Кастильская сюита для гитары

Гитара музыкальная 27. Федерико Морено-Торроба

Гитара в музыке XX века.

83.
Морено-Торроба Федерико (исп. Federico Moreno Torroba) (1891–1982) – выдающийся испанский композитор. Родился в Мадриде 3 марта 1891 года, умер 12 сентября 1982 г. в возрасте 91 года. Первым учителем музыки Морено-Торробы был его отец. Музыкальный талант проявился у Федерико очень рано и он поступил в Национальную консерваторию музыки, где учился у Конрада дель Кампо, замечательного музыкального педагога того времени. Произведения Ф. Морено-Торробы рассматриваются как важные вехи в развитии всех трех творческих областей испанской музыки, в которых он проявил свой талант: в оркестровом жанре, в гитарной музыке и в сарсуэле (традиционной испанской комической опере).

Именно Федерико Морено-Торроба, один из лучших гитарных композиторов XX века, заслуживает похвалы, которую поэт Рубен Дарио адресовал гениальному испанскому художнику Гойе: «Капризный замысел твой – / размешивать свет дневной / прохладой и тьмой ночной». И далее, углубляя эту поэтическую антитезу, он пишет: «Пленяет кисть колдовская, / То светом сердце сжигая, / То мрак души раздвигая». Действительно, Морено-Торроба создавал совершенно земную и очень контрастную музыку.

Федерико Морено-Торроба вполне мог бы присоединить свое слово к стихам никарагуанского гения Рубена Дарио: «Небесной музе предпочту земную!» Трепетнейшее из наших чувств, душевные терзания Вилла-Лобоса, или светозарный дух Родриго вне его сферы. Портрет композитора вполне узнается в гениальном стихотворении Рубена Дарио:

Читайте также:  Преданней собаки нету существа ноты

Вот табуны коней горячих несутся по степным просторам,
покорные не богу Пану, а человеку с ясным взором.
В его руках, простых и нежных, гудит пылающая лира,
он к нам пришел из Океана, над ним сияет солнце мира.
В нем слово каждое весомо, любая истина конкретна,
он – точность речи, четкость речи на всем пространстве континента,
Кровь, яростная кровь струится в его созвучьях, полных света,
когда она волной взмывает, душа восторгами согрета:
Пегас храпит и горячится, он наклоняется к былинкам,
на влажных росных луговинах, принадлежавших древним инкам,
Он понимает домового, всей нечисти домашней норов,
и сладость пот, и вновь и снова печаль пчелиных разговоров!
Но к тучам он трубу вздымает, к Востока пламенным алмаза,
он слился с ветром воедино, Поэт, который будит разум;

в порывах ветра он вещает о Мысли, о ее победе
и сердцем ярость ощущает в торжественном звучанье меди!
Он ведает о Чимборасо, об Андах и об Амазонке,
Его стихи полны величья, и ослепительны, и звонки!
Он словно Дон Кихот, шагает к недостижимейшему счастью.
Живет Америки любовью и племенной кастильской страстью,
и, весь гармонией окутан, в красе весны, пришедшей снова,
прославлен доблестью герой, велик деяньями святого!

Это поэтическое откровение исчерпывающим образом характеризует композитора Морено-Toppоба.

Пожалуй, ближе всех к Хоакину Родриго, гениальному выразителю испанского национального духа стоял Федерико Морено-Торроба, его Сонатина ля мажор подобна изящной арабеске, в которой неукротимая народно-танцевальная стихия сменяется мудрым созерцанием красоты родного края. В финале пьесы торжествует праздник жизни, и во всем этом присутствует духовное родство автора с любимой Испанией.

Бургалеска Тарробы обворожительна; в ней слышен безыскусный народный напев, где есть некая спокойная красота, мудрое созерцание мира, внемлющего тишине.

Его Ноктюрн симпатичен не только внешним испанским колоритом. В этой пьесе внимательные слушатели разглядят ее подоснову – так сказать, родриговскую духовность, которую можно определить тремя эстетическими категориями: свет, ясность, простота.

И впрямь: вечное просто, как наигрыш свирели.

