Камерные жанры для фортепиано

Камерная музыка. Вокальные жанры. (песня, романс).

Тема № 1

Камерная музыка. Вокальные жанры. (песня, романс).

Камерная музыка (от итал. camera -комната, палата) — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет только один инструмент (голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон. Жанры камерной музыки по принятой классификации, в понятие «камерная музыка» включаются дуэты, трио, квартеты, квинтеты, септеты, октеты и нонеты, при самых разнообразных составах инструментов. К камерным относятся также некоторые жанры для соло с аккомпанементом: например, романсы (камерно-вокальный жанр) или инструментальные сонаты (камерно-инструментальный жанр).

Вокальная музыка – это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или без ( a cappella ).

Песня – наиболее простая и самая распространённая форма, основа всех основ. Она подразделяется на народную и авторскую.Первый вид относят к фольклору (устному народному творчеству). Название «авторская песня» говорит само за себя. Для её создания прикладывает силы конкретный композитор и поэт. Как жанр она возникла в середине XX века. Стоит отметить, что песня принадлежит не только к камерному жанру, но и к концертному.

Романс- жанр камерной вокальной музыки. В средневековье термин означал стихотворение на «романском языке» (испанском), которые сочиняли для наложения на музыку. В романсе помимо текста, большую роль играет аккомпанемент (гитара, фортепиано). В XIX веке в эпоху Романтизма романс становится ведущим жанром вокальной музыки.

Тема №2

Камерная музыка, инструментальные жанры (танец, европейские и национальные танцы, соната).

Танец (от немецкого «Танц») – это искусство выразительных движений в определённом ритме. Музыка и танец – неразлучные друзья.

Танцевальная музыка – это музыка для сопровождения танца. Она бывает прикладная и концертная. Музыка, под которую танцуют называется прикладной. А концертная танцевальная музыка исполняется на эстраде и её слушают. Музыка для танцев делится на народную и профессиональную. Танцы делятся на культовые, сценические и бытовые.

Европейские танцы – вальс, танго, фокстрот, квикстеп, латиноамериканские (самбо, ча-ча-ча ,румба).

Народные танцы имеют древнюю историю. К самым старым из них относятся трудовые, воинственные, обрядовые.

Музыка народного танца простая. Она состоит из одной или двух мелодий. В народной практике танец часто соединяется с песней.

Например, русские – камаринская, барыня; украинские – гопак; белорусские – бульба, крыжачок , лявониха.

Соната-от итал.(звучать)-это циклическое произведение для одного или двух инструментов в 3-х частях.

Тема №3.

Крупные вокально-инструментальные жанры (кантата ,оратория).

В музыке издавна сложились музыкальные жанры ,в которых используется и вокальное , и инструментальное исполнение .Эти жанры объединились в вокально-инструментальную музыку .К ним относятся Оратория и Кантата. Оратория (от лат .Ого-говорю ,молю или oratio -ораторское изложение ,красноречие)-крупное произведение на драматический сюжет для хора, солистов и симфонического оркестра ,предназначенное для концертного исполнения .Оратория –пение церковных сюжетов под музыку .

Кантата-многочастное вокально-инструментальное произведение для хора ,солистов и оркестра .Все части этого произведения соединены какой-то темой темой или идеей ,но могут исполнятся по отдельности ,потому что они самостоятельны ,закончены .Первые кантаты были как правило лирическими .Со временем их содержание усложнилось ,наполнилось философским смыслом.

Тема №4

Тема № 5.

Тема №6

Тема№7

Тема№8

Тема № 9

Строение сонатной формы.

1. Экспозиция – завязка драмы, показ основных музыкальных тем.

ГП (главная партия), СП (связующая партия), ПП (побочная партия), ЗП (заключительная партия)

2. Разработка – развитие драмы, столкновение, сопоставление, переплетение, видоизменение, борьба тем экспозиции, что приводит к кульминации.

3. Реприза – развязка драмы, повторение тем экспозиции, но с изменениями, вызванные событиями разработки.

Кода – итог драмы, завершающая часть сонатной формы.

Циклические формы.

(«цикл» от греч. – «круг») – музыкальные формы, состоящие из нескольких частей, объединённых общим замыслом и образующих связное целое. К ним относятся: соната, симфония, сюита, квартет, концерт.

Соната или сонатный цикл.

Соната (от ит. «звучать» или «играть» на каком-либо инструменте) – это высшая форма гомофонии, циклическое произведение, состоящее из 3-х частей.

1 часть — Сонатное аллегро

2 часть – Анданте

3 часть – Реприза

Тема № 10

Тема №1

Основные вокальные формы

Специфика вокальных форм обусловлена синтетичностью жанра: взаимодействием музыки и поэзии с отличительными принципами формообразованиями. Основные – куплетная и строфическая.

