- Гитарное дерево
- Липа (basswood)
- Ольха (alder)
- Болотный ясень (swamp ash)
- Северный ясень (или просто ясень)
- Красное дерево (mahogany):
- На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары
- Влияние древесины на звучание
- На акустической гитаре
- На электрогитаре
- Дерево для акустической гитары
- Самая популярная древесина для изготовления верхней, задней деки и обечайки
- Верхняя дека (Top)
- Задняя дека и обечайка (Backs and Sides)
- Дерево для электрогитары
- Список самой популярной древесины для изготовления топа (корпуса)
- Стандартная древесина
- Экзотическая древесина
- Основной список древесины, которую используют для производства акустических и электрогитар с подробным описанием и характеристиками
- Ольха
- Ясень
- Палисандр
- Тополь
- Лайсвуд
- Таблица видов древесины
- На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары
- Внешний вид
- Звучание
- Отдельные характеристики
- Возможность покупки
- Из какого дерева лучше
- Заключение
Гитарное дерево
Выбирая гитару, особое внимание обращайте на дерево корпуса – его порода может многое сказать о звучании инструмента в целом. Хотя гриф и накладка играют, безусловно, очень важную роль в звукообразовании, и им можно посвятить отдельную статью, всё же основа инструмента – его корпус, ведь именно он превращает механические колебания струны в бесчисленное множество частот и обертонов. Поэтому самое важное свойство древесины – его звучание, и нужно уметь разбираться во всех нюансах. Давайте рассмотрим четыре основные породы древесины для корпуса.
Липа (basswood)
Дерево гитары Липа – нетяжёлая древесина с однородной текстурой, материал для большинства гитар среднего уровня. Будучи относительно дешёвым и легко доступным материалом, липа по своим акустическим свойствам является прекрасной заменой такому “гитарному” дереву, как ольха. Мягкость липы влияет на тембр инструмента и его долговечность. Небольшой резонанс древесины несколько приглушает высокие частоты, звук становится теплее, плотнее в середине – это придаёт звучанию “мяса”, которое многим так нравится. Вес липы также выручает в случае установки на гитару тяжелого железа типа Floyd Rose. Типичная проблема мягкой древесины – сорванная резьба (решить это можно вставив зубочистку в разболтанное отверстие) или трещина. Поэтому в продаже редко встретишь липу в чистом виде (ещё и из-за невзрачной текстуры), обычно инструмент покрывают слоем полиуретана. Из известных мне гитар, липовый корпус стоит у Schecter Damien и большинства Ibanez серии RG.
На интернет-форумах ведутся жаркие споры о пригодности липы, но, в конце концов, мнения сходятся – всё зависит от навыка, слуха и размера кошелька. Звучание готового инструмента во всём зависит от человека, который его создал. Вот вам пример: один известный гитарных дел мастер Боб Бенедетто однажды взял да и сделал из первого попавшегося куска сосны archtop. Несмотря на всевозможные сучки и изъяны, “Сучковатая сосна”, как её прозвали, звучала не хуже остальных шедевров Бендетто! Так что если вы не располагаете достаточными средствами, берите бюджетную модель проверенного производителя – они знают, что делают.
Ольха (alder)
Этот материал был излюбленным у производителей Fender в конце 50х – начале 60х. Так что если вы хотите себе Страт, неважно, Standard Stratocaster или Clapton Signature, корпус его будет, скорее всего, ольховым. Эту породу выбирают за небольшой вес и отличный звуковой баланс, хотя материал довольно мягкий. Уступая в звучности ясеню, ольха предпочтительнее липы на всём диапазоне частот. Вихревая текстура с красивыми мелкими порами отлично выглядит в любом конечном варианте – от винтажного нитроцеллюлозного покрытия до одноцветного полиуретанового. Насыщенность и чёткость – вот определяющие акустические свойства ольхи, что делает её прекрасным материалом и для бас-гитар. В общем, в ней есть всё, что необходимо гитарной древесине– акустика, равномерность звучания и универсальность.
Болотный ясень (swamp ash)
Разновидность ясеня, болотный ясень – легкое дерево с открытыми волокнами и большими порами, произрастает в болотистых местностях на юге США. Особенность дерева, растущего в столько влажных условиях, в том, что его древесина состоит из мягких и твёрдых чередующихся колец. В результате дерево обладает отличной акустикой с широким динамическим диапазоном, а верхние частоты настолько выражены и чисты, что их прозвали “колокольными”. Известно, что одни из своих лучших телекастеров Fender произвёл в 50х годах именно из ясеня. Необыкновенная лёгкость материала придаёт этому определённо гитарному дереву певучести и звучности. Болотный ясень прекрасно звучит на всём диапазоне, включая глубокие басы, сочетая теплоту и резкость звучания.
