Календарно тематические планы по общему фортепиано

Рабочая программа по предмету » Общее фортепиано.»
рабочая программа по музыке на тему

Скачать:

Вложение Размер
364193.docx 18.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Детская искусств им. Б. Н. Молчанова.»

по предмету «Общее фортепиано»

Составила: преподаватель Неверли Галина Вениаминовна

г. Дудинка 2014 г.

3.Контроль и учет успеваемости.

4.Годовые требования.7-летнее обучение

6.Годовые требования. 5-летнее обучение.

7.Список методической литературы.

Предмет «Общее фортепиано» наряду с другими дисциплинами учебного плана является одним из звеньев музыкально- педагогического воспитания учащихся-инструменталистов ДШИ.

Данная рабочая программа представляет собой учебный курс по предмету «Общее ф-но» для учащихся 1-7 классов оркестрового, струнно-народного и народного отделений. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических дисциплин (сольфеджио, муз. грамота).

Составлена программа на основе программы «Класс общего ф-но» для детских музыкальных школ, разработанная министерством культуры (1966, 2003); Программа представляет собой адаптированную программу на базе типовой семилетней программы для учащихся ДШИ, с учетом их уровня подготовки.

Отличием данной программы от традиционной является возможность дифференцированного подхода к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, муз. способностям и др. индивидуальным данным.

Обоснованием необходимости и внедрения программы является то, что дети в ДШИ принимаются без конкурсного отбора, что приводит к упрощению программных требований. Возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательной школе, посещение кружков, интернет- все это отвлекает детей от занятий музыкой. Отсутствие дома фортепиано не позволяет детям подготовиться к уроку дома.

Цель и задачи данного курса :

-Обучение игре на ф-но и овладение им как вторым инструментом (дополнительным к основному).

-Развитие муз. способностей, приобретение основных исполнительских навыков игры на фортепиано, исполнение произведений различных жанров и стилей, приобретение навыков ансамблевой игры и необходимых навыков для самостоятельного музицирования, чтение с листа.

— -Помощь в освоении других дисциплин: сольфеджио, муз. литература, хор (умение исполнить на инструменте сольфеджируемый номер, фрагмент изучаемого на муз. литературе произведения знание клавиатуры и т.д.)

В процессе занятий по общему ф—но учащийся овладевает техническими приемами игры на ф— но (двигательные навыки, приемы звукоизвлечения), а также учится правильно понимать характер исполняемых произведений.

Занятия с учащимися проводятся в соответствии с индивидуальным планом, составляющимся по полугодиям и рассчитанного в большей степени на работу на уроке, чем на домашнюю работу. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской, зарубежной и современной музыки.

Учитывая, что далеко не все учащиеся имеют хорошую муз. память, на зачетах разрешается исполнять произведения по нотам. Это позволяет пройти по нотам большее количество полезных и интересных пьес, что гораздо важнее, чем тратить огромные усилия и массу времени на запоминание наизусть.

Работа начинается со знакомства с клавиатурой, постановки рук, знакомства с элементарными приемами звукоизвлечения. Со второго года обучения изучаются гаммы в ознакомительном порядке.

Неотъемлемой частью занятий по общему ф-но с первого года обучения является чтение нот с листа.

Кроме работы над произведениями, подбора по слуху, чтения с листа часто на уроке общего ф-но уделяем внимание заданиям по сольфджио (проигрывание номеров, подбор песенок, построение аккордов, интервалов и т.д.)

Обучение рассчитано на семь лет. Занятия проводятся индивидуально по 0,5(1) академ. часа в неделю. Индивидуальная форма занятий позволяет проводить работу с учетом возможностей каждого ученика.

Обучение ведется по следующим направлениям:

1.Изучение классического репертуара (учитывая индивидуальные способности учащихся, а также то, что данный курс – дополнительный и на него запланировано меньше учебного времени, поэтому и репертуарные требования могут быть на 2-3 класса ниже).

2.Исполнение популярной музыки в переложении для ф—но.

3.Техническое развитие (этюды, гаммы).

4.Чтение с листа.

5.Приобретение навыков ансамблевой игры(с педагогом или учеником).

6.Развитие творческих способностей (подбор по слуху).

7.Самостоятельная работа над произведением, начиная от разбора текста до его исполнения.

Источник

Календарно – тематическое планирование по предмету: музыкальный инструмент-фортепиано для 2 класса

Содержимое публикации

МБОУ гимназия №44

по предмету: музыкальный инструмент-фортепиано

на 2018 – 2019 учебный год.

2 класс (1-й год обучения), 1 полугодие

Тип и форма занятия

Универсальные учебные действия

Знакомство с инструментом. Правильная посадка. Знакомство с клавиатурой. Регистры. Звуки высокие и низкие. Слушание музыки.

