Катальпа гитара что это

Катальпа гитара что это

Итак, все размышления и волнения позади — вы решились на покупку своей первой в жизни акустической гитары. Того инструмента, который послужит вам явно не один год, и при помощи которого вы будете постигать сперва все азы исполнительского мастерства, а затем и более сложные приемы игры. Вероятно, что ваша первая «акустика» перейдет затем в разряд запасных гитар — а, может, и нет. Словом, выбор первой акустической гитары — это не такой уж простой процесс, как это может показаться: здесь играет роль и личность самого покупателя, выбор музыки для исполнения, психология гитарной игры и, конечно же, конкретная модель акустического инструмента, с которым вы начнете путешествие в мир музыки.

Собственно, после принятия решения о покупке акустической гитары вас ждет еще одна «развилка», а именно: какую гитару купить, классическую гитару (с нейлоновыми струнами) или традиционную «акустику» с металлическими струнами? Вопрос серьезный и не праздный — да, отечественная школа игры на гитаре предполагает именно классическую гитару в качестве инструмента, на котором базируется курс гитарной игры в большинстве учебных заведений. Крайне широко распространено мнение, что начинающий музыкант должен сперва освоить инструмент с нейлоновыми струнами, и лишь потом переходить на металлические. Наверное, в идеальном мире оно так и должно быть, однако всегда надо помнить, что нейлоновые и металлические струны ни в коем случае не являются взаимозаменяемыми на одной и той же гитаре. И если вы освоите игру на классической гитаре, то процесс перехода на гитару с металлическими струнами потребует смены инструмента и, следовательно, дополнительных финансовых затрат. Если деньги позволяют — то почему бы и нет, но все же с самого начала надо определиться, собираетесь ли вы исполнять на гитаре классические произведения, фламенко или совсем уж мягкий по звуку нью-эйдж, либо иную, более популярную в наше время музыку до рок-н-ролла включительно. Так что принимайте решение о выборе своей музыки заранее!

Читайте также:  Сколько весит пианино ласточка 1980 года

Но не только в исполняемой музыке дело. Гитара более чем другой из современных инструментов склонна к совместному энергетическому обмену со своим владельцем в процессе игры на сцене и вне ее. Всем памятны слова британского гитариста Берни Торме (Bernie Torme), сыгравшему несколько концертов в составе группы Оззи Осборна (Ozzy Osbourne) весной 1982 года сразу после гибели гитариста Рэнди Роудса (Randy Rhoads, 1956-1982) в авиакатастрофе: «Играть на его гитарах и педалях было всё равно, что осквернять могилу». Ваша гитара — это именно ваша гитара, инструмент со взаимно нарабатываемой энергетикой, и неважно, сколько вы на ней играете — две недели или три года. Поэтому единственный инструмент даже под влиянием авторитетов или благоприятной финансовой ситуации без долгих размышлений менять не рекомендуется.

Подобный подход справедлив и в процессе покупки вашего первого инструмента. Вы уже наверняка пробовали если не играть, то хотя бы брать аккорды на инструментах, принадлежащих вашим друзьям, так что наверняка представляете, какой звук вам нужен и, какая гитара для вас будет наиболее комфортабельна в игре. Еще раз скажем — вы покупаете гитару именно для себя, поэтому постарайтесь уж не ходить за вашим первым инструментом большой компанией. Лучше всего это делать в одиночку, а все технические вопросы состояния инструмента доверить квалифицированному продавцу. И, конечно, не забывайте приобретать гитару только у авторизованных дилеров в магазинах крупных торговых сетей, обладающих хорошей репутацией.

