I.Историко-стилистический анализ
Аннотация
На произведение
«Море»
Муз. К. Проснак
Сл. К. Хрустельской
Перевод с польского Н. Мицкевича
Содержание:
I.Историко-стилистический анализ ………………………………………….3
II.Музыкально-теоретический анализ……………………………………. 6
III.Вокально-хоровой анализ………………………………………………. 10
IV.Исполнительский анализ ………………………………………………. 16
I.Историко-стилистический анализ
Этапы истории польской музыки XIX — XX вв. представляют собой скорее монологический характер. 20-40 годы ХIХ века — шопеновская эпоха. У себя на родине Шопен ни с кем не мог вести равноправного творческого диалога. В 1920-30-е гг. важное значение имела деятельность К. Шимановского. Благодаря Шимановскому образуется группа молодых прогрессивных музыкантов, объединившаяся под названием «Молодая Польша». В нее вошли Г.Фительберг, Людомир Ружицкий, М.Карлович и К.Шимановский. К ним тяготели Рубинштейн и еще несколько высокоодаренных артистов, составляющих исполнительский актив «Молодой Польши».
50-70 годы связаны с именем Монюшко. Он внёс огромный вклад в оперную и вокальную польскую музыку. Опираясь на художественные традиции Шопена, а также М. И. Глинки и А.С. Даргомыжского, Монюшко окончательно утвердил тип национальной польской оперы, развив своеобразные черты народной песенности и танцевальной музыки. Центром культуры того времени был Париж. Множество молодых польских музыкантов (Перковский, Войтович, Маклякевич, Вехович, Шелиговский) стремятся попасть в Париж с целью изучения основ неоклассицизма (в этом стиле использование выразительных средств было более сдержанным, в отличие от романтизма).
Проснак Кароль Мечислав(1898-1976) — польский композитор, дирижер, руководитель смешанного хора им. Монюшко, мужского хора «Эхо».
Среди его сочинений — оперы для юношества, оркестровые произведения, романсы, фортепианные пьесы. Но популярность и признание у нас в стране он получил именно как автор произведений для хора.
Проснак не ограничивался только педагогической деятельностью. Он дирижёр и руководитель многих хоровых коллективов, дирижирует филармоническим оркестром г.Лодзь, занимается композиторской деятельностью. Его творчество было заслуженно отмечено. Так, в 1923 г. В Варшаве Прснаку была присуждена I премия за прелюдию для фортепиано, в 1924 г. — в Познани- за поэму для 8-голосного хора а cappella «Бужа морска», в 1926 г. в Чикаго — I премия за произведение для смешанного хора a cappella «Возвращение весны». В 1928 г. в Познани_ II премия за «Три песни» для смешанного хора a cappella («Колыбельная», «Метель», «Ноктюрн») . В 1965 г. в США Каролю Проснаку была присвоена «Золотая медаль» за создание великолепных произведений для польских хоров. Помимо этого, хоровое творчество a cappella представлено следующими сочинениями: «Две мышки», «Соловей и роза», «Сарадзинская свадьба». Проснаком написано два цикла о море . Первый — «Колыбельная», «Метель», «Ноктюрн». Второй- «Море», «Прелюдия», «Баркарола». А также хоры с оркестром -«Молитва деревьев», «Свадьба», «Торжественный полонез».
В нашей стране опубликовано немного произведений К. Проснака, но даже по ним можно судить о большом таланте и мастерстве композитора. Несмотря на то, что его творчество мало изучено, его произведения прочно вошли в исполнительский состав многих хоровых коллективов и изучаются в классе дирижирования в высших и средних специальных учебных заведениях.
Среди сочинений (оркестровые произведения, оперы для юношества, романсы, фортепианные пьесы) хоры a cappella. «Морская буря» (поэма для 8-гол. хора), «Сарадзинская свадьба», «Баллада», «Две мышки» (скерцино), «Возвращение весны», «Песни о море» (1-й цикл — «Колыбельная», «Буря», «Ноктюрн»; 2-й — «Море», «Прелюдия», «Баркарола») и др.; хоры с оркестром: «Молитва деревьев», «Свадьба», «Торжественный полонез» и др.; Женские и мужские хоры a cappella и с оркестром.
