- 15 вариантов боя кантри с примерами исполнения и табулатурами
- Бой кантри на гитаре. Общая информация
- Немного истории
- Как играть кантри на гитаре. Особенности техники игры
- Партия баса
- Чередующийся бас
- Удары по трем-четырем струнам
- Бас + удары по струнам
- Дополнительные басовые партии. Украшение основного паттерна
- Игра медиатором
- Игра преимущественно на открытых аккордах
- 15 вариантов боя кантри с примерами исполнения и табулатурами
- Схема боя Кантри #1- Отрывистая с чередующимся басом
- Схема #2 – Отрывистая усложненная с чередующимся басом
- Схема #3 – Бас – Удар вниз
- Схема #4 – С раскачиванием
- Схема #5 – С раскачиванием усложненная
- Фигура боя Кантри #6 – С раскачиванием и добавлением 4-ой струны
- Фигура #7 – Стандартная с чередующимся басом
- Фигура #8 – Стандартная с добавлением приема «хаммер-он»
- Фигура #9 – Стандартная усложненная
- Фигура #10 – Стандартная усложненная с добавлением 4-ой струны
- Рисунок кантри на гитаре #11 – Сложный с достройкой аккорда
- Рисунок #12 – Стандартный без партии баса
- Рисунок #13 – Стандартный с партией баса
- Рисунок #14 – С элементами блатного ритма
- Рисунок #15 – Простой без партии баса
- Аккорды для отработки техники игры боем кантри. Популярные прогрессии
- Заключение
- Звукозапись
15 вариантов боя кантри с примерами исполнения и табулатурами
Даже если вы творите в определенном стиле, то не стоит зацикливаться на чем-то одном. Всегда можно внести нечто новое в репертуар или просто улучшить свои навыки игры на гитаре, повысить мастерство исполнения.
Бой кантри на гитаре. Общая информация
Многие не задумывались, но невольно используют гитарный бой кантри во время игры нежанровых песен. Это связано с тем, что этот стиль всецело проник в разные сферы рока, поп, эстрады, частично даже металла.
Кроме того, для начинающих музыкантов это может стать хорошим толчком для развития. За кажущейся простотой скрываются техничные элементы, значительно улучшающие ваше исполнительское мастерство.
Немного истории
В какой-то степени, кантри – это шансон американского белого населения, начиная с 20-30-х годов 20 века. Если джаз считался мощным прорывом в плане усложнения и элитаризации музыки, то рассматриваемый нами стиль, напротив, был легкой музыкой для рабочего класса. К нему относились непритязательные жители поселков и деревень, преимущественно реднеки и пролетариат.
Они переняли традиционные танцы и народные напевы. Здесь была щепотка блюза, песни американских индейцев, традиционный европейский фолк. Коренное население многое почерпнуло от иноземных завоевателей в культурном плане. Но также обменивалось собственным песенным пластом с мореплавателями.
Постепенно это вырисовывалось в отдельный субжанр, где простота и веселость стали основными чертами. Также появились характерные мелодические и ритмические моменты. Они составили костяк стиля, который благополучно добрался до наших дней.
В основном это были два направления:
- танцевально-радостное;
- баллады минорного наклонения.
В текстах поднимались вопросы социального неравенства и несправедливости. Истории из жизни как реднеков, так и преступников, правонарушителей. Была также философия, такая, какой она видится глазами простого работяги, который после смены возвращается домой к семье.
Неудивительно, что стиль стал невероятно популярным среди рабочего класса. Под эти песни веселились и грустили, танцевали и задумчиво сидели за столом с кружкой пива.
Сейчас в США это не только популярный коммерческий жанр, но и отличительная музыка именно США. Жанр отделился на несколько подстилей, среди которых можно выделить:
Как играть кантри на гитаре. Особенности техники игры
У стиля кантри есть 7 особенностей, по которым он легко отличим от других жанров.
Партия баса
Когда мы слушаем музыку, то часто опорными точками становится именно бас-гитара. Когда играют бой кантри на гитаре, это прекрасно слышно. Благодаря немного панковской манере получается подвижность и энергичность. Обычно «ритм» и «бас» гитары совпадают в своих партиях.