А теперь перейдем непосредственно к моделям гитар, которые специалисты рекомендуют в качестве, как теперь принято выражаться, «инструментов начального уровня». И начнем мы с классических гитар Barcelona, ориентированных именно на новичков в мире исполнительства. Ряд полноразмерных гитар Barcelona представлен моделями CG11, CG20, CG21, CG30 и CG40. У CG11 верхняя и нижняя дека, а также обечайка выполнены из липы, гриф — из катальпа (антильского дуба), а струнодержатель — из палисандра. Начиная с модели CG20 верхняя дека выполняется из ели, что обеспечивает гитарам отчетливое и в определенном смысле звонкое звучание, а нижняя дека и обечайка делаются из катальпа (CG20), каури (южного агастиса — CG21), сапели (африканского красного дерева — CG30) и красного дерева (CG40). Материал грифа — катальпа (CG20 и CG21) или красное дерево (CG30 и CG40), а накладки грифа — палисандр у всех четырех старших моделей. Профессионалы полагают, что наличие у классической, как и привычной акустической гитары еловой верхней деки является одним из важнейших музыкальных свойств инструмента, и об этом необходимо помнить. Также отметим, что мензура у подавляющего большинства классических гитар составляет 25 1/2”, то есть 648 мм.

Читайте также:  Иван дорн стыцамэн ноты для фортепиано

Совершенно невозможно пройти мимо заслуженно популярных гитар производства компании Rockdale, сочетающих музыкальность и неприхотливость. Классические гитары Rockdale — это инструменты серий CG и C. Серия CG представлена моделями CG-1 с липовым корпусом. У моделей CG-2 и CG-3 корпус также из липы, а верхняя дека — из ели. У модели CG-4 нижняя дека и обечайка выполнены из клёна, а накладка грифа — из палисандра. Стоит обратить внимание на электроакустическую модификацию классической гитары CG-2CE. Она имеет специально измененную форму корпуса для легкой игры пассажей на верхних ладах и оснащена активным предусилителем с регулятором уровня громкости, трехполосным эквалайзером и дополнительным регулятором средних частот. Кстати говоря, новичку не стоит бояться подобного инструмента — с первыми навыками придет и желание записать, хотя бы для контроля, свою собственную игру, а с подобной гитарой это сделать гораздо проще. Нежели городить огород с микрофонами вокруг «чистой» гитары. В свою очередь, серия C представлена моделями C-6 и C-16 с верхними деками из ели и накладкой грифа из индонезийского палисандра (сонокелинга); нижняя дека и обечайка у C-16 — кленовая, а у C-6 — из агатиса.

Обычные и привычные для мира рок-музыки акустические гитары представлены у Rockdale инструментами с формой корпуса «дредноут», идеально подходящие для аккордовой игры благодаря насыщенному и чистому громкому звуку. Это гитары серии AG: AG-6 с корпусом из липы и кленовой накладкой грифа и AG-8 с аналогичным корпусом, верхней декой из ели и палисандровой накладкой на гриф. Модель AG-6CE является электроакустической гитарой с измененной формой корпуса (вырезом, он же cutout в англоязычной терминологии), оснащенной активным предусилителем с регулятором уровня громкости, трехполосным эквалайзером и регулятором средних частот.

Читайте также:  Какие клавиши нажимать собачий вальс пианино

Если вам доводилось слышать о компании-производители гитар Washburn, то вам точно известен его дочерний бренд Oscar Schmidt, производящий недорогие инструменты и существующий аж с 1871 года. Гитары Oscar Schmidt — это комбинация качественной древесины и надежной фурнитуры, помноженная на высокую культуру производства. Мы можем порекомендовать две модели гитар данного бренда для начинающего музыканта — классическую OC 06 и электроакустическую, но опять же с нейлоновыми струнами, OC 06 CE. Модель OC 06 выпускается в расцветках натурального дерева и черной (OC 06 B). Верхняя дека выполнена из ели, нижняя дека и обечайка — из каури, гриф — из катальпы с палисандровой накладкой. Звучание инструмента отличает сбалансированность, гладкость и отчетливость. У модели OC 06 CE нижняя дека и обечайка — из пихты, а гриф — из ели, опять же с палисандровой накладкой. Эта модель натурального цвета комплектуется звукоснимателем Cherub GT-4 с темброблоком.

