Камышинку клонит ветер у ручья горько плачет стонет милая моя ноты

Музыкально – теоретический анализ.

Сведения о чешской народной музыке

Истоки чешской музыкальной культуры уходят далеко в прошлое. Её судьба складывалась сложно, в связи с политическим положением. С XI века немецкие рыцари начали захват территории Чехии, поэтому древняя чешская культура отличается своей религиозностью и героическим по духу содержанием. О чешской музыке в ту далёкую эпоху почти не сохранилось исторических сведений, но её характерные традиции, сложившиеся и живущие в народном творчестве в течение нескольких столетий, говорят об общности их с песенной культурой южных и восточных славян.

Не смотря на политические проблемы страны,важную роль в расцвете Чешской музыки сыграла деятельность чешских композиторов, их обращение к сюжетам национальной истории, народной тематике, стихам чешских поэтов, к народным песням и танцам отразилось на характере вокальной и инструментальной чешской музыки и дало начало созданию композиторской школы.

Чешская национальная музыка продолжала развиваться и находит живое претворение в творчестве венских классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена, а также в более поздние годы – у Шумана и Брамса. Самые известные композиторы Чехии, принёсшие большой вклад в развитие музыкальной культуры,были Ф.К.Душек, Я.Я.Риба, В.Я.Томашек. Элементы народной чешской музыки присутствуют в творчестве Б.Сметаны, А.Дворжака, З.Фибиха.

Музыкально – теоретический анализ.

Одним из наиболее популярных произведений чешского фольклора является песня «Камышинка». Образ камышинки ассациируется с образом девушки, которая ждёт своего любимого, её слёзы и печаль сравниваются с камышинкой. Может она никогда уже не увидит любимого человека, но в тексте звучат такие слова: «Не горюй! Всё вернётся снова, не горюй!»

Для создания произведения композитор использовал форму строфическую с элементами 3-х частности:

Камышинку клонит ветер у ручья,

Горько плачет, стонет милая моя.

Плачет,что пригожа, а всегда одна…

Что для серца тоже минула весна.

Не горюй, родная, не горюй, родная!

Не горюй, не горюй!

Основная тональность произвежения «d-moll», которая подчеркивает грустный, печальный, задумчивый характер произведения.

Примечательно, что использован его мелодический вид (3-4, 7-8 такты)

и натуральный (21-22 такты). В остальных случаях — гармонический вид.

Вторая строфа звучит в параллельной тональности «F-dur» (9-10 такты), что вносит в музыку оттенок просветления. Примечательно,что во 2-о куплете именно здесь звучат слова: «Ждёт нас снова, знаю, счастье и любовь», — одна из ключевых фраз данного произведения.

3-ий раздел возвращает в нас в основную тональность. Такой простой тональный план продиктован самим жанром народной песни, как и использование параллельных тональностей.

Произведение звучит в темпе «Andante» (не спеша). Это темп повествования, рассказа. Он наиболее близок образу одинокой девушки. В произведении не происходит никакого действия, можно лишь заметить, что автор текста, постоянно утешающий главную героиню, убеждая её в том, что : «Всё вернётся снова, не горюй!»,поэтому в произведении и не происходит смены темпа. Единственное замедление находится в конце произведения (22-24 такты), что характерно для завершающего эпизода.

Динамический план произведения является одним из самых ярких средств выразительности. Он развивается от «р» до «f». Если первый раздел звучит тихо «р» – что естественно для начала неторопливого повествования, то 2 раздел звучит уже ярче «mf» (9 такт). Текст произведения поясняет нам печаль и грусть девушки.

3-ий раздел представляет собой кульминацию произведения, которая начиналась на «р» и заканчивалась на «f». Примечательно, что последняя фраза исполнена динамическими оттенками от «р» (17 такт) до «f» (22 такт). В сочетании с основной тональностью «d-moll», не смотря на утверждающий текст : «Всё вернётся снова, не горюй!» — создаётся настроение желания утешить,пожалеть героиню. Нет ощущения уверенности в том, что так и будет.

Сам жанр песни подразумеваеи исполнение на «legato» и этот штрих нигде не меняется.

Произведение написано в неизменяющемся размере 3/4. В песне наблюдаем длительности как (четверть), (восьмая), (половинная). Выбору спокойных длительностей способствует как общий характер музыки, так и её лирический образ.

