Канадский клен для гитары

Какое дерево для гитар лучше: часть 2

Мы продолжаем серию статьей о том, какое дерево для гитары лучше, какая порода подойдет для определенного стиля и как определиться с выбором гитары из определенной породы дерева.

Первую часть можно прочитать тут – в ней мы рассказали о влиянии на звук гитары древесины, из которой изготовлена дека гитары.

Влияние на звук дерева, из которого изготовлен топ

Сегодня очень распространены так называемые «бутербродные» конструкции, когда основу деки составляет одна порода, а в качестве «крышки» на ней используется топ из другого типа древесины. Помимо внешний привлекательности (на топы зачастую идут самые изящные и оригинальные по внешнему виду породы и части дерева), такая конструкция создает ситуацию, когда характер атаки определяется породой верхней древесины, а средняя фаза и затухание – основным. Это дает определенные возможности для экспериментов как с дизайном деки, так и с характером звучания инструмента.

Влияет на общий характер звучания и толщина шпона в топе. В большинстве случаев наличие топа увеличивает сустейн.

Дека из липы + кленовый топ

Дает очень ясную и «чистую» атаку, прорезающий и мощный верх и верхнюю середину. Низкочастотный диапазон ослаблен, но он все же ощущается более объемно и явно, чем в случае с корпусом только из липы. Динамика у чистой липы, мягко скажем, средняя – с кленовым топом она останется практически неизменной, лишь слегка прибавив в верхних частотах. В итоге сочетание дает более выраженную «верховатость» звука, но отнюдь не неприятно шипящую, а скомпрессированную и чистую. Такой вариант однозначно больше подойдет тем гитаристам, которые сконцетрированы на игре лид-партий либо чаще играют в верхнем регистре и нуждаются в ярком, прорезающем звуке.

Кленовый топ на красном дереве

Пожалуй, самое популярное сочетание в современной гитарной промышленности. Клен прекрасно компенсирует гулкость и объемность махогани, в которых не хватает резкости. При этом в звучании все же превалирует характер красного дерева: даже с топом из клена такие гитары звучат мощно, в них присутствует ярко выраженная середина. Особенностью сочетания является также урезание отдельных высоких частот – именно это и обеспечивает то самое чувство «бархатистости» и «гладкости», которое прочно ассоциируется с инструментами от PRS, гитарами Les Paul и др.

В большинстве серийных моделей, как ни странно, используется фигурный клен, однако многие гитаристы и лютье отдают предпочтение именно обычному клену, так как он звучит в сочетании с махогани ровнее и мягче, хоть и выглядит не так изящно.

Такое сочетание стало традиционным для гитар, использующихся в тяжелой музыке, где необходима плотность звучания, не теряющаяся в миксе. Инструменты с декой из махогани и клена также прекрасно зарекомендовали себя в рок-музыке и даже джазе, где очень ценится ровное и мягкое звучание гитары.

Дека из ольхи + кленовый топ

Приближает звучание ольхи по характеру максимально близко к болотному ясеню, однако с более урезанной динамикой. Для сочетания характерная острая и яркая атака, выраженные верхние частоты. Эффект в данном случае очень схож от использования кленового топа на липе.

Кленовый топ + дека из болотного ясеня

Отличное дополнение для ясеня, которое, к сожалению, немного ухудшает его объемную динамику. Происходит это из-за того, что клен слегка «придавливает» мощную середину ясеня, при этом добавляет в звук немного «визга» и резкости. Слегка теряется низ. Такое сочетание любят исполнители в стиле рок, кантри и рок-н-ролл.

Топ из палисандра

Палисандровый топ гарантированно увеличит сустейн, снижая при этом резкость атаки и яркость высоких частот. Палисандр на красном дереве сделает звук еще более бархатистым и мягким, даже «гладким». В сочетании с ясенем появится отличный среднечастотный резонанс и приятный объем, с ольхой – чуть более компрессированные верха при ощутимом приросте сустейна.

Топ из коа

В качестве топа достаточно редкое дерево коа во многом схоже по отдаче с кленом, но с единственным отличием – коа не так активно «сражается» с красным деревом за верхнюю середину, добавляя в звук нотки резкости и яркости.

