Кант для деки гитары

Как сделать кант для гитары

В предыдущей статье мы затронули тему: какими бывают и как устанавливаются канты, а также инкрустация (purfling) гитары. Теперь надо по краю сделать выборку соответствующих канту размеров, в том числе сложную ступенчатую, если будет устанавливаться инкрустация.

Инструмент для работы

Сегодня все операции по выборке паза делаются разного рода фрезерами со вспомогательными насадками, которые обеспечивают регулировку глубины и высоты паза. Современные фрезеры высокоскоростные, а фрезы остры и прочны, поэтому паз получается абсолютно идеальным, сразу с фрезы фактически готовым к вклеиванию. Пишу это чтобы исключить всякие атавизмы идущие из глубин веков, что механически изготовленный паз имеет порывы торца деки и всякого рода недостатки. Сегодня инструмент для обработки дерева находится на высоком уровне и надо просто следить за износом фрезы и правильно все настраивать. О параметрах влияющих на качество мы поговорим ещё чуть ниже. Сейчас небольшой дайджест по вариантам насадок и подходов.

Конструкции насадок для фрезеров

Подходит Дремель и для изготовления паза для розетки гитары, только надо купить или сделать специальную насадку, которая ведет фрезу по кругу.

На форуме у нас есть специальная тема посвященная этому станочку и марке, где форумчане делятся впечатлениями о работе с Dremel ‘кой.

Насадки для обычного фрезера

Колесико должно быть как можно меньшего диаметра, иначе уменьшается рабочая зона, где паз выбирается на всю глубину.

Идею регулировать ширину паза можно реализовать с помощью сменного комплекта подшипников разного диаметра. Такие фрезы уже имеют приличный диаметр и тут как раз работать надо очень аккуратно.

Фрезер находится внизу под столом и выглядывает только фреза.

Гитара кладется декой на стол и вращается. Опять можно напридумывать кучи вариантов ограничения ширины паза. На фото вы можете увидеть простейший вариант. Важным моментом в данном варианте является решение проблемы с купол деки или дна, которую мы обсудим ниже.

Если плоскость столика фрезерного станка с направлением фрезы образуют прямой угол, а обечайки с декой этот угол нет, так как дека или дно имеют купол, то получается некоторое неудобство. Дека, вспучиваясь, наклоняет столик фрезера, и фреза выбирает паз под углом, либо приподнимается, в зависимости от конструкции опора. Чем больше купол и площадь столика, тем проблема острее. Мастера решают её по разному.

Надо уменьшать площадь касания столика и деки, чтобы купол был вне зоны работы фрезера. В идеале желательно иметь небольшое касания по самому краю, но тогда тяжело держать фрезер вертикально, что приводит к созданию разного рода кронштейнов для фиксации фрезера вертикально.

Фрез закреплен по типу сверлильного станка, гитару же вы ведете под ним, установив в специальную оправку, на фото подобная оправка хорошо видна. Вес фрезера на стойке может быть скомпенсирован пружиной и фрезер плывет по контуру.

Апогей апофеоза реализации идеи подвесного фрезера вы можете увидеть на фото. Если кто-то правильно изготовит такую штуку с фото, и описанием как все делал, то обещаю сразу выпустить этот отчет как статью.

Обечайки гитары не имеют никакого значительного купола, поэтому проблему перекоса фрезы можно решить, сделав упор, который будет скользить по обечайки и держать фрезер вертикально. Тогда площадку, которая упирается в деку можно уменьшить до минимума.

Нюансы работы с ручным фрезеровальным станком

Попробую перечислить основные моменты, о которых надо помнить при работе с ручным фрезером.

Когда фреза идет особенно по нижнему правому краю гитары и верхнему левому, режущая кромка, вращаясь по часовой стрелке и идущая против шерсти, против волокон, может действительно натворить беды. Можно отколоть слои деки.

Также можно надколоть обечайку, если материал обечайке жесткий и колкий.

Все вопросы снимаются неглубоким и медленным погружением в дерево при каждом проходе.

Безусловно, кроме направления волокон древесины, важными параметрами фрезеровки влияющими на качество проточки, являются:

Ведите фрезу в местах, помеченных красными стрелками нежно и в противоположном указываемом стрелками направлении. В этих местах прямая режущая кромка при низкой скорости вращения и быстрой подаче, может вырвать или надорвать слои.