Инструктаж по ТБ.

Организационный урок; урок – практикум.

Общие сведения об инструментах класса ф-но (клавесин, рояль), механика инструмента, техника извлечения звука. Место — нахождение на клавиатуре трёх регистров, умение словесно передать характер муз. пьесы.

Сравнение: клавесин, пианино, рояль. Классификация инструментов

ф-но, сравнение белых и чёрных клавиш, четырёх посадок за

Forte , piano регистр, фортепианный

1) деление на октавы

2) белые клавиши

(ре, до, фа, ми, си, соль, ля)

Подбор и транспонирование простейших песенок типа: «Андрей – воробей» (на одном звуке), «Дин – дон» (на двух звуках), «Василёк» (поступательное движение), «Листопад» (движение через ступень) и т.п.

Упражнения: «Приказы пальцам», «Радуга», «Пружинка», «Прятки».

Звуки короткие и длинные. Слушание музыки.

Урок изучения нового материала; урок – практикум.

умение свободно ориентироваться на клавиатуре, концентрировать внимание, быстроты реакции, умение прохлопать ритмический рисунок песенки.

Умение определять направление движения мелодии песни. Овладение приёмами звукоизвлечения:

non legato 3, 2, 4 пальцами обеих рук, пластичная опора руки на палец. Свободный вес и перенос руки, свободное движение всего аппарата, развитие муз. памяти, чувства ритма. Название семи нот (белых клавиш) и восьми октав. Местонахождение нот первой октавы. Скрипичный ключ «соль», басовый ключ «фа». Умение словесно передать характер и определить жанр муз. пьесы.

звуков на клавиатуре с их нотной записью

( на линейках, между линейками – по терциям через ступень). Сравнение направлений движения мелодии вверх и вниз, по ступеням, через ступень (скачки).

Классификация муз. пьес по жанрам (песня, танец, марш).

Октава, нота, нотоносец (нотный стан).

(песня, танец, марш).

Правильная посадка, регистры, звуки высокие и низкие: местонахождение на клавиатуре.

Forte , piano . Названия октав и их местонахождение.

Местонахождение на клавиатуре нот: ре, до, фа, ми, си, соль, ля.

Упражнения: «Радуга», «Пружинка», «Прятки» и т.п.

Нотная запись второй октавы.

Подбор и транспонировка простейших песенок.

Ритмический рисунок песенки (запись).

Упражнения «Домик», «Маленькие шаги» и т.п. Звуковые длительности и их соотношение.

Урок изучения нового материала; урок – практикум.

Опрос с исполнением

умение свободно ориентироваться на клавиатуре, концентрировать

внимание, умение записать ритмический рисунок песенки.

Овладение приёмами звукоизвлечения:

non legato 1,5 пальцев обеих рук,

legato по 2 – 3 звука (2-3, 3-4, 1-2, 4-5 пальцами).

Свободное движение всего аппарата, развитие муз. памяти. Название чёрных клавиш. Действие знаков альтерации. Местонахождение нот второй октавы. Умение словесно передать характер и содержание муз. пьесы, определить строение, форму, жанр несложных пьес.

Сравнение местонахождения звуков на клавиатуре с их нотной записью.

Сравнение приёмов звукоизвлечения между собой и с движениями человека, сравнение пульса и ритма, сравнение знаков альтерации, сравнение звуковых длительностей. Классификация пьес по содержанию, жанру, сравнение частей муз. пьесы.

Полутон, диез, бемоль, бекар, целая, половинка, четверти. восьмая, сильная и слабая доли, такт, тактовая черта, размер, лига, пульс, жанр, штрихи (приёмы

Правильная посадка, постановка руки, местонахождение на клавиатуре нот (белые клавиши) в любой октаве. Упражнения:

«Радуга», «Пружинка», «Прятки». Местонахождение на клавиатуре нот на линейках и между линейками

первой и второй октав.

Звуки (высокие и низкие, короткие и длинные).

Постановка руки. Нотная запись басового ключа. Разбор по нотам несложных муз. пьес (7 – 10 ) типа: «Солнышко», «Два кота», «Пастушок», «Листопад», «Паровоз» и т.п.

Упражнения типа: «Змейка».

Правила и порядок разбора муз. произведения. Знакомство с принципами аппликатуры.

Урок изучения нового материала, урок – практикум.

свободные движения всего аппарата, длительная концентрация внимания, быстроты реакции, умение читать нотный текст (звуковысотные и ритмические рисунки) и воспроизводить его:

б) с названием нот

в) с названием пальцев

г) со словами (если имеются)

Местонахождение нот малой октавы (запись нот басового ключа)

Овладение приёмами legato , legato из руки в руку, ансамблевой игры.

