Какую ноту выбрать для варгана

Выбираем варган

Варганом называется музыкальный инструмент из семейства язычковых. Отличительной конструктивной особенностью этой группы является гибкая вибрирующая пластина небольшого размера. Она носит название «язычок» и служит для извлечения звука. Чаще всего ее делают из металла или дерева.

У древнего народного инструмента есть множество модификаций. В каждой стране его именуют по-разному: коукином, хомусом, дрымбой, комузом, кубызом, мунхарпой, маультроммелем и морчангом. На Руси в старославянском языке слово «варги» означало рот, оно и дало имя варгану. Он широко распространен в Республике Саха и Алтайском крае.

О типах инструмента

Варганы удивляют разнообразием форм. По этому признаку их принято разделять на 2 большие группы. В одну из них входят пластинчатые инструменты типа муккури: в пластинке или фрейме сделана прорезь, где имеется язычок. Другую группу составляют дуговые варганы с закругленным либо эллипсовидным основанием. Корпус состоит из двух дек и язычка, расположенного в центре параллельно декам. Язычки вырезаются в цельной пластине (вьетнамский дан мои) или изготавливаются отдельно и крепятся к основанию (хомусы из Якутии).

Разные народы использовали собственный метод изготовления, выбирали подходящую форму и материал. Невозможно найти два абсолютно одинаковых варгана. Однако принцип звукообразования остается общим для всех разновидностей.

Отличие заключается в том, что дугообразный инструмент прижимают к зубам, а пластинчатый зажимают губами. Отсюда возникло разделение на зубные и губные варганы. Язычок приводят в колебательное движение с помощью пальцев. Звучание варгана, его тембр и тональность варьируют, меняя положение языка, артикуляцию, используя в качестве резонатора рот.

Читайте также:  Гитара для тех кто не чего не умеете тому учитесь

Материалом для изготовления варганов служило дерево, кость и даже тростник. В зависимости от этого инструменты существенно отличались по звучанию и прочности. Самым надежным и благозвучным материалом оказался металл, его предпочитают большинство мастеров. Ценность и качество металла влияют на выразительность и разнообразие мелодии. Но во Вьетнаме и Башкирии некоторые исполнители по-прежнему пользуются деревянными инструментами: дан мои и кубызом ручной работы. Многие коллекционеры ценят их за аутентичность.

Выбор типа инструмента во многом зависит от личных предпочтений. Одним больше нравятся губные экземпляры, другим – зубные. Не надо бояться, что зубы могут испортиться от контакта с инструментом, они соприкасаются лишь в 2‒3 точках. Профессиональные варганисты редкие пациенты стоматологов.

Магические звуки варгана

Сегодня к варгану возвращается былая популярность. Благодаря распространению медитативных практик, он приобрел множество поклонников. Красивые ритмичные звуки и вибрации способны погрузить человека в легкий, приятный транс. Они успокаивают, способствуют гармоничному мироощущению. По этой причине им издавна пользовались шаманы.

Для игры на народном инструменте нет необходимости в специальном образовании, научиться при желании может каждый. Для начала нужно освоить определенную технику игры, приобрести начальные навыки, а дальше – нет пределов совершенству. Давно замечено, что каждый варган имеет собственное, присущее только ему звучание, отличающееся диапазоном и тембром.

Многое зависит от исполнителя, его мастерства и способностей. Алтайское горловое пение в сопровождении варгана собирает множество слушателей, дарит им двойное удовольствие. Несмотря на древнее происхождение инструмента, он продолжает совершенствоваться в руках опытных мастеров. Ведется поиск новых возможностей, техник и приемов игры.

Выбор варгана зависит от вашей цели

Для начала определитесь, какую задачу вы ставите перед собой? Возможно, услышав об оригинальном инструменте, решили научиться играть на нем. Тогда ваша цель – производить впечатление на знакомых своей самобытностью или музицировать в дружеской компании.

Другой вариант: всерьез увлеклись медитацией, варган поможет войти в состояние транса, быть может, позволит почувствовать себя немного шаманом. Пока не сформировались четкие требования к инструменту, можно остановиться на универсальном якутском комузе, он подходит для многих задач. Хотите сделать нестандартный подарок, удивить любителя духовных практик или коллекционера? В таком случае лучше приобрести инструмент гарантированного качества.

Когда цель ясна и понятна, выбор сделать намного проще. Если же внятного ответа нет, но есть сильное, ничем не мотивированное желание купить варган, значит, заговорил внутренний голос. Тогда выбор нужно доверить интуиции либо отдать предпочтение комузу, сделанному Павлом Поткиным, известным алтайским мастером. Для начинающего исполнителя это будет оптимальное решение.

Целью музыканта может стать стремление расширить свои исполнительские возможности, воплотить творческие фантазии. Опытному варганисту подойдут сверхчувствительные доромбы Золтана Силадьи, мастера из Венгрии. Его уникальные модели имеют удлиненный язычок и пластину шире обычного.

