Кастальский братское поминовение ноты

Кастальский братское поминовение ноты

Александр Кастальский. «Братское поминовение». Редакция для хора солистов и органа.

Юлия Корпачева (сопрано)
Дмитрий Фадеев (бас)
Алексей Маслов (тенор)
Галина Мишулина (меццо-сопрано)
Любовь Шишханова (орган)

Московский мужской кам. хор «Кастальский»
Худ. руководитель и дирижёр — Алексей Рудневский

Хоровая капелла «Ярославия»

Хормейстеры:
Александр Безухов,
Елена Вербицкая

Главный хормейтер:
Сергей Березовский

Дирижёр — Алексей Рудневский

Запись произведена в г. Ярославле 17 декабря 2006 года

КАСТАЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ (1856–1926), русский композитор, хоровой дирижер, исследователь русского музыкального фольклора; один из инициаторов т.н. «нового направления» в русской духовной музыке конца 19 – начала 20 вв.
Родился в Москве 16 (28) ноября 1856 в семье священника. В 1876–1881 учился в Московской консерватории, но завершил курс много лет спустя – в 1893 в композиторском классе С.И.Танеева. Некоторое время преподавал и дирижировал разными хорами в провинции. С 1887 педагог фортепиано в Синодальном училище церковного пения, затем там же помощник регента Синодального хора, с 1900 регент, с 1910 директор Синодального училища и хора. После преобразования училища в Народную хоровую академию в 1918 руководил ею вплоть до закрытия в 1923. С 1922 профессор Московской консерватории, декан дирижерско-хорового отделения, заведующий кафедрой народной музыки.
Умер Кастальский в Москве 17 декабря 1926.

Кастальский – автор около 200 духовных сочинений и переложений, составлявших основу клиросного (и в большой мере концертного) репертуара Синодального хора в 1900-х годах. Композитор первым сумел доказать органичность соединения древнерусских распевов с приемами народного крестьянского многоголосия, а также с традициями, сложившимися в клиросной практике, и с опытом русской композиторской школы. Нередко Кастальского называли «Васнецовым в музыке», имея в виду прежде всего роспись В.М.Васнецовым Владимирского собора в Киеве, восстановившую традиции монументальной фрески в национальном стиле: стиль духовной музыки Кастальского, где едва ощутима грань между переложением (обработкой) традиционных распевов и сочинением в их духе, также отмечен объективностью и строгостью. В качестве директора Синодального училища Кастальский осуществлял его преобразование в Академию церковной музыки, с обучением по программам, превышающим уровень консерватории.

Важным направлением его деятельности была «музыкальная реставрация»: в частности, им осуществлена реконструкция древнерусской литургической драмы Пещное действо; в цикле Из минувших веков представлено в музыкальных картинах искусство Древнего Востока, Эллады, Древнего Рима, Иудеи, Руси и др. Кастальский создал монументальную кантату-реквием для солистов, хора и оркестра Братское поминовение героев, павших в великую войну (1916; памяти воинов союзных армий Первой мировой войны на русские, латинские, английские и другие тексты; вторая редакция для хора без сопровождения – Вечная память на церковнославянский текст панихиды, 1917). Автор песнопений, сочиненных специально к интронизации патриарха Тихона на Поместном соборе Русской православной церкви 1917–1918. Среди светских произведений опера Клара Милич по Тургеневу (1907, поставлена в Опере Зимина в 1916), Песни о Родине на стихи русских поэтов для хора без сопровождения (1901–1903). Кастальский – автор теоретических трудов «Особенности народно-русской музыкальной системы» (1923), «Основы народного многоголосия» (издан в 1948). По его инициативе курс народного музыкального творчества был введен сначала в Синодальном училище, а затем в Московской консерватории.

