Кантиленная пьеса для фортепиано это

Особенности работы над кантиленой в классе фортепиано

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас со Cвешниковой Татьяной Викторовной, преподавателем МОУДОД «Снегиревская ДШИ» п. Снегири Московской области. Сегодня Татьяна Викторовна предлагает вашему вниманию методическую разработку об особенностях работы над кантиленой в классе фортепиано. Данный материал предназначен для педагогов ДМШ и музыкальных отделений ДШИ при работе с детьми младшего и среднего возраста

Краткий комментарий к статье от Татьяны Викторовны:

«Методика разработана в помощь педагогам по классу фортепиано, работающим с произведениями кантиленного характера, чтобы глубоко проникнуть в содержание произведения и затем воссоздать его возможно более правдиво и тонко воспроизвести аналоги фраз для предания целостности мелодического развития темы».

Профессионального чтения…

Фортепиано (рояль) в современном понимании самодостаточный и универсальный музыкальный акустический инструмент.

«Фортепиано для меня – самый любимый инструмент, потому что оно представляет собой нечто в музыкальном отношении целое; каждый же другой инструмент, не исключая и человеческого голоса, в музыкальном отношении – только половина».

Именно универсальность фортепиано дает возможность пианисту исполнять музыку соло, музыку с оркестром, музыку в фортепианном ансамбле, а также играть музыку в камерном ансамбле с любыми музыкальными инструментами и, наконец, поддерживать аккомпанементом сольные выступления инструменталистов и вокалистов.

Задача начального музыкального образования дать ученику – пианисту не только теоретические знания о возможностях фортепиано, как музыкального инструмента, но и практически научить пианиста.

Одним из важнейших условий достижения успеха в фортепианном исполнительстве является владение искусством вокального интонирования, поскольку только выразительная, певучая игра способна найти настоящий отклик в душе у слушателя.

«Кантилена» (итал. Cantilena, от лат. Cantilena — пение) – напевная мелодия, как вокальная, так и инструментальная. На фортепианном языке это означает — умение «петь» на инструменте.

«Пение – это главный закон музыкального исполнения, жизненная основа музыки»

Прекрасные примеры кантилены есть в операх Глинки, Чайковского, в операх и ораториях Прокофьева и Шостаковича, в произведениях итальянских композиторов, в многих русских народных песнях.

«Учитывая тончайшие особенности и звучания и восприятия, пианист может создать фортепианную кантилену как волшебство, раскрывающееся перед слушателем.»

В педагогической деятельности каждый преподаватель ставит и решает задачи по воспитанию юного музыканта с учетом своих педагогических принципов и индивидуальных возможностей ученика. В зависимости от его возрастных и психологических особенностей, уровня развития и готовности к обучению выбирается уровень сложности музыкального материала и его объём. Основным в работе над кантиленными пьесами является активное и заинтересованное отношение к исполняемому музыкальному произведению, понимание его основных характеристик и особенностей. Практический показ педагогом особенностей исполнения произведений кантиленного характера является основным при обучении детей в классе фортепиано. Наглядное сопровождение позволяет доходчиво объяснить ребенку содержание и авторский замысел исполняемого музыкального произведения, постепенно вводить музыкальные термины

Работа над кантиленой – кропотливый, продолжительный, достаточно сложный процесс, но в тоже время увлекательный и творческий. Работая над кантиленой, мы прежде всего работаем над мелодией, над звуком. При работе над мелодией очень важно, чтобы ученик слышал интонационность музыкальной речи, ее смысл, выразительность, характер.

Работа над кантиленой занимает значительное место в обучении и воспитании ученика — пианиста. Произведения кантиленного характера всегда входят в программные требования обучения.

В младших классах обучение начинающих пианистов основывается прежде всего на работе над звуком, звукоизвлечением, мелодическим мотивом, музыкальной фразой. Ребенок знакомится с элементами музыкальной формы от простейших мотивов до музыкальных предложений, динамикой; приобретает опыт эмоционального сопереживания музыке. Работа строится на использовании песенного материала и изучением наиболее простых пьес. В младших классах для работы с кантиленой прекрасной возможностью будет обучение игре легатного аккомпанемента в форме арпеджио и мелодических подголосков.

