Вокально-хоровой анализ «Жаворонок» Вик.Калинникова
Калинников Виктор Сергеевич
(1870-1927) – русский композитор, дирижер, общественный деятель, педагог; один из организаторов московской Народной консерватории (1906).
Окончил Московское филармоническое училище по классу гобоя и композиции, где с 1890 г. преподавал теорию музыки, состоя в то же время членом наблюдательного совета в Московском Синодальном училище церковного пения. Преподавал также дисциплины музыкально-теоретического цикла в Синодальном училище (1897-1923), в Московской консерватории (1922-1926). Заведовал музыкальной частью и дирижировал оркестром Московского художественного театра; руководил оркестром студентов Высшего технического училища. В течение семнадцати лет работал хормейстером и обучал пению воспитанников городских начальных училищ; руководил хором Московского Филармонического училища. Играл партию гобоя в оркестрах частных оперных театров Прянишникова и Мамонтова.
Виктор Калинников — автор преимущественно хоровой музыки. Им написаны также камерно-инструментальные и симфонические (Концертная увертюра для оркестра, музыка к трагедии А.Толстого «Царь Борис») произведения.
Хоровое творчество композитора обширно и разнообразно. Им написаны 15 произведений для смешанного хора a cappella, женские хоры с сопровождением. Калинников является одним из первых русских композиторов, писавших для детей; у него есть два сборника «Одиннадцать одноголосных детских песен» и«Девять двухголосных детских хоров».
Хоры разнообразны по жанрам, тематике:
— хоровые романсы («Элегия», «Нам звезды кроткие сияли», «проходит лето»);
— лирические пейзажи («Жаворонок», «Солнце, солнце встает», «Звезды меркнут и гаснут», «Зима»);
— лирико-эпические хоры («Кондор», «На старом кургане»);
— характерные картины в русском стиле («Ой, честь ли то молодцу», «Спесь», «У приказных ворот»);
— обработки русских народных песен («Ты взойди, солнце красное», «У ворот батюшкиных», «Эй, ухнем», «Вниз по матушке по Волге», «Заиграй, моя волынка»); обработки революционных песен («Интернационал», «Марсельеза»);
— переложения для смешанного хора («Рыцарский романс» Глинки, «Песня темного леса», «Море», «Спящая княжна» Бородина);
— духовные хоры («Во царствии твоем», «Ныне отпущаеши» и другие песнопения из Литургии).
Творчество Калинникова глубоко реалистично, характеризуется чуткостью к выразительности, звучанию поэтического слова. Задушевность, элегичность — основные черты его творчества. Калинников тщательно выбирает тексты, используя лучшие образцы поэзии: композитор обращается к творчеству
А. Пушкина, И. Бунина, Е. Баратынского, В. Жуковского, И. Никитина, А. Толстого, Н. Соколова, А. Плещеева и др.
Хоровые сочинения Калинникова пользуются широким признанием среди профессиональных, учебных и любительских коллективов. Большинство хоров – произведения лирического плана, рисующие картины родной природы. Они глубоко содержательны: в каждом из них ощущается присутствие человека с его чувствами, переживаниями, отношением к природе. В этом – гуманизм композитора.
Хоры Калинникова, как правило, небольшого размера (исключение составляют эпическая картина «Лес» и хор «Утром зорька»), написаны в простых формах (период, 2-частная, 3-частная, строфическая).
Мелодика сочинений выразительна, проникнута элементами городской, иногда крестьянской песенности;встречается подражание речевым интонациям.
Гармонический язык хоров красочен, изобилует неаккордовыми звуками и задержаниями; характерны сопоставления далеких тональностей, плагальные обороты, несовершенные кадансы, альтерации, секвенции.
Склад письма преимущественно гомофонно-гармонический с развитой подголосочностью и элементами имитаций. Голосоведение отличается самостоятельностью и равноценностью: все хоровые партии несут равную нагрузку в создании художественного образа. Характерно богатство метрической структуры: практически все хоры написаны в переменном размере.
Хоровая фактура произведений масштабна и разнообразна, композитор использует все средства художественной выразительности хора:
— эпизодически используется неполный хор;
— мелодия часто проводится в различных партиях, в виде «перекличек»;
— меняется число голосов: наряду с удвоенным двухголосием употребляется выдержанное четырехголосие и divisi ;
— органный пункт применяется также и в верхних голосах.
Анализ литературного текста
«Жаворонок»
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь светлый мир здесь вижу я.
