- Канон триоди глас 8 ноты
- Осмогласие
- Православное Русское Пение
- Песнопения исполняемые хором Русской Православной Церкви Святаго Великомученика и Целителя Пантелеимона в городе Хартфорд, штат Коннектикут, США.
- Отдел/ Section
- Октоих воскресный. Глас 8
- ГЛАС 8
- В СУББОТУ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ.
- В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ
- Стихиры воскресны, глас 8.
- Стихиры воскресные
- Восточны три, глас тойже.
- Стихиры восточные
- На стиховне, стихиры воскресны, глас 8:
- Стихиры на стиховне
- Тропарь воскресен, глас 8:
- Тропарь
- ГЛАС 8
- В НЕДЕЛЮ НА УТРЕНИ.
- В ВОСКРЕСЕНЬЕ НА УТРЕНИ
- Тропарь воскресен, глас 8:
- Тропарь
- По 1‑м стихословии, седальны воскресны, глас 8:
- По 1 стихословии седален
- По 2‑м стихословии седальны воскресны, глас 8:
- По 2 стихословии седален
- Ипакои, глас 8:
- Ипакои
- Степенна, глас 8: Ихже стихи повторяюще поем. Антифон 1:
- Степенны. Антифон 1
- Антифон 2:
- Антифон 2
- Антифон 3:
- Антифон 3
- Антифон 4:
- Антифон 4
- Прокимен, глас 8:
- Прокимен
- Канон воскресен. Глас 8: Песнь 1
- Каноны
- Песнь 1
- Канон крестовоскресен.
- Ин канон Пресвятей Богородице.
- Песнь 3
- Песнь 3
- Песнь 4
- Песнь 4
- Песнь 5
- Песнь 5
- Песнь 6
- Песнь 6
- Кондак, глас 8. Подобен: Яко начатки:
- Кондак
- Песнь 7
- Песнь 7
- Песнь 8
- Песнь 8
- Песнь 9
- Песнь 9
- На хвалитех стихиры воскресны, глас 8:
- На “хвалите” стихиры воскресные, на 8
- Ины стихиры Анатолиевы, глас тойже.
- Иные стихиры, восточные
- Таже, тропарь воскресен:
- Тропарь воскресный
- ГЛАС 8
- НА ЛИТУРГИИ.
- Блаженны, глас 8:
- НА ЛИТУРГИИ
- Блаженны, на 8
- Тропарь воскресен, глас 8:
- Тропарь
- Кондак, глас 8. Подобен: Яко начатки:
- Кондак
- Прокимен, глас 8:
- Прокимен
- Аллилуиа:
- Аллилуиа
Канон триоди глас 8 ноты
Гласы — музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения.
В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. — для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.
Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же — она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.
Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.
По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин.
На предстоящей седмице Глас 7 — «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении».
Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.
Источник
Осмогласие
ОСМОГЛАСИЕ НА «ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ»
ХОРОВОЕ ОСМОГЛАСИЕ (СПб традиция)
Господи воззвах, две воскресные стихиры, догматик, две воскресные стихиры на стиховне, богородичен, Всякое дыхание, две стихиры на хвалитех, все запевы
Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 1 гл
Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 2 гл
Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 3 гл
Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 5 гл
Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 6 гл
Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 7 гл
Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 8 гл
ОСМОГЛАСИЕ для клироса (ц.сл. шрифт / первоначальный набор гражданским шрифом)
ОСМОГЛАСИЕ НА «БОГ ГОСПОДЬ» (СПб традиция)
Бог Г осподь, тропарь воскресный, богородичен, кондак воскресный
Хоровое о смогласие воскресное на «Бог Господь» 1 гл
Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 2 гл
Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 3 гл
Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 5 гл
Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 6 гл
Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 7 гл
Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 8 гл
Источник
Православное Русское Пение
Orthodox Russian Singing
Песнопения исполняемые хором Русской Православной Церкви Святаго Великомученика и Целителя Пантелеимона в городе Хартфорд, штат Коннектикут, США.
Дается разрешение печатать все ноты для употребления в богослужениях .
Отдел/ Section
1. Цветная Триодь
1. Пасха/Воскресение Христово
1. Тропарь Пасхи: Христос Воскресе: Греко-Латыно-Славянское, по Астафьеву: . pdf . midi
2. Тропарь Пасхи: Христос Воскресе: Знаменнаго распева ( E — min ): . pdf . midi
3. Тропарь Пасхи: Христос Воскресе: Колокольчик: . pdf . midi
4. Воскресение Твое, Христе Спасе: Стихира Гласъ 6-й: . pdf . midi
5. Воскресение Твое, Христе Спасе: Стихира Гласъ 6-й: Киевский Распев: . pdf . midi
6. Пасхальный Канон Московского Распева: на Церковно Славянском, с расстановками Игумена Никифора . pdf . midi
7. Богородичные Тропари Пасхальнаго Канона Московского Распева на Церковно Славянском, с расстановками Игумена Никифора. pdf . midi
8. Пасхальный Канон К i ево-Печерской Лавры: на Церковно Славянском: . pdf . midi
9. Богородичные Тропари Пасхальнаго Канона К i ево-Печерской Лавры: на Церковно Славянском: . pdf . midi
10. Пасхальный Канон Московского Распева: . pdf . midi
11. Пасхальный Канон Феофановскаго Распева: . pdf . midi
12. Богородичные Тропари Пасхальнаго Канона Московского Распева: . pdf . midi
13. Богородичные Тропари Пасхальнаго Канона Феофановскаго Распева: . pdf . midi
14. Задостойник Пасхи: Ангел Вопияше: напев Киево-Печерской Лавры: . pdf . midi
15. Задостойник Пасхи: Ангел Вопияше: Макарова: . pdf . midi
16. Ипакои Пасхи: Н. Кнегницкого: . pdf . midi
17. Кондак Пасхи: архим. Феофана: . pdf . midi
18. Кондак Пасхи: Гласъ 8-й, К i ево-Печерской Лавры: . pdf . midi
19. I косъ Пасхи: Гласъ 8-й, Валаамскаго Распева : . pdf . midi
20. Стихиры Пасхи Гласъ 5-й, напев Оптиной Пустыни: . pdf . midi
21. Стихиры Пасхи Гласъ 5-й, Знаменный Роспев, Смоленского: . pdf . midi
22. Стихиры Пасхи Гласъ 5-й, Знаменный Роспев, иером Нафанаила Т S А B : . pdf . midi