Чередующийся бас
Отличительной особенностью жанра является основа на тонике и доминанте. После того, как мы играем тоническую ноту (например, G в аккорде «соль мажор»), мы переносимся на 5 ступеней вперед – D («ре мажор»).
В примере мы возьмем Тонику («до») + Доминанту («соль»).
Удары по трем-четырем струнам
Основным элементом при исполнении боя кантри на гитаре становятся удары по нескольким струнам. Чаще всего это комбинация «первая, вторая, третья», либо то же самое плюс четвертая. Необязательно следить за количеством задетых струн, главное все-таки ритм.
Бас + удары по струнам
Если вы внимательно рассмотрели первые приемы, то теперь самое время их совместить. Гитарный бой кантри известен тем, что он чередует басовые струны и средний плюс верхний голоса.
Дополнительные басовые партии. Украшение основного паттерна
В бое кантри на гитаре используются элементы из рок-музыки. Поэтому басовая линия здесь не всегда состоит из тонической ноты воспроизводимого аккорда. Часто музыканты добавляют украшения в виде hammer-on.
Это удобно при игре на гитаре боем. На приведенном примере присутствует «хаммер-он» с открытой пятой струны на ее второй лад.
Игра медиатором
Конечно, традиционные исполнители играли на гитаре пальцами. Этот жанр не подразумевал особой техничности и мастерства. Поэтому стал так популярен в народе. Однако, развивающийся стиль диктовал каноны, по которым использование плектра стало практически обязательным.
Профессионалы играют и записываются с медиатором. Это помогает выделить линию баса, исполнять элементы, которые сложно сыграть пальцами (тот же «хаммер»), усилить звук в целом.
Игра преимущественно на открытых аккордах
Еще одна из особенностей, которая приятна для начинающих гитаристов. Хорошо тренировать бой кантри, когда все позиции в левой руке знакомы и меняются не задумываясь.
15 вариантов боя кантри с примерами исполнения и табулатурами
Стиль кантри богат и разнообразен. Ниже представлено 15 альтернатив этого боя. Попробуйте подобрать подходящий своему уровню владения гитарой вариант.
Схема боя Кантри #1- Отрывистая с чередующимся басом
Одна из самых простых схем для обучения бою кантри на гитаре. Но здесь присутствует элемент, называемый «palm mute».
Над басами проставлено обозначение «p.m.». Это означает, что при игре приглушаем шестую и пятую струны. Держим правую ладонь в таком положении до конца исполнения. При этом остальная часть аккорда играется в открытую.
Схема #2 – Отрывистая усложненная с чередующимся басом
Напоминает схему №1. За тем лишь исключением, что после первого удара, сделанного по направлению вниз, добавляется еще один, но уже идущий вверх. Благодаря этому маленькому нюансу ритмика меняется, произведение звучит иначе.
Схема #3 – Бас – Удар вниз
Также схожа с первым рассмотренным вариантом боя кантри на гитаре. Но здесь отсутствует «палм мьют». Проще говоря, мы дергаем басовую струну, а затем ударяем по остальным. Если вы знакомы с каким-нибудь дворовым боем, то освоить этот не составит труда.
Схема #4 – С раскачиванием
Если во втором варианте боя для гитары дополнительный удар вверх был после первой доли, то в этом случае он идет после третьей. На вторую долю сделайте акцент и держите такую ритмику до конца упражнения.
Схема #5 – С раскачиванием усложненная
Добавим еще один «вверх» после доли 3. Что нам это дает? Во-первых, тренировку чувства ритма. Во-вторых, некую «шаффловость» риффа.
Фигура боя Кантри #6 – С раскачиванием и добавлением 4-ой струны
Продолжение усложнения схемы. Замените добавочный удар из предыдущего варианта открытым басом 4 – движение вновь идет вверх.
Фигура #7 – Стандартная с чередующимся басом
Одна из самых распространенных схем. Подходит для тех, кто только учится играть на гитаре – в начале (как и всегда) должен прозвучать басовый звук, а затем легкие удары вниз-вверх.
Фигура #8 – Стандартная с добавлением приема «хаммер-он»
Во второй бас здесь мы вставляем hammer. Для этого медиатором ударяем по открытой пятой струне, а затем быстро нажимаем на второй лад.