В средних классах педагог подбирает в работу более сложный музыкальный материал для своего ученика, но музыка для изучения по — прежнему детская, хрестоматийная: детские альбомы П. Чайковского, Р. Шумана, С. Прокофьева. Мелодическая линия кантилены, её гармония и сама фортепианная фактура усложняются, музыкальная форма становится более объемной и сложной.

В старших классах пианист изучает сложные по фактуре и форме, яркие по выразительности и эмоционально наполненные пьесы кантиленного характера таких композиторов как В. А. Моцарт, Ф. Шопен, П. И. Чайковский до Д. Шостакович, С. Прокофьев.

«Музыка – искусство звука. Она не дает видимых образов, не говорит словами и понятиями. Она говорит только звуками… Раз музыка есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком.»

«Работать над звуком можно реально, только работая над произведением, над музыкой и её элементами. И эта работа, в свою очередь, неотделима от работы над техникой вообще. Нужно уметь «петь» на фортепиано, чтобы сыграть певучую мелодическую пьесу.».

Для того чтобы научить слушать звук, научить приёмам звукоизвлечения, ведению фразы и т.д., желательно давать кантиленные пьесы с яркой звуковой окраской, разнообразные по характеру и настроению, близкие и понятные ученику. В работе над ними следует добиваться выразительного исполнения и показывать игровые движения, которые облегчают звуковую задачу, помогают выражению музыкального смысла. В воспроизведении кантиленой мелодии на фортепиано важно, внутренне услышав её выразительные особенности, избрать соответствующее ей тактильное ощущение прикосновения к клавиатуре. Педагог должен передать ребенку ощущение прикосновения к клавиатуре при исполнении кантилены путем сравнений и ассоциаций. Примером могут послужить высказывания Нейгауза, Тальберга, Игумного, Корто. Нейгауз говорил о «прорастании пальца в клавиатуру до дна», А. Корто писал о «погружении пальца в клубнику», К. Н. Игумнов и С. Тальберг ассоциировали исполнение кантилены с «замешиванием теста» пальцами.

Работа над кантиленой, как работа над любым видом произведения, должна в особенности заставить ученика слушать себя «со стороны». Ученик должен стремиться, во-первых, «к полному, мягкому, певучему звуку», во-вторых, — к максимальному разнообразию звуковых красок.

Как правило, в основе кантиленных пьес лежит красивая мелодия. А мелодия предполагает исполнениеlegato. Это основной прием игры на фортепиано, и работе над ним необходимо уделять внимание на протяжении всего периода обучения в музыкальной школе.При игре произведений кантиленного характера существует большая проблема в связности звуков (легатной игре). Необходимо связать без толчка один звук с другим, переступая с пальца на палец или «передавая эстафету» от одного пальца другому. Переступающие пальцы ведут руку, которая подкрепляет их и в то же время сохраняет общее плавное движение. Взаимодействие пальцев и руки придаёт звукам глубину, а мелодии — связность.

«При исполнении кантилены пальцы следует держать как можно ближе к клавишам и стараться по возможности больше играть “подушечкой”, то есть стремиться к максимальному слиянию пальцев с клавиатурой»

Руки пианиста-исполнителя в кантилене должны быть сильными и точно направленными в клавиатуру, но в тоже время должны оставаться мягкими и пластичными. Каждому ребенку необходимо объяснить, что при звукоизвлечении рука должна быть полностью освобождена, особенно в запястье. Ладонь лучше располагать над нажимаемой клавишей, а не сбоку от нее. Пальцы следует держать по возможности собранными вместе, готовыми к игре в любую секунду. В кончиках пальцев необходимо ощущение крепости, цепкости. В исполнении кантилены основным является использование веса руки, опоры на клавиатуру, а вернее правильно рассчитанное давление руки на клавиатуру. Важно объяснить детям ощущение переноса части веса руки в клавиатуру плавно, без толчков и в то же время надо не растерять его, адресовав в конец пальца. Ведь бывают случаи, когда у учащихся в кантилене устает рука, то есть эмоциональное напряжение (естественное при исполнении многих мелодий) переходит в напряжение физическое. При этом давление руки, не доходя до конца пальца, задерживается в кисти или локте. Рука зажимается и устает, а звук оказывается лишенным полноты и интенсивности.

