Карл дженкинс стабат матер ноты

Содержание
  1. Karl Jenkins — «Stabat Mater»
  2. Все записи Записи сообщества Поиск Елена Гнесина запись закреплена Предлагаем подписаться на серию изданий «Музыкант-классик» в 2021 году единым счетом. «Музыкант-классик» C 2021 года выходит в мультимедийном стандарте: тремя книжками и приложением в интернете: 1. «Музыкознание»; Показать полностью. 2. «Музыкальный календарь»; 3. Нотное приложение «БИБЛИОТЕКА МУЗЫКАНТА», осуществляет издание современных композиторов, переиздает детские произведения русских композиторов XIX и XX веков. 4. Мультимедийное приложение, размещаемое на сайте www.musician.su, облегчит студентам и преподавателям использование материалов в учебном процессе, и поможет оперативно знакомиться с новостями музыкальной жизни. Цена подписки: • Для юридических лиц 9600 руб. за год и 5900 руб. за полугодие. • Для физических лиц 7200 руб. за год и 4200 руб. за полугодие. При оформлении подписки вы можете самостоятельно выбрать набор нотных изданий из списка изданных. C изданными и поступившими в продажу произведениями можно ознакомиться в приложении или на сайте www.musician.moscow , ЕСЛИ РЯДОМ С НАЗВАНИЕМ ИЗДАНИЯ СТОИТ СИМВОЛ “*” — таких выпусков вы можете заказать 2 в месяц. Учебные и методические материалы размещаются бесплатно, информационные и рекламные – 500 руб. за 1000 знаков. Анкету можно заполнить в диалоге с оператором, тел.: 8 (800) 23456 01. Cчет для ю.л. выставляет ООО «Учебный центр Классическое образование». Счет для ф.л. выставляется учредителем издания Русак А.Е. Источник Карл дженкинс стабат матер ноты Титульный лист, и содержание, 2 страницы, 33Kb. 1. Дуэт (Хор): «Stabat mater dolorosa», 3 страницы, 176Kb. 2. Ария (Сопрано): «Cujus anirnam gementem», 3 страницы, 185Kb. 3. Дуэт (Хор): «O quam tristis et afflicta», 2 страницы, 122Kb. 4. Ария (Альт): «Quae moerebat et dolebat», 3 страницы, 171Kb. 5. Дуэт (Солисты): «Quis est homo, qui non fleret», 3 страницы, 179Kb. 6. Ария (Сопрано): «Vidit suum dulcern natum», 3 страницы, 176Kb. 7. Ария (Альт): «Eja mater tons amoris», 3 страницы, 170Kb. 8. Дуэт (Хор): «Fac ut ardeat cor meum», 5 страниц, 2786Kb. 9. Дуэт (Солисты): «Sancta mater, istud agas», 5 страниц, 307Kb. 10. Ария (Альт): «Fac ut portem Christi mortem», 2 страницы, 114Kb. 11. Дуэт (Солисты): «Inflammatus et accensus», 3 страницы, 181Kb. 12. Дуэт (Хор): «Quando corpus morietur» и «Amen», 6 страниц, 106Kb. Материал предоставлен Антуаном Фёдоровым Источник Ноты, партитуры, клавиры: Jenkins Karl Stabat Mater Перевод: И мать сделала плачь от Stabat Mater . И мать сделала плачь от Stabat Mater . Карл Дженкинс. Хор ноты. а капелла. Перевод: Ave Verum Corpus from Stabat Mater composed by Karl Jenkins . Карл Дженкинс. A Cappella ноты. Для хорового. Буси. Перевод: Дженкинс. Stabat Mater composed by Karl Jenkins . Карл Дженкинс. Дженкинс. NX.5099950028320. ISBN 5099950028320. Перевод: Карл Дженкинс. Ноты. SATB, Фортепиано Сопровождение. SATB. PFA. Карл Дженкинс. Перевод: По очереди драматических и светоотражающие, Stabat Mater будет с нетерпением ухватились за поклонниками Дженкинс везде. Буси. Перевод: Карл Дженкинс. Stabat Mater . Духовные песни. Ноты. SATB, органный аккомпанемент. Сопровождении фортепиано. SATB. ORGA. PFA. Перевод: Карл Дженкинс. Глория следующим Te Deum, Stabat Mater и Реквием из композитора Adiemus и вооруженный человек. Слава. Ноты. Перевод: Духовные песни. Месса для мира, Реквием и Stabat Mater . Stabat Mater . Карл Дженкинс. Хор ноты. Духовные песни. Источник Карл дженкинс стабат матер ноты Творчество британского композитора Карла