«Государственная классическая академия имени Маймонида» Центр поддержки и развития современного искусства имени Алемдара Караманова Международная нучная конференция «Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы»
14 апреля 2016 г. 17:00
Kонцерт памяти композитора
Концерт ведет кандидат искусствоведения Елена Викторовна Клочкова
Москва, м.Новокузнецкая, ул. Садовническая, д. 53/45, Большой зал
Исполняет Лауреат Международных конкурсов Александр Николаев (фортепиано).
А. Караманов — Квартет №2.
Исполняет квартет в составе: Анастасия Чайкина (скрипка), Иван Виноградов (скрипка), Анна Митина (альт), Михаил Аленин (виолончель).
А. Караманов — «Окно в музыку», 16 детских пьес для фортепиано.
Исполняет Лауреат международных конкурсов, член Союза композиторов России Михаил Ченцов (фортепиано).
М.Ченцов — Памяти Алемдара Караманова.
Исполняет Михаил Ченцов.
Л.Бетховен – С.Сон — «Патетическая соната» в трех частях (посвящение А.Караманову).
Исполняет профессор Барселонской Академии музыки им. П. Казальса, Семен Сон (фортепиано).
Концертный зал воронежской филармонии,
29 апреля 2014 г. в 19.00
Третий концерт для фортепиано с оркестром
Воронежский молодежный симфонический оркестр
Художественный руководитель и дирижер – Заслуженный артист России Юрий Андросов
Лауреат международных конкурсов Елена Клочкова (фортепиано)
Воронежская государственная академия искусств, Малый зал,
30 апреля в 12.30
Творческая встреча с Еленой Клочковой
«Жизнь есть дух»: жизненный и творческий путь Алемдара Караманова
«Весенняя увертюра» Алемдара Караманова прозвучала в ЮАР на Фестивале в г. Стелленбош летом 2013 года. Дирижер Евгений Бушков.
Камерная симфония «Посвящение» Алемдара Караманова прозвучала в Стамбуле в исполнении оркестра «Tekfen» Philharmonic дирижер Евгений Бушков. 23 Марта 2013 г. в Зале Luttfi K 1 rdar Anadolu Auditorium.
24 марта 2012 г. в Калиниградской областной филармонии сотоялся Отчетный концерт Детской школы искусств г. Гурьевска, посвященный 45-летию школы и официальному присвоению школе имени Алемдара Караманова.
В Белгородской филармонии впервые исполнили «Реквием» Алемдара Караманова
Большой вокально-симфонический концерт 29 октября завершил насыщенную концертную афишу месяца. Это был первый концерт филармонического абонемента приглашённых дирижёров «Виват, маэстро!» – с белгородским оркестром работал заслуженный артист РФ Евгений Бушков. Публике была предложена большая и сложная программа и все произведения для Белгорода – премьеры.
Тут есть своя закономерность, ибо за этот год маэстро Бушков приезжает в Белгород в третий раз. Его второй приезд в Белгород в марте 2011 г. состоялся через месяц после первого в феврале. В марте Евгений Бушков, помимо прочего, сыграл современную премьеру – 2-ю симфонию московского композитора Андрея Семёнова, имевшую хороший слушательский успех.
Тогда же в марте дирижёр предложил филармонии подготовить публике ещё одну современную премьеру, что и было исполнено 29 октября. Это исполнение – «Реквием» для 4-х солистов, хора и оркестра ушедшего из жизни 3 мая 2007 г. украинского (крымского) композитора Алемдара Караманова – стало для слушателей настоящим музыкальным потрясением.
Помимо артистов Белгородской филармонии – оркестра, камерного хора под управлением Елены Алексеевой и солистов: заслуженных артистов РФ Светланы Ломоносовой, Нины Стрижовой, Владимира Бойко были приглашены Воронежский хор «Академия» под управлением заслуженной артистки РФ профессора Ольги Николаенко и солиста московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко лауреата международных конкурсов Валерия Микицкого (тенор).
«Реквием» Караманова исполнялся во втором отделении после двух чисто симфонических премьер – «Метаморфозы» Adagio для струнных (1944–1945) Рих. Штрауса и Концертной симфонии для скрипки, виолончели, гобоя и фагота с оркестром Си-бемоль мажор (1792) Й. Гайдна.
Переклички первого и третьего произведения программы вряд ли случайны – своего рода траурная ода («Метаморфозы») и траурная месса («Реквием»), но как же они различны по смыслу!
Р. Штраус писал «Метаморфозы» под впечатлением американской бомбёжки Мюнхена, разрушившей оперный театр, с которым была связана вся его жизнь. Надгробный плач по поруганной великой немецкой культуре символизирует короткий мотив из 2-й части («Похоронный марш») 3-й симфонии Бетховена.
