История одного шедевра: 24-ый каприс Паганини стал не только результатом его фантазии, но и вызвал целый сонм идей у других великих композиторов
Каприс (или каприччио) – сочинение свободной формы, в котором фантазия автора значит больше, чем законы композиции. Один из 24-х каприсов легендарного скрипача Никколо Паганини стал не только результатом его фантазии, но и вызвал целый сонм идей и других великих композитов.
Во времена Паганини скрипачи и педагоги для своих учеников часто писали упражнения и этюды для совершенствования техники. Иногда эти этюды называли «каприсами».
Но каприсы, которые сочинил Паганини были совсем не похожи на остальные. Во-первых, их было 24 – ровно столько, сколько существует тональностей. А во-вторых, это был настоящий калейдоскоп новых, доселе невиданных высот технического совершенства.
Паганини исполнял свои каприсы с легкостью и блеском, поражая современником и вызывая упорные слухи о том, что он продал свою душу дьяволу за право так играть.
Как это часто бывает, самое эффектное автор приберег на финал – его последний, 24-ый каприс стал своеобразным символом, визитной карточкой великого скрипача.
Каприс как магнит притягивает к себе музыкантов. И не только скрипачей, для которых сыграть столь сложную пьесу – дело чести. Многие композиторы были буквально захвачены в плен лаконичной темой 24-го каприса: повторяющаяся как наваждение музыкальная фраза состояла всего из нескольких нот, но обладала завораживающим воздействием.
Другого легендарного музыканта – Ференца Листа – тоже окружали сплетни и упреки о его связях с «нечистой силой», он даже внешне был похож на Паганини. Когда пианист-виртуоз услышал игру скрипача-виртуоза, он решил сделать обработки его феноменальных каприсов для рояля. Так появились шесть больших этюдов на темы Паганини. Лист называл их трансцендентными, то есть, этюды невообразимой, головокружительной сложности. Гений фортепиано словно соревновался с гением скрипки в совершенстве владения инструментом.
Смелый опыт Листа словно открыл новый путь для европейских композиторов: великий Йоганнес Брамс почувствовал в этом каприсе намного больше, чем Лист, а, возможно, и сам Паганини. Он создал на основе короткой мелодии не один, а два цикла – две тетради вариаций для фортепиано. Впервые он показал всему миру, что тема Паганини может стать и утонченно-лирической, и глубоко драматичной.
Сочинение Брамса поражало не только фантазией, но и виртуозностью фортепианной техники. Он писал специально для Карла Таузига – одного из лучших учеников Листа, который феноменально играл это сложнейшее сочинение.
Скрипичный каприз как манящее заклинание снова и снова завораживал великих композиторов и пианистов. В 1934 году эта музыка завладела душой Сергея Рахманинова, который после многих лет скитаний по Европе и Америке, обосновался на вилле в Швейцарии. Здесь, словно по волшебству, всего за месяц он написал одно из самых вдохновенных своих произведений – «Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром».
Это был драматичный рассказ, в котором переплетались легенда о Паганини с исповедью самого Рахманинова. Здесь звучали и безграничная тоска по утраченной на всегда родине, и поиски самого себя, и трагическое стремление к абсолютному счастью, вечному идеалу. Запав в душу Рахманинова, «дьявольская» тема Паганини преобразилась до неузнаваемости – ее зеркальное отражение оказалось одним из самых прекрасных, чарующих и проникновенных мелодий, которые когда-либо создал человек.
Близкий друг Рахманинова, знаменитый хореограф сезонов Дягилева Михаил Фокин долго искал сюжет для нового балета. Он отвергал одно предложение за другим до тех пор, пока Рахманинов не показал ему музыку своей рапсодии. Оказалось, что у композитора и либретто почти готово: он мечтал оживить легенду о Паганини, продавшем свою душу нечистой силе за совершенство в искусстве.
Фокин и Рахманинов в переписке горячо обсуждали детали спектакля, а сам хореограф начал учиться игре на скрипке – чтобы точнее представить Паганини на сцене.
Балет увидел свет в 1939 году в Лондоне. Премьера прошла с большим успехом на сцене театра Ковент-гарден. Зрители впервые увидели «танцующего» Паганини, воплощенного в балетном образе.
В 1960 году к «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова обратился и другой хореограф – Леонид Лавровский. Это был нелёгкий период в творческой жизни выдающегося советского балетмейстера, когда-то создавшего «Ромео и Джульетту». Его волновала тема «Время и художник во времени». В своем «Паганини» Лавровский рассказал о муках творчества, об искушениях, о сделках с совестью, о зависти и предательстве и об одиночестве маэстро. И еще – о вечной музе.