В начале 1920-х годов Кастальский некоторое время искренно пытался соответствовать «требованиям современности» и создал несколько малоудачных произведений для хора и оркестра народных инструментов, Сельскохозяйственную симфонию и др., а также обработки советских «революционных» песен. Долгое время его духовное творчество находилось в полном забвении на родине; в наши дни Кастальский признан мастером «нового направления» в русской церковной музыке.
________________________________

Год выпуска: 2006
Формат: MP3
Продолжительность: 00:47:57
Размер: 87 Mb

1. Со святыми упокой (Requiem aeternam)
2. Ектения (Kyrie eleison)
3. Сам Един еси Безсмертный (Rex tremendae)
4. Молитву пролию (Ingemisco)
5. Ты еси Бог, сошедый во ад (Confutatis)
6. Покой, Господи (Lacrimosa)
7. Аллилуия, Глубиною мудрости (Domine Jesu)
8. Покой, Спасе наш (Hostias)
9. Свят (Sanctus)
10. Упокой, Боже (Agnus Dei)
11. Тройная ектения (Kyrie eleison)
12. Вечная память (Requiem aeternam)

Если ссылка устарела, пишите — постараемся восстановить.

Источник

Тема: А.Д. Кастальский. Оратория «Братское поминовение».

Опции темы
Поиск по теме

А.Д. Кастальский. Оратория «Братское поминовение».

«Памяти жертв Первой мировой войны». Такое посвящение предпослано партитуре оратории Александра Дмитриевича Кастальского «Братское поминовение» для солистов, хора и оркестра, которая на днях выходит в издательстве «П. Юргенсон». «Первая мировая война. Только сейчас, спустя сто лет, историки и общественность начинают осознавать, насколько глубоки ее следы и раны в мировой истории XX века, переполосованного войнами и революциями, — говорится в предисловии к партитуре. — Отдавая дань памяти мы начинаем особенно внимательно вглядываться и вслушиватся в лики и голоса той эпохи. Оратория «Братское поминовение была создана в 1915 г., а в 1917 одна из ее версий под названием «Вечная память героям» была напечатана издательством «П. Юргенсон», которое публиковало почти все сочинения этого замечательного композитора.
Верное своим традициям, нынешнее издательство «П. Юргенсон» впервые выпускает «Братское поминовение» А. Кастальского для солистов, хора и органа, о чем мечтал сам композитор. Проект осуществлен совместно с Московской государственной консерваторией при участии коллектива музыкантов — признанных мастеров своего дела. Особая заслуга в этом принадлежит музыковеду С. Зверевой, которая извлекла из архива и основательно проработала рукопись композитора, и известной органистке, профессору Московской консерватории Л. Шишхановой, выполнившей редакцию органной партии.
Появление органа в партитуре сочинения Кастальского символично, ибо наряду с напевами разных стран, включенными в ее музыкальную ткань, его голос внисит важную смысловую окраску в это сочинение, задуманное как своего рода межконфессиональный реквием.
Пролежавшая много лет в архивах, эта версия «Братского поминовения» с выходом настоящей публикации, безусловно, получит свое второе рождение и войдет в золотой фонд хоровой музыки».

Презентация нового издания, оратории «Братское поминовение» А.Д. Кастальского, выходящей в издательстве «П. Юргенсон» состоится 6 октября 2014 г. в 16.00 в Конференц-зале МГК им. Чайковского. Конференц-зал располагается в третьем учебном корпусе консерватории, напротив Рахманиновского зала. Проведение презентации именно в этом здании глубоко символично, ведь именно здесь располагалось Синодальное училище, в котором Кастальский прослужил 31 год. В 1910-м он становится директором училища. При нем оно по сути, как пишут музыковеды, превратилось в первую русскую духовную консерваторию.
7 октября в Концертном зале имени Чайковского прозвучит само сочинение: http://meloman.ru/concert/k-100-letiyu-nachala-vojny/

Re: А.Д. Кастальский. Оратория «Братское поминовение».