Северный ясень (или просто ясень)
Это – более плотная и тяжёлая порода. Сустейн и даже звонкость у этого ясеня выше. Однако используют его реже из-за большого веса. Стоит упомянуть, что звучание корпуса сильно зависит от конкретно взятой заготовки, как у ясеня, так и у всех остальных гитарных пород. Главная причина тому в их широком видовом разнообразии по всему свету. Например, попадаются тяжелые гитары из болотного ясеня и совершенно глухие модели из обычно певучей ольхи. Так что, из какого бы материала не был сделан инструмент, обязательно поиграйте на нём перед покупкой.
Красное дерево (mahogany):
Махогани тяжелее ясеня и ольхи. Открытостью пор древесины и равномерностью текстуры эта порода схожа с ясенем. А благодаря большей плотности, древесина хорошо звучит на всех высотах – чёткие низы, плотные средние частоты и полный, яркий звук наверху. Ноты острее, но менее выразительны, а вес древесины даёт очень длительный сустейн. Если сравнить неподключенные Les Paul и Stratocoaster, то у первого густой, глубокий звук, у второго же– невыразительный и плоский. Если бы не кленовый топ, Les Paul звучал бы ещё глубже. Её основная цель – не придание благородности внешнему виду (что, конечно, тоже важно), а придание звучанию большей резкости благодаря твердости клёна. Поэтому SG, корпус которой целиком из красного дерева, звучит более плотно, не так звонко. Тому ещё способствует тонкость корпуса и его особая форма.
Как и ясень, махогани распространён на планете, существует африканский махогани, гондурасский (называют ещё подлинным махогани), низкого качества филиппинский, который собственно, к махогани вообще не имеет отношения – звучит он гораздо хуже, древесина намного мягче и легче. На ударной установке среднего класса всё дерево будет именно из этого “махогани”. Поэтому при возможности всегда узнавайте, откуда привезена древесина, иначе купите себе очередную лопату.
Есть ещё много пригодных для гитарного дела пород, например гавайская коа, орех, палисандр и другие, но чаще всего используют именно эти четыре. Да, сложно при выборе гитары держать в голове все нюансы не только дерева, но и звучков, электроники и прочего, прочего… Начните с простейшего – веса гитары. Звук махогани многим по нраву, но сможете ли вы таскать всё выступление этого пятикилограммового монстра? К тому же не всё зависит от дерева – многое от того, что на нём стоит. Всегда выбирайте гитару по звуку и удобству, остальное не так важно. Тем для разбора ещё очень много, так что до новых встреч!
Источник
На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары
На звук влияют все мелочи от струн до колков. Но есть одна большая деталь – это материал корпуса. Кто-то говорит, что это мелочь для гитаристов с многотысячным бюджетом. Я докажу, что это не так. Даже если вы покупаете недорогую гитару, есть смысл обращать внимание на дерево. Зная критерии выбора, даже за скромную сумму можно найти качественную гитару.
Влияние древесины на звучание
Дерево влияет на срок службы гитары, характер, громкость звука и многие другие параметры. Сначала давайте разберемся, почему материал так важен. Не просто так ведь в век пластика музыкальные инструменты продолжают делать из древесины.
На акустической гитаре
На струнных вроде классики, акустики, укулеле звук после щипка струны попадает внутрь корпуса. Там он отражается от стенок, а затем выходит через розетку.
Во время нахождения внутри корпуса звук приобретает характеристики, которые делают его таким приятным. По сути любая натянутая веревка – это тоже струна, но ведь она не звучит, как гитара.
Благодаря натуральным порам и плотности дерево звучит так узнаваемо, как не может пластик или металл. А эксперименты с этими структурами были, но не принесли никакого результата.
На электрогитаре
Может показаться, что в электрогитаре все зависит от звукоснимателя, а поэтому при изготовлении можно использовать что угодно от стали до опилок. Это не так.
Звукосниматели правда важны, но нужно учитывать то, как действует физика. При щипке струны импульс попадает во все части гитары, отражается от них так же, как это происходит в обычных корпусах без электрики. Поэтому дерево, а точнее его пористость, плотность и тяжесть, тоже важны.
Дерево для акустической гитары
Самая популярная древесина для изготовления верхней, задней деки и обечайки
Породы делятся на 2 группы:
- Твердые. Это тяжелые, плотные материалы из взрослых деревьев. Например, махогани.