Я не выбираю паз сразу на всю глубину, провожу несколько разу по одному месту, хотя кручу на очень больших оборотах маленькие фрезы (6мм). Скорее всего, что я перестраховываюсь, но ошибка может дорого стоить.

Помните, что фрезеровальный станок – это мощный и опасный инструмент, использование которого требует неукоснительного соблюдения техники безопасности. Вместе с фрезером обязательно покупайте удобные очки. И даже когда они вам покажутся неудобными, не снимайте их, кусок щепки из-под фрезы, конечно до мозжечка не долетит, но оно вам надо!

Для изготовления прямоугольного паза под кант нужна фреза пазовая, пальчиковая, прямая. Я пользуюсь фрезами с рабочим диаметром 6-8мм. При выборе фрез не забудьте обратить внимание на разные диаметры хвостиков для установки в цангу фрезера.

Добавлю сюда ещё такой нюанс с приобретением ручного фрезера. Как бы вы активно не использовали фрезеровальный станок для изготовления гитары – это всё равно, достаточно слабо расходует его ресурс. Вы не будете гнать погонные метры в час 24/7. Поэтому можно приобретать фрезер, у которого эти параметры, как общий ресурс и работа в беспрерывном режиме не так строги. К тому же достаточна небольшая мощность. А также желателен небольшой вес.

Поделюсь с вами вот какими нюансами.

Есть сменные лезвия для скальпеля, вряд ли он хирургический, но факт, что лезвие такого типа достаточно удобно. Треугольный кончик в одну сторону режет, а в другую выбирает канавку, что дают возможность углубляться и лезвие начнет заклинивать, когда будет уже достаточно глубоко.

Проблемы будут, если вы делаете ремонт и у вас есть подобие паза и надо только подчистить ручным инструментом или немного расширить. Лезвие будет соскальзывать. Всякие напильники с ограничителями и стамески – понятно. Этот момент будет дополняться, так как я в своей практике не сталкиваюсь с такими проблемами – я прочищу паз фрезером.

Вклейка орнамента или пурфлинга (purfling)

Как уже упоминалось, надо сделать дополнительный очень низкий и относительно широкий паз. Фрезером это делается просто. Ручным инструментом, в общем, также несложно.

Я прорезал сначала основной паз под основной кант, а потом, уже отталкиваясь от него, настраивал ручной инструмент. Упорчик моего инструмента скользил по стенке паза, а не обечайке, т.е. конструкция была такова, что он выступал совсем немного.

Прижимать орнамент можно резиной или шнурком. Применяют ещё и скотч. Я клею орнамент раздельно с кантом.

Рассмотрим, как можно сделать кант гитары. Какие бывают канты. Каким образом они вклеиваются в гитару. И конечно обязательно затронем тему, как сделать всё это простыми способами.

Задача статьи очертить общую картину и дать практические рекомендации, которые помогут сразу двинуться с места.

Проблема установки и изготовления кантов отягощается на первых порах отсутствием специального инструмента, навыка и материалов. А переклеить кант часто требуется уже на этапе первых ремонтов, когда ещё нет небольших циркулярных пилильных станочков, калибровщиков, инструмента для гнутья, да и самого материала для канта. Поэтому очень важно коснуться именно простых способов.

В этой статье помимо всего затронем тему изготовления несложных кантов, а в смежной статье поговорим о ручном (т.е. дешевом и простом) инструменте, которым можно прорезать паз под кант, ну и конечно о фрезерах и насадках для них.

Задач у канта на самом деле несколько:

Кант защищает торец деки и дна

Укрепление склейки и конструкции

И, конечно, собственная жесткость канта, а также клеевой бутерброд формируют подобие рамки по контуру деки. И если ваш кант – это полоска черного дерева или палисандра с размерами 4х5мм, то это не так уж мало как может показаться на первый взгляд.

Тут всё понятно, зачем это делается. Элементарная эстетика подсказывает, что по углу гитары должна идти окантовка.

Добавим сюда ещё технику вклеивания рядом с кантом разного рода украшений, как правило, полосок или/и орнамента, которые сделаны по такой же технологии что и розетка гитары и часто образуют с ней единый ансамбль. В английском варианте эта красота называется purfling (пурфлинг), инкрустация или/и ус – по-нашему. Помаранчевая область на схеме.