И славит бога (солнце) песнь моя!
В стихотворении «Жаворонок» раскрыта основная тема поэзии Жуковского — тема очарования души, озаренной вдохновением, видением прекрасного.
Стихотворение посвящено образу жаворонка как символа весны, как олицетворение весны, начала новой жизни. Слова и образы здесь отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение, его ощущения видимого мира — ощущение восторга, радости, восхищения, ликования.
Это ранняя весна, еще не сошел снег, но уже появились первые проталины. Небо удивительно чистое,голубое, воздух прозрачен, чист и влажен. Тихо-тихо. И вдруг откуда-то с вышины льется нежная звонкая трель жаворонка.
Литературный текст написан в двухсложном размере с ударением в стопе на втором слоге – ямбе
| На солн- | це тем- | ный лес | зар-дел |
Произведение Виктора Калинникова «Жаворонок» написано в жанре хоровой миниатюры. Это небольшое по объёму произведение, лирического содержания — пейзажная зарисовка, живописная и поэтическая картина весны. Характер музыки произведений, написанных в жанре миниатюры, определяется образным строем литературного текста.
Произведение «Жаворонок» написано в сквозной строфической форме. Соответственно строению литературного текста в произведении три строфы. Первая строфа занимает 17 тактов и состоит из трех фраз по 5 + 5 + 7 тактов; вторая строфа занимает 15 тактов и аналогично первой состоит из трех фраз (по 4 + 5 + 6 тактов); третья строфа занимает 21 такт и состоит из четырех фраз (4 + 5 + 5 + 7 тактов).
Сквозное развитие музыкального материала обусловлено использованием полифонического склада изложения как основного типа фактуры произведения, а также особенностями гармонического строения.
Произведение построено на контрастной динамике — от pp до f .
Кульминации каждой музыкальной строфы расположены в последних фразах и выстроены по отношению к главной кульминации произведения по принципу нарастания: mf — f — f , усиленное фактурными и тесситурными особенностями материала.
Дирижеру важно установить взаимосвязь между словом и музыкой, так как одна литературная фраза (строфа) разорвана в музыкальном произведении на три фразы.
Для того чтобы объединить фразы в одно предложение необходимо установить связь между ними – ни одна частная кульминация не должна звучать так ярко, как центральная, все кульминационные моменты должны быть подчинены главной смысловой вершине.
Динамика также должна использоваться дирижером как средством раскрытия содержания произведения. Чем тщательнее будет продуман динамический план исполнения, тем больше будет возможности для реального его воплощения, понимания всей глубины его содержания. Чем богаче будет палитра динамических красок хора, тем больше его возможности в создании разнообразных художественных образов.
Определение динамического плана исполнения должны основываться на анализе литературного текста.
В анализируемом произведении композитором используется переменный метр, из двух простых метров 2/4 и 3/4.
Темповое обозначение в начале произведения – Andantino quasi allegretto – подвижно, слегка оживленно. Этот темп сохраняется на протяжении всего произведения. Так же есть ritenuto (замедлять) в 40 такте с последующим возвращением к основному темпу ( a tempo ). Оживленный темп представляет собой некоторую сложность в исполнении, так как постоянное быстрое движение, может привести к неточному выдерживанию четвертных нот с точкой и дальнейшему ускорению темпа. Что бы этого не допустить нужно пропевать произведение в более сдержанном темпе с пульсацией восьмыми длительностями.
В тональном плане в произведении «Жаворонок» композитор не использует модуляций и сложных хроматических аккордов: основная тональность произведения F-dur есть кратковременное отклонение в a-moll , и тональность одноименного минора ( f-moll ).
Фактура произведения «Жаворонок» представлена смешанным типом изложения, в котором одновременно используются несколько типов фактуры.
В данном произведении композитором используется три типа изложения:
1. гомофонно-гармонический склад, в котором главная мелодия проводится в одном из голосов, а остальные составляют гармоническое сопровождение. Так в первых трех тактах мелодия проводится в партии сопрано, а в следующих тактах – в партии теноров
2. гармонический тип изложения музыкального материала, для которого характерно ритмическое и текстовое единство всех голосов
При гармоническом изложении материала возможна мелодическая самостоятельность верхнего голоса.
3. П олифонический склад. Имитационная полифония, для которой характерно поочерёдное проведение темы в различных голосах; в данном произведении используются элементы канонической имитации.