За счет двусторонних ударов возрастает темп игры, мелодия становится динамичной, яркой. Длина язычка увеличивает продолжительность звука. Конечно, понадобится некоторое время, чтобы приспособиться к нестандартному инструменту, но результат того стоит. Доромбы, как и якутские хомусы, отличаются широким диапазоном нижних и верхних тонов.

Что учесть при выборе варгана

Правильный выбор подходящего музыкального инструмента ‒ дело непростое. Требуется учесть немало различных факторов: индивидуальные предпочтения, соотношение цены и качества, форму, особенности звучания и другие. Мы поможем разобраться с некоторыми из них.

Размер имеет значение

Покупая варган для личного пользования, «примерьте» несколько моделей и остановитесь на той, что окажется более удобной для вас. Конечно, существуют некоторые закономерности. Например, решив приобрести дан мои, крупные люди обычно выбирают басовую разновидность. Это большой инструмент с громким, брутальным звуком. Утонченные исполнители часто отдают предпочтение алтайским комузам с высоким голосом и прозрачным тембром.

Изящным девушкам нравится стандартный вариант вьетнамского губного варгана из латуни: небольшой, с нежным и высоким звучанием, богатством обертонов, хорошей динамикой. Игра на дан мои не требует особых усилий. Инструмент прижимают к приоткрытым губам: язычку нужно место для движения вперед-назад. Пальцами правой руки легко ударяют по его кончику.

Многое зависит от личных пристрастий. Если инструмент не хочется выпускать из рук, а его звук поднимает настроение – выбор ясен. Покупаете в подарок – подумайте о предпочтениях адресата.

На что влияет высота звука

Учитывайте высоту звучания варгана в зависимости от того, что вы предпочитаете: мелодичность или ритм. Чем выше звук, тем больше шансов сыграть красивую мелодию с множеством обертонов. Удлиненный язычок обеспечит продолжительное, красивое звучание.

Если вам нравится четкий, быстрый ритм, выберите инструмент с низким тембром. В этом случае язычок должен быть жестким. Инструменты со средним диапазоном звучания могут успешно решать обе задачи. Башкирский кубыз отлично подходит для игры в высоком темпе, с использованием двойного или даже тройного удара. Он отличается тугим язычком повышенной прочности.

О соответствии цены и качества

Высокая цена не всегда гарантирует хорошее качество и блестящие характеристики инструмента. Но зато обеспечит презентабельный вид: безупречную полировку, хорошо заточенный язычок, ровные очертания. Выбор зависит от значения, которое придается внешней красоте варгана. Кто-то предпочтет неброский инструмент ручной работы, имеющий скромный вид, но отличное звучание. Дополнительный критерий: играть на выбранном варгане должно быть легко и приятно.

Новичку выбрать варган сложнее. Придется протестировать десятки разнокалиберных инструментов, прежде чем найдется тот, что устроит по всем параметрам. Мы предлагаем ориентироваться на красоту, чистоту и гармоничность звучания – это главная качественная характеристика. Но в этом вопросе многое зависит от ваших музыкальных предпочтений. Многим нравятся кованые варганы. Они дороже латунных, при неправильном хранении могут покрыться ржавчиной, зато издают более мощные и выразительные звуки.

Инструмент для души и тела

Варган – один из любимых инструментов поклонников этнической музыки. Они появились сотни лет назад в разных местах планеты и быстро стали популярными в народной среде. Несмотря на некоторые различия в конструкции и материале их объединяет доступность, простота обучения и хорошая репутация. Среди исполнителей сложилось твердое убеждение, что вибрирующие звуки варгана полезны для здоровья музыканта и слушателей. Они помогают избавиться от стресса, расслабиться, ощутить гармонию души и тела.

Для того чтобы вам было проще выбрать «свой» инструмент, полезно послушать звучание варганов разного типа. Это можно сделать в формате online. Получить дополнительную конкретную информацию помогут подробные описания тех или иных экземпляров. Сомневающимся людям рекомендуем посмотреть, как учат играть на варгане-комусе алтайские мастера. Легко убедиться, что простые приемы игры доступны даже ребенку. Дерзайте, все в ваших руках!

Источник

Как настроить варган

«- На какую ноту настроен ваш варган? — спрашивает европейский музыкант, указывая на якутский хомус, лежащий перед мастером на столе.
— На любую! — отвечает гордо мастер, протягивая хомус.»

Немного о звуке варана.

Звуковые колебания варгана показаны ниже: основной тон и обертона, которые часто громче основного тона.

График зависимости высоты тона (частоты) от громкости (амплитуды).
Видны пики обертонов — резонансов варгана. Изменяя объём полости рта, двигая языком или горлом мы можем усиливать один или другой обертон тем самым меняя высоту звука варгана.
Последовательность этих пиков-обертонов и есть звукоряд варгана.

Тюнер покажет вам самый громкий обертон. Положение пиков зависит только от основного тона, но вы чуть-чуть пошевелите языком или мышцами рта, — и самый громкий обертон может оказаться другим!
У качественных варганов, которые можно настроить на ноту, обертона хорошо разделяются и хорошо выделяются, но это — ещё и умение Играть на Варгане!

