Караван джазовый стандарт ноты

Caravan (Ellington)

Duke Ellington, Irving Mills, Juan Tizol

Night and stars above that shine so bright
The mystery of their fading light
That shines upon our Caravan

Sleep upon my shoulder as we creep
Across the sands so I may keep
The memory of our Caravan

This is so exciting, you are so inviting
Resting in my arms
Thrill to the magic, the magic of your charms

You beside me here beneath the blue
My dream of love is coming true
Within our desert Caravan

This is so exciting, you are so inviting
Resting in my arms
Thrill to the magic, the magic of your charms

Night and stars above that shine so bright
The mystery of their fading light
That shines upon our Caravan
That shines upon our Caravan
Oooh

Источник

Duke Ellington — Caravan

Эдвард Эллингтон родился в 1899 году, в Вашингтоне, в респектабельной афроамериканской семье. У него были очень нежные отношения с его мамой, которая привила мальчику чувство уверенности и собственного достоинства, а также религиозность. В школе, за самоуверенность и некое пижонство, ему дали прозвище «Герцог» (Дюк). Еще в школе он написал свою первую композицию, и этим привлек внимание сразу 3 девочек. Тогда он и решил стать джазовым пианистом.

В начале 20-х он организовывает свой орекстр «Washingtonians» (Вашингтонцы). После нескольких лет мытаний, удача улыбнулась ему — их команду взяли играть «Cotton Club». Он был необычайно популярен в Англии, где он был принят даже Королевской семьей. После этой встречи он написал Queen Suite, которую он записал в одном экземпляре и отправил Елизавете Второй.

Дюк Эллигтон писал не только джазовую музыку, но и духовную (Сакральные концерты). Его фортепианные композиции стоят на одном уровне с произведениями Дебюсси, Шопена и Равеля. По общему количесту когда-либо исполнявшихся произведений он является абсолютным лидером в мире. В 1971 году Дюк приезжал В Москву, и даже пытался аккомпанировать Алексею Козлову на балалайке.

Умер Дюк Элингтон в 1974 от рака легких.

Источник

Caravan (Ellington)

Duke Ellington, Irving Mills, Juan Tizol

Night and stars above that shine so bright
The mystery of their fading light
That shines upon our Caravan

Sleep upon my shoulder as we creep
Across the sands so I may keep
The memory of our Caravan

This is so exciting, you are so inviting
Resting in my arms
Thrill to the magic, the magic of your charms

You beside me here beneath the blue
My dream of love is coming true
Within our desert Caravan

This is so exciting, you are so inviting
Resting in my arms
Thrill to the magic, the magic of your charms

Night and stars above that shine so bright
The mystery of their fading light
That shines upon our Caravan
That shines upon our Caravan
Oooh

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Пером и кистью. (2736)
  • TV. Кино и Подмостки (1693)
  • Обо всем (1468)
  • Интересно (1007)
  • Кумиры (847)
  • Видео/Фото/Фильмы/Концерты. (825)
  • Старый, добрый шлягер (795)
  • Музыканты,художники, композиторы, поэты, писатели (730)
  • Истории (710)
  • Аудиоальбомы (691)
  • Джаз,Рок,Блюз. (689)
  • СуперStars (610)
  • УЛЫБНЕМСЯ И МЫ (483)
  • Суперхит XX века (470)
  • Звезды в «Музыкальной гостиной» (410)
  • «СССР» — ретро (382)
  • Бельканто (Любимые голоса) (288)
  • Одесские истории (234)
  • Русский шансон (234)
  • Культура, искусство, история (233)
  • Музыка на века (225)
  • Легенды русского шансона. (218)
  • Опера, оперетта, классическая музыка, балет. (206)
  • Лирика романса (175)
  • Маленький ретро концерт (163)
  • Биографии (163)
  • История классики шансона (141)
  • Музыка ретро (113)
  • Песня.Романс (104)
  • Звезды русской эмиграции (84)
  • Мемориал (77)
  • Петр Лещенко (50)
  • шансон (41)
  • Литературный раздел (11)

Метки

Я — фотограф

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

✨Суперхит на все времена: «Caravan by Duke Ellington, Juan Tizol »

22 января 2020 исполнилось 120 лет с того дня, как в городке Вега-Баха на острове Пуэрто-Рико родился Хуан Тисол Мартинес, который всему миру известен как Хуан Тизол (а правильно при этом «Тисол»: именно так Juan Tizol читается по-испански). Хуан Тизол 14 лет подряд был заметным, хотя даже не самым ярким музыкантом в легендарном джазовом оркестре Дюка Эллингтона , но ему суждено было написать мелодию, ставшую одной из двух-трёх самых известных джазовых тем в мире — «Caravan» .