Активизация слуха и мышления, развитие координации движений. Умение определить строение муз. пьесы, её содержание. Умение заучивать муз. фразу на память.

Сравнение строения муз. фраз (начало и конец фраз и т.п.), частей муз. пьесы (повторяющиеся фразы), строения разных муз. пьес.

Классификация по жанрам: песня, танец, марш. Самостоятельный разбор несложных пьес. Самостоятельное заучивание наизусть фразы. Сравнение муз. пьес с литературными произведениями (стихи, рассказы).

Лигатура, аппликатура, штрихи, динамические оттенки: mf , mp , ( f , p ), фразировка. Пауза.

Правильная посадка, постановка руки, местонахождение на клавиатуре нот на линейках и между линейками 1 и 2 октав.

Знаки альтерации и их действие.

Упражнения: «Прятки», «Домик», «Маленькие шаги», «Радуга», «Пружинка».

Нотная запись. Разбор по нотам более сложных муз. пьес (5 – 7) типа: «Вальс собачек», «Казачок», «Ой ты, дивчина», «Тыном – таном», «Сулико» и т.п.

Строение муз. фразы.

Заучивание на память муз. пьесы.

Урок изучения нового материала, урок повторения; урок – практикум.

Свободные движения всего аппарата, длительная концентрация внимания, быстрота реакции, активизация слуха и мышления, развитие координации движений, умение читать текст самостоятельно.

Овладение приёмами игры двумя руками (в левой руке – один звук или квинта).

Развитие ансамблевой игры.

Местонахождение нот большой октавы.

Умение определять строение муз. пьесы, фразы, развитие муз. памяти (слуховой, моторной, зрительной, логической).

Умение заучивать муз. пьесу наизусть.

Сравнение строения формы различных муз. пьес, частей пьесы.

Самостоятельный разбор несложных пьес и заучивание наизусть.

Источник

Календарно-тематическое планирование по специальности (фортепиано) 2 класс

Знакомство с инструментом. Правильная посадка. Знакомство с клавиатурой. Регистры. Звуки высокие и низкие. Слушание музыки.

Инструктаж по ТБ.

(организационный урок; урок – практикум).

Общие сведения об инструментах класса ф-но (клавесин, рояль), механика инструмента, техника извлечения звука. Место — нахождение на клавиатуре трёх регистров, умение словесно передать характер муз. пьесы.

Сравнение: клавесин, пианино, рояль. Классификация инструментов

ф-но, сравнение белых и чёрных клавиш, четырёх посадок за

Forte , piano регистр, фортепианный

ИЗО (рисунки животных, птиц, «живущих» в разных регистрах.

Математика (счёт клавиш).

1) деление на октавы

2) белые клавиши

(ре, до, фа, ми, си, соль, ля)

Подбор и транспонирование простейших песенок типа: «Андрей – воробей» (на одном звуке), «Дин – дон» (на двух звуках), «Василёк» (поступательное движение), «Листопад» (движение через ступень) и т.п.

Упражнения: «Приказы пальцам», «Радуга», «Пружинка», «Прятки».

Звуки короткие и длинные. Слушание музыки.

(урок изучения нового материала; урок – практикум).

умение свободно ориентироваться на клавиатуре, концентрировать внимание, быстроты реакции, умение прохлопать ритмический рисунок песенки.

Умение определять направление движения мелодии песни. Овладение приёмами звукоизвлечения:

non legato 3, 2, 4 пальцами обеих рук, пластичная опора руки на палец. Свободный вес и перенос руки, свободное движение всего аппарата, развитие муз. памяти, чувства ритма. Название семи нот (белых клавиш) и восьми октав. Местонахождение нот первой октавы. Скрипичный ключ «соль», басовый ключ «фа». Умение словесно передать характер и определить жанр муз. пьесы.

звуков на клавиатуре с их нотной записью

( на линейках, между линейками – по терциям через ступень). Сравнение направлений движения мелодии вверх и вниз, по ступеням, через ступень (скачки).

Классификация муз. пьес по жанрам (песня, танец, марш).

Октава, нота, нотоносец (нотный стан).

(песня, танец, марш).

Правильная посадка, регистры, звуки высокие и низкие: местонахождение на клавиатуре.

Forte , piano . Названия октав и их местонахождение.

Местонахождение на клавиатуре нот: ре, до, фа, ми, си, соль, ля.

Упражнения: «Радуга», «Пружинка», «Прятки» и т.п.

Сольфеджио (изучение нот и их запись, прохлопывание ритма песенок со счётом на слоги).