Ритмический рисунок произведения представлен ровным чередованием длительностей внутри мелодических линий (в основном это ровное движение восьмых в сочетании с четвертями) и поэтому не составляет труда в исполнении. Однако общий ритмический рисунок всего хора усложнен полиритмией – одновременным сочетанием различных ритмических фигур. Здесь полиритмия используется композитором в целях рельефного выделения тематизма. Так, например, в первой фразе второй строфы посредством ритма обособляются три фактурных пласта: линия басов, линия средних голосов хора (тенора и альты) и линия партии сопрано.
В данном произведении основным приемом звуковедения является legato легкое, напевное. Для более точного интонирования, особенно главной темы произведения, характер штриха можно приблизить к легкому, без подчеркивания каждого звука, исполнению на non legato , но с обязательным сохранением непрерывности звуковедения.
Для воссоздания, воплощения образного содержания произведения имеет значение характер дирижерского жеста, который должен вдохновлять хор, тонко передавать ему все стороны художественного образа произведения.
Источник
Ноты для хора — сборники советских композиторов
Хоровые произведения — Ноты в сборниках pdf
Ростислав Бойко
Избранные хоры
без сопровождения
“Советский композитор”, 1984г.
номер с6787к
- Я ЛЮБЛЮ ВСПОМИНАТЬ. Стихи Пабло Неруды. Перевод с испанского О. Савича
- РАЗДУМЬЕ. Стихи Л. Хуушана. Перевод с монгольского С. Ботвинника
- ХОРЫ НА СТИХИ С. ЕСЕНИНА
- 1. Серебряный ветер
- 2. Ты запой мне ту песню
- 3. Шаганэ ты моя, Шаганэ.
- 4. Глупое сердце не бейся
- б. Вечером синим
- ВОЛОГОДСКИЕ КРУЖЕВА. Стихи Л. Васильевой..
- ПРЕВРАЩЕНИЕ. Стихи А. Твардовского
- ЛЕНИНГРАДУ 1942 ГОДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. Стихи неизвестного автора
- ТОСТ. Стихи М. Танка
- БАЛЛАДА О СОЛДАТАХ. Стихи А. Дементьев.
- ТРИ ПЕСНИ. Стихи Р. Гамзатова. Перевод с аварского Н.Гребнева
- ДИПТИХ О МИРЕ. Стихи В. Семернина
- 1. Дон Кихот
- 2. У века веки опускаются
- ТРИ ВРЕМЕНИ ГОДА
- 1. Сентябрь. Стихи А. Дементьева
- 2. Чародейкою-зимою. Стихи Ф. Тютчева
- 3. Весна. Стихи Ф. Тютчева
- ДВА МАДРИГАЛА
- 1. Мнится мне. Стихи Николаса Гильена. Перевод с испанского С. Поделкова
- 2. Ты ушла вместе с дождем, Стихи А. Дементьева
- ХОРЫ НА СТИХИ А. С. ПУШКИНА
- 1. Осень
- 2. Таврида
- 3. Туча
- 4. Три ключа
- 5. Бонапарт и черногорцы
- 6. Роза
- 7. Послание
- 8. Виноград
- 9. Пробуждение
- 10. Возрождение
- 11. Зимняя дорога
- 12. Еще дуют холодные ветры
- 13. Узник
- 14. История стихотворца
- 15. Зимнее утро
- ВЕСНА-ВЕСНЯНОЧКА. Стихи Е. Карасева
- ДРЕМА. Слова народные
- ЗАЦВЕЛА КАЛИНА. (Украинская). Русский текст Л. Дербенева
- КУКУШКА. (Якутская). Русский текст Л. Дербенева
- ВЛЮБЛЕННЫМ. (Лезгинская). Русский текст Л. Дербенева
- РЕЧКА МОКША, (Мордовская). Русский текст Л. Дербенева
- К ЛЮБИМОЙ. (Даргинская). Русский текст Л.Дербенева
Скачать ноты
Хоровые произведения
Виктор Калинников
Хоры без сопровождения на слова русских поэтов
Составитель Л. Шохин
“Музыка”, 1984г.
номер 12508
- Элегия. Слова А. Пушкина
- Кондор. Слова И. Бунина
- Зима. Слова Е. Баратынского
- Жаворонок. Слова В. Жуковского
- Звезды меркнут. Слова И. Никитина
- На старом кургане. Слова И. Никитина
- Утром зорька. Слова Скитальца.