В процессе обучения педагог объясняет ребенку значение подготавливающих движений пальцев, кисти, круговых движений локтей и предплечий. Педагогу необходимо дать представление ребенку об игре независимыми друг от друга, самостоятельными пальцами. Важно научить обучающегося умению распределять внимание, распределять вес руки и пальцев, обращать внимание на игру «приготовленными» руками и пальцами, сформировать умение диктовать ощущениям в руке применять ту силу звука, которая необходима, уравновешивать звучание. Если, например, требуется извлечь теплый и проникновенный звук, то к клавиатуре лучше прикасаться ближе к клавишам, а для яркого и открытого звука следует использовать полную амплитуду размаха пальцев. В случае, если кантилена звучит в октавном исполнении – более слабый из пяти пальцев мизинец берется активнее и увереннее, а первый палец – аккуратнее. Пальцы в кантилене могут двигаться с большим или меньшим размахом. Однако, безусловно, целесообразным является такое их положение, при котором с клавишей соприкасается вся подушечка пальца, то есть положение вытянутое, мягкое. Конечно, бывают случаи, когда палец приходится закруглять в силу особенности фактуры, но это исключение, которому мастера пения на рояле прибегают только при крайней необходимости.

При разучивании музыкальных произведений педагогу следует помочь ребенку выбрать наиболее удобную аппликатуру. В старших классах эту работу могут выполнять сами обучающиеся.Аппликатура – способ расположения и порядок чередования пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах. Подбор удобной и целесообразной аппликатуры очень важен для исполнительного искусства. Именно от грамотного выбора аппликатуры зависит целостность исполнения музыкальной фразы у начинающих пианистов. Обычно в кантилене используются 3, 4, 5 пальцы, реже 2, а 1 палец считается «непевучим». Однако бывают и исключения.

Огромную роль в достижении правильного звукоизвлечения играет искусство пения.Те из пианистов, у кого лишь общее, поверхностное представление о хорошем пении, гораздо реже владеют и хорошим выразительным исполнением. Глюк, Гайдн, Моцарт и другие знаменитости всех времён пели в юности. Пропевание голосом, выразительное и певучее исполнение одно- и двухголосных песен и пьес является основой для развития навыков исполнения произведений кантиленного характера.

«В особенности не следует упускать возможности послушать искусных певцов, так как от них выучишься мыслить спетым. Затем очень полезно для правильного исполнения фразы пропеть её себе самому. Этим путём всегда большему научишься, чем из книг и рассуждений».

Нельзя исключить влияние педали на правильное и красивое звучание кантиленных произведений. В кантиленных пьесах основное значение имеет запаздывающая, продлевающая педаль. Несложные певучие пьесы на ранних этапах следует учить без педали. Так красивый звук, плавное легато, выразительность фразировки будут чувствоваться в первую очередь пальцами. Затем можно начинать работу над педализацией. Как один из первых образцов можно предложить педализацию кульминационных звуков музыкальных фраз, или просто относительно более длинных звуков мелодии. В медленных напевных пьесах педаль можно брать на каждый длинный звук мелодии, вслушиваясь в чистое звучание и снимать на коротких.

Таким образом, изучение кантиленных произведений помогает активно развивать различные стороны музыкального мышления ученика, помогает приобрести навыки выразительной певучей игры. Формирование и совершенствование умения напевно и мелодично исполнять музыкальные произведения кантиленного характера является одним из основополагающих приемов воспитания музыкальной культуры обучающихся в классе фортепиано. Приобщение к искусству исполнения кантилены посредством развития умения внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания благотворно сказывается на развитии творческих музыкальных способностей, исполнительской инициативы ребенка.

Список использованной литературы

1. Браудо И.А. Артикуляция. (О произношении мелодии). – Л.: «Музыка»,1961.

2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.– М.: «Музыка», 1988.

3. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. – М.: «Классика – XXI», 2001.

4. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. – М.: «Классика – XXI», 2003.

5. Рубинштейн А. Г. Литературное наследие. В трех томах. Том 1. Статьи. Книги. Докладные записки. Речи. М.: «Музыка», 1983.

6. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / под общ. ред. С.М. Хентовой. – М.-Л.: «Музыка», 1966.

7. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано.- М.: «Музыка», 1978.