Польский композитор Кароль Шимоновский предложил и свой вариант скрипичного каприса, добавив к нему фортепианный аккомпанемент. А его соотечественник – авангардист Витоль Лютославский сочинил вариации на тему Паганини для двух фортепиано – в огромной крещендо он показал путь от классической темы к самым современным созвучиям.
До неузнаваемости тему каприса изменил немецкий композитор Борис Блахер. В его вариации знакомый мотив Паганини растворяется в современных диссонансах, необычных оркестровых красках и даже джазовых ритмах.
Русский авангардист Эдисон Денисов не изменил ни ноты в скрипичной партии Паганини, но поместил ее на фоне такого аккомпанемента струнного оркестра, что музыка вновь абсолютно изменилась, обретя почти космический характер.
Паганини не мог и предположить, что его небольшое сочинение обретет такую популярность. Тема 24-го каприса рождает все новые идеи у композиторов, обретает новые контуры, дополняется новыми гармониями и ритмами и растворяется в диссонансах и необычных оркестровках. Сегодня каприс играют на трубе, саксофоне, гитаре, виброфоне, даже на балалайке.
Как удалось Паганини заложить в одной короткой музыкальной теме столько скрытых смыслов? В этом, пожалуй, и заключается главная загадка великого искусства Паганини, его гениальной личности. Эта загадка и дает возможность каждому художнику дать свой ответ – безусловно, в меру своего таланта.
Источник
24 каприса для скрипки соло (Паганини) — 24 Caprices for Solo Violin (Paganini)
В 24 каприса для скрипки соло были написаны в группах (шесть, шесть и двенадцать) по Паганини между 1802 и 1817. Они также обозначены как MS 25 в Maria Rosa Моретти и Анны Сорренто Catálogo tematico делле musiche ди Паганини , который был опубликован в 1982. Каприсы имеют форму этюдов , где каждое число исследует различные навыки ( двойные остановленные трели , чрезвычайно быстрое переключение позиций и струн и т. Д.)
Рикорди впервые опубликовал их в 1820 году, где они были сгруппированы и пронумерованы от 1 до 24 как Op. 1 вместе с 12 сонатами для скрипки и гитары (соч. 2 и 3) и 6 гитарными квартетами (соч. 4 и 5). Когда Паганини выпустил свои Каприсы , он посвятил их « alli artisti» (художникам), а не конкретному человеку. Своеобразное посвящение можно увидеть в собственной партитуре Паганини, где он комментировал между 1832 и 1840 годами следующие «посвященные» для каждого Каприса (возможно, готового к новому печатному изданию): 1: Анри Вьёкстемпс ; 2: Джузеппе Аустри; 3: Эрнесто Камилло Сивори ; 4: Оле Борнеманн Булл ; 5: Генрих Вильгельм Эрнст ; 6: Кароль Юзеф Липинский ; 7: Ференц Лист ; 8: Дельфин Алард ; 9: Херрманн; 10: Теодор Хауман [ оно ] ; 11: Сигизмонд Тальберг ; 12: Дулер; 13: Шарль Филипп Лафон ; 14: Жак Пьер Роде ; 15: Луи Шпор ; 16: Родольф Крейцер ; 17: Александр Арто ; 18: Антуан Борер; 19: Андреас Якоб Ромберг ; 20: Карло Джиньями; 21: Антонио Баццини ; 22: Луиджи Альлиани; 23: [без имени]; 24: Николо Паганини, sepolto pur troppo (для меня, к сожалению, похоронен).
Первое издание Фердинанда Давида было опубликовано Breitkopf & Härtel в 1854 году. Давид, как редактор, также выпустил издание Каприсов Роберта Шумана с фортепианным сопровождением . Другое издание Давида было выпущено в виде двух книг по 12 капризов в каждой « mit hinzugefügter Begleitung des Pianoforte von Ferdinand David » (с дополнительным фортепианным аккомпанементом Фердинанда Давида) и издано Breitkopf & Härtel (ок. 1860).
В отличие от многих ранних и более поздних наборов из 24 пьес, не было намерения писать эти каприсы в 24 различных тональностях .