23. Стихиры Пасхи Гласъ 5-й, Знаменный Роспев, иером Нафанаила SA Т B : . pdf . midi
24. Стихиры Пасхи Гласъ 5-й, Знаменный Роспев, иером Нафанаила ТТ BB : . pdf . midi
25. Тропарь святителю Иоанну Златоусту Валаамский Распев: . pdf . midi
26. Да Воскреснет Бог: Гребенщикова: . pdf . midi
27. Светилен Пасхи: Гласъ 3-й: . pdf . midi
28. Прокимен Пасхи Гласъ 8-й, М. Речкунова . pdf . midi
29. Причастен Пасхи: Тело Христово: А. Бессарабова: . pdf . midi
2. Неделя вторая: Фомина
1. Тропарь Антипасхи: Запечетану Гробу: Гласъ 7-й, Греческий распев: . pdf .midi
2. Кондак Антипасхи: Любопытною Десницею: Гласъ 8-й, (КПЛ): . pdf . midi
3. Стихиры на Стиховне: О Преславнаго Чудесе: самогласны: Гласъ 8-й, (КПЛ): . pdf . midi
4. Стихиры на Хвалитех: Гласъ 1-й: под: Прехвальнии Мученицы: напева Глинской Пустыни: . pdf . midi
3. Неделя третья: Жен Мироносиц
1. Тропари и Кондак: Гласъ 2-й: . pdf . midi
2. Тропари и Кондак: Гласъ 2-й напев Зосимовой Пустыни: . pdf . midi
3. Светилен: Жены Услышите: самоподобен: К i ево-Печерской Лавры: . pdf . midi
4. Неделя четвёртая: о Расслабленном
1. Кондак: Гласъ 3-й: . pdf . midi
1. Тропарь Преполовения: Гласъ 8-й: под: (КПЛ): . pdf . midi
2. Стихиры на Хвалитех: Гласъ 4-й: под. Яко Добля: (ОП): . pdf . midi
5. Неделя пятая: о Самаряныне
1. Кондак: Гласъ 8-й: под: Яко Начатки: (КПЛ): . pdf .midi
2. Кондак: Гласъ 8-й: . pdf . midi
6. Неделя шестая: о Слепом
1. Кондак: Гласъ 4-й: под: Явился Еси: К i ево-Печерской Лавры: . pdf . midi
2. На Господи Воззвах: Гласъ 2-й, под: Егда от Древа (ОП): . pdf . midi
7. Вознесение Господне
1. Тропарь Вознесения: Гласъ 4-й: К i ево-Печерской Лавры: . pdf . midi
2. Кондак Вознесения: Гласъ 6-й: К i ево-Печерской Лавры: . pdf . midi
3. Седален по Втором Стихословии: Гласъ 3-й: под: Красоте Девства: К i ево-Печерской Лавры: . pdf . midi
4. Величание Вознесения: К i ево-Печерской Лавры: . pdf . midi
5. Седален по Полиелеи: Гласъ 5-й: под: Собезначальное Слово: Московский напев: . pdf . midi
6. Прокимен на Утрени и Всякое Дыхание: Гласъ 4-й: К i ево-Печерской Лавры: . pdf . midi
7. Канон Праздника: Гласъ 5-й: Московский напев: . pdf . midi
8. Канон Праздника: Гласъ 5-й: напев Оптиной Пустыни: . pdf . midi
9. Припевы 9-го Ирмоса: К i ево-Печерской Лавры: . pdf . midi
10. Светилен Вознесения: К i ево-Печерской Лавры: . pdf . midi
11. Светилен Вознесения: муз. В. Ковальджи: . pdf . midi
12. Стихиры на Всякое Дыхание: Гласъ 1-й: под: Небесных Чинов, Глинской Пустыни: . pdf . midi
13. Прокимен на Литургии: Гласъ 7-й: Знаменный Распев: . pdf . midi
8. Неделя седьмая: Святых Отец
1. Тропарь и Кондак: Гласъ 8-й: К i ево-Печерской Лавры: . pdf . midi
2. Светилен: под: Жены Услышите: К i ево-Печерской Лавры: . pdf . midi
3. Стихиры на Хвалитех: Гласъ 6-й: под: Все Отложше: К i ево-Печерской Лавры: . pdf . midi
1. Стихиры на Господи Воззвах: Видехом Свет Истинный, Гласъ 2-й: напев Зосимовой Пустыни: . pdf . midi
2. Стихира: Приидите Триипостасному: Троице-Сергиевой Лавры: изложение архимандрита Матфея (Мормыля): . pdf . midi
3. Стихира: Приидите Триипостасному: Троице-Сергиевой Лавры: Гласъ 8-й: . pdf .midi
4. Стихира: Преславная Днесь: Троице-Сергиевой Лавры: Amin , ( T 1, S 1, T 2, S 2, A , B 1, B 2): . pdf . midi
5. Стихира: Преславная Днесь: Троице-Сергиевой Лавры: Emin , ( SATB ): . pdf . midi
6. Стихира: Преславная Днесь: Троице-Сергиевой Лавры: Gmin , ( SATB ): . pdf . midi
7. Тропарь Пятидесятницы: Гласъ 8-й: К i ево-Печерской Лавры: . pdf . midi
8. Тропарь Пятидесятницы: Гласъ 8-й: С. И. Зубачевский (С- maj ): . pdf . midi
9. Тропарь Пятидесятницы: Гласъ 8-й: С. И. Зубачевский ( Bb — maj ): . pdf . midi
10. Прокимен на Утрени и Всякое Дыхание: Гласъ 4-й: К i ево-Печерской Лавры: . pdf . midi
11. Канон Праздника: Гласъ 4-й: К i ево-Печерской Лавры: . pdf . midi
12. Канон Праздника: Гласъ 4-й: Обиход: . pdf . midi
13. C едален по Третьей Песни Канона: Гласъ 8-й, под: Повеленное Тайно, (КПЛ) : . pdf . midi
14. Кондак Пятидесятницы: Гласъ 8-й: К i ево-Печерской Лавры: . pdf . midi
15. Припевы 9-го Ирмоса: К i ево-Печерской Лавры: . pdf . midi
16. Прокимен Великий: Кто Бог Велий: Московский напев: Гласъ 7-й: . pdf . midi
10. Неделя Всех Святых
1. Тропарь Всех Святых: Гласъ 4-й: . pdf . midi
2. Кондак Всех Святых: Гласъ 8-й: . pdf . midi
3. На Господи Воззвах: Гласъ 6-й, под: Все Отложше: (КПЛ): . pdf . midi
4. Стихиры на Хвалитех: Гласъ 4-й: под: Яко Добля: (ОП): . pdf . midi
11. Неделя Всех Святых в Земли Российской Просиявших
1. Тропарь Всех Русских Святых: Гласъ 8-й: . pdf . midi
2. Кондак Всех Русских Святых: Гласъ 3-й (ТСЛ): . pdf . midi
3. На Господи Воззвах: Гласъ 2-й, под: Киими Похвальными: . pdf . midi
4. На Господи Воззвах: Гласъ 8-й, под: О, Преславнаго и на Слава: Гласъ 5-й: под: Радуйся: . pdf . midi
5. На Стиховне Стихиры Всех Русских Святых: Гласъ 2-й: под: Доме Евфрафов (КПЛ) и Богородичен:
Гласъ 8-й: под: О, Преславнаго Чудесе (ОП): . pdf . midi
6. Величание Всех Русских Святых: (КПЛ): . pdf . midi
7. Седален по 3-й Песни: под: Повеленное: (КПЛ): . pdf .midi
12. Неделя Всех Святых в Северной Америке Просиявших
Источник
Октоих воскресный. Глас 8
ГЛАС 8
В СУББОТУ НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ.
На Господи, воззвах, поставим стихов 10: и поем
В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ
На Господи воззвах: стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных 4 и Минеи 3. Если празднуем святому, то поем 4 стихиры Октоиха, и святому 6. Слава: Минеи, а И ныне: Богородичен первый, гласа.
Стихиры воскресны, глас 8.
Стихиры воскресные
Восточны три, глас тойже.
Стихиры восточные
Слава: Стихира из Минеи.
