Кантри для акустической гитары

Содержание
  1. 15 вариантов боя кантри с примерами исполнения и табулатурами
  2. Бой кантри на гитаре. Общая информация
  3. Немного истории
  4. Как играть кантри на гитаре. Особенности техники игры
  5. Партия баса
  6. Чередующийся бас
  7. Удары по трем-четырем струнам
  8. Бас + удары по струнам
  9. Дополнительные басовые партии. Украшение основного паттерна
  10. Игра медиатором
  11. Игра преимущественно на открытых аккордах
  12. 15 вариантов боя кантри с примерами исполнения и табулатурами
  13. Схема боя Кантри #1- Отрывистая с чередующимся басом
  14. Схема #2 – Отрывистая усложненная с чередующимся басом
  15. Схема #3 – Бас – Удар вниз
  16. Схема #4 – С раскачиванием
  17. Схема #5 – С раскачиванием усложненная
  18. Фигура боя Кантри #6 – С раскачиванием и добавлением 4-ой струны
  19. Фигура #7 – Стандартная с чередующимся басом
  20. Фигура #8 – Стандартная с добавлением приема «хаммер-он»
  21. Фигура #9 – Стандартная усложненная
  22. Фигура #10 – Стандартная усложненная с добавлением 4-ой струны
  23. Рисунок кантри на гитаре #11 – Сложный с достройкой аккорда
  24. Рисунок #12 – Стандартный без партии баса
  25. Рисунок #13 – Стандартный с партией баса
  26. Рисунок #14 – С элементами блатного ритма
  27. Рисунок #15 – Простой без партии баса
  28. Аккорды для отработки техники игры боем кантри. Популярные прогрессии
  29. Заключение
  30. Блюз >Звонкие дабл-стопы для кантри-гитары и не только
  31. Упражнения для гитары с дабл-стопами
  32. Уроки guitar.ru

15 вариантов боя кантри с примерами исполнения и табулатурами

Даже если вы творите в определенном стиле, то не стоит зацикливаться на чем-то одном. Всегда можно внести нечто новое в репертуар или просто улучшить свои навыки игры на гитаре, повысить мастерство исполнения.

Бой кантри на гитаре. Общая информация

Многие не задумывались, но невольно используют гитарный бой кантри во время игры нежанровых песен. Это связано с тем, что этот стиль всецело проник в разные сферы рока, поп, эстрады, частично даже металла.

Читайте также:  Мир не прост совсем не прост с аккордами

Кроме того, для начинающих музыкантов это может стать хорошим толчком для развития. За кажущейся простотой скрываются техничные элементы, значительно улучшающие ваше исполнительское мастерство.

Немного истории

В какой-то степени, кантри – это шансон американского белого населения, начиная с 20-30-х годов 20 века. Если джаз считался мощным прорывом в плане усложнения и элитаризации музыки, то рассматриваемый нами стиль, напротив, был легкой музыкой для рабочего класса. К нему относились непритязательные жители поселков и деревень, преимущественно реднеки и пролетариат.

Они переняли традиционные танцы и народные напевы. Здесь была щепотка блюза, песни американских индейцев, традиционный европейский фолк. Коренное население многое почерпнуло от иноземных завоевателей в культурном плане. Но также обменивалось собственным песенным пластом с мореплавателями.

Постепенно это вырисовывалось в отдельный субжанр, где простота и веселость стали основными чертами. Также появились характерные мелодические и ритмические моменты. Они составили костяк стиля, который благополучно добрался до наших дней.

В основном это были два направления:

  • танцевально-радостное;
  • баллады минорного наклонения.

В текстах поднимались вопросы социального неравенства и несправедливости. Истории из жизни как реднеков, так и преступников, правонарушителей. Была также философия, такая, какой она видится глазами простого работяги, который после смены возвращается домой к семье.

Неудивительно, что стиль стал невероятно популярным среди рабочего класса. Под эти песни веселились и грустили, танцевали и задумчиво сидели за столом с кружкой пива.

