Фрескобальди Джироламо
Итальянский композитор, органист и клавесинист. Один из наиболее известных и значительных представителей раннего барокко.
Джироламо Фрескобальди родился в Ферраре. Первые уроки музыки получил предположительно от отца, музыканта и видного гражданина Феррары. У Джироламо обнаружились способности к игре на органе: он начал брать уроки у придворного органиста и известного мадригалиста Луццаско Луццаски. У Луццаски Джироламо также обучался игре на архиклавесине Н. Вичентино. Фрескобальди называл своего учителя «редким органистом» («organista si raro») и посвятил ему свои каприччио. В возрасте четырнадцати лет Фрескобальди получил звание органиста феррарской Accademia della Morte.
Показать полностью Свернуть
Позже молодой Фрескобальди был принят под покровительство знатной семьи Бентивольо в Ферраре. В 1604 году стал членом Академии Св. Цецилии. Гвидо Бентивольо, которому была обещана должность в папском дворе, взял Фрескобальди с собой в Рим. В 1607 году композитор был назначен органистом базилики Санта-Мария-ин-Трастевере. Он был зарегистрирован здесь как «органист Джироламо» («Girolamo organista») в период с января по май. В том же году Фрескобальди, сопровождая Гвидо Бентивольо (папского нунция), посетил Фландрию. Предполагают, что в Брюсселе он, возможно, встречался с Питером Филипсом и Петером Корнетом; впрочем, никаких свидетельств влияния их на Фрескобальди нет. С 1608 до самой смерти служил органистом в (римском) соборе Святого Петра, за исключением 1615, когда был органистом в Мантуе, и 1628—1634, когда служил органистом при дворе Медичи во Флоренции.
Фрескобальди больше всего известен как автор сочинений для органа и клавесина во всех практиковавшихся в его эпоху жанрах. В его наследии токкаты, партиты, ричеркары, фантазии, «канцоны во французском стиле» (итал. canzona francese), каприччио, куранты, пассакалии, чаконы, баллетто, обработки песнопений оффиция и мессы (магнификаты, Kyrie, гимны). Границы между отдельными инструментальными жанрами (в соответствии с барочной традицией) нечёткие.
Инструментальные пьесы Фрескобальди объединял в нотные сборники, которые издавал на протяжении жизни (некоторые сборники вышли посмертно). Хотя принцип составления сборника часто заявлялся в заголовке как жанровый, в действительности в сборник включались пьесы различных жанров. Так, сборник под заглавием «Токкаты в партитуре для клавесина и органа. Книга I» (Toccate d’intavolatura di cimbalo et organo, 1637) содержит кроме 12 токкат также 4 партиты, 4 куранты, 3 баллетто, 3 каприччио и др. пьесы. Тематические заголовки сборников произвольны и метафоричны.
Так издание, озаглавленное как «Музыкальные цветы» (итал. Fiori musicali, 1635), в действительности содержит три органные мессы, предназначенные для (пышного) инструментального сопровождения католической литургии — в том виде, как это было принято в тогдашней Италии.
Судя по составу сборника Фрескобальди стремился «обеспечить» органное сопровождение для литургически наиболее ходовых служб — любой воскресной (Missa della Domenica), апостольской (Missa degli Apostoli) и богородичной (Missa della Madonna) месс. Каждая из них структурирована одинаково — вероятно, в соответствии с тем, как предписывала традиция украшения мессы в Риме (где Фрескобальди работал органистом). Начало богослужения предваряла (в виде прелюдии) импровизационная токката. Из ординарных частей лишь Kyrie исполнялось alternatim (в сборнике выписаны версеты). После Послания (epistola) звучала канцона. После Credo и на Возношение святых даров (elevatio) исполнялись ричеркар и/или токката. И наконец, после Причастия (в качестве постлюдии) звучала канцона. Таким образом, каждый из разделов, обозначенный в оригинальном издании как Missa, следует воспринимать не как цикл инструментальной музыки (в том смысле, как это часто бывало в XIX—XX вв.), а как подборку инструментальных вставок для обычной («вокальной») мессы. В конце сборника Fiori musicali следуют 2 пьесы: «Бергамаска» и Каприччио на тему «Girolmeta», не имеющие никакого отношения к литургии.
