Канцона для лютни ноты

Владимир Вавилов. Канцона Франческо да Милано

⭐️ В ИЗБРАННОЕ
Andrey Bugrov — Canzona and Dance · Vladimir Vavilov (Francesco Canova da Milano)

Народный рейтинг популярности: 13092

Владимир Вавилов. Сюита для лютни: Канцона и танец Франческо Канова да Милано | Canzona by Francesco da Milano

Песня на эту музыку «Город золотой» стала визитной карточкой Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум».

В 1972 году советская фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI–XVII веков». Первая композиция на ней была озаглавлена «Сюита для лютни: канцона и танец», а в качестве автора был назван Франческо Канова да Милано, известный итальянский композитор и виртуоз-лютнист XVI века. Однако его авторство было сомнительным: среди опубликованных до выхода пластинки произведений да Милано данной композиции не обнаружено, как и в полном собрании его сочинений, изданном позже. Хотя первые ноты композиции имеют сходство с «Фантазией № 30» да Милано.

В 2005 году появилась интернет-публикация Зеева (Владимира) Гейзеля, в которой исследовался вопрос об авторстве данного произведения (как музыки, так и текста), и, в частности, было предположено, что автором музыки является Владимир Вавилов (1925–1973), советский гитарист и лютнист, прибегший к мистификации.

Открытия начались после исследования текстов и мелодий с грампластинки «Лютневая музыка XVI—XVII вв.» Исследователи творчества ватиканского лютниста Франческо да Милано не нашли в каталоге произведений композитора ни одного похожего на то, что исполнял Вавилов. Известно, что произведения да Милано внесены в ватиканские протоколы, а список его произведений был обнародован.

Читайте также:  Где же ты была виа поющие гитары


Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

Комментарии (3)

Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.

Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?

Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?

Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.

Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.

    🎓 17.09.2019 13:04 Тимофей | Канцона Франческо да Милано

Потрясающая история у этой мелодии. Настоящий детектив. Конечно я впервые услышал ее у Гребенщикова, затем я обнаружил тот самый винил, и был уверен в авторстве Франческо. И тут внезапно!

Да, да! И «Зелёные рукава» 16 века с этой пластинки тоже Вавилов сочинил. 🙂

Андрей, Вы ошибаетесь. Из пластинки «Лютневая музыка XVI-XVII веков» Вавиловым написаны все композиции, кроме Спандольетты и Зелёных рукавов. Зелёные рукава вспоминаются ещё в произведениях Шекспира. Эта английская народная песня известна ещё с XVI века, поэтому Вавилов написать её никак не мог.

Владимир, на сайте наблюдается нашествие шутников, не воспринимайте всерьёз )))

* Отрывки «Владимир Вавилов. Канцона Франческо да Милано» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.

Источник

Канцона для лютни ноты

В 1972 году вышла пластинка «Лютневая музыка XVI–XVII веков». Первая композиция на ней была озаглавлена «Сюита для лютни: канцона и танец», а в качестве автора был назван Франческо Канова да Милано, известный итальянский композитор и виртуоз-лютнист XVI века. Однако его авторство было сомнительным: среди опубликованных до выхода пластинки произведений да Милано данной композиции не обнаружено, как и в полном собрании его сочинений, изданном позже. .

Только это была канцона не Франческо Канова да Милано. Это было сочинение советского композитора, гитариста и лютниста Владимира Вавилова.
И все произведения этой пластинки (кроме «Зеленых рукавов») были произведениями самого Вавилова. Он же был исполнителем. Только первые 4 ноты канцоны совпадают с «Фантазией № 30» Милано.

Вавилов вообще многие свои произведения выпускал под именами «средневековых» авторов. Просто потому, что в СССР автору всего лишь с музыкальной школой и не члену СК издать свои произведения было невозможно. А при приеме в СК замшелые члены комиссии требовали предъявить написанные претендентом «симфонии» и «песни о партии».

Так же Вавилов выпустил «Школу игры на семиструнной гитаре», в которую включил несколько своих произведений, подписанных именами известных русских гитаристов, и только одно под своим именем.

Издание школ и самоучителй в те годы вообше-то было поделено между несколькими мэтрами — Иванов-Крамской, Ларичев, Вещицкий. Издавались и старинные авторы Каркасси, Пухоль). Как в эту компанию проник Вавилов — «чудо чудное». Возможно помогло то, что его учителем был Петр Иванович Исаков, который умер, не успев написать свою Школу.

Вавилов умер от рака в 1973 году, а «канцона» продолжала переиздаваться на пластинках и нотах от имени Франческо Милано.

Мелодию канцоны услышал с пластинки Анри Волохонский в 1972 году и написал к ней стихи «Рай». Первым исполнителем песни стал его друг Алексей Хвостенко. Потом ее исполнила Елена Камбурова в собственной редакции, с переработанным текстом, начинающимся словами «Над твердью голубой..». А потом она разошлась среди Бардов.