8. Коган Г. М. О работе музыканта- педагога.- М.: « Музыка», 1979.

9. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано.- М.: «Просвещение», 1984.

Источник

Открытый урок «Работа над пьесами кантиленного характера в классе специального фортепиано»

Работа над звуком занимает центральное место в процессе обучения игре на фортепиано. В ходе урока решаются задачи выразительного интонирования мелодической линии,развитие координации движения, выработка различных способов прикосновения.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_kantilena_2016.doc 81 КБ

Предварительный просмотр:

МАУДО «Каширская детская школа искусств»

«Работа над пьесами кантиленного характера »

Урок проводится с ученицей 6 класса Тюняевой Алиной.

У Алины хорошие интеллектуальные и музыкальные способности, разносторонние интересы. Пианистический аппарат свободный, природная беглость но концы пальцев не достаточно цепкие. Музыкальна, хороший слуховой контроль, хорошее звукоизвлечение.

ЦЕЛЬ УРОКА: Развитие навыков кантиленной игры.

  • Работа над выразительным интонированием мелодической линии.
  • Развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемых музыкальных произведений с тщательным слуховым контролем.
  • Развитие навыка координации движений.
  • Вырабатывать ощущение разных способов прикосновения к клавиатуре для решения художественно-звуковой задачи.

II. В.Коровицин «Русалочка. Дания» из цикла «Музыкальные путешествия по Европе»

  • Беседа об образном содержании пьесы.
  • Детализированная работа над фразировкой Работа над выразительностью. Работа над полифоничностью мелодии.
  • Работа над сопровождением;.
  • Исполнение пьесы в целом.

Материалы: видеозапись, презентация.

Современная методика обучения игре на фортепиано основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания начинающего пианиста. Согласно этим принципам, надо с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в смысл и строение произведения, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале. Художественная сфера кантиленных произведений как нельзя лучше отвечает этим требованиям. При исполнении кантиленных произведений необходимо стремиться максимально, приблизить звучание фортепиано к пению, к человеческому голосу. Одним из самых важных компонентов мастерства музыканта является владение им звуковой палитрой инструмента. Музыканту постоянно приходится искать пути преодоления ударной природы фортепиано. «Когда говорят, что пианист обладает выразительным, певучим звуком или мягким туше, то забывают, что впечатление зависит не столько от устройства руки или мягких подушечек на кончиках пальцев, но главным образом от манеры фразировать и от пластичности образа, переданного музыкой». Мастерство пластичной фразировки непосредственно связано с владением техникой кантилены.

Слуховой контроль играет здесь важнейшую роль для достижения качественной игры legato (легато – связно). Пальцы при этом располагаются очень близко к клавишам и могут даже к ним прикасаться. Кисть мягкая, но не разболтанная, в ней должно быть ощущение целенаправленной свободы. Палец мягко нажимает на нужную клавишу, заставляя её плавно погружаться до упора. Каждая последующая клавиша нажимается так же плавно, причём одновременно с нажатием очередной клавиши, предыдущая мягко возвращается в исходную позицию. При исполнении нажима пальцы как бы ласкают клавиши.

Ни один музыкант не может достичь высокого уровня исполнительского мастерства без овладения ФРАЗИРОВКОЙ. Членение музыки на фразы обусловлена самой сущностью музыкального произведения. В статье “ О музыкальном исполнительстве” А.Гольденвейзер так выразил свою мысль: “ Когда возникло музыкальное искусство, человек, прежде всего, исходил из того, что он делал своим голосом, — из пения и речи. Всякая музыка всегда была расчленена дыханием “. Определить членение моментом дыхания, естественное стремление к вершине внутри каждой фразы, то есть правильно определить в ней кульминационные точки, а также естественное интонационное и динамическое начало и спада фразы необходимо музыканту в работе над произведением:

Работа над звуком занимает центральное место в процессе обучения игре на фортепиано. Начало этой работы относится к первым шагам, а совершенство не имеет предела. Главное условие успешного решения звуковых задач, как элементарных, так и самых трудных, является развитие способности слышать музыкальную ткань.. Способность слышать музыку во всем ее объеме зависит от музыкального воспитания, и в частности от слухового развития. Вкратце можно говорить о двух факторах музыкального воспитания, оказывающих непосредственное воздействие на решение звуковых задач:

  • Дослушивание звука до конца
  • Ощущение горизонтального движения и развития музыки

Исходя из этого, уже на первых уроках, когда ребенок играет упражнения на звукоизвлечение и постановку рук не обходимо научить его слушать до конца затухающий звук и ощущать ( «вести») его кончиком пальца, пока он длится. При переносе руки на другую клавишу через октаву учении должен переносить не просто руку, но как бы «нести» звук. В результате складывается непрерывный процесс, состоящий из дослушивания и переноса. Живая рука, живые, активные пальцы – это необходимое условие при работе над кантиленой. Не ставить палец и руку на клавишу, а брать, извлекать звук; не выжидать и держать, а вести звук; не поднимать руку, а брать дыхание. Необходимо заметить, что основным недостатком в исполнении кантилены в большинстве случаев связано с недослушиванием звука и не достаточным ощущением движения мелодии Если ухо не слышит звук до конца, то палец становится пассивным, рука расслабляется , и каждый последующий звук не выливается из предыдущего, а берется как бы заново, с помощью нового движения руки или кисти. Если ухо не слышит и не «ведет» звук, то и пальцы не получают необходимой команды мозга, следующий звук берется формально, отсутствует та неуловимая градация звуковой палитры, которая делает мелодическую линию осмысленно последовательной.

Одно из условий достижения кантилены заключается в слаженной работе «выразительных» пальцев, которые играя мелодию, как бы переступают, мягко погружаясь, словно в глубокий мягкий ковер. Отыгранный палец поднимается не рань, чем берется последующий звук, не спеша, не раньше, чем палец полностью погрузится в следующую клавишу. Пальцы ведут руку. Движение руки напоминает движение смычка, плавное, очерчивает контур мелодии. Взаимодействие пальцев и руки придает звукам глубину, а мелодии связность. Работа над звукоизвлечением, в той или иной степени, проводится с самого начала обучения, ребенок получает навыки взаимодействия руки пальцев, достижения глубины звука и связности с первых упражнений, при прохождении легких пьес таких, как: Д.Штейбельт «Адажио», Р.Шуман «Первая утрата», А.Тюрк «Ариозо», и т.д.. Однако взаимодействие кончиков пальцев и руки этим не ограничивается. Живые кончики пальцев должны быть связаны со всей системой пианистического аппарата вплоть до корпуса. «Звук рождается в кончике пальцев, как цветок на конце растения». Но как цветок звук должен питаться «соками» изнутри, лишенный поддержки «изнутри», звук теряет глубину, певучесть, становится сухим и колючим (короткий рычаг).

Чрезвычайно важно научить любить хороший звук — полный, мягкий, сочный, стараться привить потребность в таком звучании . Как правило, у малоспособных учащихся, нет умения пользоваться возможностями фортепиано и собственными руками. Это умение достигается путем показа, объяснений, работы на уроках (а часто и на дополнительных уроках), внимательных домашних занятиях. Необходимо научить ученика опустить пальцы и руку в клавиши, в «рояль», хорошо почувствовать клавиатуру, как бы преодолевая ее сопротивление, прислушиваться к тому, как звучит инструмент

В процессе работы над фортепианной кантиленой, при «вокализации» играющим на рояле инструментальных мелодических линий, в значительной мере организуется и совершенствуется мелодический слух. Именно в пьесах спокойных, требующих неторопливого движения легче начинать применять педаль, уделив особое внимание качеству звучания и самому процессу пользования педалью,

БЕСЕДА ОБ АВТОРЕ И ОБРАЗНОМ СОДЕРЖАНИИ ПЬЕСЫ.

Владимир Коровицын родился (1956) и вырос в Великом Новгороде, окончил Ленинградскую консерваторию в 1981 году, член Союза композиторов России, лауреат конкурсов «Melody Competition» (Стокгольм) и «Весна романса» (С-Петербург) в композиторских номинациях. В настоящем живет и работает в родном городе, сочиняет музыку в разных жанрах. Его произведения покоряют своей мелодичностью, самобытным гармоническим языком, стройностью формы, яркой образностью.

