Как выбрать каподастр?
Рано или поздно этим вопросом задается каждый гитарист. Каподастр позволяет вам играть в любойКак пользоваться каподастром? тональности, используя при этом знакомые аккордовые аппликатуры. Также каподастр поможет вам найти подходящую тональность для вашего голоса для исполнения песни под гитарный аккомпанемент. Эта статья поможет вам разобраться в том, как пользоваться каподастром, как выбрать каподастр и познакомит вас с различными типами каподастров.
А знаете ли вы, что первый каподастр был изготовлен в середине 18-го века и представлял собой всего лишь медную полоску, согнутую в виде буквы С. Она сбоку закреплялась на грифе инструмента. Как правило, такой каподастр оставлял мелкие царапины на накладке грифа и самом грифе, но это было уже начало! (Источник: Джон Хубер, Музей Музыки в Стокгольме).
Каподастр представляет собой зажим, который крепится на грифе и поднимает высоту звучания струн. Для наглядности можно представить, что каподастр это перемещаемый верхний порожек гитары. Зажав струны каподастром на нужном ладу, вы можете играть удобные вам аккордовые формы на следующих за ним ладах.
Ниже приведена аккордовая последовательность в тональности G (соль мажор), использующая открытые аккорды без каподастра.
Как пользоваться каподастром?
Если каподастр располагается на третьем ладу, эта же аккордовая последовательность будет звучать на три полутона выше, чем в оригинале, то есть в тональности Bb (Си бемоль мажор), с аккордами Bb-Cm-Eb-F. При этом вы используете те же аккордовые аппликатуры, что и раньше.
Если каподастр расположен на седьмом ладу, и те же аккорды исполняются на семь ладов выше, чем в оригинале, данная аккордовая последовательность начинает звучать в тональности D (Ре мажор). Аккорды, соответственно, меняются на В-Em-G-A
Как регулировать силу зажима вашего каподастра KYSER
Советы по использованию каподастра
- Располагайте каподастр непосредственно за выбранным ладовым порожком. Когда вы располагаете каподастр на грифе, зажимайте струны непосредственно за выбранным ладовым порожком. Не зажимайте струны на порожке, иначе они будут звучать слишком глухо. Если вы сдвинете каподастр дальше в сторону следующего от выбранного ладового порожка, струны могут немного дребезжать, что нежелательно.
- Старайтесь использовать каподастр до 9-го лада. Лучше всего каподастр работает в области от 1 до 9 лада. Если вы захотите зажать струны выше 9-го лада, на грифе останется слишком мало места для вашей руки.
Немного математики
Когда вы используете каподастр для изменения тональности музыкального произведения, для того, чтобы правильно разместить его на грифе, вам нужно посчитать расстояние между оригинальной и желаемой тональностью.
Каподастры повышают тональность музыкального произведения с шагом в полтона. Интервал в полтона равен одному ладу на грифе гитары.
Где я должен разместить каподастр?
- Определите, в какой тональности вы находитесь;
- Определите, в какую тональность вы хотите прийти;
- Посчитайте расстояние между оригинальной и желаемой тональностями в полутонах;
- Разместите каподастр на ладу, соответствующем количеству полутонов между тональностями.
Например, оригинальная тональность произведения G (соль мажор) с последовательностью аккордов G-Em-Am-D, и вам необходимо исполнить произведение в тональности А (ля мажор). То есть, вы находитесь в тональности G и хотите оказаться в тональности A. Между тональностями G и А – два полутона. Это означает, что каподастр нужно разместить на втором ладу.
Другой пример: у вас есть аккордовая последовательность в тональности А (ля мажор) A-D-Esus-E, которую вы хотите транспонировать в тональность С (до-мажор). Расстояние между А и С – три полутона, таким образом, каподастр должен быть расположен на третьем ладу.