Дженкинса (род. в 1944 г.) занимает достойное место в современной музыкальной культуре. Впервые астраханские слушатели познакомились с его музыкой весной 2015 г., на фестивале «Мир и война», посвященном 70-летию Великой Победы. Силами хоровых коллективов – студенческого хора консерватории и камерного хора филармонии, а также симфонического оркестра вуза, была исполнена грандиозная «Месса мира: Вооруженный человек» («The Armed Man: a Mass for Peace»). Ныне, 11 апреля, в большом зале консерватории состоялась премьера еще одного произведения Карла Дженкинса – монументального «Stabat Mater». У этих сочинений глобальная (общепланетарная) тематика: антимилитаристская (мольба о мире) и скорбная (сопереживание страданиям Богоматери у Креста). Уникальность Мессы и «Stabat Mater» Дженкинса в том, что их художественные образы стали символами не отдельных мировых культур и цивилизаций, а общечеловеческого масштаба. Именно это дало возможность композитору использовать в своих произведениях разнообразные политенденции – полиязычие: наличие языков западной (латинский, английский, греческий, французский) и восточной (иврит, арамейский, арабский) этно-религиозных культур с присущим каждому языку фонизмом; синтез церковно-певческих и «мирских» западноевропейских культурных традиций (католические молитвы, в том числе мотет; барочные жанры – сарабанда, пассакалия, и музыка «третьего пласта»); использование этнических инструментов стран Ближнего Востока: теу (вид зурны), dabuca и def (разновидности барабана и бубна), электроинструмент Rig, бразильский – чекеру; полистилистика: привнесение мелодико-ритмических моделей, относимых к различным эпохам (Средневековье, Возрождение, барокко, средства выразительности ХХ века) и цивилизациям. Как и «Месса мира: Вооруженный человек», духовная кантата «Stabat Mater» К.Дженкинса стала популярной на мировой концертной сцене. Как рассказала ведущая астраханской премьеры «Stabat Mater» – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Л.П. Власенко, впервые в России «Stabat Mater» британского композитора прозвучал в январе 2012 г. в Волгограде, с участием Лондонского валлийского мужского хора и камерного оркестра Волгоградской филармонии, соло контральто исполняла ведущая солистка Волгоградской «Царицынской оперы» Ольга Сабирова, а дирижировал маэстро Эдвард-Рис Харри(Великобритания). Поэтому не случайно именно Ольга Сабирова (к слову, выпускница Астраханской консерватории) была приглашена в Астрахань для исполнения этой уникальной партии, требующей от певицы владения сразу несколькими певческими манерами (академической, эстрадно-джазовой и этнической). Напомнив публике трагическую евангельскую историю Распятия Иисуса Христа с предстоящими Девой Марией и Иоанном, возлюбленным учеником Христа, ведущая в своем вдохновенном слове охарактеризовала содержание средневековой секвенции «Stabat Mater» (устойчиво приписываемой францисканскому монаху Якопону да Тоди, ум. в 1306 г.), полностью используемой в сочинении Дженкинса, а также рассказала о других текстах, вошедших в 12-ти частную композицию этой духовной кантаты (строфы из четверостиший Руми, персидского поэта XIII в.; фрагменты из древневавилонского эпоса о Гильгамеше, датируемого VII в. до н.э.; трогательные ламентные стихи Кэрол Баррат, супруги композитора; и знаменательная фраза «И Мать плакала», составленная Дженкинсом на разных языках). Затем Л.П. Власенко объявила исполнительский состав астраханской премьеры «Stabat Mater» К.