Куплетная форма – типично песенная, главный признак её- наличие запева и припева.

Куплетно-вариационная – с изменением (варьированием) музыкального материала в куплете (от нескольких звуков до значительного).

Строфическая, когда в повторяющемся музыкальном материале нет деления на запев и припев.

Сквозная форма – это форма вокальной музыки, в которой текст преобладает над музыкой.

Тема№2

Тема №3

Опера.

Опера- это большое и сложное музыкально- театральное произведение, в исполнении которого участвуют оркестр, хор, певцы и нередко танцоры. Сюжетом для оперы часто служит литературное произведение, на его основе составляется текст к опере- либретто.

Оперы бывают: исторические, героические, сказочные, лирические, бытовые и т.д. Опера начинается с оркестрового вступления- увертюры, хоровое вступление ( муж. и жен. хор)-интродукция.

Опера обычно состоит из 3-х или 4-х действий (актов), пролога и эпилога. Каждое действие состоит из 2-х 3-х картин. Перерывы между действиями называются – антрактами. Основу оперы составляют сольные и ансамблевые номера. Сольные номера: ария, ариозо, речитатив. Ансамблевые номера: хор, ансамбль (дуэт, трио, квартет и т.д.)

Родина оперы- Италия.

Основоположником русской классической оперы явл. Михаил Иванович Глинка. Ему принадлежат 2 оперы: сказочная «Руслан и Людмила» и Историко-героическая «Иван Сусанин».

Тема № 4

Балет

Балет – это музыкально-театральное произведение, в котором объединяются музыка, танец, сценическое действие. Слово «балет» происходит от итальянского « ballo », что означает «танцую».

Современный балет – это вид музыкально-сценического искусства, в основе которого танец и пантомима.

Пантомима- это немая актёрская игра, выраженная мимикой и жестами.

Балетные танцы делятся на сольные и массовые. Сочиняет и записывает танцы хореограф.

Создателем русского классического балета явл. Пётр Ильич Чайковский. Ему принадлежат 3 балета: « Щелкунчик», « Спящая красавица», « Лебединое озеро».

Тема №5

Оперетта. Мюзикл.

Оперетта- музыкально – театральный жанр, представление от1-го до 5-ти актов, в котором вокальные, хоровые и хореографические номера чередуются с разговорными сценами, без музыки или с оркестровыми фрагментами. Родина оперетты- Париж. Она продолжает традиции академической музыки. Оперетта лёгкий, комический жанр, в котором используются классические музыкальные произведения.

Мюзикл— сценическое произведение, в котором наряду с музыкой используются пластика, хореография и постановочные эффекты.

Родина мюзикла США. Главное место принадлежит литературному тексту.

Используется джаз, рок, эстрадные жанры. В мюзикле танцевальные номера явл. значимой частью основного действия. Сюжеты разнообразны.

Тема № 1

Камерная музыка. Вокальные жанры. (песня, романс).

Камерная музыка (от итал. camera -комната, палата) — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет только один инструмент (голос), в отличие от оркестровой музыки, где существуют группы инструментов, играющих в унисон. Жанры камерной музыки по принятой классификации, в понятие «камерная музыка» включаются дуэты, трио, квартеты, квинтеты, септеты, октеты и нонеты, при самых разнообразных составах инструментов. К камерным относятся также некоторые жанры для соло с аккомпанементом: например, романсы (камерно-вокальный жанр) или инструментальные сонаты (камерно-инструментальный жанр).

Вокальная музыка – это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или без ( a cappella ).

Песня – наиболее простая и самая распространённая форма, основа всех основ. Она подразделяется на народную и авторскую.Первый вид относят к фольклору (устному народному творчеству). Название «авторская песня» говорит само за себя. Для её создания прикладывает силы конкретный композитор и поэт. Как жанр она возникла в середине XX века. Стоит отметить, что песня принадлежит не только к камерному жанру, но и к концертному.

Романс- жанр камерной вокальной музыки. В средневековье термин означал стихотворение на «романском языке» (испанском), которые сочиняли для наложения на музыку. В романсе помимо текста, большую роль играет аккомпанемент (гитара, фортепиано). В XIX веке в эпоху Романтизма романс становится ведущим жанром вокальной музыки.

Тема №2

Камерная музыка, инструментальные жанры (танец, европейские и национальные танцы, соната).

Танец (от немецкого «Танц») – это искусство выразительных движений в определённом ритме. Музыка и танец – неразлучные друзья.

Танцевальная музыка – это музыка для сопровождения танца. Она бывает прикладная и концертная. Музыка, под которую танцуют называется прикладной. А концертная танцевальная музыка исполняется на эстраде и её слушают. Музыка для танцев делится на народную и профессиональную. Танцы делятся на культовые, сценические и бытовые.