Топ их лэйсвуда

Лэйсвуд – дерево с мощным и жестким каркасом с вкраплениями из очень мягкой породы. Из-за сочетания крайне жестких и крайне мягких секций оно обычно теряется в звучании основной породы древесины. Увеличенные по толщине топы из лэйсвуда дают усиление верха и сустейна, при этом компрессируя некоторые частоты в середине и низах.

Гриф из какого дерева лучше подойдет для гитары?

Кленовый гриф

Самый популярный на сегодняшний день материал – имеет ровную структуру, порода крепкая, с равномерной плотностью, достаточно устойчива к внешнему воздействию (влага, солнце, температура). С другой стороны, многие музыканты и гитарные мастера говорят о том, что клен «суховат», т.е. в нем наблюдается очень малое содержание естественного масла и он впитывает влагу из рук музыканта и окружающей среды – в результате за годы игры на кленовом грифе могут появляться вздутия и трещины. Именно по этой причине практически никто из лютье и крупных гитарных заводов-производителей не изготавливает кленовые грифы без покрытия внушительным слоем лака.

Характер звучания клена зависит от породы дерева корпуса – особенность грифа из клена состоит в фокусировке энергии струн и передачи их на деку инструмента. Очень многие музыканты сходятся во мнении, что болченый кленовый гриф оказывает на звучание очень незначительное влияние, лишь подчеркивая тембр деки. Также очень многие мастера и музыканты отмечают, что кленовый гриф добавляет в общий характер звука приятный «звон».

Гриф из красного дерева

Данная порода обладает равномерной плотностью, что делает ее идеальной для изготовления грифа. Открытые и мягкие поры обеспечивают большую по сравнению с кленом отзывчивость. Гриф из махогани обеспечивает и лучшую по сравнению с кленом передачу вибраций струн, и более мягкие и компрессирование верха. Атака также менее резкая, скомпрессированная.

Гриф из коа

Промежуточное между красным деревом и кленом звучание – компрессированная, но мощная атака, приятные верха.

Палисандр

Гриф и накладка из палисандра очень положительно влияют на сустейн гитары и смягчают верхние частоты. Палисандр усиливает основной тон, прибавляя в звучание мощности и делая его более монументальным.

Венге (Wenge)

Как и палисандр, венге компрессирует верхние частоты, порода имеет прочную и жесткую структуру. Усиливает средние частоты и нижнюю середину.

Какое дерево лучше подойдет для накладки грифа?

Клен

Очень отзывчивый к изменению динамики звукоизвлечения (с кленовой накладкой вы услышите минимальные изменения в звуке при усилении или ослаблении атаки), порода выдает потрясающе яркие и чистые верхние частоты и практически нулевые басы. Отлично очерчивает звучание флажолетов.

Накладка из палисандра

Наиболее популярный вариант – маслянистая порода прекрасно подходит для поверхности, с которой часто соприкасаются пальцы гитариста. Более богатый и объемный по сравнению с накладкой из клена звук с компрессированными верхними частотами и верхней серединой.

Эбони

Эбеновое дерево по своей структуре похоже на клен, однако оно более маслянистое, имеет более хрупкие волокна: такие особенности приводят к более выраженному звучанию основного тона, большему сустейну и к большей «монументальности» звука.

Железное дерево (пао ферро)

Строго говоря, и по структуре и по звучанию железное дерево находится примерно посередине между палисандром и эбеновым деревом: порода имеет более мощную и яркую атаку, чем у палисандра, однако более мягкое и сустейнистое звучание, чем у эбони. Многие лютье описывают пао ферро как дерево, сочетающее в себе все преимущества эбенового дерева и палисандра. Большим фанатом пао ферро в качестве дерева для накладки грифа был Стиви Рэй Воуэн.

Какое дерево лучше подойдет для пониженного строя?

Вкратце расскажем о наиболее популярных породах, которые так или иначе используются при производстве гитар для тяжелой музыки и пониженных строев.

Липа в данном случае наименее популярна – она обладает недостаточной жесткостью для обеспечения мощного низкого звучания, особенно при стандартных мензурах. Звук на низких нотах будет иметь хорошую интонацию и выраженный основной тон, однако ему будет недоставать объема.