Адам Мицкевич (1798-1855) родился в местечке Новогродек. Учился в Вильнюсском университете, в 1817 году основал тайное студенческое общество филоматов, в 1823 году был арестован и депортирован в Россию. В Санкт-Петербурге познакомился со многими русскими писателями, в том числе с Пушкиным. С середины 1829 года жил в Европе; с началом польского восстания 1830 года пытался попасть в Польшу, но был задержан на границе. После подавления восстания осел в Париже, где издавал политический журнал «Польский скиталец». На эти годы приходится расцвет творческой деятельности Мицкевича; в 1832-1834 гг. он опубликовал свои самые значительные произведения — драму «Дзяды», трактат «Книги польского народа», драму «Пан Тадеуш». Осенью 1839 года начал читать лекции по романской литературе в университете Лозанны, преподавал в Коллеж-де-Франс, с марта 1848 года собирал в Италии так называемый Польский легион для войны с Австрией. В годы правления Наполеона III отказался от политической деятельности и стал библиотекарем в парижской библиотеке Арсенала. В 1855 году, с началом Крымской войны, прибыл в Константинополь, чтобы помочь англичанам и французам в создании польских отрядов.
Произведение «Море» Проснака входит во второй цикл «Песни о море», соч. 124, для смешанного хора без сопровождения:
1. Море
2. Прелюдия
3. Баркарола
Триптих «Песни о море» был написан в 1938 году. «Песни о море» — это небольшие произведения, требующие от исполнителей высокого уровня исполнительского мастерства. Для создания триптиха Проснак выбрал проникновенные стихи Кристины Хрустельской.
Источник
Библиотека студента-хормейстера — ноты для хора
Сборники, песенники с нотами для хора в pdf
Библиотека студента-хормейстера
выпуск 1
Полифонические произведения для хора без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составитель К.Алемасова
«Музыка», 1966г
номер 3956
- Agnus Dei. Из мессы De Beata Virgine. Музыка Д. Палестрины
- Тогда злая смерть пришла. Из оратории «Израиль в Египте». Музыка Г. Генделя, перевод К. Алемасовой
- О, как чудесно создан мир! Из оратории «Сотворение мира». Музыка И. Гайдна, русский текст К. Алемасовой
- Sanktus. Из мессы Es-dur. Музыка Ф. Шуберта
- Alleluia. Из симфонического псалма по драме А. Моракса «Царь Давид». Музыка А. Онеггера
Скачать ноты
Спасибо Анне за сборник!
Библиотека студента-хормейстера
выпуск 2
Сложные размеры
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составитель И.Лицвенко
«Музыка», 1967г
номер 3809
- СЛОЖНЫЕ СИММЕТРИЧНЫЕ РАЗМЕРЫ
- Казачья песня про Стеньку Разина. Музыка А. Кастальского, слова В. Каменского
- Волшебная чаша. Музыка Я. Залита, слова Я. Порука, русский текст К. Алемасовой
- Тарантелла. Из оперы «Анджело». Музыка Ц. Кюи
- Мавлина. Русская народная песня. Запись и обработка Г. Позднякова
- Приди, приди! Армянская народная песня. Запись и обработка С. Комитаса, русский текст Т. Сикорской
- Лунная дорожка. Музыка Э. Мелнгайлиса, слова Аспазии, перевод В. Невского
- Lacrymosa. Из «Реквиема». Музыка В. Моцарта.
- Иду с гор. Армянская народная песня. Обработка С. Комитаса, русский текст К. Алемасовой
- СЛОЖНЫЕ ТАКТЫ В СВОБОДНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ РАЗМЕРАХ
- Жемчуг и любовь. Музыка А. Аренского, слова Бекетовой
- Героям Перекопской битвы. Из Патетической оратории. Музыка Г. Свиридова, слова В. Маяковского
Скачать ноты
Спасибо Анне за сборник!