«Преамбула для гитары» Морено-Торробы имеет два положительных качества; рельефно очерченную гармонию и нежную, мелодию восточного типа. Возникает едва заметный контраст внутри композиции.

«Замки Испании» Морено-Торробы – это цикл гитарных миниатюр, своего рода музыкальные открытки или буклеты. Взгляните повнимательнее: каждый замок имеет свой неповторимый облик. Эти громады из камня, пришельцы из далекого прошлого, имеют свой характер, свой нрав. Композитор мастерски раскрывает душу каждого замка.

«Turegano» – радостно-грустный.
«Torija (Elegia)» – меланхоличный.
«Manzanares el Real» – игривый.
«Montemayor (Contemplacion)» – задумчивый.
«Alcaniz» – беспокойный.
«Siguenca» – возвышенный.
«Alba de Tormes» – нежный.
«Alcazar de Segovia» – своенравный.

Трудно не поддаться соблазну сопоставить музыку этой пьесы с манерой игры Андреса Сеговии, которой подходят такие эпитеты, как странная, своеобычная, неукротимая, угловатая, виртуозная. Такие слова вполне можно отнести и к данному номеру.

Но вернемся к замкам.

«Olite» – озорной.
«Zafra» – порхающий.
«Redaba» – требовательный.
«Javier» – таинственный.
«Simancas» – взволнованный.
«Calatrava» – беспечный.

Да, на их башнях по сей день продолжают звучать колокола истории!

Цикл «Ворота Мадрида» Морено-Торробы построен по тому же принципу, что и «Замки Испании». Он состоит из нескольких небольших пьес продолжительностью от одной до трех минут. Каждая из них рассказывает о том месте, откуда начинается дорога из столицы в различные регионы страны. Музыка характеризует путников, которые идут и едут в разном направлении.

Присмотримся, каков облик, каков, так сказать, характер проходящего народа.

«Toledo» – шумный, суетливый, озабоченный мелочами жизни.
«Alcala» – степенный, деловой.
«San Vincente» – живой, проявляющий интерес ко всему необычному.
«Hierro» – пестрый, бегущий чуть ли не вприпрыжку.
«Moros» – малочисленный, люди идут в основном поодиночке.
«Cerrada» – настойчивый, не знающий покоя.
«Angel» – напористый.

И так по своим делам из года в год, из века в век снует беспокойный люд из множества ворот испанской столицы.

«Ноктюрн» Морено-Торробы сумрачен. Это нагромождение тяжелых переживаний и проблески лунного света во второй части пьесы. Только все длится недолго: вновь воцаряется тьма в душе и вне ее.

«Левантийская хота» брызжет весельем, размашистой радостью. Щелкают удары кастаньет, взвинчивая ее песенно-танцевальный ритм. Среди ста разновидностей хоты левантийская имеет свои особенности. Само название указывает на местность, где она распространена: это средиземноморское побережье Испании. К тому же, родственное слово «levantisco» означает по-русски «беспокойный, мятежный» применительно к характеру человека.

«Матроны» Морено-Торробы – это яркая бытовая зарисовка, жанровая музыкальная живопись: разговоры, шутки и смех в узком женском кругу.

Не лишена изобразительного элемента пьеса «Мельник», в которой без труда угадывается скрип плохо смазанного вала, трение жерновов и шорох муки, непрерывно заполняющей мешки.

Из Первой тетради «Характеристических пьес» Морено-Торробы выделяется №3 («Мелодия»). Здесь, вероятно, в основу положен пастушеский напев, исполняемый тремоло, или песня, которую поет окрыленное сердце.

Обращает на себя внимание №5 («Альборадо»), где радостно-призывный голос пробуждает залитые солнцем окрестности.

Обе пьесы – это лирические пейзажи. Как и все созданное Морено-Торробой, эти произведения отличаются изобразительной яркостью. Его музыку слышишь и видишь одновременно.

