Календарно тематическое планирование по классу фортепиано

Календарно – тематическое планирование по предмету: музыкальный инструмент-фортепиано для 2 класса

Содержимое публикации

МБОУ гимназия №44

по предмету: музыкальный инструмент-фортепиано

на 2018 – 2019 учебный год.

2 класс (1-й год обучения), 1 полугодие

Тип и форма занятия

Универсальные учебные действия

Знакомство с инструментом. Правильная посадка. Знакомство с клавиатурой. Регистры. Звуки высокие и низкие. Слушание музыки.

Инструктаж по ТБ.

Организационный урок; урок – практикум.

Общие сведения об инструментах класса ф-но (клавесин, рояль), механика инструмента, техника извлечения звука. Место — нахождение на клавиатуре трёх регистров, умение словесно передать характер муз. пьесы.

Сравнение: клавесин, пианино, рояль. Классификация инструментов

ф-но, сравнение белых и чёрных клавиш, четырёх посадок за

Forte , piano регистр, фортепианный

1) деление на октавы

2) белые клавиши

(ре, до, фа, ми, си, соль, ля)

Подбор и транспонирование простейших песенок типа: «Андрей – воробей» (на одном звуке), «Дин – дон» (на двух звуках), «Василёк» (поступательное движение), «Листопад» (движение через ступень) и т.п.

Упражнения: «Приказы пальцам», «Радуга», «Пружинка», «Прятки».

Звуки короткие и длинные. Слушание музыки.

Урок изучения нового материала; урок – практикум.

умение свободно ориентироваться на клавиатуре, концентрировать внимание, быстроты реакции, умение прохлопать ритмический рисунок песенки.

Умение определять направление движения мелодии песни. Овладение приёмами звукоизвлечения:

non legato 3, 2, 4 пальцами обеих рук, пластичная опора руки на палец. Свободный вес и перенос руки, свободное движение всего аппарата, развитие муз. памяти, чувства ритма. Название семи нот (белых клавиш) и восьми октав. Местонахождение нот первой октавы. Скрипичный ключ «соль», басовый ключ «фа». Умение словесно передать характер и определить жанр муз. пьесы.

звуков на клавиатуре с их нотной записью

( на линейках, между линейками – по терциям через ступень). Сравнение направлений движения мелодии вверх и вниз, по ступеням, через ступень (скачки).

Классификация муз. пьес по жанрам (песня, танец, марш).

Октава, нота, нотоносец (нотный стан).

(песня, танец, марш).

Правильная посадка, регистры, звуки высокие и низкие: местонахождение на клавиатуре.

Forte , piano . Названия октав и их местонахождение.

Местонахождение на клавиатуре нот: ре, до, фа, ми, си, соль, ля.

Упражнения: «Радуга», «Пружинка», «Прятки» и т.п.

Нотная запись второй октавы.

Подбор и транспонировка простейших песенок.

Ритмический рисунок песенки (запись).

Упражнения «Домик», «Маленькие шаги» и т.п. Звуковые длительности и их соотношение.

Урок изучения нового материала; урок – практикум.

Опрос с исполнением

умение свободно ориентироваться на клавиатуре, концентрировать

внимание, умение записать ритмический рисунок песенки.

Овладение приёмами звукоизвлечения:

non legato 1,5 пальцев обеих рук,

legato по 2 – 3 звука (2-3, 3-4, 1-2, 4-5 пальцами).

Свободное движение всего аппарата, развитие муз. памяти. Название чёрных клавиш. Действие знаков альтерации. Местонахождение нот второй октавы. Умение словесно передать характер и содержание муз. пьесы, определить строение, форму, жанр несложных пьес.

Сравнение местонахождения звуков на клавиатуре с их нотной записью.

Сравнение приёмов звукоизвлечения между собой и с движениями человека, сравнение пульса и ритма, сравнение знаков альтерации, сравнение звуковых длительностей. Классификация пьес по содержанию, жанру, сравнение частей муз. пьесы.

Полутон, диез, бемоль, бекар, целая, половинка, четверти. восьмая, сильная и слабая доли, такт, тактовая черта, размер, лига, пульс, жанр, штрихи (приёмы

Правильная посадка, постановка руки, местонахождение на клавиатуре нот (белые клавиши) в любой октаве. Упражнения:

«Радуга», «Пружинка», «Прятки». Местонахождение на клавиатуре нот на линейках и между линейками

первой и второй октав.