Аналогично, рукописный сборник с игривым названием «Цветочки Фрескобальди» (итал. Fioretti di Frescobaldi) ничего не говорит о составе и тематике; в действительности он содержит 11 (инструментальных) канцон и одну токкату. Клавирные пьесы композитор иногда объединял в жанровые циклы — небольшие сюиты («Баллетто, куранта и пассакалия», «Куранта и чакона», «Пассакалия и чакона»).
К большому собранию сочинений Фрескобальди для органа и клавесина примыкает опубликованная в 1628 году «Первая книга инструментальных канцон для всякого рода инструментов» (итал. Il primo libro delle canzoni per sonare con ogni sorte di stromenti),— сборник ансамблевой музыки, в который входят 39 канцон и 2 токкаты. Для канцон (в оригинале без всяких названий) редактор сборника Б. Грасси придумал тематические индивидуальные заголовки — La Bianchina, La Marina, La Nobile, La Tromboncina и т.п.
В инструментальной (реже вокальной) музыке Фрескобальди активно использовал вариации на различные, популярные в его время гармонические модели — романеску, фолию, Руджеро и другие (менее известные модели), и вариации на basso ostinato (в специфической терминологии Фрескобальди — «на чакону» и «на пассакалию»; различие между ними весьма размыто).
Особенным примером таких вариаций может служить относящаяся к позднему периоду творчества (1637) так называемая «Партита Cento на пассакалию» (итал. Partite cento sopra passacagli) — одно из наиболее известных и масштабных сочинений Фрескобальди. Партита во многих отношениях загадочна, начиная с заглавия. Некоторые исследователи полагали, что «сто» (итал. cento) относится к количеству вариаций (собств. partite, от parte — часть); впрочем, это объяснение не получило всеобщего признания. По другой версии, Фрескобальди имел в виду лат. cento (букв. лоскутное одеяло; ср. Центонизация), подразумевая пестроту объединённых в рамках большой пьесы различных техник. В самом деле, «Партита Cento» исключительна с точки зрения изобретательности в композиционных приёмах (включая ряд темповых, метроритмических и фактурных метаморфоз избранной для вариаций темы) и форме, напоминающей больше (позднейшую) фантазию, чем традиционный «набор вариаций». Загадочна и звуковысотная структура (гармония) партиты: хроматические модуляции/метаболы здесь охватывают звуковысотный материал в пределах квинтового круга от des до dis, а тональный план разомкнут — в начале очевидна тоника d, но заканчивается всё сочинение (такой же очевидной) тоникой e.
Фрескобальди менее известен как автор вокальной музыки, хотя оставил значительное количество сочинений в различных её жанрах. Среди вокальных сочинений — «книга» (сборник из 19 пьес) светских мадригалов для пяти голосов (1608) и 36 латинских мотетов (образцы «второй практики», для 1—3 голосов с basso continuo), бóльшая часть которых была опубликована в сборнике «Liber secundus diversarum modulationum» (1627; публикация сохранилась фрагментарно).
Фрескобальди — автор двух восьмиголосных месс, в основу разработки которых положены популярные светские мелодии: в мессе «sopra l’aria della Monica» — песня Монашка, в мессе «sopra l’aria di Fiorenza» — песня Фьоренца. Авторство Фрескобальди в обеих этих мессах оспаривается.
В 1630 г. вышли две «книги» (сборника, 23+20, всего 43 пьесы) под одинаковым названием «Музыкальные арии» (Arie musicali), для 1—3 голосов и basso continuo (партию которого обычно поручают клавесину и теорбе). «Ариями» здесь называются (1) песни танцевального характера или (2) пьесы в свободной форме (разделы со сменой темпа, мензуры, лада, фактуры), в модном в те времена stile recitativo. Ансамблевые «арии» написаны в имитационной технике; некоторые из них («нетанцевальные») напоминают раннебарочные итальянские мадригалы.
Источник
Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Frescobaldi Canzona
Перевод: Гравировка файлы. Окончательный. 3 песни с песней Sonare. Множество. Фрескобальди, Джироламо.
Перевод: 3 песни с песней Sonare. Множество. Фрескобальди, Джироламо.
