- Две девушки за фортепиано
- Описание картины «Две девушки за фортепиано»
- Интерьер с женщиной за пианино. Страндгед, 30
- Описание картины «Интерьер с женщиной за пианино. Страндгед, 30»
- Огюст Ренуар: «Девушки за фортепиано». Из цикла «Живописные истории»
- Мадемуазель Дио за фортепиано, Тулуз-Лотрек, 1890
- Описание картины:
- Девушки за фортепьяно (картина Ренуара)
Две девушки за фортепиано
Описание картины «Две девушки за фортепиано»
У самого бесстрашного и дальновидного французского маршана Поля Дюран-Рюэля в 1892 году открывается выставка. Выставка посвящена одному Ренуару. Еще 10 лет назад Дюран-Рюэль скупал у импрессионистов картины, чтоб они не умерли от голода, и идея такого мероприятия выглядела дерзко даже для него. А теперь ему пришлось собирать экспозицию, выпрашивая самые значимые полотна Ренуара у новых владельцев.
111 произведений, написанных совсем недавно и очень давно, оказались собраны в галерее и представлены восхищенным парижанам. За последние 20 лет они научились видеть иначе: солнечные блики на коже «Обнаженной» уже не кажутся им трупными пятнами, объемные, страстные мазки не выглядят мазней. На этой выставке происходит важное для 50-летнего Ренуара событие: впервые его картину покупает Департамент изящных искусств для Люксембургского музея. Когда-то продававший картины по 50 франков, Ренуар получает за нее 4 тысячи! Эта картина – «Две девушки за фортепиано» . Дальше ее ждала феерическая звездная судьба: Лувр, Галерея современного искусства Же-де-Пом и, наконец, Музей д’Орсе.
А пока французы привыкали к импрессионизму, каждый импрессионист уже подумывал, к чему приучать французов дальше, изобретал новые техники и замешивал на палитре новые краски. После путешествия в Италию, после встречи с Рафаэлем и Энгром Ренуар счистил со своей палитры весь этот яркий изумрудный и прозрачно-розовый, аккуратно выдавил краски из тюбиков с охрой и кобальтом и начал обводить фигуры настойчивым контуром. Он убежден, что импрессионизм недооценивал значение классического рисунка. Очень скоро ренуаровской палитре становится скучно – и он возвращает туда для начала красный, белый, черный и все остальные.
Картину «Девушки за фортепиано» Ренуар написал в тот восторженный период выхода из классицистического кризиса и обретения собственного живописного языка. «Жемчужный» период – называют его искусствоведы за особую, уже не импрессионистскую и не совсем не энгровскую, переливчатость цветов. И тени на платьях, и волосы двух девушек, и штора на заднем плане, и отблески света на рояле создают цельную переливающуюся, полную взаимных рефлексов, светящуюся изнутри маленькую вселенную, где все со всем связано и ничто друг без друга невозможно. В этот художественный мир ничего не добавишь и ничего не убавишь. Он идеально уравновешен.
Источник
Интерьер с женщиной за пианино. Страндгед, 30
Описание картины «Интерьер с женщиной за пианино. Страндгед, 30»
Сцена «Интерьер с женщиной за пианино. Страндгед, 30» , написанная в 1901 году, – это изящная и интроспективная медитация, относящаяся к пиковому периоду карьеры Вильгельма Хаммерсхёя. Эта работа, как и другие его самые загадочные картины, отличается изысканной палитрой хроматических оттенков серого, лаконичной композицией и гипнотической психологической сложностью. Хотя живописца часто рассматривают как обособленную фигуру в датском и европейском искусстве, его полотна поддерживают выразительный диалог с произведениями современников – Джеймса Макнейла Уистлера, Эдварда Мунка и Фернана Кнопфа.
В сдержанной и сбалансированной композиции видно раннее влияние Уистлера, чьи работы Хаммерсхёй хорошо знал и с кем безуспешно пытался встретиться. В палитре преобладают оттенки серого, белого, коричневого и чёрного, создающие таинственную атмосферу, характерную для картин датчанина.