Возшел еси на Крест, Иисусе, / снизшедый с Небесе, / пришел еси на смерть, Животе Безсмертный, / к сущим во тьме Свет истинный, / к падшым всех Воскресение, / просвещение, и Спасе наш, слава Тебе. Ины стихиры, по алфавиту. | Взошел на Крест Ты, Иисусе, / нисшедший с небес; / пришел на смерть – Жизнь бессмертная, / к пребывавшим во тьме – Свет истинный, / к падшим – Воскресение всех. / Просвещение и Спаситель наш, слава Тебе! |
Стих: Господь воцарися, / в лепоту облечеся. | Стих: Господь воцарился, / благолепием облёкся. |
Христа славословим, воскресшаго от мертвых: / душу бо и тело прием, / страсти отъобоюду отсече, / пречистей убо души во ад сошедшей, / егоже и плени: / во гробе же истления не виде святое тело, / Избавителя душ наших. | Христа прославим воскресшего из мертвых. / Ибо Он, душу и тело приняв, / страданием их друг с другом разделил: / тогда пречистая душа во ад сошла и победила его, / тления же не увидело во гробе святое Тело / Избавителя душ наших. |
Стих: Ибо утверди вселенную, / яже не подвижется. | Стих: Ибо Он утвердил вселенную, / и она не поколеблется. |
Псалмы и песньми славословим, Христе, / от мертвых Твое Воскресение: / имже нас свободил еси мучительства адова, / и яко Бог даровал еси жизнь вечную, / и велию милость. | Псалмами и песнопениями славословим, Христе, / Твое из мертвых воскресение, / которым Ты освободил нас / от самовластия ада / и, как Бог, даровал вечную жизнь / и великую милость. |
Стих: Дому Твоему подобает святыня, / Господи, в долготу дний. | Стих: Дому Твоему подобает святыня, / Господи, на долгие дни. |
О Владыко всех Непостижиме, / Творче небесе и земли, / крестом пострадавый, мне безстрастие источил еси: / погребение же прием, и воскрес во славе, / совоскресил еси Адама рукою всесильною. / Слава Твоему тридневному востанию, / имже даровал еси нам вечную жизнь, / и очищение грехов, / яко Един Благоутробен. | О, Владыка всех, непостижимый, / Творец неба и земли! / На Кресте пострадав, Ты бесстрастие мне источил; / погребение же приняв и воскреснув во славе, / Ты с Собою воскресил Адама рукою всесильною. / Слава Твоему воскресению в третий день, / которым Ты даровал нам вечную жизнь / и прощение грехов, как единый Милосердный! Слава: Стихира из Минеи, если есть. Если нет: |
Слава, и ныне, Богородичен: Безневестная Дево, / Яже Бога неизреченно заченши плотию, / Мати Бога Вышняго, / Твоих рабов мольбы приими, Всенепорочная, / всем подающи очищение прегрешений: / ныне наша моления приемлющи, / моли спастися всем нам. | Слава, и ныне, Богородичен: Не познавшая брака Дева, / Бога неизреченно зачавшая по плоти, / – Матерь Бога Всевышнего! / Услышь мольбы Твоих рабов, Всенепорочная, / всем подающая очищение от согрешений; / ныне, приняв наши моления, / моли о спасении всех нас. |
Таже, Ныне отпущаеши: и Трисвятое. По Отче наш: | Затем: Ныне отпускаешь: Трисвятое по Отче наш: |
Слава, и ныне, Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы / и распятие претерпев, Благий, / испровергий смертию смерть, / и воскресение явлей, яко Бог, / не презри, яже создал еси рукою Твоею; / яви человеколюбие Твое, Милостиве, / приими рождшую Тя Богородицу, молящуюся за ны, / и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя. | Слава, и ныне, Богородичен: Ради нас рожденный от Девы / и распятие претерпевший, / ниспровергший смертию смерть / и явивший воскресение как Бог, / не презри, Благой, созданных рукою Твоею; / яви человеколюбие Твое, Милостивый, / прими родившую Тебя Богородицу, ходатайствующую за нас, / и спаси, Спаситель наш, людей отчаявшихся. Тот же тропарь и на Бог – Господь: ГЛАС 8В НЕДЕЛЮ НА УТРЕНИ.По шестопсалмии: Бог Господь, и явися нам: на глас 8. В ВОСКРЕСЕНЬЕ НА УТРЕНИПоем Бог – Господь: на 4 глас, и дважды воскресный тропарь, и Богородичен один раз. Тропарь воскресен, глас 8:Тропарь |
С высоты снизшел еси, Благоутробне, / погребение приял еси тридневное, / да нас свободиши страстей, / Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе. [дважды] | С высоты сошел Ты, милосердный, / благоволил пребыть три дня во гробе, / чтобы нас освободить от страстей, / – жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе! (2) |
Слава, и ныне, Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы / и распятие претерпев, Благий, / испровергий смертию смерть, / и воскресение явлей, яко Бог, / не презри, яже создал еси рукою Твоею; / яви человеколюбие Твое, Милостиве, / приими рождшую Тя Богородицу, молящуюся за ны, / и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя. | Слава, и ныне, Богородичен: Ради нас рожденный от Девы / и распятие претерпевший, / ниспровергший смертию смерть / и явивший воскресение как Бог, / не презри, Благой, созданных рукою Твоею; / яви человеколюбие Твое, Милостивый, / прими родившую Тебя Богородицу, ходатайствующую за нас, / и спаси, Спаситель наш, людей отчаявшихся. |
Таже обычное стихословие Псалтира. | Затем обычное стихословие Псалтири. |
По 1‑м стихословии, седальны воскресны, глас 8:По 1 стихословии седален | |
Воскресл еси из мертвых, Животе всех, / и ангел светел женам вопияше: престаните от слез, / апостолом благовестите, возопийте поюща: / яко воскресе Христос Господь, / благоволивый спасти, яко Бог, род человеческий. | Воскрес Ты из мертвых, Жизнь всех, / и Ангел светлый женам возглашал: / “Перестаньте плакать! Апостолам благовествуйте, / воскликните в песнях, что воскрес Христос Господь, / благоволивший спасти, как Бог, / род человеческий!” |
Стих: Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца. | Стих: Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, / не забудь бедных Твоих до конца! Пс 9:33 |
Воскресый из гроба яко воистинну, / преподобным повелел еси женам / проповедати востание апостолом, якоже писано есть: / и скорый Петр предста гробу, и свет зря во гробе, ужасашеся. / Темже и увидев плащаницы, кроме Божественнаго тела в нем лежащия, со страхом возопи: / слава Тебе Христе Боже, яко спасаеши вся Спасе наш: / Отчее бо еси сияние. | Восстав поистине из гроба, / Ты повелел благочестивым женам / провозгласить апостолам о воскресении, как написано. / И Петр, поспешив, предстал гробнице / и, видя свет во гробе, поражался; / потому и рассмотрел он пелены одни, / без Божественного тела в нем лежащие, / и, уверовав, воскликнул: “Слава Тебе, Христе Боже, / ибо Ты спасаешь всех, Спаситель наш; / ведь Ты – сияние Отца!” |
Слава, и ныне, Богородичен: Небесную дверь, и кивот, всесвятую гору, / светозарный облак воспоим, небесную лествицу, словесный рай, / Евино избавление, вселенныя всея великое сокровище, / яко Спасение в Ней соделася мирови, / и оставление древних согрешений. / Сего ради вопием Ти: / моли Сына Твоего и Бога, / прегрешений оставление даровати, / благочестно покланяющимся пресвятому Рождеству Твоему. | Слава, и ныне, Богородичен: Небесную дверь и ковчег, всесвятую гору, / светозарное облако воспоем, / небесную лестницу, духовный рай, / Евы избавление, всей вселенной великое сокровище; / ибо чрез Нее совершилось спасение мира / и прощение древних преступлений. / Потому мы возглашаем Ей: / “Ходатайствуй пред Сыном Твоим и Богом / о даровании прощения согрешений / благоговейно поклоняющимся / всесвятому рождению от Тебя. |
По 2‑м стихословии седальны воскресны, глас 8:По 2 стихословии седален | |
Человецы, Спасе, гроб Твой запечаташа: / Ангел камень от дверей отвали: / жены видеша воставша от мертвых, / и тыя благовестиша учеником Твоим в Сионе, / яко воскресл еси, Животе всех, и разрешишася узы смертныя: / Господи слава Тебе. | Люди гроб Твой, Спаситель, опечатали, / Ангел же камень от его входа отвалил. / Жены увидели Воскресшего из мертвых / и сами благовествовали ученикам Твоим на Сионе, / что Ты, воскрес, Жизнь всех, / и расторгнуты оковы смерти. / Господи, слава Тебе! |