Тему «Каравана» знают даже те, кто больше совсем ничего не знают о джазе: можете проверить на своих знакомых! Хуан Тизол, мастер игры на вентильном тромбоне, сочинил эту музыкальную миниатюру как обращение к теме условной африканской или ближневосточной экзотики для оркестра Дюка Эллингтона в 1936 г. — 84 года назад. Ещё он написал « Pyramid » и « Perdido », вторая из них тоже стала популярным номером и «джазовым стандартом», но сравнить их известность со всемирной славой «Каравана», конечно, невозможно.

Первые годы жизни Хуана Тизола прошли на его родном острове Пуэрто-Рико. Сейчас это так называемое «свободно-ассоциированное государство», по факту зависимая территория США, а в год рождения музыканта этот остров всего два года как был захвачен североамериканцами в качестве колонии по результатам войны между США и Испанией. Музыке Хуан учился у своего дяди, Мануэля Тисола, который руководил оркестром в столице острова, Сан-Хуане. В детстве он начинал с обучения игре на скрипке, но затем выбрал именно вентильный тромбон (с неподвижной кулисой, но при этом с клапанами, как у трубы), потому что считалось, что на этой редкой разновидности инструмента можно достичь высоких уровней виртуозности. В возрасте 20 лет тромбонист переехал в США, поселился сначала в Вашингтоне, а затем оказался в Нью-Йорке, где уже тогда жило много пуэрториканцев, и вскоре прославился на весь мир как участник оркестра Дюка Эллингтона, у которого начал работать с 1929 г.

Эллингтон любил подписываться соавтором под произведениями своих оркестрантов, обеспечивая будущие потиражные авторские отчисления и им, и себе; а кроме того — он на самом деле внёс в первоначальное сочинение Тизола некоторые важные изменения. Поэтому мы привычно говорим «Караван Дюка Эллингтона», хотя автор мелодии — Хуан Тизол, и это всегда отражено на дисках с записями эллингтоновских составов. Слушаем первую запись 1936 г., сделанную одним из таких любопытных составов. Номинально, для отчётности фирмы грамзаписи перед налоговыми органами, это ансамбль из восьми музыкантов под руководством кларнетиста Барни БигардаBarney Bigard & His Jazzopaters . Но де-факто это малый состав оркестра Дюка Эллингтона, и сам Дюк присутствует за роялем, хотя не играет соло. Зато играют сильнейшие соло Хуан Тизол, сразу после того, как излагает тему, затем харáктерный и изобретательный трубач Кути Уильямс , обладатель роскошного звука баритон-саксофонист Харри Карни и сам лиричный и виртуозный кларнетист Барни Бигард.

Полным составом оркестра Дюка Эллингтона тема «Караван» была впервые записана в 1937 году — солисты те же, только звучат они в другом порядке и не импровизируют, а только проводят тему со своими индивидуальными вариациями: сначала Хуан Тизол с яркими, почти вокальными ответами харáктерной трубы Кути Уильямса, затем Барни Бигард на кларнете, на трубе с выразительнейшей сурдиной «уа-уа» тему играет Кути Уильямс, и после оркестрового бриджа кратко звучит баритон-саксофон Харри Карни и финальные ноты тромбона Хуана Тизола.

Вообще говоря, версий самой известной мелодии Тизола можно послушать невероятное множество, потому что только сам Эллингтон записывал эту пьесу не менее 350 раз, уж не говоря о тысячах версий других музыкантов. Но сегодня, в день 120-летия автора, мы ещё послушаем самую парадоксальную версию самого Дюка Эллингтона, с его наиболее провокационного, острого и революционного альбома « Money Jungle » (запись 1962). В этой записи 63-летний мастер играет в трио с ритм-секцией совершенно другого, бибопового поколения, музыкантами примерно на четверть века младше себя: это великий Сердитый Человек Джаза — контрабасист Чарльз Мингус — и столь же великий, но не столь сердитый Макс Роуч на барабанах.