Звуки (высокие и низкие, короткие и длинные).

Постановка руки. Нотная запись басового ключа. Разбор по нотам несложных муз. пьес (7 – 10 ) типа: «Солнышко», «Два кота», «Пастушок», «Листопад», «Паровоз» и т.п.

Упражнения типа: «Змейка».

Правила и порядок разбора муз. произведения. Знакомство с принципами аппликатуры.

Урок изучения нового материала, урок – практикум.

свободные движения всего аппарата, длительная концентрация внимания, быстроты реакции, умение читать нотный текст (звуковысотные и ритмические рисунки) и воспроизводить его:

б) с названием нот

в) с названием пальцев

г) со словами (если имеются)

Местонахождение нот малой октавы (запись нот басового ключа)

Овладение приёмами legato , legato из руки в руку, ансамблевой игры.

Активизация слуха и мышления, развитие координации движений. Умение определить строение муз. пьесы, её содержание. Умение заучивать муз. фразу на память.

Сравнение строения муз. фраз (начало и конец фраз и т.п.), частей муз. пьесы (повторяющиеся фразы), строения разных муз. пьес.

Классификация по жанрам: песня, танец, марш. Самостоятельный разбор несложных пьес. Самостоятельное заучивание наизусть фразы. Сравнение муз. пьес с литературными произведениями (стихи, рассказы).

Лигатура, аппликатура, штрихи, динамические оттенки: mf , mp , ( f , p ), фразировка. Пауза.

Правильная посадка, постановка руки, местонахождение на клавиатуре нот на линейках и между линейками 1 и 2 октав.

Знаки альтерации и их действие.

Упражнения: «Прятки», «Домик», «Маленькие шаги», «Радуга», «Пружинка».

Нотная запись. Разбор по нотам более сложных муз. пьес (5 – 7) типа: «Вальс собачек», «Казачок», «Ой ты, дивчина», «Тыном – таном», «Сулико» и т.п.

Строение муз. фразы.

Заучивание на память муз. пьесы.

Урок изучения нового материала, урок повторения; урок – практикум.

Свободные движения всего аппарата, длительная концентрация внимания, быстрота реакции, активизация слуха и мышления, развитие координации движений, умение читать текст самостоятельно.

Овладение приёмами игры двумя руками (в левой руке – один звук или квинта).

Развитие ансамблевой игры.

Местонахождение нот большой октавы.

Умение определять строение муз. пьесы, фразы, развитие муз. памяти (слуховой, моторной, зрительной, логической).

Умение заучивать муз. пьесу наизусть.

Сравнение строения формы различных муз. пьес, частей пьесы.

Самостоятельный разбор несложных пьес и заучивание наизусть.

Источник

Календарно-тематическое планирование для 4 класса фортепиано

МОУ гимназия №44

на 2016 – 2017 учебный год.

4 класс (3 год обучения), 1 полугодие

Тип и форма занятия

Предметные результаты (ЗУН)

Общеучебные результаты (ЛОУН)

Повторение изученного материала.

Инструктаж по ТБ.

Организационный урок; урок – практикум.

Муз. и психологическое ознакомление с произведением, определение основных трудностей, исходя из нотного текста.

Умение сравнивать характер различных произведений, частей одного произведения и определять особенности при первом восприятии, самостоятельный разбор пьес (или их частей).

Формы: полифония, крупная форма, пьеса, этюд.

Термины за 3 класс.

Музыкальные произведения, изученные в 3 классе.

Термины за 3 класс.

Контрольный урок (прослушивание).

Урок контроля; практическая работа – зачёт.

Входной контроль ЗУН.

Элементарный самоанализ и самооценка исполнения.

Этапы работы над произведениями

Для обучающихся, осваивающих продвинутый уровень программы –

Полифония, крупная форма, пьеса,

этюд; для обучающихся, осваивающих базовый уровень программы – 2 любых произведения.

Разбор произведений, точное усвоение полного нотного текста.

(гамма, аккорды, арпеджио).

Урок изучения нового материала; урок – практикум.

Умение уяснить характер основных компонентов муз. ткани, особенности мелодии, сопровождения, голосов и т.п., раскрыть смысл исполнения указаний в тексте; умение в процессе разбора определять художественные, звуковые и технические трудности; развитие различных технических навыков, физических, психических, слуховых рефлексов и свойств.