Европейские танцы – вальс, танго, фокстрот, квикстеп, латиноамериканские (самбо, ча-ча-ча ,румба).

Народные танцы имеют древнюю историю. К самым старым из них относятся трудовые, воинственные, обрядовые.

Музыка народного танца простая. Она состоит из одной или двух мелодий. В народной практике танец часто соединяется с песней.

Например, русские – камаринская, барыня; украинские – гопак; белорусские – бульба, крыжачок , лявониха.

Соната-от итал.(звучать)-это циклическое произведение для одного или двух инструментов в 3-х частях.

Источник

Жанры камерной музыки

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА (от ср.-век. лат. camera — комната; итал. musica de camera; франц. musique de chambre; англ. chamber music; нем. Kammermusik) — вид музыкального искусства, предназначенный для исполнения в небольших помещениях или для домашнего музицирования. Для нее характерны специфические инструментальные составы (от одного исполнителя-солиста до нескольких, объединяемых в ансамбле) и особенности музыкального изложения: детализация мелодических, интонационных, ритмических и динамических выразительных средств. Она обладает большими возможностями передачи эмоций и самых тонких градаций душевных состояний человека. Хотя истоки Камерной музыки восходят к эпохе средневековья, термин утвердился в 16-17 вв. В этот период под Камерной музыкой, в отличие от церковной и театральной, подразумевалась светская музыка, предназначенная для исполнения в домашних условиях или при дворах монархов. К сер. 18 в. это всё яснее выступает различие камерной и музыки концертной (оркестровой и хоровой).

Особым жанром являются КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МИНИАТЮРЫ. В 19- 20 вв. они нередко объединяются в циклы. В их числе: «песни без слов» Мендельсона, пьесы Р. Шумана, вальсы, ноктюрны, прелюдии и этюды Ф. Шопена, сочинения малой формы А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, «Мимолётности» и «Сарказмы» С. С. Прокофьева, прелюдии Д. Д. Шостаковича, «Маргиналии» Я. Ряэтса, скр. пьесы типа «Мелодии» и «Скерцо» П. И. Чайковского, прелюдии Цинцадзе и др.

С кон. 18 в. и особенно в 19 в. видное место в искусстве заняла ВОКАЛЬНАЯ КАМЕРНАЯ МУЗЫКА (в жанрах песни и романса). Исключительное внимание ей уделяли композиторы-романтики. Они ввели жанр вокальной миниатюры, а также вокально-песенные циклы, объединённые одной идеей («Зимний путь» Ф. Шуберта, «Любовь и жизнь женщины» Р. Шумана и др.). Широкое развитие жанры песни и романса получили в России (с 18 в.); художественных высот М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, И. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов.

СОНАТА (итал. sonata, от sonare — звучать) — один из основных жанров инструментальной музыки. В 16 в. утвердилось понятие Сонаты как сочинения, предназначенного для инструментального исполнения, в отличие от кантаты — для вокального исполнения. Соната формировалась в течение 18 в. Стиль классич. венской Сонат — в творчестве Й. Гайдна, В. А. Моцарта, М. Клементи С. представляет собой 3-частный сонатно-симф. цикл и предполагает не более двух исполнителей.

ТРИО (итал. trio, от лат. tres, tria — три) — 1) ансамбль исполнителей из трёх человек; см. также Терцет. 2) Музыкальное произв. для трёх инструментов или певческих голосов. Выдающиеся образцы фортепианного трио создали Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, П. И. Чайковский, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов, Д. Д. Шостакович.

КВАРТЕТ (итал. quartette, от лат. quartus — четвёртый; франц. quatuоr; нем. Quartett; англ. quartet) — 1) ансамбль из 4 исполнителей (инструменталистов или вокалистов). В камерно-инструментальной музыке могут быть однородными (4 смычковых, 4 дерев. духовых, 4 медных духовых и т. д.) или смешанными. Распространение получил струнные (смычковые) (2 скрипки, альт, виолончель.).

ПРЕЛЮДИЯ, прелюд (ср.-век. лат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно, делаю вступление), — небольшая инструментальная пьеса. Первоначально импровизационного характера, вступление к основной пьесе (обычно фуге) 2-частного цикла (П. и фуги Д. Букстехуде, «ХТК» И. С. Баха) или к многочастному цикличному произведению. В 16-18 вв. складывается жанр как самостоятельной пьесы, по характеру и типу изложения близкой фантазии. В 19 в. становится одним из наиболее распространённых жанров малых форм в творчестве композиторов-романтиков (циклы прелюдий Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др.). В творчестве композиторов 20 в. трактуется многопланово: может выполнять вступительную функцию (Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин), являться самостоятельной пьесой (у С. В. Рахманинова, Шостаковича) или развёрнутой композицией (Prelude op. 44 Шёнберга, «Прелюды» для орк. Дебюсси).