Перевод: 3 Песни для клавесина. Множество. Фрескобальди, Джироламо.
Перевод: Тромбон 2. Recercari ET песни. За 2 Труб и 2 тромбонов. Fiset. Механизмы и переложения. Фрескобальди, Джироламо.
Перевод: Труба. Recercari ET песни. За 2 Труб и 2 тромбонов. Механизмы и переложения. Фрескобальди, Джироламо.
Перевод: Полный оценка. Recercari ET песни. За 2 Труб и 2 тромбонов. Fiset. Механизмы и переложения. Фрескобальди, Джироламо.
Перевод: Полный оценка. Canzon Francese Прима. Recercari ET песни. За 2 Труб и 2 тромбонов. Fiset. Механизмы и переложения.
Перевод: Труба. Recercari ET песни. За 2 Труб и 2 тромбонов. Механизмы и переложения. Фрескобальди, Джироламо.
Перевод: Тромбон 1. Recercari ET песни. За 2 Труб и 2 тромбонов. Fiset. Механизмы и переложения. Фрескобальди, Джироламо.
Перевод: Тромбон 1. Canzon Francese Прима. Recercari ET песни. За 2 Труб и 2 тромбонов. Механизмы и переложения. Фрескобальди, Джироламо.
Перевод: Труба. Canzon Francese Прима. Recercari ET песни. За 2 Труб и 2 тромбонов. Механизмы и переложения. Фрескобальди, Джироламо.
Перевод: Тромбон 2. Canzon Francese Прима. Recercari ET песни. За 2 Труб и 2 тромбонов. Механизмы и переложения. Фрескобальди, Джироламо.
Перевод: Труба. Canzon Francese Прима. Recercari ET песни. За 2 Труб и 2 тромбонов. Механизмы и переложения. Фрескобальди, Джироламо.
Перевод: Canzona сказал 6 Альтера, F 8.07a — Счет. Песни, книга 1. Выбор. Счета и запчасти. Фрескобальди, Джироламо.
Перевод: Canzona сказал Ambitiosa 8, F 8.09a — бас инструмент. Песни, книга 1. Выбор. Счета и запчасти. Фрескобальди, Джироламо.
Перевод: Canzona 7 называется ла Superba, F 8.08a — Оценка. Песни, книга 1. Выбор. Счета и запчасти. Фрескобальди, Джироламо.
Перевод: Canzona сказал 6 Альтера, F 8.07a — бас инструмент. Песни, книга 1. Выбор. Счета и запчасти. Фрескобальди, Джироламо.
Перевод: Canzona сказал Tromboncina 5, F 8.06a — Счет. Песни, книга 1. Выбор. Счета и запчасти. Фрескобальди, Джироламо.
Источник
Сборник полифонических произведений I Часть
Зарубежные авторы
Инструмент | Баян | Аккордеон |
Уровень сложности | для учащихся I-VII классов |
Количество страниц | 118 |
Переплет | Мягкий, на пластиковой пружине |
Инструмент | Баян | Аккордеон |
Уровень сложности | для учащихся I-VII классов |
Количество страниц | 118 |
Переплет | Мягкий, на пластиковой пружине |
Содержание
- К. Гурлит Без названия
- И. Гуммель Пьеса
- И. Риба Пьеса
- И. Гуммель Пьеса
- Барток-Решевский Двухголосная пьеса
- Д. Тюрк Ариозо
- В. А.Моцарт Фугато
- М. Зейферт Канон
- И. Кригер Менуэт
- Г. Перселл Ария
- И. Кунау Менуэт
- И. Бенда Менуэт
- Х.-Г. Нефе Аллегретто
- Н. Лебег Пьеса
- Ж. Арман Фугетта
- Г. Гендель Менуэт – ля мажор
- Г. Гендель Менуэт – си бемоль мажор
- Г. Гендель Менуэт – ля минор
- Г. Гендель Менуэт – ре минор
- Г. Гендель Сарабанда
- Г. Гендель Менуэт – фа мажор
- Г. Гендель Менуэт-1 – соль минор
- Г. Гендель Менуэт-2 – соль минор
- Г. Гендель Ария – фа мажор
- Г. Гендель Прелюдия – соль мажор