Сравнение отдельных характерных элементов муз. структуры (тем, модуляций и т.п.), самостоятельный выбор аппликатуры и подбор подходящих типов звукоизвлечения.

Мелизмы: форшлаг, мордент.

Сонатное аллегро: экспозиция, разработка, реприза.

Муз. произведения и упражнения, изученные в 3 классе.

Муз. и техническое овладение всеми деталями нотного текста произведений.

(гамма, аккорды, арпеджио).

Урок изучения нового материала, закрепления; урок – практикум.

Умение ориентироваться в аппликатурных приёмах, направленных на выразительность интерпретации мелодии и ритма, формирование различных технических навыков и навыков звукоизвлечения, длительная концентрация внимания, активизация слуха и мышления, быстрота реакции, знание видов фортепианной фактуры.

Формирование психических навыков и слуховых рефлексов, концентрация внимания, умение быстро реагировать на различные муз. особенности, самостоятельное использование принципов динамического развития (в местах, где нет указаний автора или редактора).

Педаль: прямая, запаздывающая.

Муз. произведения, изученные в 3 классе.

Исполнение произведений по нотам.

Урок контроля; практическая работа – зачёт.

Элементарный самоанализ и самооценка исполнения.

Целостное исполнение произведений, фразировка. Частичное заучивание наизусть.

(гамма, аккорды, арпеджио).

Урок закрепления; урок – практикум.

Умение целостно воспринять и исполнить муз. произведение, использовать правильно принципы фразировки, формирование различных технических навыков, приёмов звукоизвлечения, длительной концентрации внимания, слухового контроля, активизация мышления, развитие муз. памяти.

Умение быстро реагировать на различные муз. особенности, развитие логической муз. памяти, самостоятельный выбор темпа в соответствии с поставленной задачей.

Муз. произведения, изученные в 3 классе.

Для обучающихся, осваивающих продвинутый уровень программы –

3 произведения (ознакомление):

пьеса (ансамбль);базовый уровень – 2 любых произведения.

Разбор, точное усвоение полного нотного текста.

Заучивание наизусть двух произведений к зачёту, собственное художественное воспроизведение произведений и подготовка к публичному выступлению (зачёт, концерт).

Совершенствование технической и художественной сторон произведений (к зачёту).

Урок изучения нового материала; урок – практикум.

Умение уяснить характер основных компонентов муз. ткани, особенности мелодии, сопровождения, голосов, раскрыть смысл исполнения указаний в тексте, умение в процессе разбора определить художественные, звуковые, технические трудности, формирование различных технических навыков, активизация слуха и мышления, концентрация внимания, развитие муз. памяти, умение исполнять произведение целиком, умение настраиваться на каждое произведение в отдельности и на исполнение всей программы целиком.

Сравнение отдельных характерных элементов муз. структуры (тем, модуляций и т.д.).

Сравнение характера и строения частей произведения и объединение их в единое целое, выявление контрастных муз. образов, самостоятельный выбор аппликатуры, типов звукоизвлечения, темпов в соответствии с задачей. Закрепление игры наизусть, совершенствование технической и художественной сторон произведений, отработка ЗУН в домашних занятиях.

2 произведения к зачёту. Постановка руки.

Муз. произведения и терминология 3 класса.

Повторение пройденного в

Урок контроля; практическая работа – зачёт.

Контроль ЗУН. Формирование навыка публичного выступления.

Элементарный самоанализ и самооценка исполнения.

Подбор репертуара на II полугодие.

Урок закрепления, коррекции ЗУН; урок – практикум.

Исполнение выученных произведений. Слушание пьес нового репертуара.

Сравнение строения, формы музыкальных произведений.

Правила и порядок разбора муз. произведения.

4 класс (3 год обучения), 2 полугодие

Вводный урок. Повторение

I полугодии материала.

Инструктаж по ТБ.

Организационный урок; урок – практикум.

Муз. и психологическое ознакомление с произведением, определение основных трудностей, исходя из нотного текста.

Сравнение характера элементов, частей, особенностей муз. произведения, характера различных произведений, самостоятельный разбор пьес или их частей.

Муз. произведения, изученные в

Для обучающихся, осваивающих продвинутый уровень программы –

(4 произведения – все этапы работы над произведением; 2 произведения из них – к переводному зачёту,

3 произведения – ознакомление; для базового уровня – 4 произведения по этапам, 2 из них к переводному зачету.(см.1 полугодие).