Полосатую дорожку легко сделать, набрав пакет из разноцветного шпона, промазать клеем и придавить к шаблону, повторяющему форму гитары. Потом нарезать это на тонкие полоски. Можно набирать и в самом пазе, т.е. делаете паз и вклеиваете в него шпон. На форуме у нас есть подобные работы.

Кант гитары – это изготовление самого канта и выточка паза по краю гитары соответствующей формы. В настроенной мастерской все делается достаточно быстро и просто.

Во внутрь часто запускается разноцветный шпон. Шпон клеится пакетом вместе с основным кантом на всю высоту. Но так можно делать только с узким пакетом усов.

Если вы хотите сделать широкую полосатую дорожку (фото сверху справа), с большим количеством разноцветного и шпона переменной толщины, то придется делать сложный по конструкции ступенчатый паз, т.е. прорезать дополнительно деку примерно на 1мм, и вставить туда ус или полоску орнамента.

Тоже самое делается и на обечайке, чтобы ус или орнамент шёл по краю канта и с боку гитары.

Простейший кант гитары

В варианте окантовки из двух частей, надо изготовить две полоски толщиной почти 2мм. Общая ширина канта пусть будет до 4мм. Сами выбирайте толщины с точностью до десяток. В принципе, достаточно только уверенно углубиться на толщину обечайки, пройти клеевой шов между обечайкой и контрой, чтобы клеить кант к чистой контре и деке. 3мм достаточно, чтобы прорезать 2.5мм обечайку уверенно.

Безусловно, можно гнуть и цельный кант, но это сопряжено с некоторыми проблемами. Такую толстоватенькую 3-4мм полоску плотного дерева тяжеловато гнуть, особенно без опыта. Если дерево не имеет четкого радиала, то оно тем более будет пытаться поломаться, а именно витиеватая структура красиво смотрится. В общем, попробуйте сами, какой способ выбрать.

Можно подготовить обечайки с учетом кантов, потом, после изгибания, срезать их и приклеить с тонкой полоской темного шпона, чтобы пройти линию склейки. А на обечайке врезать маленький светлый усик, чтобы визуально отделить кант.

Визуально, из-за того, что в последствии на канте будет снята фаска, его ширина немного уменьшается, т.е. если сделать кант слишком тонким, то после снятия фаски визуально он совсем незначительный.

Можно добавить и третью полоску из тонкого шпона, чтобы прийти к выбранной вами толщине канта. Всё на ваше усмотрение. По толщине выбранного пакета уже точно настраивайте инструмент для изготовления паза.

В последнее время я делаю кант 4х5мм из двух полосок эбенового дерева и палисандра или только палисандра. Нарезаю полоски на минициркулярке, калибрую их на барабане со шкуркой, изгибаю как обечайки и вклеиваю пакетом. Со стороны обечайки врезаю светлый усик, целю прямо в склейку между кантом и обечайкой. Такой вот аскетичный и практичный вариант.

Самый простой вариант канта из тонкого шпона

Теперь обещанный сверхпростой вариант канта. Суть в том, чтобы набрать пакет из 4 полосок шпона красного дерева. Общая толщина будет около 3мм. Нарезаете шпон необходимой высоты, а это где-то 4.5-5мм. Слишком высокий кант, как и слишком низкий, выглядит не очень.

Нарезаете ножом для бумаги, придавим шпон чем-то ровным и жестким по всей длине, иначе будет смещаться. У меня это была палка прямоугольного сечения из оргстекла и четыре струбцины.

Клеить весь пакет сразу, т.е. кисточкой промазываете клеем сразу все 4 полоски на некотором участке и приматываете их к гитаре шнурком или резиной. Таким образом, клей не будет успевать высыхать, и вы спокойно будете приматывать. Также слишком много резины на корпусе опасно, насколько я не знаю, поэтому клею небольшими участками, делю обечайку на три части примерно.

Плохая сторона в том, что надо очень точно сделать паз, так как практически не будет возможности что-либо корректировать, чтобы не прошкурить, если внешний шпон будет очень тонким.

Полезные советы по простому канту и не только

Сегодня часто используется вариант с пластиковым кантом. Разноцветный пластик можно найти в строительных магазинах и использовать клей, который хватается и за пластик, и за дерево.