Всеобщую популярность песня обрела после того, как прозвучала в исполнении Бориса Гребенщикова в фильме «Асса». После этого тинейдлжеры и решили: «БГ — бог, от него сияние исходит», раз такое сочинил. Да, на мой взгляд это лучшая песня в исполнении БГ, но он ее не сочинял, да и попала в фильм она через 8 лет после того, как он ее начал исполнять.

Мой старший сын именно после этого решил по-настоящему играть на гитаре, а не «бацать». Мы с ним научились играть канцону. Также весь набор «кружка гитаристов» потребовал ее изучить, и это сделали, разложив произведение уже на три партии гитар. Попутно и «танец», хотя он совсем не интересный.

И где-то в 89-году в нашем городе была Елена Камбурова и выступала в нашем Дворце и там услышала случайно игру нашего ансамбля — «Так это же песня из моего репертуара». Местная ТВ-студия сделала с ней передачу. У нее концертмейстером тогда была только Лариса Критская, для телевизионной картинка это было мало. Вот нас и привлекли троих. Я играл партию третьей гитары, мы даже в кадр постоянно попадали. Заодно Елена Антоновна рассказала и историю этой песни — я до этого не знал.

Елене Антоновне уже 80 лет, но она продолжает выступать. И теперь в ее группе есть собственный великолепный гитарист.

В этой аранжировке именно тот вариант, который мы тогда исполняли. Танец тоже тогда прозвучал, в качестве фона к разговору.

Вариант текста Елены Камбуровой

Над твердью голубой
Есть город золотой
С высокими воротами
С прозрачною стеной
В том городе — сады
И травы, И цветы
Гуляют там животные невиданной красы

Одно как рыжий огнегривый лев
Другое вол, исполненный очей
С ними — золотой орел небесный
Чей там светел взор незабываемый

А в тверди голубой
Горит одна звезда
Она твоя, о Ангел мой,
Она всегда твоя
Кто любит, тот любим
Кто светел, тот и свят
Пускай тебя звезда ведёт
Дорогой в дивный сад

Источник

Средневековая музыка из шестидесятых. Ave Maria Джулио Каччини – одна из самых удачных мистификаций ХХ века

Об авторе: Андрей Львович Юрков – прозаик, ученый-химик.

Малый гений, чистый альтруист Владимир Вавилов. Фото с концертной афиши 1960-х

Попробуем вспомнить самые известные мистификации ХХ века? Коммерческие мистификации в живописи – этого много. А вот чтобы бескорыстные?

Сразу на память ничего не приходит, хотя было их немало. Козьма Прутков, Черубина де Габриак… ну да, конечно, хотя это были шутки. Бывало и раньше. Шалил Проспер Мериме, немного шалил Даниэль Дефо. Да если вдуматься, а «Повести Белкина» – это что такое? Пушкин ведь в авторстве признался не сразу.

Интрига у нас заключается вот в чем. Вероятно, люди старшего поколения помнят пластинку «Лютневая музыка XVI–XVII веков», которую студия грамзаписи «Мелодия» выпустила в 1970 году и потом ежегодно перевыпускала.

На пластинке были записаны сюита для лютни «Канцона и танец» итальянского композитора Франческо Канова да Милано, сюита для лютни Винченцо Галилеи «Павана и Гальярда», пастурелла Жана Антуана де Байфа, гавот композитора Дени Готье, итальянский танец, английская народная песня и произведение Ave Maria неизвестного автора.

В 1975 году Всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия» выпускает альбом певицы Ирины Богачевой «Старинные арии», где та же Ave Maria была приписана авторству итальянского композитора Джулио Каччини. Вот что вспоминает Ирина Богачева: «Ноты с музыкой Каччини мне принес Владимир Вавилов. Он тогда мне и сказал, что это пьеса Каччини. Мы записали арию еще до того, как он умер. Я с ней часто выступала. Владимир Вавилов мне и аккомпанировал на лютне и в концертах, и во время записи».

Кто такой Владимир Вавилов? Ленинградский малоизвестный гитарист и лютнист, аккомпаниатор, любивший старинную музыку, коллекционировавший гитары и лютни и скончавшийся в 1973 году, к сожалению, очень рано, в 47 лет.

Богачева и после смерти Вавилова на концертах часто исполняла Ave Maria, гастролируя по СССР. В 1994 году латвийская певица Инесса Галанте записала в Риге эту Ave Maria Каччини на диск, а после ее диск Debut был выпущен в Германии. Тогда-то и началось триумфальное шествие Ave Maria. Скоро это произведение стали исполнять на концертах все оперные звезды мира вместе с произведениями Вила Лобоса, Баха и Вивальди.