Урок изучения нового материала; урок – практикум.

Исполнение на четырех этапах из пяти

Формирование ЗУН по этапам работы над произведениями

Формирование ЛОУН по этапам работы над произведениями

Повторение понятий I полугодия;

Понятия I полугодия (если некоторые из них не были даны).

Муз. произведения, упражнения, терминология и понятия, изученные в I полугодии.

Для обучающихся, осваивающих продвинутый уровень программы:

исполнение 2 гамм (мажорной и минорной) со всеми изучаемыми формулами. Для обучающихся, осваивающих базовый уровень программы: исполнение 1 любой гаммы со всеми изучаемыми формулами.

Урок контроля; практическая работа – зачёт.

Контроль технических ЗУН.

Элементарный самоанализ и самооценка исполнения.

Переводной академический зачёт.

2 разнохарактерных произведения.

Урок контроля; практическая работа – зачёт.

Контроль ЗУН. Формирование навыка публичного выступления.

Элементарный самоанализ и самооценка исполнения.

Повторение изученного во II полугодии материала. Подбор репертуара на новый учебный год (задание на лето).

Урок закрепления, коррекции ЗУН; урок – практикум.

и психологическое ознакомление с произведениями, определение основных трудностей текста.

Разбор (анализ) ошибок, допущенных при исполнении программы на зачёте.

Умение сравнивать характер различных произведений, частей одного произведения, умение сравнивать

собственное исполнение программы на различных этапах; самостоятельный разбор пьес (или их частей) в медленном темпе.

Основные понятия, термины, упражнения, изученные в 4 классе.

Конкретизация работы по каждому виду произведений.

Овладение характерными для И.С. Баха структурами непрерывного метрически однотипного движения голосов, одновременного исполнения различных штрихов (правой рукой, левой рукой).

Воспитание способности слышать и воспринимать как основные элементы фортепианной ткани (т.е. горизонталь), так и единое целое (т.е. вертикаль).

Умение находить в одном произведении черты разных типов полифонии, сочетание контрастного голосоведения с подголосочным или имитационным, т.к. разновидности полифонической музыки не всегда выступают в самостоятельном виде.

Мелизмы: форшлаг, мордент, трель, группетто.

Ария, хорал, канон.

Термины: подголосочная, контрастная, имитационная полифония.

Освоение новых видов фортепианной фактуры (различные типы гаммаобразного движения), приёмы репетиционной одноголосной игры и игры ломаными интервалами, пальцевая независимость и гибкость кистевых движений, трелеобразные мелизматические фактуры. Использование узко расположенных трезвучий и их обращений.

Умение слышать различные виды фактуры в быстром темпе, умение самостоятельно проработать технические приёмы (гаммы).

ломаный интервал, арпеджио.

Мелкая техника. Крупная техника.

Пьесы кантиленного характера.

Владение различными приёмами педализации, агогическими приёмами, приёмами нюансировки, средствами динамики. Дальнейшее развитие навыка певучей игры (приёмы звукоизвлечения).

Творчески – слуховое восприятие средств муз. выразительности в мелодико – интонационном, гармоническом и полифоническом отношении.

Жанры, песенность, танцевальность, маршевость.

Владение моторикой, метроритмом, чёткой двуплановой фактурой (мелодия и сопровождение).

Владение разнообразной динамикой, артикуляцией, штрихами.

Умение находить отличительные черты пьес подвижного характера и кантилены.

Динамические оттенки и танцевальные жанры.

Произведения крупной формы (сонатины, сонаты, вариации).

Овладение формой сонатного аллегро, различными фактурными приёмами, умение держать единый темп на протяжении всего произведения, навык игры по «дирижёрскому жесту».

Выработка способности целостного охвата формы и каждого раздела, владение образным строем партий (мелодики, ритмики, гармонии, фактуры). Умение слышать интонационное зерно партий. Умение выявить структурные особенности темы, находить черты интонационно – ритмического, гармонического, фактурного сходства либо жанрового различия с ней.

Строение сонатного аллегро (первые части сонат).

Название и строение партий.

Тема, контрастные муз. образы партий, форма двух и трёхчастной сонатины, вариаций.

Источник

Читайте также:  Резник паулс алфавит ноты
Оцените статью