К этому моменту Хуан Тизол уже не играл у Эллингтона, но в те 14 лет, что он непрерывно выступал в оркестре Дюка, тромбонист заработал весьма солидную репутацию. Он, правда, не был сильным импровизатором и, когда изредка всё же солировал, то играл по предварительно выписанным нотам — но он был весьма сильным оркестровым музыкантом, лучше всех в оркестре читал сложные нотные партии, играл с точнейшей артикуляцией и вообще считался едва ли не лучшим сайдменом в оркестре. В конце концов, в оркестре важны не только яркие солисты, но и такие крепкие профессионалы-сайдмены, как Хуан Тизол.

В 1944 Тизол покинул Дюка, потому что женился, жена по имени Роузбад жила в Лос-Анджелесе, а оркестр Дюка базировался в Нью-Йорке — на другом конце страны — и при этом много гастролировал. Хуан стал играть в оркестре белого трубача Гарри Джеймса , в эти годы жёсткой расовой сегрегации в джазовых оркестрах становилось уже меньше, да и цвет кожи пуэрториканского трубача был совсем светлым — у Дюка он был самым «не чёрным». В 1951-53 годах Тизол ещё раз немного поработал у Дюка Эллингтона, но эра биг-бэндов кончилась, и даже для Дюка эти годы были периодом полузабвения: дела шли не блестяще. В 1953 Хуан опять устроился к Гарри Джеймсу и окончательно поселился в Лос-Анджелесе. Но он и в третий раз возвращался к Дюку — в самом начале 1960-х, когда оркестр Эллингтона выступал уже в ранге возвратившейся к жизни легенды американской музыки. Однако силы были уже не те, и вскоре Тизол вышел на пенсию и снова уехал на Западный Берег. В 1982 умерла его жена, а 23 апреля 1984 в пригороде Лос-Анджелеса — Инглвуде, штат Калифорния — в возрасте 84 лет ушёл из жизни и сам Хуан Тизол.
СЛУШАЕМ пьесу Хуана Тизола «Perdido» в исполнении оркестра Дюка Эллингтона, 1941

Juan Tizol’s Caravan, by Duke Ellington Orchestra(1952).avi

Источник

Пять версий «Каравана», которые вы должны услышать ч.1

19 декабря 1936-го года в одной из Голливудских студий собрались семь музыкантов оркестра Дюка Эллингтона и собственно сам маэстро. Присутствовал на записи автор ключевой мелодии в музыке двадцатого века тромбонист Хуан Тизол (к слову, пуэрториканец), который как впоследствии утверждал сын Дюка Мерсер Эллингтон пронес с собой тему Каравана со времен обучения музыке на родном острове в Карибском море. Что примечательно, не имея возможность приобретать достаточного количества партитур его учителя нередко прибегали к простому и действенному решению — листы с нотами просто переворачивались. Тогда ли родилась знаковая мелодия остается загадкой.

В своей книге Reminiscing In Tempo Стюарт Николсон цитирует Эллингтона: «Караван одна из тем, которую придумал Тизол. Он играл вне темпа, будто просто сымпровизировал ее. Сыграл десять тактов, мы взяли ее и доработали». Ирвинг Миллс, менеджер Эллингтона и по совместительству автор слов к шедевру заплатил Тизолу за мелодию стандартные 25 долларов. Впрочем с ростом ее популярности договоренность пришлось пересмотреть и Тизолу все же достались авторские отчисления. На пластинках же автором ‘Каравана’ указан, как только Дюк, так и только Тизол, а то и вовсе все трое.

Роль Миллса в судьбе стандарта на этом не заканчивается. В тридцатых записи оркестра Эллингтона доставались крупнейшим лейблам поры Victor и Brunswick, и в том числе их подразделениям, Bluebird и Vocalion соответственно. Миллс же воодушевленный коммерческим успехом пластинок Эллингтона под крылом все того же Brunswick организовал два собственных лейбла, получивших названия Master и Variety — оба смогли просуществовать всего один 37-й год. Однако именно на этих лейблах и были выпущены две первые версии будущего хита.

Празднуя успешный старт собственных начинаний Миллс в разговоре наткнулся на идею записи музыкантов оркестра Эллингтона у себя на лейблах. Разумеется расчет был на искушенных ценителей джаза, ведь далеко не каждый мог назвать музыкантов биг-бенда по именам, тем более что в то время на пластинках не хватало места упоминать имена всех артистов. Вышеупомянутая запись декабря 36-го длиной в три минуты пришлась на имя кларнетиста Барни Бигарда и сегодня куда менее известна, чем та, что была выпущена некоторая время спустя под именем Эллингтона.