- Мягкие. Более эластичные, изготовлены из молодого легкого дерева, чаще всего из ели, кедра,а также некоторых лиственных.
По способу изготовления они тоже различаются:
- Массивом называются куски из цельного дерева. Это не только музыкальный термин. Мебель из массива тоже считается более прочной и надежной. Звук такой гитары богатый, разнообразный, может доставать до разных частот.
- Ламинирование. Это такой бутерброд из плотного цельного шпона сверху и легкого, тонкого наполнителя. Ламинация звучит не так богато, как цельные породы, но зато она лучше переносит высокую влажность и низкие температуры.
Верхняя дека (Top)
Это передняя часть гитары, где расположены струны. Она первой принимает на себя акустический удар. Чаще всего ее делают из легкой ели различных пород:
- Лутца – большая громкость, сильные средние частоты;
- Ситхинская – универсальный, самый популярный вариант, дешевле остальных.
Нередко встречается красный кедр. Это более легкая и пористая структура, хорошо звучит с нейлоном, поэтому используется на классике чаще, чем на акустике (об их различиях можно почитать здесь).
Гитара из красного дерева ровно звучит на всех частотах, отличается сильной атакой.
Задняя дека и обечайка (Backs and Sides)
Это бока и оборотная сторона. Обычно они делаются из более плотных, тяжелых материалов с сильной атакой:
- палисандра;
- тропического красного дерева;
- клена.
Ниже мы рассмотрим самые популярные породы подробнее.
Дерево для электрогитары
Список самой популярной древесины для изготовления топа (корпуса)
В отличие от акустики конструкция электрики не многочастная. Корпусная основа называется декой, а верхняя часть, куда крепятся звукосниматели, – топом. Многослойность нужна не только для экспериментов с дизайном. В подобных конструкциях начало звука зависит от древесины топа, а на продолжение и конец влияет дека. Также верхняя панель увеличивает длину сустейна.
Цельная конструкция гораздо тяжелее полой, поэтому при изготовлении внимание обращают на вес древесины. Хоть массивная гитара неудобна, нельзя делать инструмент слишком легким. Резонировать он не сможет, частоты будут глухие и смазанные.
Стандартная древесина
Чаще всего встречаются сочетания липа / махагони / ольха / болотный ясень с топом из клена. Из-за большого веса твердых сортов клена он популярен именно в частичном применении, потому что дает мощные басы и выраженную середину.
Экзотическая древесина
Есть и более дорогие виды с редкими рисунками или необычными призвуками. Например:
- Палисандр. Достаточно известный, но редкий и дорогой.
- Коа. Акация с уникальными полосами, растет только на Гавайях.
- Лайсвуд. Редкая южная древесина с рисунком, похожим на змеиную кожу.
Основной список древесины, которую используют для производства акустических и электрогитар с подробным описанием и характеристиками
Рассмотрим некоторые популярные породы.
Имеет светлый цвет, несмотря на плотность, весит немного. Проста в обработке благодаря мягкости. Неприхотлива, встречается повсеместно. Это все удешевляет производство и уменьшает стоимость готовых изделий.
Но из-за относительной мягкости не звучит мощно, все частоты схватываются одинаково. С одной стороны, гитара из липы не будет «пищать» на верхах, но низы не выражены. Поэтому она почти никогда не используется в качестве дерева для бас-гитары.
Ольха
В основном похожа на липу, но имеет большую жесткость и плотность. Диапазон чуть шире, заметны низкие и высокие частоты, поэтому звук выходит ровным. Это делает ольху универсальной для любых стилей. Легкость обработки, распространенность дерева делают ее дешевой.
Ясень
Существует несколько разновидностей: самая популярная – болотный ясень, чуть менее распространен северный.
Особенность болотного ясеня – его пористость, слоистость, из-за которой структура становится неоднородной. Поэтому звучание отчасти непредсказуемо: слой может быть как мягким, так и твердым. Из-за этого иногда случаются провалы в частях диапазона, угадать их на сто процентов невозможно.
Вот почему перед покупкой важно послушать гитару в магазине.
При покупке ясеневого инструмента следите за тем, чтобы он не был слишком легким. Чем меньше вес, тем больше пор, тем глуше звук.
Достаточно мягкий клен с закрытыми порами обеспечивает глухие басы и звонкий, выделенный верх. На них советуют ставить звукосниматели с усилением басов.