Последний пример иллюстрирует перенос аккордовой последовательности D2-G2-Em-Asus из тональности D (Ре мажор) в тональность Ab (Ля-бемоль мажор). Расстояние между D и Аb – шесть полутонов. Соответственно, каподастр должен быть расположен на шестом ладу.
На практике часто оказывается, что подобная математика не так уж и обязательна. Скорее всего, вы не будете задумываться о тональности, расстояниях между ними и прочих вещах. Если все, что вам нужно, это просто подобрать удобную тональность для комфортного исполнения песни, то мы можем рекомендовать просто передвигать каподастр дальше и дальше по грифу, исполняя одни и те же аккорды, пока вы не поймете, что именно в этом положении каподастра вам удобно петь. Это все, что вам нужно, без всякой математики!
Виды каподастров
Хотя все каподастры служат одной цели, по форме и конструкции они могут очень отличаться друг от друга. Прижатие струн может осуществляться за счет пружины, винта или эластичного ремешка. Прижимная сила может регулироваться.
Пожалуй, следует выделить каподастры для классических гитар
Классические гитары имеют более широкий гриф, и мягкие нейлоновые струны. Следовательно, каподастры для классических гитар несколько длиннее и имеют меньшую прижимную силу. К тому же, гриф классических гитар плоский, поэтому профиль верхней прижимной скобы тоже плоский.
Каподастры для акустических и электрогитар имеют несколько закругленную и несколько укороченную прижимную скобу, при этом прижимная сила у них несколько выше.
Для 12-струнных гитар обычно используются более мощные каподастры с большей прижимной силой.
Отдельно следует рассказать про специальные каподастры, которые позволяют не просто повышать тональность, но и изменять строй гитары. Например, существуют каподастры, преобразующие стандартный гитарный строй в строй drop, или Open G.
Все каподастры фирмы KYSER могут использоваться для этой цели. Достаточно просто перевернуть ваш каподастр, и он будет зажимать только 4 струны.
Источник
Немного о каподастрах и видах их дизайна
Могут ли некоторые гитарные каподастры глушить звук гитары, и если да, какие модели хуже (лучше) других?
Если каподастр давит на струну так, что струна находится в плотном контакте с ладом, каподастр оказывает очень небольшое влияние на звук, исходящий из инструмента. Такое устройство никоим образом не должно глушить звук больше, чем это делают ваши пальцы, когда они плотно прижимают струны к ладам.
Если давление зажима каподастра недостаточно для того, чтобы плотно прижать струну к ладу, вы можете ожидать таких вещей, как небольшое приглушение звука или даже дребезг на некоторых ладах. Плоские каподастры, используемые на грифах с радиусом на накладке, дают такой эффект на крайних струнах (самой тонкой и самой толстой струне).
Итак, каподастр не должен глушить звук, пока на все струны оказывается достаточное давление его зажима.
Достаточно давно самые доступные каподастры были сделаны из металлического стержня или планки, покрытой резиновым материалом и прижимаемой к струнам с помощью набора резинок.
Каподастры покрывали свой металлический стержень мягкой резиной, и если зажать достаточно сильно, резина деформировалась достаточно, чтобы плотно покрыть гриф с радиусом, скажем, 16 дюймов (гитары Martin) или 12 дюймов (самый распространенный радиус у Гибсонов).
Проблема заключалась в том, что они очень сильно давили на центральные струны, и две самые «внутренние» струны постепенно портились. Мягкая резина каподастра со временем деградировала, становилась твёрдой или разваливалась по мере затвердевания и образования «сколов».
Позже, экспериментируя с новыми полимерами, пара производителей попытались устанавливать более жёсткую полиэтиленовую пластиковую трубку (например, трубки торговой марки Tygon). Это продлевало срок службы каподастра, но уменьшало его способность соответствовать форме грифа. Таким образом, многие производители начали приходить к использованию более тонких основ, которые могли добавить плавный изгиб.
В конце 1960-х Dunlop создал такую жемчужину (на фотографии может быть азиатская подделка).