ЭТЮД (от франц. etude — букв. учение, изучение) — инструктивная музыкальная пьеса, первоначально предназначенная только для совершенствования технических навыков игры на инструменте. Развитие жанра связано прежде всего с расцветом в 19 в. виртуозного исполнительства на фортепиано. Позднее появляются для скрипки (Р. Крейцера, П. Роде), для виолончели (Д. Поппера) и др. инструментов. У композиторов-романтиков (Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс н. др.) становится художественно значительным произведением, трактованным либо как яркая концертная пьеса, либо как миниатюра типа прелюдии. В дальнейшем в творчестве русских (А. К. Лядова, А. С. Аренского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского), советских (С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Н. П. Ракова, Д. Д. Кабалевского и др.) и зарубежных композиторов (К. Дебюсси, О. Мессиана, Б. Бартока, К. Шимановского и др.) развивая определенный исполнительский навык, сохраняет значение художественного сочинения.

ПЕСНЯ (лат. cantus, cantio; итал. canzona; франц. chanson; англ. song; нем. Lied) — наиболее распространённый жанр вокальной музыки, а также общее обозначение поэтического произведения, предназначенного для пения или распевной речитации. Жанровая классификация может производиться по разным признакам: словесного и музыкального содержания ( революционные, патриотические, лирические, сатирические, маршевые, танцевальные и т. д.), социального функционирования (крестьянские, городские, бытовые, военно-строевые и др.), фактуры и исполнительского состава (одно- и многоголосные, сольные и хоровые, с инструментальным сопровождением и без него). Музыкальная форма связана со структурой и содержанием поэтического текста. Самая распространённая — куплетная форма.Авторская песня – созданная композитором (не фольклор). Среди крупнейших композиторов: Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, X. Вольф, Г. Малер, Р. Штраус (Австрия и Германия); Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ж; Массне, Г. Форе (Франция); Л. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов (Россия).

Вместе с тем к нач. 20 в. понятие авторской Песни приобрело двоякий смысл: Песня (романс) — «высокий» жанр серьёзной музыки, сочиняемой композитором прежде всего для профессионального исполнения, и Песня «популярная» (в т. ч. эстрадная и массовая), нередко создаваемая без письменной фиксации самими исполнителями (во Франции — шансонье, в США, Великобритании и др. странах — рок-музыкантами, в СССР — т. н. бардами.

РОМАНС (испан. romance) — камерное вокальное произведение для голоса с инструментом. Термин возник в Испании и первоначально обозначал стихотворение на испанском («романском») языке, рассчитанное на музыкальное исполнение. Отличается от песни большей детализацией мелодии и её связью со словами, выразительной ролью инструментального сопровождения. Романсы подразделяются на жанровые разновидности: балладу, элегию, баркаролу и др. В 19 в. Р. становится одним из ведущих жанров, отражая характерную для эпохи романтизма тенденцию — воспроизведение внутреннего мира человека во всех психология, нюансах ( творчество Ф. Шуберта , Р. Шумана, И. Брамса, X. Вольфа и др.) На протяжении 19 в. формируются национальные школы в России (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. Л. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов), во Франции (Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне), в Чехии (Б. Сметана, А. Дворжак), в Польше (М. Карлович, К. Шимановский), в Норвегии (X. Хьерульф, Э. Григ) и др. В 20 в. по-новому ставится проблема синтеза музыки и поэзии: возникают стихотворения с музыкой (С. И. Танеев, Рахманинов, Н. К. Метнер, С. С. Прокофьев, К. Дебюсси), в качестве текста широко используется свободный стих и даже проза; применяются новые приёмы декламации (А. Шёнберг); в Романс проникают народные музыкально-речевые жанры (И. Ф. Стравинский). Творческое развитие традиции Романса получили у советских композиторов (Прокофьев, Шостакович, Н. Я. Мясковский, АН. А. Александров, Ю. А. Шапорин, Свиридов).

ВОКАЛИЗ (франц. vocalise, от лат. vocalis — гласный звук; звучный, певучий) — 1) исполняющееся на гласном звуке упражнение для развития вокальной техники, специально сочинённое или импровизируемое певцом. 2) Концертное произведение, чаще для сопрано с инструментальным сопровождением. Отсутствие слов и кантиленность, иногда виртуозность («Вокализ в форме хабанеры» Равеля) позволяют ярко показать красоту и выработанность голоса («Вокализ» Рахманинова). В 20 в. В. сближается с инструментальными жанрами (5 мелодий для голоса или скрипки с фортепиано Прокофьева; этюд Шимановского), в т. ч. крупными (соната-Вокализ, сюита-Вокализ Метнера; концерт для голоса с оркестром Глиэра).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Читайте также:  Ноты херувимская песнь смешанный хор
Оцените статью