Караван дюка эллингтона гитара

Легендарный «Караван» Дюка Эллингтона: История одного джазового шедевра…

«Caravan» — одна из известнейших композиций Дюка Эллингтона, которая и по сей день остаётся джазовым стандартом 1930-х годов… Любопытно то, что практически во всех источниках песня прочно связана с именем этого легендарного композитора! Однако, если заглянуть в историю её создания, всплывает ещё одна интересная личность, без усилий которой культового «Каравана» могло бы и не быть…

В январе 2020 года исполнилось ровно 120 лет со дня рождения Хуана Тизола — пуэрто-риканского тромбониста и композитора, наиболее известного по участию в легендарном джазовом оркестре Дюка Эллингтона. И да, именно ему принадлежит одна из немногих «золотых» мелодий джаза, которую все мы знаем по композиции «Caravan»!

Немного об авторе мелодии…

Тема «Caravan» прекрасно знакома даже тем слушателям, которые очень далеки от джазовой музыки… Более того! Она актуальна и привлекательна даже для человека, который не знает об этом жанре ровным счётом ничего!

Так, пуэрто-риканский тромбонист и композитор, — Хуан Тизол написал эту мелодию с целью обращения к теме африканской и ближневосточной экзотики… Не секрет, что как и «Pyramid» и «Perdido», «Caravan» дополнила музыкальную копилку легендарного джазового оркестра Эллингтона! И несмотря на то, что «Perdido» так же стала «джазовым стандартом», сравнивать влиятельность и популярность этих двух мелодий нет смысла… Именно «Caravan» увенчалась мировым успехом!

Читайте также:  Духом во святилище представь ноты

Что касается автора золотой классики, то Хуан Тизол родился и вырос на острове Пуэрто-Рико. Любовь к музыке ему прививал родной дядя Мануэль Тизол, который являлся руководителем столичного оркестра в Сан-Хуане. Не удивительно, что юный Хуан быстро овладел искусством игры на скрипке! Однако, любимым его инструментом оказался именно вентильный тромбон… Во многом из-за того, что среди музыкантов бытовало мнение, якобы именно с помощью этого редкого инструмента можно достичь настоящих высот!

И вот, в возрасте 20 лет Хуан Тизол отправился покорять сцены Америки! Сначала он обосновался в Вашингтоне, однако вскоре перебрался в Нью-Йорк. Дела складывались как нельзя лучше, и уже очень скоро имя нашего героя стало широко известно благодаря оркестру Дюка Эллингтона (их сотрудничество датируется 1929 годом)!

История создания песни…

Ну а теперь пришло время поговорить о самой композиции!

Произведение «Caravan» было написано в 1936 году. В этом же году инструментальная его версия начала издаваться на пластинках оркестра Эллингтона… Текст был написан позднее, Ирвингом Миллсом — автором и промоутером джазовых артистов, а также главным издателем пластинок Эллингтона.

Впервые «Караван» был записан в Голливуде, в декабре 1936 года.

Стоит отметить, что сам Эллингтон никогда не был жадным до славы… Композитор частенько указывал соавторов популярных, и не особо, произведений (если таковые были, разумеется). Таким образом, Дюк Эллингтон продвигал своих оркестрантов, обеспечивая им престижное будущее и неплохие отчисления за авторские права…

Что касается «Каравана», то данная композиция не просто так плотно связана с именем Эллингтона… Ведущий знаменитого джазового оркестра действительно приложил свою руку к её созданию! А именно, Дюк внёс в первоначальную вариацию мелодии некоторые важные изменения. Именно поэтому принято говорить «Караван Дюка Эллингтона»! При этом никто не забывает про вклад Хуана Тизола, о чём свидетельствует его авторство на дисках.

Структура…

Как мы уже говорили выше, оригинальная версия была написана Хуаном Тизолом. Однако, впоследствии мелодия потерпела некоторые изменения, внесённые Дюком Эллингтоном. Стоит добавить, что композитор сделал аранжировку «Каравана» прямо в студии!

Так, основной темой «Caravan» являлся капризный мотив в фа-миноре, который, сообразно с названием произведения, навевал атмосферу экзотического Востока… А вот в версии Эллингтона можно заметить смелый переход в одноимённый мажор, при помощи чего был достигнут часто используемый композитором контраст… Собственно, мелодия нисколько не утратила своей таинственности, а лишь напротив — стала более яркой и уверенной!

Эллингтон грамотно подчеркнул «экзотическую» тему кратким повторяющимся контрапунктом саксофона и тромбона, нагнетая, таким образом, призрачную, дикую атмосферу… Затем мелодия переходила от одного инструмента к другому: кларнет, сурдина, тромбон, саксофон и так далее… Что ж, — Дюку Эллингтону, безусловно, удалось добиться очень многого от простой темы.

«Caravan» можно охарактеризовать, как эллингтоновскую классику, исполненную движения, смелости, красок… Причём все звуки сплетены настолько гармонично, что за общим впечатлением слушатель практически не улавливает отдельных элементов.