Сама же компания Washburn предлагает простую и надежную классическую гитару модели C40, одинаково хорошо подходящую и для исполнения классического репертуара, и музыки фламенко. Данный инструмент отличается одновременно гладким и насыщенным звучанием, и по словам компании-производителя, «позволяет добиваться самых потрясающих результатов в музыке». Верхняя дека C40 изготовлена из ели, нижняя дека, обечайка, нижняя дека и гриф — из красного дерева; накладка грифа и бридж — из розового дерева.

Знаменитый гитарный бренд Fender также имеет в каталоге две модели классических гитар для начинающих — FC-1 и ESC-105. FC-1 выпускается в натуральной расцветке с верхней декой из ели и корпусом из палисандра, а ее гриф выполнен из красного дерева. А ESC-105 — это гитара с корпусом из агатиса новой линии инструментов начального уровня, отличающаяся глубоким и насыщенным звучанием. Гриф этой гитары изготавливается из нато, то есть колумбийского красного дерева, а накладка на него — из розового дерева.

Отличный набор гитар для начинающих музыкантов предлагает компания Yamaha — только не надо бояться, что изначально негитарный бренд выпускает какие-то «не такие» инструменты. Наличие среди давних эндорсеров Yamaha имен уровня виртуоза Майкла Ли Фёркинса (Michael Lee Firkins) говорит о многом! Прежде всего, это классические гитары моделей C40 и C70 с корпусами из меранти (дерево мербау) и красного дерева соответственно, верхней декой из ели и грифами из нато с палисандровой накладкой. Гитара CX40 является электроакустической модификацией Yamaha C40 — при тех же материалах корпуса и грифа на ней установлен пьезоэлектрический звукосниматель CP 200 Mono. Ее отличает великолепный сбалансированный звук и удобство игры. Среди акустических гитар Yamaha выделяется модель F310 с корпусом «дредноут», которая, будучи предлагаема в натуральной расцветке, а также в расцветках «вишневый санбёрст» (F310 CSB) и «табачный санбёрст» (F310 TBS) встречается и в арсенале рок-артистов с мировыми именами. Материалы корпуса и грифа у F310 такие же, как и у обеих упомянутых моделей Yamaha.

Компания Epiphone представляет две акустических гитары начального уровня с корпусами «дредноут» — PRO-1 в натуральной и черной (Ebony) расцветке и DR-100. Первая из них имеет мензуру 24 3/4” (629 мм), верхняя дека изготовлена из ели, а корпус и гриф с профилем EZ-Profile — из красного дерева. Накладка грифа — палисандр с покрытием PRO-Ease, бридж — также из палисандра. Гитара DR-100 изготовлена из тех же пород дерева, но имеет длину грифа 25 1/2” (648 мм) и выпускается в расцветке «винтажный санбёрст» (Vintage Sunburst). И, наконец, не самый дешевый, но активно рекомендуемый экспертами с мировым именем инструмент — электроакустическая гитара Epiphone Dove Pro Acoustic / Electric. Она выпускается в расцветке «классический санбёрст». Верхняя дека этого инструмента выполнена из ели, нижняя дека и обечайка — кленовые. 20-ладовый гриф с профилем SlimTaper D — также кленовый, с палисандровой накладкой с радиусом закругления 12” (305 мм) и метками в виде параллелограммов. На гитару установлен звукосниматель — Fishman Sonicore с темброблоком Sonitone и регуляторами громкости и тона. Эта гитара не только отличается великолепным звуком, ее дизайн способен подвигнуть даже самого лентяя на освоение инструмента: с такой гитарой ты и выглядишь как звезда, и звук у инструмента такой же!

Акустическая гитара всегда была и остается предметом главного спроса в музыкальных магазинах всего мира, и напоследок не мешает напомнить, что даже такой, казалось бы, простой инструмент не существует в пустоте. Не пожалейте, и приобретете если не вместе с гитарой, то в течение наикратчайшего времени пару комплектов запасных струн, набор медиаторов, ремень для гитары а также приличный чехол и гитарный тюнер. Если назначение чехла очевидно, а его наличие всегда обосновано, то тюнер почитается многими орудием лентяев и неучей. Ничего подобного — это еще один важный компонент, помогающий вам развить и слух, и разобраться с верными нюансами звучания именно вашей, лично вашей гитары. И с этим минимальным набором начинающего гитариста вы уже сможете уверенно двигаться вперед.

