Календарный план для гитары

Рабочая программа «Игра на гитаре»
рабочая программа по теме

Рабочая программа «Игра на гитаре» предусматривает занятия с детьми и подростками с 12 до 16 лет(старшая группа) и с детьми 10-11 лет(младшая группа).

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Скачать:

Вложение Размер
rabochaya_programma_igra_na_gitare.doc 352.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Устьянский детско-юношеский Центр»

Директор МБОУ ДОД УДЮЦ

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Возраст 10- 16 лет

Срок реализации программы 3 года.

Пуляева Елена Юрьевна

“Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека”.

В основу программы «Игра на гитаре» заложено воспитание думающего и чувствующего человека, так как, размышляя о духовном развитии детей и подростков, о нашем духовном возрождении, мы должны понимать, что душу ребенка можно обогатить только с помощью прекрасного, с помощью искусства.

Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Творческий человек склонен к нестандартным, оригинальным действиям, он самостоятелен в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументированно ее отстаивать. Но самое главное, у юного таланта развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа.

В каждом человеке природой заложено творческое начало, рано или поздно появляется желание его реализовать. По статистике музыка является самым массовым и доступным видом искусства, поэтому многие пробуют свои силы в данном виде творчества. Бесспорным лидером по популярности среди музыкальных инструментов считается гитара. Без её участия трудно представить себе классическую и рок-музыку, джаз и романсы. Она нашла себя в авторской песне.

Программа «Игра на гитаре» предусматривает формирование основ и развитие общей музыкальной культуры; знакомство с особенностями жанра авторской песни, культурным наследием прошлого и творчеством современных авторов-исполнителей (бардов); освоение средств, форм и методов творческого выражения; освоение основ гитарного аккомпанемента. Разнообразие форм обучения, приоритетность задач формирования сознания молодого человека как гражданина и патриота, возможность проявления индивидуальности и проживание ситуации успеха, творческая самореализация и социально-значимые направления деятельности- всё это отвечает растущим запросам подростков, увлечённых вхождением в мир искусства, и делает данную программу для них привлекательной.

Направленность дополнительной образовательной программы : художественно-эстетическая.

Актуальность образовательной программы заключается в том, что в творческом объединении созданы условия для самореализации, самовыражения детей и подростков. Они получают уникальную возможность овладеть инструментом в короткие сроки. Как следствие, становится естественным стремление детей играть на гитаре, сочинять музыку, писать стихи.

Дети, уже научившиеся играть, привыкшие петь песни с духовно-патриотическим содержанием, создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения сверстников. Самое главное, что они усиливают проникновение подобных песен в молодежную среду.

Новизна программы заключается в том, что создаются условия вхождения в мир искусства широкому кругу детей с разными музыкальными данными и способностями. Особое внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с педагогом и другими воспитанниками объединения, осознанию чувства солидарности и товарищеской взаимопомощи при выстраивании игры в ансамбле. Чувства одиночества, заброшенности и неприкаянности, связанные с особенностями становления личности подростка отступают, спасая его от скуки, формируя целостную самооценку и способность к установлению, развитию и сохранению позитивных отношений в группе и с другими людьми за её пределами. Для детей с недостаточным развитием музыкальных и физиологических способностей, требования, предусмотренные программой, могут быть скорректированы в соответствии с индивидуальными данными.

Педагогическая целесообразность программы в учете особенностей детей подросткового возраста, в разнообразии видов деятельности в условиях Детско-юношеского центра, в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации, в том числе и участие в фестивалях и концертной деятельности. Программа не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными музыкальными данными, на всех, кто желает научиться играть на шестиструнной гитаре.

Создание условий для развития у детей и подростков сознательного отношения к музыкально-творческой деятельности, воспитание их активными пропагандистами музыкального искусства.

  • развивать интерес к музыке;
  • дать начальное представление о музыкальной грамоте;
  • обучить основам и навыкам игры на шестиструнной гитаре;
  • обогатить знания воспитанников в области бардовских, туристских и авторских песен;
  • стимулировать учащихся к созданию собственных песен;
  • формировать у воспитанников коммуникативную, социальную, этическую и гражданскую компетентности.

Основные направления деятельности

Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях.

Первое – формирование, развитие и совершенствование техники игры на музыкальном инструменте как необходимого средства для достижения художественного результата.

Второе – развитие потребности подростков в выражении своих чувств, мыслей и настроений через собственное сочинение поэтическо-музыкального произведения или оригинальное исполнение произведений других авторов.

Задача коллектива – овладение навыками игры на инструменте, ознакомление с компонентами музыкального языка, пропаганда бардовских, авторских и других песен, т.е. участие в концертах, расширение репертуара и подготовка необходимых программ.