- Проходит лето. Слова Н. А. Соколова
- Солнце, солнце встает. Слова А. Федорова
- Лес. Слова А. Кольцова
- Ой, честь ли то молодцу. Слова А. К- Толстого
- Ходит Спесь надуваючись. Слова А. К- Толстого
- Осень. Слова А. Пушкина
- Нам звезды кроткие сияли. Слова А. Плещеева
- У приказных ворот. Слова А. К. Толстого
Скачать ноты
Хоровые произведения
А. Давиденко
Избранные хоры и песни
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составитель И. Лицвенко
“Музыка”, 1974г.
номер 8399
- Море яростно стонало
- Бурлаки. Слова Н. Некрасова
- Гармонь. Слова Н. Кузнецова
- На десятой версте. Слова П. Эдиета
- Улица волнуется. Слова И. Грузинова, текст «частушки» М. Шорина
- Песня о Стеньке Разине. Слова А. Ширяевца
- Первая конная. Слова Н. Асеева
- Сюита на чеченские народные темы. Слова Р. Юренева
- 1. Жалобная
- 2. Любовная
- 3. Лесмя пастуха, гибнущего в горах.
- 4. Боевая
- Обработки народных песен
- Колодники. Слова А. К. Толстого
- Узник. Слова А. Пушкина
- Казнь. Песня политкаторжан. Слова неизвестного автора
- Всё вперед! «Са ira» Песня Французской революции 1789 года
- Маленький барабанщик. Немецкая революционная песня. Перевод М. Светлова
Скачать ноты
Хоровые произведения
А. Давиденко
Избранные хоры и песни
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составитель С. Гаврилова
“Музыка”, 1984г.
номер 12470
(pdf, 6.74 Мб)
- Конница Буденного. Слова Н. Асеева
- Первая конная. Слова Н. Асеева
- Бурлаки. Слова Н. Некрасова
- На десятой версте. Слова П. Эдиета
- Улица волнуется. Слова И. Грузинова
- Рабочий май. Слова С. Третьякова
- Подъем вагона. Хор из оперы «1919 год». Слона И. Исполиева
- Броненосец «Потемкин». Песня матросов. 1906 год. Слова Н. Ушакова
- Хор каторжан из оперы «1905 год». Слова С. Мстиславского.
- Обработки революционных песен
- Беснуйтесь, тираны. Обработка А. Давиденко
- Узник. Слова А. Пушкина
Скачать ноты
Хоровые произведения
А. Калнынь
Избранные хоровые песни
для хора без сопровождения
составитель Л. Фурмане
“Музыка”, 1983г.
номер 2945
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Альфред Калнынь (1879—1951) — выдающаяся фигура в истории латышской музыки. Разносторонний музыкант — композитор, заложивший основы латышской классической онеры, замечательный пианист и дирижер, мастер органной импровизации, педагог — А. Калнынь является одной из наиболее ярких и самобытных артистических натур, искусство которого можно сравнить с творчеством Э. Грига, Б. Сметаны или А. Дворжака в развитии национальных музыкальных культур.
В обширном и многообразном художественном наследии А. Калныня видное место принадлежит хоровым песням. Любовь к родине, чувство красоты природы, Вера в благородные деяния народа пронизывают все хоровое творчество композитора. Кроме почти ста оригинальных песен этого жанра А. Калнынь написал более тридцати обработок народных песен, ряд кантат и песни для хора с инструментальным сопровождением. В настоящем сборнике представлена одна из важнейших сфер хоровой музыки композитора — песни для смешанного хора a capella.
Первые хоровые сочинения А. Калныня относятся к началу XX века. Еще в Петербургской консерватории в студенческие годы написана хоровая зарисовка «Зима» (1901, сл. Р. Блауманиса), несколько позже — в 1903 году появились маленькая лирическая жемчужина — «Колыбельная» на слова скульптора Г. Шкнлтера, друга композитора, и хоры па тексты латышских поэтов: «Праздник Лнго» (Ю. Алунак), «Дочки лип, сынки дубоа» (Аусеклис). Последние выдержаны в натуралыю-ладовой сфере, близкой народной песенности, в основу их сюжетов положены исторические предания к национально-романтические мотивы. В годы пребывания в эстонском городке Пярну созданы песни, открывающие иной круг музыкальных образов. Это песня «Ласточки» (1907, сл. Аусеклнса) и картинно-изящная «Стабурагс и дочка Солнышка» (1907 (?), сл. К. Скалбе). В результате непосредственного соприкосновения композитора с латышскими хоровыми коллективами в Лиепае, где он жил с 1911 по 1915 гг., была создана одна из наиболее оригинальных его песен — «Венок из водяных лилий» (1912, сл. А. Кенынь).