Чтение (разучивание стихов о нотах).

Нотная запись второй октавы.

Подбор и транспонировка простейших песенок.

Ритмический рисунок песенки (запись).

Упражнения «Домик», «Маленькие шаги» и т.п. Звуковые длительности и их соотношение.

(урок изучения нового материала; урок – практикум).

умение свободно ориентироваться на клавиатуре, концентрировать

внимание, умение записать ритмический рисунок песенки.

Овладение приёмами звукоизвлечения:

non legato 1,5 пальцев обеих рук,

legato по 2 – 3 звука (2-3, 3-4, 1-2, 4-5 пальцами).

Свободное движение всего аппарата, развитие муз. памяти. Название чёрных клавиш. Действие знаков альтерации. Местонахождение нот второй октавы. Умение словесно передать характер и содержание муз. пьесы, определить строение, форму, жанр несложных пьес.

Сравнение местонахождения звуков на клавиатуре с их нотной записью. Сравнение приёмов звукоизвлечения между собой и с движениями человека, сравнение пульса и ритма, сравнение знаков альтерации, сравнение звуковых длительностей. Классификация пьес по содержанию, жанру, сравнение частей муз. пьесы.

Полутон, диез, бемоль, бекар, целая, половинка, четверти. восьмая, сильная и слабая доли, такт, тактовая черта, размер, лига, пульс, жанр, штрихи (приёмы

Правильная посадка, постановка руки, местонахождение на клавиатуре нот (белые клавиши) в любой октаве. Упражнения:

«Радуга», «Пружинка», «Прятки». Местонахождение на клавиатуре нот на линейках и между линейками

первой и второй октав.

Звуки (высокие и низкие, короткие и длинные).

Математика (деление целого на части, дроби, сложение этих частей в целое, счёт – высчитывание звуковых длительностей).

(разучивание стихов о нотах на линейках 1 и 2 октав и между линейками 1 и 2 октав в виде скороговорок).

Постановка руки. Нотная запись. Разбор по нотам несложных муз. пьес (7 – 10 ) типа: «Солнышко», «Два кота», «Пастушок», «Листопад», «Паровоз» и т.п.

Упражнения типа: «Змейка».

Правила и порядок разбора муз. произведения. Знакомство с принципами аппликатуры.

(урок изучения нового материала, урок – практикум).

свободные движения всего аппарата, длительная концентрация внимания, быстроты реакции, умение читать нотный текст (звуковысотные и ритмические рисунки) и воспроизводить его:

б) с названием нот

в) с названием пальцев

г) со словами (если имеются)

Местонахождение нот малой октавы (запись нот басового ключа)

Овладение приёмами legato , legato из руки в руку, ансамблевой игры.

Активизация слуха и мышления, развитие координации движений. Умение определить строение муз. пьесы, её содержание. Умение заучивать муз. фразу на память.

Сравнение строения муз. фраз (начало и конец фраз и т.п.), частей муз. пьесы (повторяющиеся фразы), строения разных муз. пьес.

Классификация по жанрам: песня, танец, марш. Самостоятельный разбор несложных пьес. Самостоятельное заучивание наизусть фразы. Сравнение муз. пьес с литературными произведениями (стихи, рассказы).

Лигатура, аппликатура, штрихи, динамические оттенки: mf , mp , ( f , p ), фразировка. Пауза.

Правильная посадка, постановка руки, местонахождение на клавиатуре нот на линейках и между линейками 1 и 2 октав.

Знаки альтерации и их действие.

Упражнения: «Прятки», «Домик», «Маленькие шаги», «Радуга», «Пружинка».

Литература (поэзия, проза) – процесс заучивания на память; композитор – поэт – писатель.

Нотная запись. Разбор по нотам более сложных муз. пьес (5 – 7) типа: «Вальс собачек», «Казачок», «Ой ты, дивчина», «Тыном – таном», «Сулико» и т.п.

Строение муз. фразы.

Заучивание на память муз. пьесы.

(урок изучения нового материала, урок повторения; урок – практикум).

Свободные движения всего аппарата, длительная концентрация внимания, быстрота реакции, активизация слуха и мышления, развитие координации движений, умение читать текст самостоятельно.

Овладение приёмами игры двумя руками (в левой руке – один звук или квинта).

Развитие ансамблевой игры.

Местонахождение нот большой октавы.

Умение определять строение муз. пьесы, фразы, развитие муз. памяти (слуховой, моторной, зрительной, логической).

Умение заучивать муз. пьесу наизусть.

Сравнение строения формы различных муз. пьес, частей пьесы.

Самостоятельный разбор несложных пьес и заучивание наизусть.

Источник

Оцените статью