Некоторые технические подробности обработки кантов

Изготовление кантов – это также и их обработка сразу после вклеивания.

На практике часто бывает, что плавает ширина паза или самого канта, поэтому, когда вы рассчитываете эти параметры, делайте таким образом, чтобы кант был или как раз по пазу или немного выступал. Снять немного выступающего канта, это не то же самое, что снять обечайку.

После прижатия просто рукой, а потом и резинкой вытираю лишний клей влажной тряпочкой и дополнительно додавливаю палочкой в кант со стороны обечайки, чтобы убедится, что он лег на своё место.

Мастера применяют всякие специальные скребки, которыми обрабатывают кант заподлицо с основной поверхностью. Особенно они актуальны, когда у вас ремонт, и вы не хотите менять лак. Простейшая конструкция такого скребка – это деревянная ручка, из которой на необходимую ширину торчит какое-то лезвие. Типа кололи палочку, не докололи, и лезвие заклинило. Принцип почти как у ручного рейсмуса для вырезания паза под кант, только лезвие не режет бороздку, а скоблит на всю выставленную ширину.

Я обрабатываю кант заподлицо с декой и обечайкой с помощью обычной цикли. Если вести лезвие прямо по канту, давя в него, а остальным только касаться поверхности, то цикля практически не будет скоблить ничего, кроме выступающей части канта. Старайтесь операцию делать плавно, не формируйте всякие ступеньки и волны, меняйте угол цикли, если что. А также используйте маленький притир с наждачной бумагой, около 240.

Старайтесь изгибать кант точно по форме гитары, чтобы не заклеивать его под напряжением. Небольшого прижатия должно хватать, чтобы кант лег в паз.

Всякого рода щелки надо обязательно шпатлевать.

Каким образом сделать паз для окантовки, какие бывают приспособления для этого, в том числе и ручные, мы рассмотрим в следующей статье.

Бывает кант гитары сильно разрушен и требуется его ремонт или замена.

И так, ваш кант не дожил до светлых дней полностью или частично.

Причины, по которым кант необходимо устанавливать новый:

Сразу попробую вас отговорить от замены канта, если этого не требуют обстоятельства. Статья о кантах

Надо решить из чего будет и где достать ваш новый кант. Это должно быть плотное темное дерево, напиленное ровными полосками.

Кант из нескольких полосок тонкого шпона

Есть лазейка, сформировать кант из тонкого шпона 0.8мм, т. е. нарезать полоски под линейку по высоте канавки и набрать пакет, три четыре полоски, клеить сразу все вместе.

Как резать тонкий шпон. Надо прижать чем-то жестким по всей длине. Не должно быть места, где фанерит легко вытаскивается из под зажима. У меня это был длинный параллепипед из оргстека. Прижимаете несколькими струбцинами равномерно по длине. И острым ножем начинаете резать, да только не сразу на всю глубину, а как бы гладите. Через пять проходов шпон будет перерезан. Можно зажимать даже несколько листов сразу.

Как приклеивать. Выделяете участок несколько сантиметров, промазываете кисточкой, немного разведенным клеем и заматываете резинкой (на фото шнурок). Так участками и двигаетесь.

Не мотайте резины слишком много, можно сломать корпус. Я не пробовал ломать, но говорят это страшно!

Кант из мебельной кромки

Также есть лента из ценных пород для отделки торцов мебели с толщиной около 2.5мм. Это самый лучший вариант для канта. Прямо фактически продающаяся для канта заготовка для гитар любой цены. Называется это мебельная кромка, продается погонными метрами в рулонах. Предлагается много синтетики, но есть именно из ценного дерева.

На одной стороне кромки может быть нанесен какой-то слой, его надо снять и у вас будет красивый кант из массива.

Но все же остаётся возможность сделать эту проточку ручным инструментом. В конце концов, и гитара появилась до фрезеров и электричества.

Главное, принимая решение о замене канта, учтите все эти сложности и оцените свои возможности.

После приклейки канта обработайте заподлицо выступающие части. Для гитар с фанерованными обечайками, а именно такие у советских гитар, очень важен момент не прошкурить верхний слой шпона фанеры.

Пусть именно кант немного выступает над обечайкой. Этот момент надо учитывать на этапе подбора толщины канта и глубины проточки. Это ответственный момент будьте внимательны.