Дженкинса: Объединенный хор студентов консерватории и артистов камерного хора филармонии (руководитель хоровых коллективов Татьяна Рекичинская); Симфонический оркестр консерватории (руководитель – заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики Игорь Сметанин, концертмейстер – Елена Иноченко); солисты: лауреат Международного конкурса и Государственной премии Волгоградской области, солистка «Царицынской оперы» Ольга Сабирова (контральто), солист Астраханской филармонии Шамситдин Мирзоев (дудук); музыкальный руководитель этого проекта и дирижер Леонид Егоров. Зазвучала музыка, полились тишайшие нежные звуки, и зал погрузился в атмосферу духовного таинства … Это трудно выразить словами, а вот на композиции «Stabat Mater» можно остановиться подробнее. Замечательная драматургическая находка Дженкинса – чередование (контраст) хоровых и сольных частей, строящихся на противоположных ладотональных средствах выразительности – западноевропейских и восточноазиатских. Это своего рода драматические «узлы» в образовании монолитного целого – «трагической поэмы в звуках». Надо отдать должное композитору – даже при использовании таких специфических барочных жанров, как пассакалия и сарабанда, Дженкинс сохраняет свой индивидуальный творческий почерк – сквозь призму барочной образности преломляются интонационные средства современной композиции. Обратившись к богатейшей сокровищнице восточной музыки, композитор ввел ее в контекст духовной музыки интернациональной значимости. Мировая музыка едва ли знает что-либо подобное (за исключением Четвертой симфонии А.Шнитке), обусловленное и связанное «всеобщей» религиозной традицией. Так, в соло контральто одухотворенно звучат оригинальные, эмоционально и колористически насыщенные мугамные распевы, точно повторяемые или орнаментально варьируемые дудуком (рэнг) с богатой и разнообразной мелизматикой, включая четвертитоновую. Голос и вокальные возможности Ольги Сабировой потрясающие (это касается и свободного владения ею различными певческими манерами). В хоровой партитуре нашли отражение полярно противоположные состояния, но «сюжетика» произведения направлена на просветление души грешника, проникнувшегося скорбью Матери. После мощного аккорда, завершающего «Stabat Mater», зал словно замер. Понадобилось несколько томительных секунд, прежде чем слушатели, дружно встав с мест, разразились громом аплодисментов и криками «браво»! Браво солистам – Ольге Сабировой и Шамситдину Мирзоеву! Браво большому хору и его руководителю, хормейстеру Татьяне Рекичинской! Браво студенческому симфоническому оркестру (наряду с концертмейстером оркестра Еленой Иноченко, нельзя не отметить исполнителей сольных фрагментов – виолончелистку Светлану Сизову, флейтиста Михаила Саблина и саксофониста Льва Литвинова). Брависсимо музыкальному руководителю этого проекта, дирижеру Леониду Егорову, сочетающему яркий артистический талант, блестящее знание хора и оркестра, а это значит умение передавать не только ноты, не детали сами по себе, а «сквозное действие» сочинения! Премьера «Stabat Mater» К.Дженкинса в Астрахани – это общение с духовной музыкой, а она всегда утверждает высокие идеалы мира и взаимопонимания между народами, независимо от национальности и вероисповедания. Мы живем в тревожное время: закулисно и открыто действуют силы, которым чужд гуманизм. Поэтому так важен подвижнический труд музыкантов, пропагандирующих добрую волю простых людей и поддерживающих международные культурные контакты своим увлеченным творчеством. Источник «Мать скорбящая стояла»: пять фрагментов из самых известных Stabat Mater Stabat Mater — это первые слова средневекового латинского стихотворения о Богородице, стоящей у креста с распятым Иисусом. Кто