На предпоследнем месте по популярности стоит ольха – в целом она обеспечивает чуть более мощный низ и нижнюю середину.

Болотный ясень имеет большую жесткость, выдавая достаточно четкий и плотный низ без мутности – при этом дерево не теряет в верхах.

Более мощный и плотный звук обеспечивает махогани – однако данная порода требует правильного подхода к эквализации и выбору электроники, так как может звучать в миксе излишне мутно. Обычно к красному дереву отлично подходит активная электроника, которая выдает более сбалансированный по частотам звук, добавляя в основной тон яркости и середины.

Для тяжелой музыки очень популярен орех – несмотря на большой вес, порода дает очень плотный низ. Неравномерная динамика в среднем диапазоне обычно не мешает сделать звучание этого инструмента одновременно ярким и очень объемным.

Хорошей альтернативой традиционному красному дереву станет и коа – порода, обладающая даже более мощным по сравнению с красным деревом низом. Ощутимые недостатки породы – высокая цена и достаточно невзрачная атака, которую, однако, компенсирует наличие мощных средних частот.

У мягкого клена низы выражены менее ярко, но при этом они максимально вычищены от лишней грязи и обертонов. Хорошая альтернатива липе – хорошая ли для тяжелой музыки и пониженного строя? Вопрос достаточно сложный. Более подходящий вариант – твердый клен, у которого более сильно выражены низкие частоты.

Особенности выбора дерева для сквозного грифа

Для чего нужен сквозной гриф? В первую очередь для ощутимого увеличения сустейна. В данном случае на основной тон по большей части будет влиять именно дерево грифа, так как именно данная порода занимает важнейшую часть деки гитары – ее середину. В большинстве случаев гитары со сквозным грифом имеют в основном тоне более резкий и тонкий оттенок, который часто скрашивают путем использования топа из волнистых пород дерева. В случае со сквозным грифом боковины влияют на звук значительно меньше, чем при вклеенном или болченом грифе.

Прежде всего, нужно понять, что материал сквозного грифа будет влиять на звук еще и как дерево для деки – а куски породы из боковин уже будут его подчеркивать его либо расширять диапазон звучания по частотам.

Сквозной гриф из клена сделает звучание гитары ярким и достаточно резким. В качестве дополнения к центральному куску в деке подойдут боковины из ели или липы, которые добавят в основной том объема и «теплоты». Если сквозной гриф выполнен из дерева, дающего «теплый» и мощный звук, то его дополняют «крыльями» из мягкого клена или, например, ясеня. При этом эффект будет очень серьезно отличаться от кленового топа на двух- или трехкусковой деке: липовый корпус с топом из клена будет звучать не так как сквозной гриф из клена с боковинами из липы.

В общем случае предпочтительнее изготовление сквозного грифа из твердых пород с боковинами из мягких – при таком сочетании получается крепкая и надежная конструкция с полноценным частотным диапазоном.

Источник

Древесина для гитар. Российская действительность. (Часть 1)

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Путь древесины начинается из леса. Чтобы получить из дерева гитару, нужно выполнить целый ряд подготовительных процедур! Сначала, перед тем, как стать гитарой, дерево превращается в древесину, то есть материал, пригодный для изготовления гитары.

Вообще, путь от дерева в лесу до материала, пригодного к гитаростроению кажется настолько очевидным, что как-будто и говорить не о чем. (Действительно, всего лишь спилить, высушить, распустить на подходящие заготовки, сделать гитару.)
Но давайте разберём некоторые нюансы! И приложим их к российской действительности!

Древесиной обычно профессионалы называют материал, получаемый из срубленного и очищенного от ветвей и коры ствола дерева. Значит дерево, чтобы стать древесиной должно пройти по крайней мере 3 процедуры.

Рассмотрим каждую по порядку.

1. Первым делом дерево нужно спилить (или срубить) и очистить от ветвей.

В России просто так, по своему усмотрению, вы это сделать не сможете — подобная процедура регламентируется Лесным кодексом. Следят же за его соблюдением — лесные хозяйства. Получается, что основная задача лесных хозяйств — ухаживать за лесом.