Детские произведения В.Коровицына выполняют много педагогических задач: они развивают художественный и музыкальный вкус, изобразительные и музыкальные способности, способствуют пониманию музыки через поэзию и живопись. Исполняя разнообразные пьесы композитора можно вообразить себя художником и музыкантом, почувствовать мир разнообразных звуков и научиться чувствовать эмоциональный настрой в музыке. Все это способствует разностороннему развитию личности.

Сборник «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы» включает в себя 24 пьесы, из них 10 танцев, таких как «Полонез», Лендлер», «Вальс», «Полька», «Чардаш», «Домареданс», «Тарантелла», «Болеро»; пьесы песенного склада: «Норвежская песня», «Баркарола», «Песня трубадура», «Песня без слов»; пьесы-образы: «Русалочка», «Ветряные мельницы», «Карусельные лошадки», «Антикварная шкатулка».

Основная тональность произведения – ми минор. Дания. «Русалочка» — написана в 3-х частной форме с характерными для романтической пьесы чертами.

Начинаем работу с проигрывания на инструменте пьесы. Вспоминаем сюжет сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка» ( в оригинале – «Маленькая морская госпожа» ).На низких островах, где соединяются Балтийское и Северное моря, расположилась столица Дании – Копенгаген. Он славится своим парком Тиволи. По количеству аттракционов ему нет равных в Европе. Именно после посещения парка Тиволи Уолту Диснею пришла когда-то в голову мысль построить свой Диснейленд. И самое главное, в Копенгагене жил и творил знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен. Кажется, что герои его сказок населяют все улицы этого города. Вот и символом Копенгагена является героиня одной из его сказок-Русалочка, памятник которой находится на набережной . Здесь всегда толпятся туристы. Днем это – просто скульптура, и ничего необычного в ней нет. Но говорят, иногда в ясные ночи, когда по небу рассыплются ясные звезды, а желтая полная луна повиснет над горизонтом, Русалочка начинает тихо, вполголоса петь. И тогда звучит пленительная, безумно красивая музыка. Но не всем дано ее услышать, а только самым чутким.

РАБОТА НАД ФРАЗИРОВКОЙ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ МЕЛОДИИ.

Мягкая с большими интервалами мелодия. Нужно суметь аккуратно «достать» высокие ноты. Широкая по диапазону напевная мелодия изобилует широкими интервальными интонациями. Начальный мотив открывается октавным затактом и завершается нисходящей секстой. Такая тема по-настоящему вокальна. Сочинения для голоса — любимый жанр В. Коровицына, о чем свидетельствует преобладание в его творчестве необыкновенно красивых вокальных сочинений. Красота русских песен оставила отпечаток в его творчестве, поэтому в этой фортепианной пьесе, как и во многих других, больше русской песенности, чем европейской. Определив границы фраз, прослеживаем направление мелодии, ее интервальный состав. Для того, чтобы точнее передать логический акцент в каждой из них находим в каждой маленькую интонационную вершину, к которой «катятся» наши «волны» — фразы.

Затем приступаем к детальной проработке каждой фразы. Характер дальнейшей работы приблизительно следующий: пытаемся на инструменте передать выразительность и тепло, свойственные человеческому голосу, выразительно интонировать отдельные «мотивные слоги». Поэтому мягкой свободной, но не расслабленной рукой, после «взятия дыхания» погрузиться в клавиши, хорошо ощущая дно, но не давить. Держать пальцы как можно ближе к клавишам, стараться играть подушечкой, мясистой частью пальца, т.е. стремиться к полному контакту, живому осязанию, слиянию с клавиатурой. Звуки между собой связываются без толчка, как бы переступая с пальца на палец. При этом, устремляясь к очередному звуку, рука обязана двигаться, передавая опору от пальца к пальцу наподобие смычка, плавно передвигающегося по струне. Каждая фраза играется на одном дыхании, которое надо умело распределить на всю фразу, которая заканчивается на diminuendo без дополнительной опоры на последнюю ноту, однако обязательно выдержать ее до конца. Обратить внимание на снятие кистью – мягкое, пластичное.

Эта работа требует постоянного слухового контроля.