А дальше начались интересные события. Дело в том, что музыкант и композитор Франческо Канова да Милано служил придворным лютнистом при папах Льве X, Клементе VII и Павле III в Ватикане. Он написал 124 пьесы, которые изданы в 1536–1547 годах. Когда его «Канцона и танец» с пластинки, выпущенной в СССР, стали набирать популярность в Европе, исследователи творчества Франческо да Милано не нашли в каталоге произведений композитора ничего похожего на то, что было записано на пластинке «Лютневая музыка XVI–XVII веков».

Еще больше неясного было с Ave Maria Джулио Каччини. Исследователи его творчества искали нотную запись Ave Maria с пластинки из СССР и не нашли. Не было у Каччини такой мелодии и такого произведения.

Исследователи стали думать. Ноты лютневых композиций, которые исполнял Вавилов на пластинке, отсутствуют в архивах и музыкальных библиотеках. И слова, слова-то где? Не может молитва Богородице состоять из двух слов.

Когда дело дошло до музыковедческого анализа, стало очевидно, что Ave Maria по вполне объективным причинам не могла быть сочинена Каччини. Самым явным свидетельством этому было использование так называемой золотой секвенции – гармонической последовательности, появившейся в европейской музыке спустя почти столетие после смерти композитора. И далее – многие прежде незамеченные подробности указывали на знакомство автора с музыкой последующих эпох. В самой музыкальной ткани произведения при более детальном рассмотрении проявлялись черты эклектичного музыкального языка XX века.

И результат его мистификации. Обложка
альбома «Лютневая музыка».
Студия «Мелодия», 1970

Стали разбираться. Получается, что автором музыкальных произведений на этой пластинке является Владимир Федорович Вавилов. Два произведения на пластинке «Лютневая музыка XVI–XVII веков» действительно были мелодиями XVI–XVII веков – это итальянский танец «Спандольетта» и народная английская песня «Зеленые рукава» (ее использовала Новелла Матвеева для песни «Девушка из харчевни»).

Все остальное написал сам Вавилов. И то, что он написал, приписал композиторам Винченцо Галилею, Нейзидлеру, Франческо ди Милано, Джулио Каччини. Приписывал свои произведения не Генделю и Баху, а малоизвестным композиторам в надежде, что на них никто не обратит внимание. Сработало! Так получилась одна из самых грандиозных и удачных мистификаций XX века в области музыки.

Так что же выходит? Выходит, что жил в Ленинграде в середине прошлого века гений. Ну, малый гений. Но все же его мелодию исполняют по всему миру вместе с мелодиями Шуберта, Генделя и Баха. Малый гений жил обычной жизнью, любил музыку, окончил музыкальную школу, попал на войну, был ранен, ожил, женился, концертировал, любил собирать гитары, мечтал достать лютню.

И при этом втихомолку писал музыку. Ну а дальше? И представить-то страшно, если бы он в 60-х годах объявил, что написал церковную молитву в честь Богородицы и предлагает ее исполнить со сцены. Вот он и аккомпанировал на концертах, исполняя собственную музыку. Малый гений был скромным. А музыку любил. Очень.

Вавилов, как мы упомянули, взял за основу гармонизации Ave Maria столь распространенную начиная с рубежа XVII–XVIII веков гармоническую последовательность, «золотую секвенцию», которая на взгляд из века XX стара как мир. Как будто желая спрятать ее поглубже в ворохе подобных же произведений. Но вышло по-другому. И здесь на память приходит знаменитая ария из бразильской бахианы Вила Лобоса. Кто знает, при других условиях, быть может, и в нашей стране зажглась бы звезда еще одного великого композитора.

Что стоит за столь известной мистификацией? В первую очередь скромность, конечно. Но не только. Думаю, еще и неплохое понимание обстоятельств, в которых малоизвестного выскочку могут или задавить, или просто не слушать. Но, вероятно, главная составляющая, как бы высокопарно это ни звучало, – это беззаветная преданность искусству. Без этого ситуация, когда свой шедевр приписываешь другому человеку, невозможна.

Что-то подобное сделал скрипач и композитор Фриц Крейслер, когда написал цикл из стилизованных под старину музыкальных пьес. Он писал: «Я нашел эти манускрипты в старинном монастыре на юге Франции». С этими мелодиями Крейслер стал концертировать. Часть пьес он приписал малоизвестным композиторам – Ланнеру, Куперену, Пуньяну, часть – себе.

Критики стали восхищаться старинными мастерами и ругать произведения Крейслера. В 1910 году один критик упрекнул Крейслера в том, что он осмелился включить в программу свои «пустя­ковые пьесы» рядом с такими жемчужинами искусства, как вальсы Ланнера «Муки любви» и «Радость любви». Лишь в 1935 году Крейслер признался в мистификации, повергнув критиков в шоковое состояние. Но все же он стал знаменит при жизни. Малый гений Вавилов не получил при жизни ничего. Так и представляется, как предстал он перед Господом чистым альтруистом и подвижником.

Так что живут, живут малые гении, люди, отмеченные свыше. Жили во все времена, живут и сейчас. Просто надо приглядеться.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник

Оцените статью