Школа игры на шестиструнной гитаре — М. Каркасси
Самоучители для гитары
Школа игры на шестиструнной гитаре
Маттео Каркасси
перевод Н.Рождественской
под общей редакцией А.Иванова-Крамского
«Музыка», 1965г.
номер 1642
При составлении учебного пособия Школа игры на шестиструнной гитаре у автора «не было намерения писать научную работу». Он только хотел сделать более легким процесс изучения гитары, изложив план, который мог бы дать возможность глубже ознакомится со всеми особенностями этого инструмента. Длительный опыт, приобретенный на педагогической работе, снабдил автора полезными наблюдениями, которые он изложил письменно. Автор приложил много усилий, чтобы расположить материал последовательно. Ученик, не имеющий никакого понятия об инструменте, может научиться играть на гитаре, с первого до последнего этюда не встречая особых затруднений, которые часто возникают в процессе работы.
- Первая часть
- Вторая часть
- Третья часть
- Пятьдесят прогрессивных пьес
МАТТЕО КАРКАССИ
О Каркасси имеются довольно скудные сведения. Маттео Каркасси родился в 1792 году во Флоренции. По его замечательным произведениям можно судить, что он имел музыкальное образование. Неизвестно, у кого он учился игре на гитаре, но тридцати лет он уже гастролировал в Лондоне, где имел огромный успех. С 1823 но 1827 год успешно выступал в городах Германии. В 1828 году возвратился на родину во Флоренцию и выступал с не меньшим успехом.
Маттео Каркасси написал большое количество произведений, но до нашего времени дошло немногое. Среди этих произведений — сонаты, написанные с большим вкусом и знанием инструмента, рондо, вальсы, каприсы, этюды и другие произведения.
Маттео Каркасси являлся продолжателем гитарной школы знаменитого Ф. Карулли. Наряду с концертами он занимался педагогической деятельностью и вошел в историю гитарного искусства как замечательный педагог, оставив после себя Школу игры на шестиструнной гитаре в трех частях и этюды, являющиеся и в наши дни замечательным учебным материалом. Скончался Маттео Каркасси в Париже, 16 января 1853 года.
Скачать самоучитель
Источник
heavenly_tiger
. а все оттого, что там, в лодке, кто-то есть
Пришло время сказать теплые слова в адрес Учителя. В моем случае им оказался Маттео Каркасси — один из трех китов классической итальянской гитарной школы (двое оставшихся китов — Мауро Джулиани и Фердинандо Карулли). Произошло это совершенно случайно — дедушка купил мне его «Школу игры на шестиструнной гитаре».
И я стал по ней учиться. Подряд. Все упражнения. Все пьесы. Каждый день от начала. Продвигаясь дальше и дальше. Осилил 1-ю часть учебника, а потом стал озираться по сторонам в поисках репертуара (об этом — отдельный рассказ в будущем).
Это «монобрендовый» учебник, все упражнения написаны одним автором. И, имхо, для начинающего этот учебник ПРЕКРАСЕН! Система очень простая: вводная часть (как у всех), а потом — разделы, посвященные каждый одной тональности из важных для гитариста. Внутри раздела — гамма, каденция из аккордов, простенькое упражнение и несколько пьесок (все в одной тональности!). К примеру: прелюд, андантино, вальс. И вот в чем прелесть — почти все пьесы — МУЗЫКА. Надеюсь, что несколько примеров (у меня намечено с полдюжины — самых простых и при этом — самых красивых) вас убедят 🙂
На сегодня у нас намечен ПРЕЛЮД МИ-МИНОР. Ясно, что это — не 1-й раздел (1-й — До-Мажор, и знаменитое Андантино, которое есть во всех компилятивных учебниках, вы уже видели — его ноты на фото вверху: настолько простые, что годятся на роль «первой пьесы по нотам в Вашей карьере» :)))
Чем хорош этот прелюд? Можно разучить партию левой руки (1-я позиция, простые аккорды), а затем добавлять к ней разные арпеджио для правой. И прелюд будет по-разному звучать. И всегда — интересно! У того же Каркасси во вводной части учебника есть отличное упражнение — 22 арпеджио для правой руки (рекомендую все 22: от трехзвучных и трехпалых до привычных нам по романсам и балладам шести- и восьмизвучных и четырехпалых). Можно выбрать три штучки разного вида, и получатся из одного прелюдика три маленькие и красивые пьески! А надо ли говорить, что видов арпеджио можно изобрести больше, чем 22? Прекрасный повод для творческого домашнего задания!
Вот ноты:
Источник
Маттео Каркасси: Школа игры на шестиструнной гитаре
Аннотация к книге «Школа игры на шестиструнной гитаре»
При составлении этой «Школы» у меня не было намерения писать научную работу. Я только хотел сделать более легким изучение гитары, изложив план, который мог бы дать возможность глубже ознакомиться со всеми особенностями этого инструмента.