Название предполагает, что произведение задумывалось как портрет, но в нём нет намёков на характер, наклонности, социальный статус модели или другие повествовательные элементы, присущие жанровым сценам того периода. Эта картина стала квинтэссенцией карьеры художника – изображение одинокой фигуры, изолированной в своём мире. Можно утверждать, что Хаммерсхёй отошёл от натурализма и окунулся в струю символизма, вливавшуюся в датское искусство. Впрочем, специалисты по творчеству живописца склонны считать, что его полотна не несут духовного или трансцендентального значения – он просто хотел изображать красоту в повседневном, а не делать какие-либо сложные заявления.
Художник и его жена переехали в свою квартиру на улице Страндгед в Копенгагене в 1898 году. Стены в комнатах были окрашены в холодный серый тон, отлично поглощавший и отражавший особый северный свет, который стремился передать Хаммерсхёй. Белые деревянные оконные рамы, двери и панели великолепно подходили для кадрирования композиций. Именно там появились картины, которые считаются самыми важными интерьерными сценами в творчестве живописца, – в том числе и настоящая работа.
Композиционные достоинства этого произведения основаны на уверенном использовании горизонтальных и вертикальных линий. Крышка пианино и настенная панель делит работу пополам; холодные серые оттенки плавно переходят в мягкий белый цвет скатерти на столе, который вторгается в пространство зрителя. Прямые углы картинных рам уравновешиваются эллипсами тарелок, а нестандартные формы масляной лампы и ножек пианино выровнены жесткими линиями деревянных планок, выходящих за пределы полотна. Хаммершой умело и легко передает текстуру льняной скатерти, холодную твёрдость посуды, мягкость куска масла.
В дополнение к этим написанным деталям картину отличает свет и тональность почти фотографического характера. Как Ян Вермеер, возможно, использовал камеру-обскуру в своём творчестве, Хаммерсхёй использовал фотографию, чтобы создать ощущение света и пространства, застывшего одновременно в настоящем и вневременном. Как писал датский искусствовед Поул Вад, «фотография – это одно из явлений, определяющих современность. Несомненно, фотографический аспект картин Хаммерсхёя объясняет то, почему художник, столь привязанный к традициям, писал картины, которые, тем не менее, относятся к современности и ощущаются современными по сей день» .
С момента своего создания картина «Интерьер с женщиной за пианино. Страндгед, 30» почти 90 лет хранилась в частной коллекции, а с 1989-го по 2017 годы трижды выставлялась на открытые торги. В последний раз она была продана 14 ноября 2017 года на аукционе Sotheby’s за 6 млн 211 тыс. долларов при эстимейте в 2,5 – 3,5 миллиона. На данный момент это самое дорогостоящее произведение Вильгельма Хаммерсхёя.
Источник
Огюст Ренуар: «Девушки за фортепиано». Из цикла «Живописные истории»
Вы находитесь в черном списке, поэтому не можете голосовать
Сначала немного цифр. В 1870 году французский арт-дилер Поль Дюран-Рюэль увлекся художниками-импрессионистами. Он скупал их картины, устраивал выставки, поддерживал материально, но… все поначалу было напрасно. Кроме гонений и оскорблений импрессионисты от публики не получали ничего. И все же через 17 лет (!) выставка импрессионистов в Нью-Йорке принесла, наконец, успех – и художественный, и финансовый.
Покровительствовал Поль и Огюсту Ренуару. В 1892 году дилер устраивает персональную выставку художника, показав парижанам, которые научились, наконец, видеть по-другому, 111 полотен Ренуара, которому уже 50. И вот на этой выставке первый раз в жизни одно полотно у художника приобретает за четыре тысячи франков Департамент изящных искусств (читай – государство) для музея Люксембургского сада. За четыре тысячи! А ведь когда-то он продавал свои полотна всего за жалкие 50. И этим полотном оказалась картина «Две девушки за фортепиано». В конце 20-х годов уже XX столетия картина переехала в Лувр, после Второй мировой войны в Национальный музей Же-де-Пом и, наконец, прочно «поселилась» в музее Орсэ.
Искусствоведы, надо признаться, до сих пор бодаются – к какому периоду отнести фортепианных красоток – к энгровскому или перламутровому. Дело в том, что Ренуар много ездил, и всегда кто-то на него влиял. Но художник любое влияние «перекладывал» на свой лад. Пусть искусствоведы спорят, а наше дело любоваться. И, скажу сразу, у этой картины в Орсэ всегда полно народу: уж очень переливаются краски на ней, уж очень она какая-то живая, оптимистичная, в чем-то сентиментальная. В свое время над ней издевались, говорили, что впору помещать девушек на коробку с конфетами.