В данном произведении мы наблюдаем 2 вида изложения:

Аккордовый – в 1-ом разделе и гомофонно-гармонический во 2-ом и 33-ем разделах. Интересно, что во 2-ом разделе тему исполняют сопрано и тенора в сексту (9-12 такты).

Вокально-хоровой анализ

Произведение написано для смешанного 4-хголосного хора «a capella» с «divisi» в партии сопрано. Лишь на последнем аккорде в партии басов возможно использование баса «profundo». Это определяется простой формой произведения и жанром хоровой миниатюры. Форма произведения – куплетная с кодой.Куплет делится на 2 периода,которые делятся на 2 предложения.В каждом предложении 4 такта,а всего 24 такта.

Диапозон достаточно широкий .

Тесситура очень удобная.Неко-

торую сложность может вызвать

Исполнение высоких звуков в начале 1-го и 2-го предложения.

В 1-ом разделе на «р» (1-5 такты) нота должна быть спета на дыхании.

Среди особенностей мелодии бросается в глаза частые исполнения нисходящей мелодии (1-2,5-6,11-14,17 такты ). Это является тематикой скорби.

Скачков в партии сопрано очень мало, что продиктовано лирическим характером повествования и самим жанром песни.

Интонационные нисходящие ходы представляют собой интонационную трудность. Пение нисходящих тонов и полутонов должно быть уже, чем тонов и полутонов вверх. Можно использовать упражнения с применением во время распевания тонов, полутонов, хроматических гамм и видов минора.

«Альты»

Партия по диапозону невелика, использованы звуки рабочего диапозона, скачки на кварту (10,15 такты) и сексту (13 такт)

Партия содержит высокие звуки (9,11,19-22 такты).

Если в кульминации высокие звуки петь на «f» легко, то в остальном остальном (19-21 тактах) исполнение их на «р» может являться проблемой. В этом случае используется фальцетное пение.

Появление скачков продиктовано тем, что басы являются гармонической основой хора (9-12 такты)

В основе этого произведения использован естественный динамический ансамбль – все партии находятся в удобной тесситуре и одинаковых условиях. Лишь в некоторых моментах понадобиться использование искусственного ансамбля.

Моё отношение к произведению

Несмотря на простоту и небольшое колличество разнообразных средств музыкальной выразительности, особого внимания может потребовать глубокое эмоционально-проникновенное исполнение этого произведения. Недопустипо равнодушие и бессердечное пение.

Сохранять интерес и эмоциональную отзывчивость коллектива на музыку. В этом и есть основная сложность при исполнении этой хоровой партитуры.

Источник

Музыкальный анализ хорового произведения «Камышинка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 20:22, сочинение

Описание работы

Народная песня – небольшое, обычно куплетное (строфическое), музыкально-поэтическое произведение, основной вид народного художественного творчества. Народные песни отличаются богатством жанров – эпические, лирические, трудовые, сатирические, бытовые, обрядовые, исторические, революционные и т. д. Некоторые жанры (обрядовые, хороводные, игровые, плясовые) связаны с драматическим действием, пляской, игрой. Народные песни исполняются без инструментального сопровождения или с аккомпанементом народных музыкальных инструментов.

Содержание работы

I. Общий анализ
II. Музыкально – теоретический анализ
III. Вокально-хоровой анализ
V. Заключение

Файлы: 1 файл

Анализ произведения ,Камышинка,.doc

хорового произведения «Камышинка»

учащейся I курса

Народная песня – небольшое, обычно куплетное (строфическое), музыкально-поэтическое произведение, основной вид народного художественного творчества. Народные песни отличаются богатством жанров – эпические, лирические, трудовые, сатирические, бытовые, обрядовые, исторические, революционные и т. д. Некоторые жанры (обрядовые, хороводные, игровые, плясовые) связаны с драматическим действием, пляской, игрой. Народные песни исполняются без инструментального сопровождения или с аккомпанементом народных музыкальных инструментов. Лучшие народные песни – образцы высокого художественного совершенства и красоты. Они бесконечно разнообразны по мелодическому стилю (широко напевному, речитативному, орнаментальному), музыкальным формам, ритмам, типам сочетания слов текста и звуков мелодии. Народные песни – результат коллективного творчества многих поколений. Передаваясь из уст в уста, народные песни непрерывно изменяются, варьируются. Один и тот же напев, при относительной устойчивости его основных мелодических оборотов, видоизменяются в соответствии с местными художественными традициями. Часто на один напев слогается множество разных текстов (например, в частушке) или, наоборот, на один текст – различные напевы.