Что вполне справедливо, если провести напрашивающееся сравнение. По всей видимости за менее чем полгода прошедших с момента первой записи Эллингтон и его музыканты смогли сформулировать ключевые нюансы аранжировки — вступление на томах, крайне немногочисленные и точные ноты на фортепиано, изысканный контрапункт и повтор мелодии разными инструментами. Последний пункт сыграл возможно решающую роль, непосредственно влияя на слушательскую симпатию.


Считается, что мелодию исполняли и записывали по меньшей мере 350 раз — поскольку каждая новая версия, с которой меня сталкивает судьба, оказывается ничуть не хуже предыдущей, у рубрики согласно элементарной математике может случиться порядка семидесяти выпусков. Проверим.

В каждом выпуске будет представлено пять вариантов стандарта — появление на большом или не очень экране, исполнение на необычном инструменте, вокальный вариант, модерн-джазовая история и взгляд из другого жанра/авангардная интерпретация. Послушаем конечно и классические исполнения.

Википедия rus vs. eng

Непременно стоит отметить очевидную разницу на страницах, отведенных под ‘Караван’ в главной энциклопедии современности. По вполне понятным причинам единственная ссылка приложенная к русскоязычной статье ведет к книге про Эллингтона авторства Джеймса Линкольна Коллиера, однако текст содержит противоречия цитированным выше словам Дюка относительно происхождения мелодии, утверждая, что Тизол ответственен лишь за бридж композиции (часть B в традиционной джазовой структуре AABA). Что приятней — вспоминают интерпретации советских музыкантов, например оркестра под управлением Кнушевицкого в 39-м году и джаз-оркестра БССР под управлением Эдди Рознера в 44-м. Впрочем, для советского (да и российского) зрителя куда более запоминающимся исполнением стандарта оказалась версия ВИА ‘Кометы’ п/у Билла Хейли.

Balalaika!

Продолжая тему интерпретаций так или иначе связанных с родной землей нельзя не упомянуть альбом музыковеда Дэвида Паркера, чьи мягко говоря распространенные имя и фамилия в эпоху интернета не позволяют найти более подробной биографической информации. Речь идет про как метко замечает единственный рецензент пластинки на амазоне ‘a sort of a Russian guitar’. На ней однофамилец главного джазового саксофониста исполняет известные эстрадные номера — ‘Caravan’ успешно соседствует c ‘A Taste Of Honey’ и ‘Sukiyaki’.

А что там со словами?

‘Караван’ без сомнения успешная инструментальная пьеса — количество вокальных версий крайне мало, однако без шедевров не обошлось. Не могло не обратить на мелодию внимание самое успешное джазовое вокальное трио, обратившееся на своей новой пластинке начала шестидесятых к творчеству Эллингтона. За основу было взято второе (классическое) исполнение ‘Каравана’ и музыканты уложились в те же две с половиной минуты. Главным привлекающим фактором в свежей интерпретации стала без сомнения имитация звука сурдины недавно покинувшей этот мир Энни Росс — ей достаются как самые удачные моменты контрапункта, так и собственно сама запоминающаяся мелодия.

У Бейси в клубе

Запись начала шестидесятых для Mercury примечательна не только тем, что оказывается у Бейси в Нью-Йорке был собственный клуб, но и тем, что в составе квинтета трубача спрятался ни много ни мало саксофонист, известный в первую очередь своими аранжировками Оливер Нельсон. Он собственно наряду с басистом Артом Дэвисом и выдает самые отвязные соло, используя мелодию двадцатипятилетней давности в качестве отправной точки для скоропалительных разговоров на модерн-джазовые темы.

A sort of Wes Montgomery guitar

‘Караван’ открывает череду оркестровых пластинок лучшего джазового гитариста — более того именно с этой композиции поклонник лейбла Verve знакомится с творчеством Уэса. Эффект производит соответствующий; пластинка продается тиражом в сто тысяч экземпляров и благодаря очевидному вмешательству продюсера Крида Тейлора Уэса начинают потихоньку отодвигать от джаза — на пластинке умещается 11 композиций, а самая длинная из них слегка покидает пределы четырех минут. Тем не менее, ‘Караван’ удается гитаристу на все сто — узнаваемая мелодия, исполненная фирменными октавами на фоне грохочущего биг-бенда производит мощное впечатление.

Буду рад услышать новые для себя версии ‘Каравана’. Желательно на губной гармошке. Или хотя бы аккордеоне.

Источник

Читайте также:  Замена муфты кондиционера аккорд 7
Оцените статью