его написал — неизвестно, в качестве предполагаемых авторов называют монаха Якопоне да Тоди (XIII век), Святого Бонавентуру и римских пап Иннокентия III и Иоанна XII. В этом стихотворении 20 строф. Первая в переводе на русский звучит так: Стояла мать скорбящая Возле креста, исполненная слёз, Где распят Сын. Этот текст использовался для песнопений в католическом обряде, чаще всего в день Семи скорбей Богородицы и в Великую пятницу на Страстной неделе. Примерно с 17 века Stabat Mater стал использоваться и вне церкви в виде кантаты — сольной или хоровой. Это, наверное, самый лирический жанр духовной музыки. Чувства матери понятны любому сердцу, поэтому многие композиторы написали на эти слова самые проникновенные и вдохновенные мелодии. Вот пять фрагментов из известных Stabat Mater разных композиторов. Антонио Вивальди. Stabat Mater, 1712 год (часть VII) Вивальди написал эту кантату для контральто, струнных и баса континуо (любой инструмент, играющий линию баса) по заказу в 1712 году. Тогда же она была исполнена, а потом забыта на двести лет. Только в 20 веке — в 1939 году состоялось её второе исполнение. В ней 9 частей и все прекрасны. Вот например, седьмая часть — Eja Mater, fons amoris. О, мать, источник любви! Дай мне почувствовать силу скорби, Чтобы я мог плакать с тобой. Испанский контртенор Карлос Мена. Джованни Перголези. Stabat Mater, 1736 год (I часть). Перголези умер от туберкулёза совсем молодым, в 26 лет, и это сочинение было написано незадолго до смерти. Его часто исполняют хором, но вообще Перголези написал его для сопрано, альта, струнного оркестра и баса континуо. Его Stabat mater — самый популярное сочинение этого жанра. И это совершенно заслуженно: здесь чистейшая печаль и совершенная красота каждой мелодической линии. Дуэт француза Филиппа Жарусски и нашей Юлии Лежневой в первой части кантаты Перголези ангельски прекрасен. Франсис Пуленк. Stabat Mater, 1950 год (I часть) Французский композитор Пуленк умел сочинять темы неотразимого лирического обаяния. Недаром его называют французским Шубертом. Его Stabat mater написано для хора, солирующего сопрано и оркестра. Здесь первая часть. Арво Пярт. Stabat Mater, 1985 год Тихая медитативная музыка эстонского композитора Арво Пярта сделана из очень простых мотивов и всегда наполнена чистым религиозным чувством. Его Stabat Mater написана в двух вариантах: камерном (для трёх солистов и трёх инструментов) и для хора в сопровождении струнного оркестра. Здесь — второй (фрагмент). Карл Дженкинс. Stabat mater, 2008 год Карл Дженкинс – британский современный композитор, необыкновенно популярный на Западе, член всех академий и лауреат всяческих премий и орденов. Он пишет музыку на стыке всех жанров сразу: джаза, поп, классики и смешивает традиции всех мировых культур. Его Stabat mater – один из последних по времени образцов этого жанра на сегодняшний момент. Это кантата для хора, оркестра, меццо-сопрано и дудука. Маленькая восьмая часть звучит в сопровождении восточных ударных инструментов. На верхней картинке «Мадонна скорбящая» Дирка Баутса (1470). Источник
  3. Карл дженкинс стабат матер ноты
  4. Ноты, партитуры, клавиры: Jenkins Karl Stabat Mater
  5. Карл дженкинс стабат матер ноты
  6. «Мать скорбящая стояла»: пять фрагментов из самых известных Stabat Mater
  7. Антонио Вивальди. Stabat Mater, 1712 год (часть VII)
  8. Джованни Перголези. Stabat Mater, 1736 год (I часть).
  9. Франсис Пуленк. Stabat Mater, 1950 год (I часть)
  10. Арво Пярт. Stabat Mater, 1985 год
  11. Карл Дженкинс. Stabat mater, 2008 год
Читайте также:  Ноты пчеловода для фортепиано