Программа построена на следующих принципах:

  • доступности (с учетом возрастных и психологических особенностей);
  • заинтересованности;
  • наглядности;
  • индивидуальности;
  • комплексности, системности и последовательности;
  • преемственности (овладение новыми знаниями, умениями и навыками возможно только на базе уже усвоенного материала).

На начальном этапе дается максимум базовых знаний необходимых для формирования дальнейшего учебного процесса, основное время уделяется практической работе. Программа оказывает не только содействие в обучении игре на гитаре, она помогает полюбить этот инструмент, воспитывает художественный вкус и этику поведения детей не сцене и в жизни.

Условия реализации образовательной программы:

программа «Игра на гитаре» предусматривает занятия с детьми и подростками с 12 до 16 лет(старшая группа) и с детьми 10-11 лет(младшая группа).

Программа рассчитана на 3 года обучения.

∙ Удобный, хорошо проветриваемый класс.

∙ Аудио-аппаратура: компьютер, магнитофон.

  • Обучающие схемы, таблицы аккордов;
  • Сборники авторских и эстрадных песен;
  • Тезаурус;
  • Подборка песенного репертуара из периодических изданий;
  • Электронные носители (диски);
  • Интернет-ресурсы:

Общий объём программы: 192 часа (ст.гр.) и 128 часов (мл.гр.). Со второго года обучения 128 часов (старшая и младшая подгруппы) и 5 человек выводятся на индивидуальное обучение.

Форма занятий индивидуально-групповая: по 6-8 человек в группе

Дополнительные формы проведения занятий:

  • репетиции к подготовке выступлений;
  • концертные выступления различного уровня;
  • творческие встречи с различными детскими коллективами;
  • посещение концертов, театров с последующим обсуждением;
  • участие в слетах, сборах, конкурсах, туристических походах.

набор детей на первый год обучения проводится по желанию, без предварительного прослушивания. В дальнейшем используется дифференцированный подход при организации занятий.

Обучающиеся должны знать:

  • устройство гитары, разновидности гитар;
  • основные способы звукоизвлечения;
  • аккорды и их буквенные обозначения;
  • правила ТБ и правила поведения в кабинете;

Обучающиеся должны уметь:

  • настраивать инструмент;
  • легко ориентироваться в расположении аккордов на грифе гитары;
  • исполнять обязательные произведения бардов-классиков;

Обучающиеся должны овладеть:

  • навыками выступлений на сцене;
  • навыками участия и организации концертов разного уровня;
  • способами рефлексии;

Критерии и формы оценки усвоения знаний:

  • диагностика;
  • контрольное прослушивание воспитанников;
  • самостоятельная работа;
  • наблюдение.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

  • участие в концертах, творческих смотрах, фестивалях, туристических слётах;
  • демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей, педагогов.

Источник

Календарно-учебный план «Гитара для всех»

Аннотация к календарно-учебному плану (КТП)

для первого года обучения по программе «Гитара для всех»

Календарно-тематический план для группы учащихся первого года обучения по программе «Гитара для всех»

Педагог дополнительного образования Лескович Наталья Валерьевна

Дополнительное образование, возраст учащихся 10-12 лет

Содержание программы направлено на развитие творческих способностей учащихся, на приобщение их к миру искусства, формирование художественного вкуса. Отличительная особенность программы заключается в изучении различных жанров гитарного искусства (классическая, эстрадная музыка, авторская песня, основы вокального исполнительства) и применение в художественно-творческой деятельности (сольное и ансамблевое исполнение, аккомпанирование, создание музыкально-литературных композиций и других творческих проектов).

Творческое развитие учащихся посредством формирования навыков художественного исполнения музыкальных произведений на гитаре.

— Воспитание нравственных, эстетических и патриотических чувств: любви к человеку, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, , музыкальной культуре разных стран мира;

— Формирование положительной мотивации к осознанному постижению мира музыки, готовность проявлять свои личностные качества в музыкальной деятельности;

— Формирование умений учебной деятельности: освоение учебных и творческих действий, навыков самоконтроля, культуры поведения и речи;

— Развитие способностей к художественно-образному эмоционально-ценностному восприятию и исполнению произведений музыкального искусства;

— Овладение практическими умениями и навыками коллективной исполнительской деятельности;

— Приобретение базовых знаний по музыкальной грамоте, необходимых для осуществления различных видов музыкальной деятельности.

2018-2019 учебный год

Количество часов в неделю

4 часа в неделю

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Источник

Календарно-тематический план. Музыкальный инструмент гитара.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН I год обучения

Тема 1. Начальные сведения о нотной записи

1. Нотный стан или нотоносец

2. Длительность звуков

3. Соотношение длительности нот. Пауза. Длительность пауз

4. Октава. Знаки альтернации.

