инструмент. Ведь древесина не сделает бас-гитару более экзотичным, чем есть на самом деле. Яркий тому пример – ясень! Древесина американского, а особенно болотного, ясеня мягче и легче, да и звучит он гораздо теплее, чем ясень европейский, у которого тяжёлая и плотная структура. И вот по сути дерево одно – а характеристики и ощущения совсем разные и по игре, и по весу.
С клёном может быть та же история. У клёна «Птичий глаз» жёсткая структура, а вот волнистый клён гораздо мягче.
Самое лучшее дерево для бас гитар — бразильское розовое деревоСамое «музыкальное» дерево, которое высоко ценится за природную красоту и превосходные звуковые характеристики – бразильское розовое дерево. Вообще, с этой древесиной на сегодняшний день дела обстоят «неважно». В связи с бездумной вырубкой сельвы, розовое дерево оказалось на грани полного уничтожения. Поэтому в настоящее время для производства бас-гитар всё чаще используется древесина из Индии.
Немаловажным остаётся и распил древесины. Он также влияет на звучание инструмента. Один из самых дешёвых распилов – это тангентальный распил, т.е. в него идёт всё бревно. А это негативно влияет на качество, т.к. непременно будут косослойные участки. Самый предпочтительный вариант распила – это радиальный. Т.е. в него идёт только центральная часть бревна. В итоге получается, что на поперечном срезе наблюдаются параллельно идущие сердцевинные лучи. Но следует понимать, что и цена таких материалов заметно возрастёт и не в один раз.
Источник
Какое дерево для гитар лучше: часть 1
Влияние гитарного дерева на финальное звучание инструмента очень часто недооценивают как молодые, так и достаточно опытные музыканты. Впрочем, существует и большое количество музыкантов, которые отдают процессу выбора древесины излишне много внимания. Мы начинаем небольшую серию из двух статей, в которых ответим на некоторые популярные вопросы музыкантов:
- Какие породы дерева используются при изготовлении современных музыкальных инструментов;
- Как звучат гитары из разных пород дерева;
- Какое дерево для гитары лучше подойдет под определенный музыкальный стиль.
Немного физики
Вкратце расскажем, как древесина влияет на формирование звука гитары. В момент щипка медиатором струна начинает колебаться с определенной частотой – эти колебания улавливают звукосниматели, после чего передают либо напрямую, либо после усиления «пойманный» сигнал на гнездо джека, где он поступает в кабель и далее в звукоусиливающее и звукообрабатывающее оборудование. Дерево же вступает в дело на этапе формирования характера колебаний – при этом на них оказывает влияние практически каждый уголок инструмента. Различные элементы гитары резонируют при звукоизвлечении, усиливая отдельные частоты и заглушая другие – именно таким образом породы дерева и формирует характер звучания инструмента.
Справедливости ради отметим, что споры по поводу приведенной выше информации не утихают и по сей день. Современное цифровое оборудование для звукообработки при грамотном подходе компенсирует недостатки или особенности звучания самого инструмента, позволяя менее тщательно анализировать спецификации по породам древесины в момент покупки гитары. Однако же музыкальные старожилы, привыкшие играть напрямую в ламповое оборудование либо использующие минимальный тракт звукообработки, не перестают отстаивать свою позицию и с завидным фанатизмом охотятся за редкими породами дерева и индивидуальными спецификациями.
Какая из позиций более верная и какое дерево для гитары лучше – решать вам, мы лишь приведем ту информацию, которую в качестве памятки предлагают известные лютье и которая поможет вам лучше ориентироваться на современном рынке гитар.
Методом проб и ошибок, проведя многочисленные опыты, большая часть гитарных мастеров сформулировала и придерживается следующих тезисов:
- Дерево гитарной деки задает основной характер звука, наибольшее влияние оказывая на фазу сустейна, то есть на звучание нот и характер их затухания;
- На атаку (момент звукоизвлечения, начальная фаза звучания) больше всего влияет то, из какого дерева изготовлена накладка на гриф;
- Древесина, из которой сделан гриф, минимально влияет на атаку, но от нее сильно зависит длительность сустейна.
Традиционный подход к выбору дерева предполагает, что именно оно оказывает наибольшее влияние на звук, то есть создает его фундамент – а электроника, особенности гитарных струн, медиатор, звукоизвлечение лишь «обрамляют» и украшают эту основу, делая звучание инструмента целостным и законченным.
Ниже мы приведем описания наиболее распространенных при изготовлении корпусов гитар пород дерева, их технические характеристики, а также особенности звучания. Напоминаем, что описание влияния древесины на звук инструмента носят обобщающий и достаточно субъективный характер.
Породы гитарного дерева для деки
Липа (Basswood)
Имеет светлый оттенок, волокна расположены достаточно плотно. Из наиболее популярных пород дерева для корпуса гитары липа является одной из самых дешевых, она достаточно податлива в обработке и легко фрезеруется/шлифуется. В серийном производстве используются, по большей части, мягкие бланки и заготовки средней мягкости: они имеют урезанные «свистящие» и острые верхние частоты. Это же свойство не позволяет липе звучать мощно – вместе с урезанием высокого диапазона, слабеют и низы.
Источник