Многогранна хоровая песня А. Калныня 20—30-х годов с характерными для нее темами родной земли и народа. Такова лирическая импрессия «Родина, тебя люблю я» (1924, сл. автора) и стилизованная в народном духе песня «Свобода» (1924, сл. Аусеклнса); интересен по звукописи хор «Черный парус» (1921, сл. А. Калныня). В некоторых песнях, особенно с текстами, написанными в подражание фольклорным образцам, композитор создал мелодику, близкую народной. Среди них красочная миниатюра «Где такие горы» (1922, сл. Райниса) и песня «Венок из боровых цветов» (1937, сл. Я. Рудзатиса). Годы эмиграции в США (1927—1933) породили в творчестве А. Калныня новые мотивы: в его хоровой музыке появляются духовные песни, хоралы на английские тексты; все же основная часть произведений, написанных в годы эмиграции (1927— 1933), отражает неразрывную связь композитора с родиной. Одна из таких песен — «Могила Лачплесиса» (1928, сл. А. Пумпура), к ней примыкает грустная «Старинная песня няни» (1930, сл. Райниса). Среди остальных сочинений этого жанра выделяется хор «Искатель» (1929) па слова американской поэтессы К. Парментер, богатый по гармонии и фактуре. В нем с огромной силой переданы образы моря.
Последние произведения А. Калныня были написаны уже в Советской Латвии. Развернутые хоровые песни «Весеннее утро» (1946, сл. Я. Плаудиса) и «Солнце» (1947, сл. Райниса) достойно венчают творческий путь этого великого художника.
- Праздник Лиго. Стихи Ю. Алунана
- Дочки лип, сынки дубов. Стихи Аусеклиса
- Колыбельная. Стихи Г. Шкилтера
- Зима. Стихи Р. Блауманиса
- Ласточки. Стихи Аусеклиса.
- Стабурагс и дочка Солнышка. Стихи К. Скалбе
- Венок из водяных лилий. Стихи А. Кеныня
- Черный парус. Стихи А. Кеныня
- Где такие горы. Стихи Я. Райниса
- Родина, тебя люблю я. Стихи А. Калныня
- Свобода. Стихи Аусеклиса
- Могила Лачплесиса. Стихи А. Пумпуро
- Искатель. Стихи К. Парментер
- Старинная песня няни. Стихи Я. Райниса
- Венок из боровых цветов. Стихи Я. Рудзитиса
- Утро в цвету. Стихи Я. Плаудиса
- Солнце. Стихи Я. Райниса
Скачать ноты
В. Кикта
Ж. Кузнецова
Произведения для мужского и женского хора без сопровождения
“Советский композитор”, 1983г.
номер с6462к
(pdf, 10 Мб)
ВАЛЕРИЙ КИКТА- ДЛЯ МУЖСКОГО ХОРА
Хвала мастеру. Полифонический концерт. Слова В. Лазарева.
Пушкинский диптих. Слова А. Пушкина
Уродился и несчастлив
Как за церковью за немецкой
Хоральная прелюдия. Слова народные
Херовая живопись, Двойной концерт
ЖАННА КУЗНЕЦОВА — ДЛЯ ЖЕНСКОГО ХОРА
Выходите, красные, девушки. Слова народные
Зацвела ромашка. Слова Н. Тряпкина
Вечная память. Вокализ
Мы пойдем во иные города. Слова народные
Завивайся, березка. Слова Н. Тряпкина
Ой, мамоньки, жарко! Слова Н. Тряпкина
Частушки по-заболотски. Слова народные
Ивушка пеленая моя. Слова народные
Я пойду туда, где густая рожь. Слова народные
В красной горнице. Слона А. Смирнова
По сенечкам, сенечкам. Слова народные
Поиграй, игрок, по-яхреньгски. Слова народные
Скачать ноты
Вячеслав Клюев
Песни и хоры
без сопровождения и в сопровождении фортепиано (баяна)
“Советский композитор”, 1984г.