Обработка – видоизменение музыкальных произведений путём гармонизации, аранжировки или транскрипции. Термин «обработка» применяется чаще всего в отношении народных мелодий при присоединении к пению инструментального сопровождения, при переложениях для хора.

Чешскую народную песню «Камышинка» обработал Н. Можайский, перевод текста на русский язык – Т. Сикорская.

Горько плачет, стонет

Плачет, что пригожа,

Что для сердца тоже

2. Камышинке этой

Рано ждать зимы

Ты не плачь, не сетуй,

Что в разлуке мы.

Ждёт нас снова, знаю,

Счастье и любовь.

Ты горюй, родная,

Всё вернётся вновь.

Текст данного произведения лирический, задумчивый, задушевный. Жанр любовной лирики представлен здесь своеобразной ассоциативной параллельно с одинокой камышинкой, которая нуждается в тепле и защите. Последние строфы текста отражают мечты и веру в счастливое будущее.

Размер текста – двухсложный хорей:

Камышинку клонит ветер у ручья

Оригинальной находкой произведения является сочетание двухсложного размера литературного текста и трёхдольного размере музыка: ударения приходятся на первые и вторые доли:

II.Музыкально – теоретический анализ

Фактура хорового произведения «Камышинка» смешанная: в основном гармоническая с элементами подголосочности и распевности:

Мелодическая линия хора присутствует в партии сопрано. В некоторых фрагментах тему исполняют две партии (соло – тенора и сопрано):

Форма произведения «Камышинка» — куплетная, что характерно для большинства народных песен.

Запев представляет собой период(4+4), квадратный, повторного строения.

Припев имеет в каждом куплете различные тексты, является также периодом(4+4), имеет в заключении полную совершенную каденцию. После второго куплета идёт восьмитактовое заключение, основанное на повторном пропевании фразы: «не горюй родная».

Основная тональность произведения – d – moll, часто встречаются элементы гармонического минора, отклонения в тональность F – dur, g – moll:

1 период: t-D4\6-t6-D2-t6-t-t4\6-D2-t6 | -D4\6-t6-D2-t6-t-t4\6-D2-t6

2 период: III-D7→III-t-D5\6-t-D7→III-t- D4\6-t6-D7-VI-t4\6-D7-t

Заключение: t- D→s-D3\4→III-III7-VI-II5\6-t4\ 6-D7-t

Основная длительность произведения — e , также встречаются q , h , hk

Размер £Ë¢ остаётся неизменным.

Темп указан в начале произведения – не спеша, агогических отклонений по тексту не встречается, за исключением т.т. 22-24, где указаны ферматы:

Заключение: p, 20т: , 21т: , 22т: f , mp

III. Вокально-хоровой анализ

Чешская народная песня «Камышинка» — смешанный 5-голосный хор без инструментального сопровождения. Divisi присутствует в партии сопрано.

1 сопрано: d1 – f2

2 сопрано: d1 – f2

Общий диапазон хора: A – f2

В целом следует отметить тесситуру как среднюю, удобную, исключение составляют фрагменты, где партия первых сопрано вступает в нюанс p со звука (т.т. 1,5)

Дыхание в первом периоде имеет особенности: в партиях женских голосов дыхание цепное (на четыре такта). У мужских голосов дыхание по два такта. Далее во втором периоде в т.т.9-12 в партиях теноров, альтов, сопрано дыхание цепное, а в т.т.13-16 цепное дыхание во всех партиях.

В заключении у женских голосов в т.т.17-20 дыхание цепное. В т.т.21-24 дыхание по партиям.

Особенности мелодического строя:

1.пение на одной ноте встречается в партиях:

2.исполнение долгих длительностей присутствует у:

теноров и басов(т.т. 12-16)

Учитывая фундаментальное значение мужских голосов, необходимо избегать тенденции к понижению:

3.хроматические ходы небезопасны в партиях:

4.скачки небезопасны в партиях:

сопрано: ч.8 (т.т. 10-11)

альтов: б.6 (т.т.10-11)

В партии теноров скачки не превышают объёма ч.4 и не являются опасными.

1). Преобладающим интервальным соотношением между партиями является терция:

2). Секундовые сочетания между партиями также требуют повышенного внимания:

3). Унисоны и октавные унисоны между партиями нуждаются в дополнительной проработке:

4). Тесное расположение аккордов сочетается с широким и смешанным, что является сложным в установлении строя:

1. Темпометроритмический: темп «не спеша», размер £Ë¢ , различные ритмические рисунки партий, в основном движении восьмыми требуют дополнительного внимания при работе с хором.