Сейчас в США это не только популярный коммерческий жанр, но и отличительная музыка именно США. Жанр отделился на несколько подстилей, среди которых можно выделить:

Как играть кантри на гитаре. Особенности техники игры

У стиля кантри есть 7 особенностей, по которым он легко отличим от других жанров.

Партия баса

Когда мы слушаем музыку, то часто опорными точками становится именно бас-гитара. Когда играют бой кантри на гитаре, это прекрасно слышно. Благодаря немного панковской манере получается подвижность и энергичность. Обычно «ритм» и «бас» гитары совпадают в своих партиях.

Чередующийся бас

Отличительной особенностью жанра является основа на тонике и доминанте. После того, как мы играем тоническую ноту (например, G в аккорде «соль мажор»), мы переносимся на 5 ступеней вперед – D («ре мажор»).

В примере мы возьмем Тонику («до») + Доминанту («соль»).

Удары по трем-четырем струнам

Основным элементом при исполнении боя кантри на гитаре становятся удары по нескольким струнам. Чаще всего это комбинация «первая, вторая, третья», либо то же самое плюс четвертая. Необязательно следить за количеством задетых струн, главное все-таки ритм.

Бас + удары по струнам

Если вы внимательно рассмотрели первые приемы, то теперь самое время их совместить. Гитарный бой кантри известен тем, что он чередует басовые струны и средний плюс верхний голоса.

Дополнительные басовые партии. Украшение основного паттерна

В бое кантри на гитаре используются элементы из рок-музыки. Поэтому басовая линия здесь не всегда состоит из тонической ноты воспроизводимого аккорда. Часто музыканты добавляют украшения в виде hammer-on.

Это удобно при игре на гитаре боем. На приведенном примере присутствует «хаммер-он» с открытой пятой струны на ее второй лад.

Игра медиатором

Конечно, традиционные исполнители играли на гитаре пальцами. Этот жанр не подразумевал особой техничности и мастерства. Поэтому стал так популярен в народе. Однако, развивающийся стиль диктовал каноны, по которым использование плектра стало практически обязательным.

Профессионалы играют и записываются с медиатором. Это помогает выделить линию баса, исполнять элементы, которые сложно сыграть пальцами (тот же «хаммер»), усилить звук в целом.

Игра преимущественно на открытых аккордах

Еще одна из особенностей, которая приятна для начинающих гитаристов. Хорошо тренировать бой кантри, когда все позиции в левой руке знакомы и меняются не задумываясь.

15 вариантов боя кантри с примерами исполнения и табулатурами

Стиль кантри богат и разнообразен. Ниже представлено 15 альтернатив этого боя. Попробуйте подобрать подходящий своему уровню владения гитарой вариант.

Схема боя Кантри #1- Отрывистая с чередующимся басом

Одна из самых простых схем для обучения бою кантри на гитаре. Но здесь присутствует элемент, называемый «palm mute».

Над басами проставлено обозначение «p.m.». Это означает, что при игре приглушаем шестую и пятую струны. Держим правую ладонь в таком положении до конца исполнения. При этом остальная часть аккорда играется в открытую.

Схема #2 – Отрывистая усложненная с чередующимся басом

Напоминает схему №1. За тем лишь исключением, что после первого удара, сделанного по направлению вниз, добавляется еще один, но уже идущий вверх. Благодаря этому маленькому нюансу ритмика меняется, произведение звучит иначе.

Схема #3 – Бас – Удар вниз

Также схожа с первым рассмотренным вариантом боя кантри на гитаре. Но здесь отсутствует «палм мьют». Проще говоря, мы дергаем басовую струну, а затем ударяем по остальным. Если вы знакомы с каким-нибудь дворовым боем, то освоить этот не составит труда.

Схема #4 – С раскачиванием

Если во втором варианте боя для гитары дополнительный удар вверх был после первой доли, то в этом случае он идет после третьей. На вторую долю сделайте акцент и держите такую ритмику до конца упражнения.

Схема #5 – С раскачиванием усложненная

Добавим еще один «вверх» после доли 3. Что нам это дает? Во-первых, тренировку чувства ритма. Во-вторых, некую «шаффловость» риффа.