Источник

Виды древесины из которой делают гитары

Здравствуй, дерево!

В предыдущих статьях я частенько упоминал то обстоятельство, что при покупке гитары необходимо, прежде всего, смотреть на качество грифа, его прогиб, качество древесины и степень её высушенности/влажности. Аргументы у этой точки зрения самые, что ни на есть, тривиальные. Датчики всегда можно поменять (кроме того, мало какой гитарист, поиграв пару лет на одном и том же инструменте сможет воздержаться от «апгрейда», и звукосниматели становятся первой жертвой), колки тоже меняются (сейчас на рынке много заманчивых предложений, типа т.н. «локовых» колков), фурнитура подлежит замене. Даже цвет гитары, при желании, можно поменять. Некоторые умельцы вручную скаллопируют гриф, некоторые обращаются к профессионалам. Большинство воздерживаются от этой процедуры (и правильно IMHO).
Так поговорим же немного о породах дерева, используемых в гитаростроительной промышленности. Для начала, определимся с русскими аналогами английских слов, обозначающих деревья, т.к. мною замечено, что не все продавцы гитар проявили добросовестность при переводе рекламных статей, буклетов, в опубликованных каталогах. Кроме того, многим часто приходится иметь дело с зарубежными источниками информации.

  1. Ash – ясень
  2. Maple – клен
  3. Rosewood – палисандр
  4. Mahogany – красное дерево, впрочем, многие не парятся переводить и пишут что-нибудь забавное, типа – МАХАГОН
  5. Alder – ольха
  6. Poplar – тополь
  7. Basswood – басгитарное дерево, шутка :=) Американская липа.
  8. Agathis – агатис (наверно, это тот случай, когда русского аналога не существует)
  9. Spruce – ель
  10. Walnut – орех (Almires)

Наверняка еще какие-нибудь экзотические варианты существуют, но базовый набор пород дерева для изготовления гитар мы исчерпали.
Несколько слов о каждом из перечисленных вариантов.

Ясень (Ash)
Звонкие гитары с ярко выраженной атакой. Самые «стеклянные» модели Fender выполнены из ясеня. Характерный звук раннего Нопфлера в «Sultans of Swing» — лучший, на мой взгляд, пример, характеризующий ясеневые стратокастеры. Не гнушаются ясеневой древесиной и более «грузовые» исполнители. Ritchie Blackmore (ex- Deep Purple, если кто не знает :=), John 5 (Merylin Manson, Rob Zombie)

Клен (Maple)
Атака еще более акцентирована, чем у ясеня. Я уже давно не видел серийных кленовых гитар в каталогах основных производителей. Такие инструменты – экстремизм для экстремальных шредеров. Когда ноты выстреливаются с пулеметной скоростью, и есть желание, чтобы каждая читалась в плотном ряду с товарками, кроме виртуозной техники игры хорошим помощником будет инструмент, выделяющийся исключительной разборчивостью и резкостью. Это как раз – клен. Недостатки – нехватка т.н. «мяса», и еще такие инструменты нельзя назвать певучими. Протяжные соло балладного типа – не их профиль. Самое «перкуссионное» дерево. Одно из основных, использующихся для изготовления барабанов элит-класса.
Есть оговорка – из клена делаются полуакустические инструменты. Поскольку их акустические свойства зависят от несколько другого набора факторов, все вышеперечисленные качества не относятся к ним. Т.е. они достаточно «певучие» и, в какой-то мере, «мясные». Понятное дело, эти инструменты не любят работать с сильно перегруженным звуком, но чистый звук по плотности сопоставим со звуком цельнокорпусных гитар более «сустейновых» пород дерева.

Еще одна оговорка – клен клену – рознь. Есть клен «птичий глаз», есть «волнистый» (laminated), есть «огненный», есть горный клен. Это подвиды, слегка друг от друга отличающиеся. Но существует еще в природе т.н. американский клен, или, как говорят биологи «клен ясенелистный». Его звучание ближе к звучанию ясеня, чем к звучанию собственно клена.
Вообще-то клен – самый популярный материал для изготовления грифов.