Библиотека студента-хормейстера
выпуск 8
Фуга в хоровых произведениях русских и зарубежных композиторов
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составитель И.Лицвенко
«Музыка», 1971г
номер 6909
- Фуга на одну тему
- Г. Гендель. Заключительный хор из оратории «Мессия»
- Фуга на две темы
- С. Танеев. Иду в неведомый мне путь. Первая часть из кантаты «Иоанн Дамаскин». Слова А. К. Толстого
- Фуга на три темы
- С. Танеев. Прометей. Слова Я. Полонского
Скачать ноты
Библиотека студента-хормейстера
выпуск 10
Полифонические хоровые произведения советских композиторов
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составитель И.Лицвенко
«Музыка», 1973г
номер 7772
- Подголосочная полифония
- А. Кастальский. Погодушка. Из музыки к драме «Стенька Разин». Слова В. Каменского
- А. Веприк. Песня о Котовском. Слова Э. Багрицкого
- В. Шебалин. «Станица, ты моя станица.». Вступление к опере «Солнце над степью». Слова Я. Галицкого
- Неимитационная полифония
- Б. Шехтер. За Днестром. Слова Н. Сидоренко
- Б. Шехтер. О чем тоскует Волга. Слова М. Герасимова
- А. Давиденко. Бурлаки. Слова Н. Некрасова
- Имитация, фугато
- М. Коваль. «Ночь степная на Узени.». Из оратории «Емельян Пугачев», Слова В. Каменского
- Д. Шостакович. Фугато. Из оперы «Катерина Измайлова». Слова А. Прейса и Д. Шостаковича
- Фуга
- Р. Щедрин. Ива, ивушка. (Вокализ)
- Г. Жуковский. «Загремели по-над степью грозы. ». Из оперы «Первая весна». Слова В. Багмета
Скачать ноты
Спасибо Анне за сборник!
Библиотека студента-хормейстера
выпуск 11
Хоры зарубежных композиторов XIX-XXвв.
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составитель И. Журавленко
«Музыка», 1974г
номер 8458
- К. Проснак. Буря морская. Перевод с польского М. Павловой.
- Б. Бриттен. Хор рыбаков из оперы «Питер Граймс». Перевод с английского М. Павловой
- Э. Григ. Как ты прекрасна. Слова А. Брурсона, русский текст М. Павловой
- И. Брамс. Смелое сердце. Слова В. Гете, перевод с немецкого М. Павловой
- Д. Верди. Pater Noster (Padre nostro)
- Д. Мийо. Барба Гарибо. Слова А. Люнеля, перевод с французского М. Павловой
- К. Орф. In taberna quando sumus. Из кантаты «Кармина Бурана»
Скачать ноты
Библиотека студента-хормейстера
выпуск 12
Хоры зарубежных композиторов в ключах «ДО»
без сопровождения
составитель Н. Лебедева
«Музыка», 1975г
номер 8898
O Crux ave spes unica. Музыка Д. Палестрины
От всей души. Музыка О. Лассо, перевод М. Павловой.
Ангел мой. Музыка О. Лассо, русский текст В. Татаринова.
Блаженство любви. Музыка Л. Маренцио, перевод М. Павловой.
Ганс и Гретта. Музыка И. Зккарда, русский текст А. Годова
Меня ты разлюбила. Музыка Г. Хаслера, русский текст А. Годова
Гальярда. Музыка Г. Хаслера, перевод А. Бердникова.
Ave maris stella. Музыка Г. Хаслера
Agnus del. Музыка Г. Хаслера
Вы мне милы. Музыка М. Преториуса, перевод М. Лаписовой.
Adoramus. Музыка Дж. Перти
Inter vestibulum. Музыка Дж. Перти
О, кто окажет помощь мне. Музыка Я. Хандля (Галлука), русский текст М. Лаписовой
Мотет №3. Хорал «Сердце, друг мой милый». Музыка И. С. Баха, русский текст А. Годова
Мотет №5. Ария «Приди ко мне». Музыка И. С. Баха, русский текст А. Годова
Люблю тебя, земля родная. Мелодия И. С. Баха, русский текст А. Годова
Слезы мои. Музыка Д. Беинета, перевод М. Павловой.
Ах, больше, чем огня. Старинная французская танцевальная песенка неизвестного автора. Перевод М. Лаписовой.
Скачать ноты
Библиотека студента-хормейстера
выпуск 13
Избранные обработки и переложения для хора М. Климова
без сопровождения
составитель П. Григоров
«Музыка», 1976г
номер 9105
Моряки. Музыка К. Вильбоа, переложение для хора М. Климова, слова Н. Языкова
Неаполитанская песенка. Музыка П. Чайковского, переложение для хора М. Климова
Песня про Голову из оперы «Майская ночь». Музыка Н. Римского-Корсакова, переложение для смешанного хора М. Климова
Колыбельная, Музыка А. Лядова, переложение для смешанного хора М. Климова, слова народные.