Длительный опыт, приобретенный на педагогической работе, снабдил меня полезными наблюдениями, которые мне хочется изложить письменно. Я приложил много усилий, чтобы расположить материал последовательно. Ученик, не имеющий никакого понятия об инструменте, может научиться играть на гитаре, с первого до последнего этюда не встречая особых затруднений, которые часто возникают в процессе работы.
Независимо от постановки левой руки (на чем я подробно останавливаюсь) приемы правой мне всегда казались наиболее важными для приобретения в игре блеска и уверенности.
Я описал постановку этой руки во второй части в разделе «Позиции».
Третья часть, которая имеет большое значение, состоит из пятидесяти пьес различного характера, расположенных в.
При составлении этой «Школы» у меня не было намерения писать научную работу. Я только хотел сделать более легким изучение гитары, изложив план, который мог бы дать возможность глубже ознакомиться со всеми особенностями этого инструмента.
Длительный опыт, приобретенный на педагогической работе, снабдил меня полезными наблюдениями, которые мне хочется изложить письменно. Я приложил много усилий, чтобы расположить материал последовательно. Ученик, не имеющий никакого понятия об инструменте, может научиться играть на гитаре, с первого до последнего этюда не встречая особых затруднений, которые часто возникают в процессе работы.
Независимо от постановки левой руки (на чем я подробно останавливаюсь) приемы правой мне всегда казались наиболее важными для приобретения в игре блеска и уверенности.
Я описал постановку этой руки во второй части в разделе «Позиции».
Третья часть, которая имеет большое значение, состоит из пятидесяти пьес различного характера, расположенных в определенной последовательности.
Все мало-мальски понятливые люди, внимательно изучившие мою «Школу» с начала до конца, приобретут полное представление о технике игры на гитаре.
Источник
Каркасси маттео этюды гитары
Е.Шилин. Мастер-класс №7 . Этюд — М.Каркасси
Сегодня мы поговорим с вами об Этюде Ля-мажор Маттео Каркасси. Обратите внимание, что я речь веду в основном о пьесах, которые знают абсолютно все, кто учился на гитаре хотя бы один год. Я это делаю специально, чтобы на известном материале показать ошибки, которые делают не только начинающие гитаристы, но и продвинутые музыканты и что особенно печально?! — некоторые педагоги.
Итак , МАТТЕО КАРКАССИ — ЭТЮД — ЛЯ МАЖОР (АРПЕДЖИО)
Как я уже говорил на предыдущих мастер-классах одним из главных факторов в музыке является МЕЛОДИЯ. Одним из главных. Почему я так педалирую внимание, именно, на этой теме? Потому что, к моему горькому сожалению, большинство нынешних исполнителей не знают, как нужно играть мелодичные пьесы. Не знают на что обращать внимание и как работать над музыкой. Подчёркиваю слова «над музыкой», потому что 99% гитаристов увлечённо работают только над техникой, причём очень часто над техникой, оторванной от музыки (техникой самой по себе?!)
Конечно, есть пьесы, в которых мелодия не является главной. Например, знаменитый «Ручеёк» — М. Джулиани, в котором мелодия появляется только эпизодически. (Об этом мы поговорим на следующем мастер-классе!).
Но я как раз веду разговор о самом слабом месте в сегодняшнем исполнительстве — мелодике?! Итак, возвращаемся к Маттео Каркасси.
Во-первых, должен сказать, что слово «этюд» у нас ассоциируется (когда я говорю «у нас» я имею ввиду большую часть гитаристов, но не себя самого!)с упражнением, т.е. подразумевается как бы техническая работа. И здесь совершается первая, очень важная ошибка?!
ВЫ ДОЛЖНЫ ЛЮБУЮ МУЗЫКУ ИГРАТЬ, КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРИЗВЕДЕНИЕ, А НЕ КАК УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО БУДЕТ, ИМЕННО, УПРАЖНЕНИЕ ИЛИ ГАММА.
Итак, как же играть этот этюд? Перед нами несколько путей, несколько разных вариантов исполнения.
ВАРИАНТ А: Особенно широко распространён. Как получится, так и хорошо! Не вдаваясь в детали, особо не раздумывая, просто играются ноты. И что-то звучит.
ВАРИАНТ Б: Здесь скрупулёзно выполняется всё, что стоит в нотах. Стоит пауза — значит будет пауза. Этот вариант очень любят теоретики-гитаристы и особенно те, кто играют с Предварительной Установкой Пальцев (ПУП) правой руки.
Если арпеджио написано в нотах восьмыми нотами, значит будут звучать восьмые — без наслоения звуков друг на друга, не так как обычно звучит настоящее арпеджио(на педали!).
ВАРИАНТ В: Это когда музыка сама заставляет играть себя по её законам, может быть даже меняя длительности и темпы. Нужно только внимательно присмотреться и вслушаться в эту музыку.
Весь этот этюд — это одна и та же повторяющаяся формула арпеджио для пальцев правой руки — поэтому и название «этюд»
Есть ли тут мелодия? Конечно есть! Более того здесь идёт диалог мелодии и баса.