2. Высотно-интонационный: частое применение гармонического минора, высокая тесситура в партии первых сопрано нуждаются в тщательной обработке.

3. Динамический: контрастность динамики, применение во фрагментах с высокой тесситурой нюанса p может привести к фальши и к искусственному усилению звука.

4. Дикционный: присоединение к основному тексту подголосочных фрагментов, распевы, включение в исполнение партий после паузы требуют выработки и уравновешения.

1). Тесситурные условия в целом можно считать удобными, исключая отдельные фрагменты (т.т.1, 5, 22), где нота f2 исполняется первыми сопрано в динамике р и mp;

2). Дыхание сочетает в себе общехоровое и цепное, атака звука мягкая;

3). Основной приём звуковедения – legato; этот приём сохраняется в течении звучания всего произведения;

4). Дикционные трудности:

— произношение двух рядом стоящих согласных:

— ясное формирование двух рядом стоящих гласных:

— проговаривание согласной «р»:

не горюй, родная

IV. Исполнительский анализ

Характер хорового произведения «Камышинка» — задушевный, лирический, печальный. Определённый драматический элемент возникает в заключении (т.т.21-22). На кульминации (Т на фермате). Этому способствует высокая тесситура у сопрано, предварительное двухтактовое crescendo:

Основной темп указан в начале партитуры – не спеша. Агогических отклонений нет, однако они могут возникнуть из-за фермат, обозначенных в заключении:

Хоровое произведение «Камышинка» относится к жанру хоровой обработки. Форма – куплетная (2 куплета). Между куплетами имеется яркий контраст в настроении. Грусть, печаль заложена в первом куплете; во втором – в тексте звучит надежда, вера, радостное ожидание от предстоящей встречи:

Ждёт нас снова, знаю,

Счастье и любовь.

Не горюй, родная,

Всё вернётся вновь.

Главная трудность исполнения и заключается в том, чтобы избежать монотонности и поверхностного исполнения.

Наибольшего драматизма и наивысшей кульминации музыка достигает в заключительном периоде. Начинается звучание в динамике p (т. 17), далее – развёрнутое crescendo (т.т. 20-21) и кульминационный аккорд на f.

При дирижировании применяется трёхдольная схема, звуковедение legato. Дирижеру необходимо внимательно контролировать вступление партий, различный ритмический рисунок, общие снятия, ферматы, контрастную динамику. Жест должен быть не слишком широким, более мягким при работе с женскими голосами. Хормейстер должен по возможности помогать партиям при исполнении хроматизмов, скачков, долгих длительностей, контрастной динамики и подвижных нюансов.

При работе над произведением дирижёру необходимо уделить внимание следующим фрагментам:

  1. в интонировании: пение на одной ноте, долгие длительности, хроматические ходы, скачки
  2. в гармоническом строе: секундовые сочетания, пение в терцию, унисоны, октавные унисоны, широкое и смешанное расположение аккордов
  3. в ансамбле: выработка темпометроритмического, дикционного видов
  4. в дикции: мягкая атака звука, ясное формирование гласных, утрированное произношение согласных, окончаний слов, сочетание двух гласных и двух согласных звуков.

Песни, появившиеся много лет назад, до сих пор любимы народом, так как в них отражается его жизнь, многовековой исторический путь. Сама жизнь давно доказала, что только те музыкальные произведения, которые в основе своей имеют народную, особенно песенную, основу, сохраняют жизнеспособность и выдерживают проверки времени.

Богатая, различная тематика народных песен, интересная мелодико-ладовая структура, неисчерпаемая фантазия и экономия изобразительных музыкальных средств притягивают к себе внимание композиторов, которые делают обработки этих песен, поднимают их в степень высокого искусства, зерном которого бывает и лирика, и драма, и эпос, и тонкий искристый народный юмор с острым диалогом.

Чешская народная песня «Камышинка» — простое, искреннее, задушевное произведение. Чувства и мысли, заложенные в нём, близки и понятны современному человеку.

В процессе работы над партитурой и последующем вступлении на экзамене я буду очень стараться, чтобы в своём исполнении я выразила все настроения и состояния. Это зависит ещё и от того, насколько чётким и выразительным будет мой дирижёрский жест.

Источник

Оцените статью