Стих: Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим, / повем вся чудеса Твоя. | Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, / возвещу все чудеса Твои. Пс 9:2 |
Мvра погребательная жены принесша, / глас ангельский из гроба слышаху: престаните от слез, / и вместо печали радость приимите, возопийте поюща: / яко воскресе Христос Господь, / благоволивый спасти, яко Бог, род человеческий. | Жены, миро погребальное принесшие, / голос Ангела услышали из гробницы: / “Перестаньте плакать и вместо скорби радость примите; / воскликните в песнях, что воскрес Христос Господь, / благоволивший спасти, как Бог, род человеческий!” |
Слава, и ныне, Богородичен, не седяще поем, но стояще, и со страхом и благоговением: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, / ангельский собор, и человеческий род, / освященный храме, и раю словесный: девственная похвало, / из Неяже Бог воплотися, и Младенец бысть, / прежде век сый Бог наш: / ложесна бо Твоя престол сотвори, / и чрево Твое пространнее небес содела. / О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе. | Слава, и ныне, Богородичен: О Тебе радуется, Благодатная, всё творение: / Ангельский сонм и человеческий род. / Ты – освященный храм и рай духовный, / слава девства, от Которой Бог воплотился и Младенцем стал / прежде всех веков Существующий Бог наш. / Ибо недра Твои Он в престол обратил / и чрево Твоё обширнее небес соделал. / О Тебе радуется, Благодатная, всё творение, / слава Тебе! Затем тропари “по Непорочных” и ектения малая. Ипакои, глас 8:Мvроносицы Жизнодавца предстояща гробу, / Владыку искаху в мертвых, Безсмертнаго, / и радость благовещения от Ангела приемша, апостолом возвещаху: / яко воскресе Христос Бог, / подаяй мирови велию милость. ИпакоиМироносицы, гробнице жизни Подателя представ, / искали среди мёртвых бессмертного Владыку / и, радость благовестия от Ангела приняв, / апостолам возвещали, что воскрес Господь, / подающий миру великую милость. Степенна, глас 8: Ихже стихи повторяюще поем. |
От юности моея враг мя искушает, сластьми палит мя: / аз же надеяся на Тя, Господи, побеждаю сего. | С юности моей враг меня искушает, / наслаждениями воспламеняет меня; / но, на Тебя надеясь, Господи, / я в бегство обращаю его. |
Ненавидящии Сиона, / да будут убо прежде исторжения яко трава: / ссечет бо Христос выя их, усечением мук. | Ненавидящие Сион пусть сделаются / как трава прежде, чем ее исторгнут; / ибо рассечет Христос шеи их / ударами мучительными. |
Слава: Святым Духом, Еже жити всяческим: / Свет от Света, Бог Велик: / со Отцем поем Ему, и с Словом. | Слава: Святым Духом все живет; / Он – Свет от Света, Бог великий. / Воспеваем Его вместе со Отцом и Словом. |
И ныне, тойже. | И ныне: И повторяем то же. |
Антифон 2:Сердце мое страхом Твоим да покрыется смиренномудрствующее: / да не вознесшееся отпадет от Тебе, Всещедре. Антифон 2Сердце мое страхом Твоим да покроется, смиренномудрствуя, / чтобы оно, вознесшись, / не отпало от Тебя, Всемилосердный. | |
На Господа имевый надежду, не устрашится тогда, / егда огнем вся судити имать, и мукою. | На Господа надежду возложивший / не устрашится тогда, / когда Он огнем испытает все и мукою. |
Слава: Святым Духом, всяк кто божественный видит, и предглаголет, / чудодействует вышняя, в Триех Единаго Бога поя: / аще бо и трисияет, единоначальствует Божество. | Слава: Святым Духом всякий, кто стал богоподобным, / созерцает, предрекает, творит чудеса величайшие, / Бога, единого в трех Лицах воспевая; / ибо хотя и сияет тройственным светом Божество, / но Оно единовластно. |
И ныне, тойже. | И ныне: И повторяем то же. |
В матери своей земли отходяй всяк, паки разрешается, / прияти муки, или почести поживших. | Всякий, отходящий к матери своей – земле, / снова возвратится, чтобы получить / муки или почести сообразно с прожитою жизнью. |
Слава: Святым Духом богословие, Единица Трисвятая: / Отец бо Безначален: от Негоже родися Сын безлетно, / и Дух Сопрестолен, Сообразен, от Отца спросиявший. | Слава: Святым Духом – богословие о Единице Трисвятой: / ибо безначален Отец, от Которого родился Сын вне времени, / и Дух сообразный Ему и сопрестольный, / от Отца с Ним вместе воссиял. |
И ныне, тойже. | И ныне: И повторяем то же. |
О ризе своей, Иже крины сельныя украшаяй, / повелевает, яко не подобает пещися. | Лилии полевые Украшающий повелевает, / что об одежде своей / не следует заботиться. |
Слава: Святым Духом, Единовидною виною, / вся содержатся мироподательне: / Бог бо Сей есть, Отцу же и Сынови Единосущен Господственне. | Слава: Святым Духом, как единственным Виновником, / все удерживается, сохраняясь в мире; / ибо Он – Бог, действительно единосущный / со Отцом и Сыном. |
И ныне, тойже. | И ныне: И повторяем то же. |
Таже, Всякое дыхание: Стих: Хвалите Бога во святых Его: Евангелие воскресно, и прочее по ряду. Воскресение Христово: псалом 50. | Всё, что дышит: и читаем Евангелие утреннее воскресное. Воскресение Христа увидев: Псалом 50. Слава: По молитвам апостолов: И ныне: По молитвам Богородицы: Затем, глас 6: Помилуй меня, Боже: И стихира: Воскрес Иисус из гроба: И молитва: Спаси, Боже, народ Твой: |
Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи / чудотворяй иногда / Моисейский жезл, крестообразно поразив, / и разделив море, / Израиля же беглеца, пешеходца спасе, / песнь Богови воспевающа. | Канон 1. Ирмос: Возничего колесницы фараона погрузил / некогда чудодейственный Моисеев жезл, / крестообразным ударом разделивший море, / Израиля же беглеца, пешего путника спас, / песнь Богу воспевавшего. |
Припев: Слава Господи, святому Воскресению Твоему. | Припев: Слава, Господи, святому воскресению Твоему. |
Всесильну Христову Божеству како не дивимся; / от страстей убо всем верным, безстрастие и нетление точащу, / от ребра же Святаго источник безсмертия искапающу, / и Живот из гроба Присносущный. | Всесильному Божеству Христа / как нам не удивляться, / чрез страдания всем верным / бесстрастие и нетление изливающему, / а из ребр святых изводящему / источник нетления / и из гроба – вечную жизнь. |
Яко благолепен женам Ангел ныне явися, / светлыя нося образы естественныя невещественныя чистоты, / зраком же возвещая свет воскресения, зовый: воскресе Господь. | Какой прекрасный Ангел / явился ныне женам! / И он, носящий ясные признаки / природной невещественной чистоты / и своим обликом открывающий / свет воскресения, / восклицает: “Воскрес Господь!” |
Богородичен: Преславная возглаголашася о Тебе в родех родов, / Бога Слова во чреве вмещшая, / чиста же пребывши Богородице Марие. / Темже Тя вси почитаем, сущее по Бозе заступление наше. | Богородичен: Славное сказано о Тебе в родах родов, / Божие Слово во чреве Своем вместившая, / но пребывшая чистою, Богородица Дева; / потому мы все почитаем Тебя, / первую после Бога нашу Защитницу. |
Канон крестовоскресен.Ирмос: Воду прошед яко сушу: | Канон 2 |
Взяшася врата болезненная, / и ужасошася вратницы адовы, / зряще в преисподнейшая Сошедшаго, / Иже на высоте всех превыше естества. | Отверзлись врата горестные, / и привратники ада содрогнулись, / видя в местах глубочайших / Обитающего на высоте, / за пределами природы всего. |
Удивишася чини ангельстии, / зряще на престоле посаждено Отчи, / отпадшее естество человеческое, / затвореное в преисподних земли. | Изумились полки ангельские, / видя сидящим на престоле Отеческом / отпадшее человеческое естество, / прежде заключенное в глубинах земли. |
Чини Тя ангельстии и человечестии, Безневестная Мати, хвалят непрестанно: / Зиждителя бо сих, яко Младенца / на объятиих Твоих носила еси. | Богородичен: Полки Ангелов и смертных / Тебя, не познавшая брака Матерь / восхваляют непрестанно; / ибо Ты Творца их, как младенца / во объятиях Своих носила. |
Канон 3 | |