номер с6910к
- Сказание о Более. Слова В. Кузнецова
- Ленинский дубок. Слова Л. Вальской
- Земля весенняя. Слова В. Семернина
- Мы ведем поезда. Слова П. Черняева
- Легла тишина на границу. Слова В. Кузнецова
- По площади идут полки. Слова В. Малкова
- Зорька вечерняя. Слова В. Бокова
- В раздольях рязанских. Слова И. Кукаевского
- Не грусти обо мне. Слова Т. Дмитриевой
- ОБРАБОТКИ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН
- Уж как пал туман
- Ты, гора ль, моя горка,
- Ой вы, плотницки
- Сохнет, вянет во полюшке травушка
- Рано-рано на заре
- Да купил Ванька себе косу
- На улке девки гуляют
- Ты воспой в саду, соловейко
- Ключинские страдания.
- Как на горке, на пригорке
- Да посеяли девки лен
- Не сиди ты, девица
Скачать ноты
Хоровые произведения
А. Никольский
Избранные хоры
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
Составитель Вл. Соколов
“Музыка”, 1974г.
номер 8425
В 1974 поду исполняется 100 лот со дин рождении известного деятеля хоровой культуры нашей страны Александра Васильевича Никольского.
Он родился в Пензенской губернии в семье священника, С детства пел в хоре, и это первое соприкосновение с искусством навсегда определило дальнейший жизненный путь талантливого юноши. По окончании Пензенской духовной семинарии. Никольский экстерном сдает экзамены за полный курс Московского Синодального училища, Будучи преподавателем Училища, в конце 90-х годов А. Никольский поступает и Московскую Консерваторию на композиторский факультет в класс С И. Танеева. Семейные обстоятельства вынуждают его временно прервать обучение. Диплом высшего музыкального учебного заведения и звание свободного художника он получил через некоторое время в стенах Московского филармонического училища, которое закончил в классе композитора А.А. Ильинского. После Октябрьской революции А. В. Никольский преподает теоретические дисциплины в музыкальных техникумах и училищах Москвы. В двадцатых годах его приглашают на педагогическую работу в Московскую Консерваторию, В 1929 году он получил знание доцента, а с 1936 пода стал профессором кафедры хорового дирижирования. В атом звании Александр Васильевич работал в консерватории до последних дней своей жизни (он умер 19 февраля 1943 пода).
Деятельность А, В. Никольского была чрезвычайно разнообразной. Уже в начале XX столетия Никольский приобретает слащу страстного пропагандиста песенной культуры среда самых широтах масс любителей хорового пения, Его общедоступные учебные пособия, популярные брошюры и статьи па темы о хоровом искусстве, о начальном хоровом образовании, а также активное участие в организации и работе первых Съездов хоровых деятелей России сыграли немалую роль в становлении русской школы хорового исполнительства пред революцией и первые годы, После Великого Октября энергии и энтузиазм А. В. Никольского нашли горячую поддержку в соответствующих правительственных учреждениях молодого советского государства. Он принимал большое участие в деятельности Государственного Института Музыкальной Науки (ГИМНа), замечательного научно-исследовательского учреждения тех лет. Значительна его педагогическая деятельность: Никольский один из организаторов дирижероко-хорового факультета Московской консерватории, создатель фундаментального курса хоровой литературы, хоровой аранжировки и других теоретических дисциплин специального цикла на шюпь организованном факультете. Бережно храпи традиции русской хоровой школы, ярким представителем которой являлся он сам, Никольский в своих программах и методических записках неизменно следовал принципу внедрения лучших ее сторон в процесс обучения и воспитания молодого советского хоровика. Широко эрудированный музыкант, Александр Васильевич неустанно следил за успехами советских композиторов в области хорового творчества. Ни одно более или менее значительное произведемте этот жанра не оставалось без его внимании; он с искренней радостью встречал новые талантливые сочинения Давиденко, Белого, Коваля, Егорова, Александрова, Шапорина, Шебалина, Прокофьева и других, Включение в учебные программы и их подробные аннотации в значительной мере способствовали популяризации лучших образцов советской хоровой литературы среди студенческой массы. К огромному багажу знаний во всех областях музыкальной науки (особенно этнографии и фольклора), теории и методики хорового дела и, конечно, к таланту большого музыканта, надо еще прибавить великолепные способности оратора-рассказчика, дававшие ему счастливую (возможность превращать рядовые лекции в интереснейшие, эмоционально окрашенные, дружеские собеседования со студентами по любой теме курса. Манера чтения лекций»
ого ораторские приемы, простота и образность речи, и вообще какая-то юная жизнерадостность во всем, что он делал и о чем говорил, (все это выделяло его среди людей, беззаветно посвятивших себя благородному делу поднятия музыкальной культуры.