http://www.colta.ru/news/4902
Во вторник, 7 октября, в Концертном зале имени Чайковского в Москве состоится концерт, посвященный 100-летию начала Первой мировой войны. Впервые в истории «Братское поминовение» Александра Кастальского будет исполнено тремя хорами из России, Германии и Австрии.
На сайте Московской филармонии будет проводиться интернет-трансляция концерта.
Имя Александра Кастальского (1856–1926) связано с эпохой расцвета русского церковно-певческого искусства начала XX века. Выдающийся русский церковный композитор стоял во главе «Нового направления церковной музыки», объединившего имена Павла Чеснокова, Александра Гречанинова и Сергея Рахманинова.
«»Братское поминовение» А. Кастальского написано в дни Первой мировой войны, и в основе идеи этого сочинения – поминовение жертв войны по обе стороны окопов. Совместное исполнение этого выдающегося произведения русской музыки силами трех хоров разных стран и конфессий является лучшим воплощением замысла автора, что впервые стало возможно лишь в наше время», — говорит ректор Московской консерватории Александр Соколов:
Исполнители:

  • «Фигуральхор» из Кельна (42 человека), дирижер Рихард Майлэндер (Германия);
  • хор Кафедрального собора города Граца (34 человека), дирижер Йозеф Деллер (Австрия);
  • мужской хор «Кастальский-капелла» (14 человек);
  • студенты Московской консерватории (15 человек);
  • инструментальный ансамбль студентов Московской консерватории (10 человек);
  • Любовь Шишханова (орган, Россия);
  • Мартина Майлэндер (орган, Германия);
  • Йоханн Труммер (орган, Австрия).

В рамках проекта в издательстве «Музыка» в октябре выходит в свет первая редакция «Братского поминовения» Кастальского для солистов, хора и органа.
Вторая часть проекта пройдет в Германии и Австрии: 7 ноября состоится совместное исполнение тремя хорами «Братского поминовения» в Кельнском соборе, 9 ноября — в кафедральном католическом соборе Граца.

Источник

Кастальский братское поминовение ноты

Александр Кастальский
«Братское поминовение»
Редакция для хора, солистов и органа

1. Со святыми упокой (Requiem aeternam)
2. Ектения (Kyrie eleison)
3. Сам Един еси Безсмертный (Rex tremendae)
4. Молитву пролию (Ingemisco)
5. Ты еси Бог, сошедый во ад (Confutatis)
6. Покой, Господи (Lacrimosa)
7. Аллилуия, Глубиною мудрости (Domine Jesu)
8. Покой, Спасе наш (Hostias)
9. Свят (Sanctus)
10. Упокой, Боже (Agnus Dei)
11. Тройная ектения (Kyrie eleison)
12. Вечная память (Requiem aeternam)

Солисты:
Юлия Корпачева (сопрано)
Дмитрий Фадеев (бас)
Алексей Маслов (тенор)
Галина Мишулина (меццо-сопрано)
Любовь Шишханова (орган)
Московский мужской кам. хор «КАСТАЛЬСКИЙ»
Худ. руководитель и дирижёр — Алексей Рудневский
Хоровая капелла «ЯРОСЛАВИЯ»
Хормейстеры:
Александр Безухов
Елена Вербицкая
Главный хормейтер:
Сергей Березовский

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1569)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (296)
  • Скрипичная (187)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (94)
  • Народная (55)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1511)
  • Музыкальные жанры и формы (727)
  • Концерт (244)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (81)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (444)
  • Танцовщики (198)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (381)
  • Певцы (357)
  • Музыканты (354)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (111)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (247)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (202)
  • Музыкальная культура народов мира (163)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (108)
  • Музыкальный словарь (102)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

АЛЕКСАНДР КАСТАЛЬСКИЙ — основоположник «нового русского стиля» в духовной музыке и его «русский реквием»-кантата«Братское поминовение»


АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ КАСТАЛЬСКИЙ (1856–1926), русский композитор, хоровой дирижер, исследователь русского музыкального фольклора; один из инициаторов т.н. «нового направления» в русской духовной музыке конца 19 – начала 20 вв.
Родился в Москве 28 ноября 1856 в семье священника. В 1876–1881 учился в Московской консерватории, но завершил курс много лет спустя – в 1893 в композиторском классе С.И.Танеева. Некоторое время преподавал и дирижировал разными хорами в провинции. С 1887 педагог фортепиано в Синодальном училище церковного пения, затем там же помощник регента Синодального хора, с 1900 регент, с 1910 директор Синодального училища и хора. После преобразования училища в Народную хоровую академию в 1918 руководил ею вплоть до закрытия в 1923. С 1922 профессор Московской консерватории, декан дирижерско-хорового отделения, заведующий кафедрой народной музыки.
Умер Кастальский в Москве 17 декабря 1926.