«Петенера» («Quien te puso petenera») – это сентиментальная, задумчивая мелодия, красивая и вдохновенная, каких не так уж много у композитора. Не воспоминание ли это о цыганке, скорбь по умершей красавице, которую изобразил в стихотворном цикле «Силуэт Петенеры» Гарсиа Лорка: «. Шли на твое погребенье / пропащие люди, / люди, чей разум не судит, / а любит, / шли за тобой, плача, / по улице тесной. / Ай-я, моя петенера, / цыганская песня!»

Уже по названию пьесы, «Серенада-бурлеска», видно, что Морено-Торроба представил нам лирического героя сразу в двух обличьях циркового клоуна: сентиментального и смешного. Автор создал премилую музыкальную шутку.

В цикле «Шесть пьес для альбома» запоминается №3, «Rumor de Copla». Она увлекает ритмами песенно-танцевальной стихии, пестрыми картинками народного праздника, где встретишь «искрометные глаза, оливковый цвет лица, легкие и сильные руки и ноги. » Кого же? Плясуньи-цыганки, о которой не могли забыть ни писатель Проспер Мериме, ни философ Фридрих Ницше, путешествовавшие по Испании. Они сполна познали на себе власть «неодолимых чар этого изысканного ощущения энергии и резкости». Да и Жорж Бизе, никогда не бывавший в Испании, тоже каким-то образом сумел изобразить целый ряд национальных характеров в знаменитой опере «Кармен».

Именно такие мысли вызывает гитарная миниатюра Морено-Торробы и тонкие суждения его современника, писателя Асорина.

«Chisperada» из этого же цикла – нечто вроде песни кузнеца с монотонным ритмом. Данное произведение обладает явной изобразительностью: невольно представляешь себе, как богатыри в кожаных фартуках куют толедский клинок, причем большой молот – это мерные удары в басу, малый – повторяющиеся «восьмушки» на одной ноте в верхнем регистре. Кто-то возразит: «Чистейшей воды фантазия!» Но вы сначала послушайте, и тогда сами убедитесь, о чем повествует эта музыка.

«Кастильская сюита» Морено-Торробы состоит из трех частей («Fandanguillo», «Arada», «Danza»), мастерски сделанных миниатюр с ярким национальным колоритом. Два танца, простые по форме и с оттенком старины, обрамляют средний номер под названием «Arada», что можно перевести с испанского как «пашня», «полевые работы». В самом деле, слушая эту музыку, всплывает перед глазами сельская идиллия, пора зрелых плодов, желтеющих листьев, бледных роз и стонущих колоколов, словом, та картина, которую можно не раз встретить на страницах книг Асорина, этого непревзойденного «мастера тишины».

Такой же тихий, благодатный покой исходит от музыки Морено-Торробы!

Источник

Sheet music for guitar Moreno Torroba Castilian Suite for 6

The sale of this product is temporarily suspended. Please check again later or subscribe for notification of when the product is back in stock.

Try to search similar items from other sellers.

Seller

Product description

The cycle of pieces by Federico Moreno Torroba, (Moreno-Torroba, Federico) Castilian SUITE (CASTILIAN SUITE) written for Andrés Segovia. The series includes the following pieces:
1 FANDAGUILLO (FANDANGILO)
Audio can be heard here http://yadi.sk/d/y4CI5OXtKyPSf
2 ARADA (Adar)
Audio can be heard here http://yadi.sk/d/YwZLPJLLKyPV8
3 DANCE (DANCE)
Audio can be heard here http://yadi.sk/d/iv6JpDnlKyPXQ

I emphasize that this is not a live performance, music and sound as it is written with all the nuances that were spelled out in the notes — as it is written, so it sounds :))); file format mp3.

For the 6th guitar format FINALE 2008 (extension .mus). Under the musical line added tablaturnaya line that you yourself can create and edit their own «raspaltsovku.»
The archive file itself .mus, midi-file, PDF-file with the mapping of the musical text, as well as the file format MusicXML (extension «.xml») to GuitarPro, Sibelius, and older versions of Finale.
For professional guitarists.
And, of course, enjoyed the play can be ordered separately.

Separately, MIDI-files under the pretext hear is do not do.