Karl Jenkins — «Stabat Mater»

Карл Дженкинс (экс-Soft Machine и Adiemus) — знаменитый классический и джазовый композитор и исполнитель, один из самых популярных классических композиторов Великобритании.
Показать полностью. Большая часть ранних работ Дженкинса, включает традиционную Западную музыку с этническими инструментами и вокалом — на сей раз, он сосредоточился на Ближнем Востоке.
Stabat Mater — религиозный гимн 13-го века о страданиях Девы Марии во время распятия Христа. Свое название текст получил по своим первым строкам Stabat Mater dolorosa, означающим «Стояла мать скорбящая». Классический латинский текст гимна был в разное время переложен на музыку такими композиторами как Вивальди, Гайдн, Шуберт, Пендерецкий и др.

В записи Stabat Mater приняли участие Ливерпульский Королевский Филармонический Оркестр, Хельсинский хор EMO, а также вокалисты Belinda Sykes и Jurgita Adamonyte. Причём Belinda Sykes выступает сразу в двух ролях: вокал и партия Восточного инструмента duduk.

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Елена Гнесина запись закреплена

Предлагаем подписаться на серию изданий
«Музыкант-классик» в 2021 году единым счетом.

«Музыкант-классик» C 2021 года выходит в мультимедийном стандарте: тремя книжками и приложением в интернете:
1. «Музыкознание»;
Показать полностью.
2. «Музыкальный календарь»;
3. Нотное приложение «БИБЛИОТЕКА МУЗЫКАНТА», осуществляет издание современных композиторов, переиздает детские произведения русских композиторов XIX и XX веков.

4. Мультимедийное приложение, размещаемое на сайте www.musician.su, облегчит студентам и преподавателям использование материалов в учебном процессе, и поможет оперативно знакомиться с новостями музыкальной жизни.

Цена подписки:
• Для юридических лиц 9600 руб. за год и 5900 руб. за полугодие.
• Для физических лиц 7200 руб. за год и 4200 руб. за полугодие.
При оформлении подписки вы можете самостоятельно выбрать набор нотных изданий из списка изданных.

C изданными и поступившими в продажу произведениями можно ознакомиться в приложении или на сайте www.musician.moscow , ЕСЛИ РЯДОМ С НАЗВАНИЕМ ИЗДАНИЯ СТОИТ СИМВОЛ “*” — таких выпусков вы можете заказать 2 в месяц.

Учебные и методические материалы размещаются бесплатно, информационные и рекламные – 500 руб. за 1000 знаков.
Анкету можно заполнить в диалоге с оператором, тел.: 8 (800) 23456 01.

Cчет для ю.л. выставляет ООО «Учебный центр Классическое образование».
Счет для ф.л. выставляется учредителем издания Русак А.Е.

Источник

Карл дженкинс стабат матер ноты

Титульный лист, и содержание, 2 страницы, 33Kb.

1. Дуэт (Хор): «Stabat mater dolorosa», 3 страницы, 176Kb.
2. Ария (Сопрано): «Cujus anirnam gementem», 3 страницы, 185Kb.
3. Дуэт (Хор): «O quam tristis et afflicta», 2 страницы, 122Kb.
4. Ария (Альт): «Quae moerebat et dolebat», 3 страницы, 171Kb.
5. Дуэт (Солисты): «Quis est homo, qui non fleret», 3 страницы, 179Kb.
6. Ария (Сопрано): «Vidit suum dulcern natum», 3 страницы, 176Kb.
7. Ария (Альт): «Eja mater tons amoris», 3 страницы, 170Kb.
8. Дуэт (Хор): «Fac ut ardeat cor meum», 5 страниц, 2786Kb.
9. Дуэт (Солисты): «Sancta mater, istud agas», 5 страниц, 307Kb.
10. Ария (Альт): «Fac ut portem Christi mortem», 2 страницы, 114Kb.
11. Дуэт (Солисты): «Inflammatus et accensus», 3 страницы, 181Kb.
12. Дуэт (Хор): «Quando corpus morietur» и «Amen», 6 страниц, 106Kb.

Материал предоставлен Антуаном Фёдоровым

Источник

Ноты, партитуры, клавиры:
Jenkins Karl Stabat Mater

Перевод: И мать сделала плачь от Stabat Mater . И мать сделала плачь от Stabat Mater . Карл Дженкинс. Хор ноты. а капелла.