Более двадцати минут слушатель погружается в напряжённый, непрерывно-разворачивающийся поток скорби – для оркестра исполнить такую медленную пьесу было, конечно, испытанием, выдержанным достойно.
Концертная симфония Й. Гайдна в трёх частях Си-бемоль мажор опус 84 сочинена в 1792 г. Солисты – артисты белгородского оркестра Ирина Бывальцева (скрипка), Ирина Александрова (виолончель), Сергей Гончаров (гобой) и Константин Лапин (фагот). Живая, жизнерадостная, незаигранная (в Белгороде) музыка источала безмятежность, вздыхала легкой грустью, искрилась радостью.
О композиторе Алемдаре Караманове многие белгородцы впервые узнали на вчерашнем вечере. Знакомство с этой великой музыкальной личностью нашей современности – из разряда тех, что могут перевернуть всю жизнь (как сам композитор в 34 года сделал крутой поворот в своей жизни).
О музыке «Реквиема» мало сказать, что она потрясающая, хотя это именно так. Потрясает единство жизненной философии композитора, запечатленной в звуках его «музыкальной религии», и одновременно простота, доходчивость и открытость его музыкальных исповеданий и его музыкального языка.
«Реквием» создан в 1971 г., но записан в партитуре в 1991г. 12-частная композиция на тексты латинских молитв написана по всем канонам жанра, но, в отличие от траурных месс многих знаменитых авторов прошлого, «Реквием» Караманова – это путь к свету вечной жизни, это обещание надежды.
Сегодня огромнейшее наследие Караманова (композитор писал, в основном, крупные симфонические и вокально-симфонические произведения религиозно-философского содержания) звучит во многих городах и странах.
Евгений Бушков исполнил «Реквием» в Москве в 2005 г. с государственным симфоническими оркестром «Новая Россия» и Государственной академической хоровой капеллой им. А.А. Юрлова. Услышав это исполнение в записи, автор назвал его «совершенным». Это была российская премьера.
У Белгородской филармонии прибавляется поводов для гордости, потому что эта необыкновенная музыка «гения» (словам А. Шнитке) в числе первых российских исполнений с большим успехом прозвучала в Белгороде.
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото А. Черев)
Дата публикации: 30.10.2011
9 октября 2011 г. в Концертном зале Омской филармонии была исполнена двадцать вторая симфония Алемдара Караманова, никогда ранее не звучавшая со сцены. Она входит в цикл «Бысть», охватывающий шесть симфоний — с Восемнадцатой по Двадцать третью. Композитор работал над ним с 1976 по 1980 гг. «Караманов написал Двадцать вторую симфонию для большого состава оркестра. Для ее исполнения мы привлекли двух музыкантов из Екатеринбурга, а также из других омских коллективов, — рассказал художественный руководитель и главный дирижер Омского академического симфонического оркестра Дмитрий Васильев — В составе оркестра впервые звучали 6 валторн, 5 саксофонов, 5 тромбонов, 4 флейты, 4 трубы и более 10 ударных инструментов. Из двадцати четырех симфоний, написанных Карамановым, большинство остается неисполненными. Мне очень хотелось бы внести вклад в популяризацию музыки этого выдающегося композитора».
18 мая 2008 года в Саратовском академическом театре оперы и балета на открытии XXI Собиновского музыкального фестиваля состялась
Симфоническое Евангелие в 10 частях
для солистов, хора и оркестра.
Солисты: лауреат международных и всероссийских конкурсов Рустам Комачков (Москва)— виолончель;
заслуженная артистка России Алла Маркина — скрипка;
Павел Корчагин — тенор,
лауреат международных и всероссийских конкурсов Сергей Сидоров — тенор.
Лауреаты Международных конкурсов Губернский театр хоровой музыки, хор Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова.
Концертный детский хор Губернского театра хоровой музыки, хор и оркестр театра.
Дирижер — лауреат Государственной премии РФ, народный артист России Юрий Кочнев.
ОТКРЫТИЕ СОБИНОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ В САРАТОВЕ
Дирижер Ю.Кочнев. Фото Ю.Кабанова.
18 мая 2008 года в Саратовском театре оперы и балета состоялось торжественное открытие XX I Собиновского музыкального фестиваля. Своему рождению в 1986 году фестиваль обязан директору И.Ф.Кияненко и художественному руководителю театра Ю.Л.Кочневу. Фестиваль был назван в честь великого русского тенора Л. В. Собинова, который в 1910–1929 годах, будучи в апогее славы, приезжал на гастроли в Саратов.
Собиновский музыкальный фестиваль – одно из крупнейших культурных событий нашей страны. В мае, когда проводится фестиваль, Саратов становится центром творческой музыкальной и театральной жизни.
Традиционно программа Собиновского фестиваля включает в себя все жанры музыкального искусства. Как всегда в афише фестиваля представлены и премьерные спектакли сезона, в этом году – это оперы «Бал-маскарад» Дж. Верди, «Севильский цирюльник» Дж. Россини и полюбившийся публике театрализованный концерт «В стиле ретро» на музыку И. Дунаевского.