Палисандр (Rosewood)
Редкий вид. Палисандр очень широко используется для накладок на гриф (fingerboard), иногда палисандровым шпоном покрывается корпус (типа красиво). Но не стоит забывать о таком факторе, как стоимость материала. Палисандр – вовсе не дешевое дерево, по отношению качество/цена вряд ли и близко подойдет к такому сорту, как

Красное дерево (Mahogany)
Очень широко распространенный вариант. Увесистое плотное звучание и хороший сустейн. Выбор производителей, специализирующихся на гитарах для «тяжелых» стилей. В модельном ряду таких фирм, как ESP, Dean и Gibson инструменты из красного дерева доминируют. В шкале «певучесть/мясо – разборчивость/звонкость» занимают крайнее положение, противоположное положению клена. Чтобы собрать в одном инструменте и разборчивость и сустейн в нужной пропорции, производители прибегают к нехитрому, на первый взгляд, трюку, — сделать гитару с корпусом из обеих этих пород, сбалансировав их в нужном количестве. Но об этом чуть позже.

Ольха (Alder)
Самый популярный вид дерева. Большинство Fender сделано именно из него. Причисленные мною к «Hard’n’Heavy» производителям лейблы не гнушаются иметь в своем списке некоторое количество гитар из ольхи. В шкале «мясо/разборчивость» их место – строго в середине. Абсолютно компромиссный вариант. Для гитаристов, стремящихся быть свободными от каких-бы то ни было стереотипов в игре и мышлении (навроде «много нот+теппинг+свип арпеджио – круто, остальное – отстой» или «хай-гейн+дроп си строй – круто, остальное – отстой» или «гаримур – круто, остальное – так себе») этот материал является, на мой взгляд, идеальным. Недаром подписные инструменты такого музыканта, как Steve Vai выполнены из ольхи. Я не собираюсь утверждать, что этот гитарист – самый техничный или самый «ваще лучший», но то обстоятельство, что именно это имя возглавляет список тех, кто раздвигает рамки типичного «электрогитарного» мышления и является бесспорным лидером в области инноваций очевидно.

Тополь (Poplar)
У меня сложилось впечатление, что тополь – дерево для гитар категории «ученический инструмент». Доводилось видеть очень много инструментов из нижнего ценового диапазона, сделанных из тополя, и ни одной «люксовой» или хотя-бы средней гитары из него. Ощущения – так себе. Древесина очень легкая, сустейн мог бы быть и получше, это же можно сказать и о разборчивости. На пресловутой шкале «мясо/разборчивость» их место определить трудно из-за мизерного количества того и другого. Хотя, может быть, в мире существуют отличные гитары из тополя, а мне просто не везло всю мою жизнь. Связался не с теми людьми, проявил слабохарактерность и покатился по наклонной. Но я ни о чем не жалею, и если бы мне было предложено прожить мою жизнь заново, я бы ничего не стал менять. Играл бы на гитарах из ольхи, ясеня и кленовых полуакустиках.

Липа (Basswood)
Как и ольха – очень популярный материал. И по звучанию они здорово похожи. Вот так выглядит гитара из липы

Кроме шуток (доля правды – гитары Daisy делаются из липы), все подписные гитары Joe Satriani, — еще одно супер-имя гитарного мира, — делаются из липы.

Агатис (Agathis)
Врать не буду, — знаю про это дерево очень мало. Практически ничего. Быстрый анализ рынка дал результаты следующие – агатис применяется для изготовления гитар Starcaster. Это подвид Stratocaster’ов, выпускаемый Fender’ом для заполнения самого нижнего ценового диапазона. Слоган – «всё, что нужно для начала». У ESP много агатисовых гитар в модельном ряду LTD, а это, опять-таки – нижний ценовой диапазон этой марки. Вывод делаю такой – агатис- дерево для ученических гитар.

Spruce (Ель)
Из елки делают только полуакустические электрогитары. Часто её применяют в комбинации с кленом. Дает теплый ровный звук, так любимый полуакустическими джазовиками.