Перевод: Ave Verum Corpus from Stabat Mater composed by Karl Jenkins . Карл Дженкинс. A Cappella ноты. Для хорового. Буси.

Перевод: Дженкинс. Stabat Mater composed by Karl Jenkins . Карл Дженкинс. Дженкинс. NX.5099950028320. ISBN 5099950028320.

Перевод: Карл Дженкинс. Ноты. SATB, Фортепиано Сопровождение. SATB. PFA. Карл Дженкинс.

Перевод: По очереди драматических и светоотражающие, Stabat Mater будет с нетерпением ухватились за поклонниками Дженкинс везде. Буси.

Перевод: Карл Дженкинс. Stabat Mater . Духовные песни. Ноты. SATB, органный аккомпанемент. Сопровождении фортепиано. SATB. ORGA. PFA.

Перевод: Карл Дженкинс. Глория следующим Te Deum, Stabat Mater и Реквием из композитора Adiemus и вооруженный человек. Слава. Ноты.

Перевод: Духовные песни. Месса для мира, Реквием и Stabat Mater . Stabat Mater . Карл Дженкинс. Хор ноты. Духовные песни.

Источник

Карл дженкинс стабат матер ноты

Творчество британского композитора Карла Дженкинса (род. в 1944 г.) занимает достойное место в современной музыкальной культуре.

Впервые астраханские слушатели познакомились с его музыкой весной 2015 г., на фестивале «Мир и война», посвященном 70-летию Великой Победы. Силами хоровых коллективов – студенческого хора консерватории и камерного хора филармонии, а также симфонического оркестра вуза, была исполнена грандиозная «Месса мира: Вооруженный человек» («The Armed Man: a Mass for Peace»).

Ныне, 11 апреля, в большом зале консерватории состоялась премьера еще одного произведения Карла Дженкинса – монументального «Stabat Mater».

У этих сочинений глобальная (общепланетарная) тематика: антимилитаристская (мольба о мире) и скорбная (сопереживание страданиям Богоматери у Креста).

Уникальность Мессы и «Stabat Mater» Дженкинса в том, что их художественные образы стали символами не отдельных мировых культур и цивилизаций, а общечеловеческого масштаба. Именно это дало возможность композитору использовать в своих произведениях разнообразные политенденции – полиязычие: наличие языков западной (латинский, английский, греческий, французский) и восточной (иврит, арамейский, арабский) этно-религиозных культур с присущим каждому языку фонизмом; синтез церковно-певческих и «мирских» западноевропейских культурных традиций (католические молитвы, в том числе мотет; барочные жанры – сарабанда, пассакалия, и музыка «третьего пласта»); использование этнических инструментов стран Ближнего Востока: теу (вид зурны), dabuca и def (разновидности барабана и бубна), электроинструмент Rig, бразильский – чекеру; полистилистика: привнесение мелодико-ритмических моделей, относимых к различным эпохам (Средневековье, Возрождение, барокко, средства выразительности ХХ века) и цивилизациям.

Как и «Месса мира: Вооруженный человек», духовная кантата «Stabat Mater» К.Дженкинса стала популярной на мировой концертной сцене. Как рассказала ведущая астраханской премьеры «Stabat Mater» – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Л.П. Власенко, впервые в России «Stabat Mater» британского композитора прозвучал в январе 2012 г. в Волгограде, с участием Лондонского валлийского мужского хора и камерного оркестра Волгоградской филармонии, соло контральто исполняла ведущая солистка Волгоградской «Царицынской оперы» Ольга Сабирова, а дирижировал маэстро Эдвард-Рис Харри (Великобритания). Поэтому не случайно именно Ольга Сабирова (к слову, выпускница Астраханской консерватории) была приглашена в Астрахань для исполнения этой уникальной партии, требующей от певицы владения сразу несколькими певческими манерами (академической, эстрадно-джазовой и этнической).