Фигура боя Кантри #6 – С раскачиванием и добавлением 4-ой струны

Продолжение усложнения схемы. Замените добавочный удар из предыдущего варианта открытым басом 4 – движение вновь идет вверх.

Фигура #7 – Стандартная с чередующимся басом

Одна из самых распространенных схем. Подходит для тех, кто только учится играть на гитаре – в начале (как и всегда) должен прозвучать басовый звук, а затем легкие удары вниз-вверх.

Фигура #8 – Стандартная с добавлением приема «хаммер-он»

Во второй бас здесь мы вставляем hammer. Для этого медиатором ударяем по открытой пятой струне, а затем быстро нажимаем на второй лад.

Фигура #9 – Стандартная усложненная

Это комбинация двух элементов. Сначала сыграем первую половину седьмой фигуры, сразу прибавляем вторую половину пятой. Такие гибридные бои кантри применяются на гитаре постоянно. Следует освоить несколько таких, чтобы свободно ориентироваться в аккомпанементе.

Фигура #10 – Стандартная усложненная с добавлением 4-ой струны

Если в девятой фигуре для разучивания мы держали басовую линию только на одной струне, то теперь предлагаем чередовать их. В качестве подмены возьмем четвертую.

Рисунок кантри на гитаре #11 – Сложный с достройкой аккорда

Благодаря басам мы фактически играем перебором аккорд, но вставляя его в общую канву боя. Чтобы провернуть данную операцию, рекомендуется использовать переменный штрих медиатора при извлечении басовых нот.

Рисунок #12 – Стандартный без партии баса

Внимательно проследите за стрелочками и убедитесь, что он немного похож на вальсовый бой. Старайтесь добиться танцевальности у этого отрезка.

Рисунок #13 – Стандартный с партией баса

То же самое, что и в предыдущем варианте, только с более «жирно» выделенной басовой прогрессией.

Рисунок #14 – С элементами блатного ритма

По названию становится понятно, что этот вариант перекликается с советской блатной песней. Неудивительно – ведь бой кантри на гитаре изначально был придуман маргинальными элементами, чтобы упростить аккомпанирование под песенные истории.

Рисунок #15 – Простой без партии баса

Простая ритмическая фигура, прекрасно подходящая для отработки в медленном темпе. Подходит тем, кто только начинает осваивать гитару.

Аккорды для отработки техники игры боем кантри. Популярные прогрессии

Освоив предложенные последовательности, вы сможете свободно ориентироваться в аккомпанементе.

Заключение

Как видите, бой кантри на гитаре в некоторой степени роднит нас с отечественной дворовой песней. Некоторые элементы перекочевали из одного стиля в другой. Взаимное культурное обогащение помогает развиваться не только начинающему гитаристу, но также опытному музыканту.

Если понравился материал, то поделитесь им в социальных сетях! Напишите комментарий, если есть вопросы задавайте их. Добавляйте статью в закладки, чтобы вернуться к ней позже.

Также предлагаем посмотреть видео урок гитары: бой в стиле Country / Кантри:

Источник

Блюз >Звонкие дабл-стопы для кантри-гитары и не только

Дабл-стопы! Это, пожалуй, один из самых важных приемов кантри-гитары — как для игры соло и импровизаций, так и для ритм-партий. Поэтому сегодняшний урок мы посвятим дабл-стопам. Я приготовил для вас довольно простые примеры, которые помогут вам разобраться в том, что же это такое, и научиться использовать их в своей игре. Дабл-стопы отлично вписываются практически в любой стиль, будь то блюз, рок, кантри или другие направления.

Дабл-стоп можно описать как ноты, исполняемые одновременно на двух соседних струнах. В Упр. 1 представлено то, что я называю «дабл-стоповой гаммой». Кантри-гитаристы обычно играют дабл-стопы средним и безымянным пальцем правой (звукоизвлекающей) руки. В данном конкретном случае мы базируемся на А-миксолидийском ладу (A-B-C#-D-E-F#-G). Обратите внимание на третью струну: мы играем ноты чистого миксолидийского лада с добавлением диатонической терции на второй струне. Чтобы добиться мажорного звучания, просто повысьте ноту G на полтона.