Пречистая Богородице, / воплощшееся Присносущное и Пребожественное Слово, / паче естества рождши, поем Тя. | Пречистая Богородица, / воплотившееся вечное и божественнейшее Слово / сверхъестественно родившая! / Мы воспеваем Тебя. |
Грозд Тя Живоносен, / всемирнаго искапающ сладость спасения, / Дева, Христе, роди. | Тебя, Христе, – гроздь живоносную, / источающую сладость всемирного спасения, / Дева родила. |
Род Адамль, ко еже паче ума блаженству, / Тобою возведенный, Богородице, / достойне славит Тя. | Род Адамов, чрез Тебя, Богородица, / возведенный к превышающему ум блаженству, / по достоинству славит Тебя. |
Катавасиа: Отверзу уста моя: | Затем тропари из канона Минеи и катавасия по уставу. |
Осуждена бывша Адама вкушением греха, / плоти Твоея спасительною страстию оправдал еси, Христе: / Сам бо неповинен смертнаго искуса был еси, Безгрешне. | Адама, осужденного за вкушение греха, / оправдало плоти Твоей, Христе, спасительное страдание; / ибо Сам не подлежащим испытанию смертью / явился Ты, безгрешный. |
Воскресения свет возсия / сущим во тьме, и сени смертней седящим, / Бог мой Иисус, / и Своим Божеством крепкаго связав, / сего сосуды расхитил есть. | Воскресения свет возжег / пребывавшим во тьме и тени смертной / Бог мой Иисус, / и Своим Божеством сильного связав, / имущество его расхитил. |
Богородичен: Херувимов и серафимов превышши явилася еси, Богородице: / Ты бо Едина прияла еси Невместимаго Бога в Твоем чреве, Нескверная: / темже Тя вернии вси песньми, Чистая, ублажаем. | Богородичен: Херувимов и Серафимов высочайшей / Ты явилась, Богородица; / ибо Ты одна приняла во чрево Свое / беспредельного Бога, Непорочная. / Потому все мы, верные, / в песнопениях Тебя блаженной именуем. |
Ин, ирмос: Небеснаго круга Верхотворче Господи: | Канон 2 |
Отвергшагося прежде заповеди, Господи, / изриновена мя от Тебе сотворил еси, / в негоже вообразився, послушанию же навык, / Себе паки наздал еси распятием. | Адама, прежде непослушного заповеди / Тебя, истинного моего Создателя, / Ты, Господи, в изгнание отправил; / но образ его приняв и научив послушанию, / приобщил к Себе чрез распятие. |
Премудростию вся проуведевый, Господи, / и разумом Твоим водрузивый преисподняя, / не не сподобил еси снизхождением Твоим, Слове Божий, / воскресити, еже по образу Твоему. | Мудростью все предвидевший, Господи, / и Своим разумом места подземные создавший, / Ты не отказался сошествием Своим туда, Слово Божие, / воскресить созданного по образу Твоему. |
Богородичен: Вселився в Деву телесне, Господи, / явился еси человеком, якоже подобаше видети Тебе: / Юже и показал еси яко истинную Богородицу, / и верных Помощницу, Едине Человеколюбче. | Богородичен: Вселившись в Деву телесно, Господи, / людям Ты открылся, / насколько подобало Тебе быть видимым, / и явил Ее поистине Богородицей / и верных помощницей, / единый Человеколюбец. |
Ин, ирмос: Ты еси утверждение: | Канон 3 |
Даждь нам помощь Твоими молитвами, Всечистая, / прилоги отражающи лютых обстояний. | Дай нам помощь / мольбами Твоими, Всечистая, / отражая от нас удары / страшных бедствий. |
Еве праматери Ты исправление была еси, / Начальника жизни мирови, Христа Богородице, рождши. | Праматери Евы исправлением / Ты соделалась, Богородица, / Начальника жизни для всего мира / во чреве носившая. |
Препояши мя силою, Всечистая, / Яже воистинну Бога рождши плотию, / Отчую Ипостасную силу. | Препояшь меня могуществом, Всечистая, / истинно по плоти Бога родившая / – Отца ипостасную Силу. |
Ты врага суща мя зело возлюбил еси: / Ты истощанием странным сошел еси на землю, Благоутробне Спасе, / последняго моего досаждения не отвергся, / и пребыв на высоте пречистыя Твоея славы, / прежде безчествованнаго прославил еси. | Ты меня, во вражде с Собою бывшего, / крепко возлюбил; / Ты, необычайным образом умалившись, / сошел на землю, Спаситель милосердный, / от моей крайней дерзости не отвратившись; / и, оставшись на высоте неизреченной Своей славы, / меня, прежде презренного, прославил. |
Кто зря, Владыко, ныне не ужасается, / страстию смерть разрушаему; / Крестом бежащее тление, / и смертию ад богатства истощаваемый, / Божественною силою Тебе распятаго; / чудно дело, Человеколюбче! | Кто, Владыка, ныне не изумляется, / видя смерть, страданиями уничтожаемую, / от Креста бегущее тление / и ад, смертию богатства своего лишаемый? / Это – дело необычайное Божественного могущества / Тебя, претерпевшего распятие, Человеколюбец! |
Богородичен: Ты верным похвала еси, Безневестная, Ты Предстательнице, / Ты и прибежище христиан, стена и пристанище: / к Сыну бо Твоему мольбы носиши, Всенепорочная, и спасаеши от бед, / верою и любовию Богородицу Чистую Тебе знающих. | Богородичен: Ты – верным похвала, брака не познавшая, / Ты – Заступница, Ты и прибежище христиан, стена и пристань; / ибо к Сыну Своему, Всенепорочная, / приносишь прошения / и спасаешь от бед / с верою и любовью признающих Тебя / чистою Богородицей. |
Ин, ирмос: Услышах Господи: На Кресте Тя пригвоздиша законопреступных дети, Христе Боже: / имже спасл еси яко Благоутробен, славящия Твоя страдания. Беззаконников потомки пригвоздили / ко Кресту Тебя, Человеколюбец; / но Ты спас им, как милосердный, / прославляющих Твои страдания. | |
Воскрес от гроба, вся совоскресил еси сущия во аде мертвыя, / и просветил еси яко Благоутробен, славящия Твое воскресение. | Воскреснув из гроба, Ты воскресил с Собою / всех бывших во аде мертвых / и просветил, как милосердный, / прославляющих Твое воскресение. |
Богородичен: Бога, Егоже родила еси, Пречистая Марие, / Того моли даровати рабом Твоим согрешений прощение. | Богородичен: Бога, Которого носила Ты во чреве, / Его, пречистая Мария, умоли / даровать у Тебя о том просящим / согрешений прощение. |
Ин, ирмос тойже . Клас возрастившая животворный, неоранная Ниво, / подающаго мирови жизнь, Богородице, / спасай поющия Тя. Очищение даруй нашым неведением, яко Безгрешен: / и умири мир Твой, Боже, молитвами рождшия Тя. Нива невозделанная – Богородица, / произрастившая Колос животворный, / подающий миру жизнь, / спасай Тебя воспевающих! Богородицею Тебя, Всечистая, / все мы, просвещенные, признаем; / ибо носила Ты во чреве / Солнце правды, Приснодева. Умилостивление нам даруй / за грехи неведения, как безгрешный, / и умиротвори мир Твой, Боже, / по ходатайствам Родившей Тебя. Песнь 5Ирмос: Вскую мя отринул еси / от лица Твоего, Свете Незаходимый, / и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго; / но обрати мя, / и к свету заповедей Твоих / пути моя направи, молюся. Песнь 5Канон 1. Ирмос: Для чего Ты отверг меня / от лица Твоего, Свет неугасимый, / и покрыла чуждая тьма меня, несчастного? / Но обрати меня и к свету заповедей Твоих / пути мои направь, молю. | |
Одеятися претерпел еси в багряницу / прежде страсти Твоея, Спасе, поругаемь, / первозданнаго покрывая безобразное обнажение: / и наг пригвоздился еси на Кресте плотию, / совлачая, Христе, ризу умерщвления. | Перенес облечение в плащ багряный / при поругании прежде страдания Своего, Спаситель, / прикрывая постыдную наготу первозданного, / и нагим пригвожден был ко Кресту, / чтобы совлечь с него, Христе, / одежду умерщвления. |
От персти смертныя, / Ты падшее мое паки наздал еси существо, воскрес: / и нестареющееся, Христе устроил еси, / явив паки якоже царский образ, / нетления жизнь блистающ. | Из праха смертного мое падшее естество / Ты воссоздал, воскреснув, / и неувядающим его, Христе, соделал, / вновь явив его как бы царским образом, / блистающим светом нетления. |
Богородичен: Матернее дерзновение, еже к Сыну Твоему имущи, Всечистая, / сроднаго промышления, еже о нас, не презри, молимся: / яко Тебе и Едину христиане ко Владыце очищение милостивно предлагаем. | Богородичен: Материнское дерзновение / имея к Сыну Своему, Всечистая, / родственным попечением не обойди нас, молим; / ибо мы, христиане, Тебя и одну Тебя, / в умилостивление благоприятное к Владыке направляем. |