Они же обычно и заведуют заготовкой древесины. Но сами, как правило, заготовкой не занимаются — вся заготовка идёт через посредников. Точнее, не посредников, а заинтересованных лиц.

Как это обычно происходит?

У лесхоза есть несколько договоров с лесозаготовительными предприятиями. А у предприятия — есть техника, с помощью которой можно во-первых, завалить дерево и очистить ствол от сучьев, во-вторых, транспортировать заготовленные стволы дальше.

2. Вторым этапом, если смотреть на определение, следует очистить дерево от коры.

Этот этап обычно выполняется на пилорамах. Именно туда привозят брёвна после заготовки. Обычно сначала брёвна пилят и формуют из них доски. Специально кору с брёвен никто не очищает. (Если это не брёвна для строительства срубов, но это нас не интересует.)

И на выходе из пилорамы мы получаем разного вида доски. Как правило (99% случаев) — сырые. Таким образом получается т.н. «ДРЕВЕСИНА». Минимум, необходимый для получения из дерева материала выполнен. Т.е. из такого дерева, в принципе, уже можно делать какие-то изделия. Чувствуете подвох?

А подвох вот в чём: древесина, в первую очередь, — материал ПРИГОДНЫЙ для изготовления. Пригодна ли такая древесина нам? Пригодно ли сырое дерево для изготовления гитар? Чтобы она таковой являлась, её нужно соответствующим образом подготовить, если уж она распилена в сырые доски.

Во всяком случае, если вы хотите избежать множество проблем, которые могут произойти, если делать гитару из сырой древесины. (Каких? На этот вопрос ответ мы дадим чуть позже — в продолжении или на нашем информационном портале.)

А если быть точным — УСУШКА. (В чём разница? Рассмотрим!). Как правило, сушкой древесины занимаются уже другие люди: торговые фирмы, которые продают древесину. В зависимости от своих возможностей они применяют тот или иной способ сушки. Или не применяют его в принципе. Понятно, что это оптовые продавцы, имеющие дело с большим объемом древесины. Основной их интерес — побыстрее реализовать содержимое своих складов и обеспечить его сохранность в заданный период, сократив брак (т.е. количество такого материала, который не пригоден для использования).

Естественно каждый поставщик, обеспечивая заданную цену и качество ориентируется на своего клиента.И в целом ситуация такова:

Либо сушка не применяется в принципе: просто доски определённым образом складируются и (как можно скорее) продаются. Если такой пиломатериал залёживается на складе, он начинает цвести и портиться. Конечно его сохранность зависит в целом от условий хранения, но если материал не сушить — это так.

Либо применяется принудительная сушка.

Почему? Зачем это нужно?

Основная задача сушки: быстро выгнать из пиломатериалов влагу.
В первую очередь чтобы древесина не портилась! Поскольку влажная древесина начинает преть, в ней заводится грибок и всевозможные микроорганизмы.

Представьте себе огромный склад, где плотно, штабелями уложены доски — эта мера просто необходима!

Электросушки — наиболее простой и дешевый способ выгнать из древесины влагу. Часть электросушек построено по принципу микроволновок. Часть — по другим методам.

Подробнее о сушке читаем на jablog, здесь: jablog.ru/blog/workshop/3111.html

Именно в таком качестве представлена подавляющая часть древесины на российском рынке.

Но можно ли этот материал применять в гитаростроении? На самом деле, гораздо более важный процесс, с точки зрения гитаростроения, — это УСУШКА.

Усушка — это процесс уплотнения и изменения структуры древесины. Если древесина сушится естественным образом, он происходит одновременно с процессом сушки. Т.е. потеря влаги должна сопровождаться адекватной потерей объема.

Сухое же дерево (из которого принудительно выгнали влагу) — совершенно не обязательно усохшее! Т.е. в большинстве случаев древесина, высушенная принудительно, сразу не пригодна для гитаростроения именно потому что её структура не уплотнилась. А как же быть? И что делать?
Об этом постараюсь написать в следующей статье.

Спасибо за внимание!
Мысли, замечания, поправки, вопросы — пишите в комментариях!

Труфанов Кирилл
Наша гитарная мастерская:Air Music
Технический инфо-портал о стандартах гитаростроения:gitarnaya-furnitura.ru

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Оцените статью