Твердые виды, например, канадский клен, гораздо более мощные и сильные. Обрабатывать их сложно, поэтому кленовые инструменты чаще всего находятся в высокой ценовой категории.
Есть фигурные виды, неоднородные по структуре, за счет этого обладающие крапчатой поверхностью. Преимущество их в основном эстетическое из-за высокой цены. Но они часто встречаются на топах гитар среднего ценового диапазона.
Палисандр
Дорогая и редкая тропическая порода темного цвета с красноватым оттенком. Гитары из красного дерева стоят немало, отличаются бархатистыми средними частотами, долгим сустейном, но невыразительными высокими и низкими частотами. Многие любят их за внешний вид и «винтажный» оттенок.
Из-за цены и тяжести палисандровую гитару найти сложно. Например, акустическая гитара Ibanez из красного дерева с палисандровым грифом стоит в районе 30-35 тыс. руб.
Тополь
Распространенность и неприхотливость делают тополь популярным в дешевом и среднем сегменте. В основных характеристиках схож с кленом, но пористость имеет чуть большую. Отличается также жесткостью, хотя она не мешает обработке.
Ibanez Jackson стоит около 16 тыс. руб., а для проверенного годами бренда это немного. Окрас светлый, с прожилками.
Ореховый окрас – темный, матовый, с прожилками светло-коричневого цвета. По многим характеристикам напоминает махогани, но гораздо более твердый.
Его любят за стойкую атаку, плотные низы. Из-за этого грецкий орех часто используют как дерево для бас-гитар.
Но диапазон ореха не из привычных, поэтому скорее всего придется менять звукосниматели. Посоветуйтесь с мастером по электроинструментам, чтобы не гадать лишний раз.
Лайсвуд
Змеиное дерево – экзотический австралийский вид, который любят за орнамент окраски. Чаще всего его выбирают соло-гитаристы и импровизаторы за яркий звук на высоких частотах.
Таблица видов древесины
На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары
Надо понимать не только признанные преимущества разных пород дерева, но также слушать себя. Вот еще несколько параметров, чтобы определиться с выбором.
Внешний вид
Самый индивидуальный параметр, где сложно дать рекомендации. Единственное – советую не брать первое, на что упал взгляд при входе в Музторг. Да и не забывайте, что дизайн всегда поддается изменению. Покрывайте лаком, шлифуйте, матируйте, раскрашивайте акрилом.
Звучание
Даже если по всем характеристикам инструмент идеален, саундчек не помешает. Возможно, это просто «не ваше». Развивайте слух, чтобы замечать атаку, различные оттенки. Даже если вы знаете в теории, что ясень и махогани отличаются, без умения отличить их на слух эти знания не имеют смысла.
Вы играете дома или стоите на улице с ремнем? Участвуете в группе или выступаете на квартирниках? Подумайте, в каком положении чаще всего будет находиться гитара, чтобы найти идеальный вариант. Для уличного музыканта ореховый или ясеневый корпус не подойдут.
Отдельные характеристики
Обратите внимание на текстуру, качество лака и мелких деталей. Обидно не увидеть брак в магазине и обнаружить дома трещинки и сколы в дереве гитары. А самые внимательные могут и получить скидку.
Возможность покупки
Каким бы идеальным не казался вариант, подумайте, стоит ли он кредита? Я считаю, что лучше всего копить несколько месяцев. Тогда ценность покупки будет ощущаться гораздо заметнее.
Из какого дерева лучше
Здесь вы найдете несколько характеристик для сравнения. Например, приглядитесь к схеме частот.
Не забывайте, что дорогое не всегда качественное и подходящее. Вам может не подойти кастомный винтажный «Лес Пол», хотя можно подружиться даже с бюджетным дредноутом «Ямаха».
Заключение
Пожалуй, самая важная часть выбора – личные проверки. Не заказывайте доставку, не зная особенностей. Лучше всего 2-3 раза прийти в магазин, попросить все нужные модели, чтобы потом остановиться на той самой. Не стесняйтесь спрашивать продавцов: это их работа, вряд ли вам откажут.
Порой не так важны бывают реальные характеристики, как внешняя привлекательность, чувство «связи». Все-таки для гитариста это не просто расходный материал, а вещь, которая находится рядом много лет.
Относитесь ли вы серьезно к выбору дерева для гитары? Какую характеристику считаете самой важной? Сохраните статью в закладки, чтобы еще раз вернуться к этой инструкции по выбору перед покупкой.
Как на самом деле дерево влияет на звук гитары можно посмотреть в видео:
Влияние дерева на звук гитары от гитарного мастера Александра Богуславского:
Источник