Ин, ирмос: Просвети нас: Настави нас силою Креста Твоего, Христе: / тем бо Тебе припадаем, / мир подаждь нам Человеколюбче. Наставь нас силою Креста Твоего, Христе, / – ведь его ради к Тебе мы припадаем, – / и мир Твой подай нам, Человеколюбец. | |
Окорми живот наш, яко Преблагий, / поющих Твое востание, / и мир подаждь нам, Человеколюбче. | Направь ныне как кормчий / жизнь нашу, Боже наш, / воспевающих Твое воскресение, / и мир подай нам, Человеколюбец. |
Богородичен: Умоли, Чистая, Сына Твоего и Бога нашего, / Неискусобрачная Марие Пречистая, / еже низпослати нам верным велию милость. | Богородичен: Умоли, Чистая, Сына Твоего и Бога нашего, / не познавшая брака Мария священная, / ниспослать нам, верным, великую милость. |
Ин, ирмос: Утренююще, вопием Ти: Утоли нестерпимую бурю страстей моих, / Яже Бога рождшая, Окормителя и Господа. Успокой нестерпимую бурю страстей моих, / Бога во чреве носившая / – Кормчего нашего и Господа. | |
Служат рождеству Твоему, Пречистая Богородице, / ангельстии чинове, и человеков собрание. | Благоговеют пред рождением от Тебя Христа, / пречистая Богородица, / полки Ангелов и смертных собрания. |
Марие Богородице Безневестная, / упования врагов осуети, / и поющия Тя возвесели. | Мария, Богородица, брака не познавшая! / Врагов надежды тщетными соделай / а воспевающих Тебя возвесели. |
Древом крепко низложи мя началозлобный: / Ты же, Христе, вознесся на Кресте, / крепчае низложил еси, посрамив сего, / падшаго же воскресил еси. | Через дерево сильно сокрушил меня зла виновник; / но Ты Сам, Христе, повешенный на Кресте, / еще сильней его низверг, / подвергнув посрамлению, / а падшего восставив. |
Ты ущедрил еси Сиона, возсиявый от гроба, / новаго вместо ветхаго совершив, яко Благоутробен, Божественною Твоею кровию: / и ныне царствуеши в нем во веки, Христе. | Ты, взойдя из гроба, помиловал Сион, / новым из ветхого его соделав, / как милосердный, Божественною Своею кровию, / и ныне царствуешь в нем, Христе, вовеки. |
Богородичен: Да избавимся от лютых прегрешений, / мольбами Твоими, Богородительнице Чистая, / и да улучим, Пречистая, Божественное сияние, / из Тебе неизреченно воплощеннаго Сына Божия. | Богородичен: Да избавимся от тяжких согрешений / мольбами Твоими, Божия Родительница чистая, / и достигнем, Всечистая, Божественного озарения / от Тебя несказанно воплотившегося Сына Божия! |
Ин, ирмос: Молитву пролию ко Господу: Длани на Кресте распростерл еси, / исцеляяй неудержанно простертую во Едеме руку первозданнаго: / и Твоею волею желчи вкусив, / и спасл еси, Христе, яко Силен, / славящия Твоя страдания. Руки распростер Ты на Кресте, / исцеляя невоздержно простертую в Эдеме / руку первозданного, / и за дерево горькое / желчи вкусил Христе, / и спас, как сильный, / славящих Твои страдания. | |
Смерти Избавитель вкуси, древняго осуждения, / яко да и тления царство разрушит, / и во адская сшед, воскресе Христос, / и спасе, яко Силен, поющия Его воскресение. | Смерти Искупитель вкусил, / чтобы и древний приговор, / и царство тления уничтожить; / и пребывавших во аде, придя к ним, воскресил, / и, как сильный, спас / воспевающих Его воскресение. |
Богородичен: Не престай за ны молящи, Пречистая Богородице Дево, / яко верным утверждение Ты еси: / надеждою Твоею крепимся, / и любовию Тя, и из Тебе воплощеннаго неизреченно славим. | Богородичен: Не прекрати ходатайствовать за нас, / всесвятая Богородица Дева, / ибо Ты – опора верных, / и надеждой на Тебя мы укрепляемся, / и с любовию Тебя / и от Тебя несказанно Воплотившегося славим. |
Ин, ирмос: Ризу мне подаждь светлу: Храм Тя Божий и Ковчег, / и чертог одушевленный, и дверь Небесную, / Богородице, вернии возвещаем. Храмом Божиим и ковчегом, / и чертогом одушевленным, / и дверью небесной мы, верные, / Тебя, Богородица, провозглашаем. | |
Требищ разрушитель, яко Бог, / бывшее рождество Твое, Марие Богоневесто, / покланяемо есть со Отцем и Духом. | Ставшее истуканов разрушителем, как Бог, / Дитя Твое, Мария Божия Невеста, / принимает поклонение / со Отцом и Духом. |
Слово Божие Тебе земным, Богородице, / показа Небесную Лествицу: / Тобою бо к нам сниде. | Слово Божие Тебя, Богородица, / явило смертным лестницей небесной, / ибо через Тебя / к нам Оно сошло. |
Икос: Адова царствия пленивый, и мертвыя воскресивый, Долготерпеливе, / жены мироносицы сретил еси, вместо печали радость принесый: / и апостолом Твоим возвестил еси победительная Спасе мой знамения Живодателю, / и тварь просвещаеши, Человеколюбче. / Сего ради и мiр срадуется, еже из мертвых востанию Твоему, Многомилостиве. | Икос: Разграбив царские чертоги ада / и мертвых воскресив, Долготерпеливый, / Ты с женами мироносицами встретился, / вместо печали им радость принеся. / И апостолам Своим показал Ты знамения победы, / Спаситель мой, Податель жизни, / и все творение просветил, Человеколюбец. / Потому и мир вместе радуется / Твоему восстанию из мертвых, Многомилостивый. |
Славное истощание, / Божественное богатство Твоея нищеты, Христе, удивляет ангелы, / на Кресте зрящия Тя пригвождаема, / за еже спасти верою зовущия: / благословен еси Боже отец наших. | Славное умаление, Божественное богатство / Твоей нищеты, Христе, / поражает Ангелов, / видевших Тебя пригвождаемым ко Кресту / для спасения с верою восклицающих: / “Благословен Бог отцов наших!” |
Божественным Твоим сошествием света исполнил еси преисподняя, / и тьма прогнана бысть прежде гонящая. / Отнюдуже воскресоша иже от века юзницы, зовуще: / благословен Бог отец наших. | При Божественном сошествии Твоем / светом наполнились места подземные, / и изгнана была тьма, прежде нас преследовавшая. / Потому воскресли вечные узники, восклицая: / “Благословен Бог отцов наших!” |
Троичен: Всем убо Господа, / Единаго же единому Единородному Сыну православно Отца, / богословяще Тя возвещаем, / и Единаго ведяще от Тебе исходяща Духа Праваго, / Соестественна и Соприсносущна. | Троичен: Господом всех, но Отцом лишь одного / – Сына единородного, / православно богословствуя, Тебя провозглашаем, / признавая и единого от Тебя исходящего Духа правого, / Тебе равного естеством и вечностью. |
Ин, ирмос: От Иудеи дошедше: Спасение соделал еси посреде вселенныя, пророчески Боже: / на древо бо вознесен быв, вся призвал еси верою зовущия: / отец наших Боже, благословен еси. Спасение совершил Ты, по пророчеству, / посреди вселенной, Боже; / ибо на Древо вознесенный, Ты всех к Себе призвал, / с верою восклицающих: / “Отцов наших Боже, благословен Ты!” | |
Воскрес от гроба, якоже от сна, Щедре, / всех избавил еси от тли, / тварь же уверяется апостолы проповедающими востание: / отцев Боже, благословен еси. | Восстав из гроба, Милосердный, как от сна, / Ты всех от тления избавил; / и все творение в вере утверждается / через Апостолов, провозглашающих о воскресении. / Отцов наших Боже, благословен Ты! |
Богородичен: Равнодетельное Рождшему, / Равносильное Слово и Соприсносущное, / во утробе Девы, Отца благоволением, и Духа, созидается: / отцев наших Боже, благословен еси. | Богородичен: Равнодейственное с Родившим Слово, / равное Ему вечностью и силой, / во чреве Девы созидается / по благоволению Отца и Духа. / Отцов наших Боже, благословен Ты! |
Ин, ирмос тойже . От Девственных ложесн воплощься, / явился еси на Спасение наше. / Темже Твою Матерь ведяще Богородицу, православно зовем: / отцев Боже, благословен еси. Из девичьего чрева воплотившись, / Ты явился для нашего спасения. / Потому мы, признавая Твою Матерь Богородицею, / благодарно восклицаем: / “Отцов наших Боже, благословен Ты!” | |
Жезл прорастила еси, Дево, / от корене Иессеова, Всеблаженная, / Плод цветоносящи спасительный, / верою Сыну Твоему зовущим: / отцев Боже, благословен еси. | Как отрасль произросла Ты, Дева, / от корня Иессеева, всеблаженная, / расцветшая и приносящая плод спасительный / с верою Сыну Твоему восклицающим: / “Отцов наших Боже, благословен Ты!” |