Музыкант-просветитель таково наиболее точное определение профиля деятельности большого русского советского музыканта, профессора Александра Васильевича Никольского.
Особое место в его творческой -жизни занимает композиторская деятельность. Никольским сочтено и издано свыше 400 различных музыкальных произведений. Среди них симфоническая поэма «Потонувший колокол» (по драме Гауптмана), несколько произведений для солирующих инструментов; в свое время среди обучавшихся на духовых инструментах был очень популярен его Концерт для флейты с оркестром. Но, конечно, главное в его творчестве — это хоровая музыка,
В данном сборнике представлены произведения разных стилей, свидетельствующие о широте творческого диапазона автора, псе они отмечены талантом большого мастера, глубоко проникнувшего в тайны хорового письма. Можно особо отметить хор «Ой, ляцел! ryci», партитура которого изложена на основе так называемой регистро-тембровой системы, что явилось результатом тесного творческого и дружеского общения автора с создателем этой системы Павлом Григорьевичем Чесноковьм.
Иное музыкальное содержание, иные средства хор сизого письма мы видим В «Песне о купце Калашникове» и «Былине об Илье Муромце». Здесь автор проявил себя не только как композитор, в совершенстве владеющий мастерством голосоведения, умеющий предельно точно отобразить драматургию стиха. В них он обнаружил необыкновенную способность чуткого проникновения в сферу русского былинного сказа отображения его соответствующими исконно русскими интонациями, без малейшего намека на чуждые этому стилю гармонические последовательности.
И, наконец, свободные обработки русских народных песен. Помещенные в сборнике, обработанные Никольским народные песни по характеру могут считаться классическим (примером (использования подлинных народных мелодий (и, конечно, текста) для создания образцовых хоровых произведений» отмечающих всем требованиям композиторского мастерства. Именно эти песенно-хоровые шедевры Никольского пбеспечили ему широкую известность, а блестящие «Прибаутки» (на которые он, кстати, не давал больших надежд, считая их несерьезной, легковесной шуткой и которые передал Юргенеосу, как он выразился, «просто так, кстати, привеском»), снискали ему славу «репертуарного» композитора. И действительно, в то время, пожалуй» не было ни одного любительского хора, который бы не пополнял «Прибаутки» и другие обработки Никольского.
Составитель надеется, что произведения помещенные в сборнике, пойдут в репертуар профессиональных и самодеятельных хоров, а исполнение их будет данью уважения памяти одного на славных корифеев русского хорового искусства.
Ял. Соколов
- Певец. Слова А. Пушкина
- Черкесская песня. Слова А. Пушкина
- Парус. Слова М. Лермонтова.
- Песня о купце Калашникове. Слова М. Лермонтова
- Слава Н. В. Гоголю. Слова П. Веймберга
- Чайка. Слова К. Бальмонта
- Меж подводных стеблей. Слова К. Бальмонта
- Катит весна, царица мира. Из Гейне
- Раненый орел. Слова Н. Шрейтера
- Обработки народных песен
- Былина об Илье Муромце
- На горе петухи поют. Русская хороводная
- Утенушка луговая. Русская плясовая
- Звонили звоны. Русская свадебная
- Прибаутки
- Ой, ляцелi гyci. Белорусская
Скачать ноты
А. Пащенко
Хоры
без сопровождения
“Советский композитор”, 1985г.
номер с6347к
(pdf, 9.33 Мб)
Андрей Филиппович ПАЩЕНКО (1883—1972) — известный русский советский композитор, автор большого количества произведений в различных Жанрах. Среди его сочинений — 17 опер, в том числе «Орлиный бунт» (1925), «Черный Яр» (1930, пост. 1931), «Помпадуры» (1936, пост. 1939), «Свадьба Кречинского» (1947, пост. 1949), 16 симфоний, вокально-симфонические произведения, 4 симфониетты, оркестровые и другие пьесы (рапсодии, сюиты, увертюры, поэмы, скерцо, ноктюрны, квартеты), концерты — для скрипки с оркестром и для виолончели с оркестром, произведения для фортепиано, романсы, хоры, музыка для театра и кино, в том числе к кинофильмам «Иудушка Головлев», «Дубровский», «Чужая родня», обработки народных песен.