Фигура #9 – Стандартная усложненная
Это комбинация двух элементов. Сначала сыграем первую половину седьмой фигуры, сразу прибавляем вторую половину пятой. Такие гибридные бои кантри применяются на гитаре постоянно. Следует освоить несколько таких, чтобы свободно ориентироваться в аккомпанементе.
Фигура #10 – Стандартная усложненная с добавлением 4-ой струны
Если в девятой фигуре для разучивания мы держали басовую линию только на одной струне, то теперь предлагаем чередовать их. В качестве подмены возьмем четвертую.
Рисунок кантри на гитаре #11 – Сложный с достройкой аккорда
Благодаря басам мы фактически играем перебором аккорд, но вставляя его в общую канву боя. Чтобы провернуть данную операцию, рекомендуется использовать переменный штрих медиатора при извлечении басовых нот.
Рисунок #12 – Стандартный без партии баса
Внимательно проследите за стрелочками и убедитесь, что он немного похож на вальсовый бой. Старайтесь добиться танцевальности у этого отрезка.
Рисунок #13 – Стандартный с партией баса
То же самое, что и в предыдущем варианте, только с более «жирно» выделенной басовой прогрессией.
Рисунок #14 – С элементами блатного ритма
По названию становится понятно, что этот вариант перекликается с советской блатной песней. Неудивительно – ведь бой кантри на гитаре изначально был придуман маргинальными элементами, чтобы упростить аккомпанирование под песенные истории.
Рисунок #15 – Простой без партии баса
Простая ритмическая фигура, прекрасно подходящая для отработки в медленном темпе. Подходит тем, кто только начинает осваивать гитару.
Аккорды для отработки техники игры боем кантри. Популярные прогрессии
Освоив предложенные последовательности, вы сможете свободно ориентироваться в аккомпанементе.
Заключение
Как видите, бой кантри на гитаре в некоторой степени роднит нас с отечественной дворовой песней. Некоторые элементы перекочевали из одного стиля в другой. Взаимное культурное обогащение помогает развиваться не только начинающему гитаристу, но также опытному музыканту.
Если понравился материал, то поделитесь им в социальных сетях! Напишите комментарий, если есть вопросы задавайте их. Добавляйте статью в закладки, чтобы вернуться к ней позже.
Также предлагаем посмотреть видео урок гитары: бой в стиле Country / Кантри:
Источник
Звукозапись
      Автор: Вадим Михайлов       Источник: thesound.ru       Дата публикации: 29 сентября 2011 г. |
Ведущие продюсеры и звукорежиссёры из столицы музыки кантри Нэшвилла делятся своими секретами записи гитарного звука.
Е сли вы думаете, что американская музыка кантри – это песнь одинокого ковбоя, играющего на банджо посреди бескрайних прерий, то вы не совсем правы.
Да, стиль кантри – первоначально музыка европейских переселенцев, ведёт свою родословную от англо-кельтского фольклора, но в отличие от довольно сумрачных кельтов, кантри – это почти повсеместно энергичный мажор, простые гармонии (часто блюзовые) и яркие мелодии.
Но сегодня кантри – это индустрия не менее мощная, чем рок или рэп, это огромные бюджеты с серьёзной отдачей. И последний музыкальный оплот бледнолицых. Убедитесь сами (Brad Paisley – Ticks):
Музыка кантри достаточно консервативная, однако постепенно перемены происходят и в ней. Сегодня кантри звучит не так, как 20 и тем более 50 лет назад. Виной тому новые технологии. Говорит сессионный гитарист Крис Лейцингер (Chris Leuzinger, на фото):
«Приходится работать быстро, мы всегда стараемся делать гитарный саунд не таким, какой он был на предыдущей записи, поэтому звукорежиссёры и гитаристы работают очень плотно. Но главное – и это отличие Нэшвилла – звук как таковой. Живые ударные часто запускают сэмплы с триггеров, клавишные делаются в миди с заменой звука, но с гитарами это всё не проходит. Звукорежиссёры не делают реампинг в Pro Tools. Гитары делаются настоящими».
Звукорежиссёры того же мнения. Боб Баллок (Bob Bullock), записывавший множество исполнителей кантри: «Мы живём в виртуальную эпоху и используем эти технологии, но вы не увидите их в гитарной музыке кантри. Фирма Digidesign выпустила свой Eleven – виртуальный гитарный рэк – он звучит хорошо, и оборудование наподобие того же Pro Tools занимает своё место на рынке. Но мы всё ещё предпочитаем естественный гитарный звук. У гитаристов есть огромный выбор со всеми этими сэмплами, но вместо этого они предпочитают вернуться к гитарам и комбикам».