Орех (Walnut)
Орех довольно широко используется для изготовления акустических гитар high- класса. В электрогитаростроении он используется только для накладок на гриф (fingerboard) и для шпонового покрытия корпусов. Да и то не часто.

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши гитары

Fender использует самые разнообразные сорта древесины для своих изделий. В-основном, это – ольха. Встречается также название Premium Alder, что можно перевести, как «высокосортная ольха». Может быть, действительно, для некоторых моделей используется дерево более высокого качества. Впрочем, не исключаю того, что ольха та же самая, что и у прочих моделей, а название изменено с целью нагнать пафосу и оправдать наименование ряда Deluxe. Также очень широко применяются некоторые типы ясеня – болотный ясень, опять-таки Premium Ash и неизвестное мне растение Lightweight Premium Ash. Типа «легковесный шикарный ясень». Есть достаточное количество моделей из липы. Из клена нашел только один инструмент во всем каталоге (может, плохо искал). Из агатиса делаются пресловутые Starcaster’ы.

Gibson стоит отдельного упоминания. Я имею ввиду Les Paul. Тут мы имеем пример, о котором говорилось ранее – совмещение разных сортов древесины с целью получить плюсы той и другой породы и попытка избежать минусов, присущих этим сортам дерева. Нижняя, массивная часть корпуса выполнена из красного дерева. Красное дерево, как мы уже говорили, обеспечивает тягучесть, вязкость звука, массивность, и, так сказать «мясо». Верхняя, более тонкая часть тела гитары, сделана из клена. У меня есть подозрение, что это авторы изначально преследовали другие цели – у клена весьма неплохая фактура. Очень красиво смотрится под окраской типа sunburst. В любом случае, получилось то, что получилось – знаменитый Gibson Les Paul с его певучим массивным звучанием и при этом неплохой разборчивостью. Конечно, это разборчивость не сравнится с разборчивостью шред-инструментов, но, по крайней мере, она есть. Есть еще один секрет у Les Paul. Верхний слой клена выгнут (т.н. archtop), так, что между слоями есть воздушный пузырь. Гитара приобретает некоторые свойства полуакустического инструмента. Очень незначительные, но достаточные для того, чтобы у Les Paul был свой неповторимый характер звучания.

Остальные марки, в сущности, идут путем перечисленных выше пионеров. Список, в сущности, небольшой, но больше никаких ноу-хау почти не придумано. Накладывают кленовый слой на красное дерево без воздушной прослойки, пробуют разную толщину той и другой породы. Есть еще один способ совместить «вола и трепетную лань» — клен и красное дерево. До него додумались, когда в моду вошли гитары со сквозным грифом. Из клена получаются, таким образом, гриф и значительная часть корпуса, к которому приделаны «уши» красного дерева. По мне, так это – перебор. «Сквозняк» делает сустейн мощнее, а разборчивость существенно понижается. То есть, «сквозные» гитары с «ушами» из не особенно «мясного» дерева звучат довольно-таки тягуче. Что же говорить про «уши из краснухи». Впрочем, в случае с бас-гитарами, такая конфигурация зачастую вполне оправдана.
С инструментами из одной породы дерева – еще проще, хотя и тут есть нюансы. Берут два (а то и больше) кусков, допустим, ольхи и склеивают их особым образом. Из-за этой продольной линии склейки, различного расположения волокон на разных кусках звук приобретает свой особый характер.

Гитары, выполненные не из дерева (типа углепластик там всякий), вообще рассматривать не буду. Не для денег рожденный футурист Владимир Маяковский сказал про них следующее «. я такого не хочу даже вставить в книжку».
К вопросу «как различать типы древесины». Если у вас нет навыков опытного плотника – довольно непросто. Достигается упражнением. Интересуйтесь, из какого дерева выполнен инструмент, любуйтесь фактурой и рисунком волокон, сравнивайте вес. Рано или поздно все тайны гитаростроения для вас будут открытой книгой, если только есть желание добиться «настоящего звука» и неутомимое стремление к знаниям.

Источник

Оцените статью