Само же положение пиков — собственно частота обертона — зависит от качества варгана, от мягкости-жёсткости язычка, его длины и ширины, конструкции рамы и дек в особенности, от массивности рамы и способа крепления язычка — ведь звуковые волны образуются всем комплексом язычок-рама.
Более того, зубы, к которым прижимается рама, и кости также играют существенную роль: глушат одни обертона, резонируют с другими. И всё это усиливается в ротовой полости по законам акустики, как в резонаторе.
Из всего этого следует, что ваш товарищ может извлечь несколько иную ноту на варгане, который вы настроите под себя. И это уже практический опыт, а не теория.

Но как же подстроить варган под себя?

Внимание! Прежде чем мы перейдём к рассмотрению воздействий на варган, предупреждаю, что все действия вы производите самостоятельно на свой страх и риск.
Любое изменение параметров варгана необратимо влияет на его свойства и на изначальное намерение и энергетику, заложенные мастером.

Наибольшее влияние на положение резонансов, а соответственно, на ноту варгана, имеют качество инструмента, масса, длина и жёсткость язычка. И если с длиной язычка делать что-либо затруднительно (не отпиливать же в конце концов!), то изменить массу язычка вполне возможно.
Чаще всего это делают, утяжеляя кончик язычка.
Если варган на конце имеет кольцо, то его заполняют каким-либо плотным материалом, начиная от воска для тонкой настройки до оловянного припоя для сильного понижения тона.
Если кольца нет, олово напаивают на само колено.
Использовать свинец для утяжеления не рекомендуется, поскольку он недружелюбен с человеческим телом, а ротовая полость — место весьма чувствительное. Хотя от таких малых количеств ничего страшного не случится.
Припой обычно наносят на зачищенную поверхность вместе с флюсом, поэтому обязательна тщательная промывка варагна после утяжеления. Обязательно от колено отводят избыток тепла, фиксируя его пинцетом или другим подручным металлическим инструментом.
Такой варган называется утяжелённым.
Сильно занижать тон инструменти не рекомендуется, поскольку изначально рассчитанный на высокое звучание, такой варган теряет часть своих обертонов и звучит более бедно.
То есть при утяжелении богатство звука, распределение обертонов также меняется.

Что же происходит при утяжелении язычка?

Язычок становится более инертым, его колебания замедляются.
Весь обертоновый спектр смещается в область более низких частот. Вараган звучит более низко.
Теперь берём тюнер или частотный анализатор спектра и начинаем играть.
Выясняем, куда нас занесло утяжеление и, постепенно уменьшая вес припоя, подстраиваем варган под чистую ноту.
Уменьшать вес капельки припоя можно по разному: если ошибка большая, то сперва его откусывают небольшими бокорезами, потом можно взять надфиль, а в конце шлифовальную бумагу или дрель со сверлом.

А можно ли повысить тон варгана?

Эта операция сложнее, поскольку уменьшить массу язычка намного сложнее, чем её повысить.
Самый простой способ — уменьшить кольцо варгана, откусив кусачками внутреннюю часть.
Зубами делать эту операцию не рекомендуется!
Но мало того, что эта операция сложна, вы точно не знаете, насколько вы повышаете звук варгана, и способ точной настройки сводится к описанному выше способу утяжеления: облегчили язычок, теперь утяжеляем его до точной настройки.
Если кольца у варгана нет, его тон можно повысить, уменьшая размер колена.

Не рекомендуется:
— отгибать или загибать язычок без специального навыка и знания конкретного инструмента — вы легко можете сломать колено! Этот способ требует отжига сгиба язычка.
— уменьшать толщину язычка, стачивая его — варган конкретно с этим по толщине и по жёсткости язычком звучал с оптимальным количеством обертонов! Большая вероятность, что при изменении этих свойств варган потеряет в качестве.

Хочу ещё раз обратить ваше внимание, что любые модификации, изменения, дополнения варгана вы делаете на свой страх и риск.
Качество и намерение варгана необратимо меняется после внесения изменений, и это уже и ваш варган также.
А при неосторожном вмешательстве варган можно просто механически сломать.
Из Декларации индивидуальных особенностей варганов.

Постскриптум.
Иногда, как на картинке, приведённой выше, можно встретить, что несколько соседних обертонов звучат примерно на одном уровне.
Хорошо это или плохо?
Будет ли хорошо, если одновременно в инструменте звучат обертона До, До-диез, Ре?
Нет, скажет музыкант.
Но на самом деле, в реальности, звуковая картина несколько иная: очень редко вы играете на варгане, не меняя напряжения мышц и языка, чуть-чуть, но постоянно мы двигаемся и эта микродинамика очень сильно влияет на резонанс варгана. В результате, даже самый простой звук на таком варгане получается переливчатый и красивый.
Но чтобы варган уверенно брал только одну ноту по вашему желанию, надо тренироваться так же, как и с любым другим инструментом — тщательно и с любовью.

Источник

Оцените статью