Аранжировки и кавер-версии

Композиция «Caravan» остаётся одной из самых популярных среди джазовых, да и не только, музыкантов… Поэтому совершенно неудивительно, что на песню было выпущено столько каверов! Причём кто только не «баловался» эллингтоновской классикой! Среди наиболее известных и удачных аранжировок и исполнений можно выделить работы таких музыкантов, как: Элла Фицджеральд (она же пела под аккомпанемент оркестра Эллингтона), Нэт Кинг Коул, The Mills Brothers, Билли Экстайн и многие другие. К слову, версия последнего исполнителя помогла «Каравану» вновь обрести бешеную популярность! Версия Экстайна разлетелась многомиллионными тиражами по всему миру!

А что касается самого Дюка Эллингтона, то композитор записывал это произведение около 350 раз! Одной из наиболее удачных работ является версия с его революционного альбома «Money Jungle» (1962).

Популярность в Советском Союзе…

«Caravan» стала одной из наиболее популярных джазовых песен, когда-либо пользующихся успехом в СССР! Поэтому Дюк Эллингтон не мог не включить её в свой сет-лист, гастролируя в Советском Союзе в 1971 году!

Многие современные российские слушатели знают это джазовое произведение, причём даже не подозревая об этом! Например, «Caravan» прозвучала в 9-ом выпуске «Ну, погоди!», во время выступления кота-фокусника! И да, фрагмент именно этой мелодии играет в перерывах между раундами телеигры «Что? Где? Когда?» Да, вот такая она, незаметная слава…

Спасибо, что читаете нас! Подписывайтесь на наш телеграм канал и читайте нас на фейсбуке ! Пишите в комментариях ваших любимых исполнителей и их песни! Имена, события, факты. Кого из мира музыки вам хотелось бы подробнее узнать? Кого было бы приятно послушать? Мы обязательно найдем то, чего вы раньше не знали, и поделимся этим, добавив щепотку отличного саунда.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Пером и кистью. (2736)
  • TV. Кино и Подмостки (1693)
  • Обо всем (1468)
  • Интересно (1007)
  • Кумиры (847)
  • Видео/Фото/Фильмы/Концерты. (825)
  • Старый, добрый шлягер (795)
  • Музыканты,художники, композиторы, поэты, писатели (730)
  • Истории (710)
  • Аудиоальбомы (691)
  • Джаз,Рок,Блюз. (689)
  • СуперStars (610)
  • УЛЫБНЕМСЯ И МЫ (483)
  • Суперхит XX века (470)
  • Звезды в «Музыкальной гостиной» (410)
  • «СССР» — ретро (382)
  • Бельканто (Любимые голоса) (288)
  • Одесские истории (234)
  • Русский шансон (234)
  • Культура, искусство, история (233)
  • Музыка на века (225)
  • Легенды русского шансона. (218)
  • Опера, оперетта, классическая музыка, балет. (206)
  • Лирика романса (175)
  • Маленький ретро концерт (163)
  • Биографии (163)
  • История классики шансона (141)
  • Музыка ретро (113)
  • Песня.Романс (104)
  • Звезды русской эмиграции (84)
  • Мемориал (77)
  • Петр Лещенко (50)
  • шансон (41)
  • Литературный раздел (11)

Метки

Я — фотограф

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

✨Суперхит на все времена: «Caravan by Duke Ellington, Juan Tizol »

22 января 2020 исполнилось 120 лет с того дня, как в городке Вега-Баха на острове Пуэрто-Рико родился Хуан Тисол Мартинес, который всему миру известен как Хуан Тизол (а правильно при этом «Тисол»: именно так Juan Tizol читается по-испански). Хуан Тизол 14 лет подряд был заметным, хотя даже не самым ярким музыкантом в легендарном джазовом оркестре Дюка Эллингтона , но ему суждено было написать мелодию, ставшую одной из двух-трёх самых известных джазовых тем в мире — «Caravan» .

Тему «Каравана» знают даже те, кто больше совсем ничего не знают о джазе: можете проверить на своих знакомых! Хуан Тизол, мастер игры на вентильном тромбоне, сочинил эту музыкальную миниатюру как обращение к теме условной африканской или ближневосточной экзотики для оркестра Дюка Эллингтона в 1936 г. — 84 года назад. Ещё он написал « Pyramid » и « Perdido », вторая из них тоже стала популярным номером и «джазовым стандартом», но сравнить их известность со всемирной славой «Каравана», конечно, невозможно.

Первые годы жизни Хуана Тизола прошли на его родном острове Пуэрто-Рико. Сейчас это так называемое «свободно-ассоциированное государство», по факту зависимая территория США, а в год рождения музыканта этот остров всего два года как был захвачен североамериканцами в качестве колонии по результатам войны между США и Испанией. Музыке Хуан учился у своего дяди, Мануэля Тисола, который руководил оркестром в столице острова, Сан-Хуане. В детстве он начинал с обучения игре на скрипке, но затем выбрал именно вентильный тромбон (с неподвижной кулисой, но при этом с клапанами, как у трубы), потому что считалось, что на этой редкой разновидности инструмента можно достичь высоких уровней виртуозности. В возрасте 20 лет тромбонист переехал в США, поселился сначала в Вашингтоне, а затем оказался в Нью-Йорке, где уже тогда жило много пуэрториканцев, и вскоре прославился на весь мир как участник оркестра Дюка Эллингтона, у которого начал работать с 1929 г.