СОДЕРЖАНИЕ
Подробности
Нет. | Ключ | Движения | Ноты |
---|---|---|---|
1 | Ми мажор | Анданте | Эта композиция, получившая прозвище «Арпеджио», соответствует игре аккордов с рикошетом на всех 4 струнах. Пьеса открывается в ми мажоре, а затем быстро переходит в развивающую часть ми минор, где вводятся нисходящие гаммы в третях. |
2 | Си минор | Модерато | Второй каприс фокусируется на отсоединении с множеством пересечений струн через несмежные струны. |
3 | Ми минор | Состенуто / Престо / Состенуто | Каприс № 3 — невнятное упражнение легато с октавными трелями во вступлении и заключении. |
4 | До минор | Maestoso | Каприс №4 — это упражнение с пассажами с множеством остановок в третях. |
5 | Несовершеннолетний | Агитато | Caprice No. 5 ориентирован на быстрые рикошетные поклоны. Он начинается и заканчивается секцией восходящих арпеджио, за которыми следуют нисходящие гаммы. |
6 | Соль минор | Ленто | Шестой каприс, получивший прозвище «Трель», основан на использовании тремоло левой руки на скрипке путем быстрого чередования разных нот в аккорде одного из голосов. Мелодия исполняется в одной строке, а тремоло — в другой. |
7 | Несовершеннолетний | Посато | Этот каприз фокусируется на невнятных пассажах стаккато с множеством длинных невнятных гамм и арпеджио. |
8 | Ми-бемоль мажор | Maestoso | Caprice No. 8 фокусируется на поддержании более низкой ноты при одновременном воспроизведении более высокой мелодии, в то же время включая множество трелей и двойных остановок. |
9 | Ми мажор | Аллегретто | Струны A и E скрипки, прозванные «La Chasse» или «The Hunt», имитируют флейты («Sulla tastiera imitando il Flauto»), а струны G и D имитируют валторны («imitando il Corno sulla D e G corda» ). В первую очередь исследование в двойных остановках, с рикошетом в средней части. |
10 | Соль минор | Vivace | Этот каприс — прежде всего этюд в стаккато смычка вверх, с нотами стаккато, перемежающимися аккордами, трелями и отдаленными пересечениями струн. |
11 | До мажор | Анданте / Престо / Анданте | Одиннадцатый каприз начинается и заканчивается разделами, требующими нескольких голосов, и содержит отрывок, состоящий из множества нот с точками, быстро скачущих вверх и вниз по шкале. |
12 | Ля-бемоль мажор | Аллегро | Этот каприз состоит из невнятного рисунка мелодии на верхней струне, чередующейся с гудением на нижней струне, заставляя скрипача растягиваться на большие расстояния, удерживая палец на гудящей струне. |
13 | Си-бемоль мажор | Аллегро | По прозвищу «Смех дьявола», Caprice No. 13 начинается с масштабных проходов с двойной остановкой на умеренной скорости. Вторая часть состоит из высокоскоростных пробежек, которые тренируют гибкость левой руки и смещение позиции, а также высокоскоростную смену струны правой рукой и смычок с отрывом. Затем произведение повторяется до начала и заканчивается прямо перед тем, как достичь второй части во второй раз. |
14 | Ми-бемоль мажор | Модерато | 14 каприс показывает способность скрипки озвучивать аккорды. Он содержит много тройных и четверных остановок. Стилистически изделие имитирует латунные фанфары. |
15 | Ми минор | Посато | Caprice 15 находится в форме ABA. Раздел «Ля» — ми минор и начинается с мелодии в октавах, за которой следует вариация в 32-х нотах. Секция «B» — соль мажор (относительная мажор к ми минору) и включает стакатто вверху и арпеджио с одинарным смычком. |
16 | Соль минор | Престо | Каприс №16 , пожалуй, самый простой из капризов. Главные трудности — это перекрещивание струн и порванные десятки. Единственный аккорд — это финальная нота. |
17 | Ми-бемоль мажор | Состенуто / Анданте | Раздел «A» содержит многочисленные тридцатисекундные партии на струнах A и E, которые переходят вперед и назад с двойными остановками на двух нижних струнах. Средняя часть знаменита невероятно сложным октавным пассажем. |
18 | До мажор | Корренте / Аллегро | Введение в каприс 18 демонстрирует игру на струне G на очень высоких позициях. Затем следует быстрое отображение шкалы в трети. |