5. Такт. Размер такта

Тема 2. Посадка играющего

2. Игра медиатором

Тема 3. Настройка гитары

1.Настройка под камертон

2. Настройка от первой струны

Тема 4. Извлечение звука

Тема 5. Первоначальная таблица аккордов

1. Исполнительские приемы

2. Исполнительские приемы

3. Буквенно-цифровое обозначение аккордов

4. Выполнение практических навыков игры основных аккордов

Тема 6. Последовательности аккордов

2. Аккордовые последовательности

3. разучивание упражнения №1

4. Разучивание упражнения №2

5. Разучивание упражнения №3

6. Разучивание упражнения №4

7. Разучивание упражнения №5

8. Разучивание упражнения №6

7. Особенности игры на гитаре

1. некоторые особенности игры на гитаре

2. Разучивание упражнений №7-13

3. Разучивание упражнений 14-29.

4. Разучивание упражнения №30-34

Тема 8. Использование аккордных схем

1. Аккордовые схемы в тональности ля-минор

2. Аккордовые схемы в тональности до-мажор

Тема 9. Линия баса

1. Изменение баса в известных последовательностях

2. Повторение баса

3. Добавление басов

Тема 10. Стандар-тная аппликатура

1. Игра с помощью каподастра

2. Основные схемы мажорных трезвучий

3. Основные схемы минорных трезвучий

4. Аккорды с большим баре на 5 и 6 струнах

5. Аккорды с большим баре на 5 и 6 струнах

6. Тональность ля-минор

7. Тональности до и соль мажор

8. Тональности до- и соль мажор

Тема 11. Ритмические рисунки партии аккомпанемента

2. Типичные синкопированные ритмы.

3. Латиноамери-канские ритмы

4. Использование акцентов в ритмическом рисунке

Тема 12. Сложные размеры

1-2. Смешанные размеры

3-4. Разбивка сложных размеров на простые

5-6. Игра сложных размеров медиатором

7-8 Игра сложных размеров пальцами

Тема 13. Аккорды, их строение и обозначение

1. Виды аккордов, их строение. Трезвучия

2. Виды септаккордов

Тема 14. Конструк-ция песни

1. Закономерности построения песни – запев и припев

2. Одноименные и параллельные тональности

Тема 15. Сложные аккорды

1. Трезвучия, септаккорды, нонаккорды.

2. Ундецимаккорды, треудецимаккорды

Тема 16. Анализ мелодии песни, транспонирование

1. Квинтовый круг

2. Квинтовый круг

3. Квинтовый круг

4. Квинтовый круг

Тема 17. Бас-гитара

1. Бас-гитара в эстрадном оркестре

2. Приемы игры на бас-гитаре

Дать знания:- об основных названиях звуков, расположении их на нотоносцах;

— правилах написания скрипичного и басового ключей;

— длительность звуков, паузах, знаках альтернации, тактах;

Формировать умения: — записывать ноты на нотный стан;

— определять длительность звуков;

Дать знания: — о буквенном обозначении нот и расположении пальцев;

— о медиаторе, его роли и правильном использовании;

Формировать умения: — правильного положения тела при игре на гитаре;

— правильного положения пальцев при игре на гитаре;

— правильного использования медиатора.

Дать знания: — о порядке настройки гитары под камертон;

— о порядке настройки от первой струны.

Формировать умения: — настраивать гитару под камертон и от первой струны.

Дать знания: — о двух основных приемах звукоизвлечения правой рукой;

Формировать умения: — извлекать звуки приемами «апояндо» и «тирандо» при использовании приема арпеджио.

Дать знания: — о расположении нотных знаков на грифе гитары;

— расположении пальцев левой руки на ладах и струнах;

— о буквенно-цифровом обозначении аккордов.

Формировать умения – быстро переходить с аккорда на аккорд.

Дать знания: — о гармонической последовательности аккордов;

— об однолинейном нотоносце – нитке.

Формировать умения – выполнять аккордовые последовательности и упражнения 1-6.

Дать знания: — об особенностях игры на нейлоновых струнах;

— о баррэ и тональности;

Формировать умения: — играть пальцами на нейлоновых струнах;

— извлекать до-септаккорд, фа-мажорный аккорд.

Дать знания: — о закономерностях взаимодействия аккордов друг с другом.

Формировать умения: — играть аккордовые схемы в тональностях ля-минор и до-мажор.

Дать знания: — о записи аккордов с басами;

— о тоническом басе;

Формировать умения: — связывать мелодию с басом при игре по слуху.

Дать знания: — о понятии кападастра;

— об основных схемах мажорных и минорных трезвучий;

— о тональностях ля-, до- и соль-минор и мажор;

Формировать умения: — играть основные минорные и мажорные трезвучия, тональности ля-, до- и соль-минор и мажор.