Сначала о наболевшем

Гитара с вклеенным грифом и дека имеет ценность

Если у вас гитара с вклеенным грифом и дека важна, значит существует несколько помех:

Что все это означает на практике.

Вам надо лишь иметь некую установку трафарет, на которой можно закрепить гитару, чтобы можно было клеить пружины и рипы, при этом не мешали накладка и подставка. Также существует необходимость следить за перекосом корпуса в продольном направлении, можно завалить гриф, тогда вы потеряете старые высоты струн.

Выглядит эта установка как солера, стол для сборки гитары испанским методом, но только с учетом накладки и, возможно, подставки. Гриф можно не фиксировать, а только учесть возможность перекоса при приклейке дна назад.

Но вдруг, снять надо именно деку

Например: надо её заменить или дека и так уже отбита по контуру, сильно разбита со смещениями. Накладку снимать не хочется полностью со всего грифа. В таком случае надо отпиливать накладку по пропилу под порожком 12-го лада, который проходит в классике близ контура гитары. И снимать деку вместе с этой частью накладки.

В случае замены деки этот кусочек приклеивается назад к новой деке с учетом сделанного пропила. Если замена деки не предполагается, то так и работать с ним на деке.

Тем не менее возможность горячего демонтажа всей накладки остаётся. Если лепесток накладки снять, то вы получите доступ и к деке и ко дну. Но при демонтаже деки вы не должны потерять высоту корпуса, ведь шейка грифа всё ещё жестко закреплена на корпусе. Но случаи бывают разными, например, накладку лучше сменить, толщина шейки дает возможность маневра.

Если шейка грифа еле держится, тогда гриф можно снять полностью.

Гриф вклеен, но дека не имеет ценности

В таком случае гитара разбирается таким образом, чтобы не коснуться лишний раз ничего, кроме ненужных деталей, т.е. деки. Можно в ее теле и работать, от грубого пиления, как в фильмах воры вырезают картины, так и до аккуратного разогревания распаривания шва.

Если гриф на винте или полностью отклеен, то разбирать можно и с деки без особых проблем. Как правило, решение выносится для каждой конкретной гитары и предпочтений мастера.

Советские гитары я рекомендую открывать с деки, тогда вы спокойно сможете установить акустическую систему и укрепить контробечайку.

Кремоны и Музимы

С деки или со строны дна их вскрывать и каким образом это сделать.

Так как требуется замена деки, то очевидно, что ее и нужно снимать.

Но у старых Кремон или Музим добавляются следующие факторы. Слишком слабый и условно правильно вкленный верхний клец. Шиповое соединение, на который вставлен гриф, очень плохо подогнано. Все это сводится к тому, что правильно будет снять гриф целиком вместе с накладкой, ничего от нее не отпиливая. Клецем можно пожертвовать как и фанерной декой. Конечно, у вас должна быть заготовка для нового клеца и деки.

Если убивать клец нет решимости, тогда попробуйте размочить шиповое соединение, просверлив отверстие для подачи воды. Можно попробовать дополнительно прогреть, поставить гитару вертикально грифом вниз, и на клец положить горячую железку. Там все еле держится и шип со свистом ходит в пазе.

У Музим может быть соединение на 4 деревянных чепиках. Также очень тухлое соединение или точнее его исполнение.

Деку удобно снять утюгом. Прогреваете безпощадно деку по контуру, пока она не отстанет от обечаек. Обпиливаете деку по контуру лепестка накладки, чтобы получить доступ к клецу. Обратите только внимание на розетку, иногда бывает, что это настоящая инкрустация, которую вы можете переставить на новую деку, вырезав ее аккуратно. Разбираетесь с клецем: разбиваете его стамеской, отламывая по кусочку или размачиваете соединение, как мы обсуждали выше.

В итоге у вас отдельно абсолютно не тронутый полукорпус и гриф с целой накладкой.

Такие работы уже не раз проделывались на нашем форуме, так что не постесняйтесь спросить на форуме правильно ли вы поняли, как разбирать вашу гитару.

Иллюстрациий от нашего форумчанина Дмитрия, разборка старой Кремоны без сохранения деки и клеца, ссылка на пост.

Источник

Читайте также:  Разбор пираты карибского моря табы для гитары
Оцените статью