Кастальский – автор около 200 духовных сочинений и переложений, составлявших основу клиросного (и в большой мере концертного) репертуара Синодального хора в 1900-х годах. Композитор первым сумел доказать органичность соединения древнерусских распевов с приемами народного крестьянского многоголосия, а также с традициями, сложившимися в клиросной практике, и с опытом русской композиторской школы.

Милосердия двери отверзи нам

Нередко Кастальского называли «Васнецовым в музыке», имея в виду прежде всего роспись В.М.Васнецовым Владимирского собора в Киеве, восстановившую традиции монументальной фрески в национальном стиле: стиль духовной музыки Кастальского, где едва ощутима грань между переложением (обработкой) традиционных распевов и сочинением в их духе, также отмечен объективностью и строгостью. В качестве директора Синодального училища Кастальский осуществлял его преобразование в Академию церковной музыки, с обучением по программам, превышающим уровень консерватории.

Важным направлением его деятельности была «музыкальная реставрация»: в частности, им осуществлена реконструкция древнерусской литургической драмы Пещное действо; в цикле Из минувших веков представлено в музыкальных картинах искусство Древнего Востока, Эллады, Древнего Рима, Иудеи, Руси и др.
Кастальский создал монументальную кантату-реквием для солистов, хора и оркестра Братское поминовение героев, павших в великую войну (1916; памяти воинов союзных армий Первой мировой войны на русские, латинские, английские и другие тексты; вторая редакция для хора без сопровождения – Вечная память на церковнославянский текст панихиды, 1917). Автор песнопений, сочиненных специально к интронизации патриарха Тихона на Поместном соборе Русской православной церкви 1917–1918. Среди светских произведений опера Клара Милич по Тургеневу (1907, поставлена в Опере Зимина в 1916), Песни о Родине на стихи русских поэтов для хора без сопровождения (1901–1903).

Кастальский – автор теоретических трудов «Особенности народно-русской музыкальной системы» (1923), «Основы народного многоголосия» (издан в 1948). По его инициативе курс народного музыкального творчества был введен сначала в Синодальном училище, а затем в Московской консерватории.

В начале 1920-х годов Кастальский некоторое время искренно пытался соответствовать «требованиям современности» и создал несколько малоудачных произведений для хора и оркестра народных инструментов, Сельскохозяйственную симфонию и др., а также обработки советских «революционных» песен. Долгое время его духовное творчество находилось в полном забвении на родине; в наши дни Кастальский признан мастером «нового направления» в русской церковной музыке.

Кантата-реквием Александра Дмитриевича Кастальского называется полностью «Братское поминовение героев, павших в великую войну» и принадлежит к числу уникальных сочинений.

Написанное в годы Первой мировой войны, оно является единственным в истории музыкальным монументом, посвящённым её жертвам. Стремясь, чтобы «Братское поминовение» — «Русский реквием» стал мировым достоянием, Александр Кастальский использовал в нём религиозные песнопения стран антигерманской коалиции.
Это произведение — самое крупное в творческом наследии Александра Кастальского и было написано в самом расцвете его творческой биографии. Замысел создания композиции возник в первые же месяцы войны. Черновой десятистраничный вариант произведения, в котором звучали православные и католические церковные распевы, был готов к январю 1915г. Летом того же года Кастальский написал ещё две части, в которых использовал песнопения англиканской церкви. К концу 1915 года партитура первой редакции сочинения, облечённого в форму католического реквиема и изложенного для хора, солистов и органа, была завершена.
Премьера должна была произойти в Петербурге на торжественном приёме в честь представителей союзных держав.
Однако, по неизвестным причинам концерт не состоялся.
Вторая редакция «Братского поминовения» для хора, солистов и оркестра, опубликованная в 1916 году, уже далеко выходила за рамки церковного жанра.
Сочинение мыслилось композитором как некое гражданское поминальное действо у братских могил. В 1917 году были написаны ещё три части, в которых отдавалась дань румынским, греческим, португальским и американским союзникам.
Сочинение, дополнявшееся всё новыми и новыми частями, превратилось в своего рода музыкальную хронику той войны.