Охотник и зайка. Музыка Ц. Кюи
Прославление природы. Музыка Л. Бетховена, слова Х.Геллерта, русский текст Г. Гнесина.
Покойной ночи. Музыка Ф.Шуберта, слова Ф. Рохлитца.
Норвежский танец. Музыка Э. Грига
Бара-бара, барабашки. Шуточная песня. Музыка А. Пащенко.
Народные песни в обработке М. Климова
Выйду ль я на реченьку. Русская.
Ах вы, сени. Русская.
Про комара. Русская.
Ой, ходила дiвчина бережком. Украинская.
Скачать ноты
Библиотека студента-хормейстера
выпуск 15
Хоровая музыка Испании XVI века
без сопровождения
составитель И. Журавленко
«Музыка», 1978г
номер 10184
X. дель Энсина. Ку-ку. Канцонетта. Перевод А. Годова
Т. Виктория. Vere languores. Мотет
П. Герреро. Красотка Каталина. Канцона. Перевод А. Жарко
Р. Севальос. Часы печали. Мадригал. Перевод А. Чудиновского
Г. Ортега. Раз ты мой муж. Вильянсико. Перевод А. Жарко.
Б. Гонсалес. По волнам бурного моря. Мадригал. Перевод А. Жарко
А. Собриан. Слезы моего утешения. Канцона. Перевод А. Жарко
Г. Мората. Эти твои глаза. Мадригал. Перевод А. Чудиновского
Д. Гарсон. Плачьте со мной, пастушки. Вильянсико. Перевод А. Чудиновского
X. Наварро. Взгляни, любовь. Канцона. Перевод А. Чудиновского
К. Моралес. О vos omp.es. Мотет
Неизвестный автор. Моление в день св. Франсиска. Энсалада. Перевод А. Чудиновского
Неизвестный автор. Ответь, мориска. Песня-танец. Перевод А. Чудиновского
Неизвестный автор. За руном по Геллеспонту. Романс. Перевод А. Чудиновского
Скачать ноты
Библиотека студента-хормейстера
выпуск 16
Русские народные песни в обработке для хора
без сопровождения
составитель Ю. Зацарный
«Музыка», 1979г
номер 10467
- Вниз по матушке по Волге. Обработка А. Широкова
- В полном разгаре страда деревенская. Слова Н. Некрасова, обработка В. Захарченко
- Гибель Ермака. Обработка Г. Пантюкова
- Дорожка тореная. Обработка Ю. Зацарного
- Ты, рябина ли, рябинушка. Обработка Е. Попова
- Да посеяли девки лен. Обработка В. Клюева
- Ах, не одна-то во поле дороженька. Обработка С. Чернобая
- Полно, солнышко. Обработка А. Абрамского
- Ой, где калин мостик. Обработка В. Григоренко
- Вы не пойте, ранни кочеты. Обработка Н. Кутузова
- Как по бережку. Обработка Андрея Новикова
- Ой, ребятушки, сходись! Обработка В. Баранова
Скачать ноты
Библиотека студента-хормейстера
выпуск 17
Избранные мадригалы итальянских композиторов XVI века
без сопровождения
составитель И. Журавленко, перевод М. Павловой
«Музыка», 1980г
номер 11030
Настоящий выпуск посвящен одному из самых популярных жанров ансамблевого н хорового искусства эпохи Возрождения — итальянскому мадригалу XVI века. Несмотря на более чем двухвековую предысторию, лишь к началу тридцатых годов XVI столетия появились композиторы, чье творчество оставило заметный след в развитии этого жанра.
Быстрому расцвету мадригала способствовали наивно-пасторальные, созерцательные сочинения Костанцио Фесты (14. — 1545), предшественника Дж. Палестрины в Папской капелле в Риме, и Филиппа Верделота (ок. 1485—1567), фламандского композитора, работавшего в Италии. Они подготовили создание «сентиментальной» разновидности мадригала в творчестве Якоба Аркадельта (1514— 1557), так же, как и Верделот, принадлежавшего к фламандской школе. В его широко известном сочинении «Лебедь в минуту смерти. » появляются элементы хроматизма, особенно заметные в первой части.
