Катя ершова под гитару

Преодоление себя

Эссе по рассказу А.Костюнина «Вальс под гитару»

Современный писатель Александр Костюнин
продолжает традицию реализма в русской литературе, которая сформировалась в конце XIX века и сохраняется в XX, XXI веках.

В творчестве писателя можно отметить удивительную способность
показать внутренний мир человека, его психологические состояния, развитие чувств, эмоций. Перед читателями раскрывается духовный мир современника, прослеживается связь людей и природы.

Человек – часть
природы, у которой свои законы. Надо научиться их уважать. Человек возьми у природы столько, сколько тебе нужно для жизни, тогда она поможет тебе как другу.

В рассказе «Вальс под гитару» читатель имеет возможность узнать духовный мир подростка. Автор представляет читателям героя рассказа. Обычный мальчишка в не слишком модной одежде с необычной поклажей: гитарой без струн. У него непокорные неухоженные волосы и ясные глаза.

Подросток поведал о своем нелегком пути освоения музыкального инструмента незнакомому мужчине, попутчику в автобусе. Интуицией ребенка он угадывает во взрослом доброго человека, который не будет смеяться над его страхами и неудачами. Детство и отроческие годы подростка омрачены большим горем, смертью отца. Объявления о войне нет, однако отцы многих русских мальчишек погибают на неизвестных войнах.

Мальчику подростку нужна родительская любовь, наставничество отца, верная дружба со сверстниками. У героя рассказа этого нет. Он один на один со своими проблемами.

Трудности в учебе должен преодолеть сам. Никто не протянет ему руку, не поможет разобраться в нотах, в школьной премудрости по учебным предметам. К тому же учеба в музыкальной школе является предметом насмешек со стороны сверстников.

Подросток размышляет о своем душевном состоянии:
«Думаю, у всех бывают чёрные полосы. У меня тогда, в конце школьного года, было всё неважно. Выходило много двоек за четверть. Я плохо, очень плохо учился. Не понимал учебного материала.
Принимался учить тексты параграфов учебника наизусть без понимания смысла. Не помогало.

То же самое по баяну: ну, орёт на меня училка — хоть ты что. Дома мать исходит на крик — и за двойки, и за баян».

В отрочестве и ранней юности человек одинок. Он ушел из детства, взрослым еще не стал. Ему нужно заботиться о своем будущем. Индивидуальный опыт приобретает методом проб и ошибок. Учителя и мать стараются по-своему помочь ему. По их мнению, он недобросовестно относится к учебе в общеобразовательной и музыкальной школе. Они не в состоянии понять причин незнания и неумения.

Жизнь юного музыканта становится ежедневным кошмаром. Этот кошмар
невыносим. Подросток решает уйти во мрак тьмы, где надеется обрести покой и свободу от злого мира. У него не получается освоить ремесло, чтобы стать нужным человеком.
-Чем такой «свет» — лучше всегда «тьма», — объяснение подростком решения уйти из жизни, от бессилия порожденного неумением выполнять учебный труд.

Обращение подростка к природе помогает ему обрести уверенность в своих способностях и возможностях.
Тополя и березы, молчаливые стражи на его пути в школу и обратно, не равнодушны к подростку, тянутся вверх и приглашают его подняться ввысь.

«Я иду вечером по тропке. По бокам тянутся вверх берёзы и тополя. Никогда раньше не считал, сколько их. Не до того было. Вечно перед музыкальными уроками дрожал, нос в землю. А тут загадал: вот подниму сейчас голову, сколько берёз увижу перед собой, такую и отметку на уроке получу. Я поднял голову, и мне бросилась в глаза не одна, не две, а сразу четыре берёзы. «Ага, — думаю, — хорошо!» Не то, чтобы я был уверен в такой оценке, просто стал сильно желать её».

Желание и надежда раскрепостили подсознание. В подсознании подростка возникает картина суеты муравьев, которую он любил наблюдать семилетним ребенком.

Сравнив бег своих пальцев по клавишам с бегом муравьев, юный музыкант обретает уверенность и свободу в перемещении пальцев по клавиатуре баяна.
«Мне представился бег муравья: «Ты-ды-ды-ды-ды! Ты-ды-ды-ды-ды. Ты-дыд-тын-ты». Он сюда забежал: «Ты-дыды-дын! Тырылим-тым-тым!» Опять бежит, бежит, бежит. Взял соломинку, повернулся и назад в муравейник. Мои пальцы — будто его лапки. Они с такой же скоростью бегают, как у него. Если он быстрее бежит, и ты быстрее пальцами перебираешь: «Ты-ды-ды-ды-ды». Это не тарантул какой-то, который еле ползёт: «Тууу-туууу.
Елена Степановна глядит на меня, молча, только головой одобрительно кивает. Прямо волшебство какое-то.