Это регулируемый рычажный зажим с прочной резиной, приклеенной к металлической основе. Dunlop создал плоскую и изогнутую модели, чтобы удовлетворить около 95% гитаристов того времени. Это блестящая инженерная разработка, и она до сих пор используется.
У этого каподастра такая небольшая высота, что он никогда не мешает играть или перебирать пальцами рядом с ним. (Это одна из проблем с большинством каподастров, даже с современными.)
Сегодня существует пара основных дизайнов.
- Подпружиненный хомут с открытыми сторонами (как в дизайне Kyser и всех заимствованиях от него).
Kyser (и другие) делают их в вариантах «обычного» радиуса (примерно от 10 дюймов до 20), с узким радиусом для определённых грифов Fender (7,25 дюйма) и 12-струнный вариант с дополнительной силой зажима.
Есть масса подделок, и большинство из них продаётся на дешёвых сайтах, декорированы или имеют форму акул и драконов, и ещё много чего. Они не так прочны, как оригинальные Kyser или те, которые производятся известными производителями гитарного оборудования (Dunlop, Planet Waves и другими).
- Регулируемые зажимы и их производные. Ниже показан оригинальный стиль. Это очень регулируемый каподастр, имеющий различные радиусы от плоского до узкого 7,25-дюймового Fender. Вскоре после того, как он был выпущен, Shubb сделал новую модель из нержавеющей стали с роликовым узлом, который упирался в нижний поворотный зажим. Это сделало ход рычага более плавным и лёгким.
- И наконец, все остальные каподастры с нововведениями, такими как отдельные «пальцы» или подвижность на грифе без ослабления зажима, и так далее.
Если зажимное давление слишком велико, струна перетянется, и потребуется подстройка.
Если каподастр слишком тяжёлый, он может изменить динамику вибрации грифа и фактически увеличить сустейн. В этой ситуации он также будет громоздким и, вероятно, будет мешать вам во время игры.
Вот почему почти все современные каподастры ушли от старых U-образных зажимов с большими рычагами к более простым подпружиненным конструкциям, которые напоминают букву G или C.
Источник
Что такое каподастр и для чего он нужен
Рано или поздно каждый гитарист сталкивается с рядом проблем, связанных с исполнением в неудобных тональностях с множеством баррэ-аккордов. Каподастр — элегантное решение таких проблем. В этой статье мы познакомим вас c принципом работы данного аксессуара, его видами, способом использования и, в итоге, поможем определиться с выбором.
Маленькое решение больших проблем
Каподастр — это приспособление, позволяющее быстро повысить строй инструмента. Установив каподастр на первый лад гитары со стандартным строем (Ми, Си, Соль, Ре, Ля, Ми) мы получим строй на пол тона выше (Фа, До, Соль-диез, Ре-диез, Ля-диез, Фа). При такой установке для исполнения аккорда F (Фа мажор) мы будем использовать аппликатуру аккорда E (Ми мажор) но на один лад выше. Просто представьте, что каподастр – это верхний порожек вашей гитары. Лад, который идет после приспособления в таком случае считается первым. Все аппликатуры, соответственно, смещаются вместе с позицией каподастра.
Давайте же взглянем на несколько ситуаций использования этого аксессуара:
- Основное применение – повышение строя. Чаще всего это необходимо для большего удобства исполнения вокальных партий под гитарный аккомпанемент. Также это будет полезно, когда в оригинальной тональности много аккордов с баррэ.
- Иногда на гитарах стоит слишком высокий для некоторых исполнителей верхний порожек, что усложняет игру. Установив каподастр, вы моментально решите эту проблему не модифицируя сам инструмент.
- Если для ребенка или человека с маленькими руками стандартная гитара кажется слишком громоздкой – установите каподастр! Сократив рабочую часть струн можно использовать стандартные аппликатуры в удобном положении.