19 | Ми-бемоль мажор | Lento / Allegro assai | После 4 тактов октав, отмеченных Lento, остальная часть каприса в форме ABA помечена Allegro assai. Раздел «A» состоит из игривых восьмых нот стаккато, а раздел «B» состоит из быстрых 16-х нот, сыгранных на струне G. Вступительные 4 такта и часть «A» находятся в ми-бемоль мажор, а часть «B» — в относительном миноре (соль минор). |
20 | Ре мажор | Аллегретто | Caprice 20 известен тем, что в качестве гудка используется струна D, на фоне которой звучит лирическая мелодия на струнах A и E, имитирующая волынку. Затем следует быстрый отрывок из шестнадцатой ноты с трелями и летающим стаккато. |
21 год | Главный | Аморосо / Престо | Caprice 21 начинается с очень выразительной, похожей на арию мелодии, сыгранной шестыми долями с двойной остановкой. Затем следует отрывок из быстрого стаккато с наклоном вверх. |
22 | Фа мажор | Маркато | Caprice 22 исследует множество типов двойных и тройных остановок с смычком лоре, а затем реализует различные элементы невнятного стаккато, невнятного тремоло и пересечения струнных. |
23 | Ми-бемоль мажор | Посато / Миноре / Посато | Каприс №23 начинается с мелодии в октавах в E ♭ . Средняя контрастная часть представляет собой серьезное упражнение в пересечении струн: для этого скрипач должен сыграть паттерны из трех шестнадцатых нот на струне G, а затем быстро перейти, чтобы сыграть одну на струне E, а затем снова вернуться к струне G, причем все сразу. быстрый темп. |
24 | Несовершеннолетний | Тема: Quasi presto / variazioni I – XI / Finale | Тема из « Каприса № 24» хорошо известна; он был использован в качестве основы для многих произведений самых разных композиторов. В этом каприсе используется широкий спектр высокотехнологичных техник, таких как чрезвычайно быстрые гаммы и арпеджио, двойные и тройные остановки, пиццикато для левой руки, параллельные октавы и десятые доли, быстрое смещение и пересечение струн. |
- Критическое издание Франко Гулли [ it ] (Ed. Curci, 1982)
- Критическое издание Ренато де Барбьери [ it ] (Urtext, 1990)
Полный комплект / коммерческие записи
В 1940 году, к столетию со дня смерти Паганини, полный набор переложений Фердинанда Давида для скрипки и фортепиано был записан 20-летним австрийским скрипачом Осси Ренарди (псевдоним Оскара Рейсса) с Вальтером Робертом на фортепиано ( 78 оборотов в минуту, RCA Victor; перепечатка компакт-диска Биддульфом). Это была мировая премьера записи любой версии 24 каприсов. В октябре прошлого года Ренарди сыграл скрипичную сольную версию «24» в своем дебютном альбоме в Карнеги-Холле. В 1953 году, незадолго до своей безвременной кончины, Ренарди снова записал 24 (на скрипке Паганини Guarnieri del Ges, ‘Il Cannone’) в той же аранжировке Давида с Юджином Хельмером в сопровождении (2LP, Remington R-99-146 & R. -99-152).
В 1947 году Руджеро Риччи сделал первую полную запись 24 каприсов в их оригинальной версии (Decca). Позже Риччи сделал дополнительные записи, как указано ниже:
- 1947 | 2LPs | Decca LK.4025 №№ 1–12 ; LXT.2588 №№13–24 -моно-; Репринт 1950 г. | 2LPs | London Decca LL.264 №№ 1–12 ; LL.252 Nos.13–24 моно (Лондон, июль 1947 г.)
- 1959 | LP | Decca LXT.5569 -mono- / SXL.2194 -stereo- (Victoria Hall, Женева, 1–9 апреля 1959 г.)
- 1973 | LP | Vox Turnabout TV-S 34528 | + премьерная запись Caprice d’adieu ми мажор, MS 68 (США, 1973)
- 1978 | 2LP | Цена-меньше C – 93042 (перепечатка компакт-диска: Price-Less D12179) | «Golden Jubilee» — записано прямо на диск на студии звукозаписи Soundstage, Торонто, Канада | + Caprice d’adieu ми мажор, MS 68 + Duo merveille до мажор, MS 6 (Торонто, 1978)
- 1988 | CD | Радио Ватикана 061–003 / Biddulph LAW 016 | исполняется на опере Паганини Гварнери дель Джезу «Il Cannone» (Генуя, 16–20 апреля 1988 г.)
- 1998 | CD | Dynamic CDS244 | Концерт в честь 80-летия в синагоге Сегеда, Венгрия | версия для скрипки с оркестром Ласло Меслени (№№ 1-23) и Криса Николлса (№ 24), основанная на фортепианном сопровождении в составе Роберта Шумана (Венгрия, 17 мая 1998 г.)