Созданная в связи с Первой мировой войной композиция не стала уделом истории и не потеряла своей актуальности и в наше время. Замечательное мастерство Кастальского, воспевающего идею вечной жизни, и является залогом вечной жизни самого «Братского поминовения» как выдающегося памятника русского музыкального искусства.

Эта музыка никогда не исполнялась в СССР. Спустя много десятилетий в дни празднования 150-летнего юбилея со дня рождения композитора в 2006 году состоялась мировая премьера — «Братское поминовение» прозвучало в Глазго в исполнении Камерного хора университета Стратклайд под управлением Алана Тавенера. А затем этому произведению аплодировали в соборе Святого Павла в Лондоне, потом в Штатах. На родине композитора оно прозвучало позднее в Ярославле — в исполнении сводного хора, состоящего из капеллы «Ярославия» и Московского мужского камерного хора «Капелла Кастальского» под управлением А.Рудневского. Партию органа тогда исполнила народная артистка России Любовь Шишханова. Затем состоялось исполнение в Санкт-Питербурге в храме Спаса на Крови в исполнении хора Мариинского театра под управлением А.Петренко.

АЛЕКСАНДР КАСТАЛЬСКИЙ
кантата-реквием
«Братское поминовение»

(12 частей кантаты,описание каждой ниже)
1. Со святыми упокой (Requiem aeternam)

2. Ектения (Kyrie eleison)

3. Сам Един еси Безсмертный (Rex tremendae)

4. Молитву пролию (Ingemisco)

5. Ты еси Бог, сошедый во ад (Confutatis)

6. Покой, Господи (Lacrimosa)

7. Аллилуия, Глубиною мудрости (Domine Jesu)

8. Покой, Спасе наш (Hostias)

10. Упокой, Боже (Agnus Dei)

11. Тройная ектения (Kyrie eleison)

12. Вечная память (Requiem aeternam)

Ектения́, в богослужении — название последовательности молитвенных прошений. Ектения — одна из главных составных частей богослужения, входит в состав большей части богослужений в православной церкви .

О кантате-реквиеме «Братское поминовение»

Первая мировая война глубоко потрясла композитора. В своих воспоминания А. Д. Кастальский так пишет об этом: «Но вот разразилась небывалая война… Кого она не захватила? Её событиям композитор посвятил один из крупнейших музыкальных памятников – реквием для хора, солистов, органа и оркестра «Братское поминовение» (1916). В следующем году была опубликована и другая его версия для хора a cappella, названная композитором «Вечная память героям».

Работа над «Братским поминовением» началась в первые же месяцы войны. Замысел этого произведения был необычен. Это своеобразная панихида по бойцам, павшим в первой мировой войне. Первоначальный замысел заключался в создании заупокойного поминального сочинения, которое было бы приемлемо для людей различных христианских конфессий, входящих в состав государств антигерманской коалиции – Антанты. Складывание грандиозной партитуры «Братского поминовения» было своего рода зеркалом военных сводок о вступлении в войну тех или иных союзных стран. В оратории использовались подлинные мелодии народов, участвовавших в войне, иногда с точными ссылками на этнографические источники.

Для такого межконфессионального сочинения необходимо было изобрести некую новую форму. Традиционная православная панихида, точно так же, как и католический реквием, в их чистом виде не годились. Поэтому композитор, взяв за основу католический реквием, оставил те его части, которым нашел образные аналоги в русской панихиде. Получился некий «Русский реквием»(выражение Б.В. Асафьева), состоящий из двенадцати частей:
1. Requiem aeternam.
2. Kyrie eleison.
3. Rex tremendae.
4. Ingemisco.
5. Confutatis.
6. Lacrymosa.
7. Domine Jesu.
8. Hostias.
9. Sanctus.
10. Agnus Dei.
11. Kyrie eleison.
12. Requiem aeternam.