А Ренуар не унывал никогда. Видимо, поэтому его оптимизм и радость жизни через краски и такое простое созерцание и самый простой сюжет передается и нам, зрителям XXI века.
И еще. Сохранилось немало набросков этой картины, поэтому у нее несколько названий. «Две девушки за фортепиано», «Девушки за пианино», «Девушки у пианино», «Дочери Лероль за пианино». Одно полотно «Девушки за пианино» находится в Петербурге в Государственном Эрмитаже. Ренуар не считал его наброском, поэтому и подписал. У Эрмитажной картины своя история. Она долгое время находилась в Германии и уже после войны была вывезена в Россию.
Источник
Мадемуазель Дио за фортепиано, Тулуз-Лотрек, 1890
- Автор:Анри де Тулуз-Лотрек
- Музей: Музей Тулуз-Лотрека (Альби)
- Год: 1890
Описание картины:
Портреты женщин, играющих на музыкальных инструментах не были редкостью в XIX веке. Написав „Мадемуазель Дио за фортепиано», Лотрек пополняет длинную традицию этой тематики, в которой ранее работали такие художники, как Мане (1832— 1883), Ренуар (1841—1919), а также Дега (1834—1917), который, как и Лотрек, был приятелем семьи Дио.
Дега написал портрет мадемуазель Дио двадцать лет назад. На полотне Лотрека мы видим в правом верхнем углу портрет, висящий на стене. Нетрудно догадаться, что это тот самый портрет кисти Дега. Изображая его на своем полотне, Лотрек как бы пытается сравняться с высоко ценимым художником. Влияние Дега заметно и в необычной композиции: рамка картины пересекает партитуру, вынесенную на первый план. Таким образом, зрителя как бы приглашают послушать игру пианистки.
Мадемуазель Дио изображена с подчеркнутой собранностью и строгостью — взгляд устремлен в партитуру, руки опускаются на клавиши, кажется, она полностью охвачена музыкой. По ее темному платью разбросаны голубые блики, резкие коричневые мазки подчеркивают теплоту волос, а клавиши фортепиано и партитура залиты зеленоватым светом.
Короткие, отрывистые мазки показывают, что в этот период (1888—1890) Лотрек был близок к неоимпрессионистам и Ван Гогу (эта картина восхитила Винсента, он писал брату Тео: «Картина Лотрека, портрет пианистки, по-настоящему затрагивает. Я смотрел на нес с восхищением»).
Источник
Девушки за фортепьяно (картина Ренуара)
«Де́вушки за фортепья́но» (фр. Jeunes filles au piano ) — картина, написанная в 1892 году французским художником Пьером Огюстом Ренуаром ( Pierre-Auguste Renoir , 1841—1919). Размер картины — 116 × 90 см, размер рамы — 159.5 × 132 см [1] [2] . Существуют также другие варианты перевода названия этой картины — «Две девушки за фортепьяно», «Девушки у пианино», «Девушки у рояля» и пр.
На картине изображены две молодые девушки: одна сидит у фортепьяно, а другая стоит рядом с ней. Обе девушки внимательно и увлечённо смотрят на ноты, по-видимому, подбирая какую-то мелодию. Такая спокойная, идиллическая картина была символом французской буржуазной культуры того времени [3] .
Картина была выставлена на выставке Ренуара 1892 года, и в том же году была куплена Музеем в Люксембургском саду. Это была первая картина художника (которому к тому времени исполнилось уже 50 лет), закупленная для государственного собрания. С 1929 года картина находилась в собрании Лувра, а с 1947 года — в национальной галерее Же-де-Пом (фр. Jeu de Paume ). В 1986 году картина была передана в Музей Орсе, где она и находится до сих пор [1] .
Существуют по крайней мере три другие картины Ренуара с похожей композицией — две в частных коллекциях [2] и одна в нью-йоркском Метрополитен-музее [4] [5] . Кроме этого, есть масляный эскиз в парижском Музее Оранжери [6] и рисунок пастелью в частной коллекции [2] . Ещё один набросок находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге — он поступил туда из бывшего собрания Отто Кребса в Хольцдорфе [7] .
Источник