Тонкости использования
Несмотря на всю свою простоту, правильно применять каподастр тоже нужно уметь. Для начала нужно помнить, что его следует устанавливать не посередине лада, а максимально близко к порожку следующего лада. Таким образом вы сможете добиться наиболее чистого звучания без приглушения и дребезга. Далее не забудьте проверить строй гитары. После установки приспособления гитара может расстроиться. Нужно выявить и исправить причину. Возможно, вы установили каподастр не параллельно порожку, а под углом, из-за чего на струны оказывается разное давление. В таком случае просто поправьте аксессуар и подстройте гитару. Также есть вероятность, что вы использовали тип каподастра не соответствующий вашему инструменту. Для того чтобы избежать подобной ситуации, обратимся к следующему разделу.
Каподастр каподастру — рознь
На данный момент музыкальная индустрия предлагает огромное множество различных каподастров. Сейчас мы представим их основные классификации.
В первую очередь эти приспособления различаются по типу инструмента, для которого они предназначены. Каподастры для классических гитар имеют достаточно небольшую прижимную силу, приспособлены для широких плоских накладок на гриф и несколько удлинены, по сравнению с другими разновидностями. Модели для акустических гитар обладают средней прижимной силой и адаптированы, в первую очередь, для радиусных накладок на гриф. Подходят они и для электрогитар, хотя некоторые производители изготавливают более миниатюрные каподастры специально для электрогитар , гриф у которых несколько уже и тоньше в сравнении с акустикой. Модели для двенадцатиструнных гитар имеют самую высокую прижимную силу из всех перечисленных. Также обычно они несколько крупнее других каподастров, но их без проблем можно использовать и с обычной акустической гитарой. Каподастры для укулеле самые маленькие и их прижимная сила существенно меньше, чем у остальных разновидностей.
Важно отметить, что нельзя использовать неподходящий тип каподастра, так как это может привести к повреждениям как струн, так и грифа вашей гитары.
Другим ключевым параметром этого аксессуара является тип прижимного механизма. Именно этот критерий определяет удобство использования каподастра. Обычно выделяют три основных вида:
- Самый распространенный тип — пружинный каподастр. Он проще остальных в эксплуатации и хорошо держится. Его принцип действия основан на внутренней пружине, которая создает достаточную силу для фиксации аксессуара на грифе. Просто разожмите каподастр, установите на нужный лад и отпустите его – остальное сделает пружина. Из недостатков можно выделить отсутствие регулировки давления на струны.
- Винтовой каподастр зажимается с помощью специального винта. Он часто меньше пружинного и позволяет точно отрегулировать силу давления на струны. Однако подобный каподастр дольше устанавливается и исключает возможность быстрого изменения своего положения.
- Самый простой и миниатюрный вид – это эластичный каподастр. Он представляет собой плашку на эластичной ленте с отверстиями. Приложите плашку к нужному ладу, оберните ленту, затяните ее — и вот, все готово. Однако такие каподастры не отличаются удобством использования, надежностью и долговечностью.
Разобравшись с вышеизложенными пунктами, стоит поразмыслить над моделями от конкретных производителей. Хотим обратить ваше внимание на американский бренд Dunlop , продукция которого изготавливается по передовым стандартам качества и отличается высокой надежностью. В нашем каталоге вы найдете более тридцати моделей каподастров Dunlop для всех видов гитар и некоторых народных инструментов. Пружинные и винтовые модели этого производителя при правильной эксплуатации прослужат вам не один десяток лет.
Время выбирать
Теперь, когда вы знаете что такое каподастр, зачем он нужен и какие бывают основные его разновидности, можно определяться с выбором. Для этого мы кратко резюмируем основные пункты. На которые стоит обратить внимание:
- вид вашей гитары и форма накладки на гриф;
- тип прижимного механизма;
- форма каподастра;
- производитель.
А если у вас остались вопросы, в нашем магазине вы всегда можете рассчитывать на оперативную и квалифицированную консультацию. Покупайте только самое лучшее в MusicMarket !
Источник