Упражнения для гитары с дабл-стопами

Упр. 2 — та же гамма, но с небольшими добавлениями хроматических ходов. Несмотря на то, что изменения эти очень незначительны, они придают звучанию совершенно другой — гораздо более плавный — характер.

А теперь возьмем гамму Упр. 1 и сыграем ее на других парах струн ( Упр. 3 ). Я часто заканчиваю фразы дабл-стопами на третьей и четвертой струнах. Интересная идея — одновременно с дабл-стопом ударять по пятой струне, глуша ее. Получается перкуссивная нота, которая добавляет звучанию яркости и звона — а именно это чаще всего и ассоциируется с игрой на Телекастере.

Иногда я беру самую простую блюзовую фразу и добавляю в нее дабл-стопы. Посмотрите на Упр. 4 . Это очень популярная и даже клишированная блюзовая фраза в А, но для наших целей она подходит очень хорошо. А теперь посмотрите на Упр. 5 . Уже лучше, не правда ли?

Еще один вариант использования дабл-стопов — их смещение по прогрессии I-IV-V легкими щипками. Этот прием я впервые услышал у банджистов, исполнявших блюграсс. Позже я увидел, как Дэнни Гэттон (Danny Gatton) и Брент Мэйсон (Brent Mason) играют так, достигая умопомрачительной скорости! Я был поражен. Вот вам Упр. 6 в тональности С. Попробуйте сами!

На сегодня все. Конечно, то, о чем мы говорили, — всего лишь поверхностное знакомство с дабл-стопами. Если идеи, которые я предложил сегодня, пришлись вам по вкусу, продолжайте работать и изучать бесчисленные возможности этого замечательного приема и не забывайте подписываться на Гитаршколу, чтобы получать интересные уроки гитары.

Источник

Уроки guitar.ru

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Сергей Антонов
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 23 апреля 1998 г.

П рочитав название урока, вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь. Предлагаю вашему вниманию гаммы и упражнения, которые помогут вам выйти на рубеж осмысления блюза. При этом сразу стать блюзменом у вас вряд ли получится, но со временем обязательно.

Начнем со схем. Вот кантри-лад:

А вот блюзовый лад:

Напоминаю, что гриф рассматривается «лицом» к вам, при этом шестая струна находится слева, а первая — справа. Корпус гитары — внизу, а колки — наверху.

Здесь возможны разные варианты аппликатуры, поэтому предоставлю право выбора вам. Скажу только, что позиционная игра предполагает расположение каждого пальца на своем ладу, а до нот, выпавших за пределы позиции, придется дотягиваться или менять позицию. Некоторые аппликатурные модели этих гамм можно сыграть в двух соседних позициях. Попробуйте решить эту задачу самостоятельно.

Большой красный квадрат на этих схемах показывает местоположение тоники, как и в случае с уроком, где мы рассматривали пентатоники. Маленьким синим квадратиком обозначен хроматический (проходящий) звук. Проходящим он называется потому, что в процессе игры на нем не надо заострять свое внимание, он служит для окраски (оттенков) мелодии. В данных таблицах, там где он выходит за пределы позиции, я поместил его под четвертый палец (мизинец), но вы можете перенести этот звук на следующую струну (более тонкую), тогда фразы с ним станут несколько другими. Например, если вторую таблицу вы играете в V позиции и проходящий звук приходится на IX лад шестой струны, то вы можете перенести его на IV лад 5-й струны. Проигрывая этот вариант аппликатуры, можно использовать такой технический прием, как глиссандо (слайд), т.е. скольжение по струне без дополнительного извлечения звука. Прижимаете IV лад пятой струны, извлекаете звук и соскальзываете на V лад, получается слайд. Именно полутоновый слайд звучит лучше остальных и вы можете играть его везде, где сочтете нужным. К тому же он помогает плавно менять позицию. К этому хроматическому звуку можно сделать бэнд (подтяжку). Возьмите ноту, расположенную ниже проходящего звука по высоте, извлеките звук и немного подтяните струну (см. урок «Изучаем пентатонику»). Разница только в том, что это полутоновая подтяжка, то есть не очень сильная. Остальные правила, касающиеся пентатоник, распространяются и на эти гаммы.