Данью католическо- англиканской традиции было использование оркестра и органа, а также сольных и ансамблевых номеров с инструментальным сопровождением.

Как полагал композитор, положенный в основу сочинения музыкальный материал должен был быть непременно оригинальным. Совершив большую изыскательскую работу, Кастальский подобрал ряд русских, католических, англиканских и сербских песнопений, которые положил в основу произведения. Общепонятными должны были быть не только форма и мелодика, но и литературный язык. Поэтому все вокально-хоровые номера были подтекстованы на церковно-славянском, латинском и английском языках. В начале 1916 года, когда перед Кастальским встала проблема исполнения сочинения, выяснилось, что использование в нем церковно-славянского текста должно получить одобрение Синода и что такое одобрение композитором вряд ли будет получено. Поэтому Кастальский дает церковно-славянским песнопениям их свободный литературный перевод, используя для этого стихотворные тексты А. К. Толстого, П. П. Бажова, протоиерея С. Слободского. Весной 1916 года Кастальский вводит в партитуру «Поминовения» две оркестровые интерлюдии, в которых отдает дань принимавшим участие в военных действиях индусам и японцам. В своих письмах другу он пишет: «Для меня важно показать, что не забыты и азиаты».

Таким образом, «Поминовение» состояло уже из четырнадцати частей. В 1917 году литографским способом были изданы еще три номера, один из которых родился после знакомства Кастальского с членами американского посольства. Этот номер был призван, как писал композитор, отметить в его сочинении «вступление американцев в противугерманский союз». В 1917 году появилась и авторская программа сценического исполнения семнадцатичастной редакции «Поминовения», согласно которой действующими лицами и исполнителями сочинения были: кардинал, отроки в белых одеяниях, английская, румынская и итальянская сестры милосердия, греческий церковник, группы русских крестьянок, черногорцев и сербов, американцы, индусские воины и жрецы, японская религиозная процессия, а также хор.

Задуманное как панихида сочинение, в конце концов, превратилось в огромное музыкально-историческое действо. Легкость перехода А.Д.Кастальского к сценической форме можно объяснить тем обстоятельством, что замысел «Панихиды» был воплощен им в другом произведении, родившемся из недр «Братского поминовения» и увидевшем свет в 1917 году. Работая над «Братским поминовением» и столкнувшись с необходимостью отказаться от церковно-славянского текста, Кастальский решил осуществить хоровую редакцию «Братского поминовения», которую озаглавил «Вечная память героям» и предназначил для исполнения в русских церквах за богослужением.

В этом произведении тема получила ярко выраженную русскую православную ориентацию. Структура католического реквиема и разноязычие сменились церковно-славянским языком и последованием канонических песнопений панихиды, в числе которых «Ектенья», «Аллилуйя и Глубиною мудрости», «Покой, Спасе наш», «Покой, Господи», «Молитву пролию», «Со святыми упокой», «Сам Един еси бессмертный», «Ты еси Бог», «Упокой, Боже», «Тройная ектенья», «Вечная память».

Первый номер, «Ектенья», представляет собой монументальную хоровую заставку – образ соборной молитвы. Начинается ектенья с сольной партии альта, а затем присоединяется постепенно весь хор. Такой способ исполнения песнопения восходит к древней русской традиции петь с головщиком. Головщик, или «начальный певец» начинает песнопение, и когда прочие певцы узнают напев, то присоединяются к головщику. (В отличии от канонарха головщик никогда не подсказывает текста, он только начинает пение.) А. Д. Кастальский начинает своё произведение именно с такого запева.

Музыка этой части основана также на католических и сербских распевах. Она аналогична «Kyrie eleison» «Братского поминовения», из которого заимствуются целые фрагменты хоровой партитуры. Из раннего сочинения приходит и идея сольных запевов. В концертном исполнении они заменяют собой дьяконские возглашения. При богослужебном пении эти запевы произносятся дьяконом.

Следующий номер – «Аллилуйя и Глубиною мудрости» для баса соло и хора – представляет собой дословное повторение хоровой и вокальной строчек номера «Domine Jesu», основанного на русском знаменном распеве. Здесь мы видим характерное для знаменного распева поступенное движение в мелодии, опевание звуков.