Напомнив публике трагическую евангельскую историю Распятия Иисуса Христа с предстоящими Девой Марией и Иоанном, возлюбленным учеником Христа, ведущая в своем вдохновенном слове охарактеризовала содержание средневековой секвенции «Stabat Mater» (устойчиво приписываемой францисканскому монаху Якопону да Тоди, ум. в 1306 г.), полностью используемой в сочинении Дженкинса, а также рассказала о других текстах, вошедших в 12-ти частную композицию этой духовной кантаты (строфы из четверостиший Руми, персидского поэта XIII в.; фрагменты из древневавилонского эпоса о Гильгамеше, датируемого VII в. до н.э.; трогательные ламентные стихи Кэрол Баррат, супруги композитора; и знаменательная фраза «И Мать плакала», составленная Дженкинсом на разных языках).

Затем Л.П. Власенко объявила исполнительский состав астраханской премьеры «Stabat Mater» К.Дженкинса: Объединенный хор студентов консерватории и артистов камерного хора филармонии (руководитель хоровых коллективов Татьяна Рекичинская); Симфонический оркестр консерватории (руководитель – заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики Игорь Сметанин, концертмейстер – Елена Иноченко); солисты: лауреат Международного конкурса и Государственной премии Волгоградской области, солистка «Царицынской оперы» Ольга Сабирова (контральто), солист Астраханской филармонии Шамситдин Мирзоев (дудук); музыкальный руководитель этого проекта и дирижер Леонид Егоров.

Зазвучала музыка, полились тишайшие нежные звуки, и зал погрузился в атмосферу духовного таинства … Это трудно выразить словами, а вот на композиции «Stabat Mater» можно остановиться подробнее.

Замечательная драматургическая находка Дженкинса – чередование (контраст) хоровых и сольных частей, строящихся на противоположных ладотональных средствах выразительности – западноевропейских и восточноазиатских. Это своего рода драматические «узлы» в образовании монолитного целого – «трагической поэмы в звуках». Надо отдать должное композитору – даже при использовании таких специфических барочных жанров, как пассакалия и сарабанда, Дженкинс сохраняет свой индивидуальный творческий почерк – сквозь призму барочной образности преломляются интонационные средства современной композиции.

Обратившись к богатейшей сокровищнице восточной музыки, композитор ввел ее в контекст духовной музыки интернациональной значимости. Мировая музыка едва ли знает что-либо подобное (за исключением Четвертой симфонии А.Шнитке), обусловленное и связанное «всеобщей» религиозной традицией. Так, в соло контральто одухотворенно звучат оригинальные, эмоционально и колористически насыщенные мугамные распевы, точно повторяемые или орнаментально варьируемые дудуком (рэнг) с богатой и разнообразной мелизматикой, включая четвертитоновую. Голос и вокальные возможности Ольги Сабировой потрясающие (это касается и свободного владения ею различными певческими манерами).

В хоровой партитуре нашли отражение полярно противоположные состояния, но «сюжетика» произведения направлена на просветление души грешника, проникнувшегося скорбью Матери. После мощного аккорда, завершающего «Stabat Mater», зал словно замер. Понадобилось несколько томительных секунд, прежде чем слушатели, дружно встав с мест, разразились громом аплодисментов и криками «браво»!

Браво солистам – Ольге Сабировой и Шамситдину Мирзоеву! Браво большому хору и его руководителю, хормейстеру Татьяне Рекичинской! Браво студенческому симфоническому оркестру (наряду с концертмейстером оркестра Еленой Иноченко, нельзя не отметить исполнителей сольных фрагментов – виолончелистку Светлану Сизову, флейтиста Михаила Саблина и саксофониста Льва Литвинова).

Брависсимо музыкальному руководителю этого проекта, дирижеру Леониду Егорову, сочетающему яркий артистический талант, блестящее знание хора и оркестра, а это значит умение передавать не только ноты, не детали сами по себе, а «сквозное действие» сочинения!