- Г. Гендель Прелюдия – соль мажор
- Г. Гендель Ария – соль минор
- Г. Гендель Чакона
- Г. Гендель Фугетта
- Д. Циполи Менуэт
- Д. Циполи Фугетта – фа мажор
- Д. Циполи Фугетта – ми минор
- Д. Циполи Пьеса
- Д. Циполи Фугетта – ре минор
- Д. Циполи Фугетта – ре минор
- Д. Циполи Фугетта – ми минор
- Д. Циполи Прелюдия и фугетта–ре минор
- И. Пахельбель Прелюдия – ля минор
- И. Пахельбель Прелюдия – ре минор
- И. Пахельбель Прелюдия – соль минор
- И. Пахельбель Фантазия
- И. Пахельбель Фуга – до мажор
- И. Пахельбель Чакона
- И. Пахельбель Фуга – до мажор
- И. Пахельбель Фуга – до мажор
- И. Пахельбель Прелюдия и фуга – до минор
- И. Пахельбель Прелюдия и фуга – ми минор
- И. Пахельбель Токката и фуга – си бемоль мажор
- Г. Телеман Гавот
- Г. Телеман Фантазия
- Г. Телеман Кантабиле
- Г. Телеман Фугетта – фа мажор
- Г. Телеман Фугетта – ре мажор
- Г. Телеман Фуга – ля минор
- Г. Телеман Фуга – соль минор
- Г. Телеман Фуга – ля мажор
- Г. Телеман Фуга – до минор
- Г. Телеман Фуга – ля минор
- Г. Телеман Фуга – фа мажор
- И. С.Бах Менуэт – соль мажор
- И. С.Бах Менуэт – ре минор
- И. С.Бах Менуэт – соль минор
- И. С.Бах Менуэт – фа мажор
- И. С.Бах Менуэт – до минор
- И. С.Бах Менуэт – си бемоль мажор
- И. С.Бах Менуэт – ля минор
- И. С.Бах Менуэт – си бемоль мажор
- И. С.Бах Менуэт – соль минор
- И. С.Бах Ария
- И. С.Бах Прелюдия – до мажор
- И. С.Бах Прелюдия – до минор
- И. С.Бах Фугато – ре мажор
- И. С.Бах Фугетта – соль минор
- И. С.Бах Хорал
- И. С.Бах Инвенция – ля минор
- И. С.Бах Инвенция – ре минор
- И. С.Бах Инвенция (3-х голосная) – ре минор
- И. С.Бах Жига из сюиты №5
- И. С.Бах Прелюдия – до мажор
- И. С.Бах Фуга – соль минор
- И. С.Бах Маленькая органная прелюдия и фуга C-dur
- И. С.Бах Маленькая органная прелюдия и фуга d-moll
- И. С.Бах Маленькая органная прелюдия и фуга F-dur
- И. С.Бах Маленькая органная прелюдия и фуга a-moll
- И. Х. Ф. Бах Прелюдия – ми минор
- Дж. Фрескобальди Канцона
- И. Кларк Жига
- И. Кребс Токката
- И. К.Фишер Прелюдия и фуга – ля минор
- Т. Лундквист Инвенция – E
- Т. Лундквист Инвенция – D
- Т. Лундквист Инвенция — F
- Т. Лундквист Инвенция – C
- Т. Лундквист Инвенция – D
- Т. Лундквист Инвенция — A
Трофименко Николай Николаевич — выпускник Ростовской Государственной Консерватории им. С.В. Рахманинова, преподаватель с более чем 40 летним стажем педагогической деятельности.
За десятилетия работы накопил громадный опыт работы в сложнейшем искусстве преподавания музыки детям. Его ученики становятся лауреатами и дипломантами региональных и всероссийских фестивалей и конкурсов.
Сборники произведений для баяна и аккордеона, составленные Н.Н. Трофименко имеют особую ценность, так как уже многие годы музыкальные издательства не издают, либо издают крайне малыми тиражами, специальную и так необходимую нотную литературу для музыкальных школ и училищ. Его сборники ценны ещё и тем, что в них собраны наиболее выигрышные произведения, для освоения и совершенствования навыков игры на баяне и аккордеоне.
Источник