На каждый вопрос в мелодии (состоящий из 2-х нот) звучит ответ на басовых струнах (тоже из 2-х звуков)
Но мы уже знаем, что некоторые гитаристы играют арпеджио без педали, за счёт того, что точно выполняют указания «теннанов» по исполнению приёма игры «Предварительная Установка Пальцев». Сразу заметно, что этот приём для этих гитаристов является самым важным в игре на гитаре. Музыка — это второстепенное, главное выполнить правильно приём.
Давайте поговорим о мелодии. В каждом такте мы видим две четвертные, окружённые паузами. Нужно ли выполнять эти паузы? Это смотря, какая у вас задача. Если вы хотите сыграть этот этюд напевно, с кантиленой, тогда вторую четвертную можно тянуть до следующего такта и даже продлить и на первую долю. Вот так, примерно:
Мой вариант исполнения: напевный, кантиленный, поэтому пальцы я здесь заранее для каждой струны не подготавливаю. Они висят у меня над струнами, почти касаясь их. Большой палец играет приёмом апояндо, чтобы была опора для правой руки. Остальные пальцы играют приёмом тирандо. При выборе техники для этого Этюда я попробовал играть его и с Предварительной Установкой каждого пальца — это идёт против моего понимания музыки и поэтому мне это не подходит. Я выбрал кантиленный вариант, при котором все звуки (особенно мелодические)тянутся максимально долго и мягко переходят друг в друга, а в арпеджио аккомпанемента — обязательно продолжают звучать все звуки аккорда, наслаиваясь друг на друга. Главное здесь — не заглушить 1-ю струну, тогда получается эффект «пения» гитары. (Бас можно играть и тирандо — тогда получится игра без опоры. Ничего страшного — зато напевно!)
Если же у вас другая задача и вы хотите всё скрупулёзно выполнить, тогда кантилены не будет, а будет совершенно другая музыка. А значит исполняться этюд будет другой техникой: где могут быть использованы и ПУП, и апояндо. Например, вариант с предварительной установкой(ПУП) трёх пальцев на 1-ых струнах при игре каждого баса. Как только бас извлекает звук — три пальца устанавливаются на струны. Звучание этюда не будет таким напевным, как в первом варианте, но тоже терпимо.
Вообщем, выбор техники всегда зависит от того, что именно вы решили сыграть. Ну и конечно, этот этюд можно сыграть в быстром темпе — это я говорю любителям трескотни — тут уж точно без ПУП-а не обойтись.
(ПУП — означает Предварительная Установка Пальцев)
Глава из книги «Художественная техника гитариста» Е. Шилин 2006г. ©
Источник
Каркасси. Школа игры на шестиструнной гитаре.
О Каркасси имеются довольно скудные сведения. Маттео Каркасси родился в 1792 году во Флоренции. По его замечательным произведениям можно судить, что он имел музыкальное образование. Неизвестно, у кого он учился игре на гитаре, но тридцати лет он уже гастролировал в Лондоне, где имел огромный успех. С 1823 года по 1827 успешно выступал в городах Германии. В 1828 году возвратился на родину, во Флоренцию, и выступал с неменьшим успехом.
Маттео Каркасси написал большое количество произведений, но до нашего времени дошло немногое. Среди этих произведений — сонаты, написанные с большим вкусом и знанием инструмента, рондо, вальсы, каприсы, этюды и другие сочинения.
Маттео Каркасси был продолжателем гитарной школы знаменитого Ф. Карулли. Наряду с концертной он занимался педагогической деятельностью и вошел в историю гитарного искусства как замечательный педагог, оставив после себя«Школу игры на шестиструнной гитаре» в трех частях и этюды, являющиеся и в наши дни замечательным учебным материалом.
Скончался Маттео Каркасси в Париже 16 января 1853 года.
ОТ АВТОРА
При составлении этой «Школы» у меня не было намерения писать научную работу. Я только хотел сделать более легким изучение гитары, изложив план, который мог бы дать возможность глубже ознакомиться со всеми особенностями этого инструмента.
Длительный опыт, приобретенный на педагогической работе, снабдил меня полезными наблюдениями, которые мне хочется изложить письменно. Я приложил много усилий, чтобы расположить материал последовательно. Ученик, не имеющий никакого понятия об инструменте, может научиться играть на гитаре, с первого до последнего этюда не встречая особых затруднений, которые часто возникают в процессе работы.
Независимо от постановки левой руки (на чем я подробно останавливаюсь) приемы правой мне всегда казались наиболее важными для приобретения в игре блеска и уверенности.
Я описал постановку этой руки во второй части в разделе «Позиции».
Третья часть, которая имеет большое значение, состоит из пятидесяти пьес различного характера, расположенных в определенной последовательности.
Все мало-мальски понятливые люди, внимательно изучившие мою «Школу» с начала до конца, приобретут полное представление о технике игры на гитаре
Источник