Премьера «Stabat Mater» К.Дженкинса в Астрахани – это общение с духовной музыкой, а она всегда утверждает высокие идеалы мира и взаимопонимания между народами, независимо от национальности и вероисповедания. Мы живем в тревожное время: закулисно и открыто действуют силы, которым чужд гуманизм. Поэтому так важен подвижнический труд музыкантов, пропагандирующих добрую волю простых людей и поддерживающих международные культурные контакты своим увлеченным творчеством.

Источник

«Мать скорбящая стояла»: пять фрагментов из самых известных Stabat Mater

Stabat Mater — это первые слова средневекового латинского стихотворения о Богородице, стоящей у креста с распятым Иисусом. Кто его написал — неизвестно, в качестве предполагаемых авторов называют монаха Якопоне да Тоди (XIII век), Святого Бонавентуру и римских пап Иннокентия III и Иоанна XII.

В этом стихотворении 20 строф. Первая в переводе на русский звучит так:

Стояла мать скорбящая
Возле креста, исполненная слёз,
Где распят Сын.

Этот текст использовался для песнопений в католическом обряде, чаще всего в день Семи скорбей Богородицы и в Великую пятницу на Страстной неделе. Примерно с 17 века Stabat Mater стал использоваться и вне церкви в виде кантаты — сольной или хоровой.

Это, наверное, самый лирический жанр духовной музыки. Чувства матери понятны любому сердцу, поэтому многие композиторы написали на эти слова самые проникновенные и вдохновенные мелодии.

Вот пять фрагментов из известных Stabat Mater разных композиторов.

Антонио Вивальди. Stabat Mater, 1712 год (часть VII)

Вивальди написал эту кантату для контральто, струнных и баса континуо (любой инструмент, играющий линию баса) по заказу в 1712 году. Тогда же она была исполнена, а потом забыта на двести лет. Только в 20 веке — в 1939 году состоялось её второе исполнение.

В ней 9 частей и все прекрасны. Вот например, седьмая часть — Eja Mater, fons amoris.

О, мать, источник любви!
Дай мне почувствовать силу скорби,
Чтобы я мог плакать с тобой.

Испанский контртенор Карлос Мена.

Джованни Перголези. Stabat Mater, 1736 год (I часть).

Перголези умер от туберкулёза совсем молодым, в 26 лет, и это сочинение было написано незадолго до смерти. Его часто исполняют хором, но вообще Перголези написал его для сопрано, альта, струнного оркестра и баса континуо.

Его Stabat mater — самый популярное сочинение этого жанра. И это совершенно заслуженно: здесь чистейшая печаль и совершенная красота каждой мелодической линии.

Дуэт француза Филиппа Жарусски и нашей Юлии Лежневой в первой части кантаты Перголези ангельски прекрасен.

Франсис Пуленк. Stabat Mater, 1950 год (I часть)

Французский композитор Пуленк умел сочинять темы неотразимого лирического обаяния. Недаром его называют французским Шубертом.

Его Stabat mater написано для хора, солирующего сопрано и оркестра.

Здесь первая часть.

Арво Пярт. Stabat Mater, 1985 год

Тихая медитативная музыка эстонского композитора Арво Пярта сделана из очень простых мотивов и всегда наполнена чистым религиозным чувством.

Его Stabat Mater написана в двух вариантах: камерном (для трёх солистов и трёх инструментов) и для хора в сопровождении струнного оркестра. Здесь — второй (фрагмент).

Карл Дженкинс. Stabat mater, 2008 год

Карл Дженкинс – британский современный композитор, необыкновенно популярный на Западе, член всех академий и лауреат всяческих премий и орденов. Он пишет музыку на стыке всех жанров сразу: джаза, поп, классики и смешивает традиции всех мировых культур.

Его Stabat mater – один из последних по времени образцов этого жанра на сегодняшний момент. Это кантата для хора, оркестра, меццо-сопрано и дудука.

Маленькая восьмая часть звучит в сопровождении восточных ударных инструментов.

На верхней картинке «Мадонна скорбящая» Дирка Баутса (1470).

Источник

Оцените статью