- 1982 | LaserDisc-NTSC | One Eleven, ООО URS-V-91610 | 69 мин. | BBC Scotland, Прямая трансляция на телевидении (p) 1991
- 1987 | VHS-NTSC | Shar Products Company RR – 1 (Мичиганский университет, 10 января 1987 г.) | неотредактированный спектакль
Другие скрипачи с тех пор записали полный набор, в том числе:
- Аккардо, Сальваторе (1-я запись: RCA Italia, 1970/2-я запись: DGG, 1977/3-я запись: Foné, 2002)
- Барбьери, Ренато де [ он ] (Fonit Cetra Italia, 1981) — из оригинальной рукописи Паганини.
- Бартон-Пайн, Рэйчел (Эйви, 2017)
- Беккер-Бендер, Таня (Гиперион, 2007)
- Берик, Йехонатан (Равновесие, 2014)
- Берман, Павел (iClassical Academy, Италия 2018, полный набор всех 24 каприсов на видео; обучающие уроки и выступления)
- Чумаченко, Николас (Эдельвейс, 1982)
- Франческа Дего [ оно ] (итальянский выпуск — DGG, 2012)
- Энес, Джеймс (1-я запись: Telarc, 1995/2-я запись: Onyx, 2009) — неотредактированное исполнение, каждый каприз записан за один дубль.
- Эрлих, Деви (Adès, 1967 / перепечатка компакт-диска, 1987 (выбор 19 из 24 каприсов: №№ 2, 3, 8, 22 и 23 не включены)
- Федотов, Максим (Русско-японский выпуск — Тритон, 1996)
- Фишер, Джулия (Decca Classics, 2008/09)
- Гаррет, Дэвид (DGG, 1996) — ш. Бруно Канино , исполняющий фортепианный аккомпанемент Роберта Шумана для №№ 1–23
- Гитлис, Иври (Philips, 1976) — выпущен в 2007 году
- Грингольц, Илья (Orchid Classics, 2012)
- Хаделич, Августин (Warner Classics, 2017/8)
- Калер, Илья (Наксос, 1992)
- Камио, Маюко (японский выпуск — BMG / RCA Victor Red Seal, 2009) — CD + DVD содержит интервью с Камио
- Кавакос, Леонидас (Dynamic, 1989/90)
- Кинга, Августин (RovenRecords, 2016)
- Кёльман, Рудольф (Wiediscon, 1996 / Перепечатка CD: Hänssler, 2003) — 1996 концертная запись
- Ковач, Тибор (Грамола, 1999)
- Маликян, Ара (Warner Classics Apex, 2002) — Уорнер утверждает, что это первая полная запись капризов, сделанная после знаков повторения, включенных в партитуру для автографа. Общее время игры: 100’25
- Марков, Александр (DVD Warner Music Vision + CD Erato, 1989) — «живая» запись, 3 мая 1989 г. DVD-фильм, режиссер Бруно Монсенжон
- Мидори (Sony Classical, 1988)
- Миланова, Ваня (Simax, 1985)
- Миленкович, Стефан (Dynamic, 2002/03) — комплект из 2-х CD с ‘полной музыкой для скрипки соло’
- Минц, Шломо (DGG, 1981)
- Паэтч, Микаэла (Тельдек, 1987)
- Папаврами, Теди (Aeon, 1997 + 2001) — набор из двух компакт-дисков с двумя разными записями: студийная версия 1997 года + 19 апреля 2001 года, концерт в Токио.
- Паскье, Режи (Auvidis Valois, 1991)
- Перлман, Ицхак (EMI, 1972)
- Пуле, Жерар Жорж (французский выпуск — LP Deesse DDLX 178, 1979)
- Рабин, Майкл (Капитолий, 1958)
- Ролиано, Марко (Тактус, 2000)
- Shunsuke Sato (японский выпуск — Universal Classics, 2009) — исполняется на струнах из чистого кишечника
- Симидзу, Такаши (японский выпуск — Platz, 1990)
- Спиваковский, Тосси (Omega Classics, 1966) — ж. Лестер Тейлор, исполняющий фортепианный аккомпанемент Роберта Шумана для №№ 1-23
- Стадлер, Сергей (Мелодия, 1983)
- Чакерян, Сониг [ оно ] (Arts Music, 2002)
- Залаи, Антал (Будапешт, 4–13 августа 2015 г.)
- Зетмайр, Томас (1-я запись: Teldec, 1992/2-я запись: ECM Records, 2007)
- Жислин, Григорий (Dante Productions LYSC 002, 1997)
- Циммерманн, Фрэнк Питер (EMI, 1984/85) — играет первые двенадцать каприсов на Страдивари 1706 года, а остальные — на Страдивари 1684 года.
- Зукофский, Пол (Vanguard Classics, 1970) — так называемое «аутентичное» исполнение, основанное на оригинальной рукописи
Источник