Отдельные мотивы темы партии баса соло затем повторяется в хоровой партитуре, попеременно в разных голосах.

Следующий номер «Панихиды» – седален «Покой, Спасе наш» – можно назвать островом нежнейшей лирики. Хор основан на русских и католических распевах.

Краткий четвертый номер – «Покой, Господи» (католический напев) – возник в результате повторения хоровой партитуры заключительного раздела хора «Lacrymosa», обогащенного хоровой басовой педалью, заимствованной из упраздненной оркестровой партии. Будучи красивым и выразительным, этот хор не несет, однако, большой смысловой нагрузки и является, скорее, связующим звеном между светлой нежной третью частью и частью пятой – драматическим покаянным монологом «Молитву пролию» для тенора соло и хора. Этот хор был сочинен Д. А. Кастальским специально для «Панихиды».

Пятый номер, а также следующие за ним три хора представляют собой цепь кульминаций цикла. В этом ряду кондак «Со святыми упокой» является «тихой» кульминацией, основанной на красивой кантиленой, как бы бесконечной мелодии. Этот номер представляет собой обработку известной обиходной мелодии. Вот что пишет рецензент «Русских ведомостей»об исполнении этого номера Синодальным хором в 1916 году: «Исполнялись отрывки из «Братского поминовения павших героев». …Уже первый из исполненных отрывков, – разработанная обиходная мелодия «Со святыми упокой» – повергла слушателей в благоговейное настроение. Ведь нельзя словами рассказать, как гениально сливалась всем известная глубочайшая обиходная мелодия с контрапунктическими орнаментами высоких мужских голосов, – орнаментами, за душу хватающими своей скорбью».

Седьмой хор «Сам Един» – основан на русских и католических распевах. Развитие музыки идет в зависимости от текста. В начале хора, когда мы слышим прославление имени Божия, музыка звучит в торжественном, аккордовом исполнении, возможно, близком к католическому распеву. Пример 5а. Когда речь идет о человеке и его смерти «Земнии убо от земли создахомся», «яко земля еси и в землю отыдеши», музыка постепенно переходит в нижний регистр, мелодия звучит у теноров и басов, в то время как у сопрано и альта – пауза. И именно здесь А. Д. Кастальский применяет знаменитую секвенцию «Dies irae». Мелодия тенора переходит в выдержанную терцию, а изложение темы «Dies irae» происходит в басовой партии.

Находясь в центре заупокойного богослужения, хор «Сам Един» является его высшей кульминационной вершиной.

Восьмой хор – тропарь «Ты еси Бог, сошедый во ад», повторяющий хоровую партитуру номера «Средь груды тлеющих костей» («Confutatis») – последняя вершина в цепи кульминаций. Непривычна для языка композитора стилизация этого номера. Вначале хор звучит тяжело и торжественно, в хоральной фактуре угадывается обращение композитора к английскому религиозному песнопению. Но вся музыка произведения проникнута русской интонацией, и заканчивается хор мелодией близкой знаменному распеву. Тихо и умилительно звучит просьба о упокоении рабов Божиих.

Девятый хор – «Упокой, Боже», в основу которого положен сербский распев. Хор представляет собой светлое молитвенно-сосредоточенное песнопение.

«Тройная («сугубая») ектенья» – это монументальное хоровое заключение – соборная ектенья всех народов. Она также была заимствована композитором из финального номера «Братского поминовения» – «Kyrie eleison». В этом номере проходят основные темы сочинения, характеризующие все участвовавшие в действе войска.

Венчающий сочинение эпилог: «Вечная память» провозглашается солистами и хором. Во время первого исполнения этого номера на концерте синодального хора вся аудитория слушала его стоя. Так пишет об этом событии рецензент «Русских ведомостей»: «А дальше настроение лишь углублялось и крепло, так как безмолвное вставание всей аудитории при пении «Вечной памяти» оказалось вполне естественным, внутренне необходимым. Иные крестились при этом, кто-то подавленно всхлипнул, забелели платки, и многие украдкой смахнули нежданную слезу».