Хоровое творчество А. Пащенко представлено широко и разнообразно, он писал хоровую музыку на протяжении всего своего творческого пути. К его хоровому творчеству следует отнести: симфонии с участием хора —- 2-я симфония «Гимн солнцу» с заключением для тенора-соло и хора на слова К.Бальмонта (1922, новая ред. 1930), 9-я симфония-поэма на стихотворение А. Блока «Скифы» для баритона-соло, хора и оркестра (1958), 12-я симфония с хором (1966); оратории — «Освобожденный Прометей» для сопрано и баритона-соло, хора и оркестра на слова И. Садофьева (1934), «Ленин» — для баритона-соло, хора и оркестра на слова В. Волжеиина, Н. Хикмета, К. Сейтлиева и А. Яшина (1957); кантаты—«Голос мира» для баритона-соло, хора и оркестра на слова М.Танка в переводе Я. Хелемского (1952), «К 25-летию Великой Октябрьской Социалистической революции» для женского хора с инструментальным ансамблем (1942), «К 25-летнему юбилею Красной Армии» (1943), «Реквием памяти героических бойцов, жизнь свою на полях битв положивших в Великой Отечественной войне» для хора и оркестра на свои слова (1942); вокально-симфонические поэмы — «Песнь Солнценосца»
героическая поэма для солиста, хора и оркестра на слова И. Клюева (1924), «Гармонь» — поэма для тенора-соло, чтеца, хора, малого духового оркестра и фортепиано на слова А. Жарова (1931); хоры в сопровождении фортепиано
«Весна небывалая» на слова В. Волженина (1929), «Ворошиловцы» на слова В, Воинова (1935), «Молодежный вальс» на слова А, Чуркииа (1963) и другие; хоры без сопровождения (большое количество) — «Два стихотворения А. Толстого» (1912) и «Два стихотворения Ф. Сологуба» (1913) для мужских голосов, «Вириней» — сюита для смешанного хора на слова С. Городецкого (1923), «Лунная соната» для смешанного хора па слова К. Бальмонта (1923) и др.; обработки народных песен —Первая сюита из четырех русских песен (1920), Вторая сюита из шести русских песен (1923, новая ред. 1934), Третья сюита из четырех ‘украинских песен (1938),. 24 обработки белорусских песен, «Песни политкаторжан» (1937), «Дубинушка» для двух хоров, фортепиано в 4 руки и ударных инструментов (1926) и другие, Кроме того, к хоровому творчеству композитора также относятся хоровые номера из опер «Орлиный бунт», «Помпадуры», «Свадьба Кречинского» и другие.
Большое значение для формирования хорового стиля Пащенко сыграло тесное сотрудничество в 1923—1936 годах с М. Климовым, главным дирижером и художественным руководителем Ленинградской академической капеллы. В хоровой музыке Пащенко использует все технические возможности хора, он* как бы симфоинзирует хоровые голоса. Однако, благодаря отличному знанию вокала и умелому использованию полифонического мастерства, близости к народной музыке, специфика хорового звучания не нарушается. Важно и то, что создавая свое сочинение, композитор проверял его на живом звучании, например, Ленинградской академической капеллы и других коллективов,
В предлагаемом сборнике, выпускаемом в связи с 100-летием со дня рождения композитора, представлена только небольшая часть хоровых произведений А. Пащенко, но они отличаются разнообразием хорового письма: хоры из первой и второй сюит из русских песен выдержаны в концертном плане, более классичны хоры на стихи М. Лермонтова, а хоры на стихи Вс. Рождественского написаны в последние годы жизни композитора и ранее не публиковались.
Можно выразить уверенность, что публикуемые в сборнике произведения Андрея Филипповича Пащенко привлекут внимание руководителей профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов, хоров различных музыкальных учебных заведении, а также многочисленных любителей хоровой музыки.
Э. ЛЕОНОВ
- Два хора на стихи Вс. Рождественского
- 1. Антенны
- 2. Первенец
- Два хора на стихи М. Ю. Лермонтова
- 1. Венеция
- 2. Баллада
- Четыре русские песни. Слова народные
- 1. Люблю я козаченьку
- 2. Сыр материй дуб
- 3. Б темном лесе
- 4. Посажу ль я калинушку
- Три хора из сюиты «Шесть русских народных песен»
- 1. Степь Моздоцкая
- 2. Из-под дуба, из-под вяза
- 3. Я, вечор, млада
Скачать ноты
Источник