Теперь пояснения. Кантри-гамма- мажорное наклонение. В нее вошли следующие ступени, относительно мажорной гаммы- 1, 2, #2, 3, 5, 6, то есть это та же самая мажорная пентатоника, только с проходящей (хроматической) #2 ступенью. С помощью этой гаммы вы можете играть импровизации, например в стиле рок-н-ролл или при обыгрывании блюза, если захотите придать ему мажорный (веселый, радостный, оптимистичный) оттенок. Одним словом, в хозяйстве пригодится. Я хочу сказать, что применение этой гаммы не ограничивается только этими стилями.

Блюзовая гамма сродни минорной пентатонике. Она состоит из 1, b3, 4, #4, 5, b7 ступеней и имеет минорный оттенок. Ее применение несколько более обширно, чем кантри-гамма. Кроме минорного блюза, ее можно использовать при обыгрывании любой песни, написанной в минорной тональности. А также она пригодится и для мажорного блюза.


Так соотносятся параллельные тональности. В одной и той же тональности принимаем за тонику разные ноты, C (до) — в случае мажорного (кантри) наклонения и A (ля) — минорного (блюз). Между тониками параллельных тональностей интервал- малая терция — полтора тона, при этом тоника мажора располагается ниже.

А так, для сравнения, можно проиллюстрировать соотношение одноименных блюз- и кантри-тональностей.


Еще я предлагаю вашему вниманию несколько примеров в midi-файлах, которые называются «минус один» (в дальнейшем- «минус»). Имеется в виду, что звучит какая-то музыкальная информация, но при этом не хватает одного исполнителя. В данном случае нет солиста. Вы и будете этим солистом.

Midi-файл Blues звучит в тональности С (до-мажор). И, в зависимости от того, какой характер (мажорный или минорный) вы хотите придать этому блюзу, можете играть С-кантри или C-блюзовую гаммы. Для этого находите ноту C (до) на любой струне, принимаете ее за тонику и соответственно выстраиваете остальные ступени. Запускаете «минус» и играете гамму от самого низкого звука к высокому и назад. После того как вам удастся запомнить эту аппликатурную модель на грифе, можете приступать к фразировке, то есть по вашему усмотрению меняете порядок и ритмические характеристики нот, используете технические приемы.

Blues shuffle записан в тональности Bb (cи-бемоль-мажор). Находим ноту B (си), например, на 3-й струне. Получаем IV лад. Бемоль понижает звук на полтона, поэтому си-бемоль будет на III ладу. Относительно III-го лада выстраиваем первую аппликатурную модель из ряда «кантри» (см. на таблицы выше), проигрываем ее с минусом и получаем мажорный оттенок блюза. Если же относительно III-го лада выстроить последнюю модель из ряда «блюз» (там тоника тоже на 3-й струне) и поиграть ее, получим минорный оттенок (блюзовый).

Следующий midi-файл Rockabilly относится к разряду рок-н-ролла и обыгрывать мы его будем только кантри-гаммой. Звучит он в тональности А (ля-мажор). По уже известному вам принципу находите кантри-гамму в тональности A (ля) и играете импровизацию.

В случае с минорным блюзом, наоборот, играть будем только гамму блюзового наклонения. Кантри-гамма не подойдет.

К сожалению, невозможно более подробно развернуть эту тему на одном уроке, поэтому вам придется приложить максимум усилия для самостоятельной проработки этого материала. Есть очень хороший способ проверить себя. Если позволяет возможность, занимаясь с «минусом», запишите все на магнитофон или компьютер и внимательно прослушайте что получилось. Фантазируйте, сочиняйте, изобретайте! Можно также внимательно послушать как играют опытные блюзмены: Эрик Клэптон, Би Би Кинг, Альберт Коллинз и другие. При усердных занятиях, я думаю, вы непременно их догоните. Ведь не боги, в конце концов, горшки обжигают!

Источник

Оцените статью