Additional information

How to create and edit tablaturu in FINALE:
The three views Finale playback music format: Scroll View (tape), Page View (view page, ready to print), and Studio View (kind of mixing console). Switch between viewing modes in the main menu View.
Under the musical line added tablaturnaya line, so you can create and edit yourself «raspaltsovku.»
To create tablaturu in Finale, select the time with the musical text and drag it to the underlying rhythm tablatury. It appears socket in which the program asks you to specify footing from which to count her position notes on the strings (in other words, on what fret to set the bar). By default, at the bottom right corner of the square in the blue box isolated «0» (open strings). Here and here put the figure desired fret. Presses OK.
In more complex cases when it is necessary to move the note to another string, follow the steps above. Next, activate layer belongs note (layers of the end). Take on the musical note to the panel of the same duration that will be moved. On the keyboard, press and hold Alt, Taba point the cursor to the desired note and drag it to the desired string. Released. Activity returns all 4 layers of the musical text. Everything.
About layers. The layer 4 Finale music notation, allowing you to dial polyrhythm of any complexity. 1 coat — black, basic votes; 2 layer — red, minor party; Layer 3 — green, usually the bass line: 4 layer — blue color, at your discretion. When set to switch between the layers are four square buttons in the lower left corner of the screen with the numbers 1, 2, 3 and 4. In order to activate the desired layer in editing (eg. Tab) select the layer you want from the main menu View \\ Select Layer.

Источник

Sheet music for guitar Moreno Torroba Castilian Suite for 6

The sale of this product is temporarily suspended. Please check again later or subscribe for notification of when the product is back in stock.

Try to search similar items from other sellers.

Seller

Product description

The cycle of pieces by Federico Moreno Torroba, (Moreno-Torroba, Federico) Castilian SUITE (CASTILIAN SUITE) written for Andrés Segovia. The series includes the following pieces:
1 FANDAGUILLO (FANDANGILO)
Audio can be heard here http://yadi.sk/d/y4CI5OXtKyPSf
2 ARADA (Adar)
Audio can be heard here http://yadi.sk/d/YwZLPJLLKyPV8
3 DANCE (DANCE)
Audio can be heard here http://yadi.sk/d/iv6JpDnlKyPXQ

I emphasize that this is not a live performance, music and sound as it is written with all the nuances that were spelled out in the notes — as it is written, so it sounds :))); file format mp3.

For the 6th guitar format FINALE 2008 (extension .mus). Under the musical line added tablaturnaya line that you yourself can create and edit their own «raspaltsovku.»
The archive file itself .mus, midi-file, PDF-file with the mapping of the musical text, as well as the file format MusicXML (extension «.xml») to GuitarPro, Sibelius, and older versions of Finale.
For professional guitarists.
And, of course, enjoyed the play can be ordered separately.

Separately, MIDI-files under the pretext hear is do not do.

Additional information

How to create and edit tablaturu in FINALE:
The three views Finale playback music format: Scroll View (tape), Page View (view page, ready to print), and Studio View (kind of mixing console). Switch between viewing modes in the main menu View.
Under the musical line added tablaturnaya line, so you can create and edit yourself «raspaltsovku.»
To create tablaturu in Finale, select the time with the musical text and drag it to the underlying rhythm tablatury. It appears socket in which the program asks you to specify footing from which to count her position notes on the strings (in other words, on what fret to set the bar). By default, at the bottom right corner of the square in the blue box isolated «0» (open strings). Here and here put the figure desired fret. Presses OK.
In more complex cases when it is necessary to move the note to another string, follow the steps above. Next, activate layer belongs note (layers of the end). Take on the musical note to the panel of the same duration that will be moved. On the keyboard, press and hold Alt, Taba point the cursor to the desired note and drag it to the desired string. Released. Activity returns all 4 layers of the musical text. Everything.
About layers. The layer 4 Finale music notation, allowing you to dial polyrhythm of any complexity. 1 coat — black, basic votes; 2 layer — red, minor party; Layer 3 — green, usually the bass line: 4 layer — blue color, at your discretion. When set to switch between the layers are four square buttons in the lower left corner of the screen with the numbers 1, 2, 3 and 4. In order to activate the desired layer in editing (eg. Tab) select the layer you want from the main menu View \\ Select Layer.

Источник

Оцените статью