Так, в «Братском поминовении», а затем и «Вечной памяти героям» А. Д. Кастальским была предпринята попытка объединить всех людей в молитве к Творцу. Используя религиозные песнопения разных конфессий, он пытался сделать понятным это произведение для всех народов независимо от вероисповедания. В этой музыке можно услышать и смирение, покорность воле Божией, и эмоции людей переживших утрату, и интонацию смягчающую боль и приносящую утешение.

Для религиозного человека, каким являлся А. Д. Кастальский, смерть не была крушением, неотвратимым трагическим концом бытия, но переходом в жизнь вечную. Всё это и имеет своё отражение, как в «Братском поминовении», так и в панихиде «Вечная память героям».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, «Братское поминовение» и редакция этого произведения для хора a cappella «Вечная память героям» – это уникальные произведения А. Д. Кастальского. Написанное в годы Первой мировой войны они являются своеобразной музыкальной хроникой, отразившей вступление в войну союзников России. Это и попытка приблизиться к идеалу всемирного храма. Это и сочетание православного и католического богослужебных чинов и жанров (Панихиды и Реквиема). При этом поразительна всемирная полиязыковая природа музыки в данном сочинении, позволяющая тематическому материалу одинаково точно соответствовать и каноническим церковнославянским и латинским текстам и стихотворным переложениям. Наконец, это энциклопедичность в отражении погребального пения разных народов, создаваемая обилием цитат. Вместе с тем произведение отличает удивительная национальная укорененность, одухотворенность русской интонацией, «русским духом».

Не удивительно, что судьба такого сочинения оказалась трудной. При жизни композитора «Братское поминовение» исполнялось лишь однажды: премьера состоялась в Мариинском театре 7 января 1917 года. До этого, в 1916 году, на концерте, посвященном Кастальскому, Синодальным хором под управлением Н.Данилина были исполнены три номера из цикла: «Со святыми упокой», «Покой, Спасе», и «Вечная память». Ни в том, ни в другом случае замысел композитора не был воплощен.

На фоне тяжелых испытаний начала ХХ века, обрушившихся на Россию, русскую церковь и русскую культуру, интерес к наследию А. Д. Кастальского, казалось бы, безвозвратно угас. Но память о композиторе и его творческом наследии продолжала потаенно жить как в российской церковной среде, так и в русской эмиграции. В наши дни церковная музыка А. Д. Кастальского возвращена из забвения. В 2006 году, когда исполнилось 150 лет со дня рождения А. Д. Кастальского российские, а также зарубежные хоры и дирижеры почтили память композитора исполнением его сочинений. В Глазго и Лондоне в исполнении камерного хора университета Стратклайд под управлением Алана Тавенера состоялось первое исполнение сочинения Кастальского «Братское поминовение» в авторской редакции для хора, солистов и органа, на латыни и английском языке. Монументальная композиция прозвучала в дни официального поминовения жертв Первой мировой войны, память о которых многие десятилетия чтут в Великобритании. Продолжилось празднование юбилея А. Д. Кастальского в Петербурге, в храме Спаса на Крови. Хор Мариинского театра под управлением Андрея Петренко в концерте из сочинений А. Д. Кастальского исполнил «Братское поминовение» в редакции для хора без сопровождения, на церковно-славянском языке («Вечная память героям»). И, наконец, венцом празднований стало совместное исполнение первой редакции «Братского поминовения» московским мужским камерным хором имени А. Д. Кастальского и ярославской хоровой капеллой «Ярославия», под управлением А. Рудневского. Исполнение «Братского поминовения» во время юбилейных торжеств стало достойной данью памяти замечательному русскому композитору.

Несмотря на многие годы забвения, произведения А. Д. Кастальского по-прежнему востребованы и звучат в православных храмах. Приемы работы с хором и теоретические труды изучаются современными регентами.

Рубрики: Музыка/Духовная
Композиторы
Музыкальная культура народов мира

Метки: кантата-реквием Кастальский русские композиторы

Процитировано 4 раз
Понравилось: 9 пользователям

Источник

Читайте также:  Табы для 5 струнной бас гитары для начинающих
Оцените статью