Тем не менее, перемены происходят и в консервативном гитарном саунде. Сегодня гитары в кантри звучат почти так же, как в рок-музыке. Виной тому – частая запись гитар при помощи микрофона Shure SM57.
Баллок: «Сегодня в кантри звук гитарного комбика не снимается удалёнными микрофонами. Обычно мы не стремимся добиться «стадионного» звучания гитар, поэтому вы не услышите много пространства. Тенденция в кантри – естественный звук, записанный близким микрофоном».
Стив Маркантонио (Steve Marcantonio, звукорежиссёр с 23-летним стажем) предпочитает микрофоны Neumann U87: «С близким микрофоном происходит удивительно точный контроль чёткости и яркости с лёгким чувством дистанции, от 1-2 дюймов от комбика до одного фута, угол – не более 45 градусов от оси комбика. Чем ближе микрофон к динамику – тем ярче звук».
Ещё одна особенность – выбор наилучшего динамика в кабинете 2х10, 2х12 или 4х12. Секрет в том, что даже в одном кабинете звучание динамических головок может быть разным.
Маркантонио: «Некоторые гитаристы специально маркируют на комбике свой самый любимый динамик».
Если гитарист использует открытый сзади комбик, то звук дополнительно снимается с его задней части, часто микрофоном Sennheiser MD421.
На фото: Стив Маркантонио.
Тенденция последних лет – использование ленточных микрофонов в паре с динамическим Shure. В этом случае динамический микрофон снимает высокую середину звукового спектра, а ленточный – низкую середину.
Маркантонио: «Ленточный микрофон может воспринимать много звукового давления, его можно установить прямо напротив защитной решётки комбика».
В отличие от студий Нью-Йорка или Лос-Анджелеса, где многое записывается наложением партий, Нэшвилл – оазис «живого» звука, здесь в цене не навороченные компьютерные прибамбасы, а виртуозное владение инструментом. Типичная сессия записи: все музыканты играют одновременно, их комбики могут разделяться звукопоглощающими экранами или находиться в звукоизолированных отсеках. При этом непосредственно во время записи звукорежиссёры стараются не использовать эффекты и обработки и тем более компьютерные плагины.
Маркантонио: «Бывает, что вы возвращаетесь к записанной песне через несколько недель, делаете сведение, решаете добавить дилэи или ещё что-то, потому что эффекты – часть гитарного саунда. К счастью, в кантри нам не приходится иметь дело с серьёзными компьютерными обработками. Обычно всё просто – пружинная реверберация, и ничего более».
Исключения делаются для партий, записанных с использованием гитарных педалей – эти устройства часто имеют привычку создавать фон. Маркантонио вычищает эти шумы обычными плагинами Waves X-Noise и X-Hum. Но прежде перед началом записи он просит гитариста сесть с гитарой так, чтобы свести все посторонние шумы к минимуму.
Нэшвилл – своеобразная Мекка для авторов и композиторов, пытающихся пристроить свои песни. Студии города работают почти круглосуточно, записывая невероятное количество как полноценных альбомов, так и синглов и демо-материала. Часто звукорежиссёры выступают в качестве консультантов.
Чет Эткинс (Chet Atkins, гитара) & Сюзи Боггусс (Suzy Bogguss, вокал) “One More For The Road”:
Маркантонио: «Звукорежиссёру перед началом основной сессии тоже полезно послушать демо, потому что гитарный саунд может быть большой частью того, что сделает песню привлекательной для продюсера или заметной в хит-параде».
Звукорежиссёр и продюсер Джефф Бэлдинг (Jeff Balding): «Вокал должен иметь свободную дорогу, всё остальное строится вокруг него. И нужно быть уверенным, что гитары не конкурируют с вокалом, важно, чтобы гитары не занимали основной частотный диапазон вокала».
Именно продюсер Джефф Бэлдинг совместно со звукорежиссёром Брайаном-Дэвидом Уиллисом (Brian David Willis) записывал гитары Брэда Пэйсли (Brad Paisley) во всех альбомах этого автора-вокалиста-гитариста.