Разобрав пьесу по фразам, отмечаем повторения и кульминации в каждой части и кульминацию всей пьесы. Неоднократно повторяющийся основной мотив, исполняемый монотонно, может скоро надоесть, поэтому нужно стремиться к его разнообразному интонационному произнесению. Вначале желательно как можно дольше удержаться в нюансе «p», «mp», чтобы потом мелодия прозвучала еще ярче. Ищем сравнения, которые помогут по разному извлекать звук. Например: сомнения Русалочки, трепетное, наивное, искреннее чувство, которое вырастает в кульминации в гимн любви, самопожертвования, всепрощения. Здесь и интонации вопроса, и ликующие утверждающие интонации.

РАБОТА НАД ПОЛИФОНИЧНОСТЬЮ МЕЛОДИИ

Следующая особенность заключается в полифоничности фактуры и самой мелодии. При хорошей артикуляции верхнего голоса надо тише, но точнее играть все средние голоса. Находим и выделяем полифонические подголоски в мелодии, Особо сложные места в мелодии распределяем на две руки, чтобы лучше услышать интонационый строй, пропеваем подголоски. ищем связь с образом, содержанием пьесы.

РАБОТА НАД СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Следующий этап – это работа над сопровождением, которое помогает создавать нужное настроение – нежности, взволнованности, покоя. Аккомпанемент – опора мелодии, он поддерживает ее гармонически и ритмически, следуя за развитием мелодической линии, помогает связности звуков, способствует усилению звучности и удерживанию ее уровня в кульминационных местах. Аккомпанемент следует играть тихо и легко, чувству непрерывность движения. Выполнять эту задачу поможет ощущение горизонтального развития мелодии.

В левой руке сочный бас и пластичный аккомпанемент. В фактуре сопровождения присутствует образ воды: восходящее движение восьмых при удержанном басе (два такта), как и мелодия в следующих тактах, спускается вниз короткими мотивами-волнами. И снова подъем восьмых в партии левой руки и снова падения. Это изобразительный момент движения волны. Очень трудно при такой насыщенности фактуры не потерять целостность музыкального сопровождения. Необходимо следить, чтобы отдельные звуки не выделялись, разрывая общее движение.На этапе разбора была подобрана удобная аппликатура, были просчитаны вслух, четко проговаривая все ритмические доли такта ( четыре раза по три восьмых). На данном этапе укрупняем счёт, т.е. на «раз» подразумеваем три восьмых. Это дает возможность почувствовать движение мелодии на одном дыхании.

Расписываем динамическое движение к верхней ноте, играем аккомпанемент с крещендо и диминуендо. Обращаем внимание на басы, пропеваем их с целью услышать смысловую интонационную линию. Можно использовать прием распределения партии сопровождения между двумя руками: левой рукой играть басы, а правой – восьмые, и услышать яснее, что должно в результате получиться, когда играет только одна левая рука. При этом возврат руки снова к басу не должен быть резким, так как спокойный темп это позволяет сделать плавно, красиво, успевая погрузиться пятым пальцем на клавишу без акцента.

Обращаем внимание на соотношение звучания мелодии и аккомпанимента.

При этом уровень звучания сопровождения должен быть таким, чтобы можно было каждый звук мелодии дослушать до конца, ощутить разную глубину в звучании обеих рук. В музыке, как и в живописи, есть передний и задний план, между которыми должна быть «воздушная прослойка».

Прослушать исполнение пьесы другими учащимися (видеозапись), проанализировать характер исполнения, фразировку, музыкально-образное содержание.

Рассмотренные принципы и приемы работы над кантиленными пьесами, естественно, не исчерпывают все их художественное многообразие. Можно выделит основные:

Художественно-звуковая специфика освоения кантиленой музыки

Выразительное интонирование мелодии

Гибкость темпо-ритмической и динамической выразительности

Тонкое ощущение разных способов прикосновения к клавиатуре, обусловленное осознанной учеником художественно-звуковой задачей.

Развитие слуховых навыков.

Основные условия успешности работ: осмысленность занятий, сосредоточенность внимания, умение слушать свою игру, слуховое представление конкретной звуковой цели, правильное определение основных трудностей, осознание первоочередных задач и путей их разрешения; постоянный контроль за качеством звучания

  1. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.,1967.
  2. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. М., 1974.
  3. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М.,1968.
  4. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.
  5. Коган Г.М. Работа пианиста. М., 1963.
  6. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М., 1984.
  7. Перельман Н.В классе рояля Л., 1980г.

Источник

Оцените статью