Эллингтон любил подписываться соавтором под произведениями своих оркестрантов, обеспечивая будущие потиражные авторские отчисления и им, и себе; а кроме того — он на самом деле внёс в первоначальное сочинение Тизола некоторые важные изменения. Поэтому мы привычно говорим «Караван Дюка Эллингтона», хотя автор мелодии — Хуан Тизол, и это всегда отражено на дисках с записями эллингтоновских составов. Слушаем первую запись 1936 г., сделанную одним из таких любопытных составов. Номинально, для отчётности фирмы грамзаписи перед налоговыми органами, это ансамбль из восьми музыкантов под руководством кларнетиста Барни БигардаBarney Bigard & His Jazzopaters . Но де-факто это малый состав оркестра Дюка Эллингтона, и сам Дюк присутствует за роялем, хотя не играет соло. Зато играют сильнейшие соло Хуан Тизол, сразу после того, как излагает тему, затем харáктерный и изобретательный трубач Кути Уильямс , обладатель роскошного звука баритон-саксофонист Харри Карни и сам лиричный и виртуозный кларнетист Барни Бигард.

Полным составом оркестра Дюка Эллингтона тема «Караван» была впервые записана в 1937 году — солисты те же, только звучат они в другом порядке и не импровизируют, а только проводят тему со своими индивидуальными вариациями: сначала Хуан Тизол с яркими, почти вокальными ответами харáктерной трубы Кути Уильямса, затем Барни Бигард на кларнете, на трубе с выразительнейшей сурдиной «уа-уа» тему играет Кути Уильямс, и после оркестрового бриджа кратко звучит баритон-саксофон Харри Карни и финальные ноты тромбона Хуана Тизола.

Вообще говоря, версий самой известной мелодии Тизола можно послушать невероятное множество, потому что только сам Эллингтон записывал эту пьесу не менее 350 раз, уж не говоря о тысячах версий других музыкантов. Но сегодня, в день 120-летия автора, мы ещё послушаем самую парадоксальную версию самого Дюка Эллингтона, с его наиболее провокационного, острого и революционного альбома « Money Jungle » (запись 1962). В этой записи 63-летний мастер играет в трио с ритм-секцией совершенно другого, бибопового поколения, музыкантами примерно на четверть века младше себя: это великий Сердитый Человек Джаза — контрабасист Чарльз Мингус — и столь же великий, но не столь сердитый Макс Роуч на барабанах.

К этому моменту Хуан Тизол уже не играл у Эллингтона, но в те 14 лет, что он непрерывно выступал в оркестре Дюка, тромбонист заработал весьма солидную репутацию. Он, правда, не был сильным импровизатором и, когда изредка всё же солировал, то играл по предварительно выписанным нотам — но он был весьма сильным оркестровым музыкантом, лучше всех в оркестре читал сложные нотные партии, играл с точнейшей артикуляцией и вообще считался едва ли не лучшим сайдменом в оркестре. В конце концов, в оркестре важны не только яркие солисты, но и такие крепкие профессионалы-сайдмены, как Хуан Тизол.

В 1944 Тизол покинул Дюка, потому что женился, жена по имени Роузбад жила в Лос-Анджелесе, а оркестр Дюка базировался в Нью-Йорке — на другом конце страны — и при этом много гастролировал. Хуан стал играть в оркестре белого трубача Гарри Джеймса , в эти годы жёсткой расовой сегрегации в джазовых оркестрах становилось уже меньше, да и цвет кожи пуэрториканского трубача был совсем светлым — у Дюка он был самым «не чёрным». В 1951-53 годах Тизол ещё раз немного поработал у Дюка Эллингтона, но эра биг-бэндов кончилась, и даже для Дюка эти годы были периодом полузабвения: дела шли не блестяще. В 1953 Хуан опять устроился к Гарри Джеймсу и окончательно поселился в Лос-Анджелесе. Но он и в третий раз возвращался к Дюку — в самом начале 1960-х, когда оркестр Эллингтона выступал уже в ранге возвратившейся к жизни легенды американской музыки. Однако силы были уже не те, и вскоре Тизол вышел на пенсию и снова уехал на Западный Берег. В 1982 умерла его жена, а 23 апреля 1984 в пригороде Лос-Анджелеса — Инглвуде, штат Калифорния — в возрасте 84 лет ушёл из жизни и сам Хуан Тизол.
СЛУШАЕМ пьесу Хуана Тизола «Perdido» в исполнении оркестра Дюка Эллингтона, 1941

Juan Tizol’s Caravan, by Duke Ellington Orchestra(1952).avi

Источник

Оцените статью