Дать знания: — о ритмах: румба, танго, самбо, биг-бит, рок-н-рол, слу-фокс, шейк.

Формировать умения: — вычислять длительность нот;

— использовать акценты в ритмическом рисунке.

Дать знания: — о смешанных, простых и сложных аккордах.

Формировать умения: — разбивать сложные размеры на простые, группируя восьмые длительности.

Дать знания: — о простейшем аккорде – трезвучии;

— о нонаккорде, ундецимаккорде, терцдецимаккорде, септаккорде, полууменьшенном септаккорде, уменшеном септаккорде;

— мажорных и минорных трезвучиях;

— малом мажорном или доминантовом аккорде.

Формировать умения: — играть все виды изученных аккордов.

Дать знания: — о закономерностях построения песни;

— о понятии «такт» и его роли в конструировании песни;

— об одноименных и параллельных тональностях.

Формировать умения: — в звучаниях музыкальных произведений выделять основные части: запев и припев;

— находить в записи песен переход с одной тональности на параллельную.

Дать знания: — о типах сложных аккордов, их обращении;

Формировать умения: — выполнять упражнения обращения аккордов;

— играть сложные аккорды.

Дать знания: — о квинтовом круге, его строении и предназначении;

Формировать умения: — определять тональность песни по ключевым знакам альтернации;

— переводить песню с неудобной для голоса тональности в более подходящую (транспонировать).

Дать знания: — о строении бас-гитары. записи партии бас-гитары

Формировать умения: — игры танцевальных ритмов на бас-гитаре;

— правильно располагать пальцы при игре на бас-гитаре.

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый,

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый,

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый,

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый,

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН II год обучения

Тема 1. Элементы музыкального языка

1.Мотив, фраза в системе музыкального синтаксиса

Тема 2. Средства музыкальной выразительности

2.Основные группы темпов

Тема 3. Работа с инструктивным материалом

1.Технический материал для совершенствования исполнительского мастерства.

1. Некоторые особенности игры на гитаре

2. Гитарные приёмы в работе музыкальными произведениями

3. Пунктирный и синкопированный ритм

Тема 5. Изучение учебного репертуара

1.Произведения трёхчастной формы

2.Произведения кантиленного и полифонического склада

3.Оригинальные сочинения современных композиторов

Тема 6. Виды аккомпанемента

1.Мелодия и сопровождение

Тема 8. Стили игры на гитаре

2.Фламенко и виды

3.Элементы американской музыки (фолк, блюз, джаз и рэгтайм)

1.AP Guitar Tuner

Дать знания: — о строении мелодии, мотиве, фразе, предложении, периоде строения музыкальных произведений

Формировать умения: интонировать, грамотно и выразительно исполнять музыкальные произведения.

Дать знания: — об основных группах темпов и динамических оттенков.

Формировать умения: использовать полученные знания в исполнении музыкальных произведений

Дать знания: — о мажорных, минорных, хроматических гаммах.

Формировать умения: исполнять пройденный технический материал различными ритмическими и аппликатурными вариантами на одном звуке и в последовательности. Закрепление пройденных позиций.

Дать знания: — о приёмах legato , pizzicato , натуральных флажолетов нисходящего legato , rasgeado , мелизмов (форшлаги, морденты), тремоло, приема vibrato .

Формировать умения: грамотно извлекать звуки и мелодические построения необходимыми приёмами. Понимать и выполнять буквенные обозначения данных приёмов.

Дать знания: — о грамотном разборе музыкальных произведений (теоретический анализ построения произведения), выборе удобной аппликатуры.

Формировать умения: самостоятельно разбирать музыкальное произведение, подбирать рациональную аппликатуру и использовать необходимые гитарные приёмы для раскрытия художественного замысла композитора.

Дать знания: — об обращении интервалов, трезвучий, септаккордов. Об исполнение секвенций аккордов типовой аппликатурой и их закономерностях. Об основах простейшего транспонирования, владение разнообразными ритмическими приемами исполнения аккомпанемента.

Формировать умения: использовать различные виды аккомпанементов при подборе и исполнении песен.

Дать знания: — об основных принципах коллективного музицирования. О понятии синхронного исполнительства и единстве штрихов и метроритма.

Формировать умения: слышать партии всех участников коллектива, оценивать общее звучание, грамотно выбирать динамику для исполнения ведущей или аккомпанирующей партии. Придерживаться единого темпа и ритма.

Дать знания: о стилях игры на гитаре, о технике игры медиатором и пальцами.

О способах звукоизвлечения, настройке инструмента.

Формировать умения: различать стили и способы игры на гитаре.

Дать знания: об основных компьютерных программах (ИКТ в области музыкального исполнительства)

Формировать умения: использовать программы для настройки инструмента, изучения новых табулатур, записи музыкальных проектов.

Источник

Оцените статью