Как правило, открывается Собиновский фестиваль исполнением масштабных, редко звучащих уникальных произведений. И XXI поразил слушателей российской премьерой грандиозного симфонического цикла из 10 частей по четырем Евангелиям «Совершишася» Алемдара Караманова. Цикл написан для увеличенного состава оркестра, большого и детского хоров, солистов (виолончели, скрипки, тенора). Алемдар Караманов (1934-2007) – выдающийся композитор-симфонист нашего времени. Им создано 24 симфонии, среди которых два макроцикла: «Соврешишася» по четырем Евангелиям и «Бысть» по Апокалипсису, «Stabat Mater», Реквием, Месса, три фортепианных и два скрипичных концерта, увертюры для оркестра, огромное количество камерной инструментальной, вокальной и хоровой музыки.
Творчество Караманова, пребывавшее в забвении в советский период, в последнее время вызывает огромный интерес, обусловленный выдающимися художественными достоинствами музыки композитора. Музыка Караманова – это «воплощенная в звуках религия». Она уникальна по степени погружения в мир вневременных истин, осмысленных глубоко верующим человеком. «Религия как первичный импульс порождала мое вдохновение, поднимала на новую высоту все мое творчество» — говорил композитор. «Совершишася» — так величественно и возвышенно звучит на церковнославянском языке последнее слово Христа на кресте. «Симфоническое музыкальное Евангелие» называл «Совершишася» Алемдар Караманов.
Попытки частично исполнить «Совершишася» предпринимались не раз, начиная с 2000 года. Однако полностью цикл прозвучал лишь 13 декабря 2006 года в Киеве. Исполнение «Совершишася» на Собиновском фестивале – это не только российская премьера, но и первое музыкальное прочтение, наиболее близкое к авторскому замыслу, прежде всего благодаря высочайшему мастерству исполнителей. Впечатляющий успех, с которым была встречена премьера этого сложнейшего произведения – результат кропотливой работы большого коллектива Саратовского театра оперы и балета, солистов: лауреата международных и всероссийских конкурсов Р. Комачкова (Москва) — виолончель; заслуженной артистки России А. Маркиной — скрипка; П. Корчагина — тенор; лауреата международных и всероссийских конкурсов С. Сидорова — тенор; лауреатов Международных конкурсов — Губернского театр хоровой музыки , хора Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, концертного детского хора Губернского театра хоровой музыки, хормейстеров – Заслуженного деятеля искусств России Л. Лицовой, Заслуженной артистки России Л. Тадтаевой, А. Николаевой. И, конечно, прежде всего, симфонического оркестра, хора и дирижера – лауреата Государственной премии РФ, Народного артиста России, Юрия Кочнева. Благодаря его подвижнической деятельности и высочайшему профессионализму произведение А. Караманова впервые прозвучало во всем своем совершенстве.
Творческая деятельность Юрия Кочнева разнообразна и плодотворна. С 1975 г. он является главным дирижером, а с 1991 г. – художественным руководителем Саратовского академического театра оперы и балета. С 1986 г. — организатор ежегодного Собиновского фестиваля, с 1999 г. – председатель жюри Конкурса конкурсов, проводимого в рамках этого фестиваля. Юрий Кочнев награжден специальным призом «Золотая Маска» Национального театрального фестиваля (1998 г., Москва) неоднократно призом «Золотой Арлекин» на областном театральном фестивале. Он разработал и организовал проекты «Оперные театры России на саратовской сцене», «Парад дирижеров России на саратовской сцене». В 2002 году акция «Оперные театры России на саратовской сцене» была удостоена Гранта Президента России. В 2003 году газета «Музыкальное обозрение» назвала его «Дирижером года».
На пресс-конференции, состоявшейся после открытия XXI Собиновского фестиваля, Ю. Кочнев поделился впечатлениями о музыке Караманова, назвав его одним из крупнейших композиторов нашего времени, и отметил, что «Совершишася» трудно сравнить по масштабности замысла с каким-то другим сочинением в отечественной музыке. Он также рассказал о работе над исполнением этого произведения, которое прозвучало в день открытия фестиваля в сопровождении видеоряда, иллюстрирующего важнейшие библейские события, раскрываемые музыкой.
Директор Академического театра оперы и балета и директор Собиновского фестиваля, Заслуженный работник культуры России Илья Федорович Кияненко в приветственном слове фестивалю подчеркнул, что: «Престиж Собиновского фестиваля растет с каждым годом, он демонстрирует свою жизненную силу, богатейший потенциал отечественной исполнительской школы». Добавим, что фестиваль раскрывает и неиссякаемый творческий ресурс талантливых российских музыкантов, бескорыстно стремящихся к возвращению из забвения произведений великих авторов.