Уиллис: «Брэд играл через старинный комбик Vox AC30, громко! Он использовал микрофоны Sennheiser 421 для демо-записей, и когда я начал работать с ним над его первым альбомом, то для большего утолщения средних частот добавил AKG 460, так делалось на первых нескольких альбомах. Брэду никогда не нравился микрофон Shure SM57, который многие используют для записи гитарных комбиков».
Оба микрофона устанавливали близко к комбику, под углом примерно 30 градусов от оси динамика.
Уиллис: «Перемещение этих микрофонов всего на четверть дюйма может радикально изменить звук».
Каждый микрофон включался в преамп Neve 1073, дополнительно на расстоянии около полутора метров от комбика стояла стереопара микрофонов Rode NT1 по системе XY, развёрнутая чуть в сторону бетонного пола. Запись производили в комнате размером 3 на 6 метров.
Brad Paisley – Water:
На последующих альбомах Пэйсли Уиллис использовал в качестве микрофонов «воздуха» пару Neuman\Gefell M582 или пару Neumann U48 в комплекте с близкими ленточными стереомикрофонами AEA R88. Уиллис считает, что микрофоны «воздуха» добавляют глубину звука, но есть опасность, что мелкие 16-е ноты окажутся смазанными.
Уиллис: «Если в пассаже теряется артикуляция, то я могу передвинуть микрофоны «воздуха» поближе к комбику, но при этом звук становится менее округлым. Передвижение микрофона – это как включение фильтра для избавления от мутного звучания, это – способ получения острого и чёткого звука. Обычно мутный звук – это наш враг, но иногда высоким нотам полезно добавить вес. Это нужно учитывать, если записываете гитару-Телекастер. Если гитарист играет ещё один дубль, то я предпочитаю передвинуть микрофоны, чтобы иметь шанс получить отличное звучание».
Ещё один секрет Брайана-Дэвида Уиллиса – специально сделанные на заказ гитарные кабели и запись сигнала без всяких педалей и примочек.
Сегодня кантри часто выглядит и звучит почти как рок, Sugarland – “Love”:
Общая черта звукорежиссёров Нэшвилла – везде и всюду во время записи делать пометки и комментарии.
Уиллис: «Если вдруг через несколько дней или месяцев приходится возвращаться к этой записи, то нужно знать, как и какие микрофоны и комбики вы использовали и на каких гитарах играли».
Он добавляет, что микрофоны при записи того же Пэйсли могли быть разные: если исполнитель использовал одновременно два комбика, то второй могли записывать через микрофоны Neumann U67, Royer 121 и даже Shure SM57 – в зависимости от песни. Вдобавок Пэйсли в студии играл через комбик, созданный по его собственному заказу инженером Тони Бруно (Tony Bruno).
Существует особая разновидность ортодоксального кантри – блюграс. В этом стиле всё исполняется исключительно на акустических инструментах (гитары, скрипка, банджо, мандолина) и часто даже без ударных. Поэтому всегда очень важная часть саунда кантри – акустические гитары.
Звукорежиссёр, обладатель Грэмми Бил Ворндик (Bil VornDick, на фото) обычно записывает акустические гитары в стерео двумя микрофонами: «Один возле 12-го лада и направлен на отверстие, а второй чуть подальше от исполнителя, тоже направлен на отверстие, расстояния от исполнителя до микрофонов в постоянном соотношении 3:1. Так получается объёмный звук».
Иногда Ворндик поступает по-другому: микрофон Shure SM57 напротив резонаторного отверстия, под углом чуть сверху вниз и на расстоянии около 20 сантиметров от инструмента, плюс конденсаторные микрофоны по схеме M-S.
Ворндик: «Такая комбинация даёт вам острый звук, много средних частот, это хорошо, когда ваша акустическая гитара играет вместе с тарелками и хай-хэтом»..
У каждого звукорежиссёра есть свои «фишки», но все они единогласны в том, что отличный гитарный саунд невозможно создать без хорошего гитариста.
Боб Баллок: «Без него все микрофоны мира будут бесполезны».
Хороший гитарист – видимо, такой, как ВЕЛИКИЙ (действительно великий, без всяких шуток) британец Альберт Ли (Albert Lee):
Источник