Премудрости исполни всех и силы Божественныя, / Ипостасная Премудросте Вышняго, Богородицею, верою Тебе поющих: / отцев наших Боже, благословен еси. | Мудрости исполни всех и силы Божественной, / Ипостасная Премудрость Всевышнего, / по молитвам Богородицы, / с верою Тебе поющих: / “Отцов наших Боже, благословен Ты!” |
Иисусова Божества Пребожественная сила, / в нас боголепно возсияла есть: / плотию бо вкуш за всех смерть крестную, / разруши адову крепость. / Егоже непрестанно дети благословите, священницы воспойте, / людие превозносите во вся веки. | Божества Иисуса пребожественная сила / в деле спасения нашего просияла богоприлично; / ибо Он, плотию за всех смерть крестную вкусив, / могущество ада уничтожил. / Отроки, непрестанно Его благословляйте, священники, воспевайте, / люди, превозносите во все века! |
Распныйся воста, великовыйный паде, / падый и сокрушенный исправися, / тля отвержена бысть, и нетление процвете: / Жизнию бо мертвенное пожерто бысть. Дети благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки. | Распятый восстал; заносчивый пал; / падший и сокрушенный воздвигнут; / тление изгнано, и нетление процвело: / ибо жизнью смертное поглощено. / Отроки, благословляйте, священники, воспевайте, / люди, превозносите во все века! |
Троичен: Трисветлое Божество, / Едину сияющее зарю от Единаго Триипостаснаго Естества, Родителя Безначальна: / Единоестественно же Слово Отцу, и Сцарствующаго Единосущнаго Духа, / дети благословите, священницы воспойте, / людие превозносите во вся веки. | Троичен: Трисветлое Божество, сияющее единым блеском / от единого в трех Лицах естества, – / Родителя безначального, / и Слово Отца, равное Ему по естеству, / и с Ними царствующего и единосущного Духа, / – отроки, благословляйте, священники, воспевайте, / люди, превозносите во все века! |
Ин, ирмос: Победители мучителя: На древе руце мне простершаго, обнаженному, призывающа мя, / Своею благообразною согреяти наготою: / благословите вся дела Господня, / и превозносите Его во веки. На Древе руки простершего / ко мне, обнаженному, / и меня к Себе призывающего, / чтобы согреть Своей благообразной наготою, / благословляйте Господа, все творения, / и превозносите Его вовеки. | |
Из преисподняго ада вознесша мя, падшаго, / и высокопрестольною славою Родителя почетшаго: / благословите, вся дела Господня, Господа, / и превозносите Его во веки. | Из ада глубочайшего / возвысившего меня, падшего, / и на высоком престоле Своего Родителя / славою почтившего, / благословляйте Господа, все творения, / и превозносите Его вовеки. |
Богородичен: Адама Дево, падшаго убо явилася еси Дщи, Бога же Мати, / обновившаго мое существо: / Егоже поем вся дела, яко Господа, / и превозносим во вся веки. | Богородичен: Дочерью Адама падшего / Ты явилась, Дева, / но Матерью Бога, обновившего мое естество, / Которого мы и все творения / воспеваем, как Господа, / и превозносим во все века. |
Ин, ирмос: Царя Небеснаго: Сопротивных разжженныя и пламеновидныя на нас угаси стрелы: / яко да поем Тя во вся веки. Противников обольстительные и огненные стрелы / против нас направленные угаси, / чтобы мы воспевали Тебя, Чистая, вовеки. | |
Преестественне Содетеля и Спаса, / Бога Слова родила еси, Дево: / темже Тя поем, и превозносим во вся веки. | Сверхъестественно Творца и Спасителя, / – Бога-Слово Ты родила, Дева; / потому мы воспеваем Тебя во все века. |
Просветительную Тя, и Златозарную, / всельшийся в Тя Свет Неприступный, Дево, / показа свещу во вся веки. | Светоносным и блистающим золотом светильником / Свет неприступный, в Тебя вселившийся, / явил Тебя, Дева, на все века. |
Таже поем песнь Богородицы: Величит душа моя Господа: С припевом: Честнейшую херувим: | Затем поем Песнь Пресвятой Богородицы: Величает душа Моя Господа: |
Божественным и Безначальным Естеством прост сый, / сложился еси приятием плоти, в Тебе Самом Сию составив, Слове Божий, / и пострадав яко человек, пребыл еси кроме страстей, яко Бог. / Темже Тя во Двою Существу нераздельно и неслиянно величаем. | По Божественному и безначальному естеству несложный, / Ты сложным сделался, плоть приняв / и приобщив ее к Ипостаси Своей, Слово Божие; / и, пострадав, как человек, / пребыл непричастым страданию, как Бог. / Потому Тебя в двух естествах / нераздельных и неслиянных величаем. |
Отца по Существу Божественному, / якоже естеством быв человек, / рекл еси Бога Вышний, рабом снизходя, / воскрес от гроба, благодатию Отца / земнородным полож, иже по естеству Бога же и Владыку, / с Нимже Тя вси величаем. | Отца Своего по естеству Божественному / и как Сам ставший человеком по естеству, / Ты называл Богом, Вышний, к рабам сойдя; / воскреснув же из гроба, – Отцом по благодати на земле рожденных / объявляя Бога и Владыку по естеству, / с Которым мы все Тебя величаем. |
Богородичен: Явилася еси, о Дево Мати Божия, / паче естества рождши плотию Бога Слова, / Егоже Отец отрыгну от сердца Своего прежде всех век, яко Благ, / Егоже ныне и телес превышша разумеем, аще и в тело облечеся. | Богородичен: Явилась Ты, о Дева, Матерью Божией, / сверхъестественно родив по плоти Благого – Слово, / Которое излил из Своего сердца / Отец, как благой, прежде всех веков; / Его и ныне мы считаем высшим всего телесного, / хотя Он и в тело облечен. |
Ин, ирмос: Устрашися: Божия Тя естеством убо Сына, / зачатаго во утробе свемы Богоматере, / и бывшаго нас ради Человека, / и зряще Тя на Кресте естеством убо страждуща человеческим, / безстрастна же, яко Бога пребывающа, величаем. Тебя мы знаем, по естеству Сына Божия, / зачатого во чреве Богоматери / и ставшего человеком ради нас, / и вознесенного на Крест; / страждущего по человеческому естеству, / но как Бог пребывшего страданию непричастным. | |
Разрушися тьма дряхлая, / от ада бо возсия Солнце Правды Христос, / земли просвещая вся концы, / сияя Божества светом, Небесный Человек, Бог земный: / Егоже во двою естеству величаем. | Рассеяна сумрачная тьма, / ибо взошло из ада Солнце правды – / Христос, просвещающий все концы земли, / сияющий светом Божества, / – небесный Человек, Бог земной, / Которого мы в двух естествах величаем. |
Напрязи, и успевай, и царствуй, Сыне Богоматере, / исмаильтеския люди покаряя, борющия ны, / яко оружие непобедимое, / приходящим к Тебе Крест с копием даруя. | Укрепись, и процветай, / и царствуй, Сын Богоматери, / народ Измаильтян, против нас враждующий, / покоряя благочестивому царю, / как оружие непобедимое ему, прибегающему к Тебе, / Крест вместе с копьем даруя. |
Ин, ирмос: Воистинну Богородицу: Радости и веселия исполнь есть память Твоя, / приступающим исцеления точащи, / и благочестно Богородицу Тя возвещающим. Радости и веселия исполнена память о Тебе, / исцеления источающая к Тебе прибегающим / и благоговейно Богородицей / Тебя исповедующим. | |
Псалмы Тя воспеваем Благодатная, / и немолчно, еже радуйся, приносим: / Ты бо источила еси всем радость. | Во псалмах Тебя воспеваем, Благодатная, / и не умолкая приветствие “радуйся” Тебе приносим; / ибо всем Ты источила радость. |
Красен, Богородице, прорасте плод Твой, / не тли причащающимся ходатайствен, но жизни, / верою Тя величающим. | Совершенным, Богородица, Плод Твой произрос, / не гибель к Нему приобщающимся приносящий, / но жизнь с верою Тебя величающим. |
По катавасии, ектениа малая. Таже, Свят Господь Бог наш. Посем ексапостиларий утренний. | После катавасии ектения малая, затем: Свят Господь Бог наш: и ексапостиларий воскресный. |
Сотворити в них суд написан: / слава сия будет всем преподобным Его. | Совершить среди них суд предписанный; / слава сия – всем святым Его. |