В чрезвычайно популярном мадригальном творчестве Чиприано де Pope (1516—1565), ученика А. Вилларта, создателя венецианской школы, хроматизм получает еще большую свободу. По традиции того времени мелодии наиболее известных мадригалов нередко становились темами мадригальных произведений разных авторов. По содержанию они были различны — от возвышенной лирики до легкой пародии и сатиры. Так, тема самого популярного мадригала де Pope («Когда я уезжаю. ») получила гротескно-пародийную форму у композитора Орацио Векки (1550—1605). Это сочинение Векки вошло во вторую сцену третьего акта его известной мадригальной комедии «Амфипарнас».
Творчество Джованни Палестрины (1525—1594) представлено в сборнике двумя мадригалами —.«Ах, тот давно в могиле. » и «Ветер весенний веет над полями. ». Последний — часть из сюиты «Пожелания» («II Desiderio»), которая, кроме хорового, имеет и инструментальный вариант. Мелодия этого мадригала неоднократно служила основной темой («cantus firmus») в мессах как самого Палестрины, так и других итальянских композиторов — Джованни Нанино и Руджеро Джованелли.
Андреа Габриели (1510—1586), композитор и органист, — автор около двухсот мадригалов. Среди них известное сочинение «Юная дева подобна розе мая. », для которого характерны свободная ритмика и широкая интервалика.
Поэтический текст «I lieti amantb («Сколько влюбленных. ») привлек двух композиторов — последнего крупного мадригалиста римской школы Луку Маренцио (1553—1599), которого современники называли «сладчайшим лебедем», и Феличе Анерио (1560—1614), руководившего Папской капеллой после Палестрины. В композиционном отношении оба мадригала схожи. В характерном танцевальном ритме и чередовании размеров 4/4 и 3/2 проступают черты гальярды.
Сборник завершается мадригалами двух знаменитых мастеров — Карло Джезуальдо да Венозы (1560—1613) и Клаудио Монтеверди (1567— 1643).
С присущими автору изобретательностью и блеском написан мадригал Джезуальдо «К ней поскорей летите, бессонные мечтанья. ». Он найден в 1614 году, уже после смерти композитора. В этом многоплановом сочинении соединяются моменты скорби и экспрессии.
Самым выдающимся композитором венецианской школы Клаудио Монтеверди создано восемь сборников мадригалов. Удивительно богато, красочно «оркестровал» он свое сочинение «Твой ясный взор так прекрасен и светел. » (1603), написанное им в период службы в капелле герцога Мантуанского.
Настоящее издание предназначено главным образом для исполнительских коллективов. Его музыкальный материал может найти применение и в педагогической работе специальных учебных заведений— в курсах хоровой литературы, в классах по хоровому дирижированию и чтению хоровых партитур.
В основу сборника положено издание: Achlile Schinelli. Collana di composizioni polifoniche vocali sacre e profane. Vol. 3. Edizioni Curci-Milano.
И. Журавленко
- К. Феста. От вас, петля и пламя, я не спасаюсь / С. Festa. Cosi soave е il foco e dolce il nodo
- Ф. Верделот. Ax, я о вас вздыхаю / F. Verdelot. Ognor per vol sospiro
- А. Габриели. Юная дева подобна розе мая / A. Gabrieli. La verginella ё simile a la rosa
- Я. Аркадельт. Лебедь в минуту смерти / I. Arcadelt. bianco е dolce cigno
- Ч. де Pope. Когда я уезжаю / С. de Rore. Ancor che col partire
- Дж. Палестрина./ G. Palestrina.
- Ветер весенний веет над полями Vestiva i colli e le campagne intorno
- Ax, тот давно в могиле Gia fu chi m’ ebbe cara
- О. Векки. Уж лучше не родиться / О. Vecchi. Ancor ch’ al parturire
- Л. Маренцио. Сколько влюбленных / L. Marenzio. / lieti amanti.
- К. Джезуальдо да Веноза. К ней поскорей летите, бессонные мечтанья / С. Gesualdo da Venosa. Itene о miei sospiri
- Ф. Анерио. Сколько влюбленных юношей и нежных дев / F. Anerio. У lieti amanti е le fanciulle tenere
- К. Монтеверди. Твой ясный взор столь прекрасен и светел / С. Monteverdi. А ип giro sol de’ bell’ occhi lucenti
Скачать ноты
Источник