Господи, аще и судилищу предстал еси от Пилата судимый, / но не отступил еси от престола со Отцем седя: / и воскрес из мертвых, / мiр свободил еси от работы чуждаго, / яко Щедр и Человеколюбец. | Господи, хотя и предстал Ты судилищу, Пилатом судимый, / но не оставил престола, где сидишь вместе со Отцом. / И, воскреснув из мертвых, / мир освободил от рабства неприятелю, / как Милосердный и Человеколюбец. |
Хвалите Бога во святых Его, / хвалите Его в утвержении силы Его. | Хвалите Бога во святых Его, / хвалите Его на тверди силы Его. |
Господи, оружие на диавола / Крест Твой дал еси нам: / трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу Его: / яко мертвыя возставляет, и смерть упраздни. / Сего ради покланяемся / погребению Твоему и востанию. | Господи, как оружие против диавола / Ты Крест Свой даровал нам: / ведь враг страшится и трепещет, / не смея взирать на силу его; / ибо он воскрешает мертвых и уничтожил смерть. / Потому поклоняемся погребению Твоему и воскресению. |
Хвалите Его на силах Его, / хвалите Его по множеству величествия Его. | Хвалите Его за могущество Его, / хвалите Его по множеству величия Его. |
Господи, аще и яко мертва / во гробе иудеи положиша, / но яко Царя спяща воини Тя стрежаху, / и яко живота сокровище, печатию печаташа, / но воскресл еси, / и подал еси нетление душам нашым. | Господи, хотя Тебя как смертного / и положили в гробницу Иудеи, / но, как Царя спящего, / воины охраняли Тебя, / и, как жизни сокровище, печатью запечатали. / Но Ты воскрес и даровал бессмертие душам нашим. |
Хвалите Его во гласе трубнем: / хвалите Его во псалтири и гуслех. | Хвалите Его со звуком трубным, / хвалите Его на псалтири и гуслях. |
Ангел Твой, Господи, / Воскресение проповедавый, / стражи убо устраши, / женам же возгласи, глаголя: / что ищете Живаго с мертвыми; / воскресе Бог сый, / и вселенней жизнь дарова. | Ангел Твой, Господи, / о воскресении провозгласивший, стражей устрашил, / а женам возгласил, говоря: / “Что ищите живого между мертвыми? / Он воскрес, как истинный Бог, / и вселенной жизнь даровал”. |
Ины стихиры Анатолиевы, глас тойже.Иные стихиры, восточные | |
Хвалите Его в тимпане и лице, / хвалите Его во струнах и органе. | Хвалите Его на тимпане и в хороводе, / хвалите Его на струнах и органе. |
Пострадал еси Крестом, Безстрастный Божеством, / погребение приял еси тридневное, / да нас свободиши от работы вражия, / и обезсмертив оживотвориши нас Христе Боже, / воскресением Твоим, Человеколюбче. | Пострадал Ты на Кресте, бесстрастный по Божеству, / благоволил три дня пребыть во гробе, / чтобы нас освободить от рабства врагу / и, даровав бессмертие, оживотворить нас, Христе Боже, / воскресением Своим, Человеколюбец. |
Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания: / всякое дыхание да хвалит Господа. | Хвалите Его на кимвалах благозвучных, хвалите Его на кимвалах звонких. / Всё что дышит, да восхвалит Господа! |
Покланяюся, и славлю, и воспеваю, Христе / Твое из гроба Воскресение, / имже свободил еси нас от адовых нерешимых уз: / и даровал еси мiрови, яко Бог, жизнь вечную, / и велию милость. | Поклоняюсь, и славлю, и воспеваю, Христе, / воскресение Твое из гроба, / которым Ты освободил нас от несокрушимых адских оков / и даровал миру, как Бог, / жизнь вечную и великую милость. |
Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца. | Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, / не забудь бедных Твоих до конца! |
Жизноприемнаго Твоего гроба стрегуще законопреступнии, / с кустодиею запечаташа тогда: / Ты же, яко Безсмертен Бог и Всесилен, / воскресл еси тридневен. | Жизнь вмещающий гроб Твой охраняя, / беззаконники вместе со стражею опечатали его; / но Ты, как Бог бессмертный и всесильный, / воскрес на третий день. |
Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим, / повем вся чудеса Твоя. | Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, / возвещу все чудеса Твои. |
Дошедшу Ти во врата адова, Господи, / и сия сокрушившу, / пленник сице вопияше: / кто Сей есть, яко не осуждается в преисподних земли, / но и яко сень разруши смертное узилище; / приях Того яко мертва, и трепещу, яко Бога. / Всесильне помилуй нас. | Когда пришел Ты к вратам ада, Господи, и их сокрушил, / пленник-ад так вопил: / “Кто Этот, Который не подлежит заключению в глубинах земли, / но самую темницу смерти как шатер разорил? / Принял я Его, как смертного, / но трепещу пред Ним ныне, как пред Богом”. / Всесильный Спаситель, помилуй нас! |
Слава, стихира евангельская. И ныне, глас 2: Преблагословена еси, Богородице Дево, / Воплощшим бо ся из Тебе ад пленися, / Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, / смерть умертвися, и мы ожихом. / Тем воспевающе вопием: / благословен Христос Бог, благоволивый тако, слава Тебе. И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева, / ибо Воплотившимся от Тебя ад пленен, / Адам из него возвращен, / проклятие лишилось силы, / Ева освобождена, смерть умерщвлена / и мы исполнились жизни. / Потому, воспевая, взываем: / “Благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе!” Священник: Слава Тебе, показавшему нам свет! | |
Славословие великое. | Славословие великое. |
Таже ектении: и отпуст. | И отпуст. |
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. | Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. |
Слыши, Адаме, и радуйся со Евою: / яко обнаживый прежде обоя, / и прелестию взем вас пленники, / Крестом Христовым упразднися. | Слушай, Адам, и радуйся вместе с Евою: / ибо обнаживший некогда обоих вас / и обманом овладевший нами, как пленниками, / Крестом Христовым лишился силы. |
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. | Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. |
На древе пригвожден быв, Спасе наш, волею, / яже от древа клятвы Адама избавил еси, / воздая, яко Щедр, еже по образу, и райское селение. | К Древу пригвожденный, Спаситель наш, по Своей воле, / Адама от проклятия, пришедшего чрез дерево, Ты искупил, / возвратив ему, как милосердный, / то, что в нем по образу Твоему, / и райское жилище. |
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. | Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное. |
Днесь Христос воскрес от гроба, / всем верным подая нетление, / и радость обновляет мvроносицам по страсти и Воскресении. | В сей день Христос воскрес из гроба, / всем верным даруя нетление, / и радость Он обновляет мироносицам / после страдания Своего и воскресения. |
Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. | Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. |
Радуйтеся мудрыя жены мvроносицы, / первыя Христово Воскресение видевша, / и Его возвестивша апостолом, всего мiра воззвание. | Радуйтесь, мудрые жены мироносицы, / первыми воскресение Христа узревшие / и возвестившие апостолам Его / о призвании всего мира ко спасению! |
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. | Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. |
Друзи Христовы апостоли явльшеся, / сопрестольни Его славе быти имуще, / со дерзновением Тому нам предстати, / яко ученицы Его молитеся. | Друзьями Христовыми явившись, апостолы, / вы на престолах восседать с Ним будете во славе. / Чтобы нам со дерзновением пред Ним предстать, / как ученики Его, ходатайствуйте. |
Слава, Троичен: Безначальная Троице, Нераздельное Существо, / Сопрестольная Единице, Единочестная славою, / Преначальное Естество и Царство, / спасай, иже верою воспевающих Тя. | Слава, Троичен: Безначальная Троица, нераздельное Существо, / сопрестольное Единство равно Чтимых по славе, / превышающее всякое начало Естество и Царство! / Спасай с верою воспевающих Тебя. |
И ныне, Богородичен: Радуйся, Божие пространное Вместилище; / радуйся, Ковчеже новаго завета; / радуйся, ручко, из Неяже манна всем дадеся небесная. | И ныне, Богородичен: Радуйся, пространное Божие вместилище! / Радуйся, ковчег нового завета! / Радуйся, золоченый сосуд, / из которого дарована всем манна небесная! |