-Молодец!
-похвалила.
Красивую четвёрку в дневник и в музыкальный журнал поставила!»

В рассказе показаны незримые нити связей между детьми и родителями.
Отца нет, погиб. Но подросток помнит счастливые дни, когда отец отдыхал с сыном и женой, лучше всех на селе играл на гитаре. За музыку отца любила мать. Память о счастливых днях, когда семья была полной, помогает юному музыканту преодолеть страх перед зрителями, страх сделать ошибки в исполнении вальса. Ведь он поднялся на ступеньку выше: выступает на концерте в клубе. Нужно показать односельчанам, что не зря учился в музыкальной школе.

Образ отца из прошлого проектируется в настоящее. Отец незримо присутствует на концерте, постаревший, седой. Он уже не сержант, а генерал. Генерал слушает, как уверенно и красиво играет на баяне вальс «На сопках Маньчжурии» его повзрослевший сын. Восприятие своего отца в роли зрителя, для которого играет юный музыкант, возрождает силу духа:

«Играю для папы, а сам представляю: он словно уже не старший сержант, как на фотографии в армейском альбоме. Он генерал. Седой весь. Он сидит и слышит, что я начал играть. Музыка пошла. Я играю её тихо, потому что в главной роли музыки — он. Встаёт, ищет себе пару. Нашёл! Выбирает мою маму. Значит, нужно с этого места громче играть».

Любовь юного музыканта к родителям, которой он лишился не по их вине, является истоком его мужества в преодолении себя. В память об отце он проявил упорство и стал музыкантом, приобрел одобрение односельчан на радость матери и вечно недовольной им учительницы музыки. Да и в общеобразовательной школе дела пошли на лад.

Подросток готов целовать березки за их помощь. Он определил свое будущее: станет музыкантом. Хочется ему научиться играть на гитаре как отец. Да вот беда: денег на хорошую гитару у матери нет, а старую гитару отца невозможно восстановить. Мать старается, работает, ведет домашнее хозяйство, но заработка едва хватает на ежедневные расходы.

По сюжету рассказа попутчик воспользовался приглашением юного музыканта на концерт в сельский клуб. Это был день Светлого Христова Воскресения.

Одним из запоминающихся номеров концерта была пьеса.
Исполнял ее на баяне парнишка, который рассказал о себе попутчику по дороге домой. Молодой мужчина оставил исполнителю подарок, новую акустическую гитару. По нынешним временам это было маленькое чудо.

Мастерство автора, Костюнина Александра, дает нужное направление смыслу и форме произведения.

Сюжет рассказа одновременно простой и сложный. Простота в обыденности ситуации: люди охотно рассказывают попутчикам в дороге о том, что у них наболело.
Сложность психологического плана. В нехитром повествовании подростка сконцентрирована трагедия разочарования в жизни и духовное возрождение через преодоление себя.

Форма рассказа – диалог подростка и взрослого молодого мужчины, попутчиков в запоздавшем автобусе. Талантливое художественное произведение – всегда игра, в которой читатель может принять участие и примерить ее на свою судьбу.

Игра незаметно обучает человека нравственности. Правила игры задает писатель. В их основе лежат глубинные творческие установки, своя система координат. Эта система соответствует бытию в любой точке пространственно-временного существования.

Элементы мифологии проявляются в существовании прошлого в настоящем и настоящего в будущем. Миф, характерная особенность художественных произведений. По мнению Барта Р.: «… миф ничего не скрывает и ничего не афиширует, он только деформирует; миф не есть ни ложь, ни искреннее признание, он есть искажение… Он превращает историю в природу.»

Мифическое искажение-превращение истории в природу делает творчество писателя Костюнина Александра нужным и интересным для читателя, который старается понять соединение темного и светлого начал в себе самом.

Добро и зло, истина и заблуждение, страх и доверие, любовь и ненависть живут в душе человека, порождают события в окружающем мире. Этот мир читатель может принять либо не принять.

Писатель ненавязчиво стремится помочь читателю в трудной житейской ситуации:
— Ты не одинок! Если пал духом, то помощи ищи у природы, людей, в любви. Но усилия по преодолению себя за тобой. Выбор читатель делай сам.

февраль 2010
Санкт-Петербург
©Преодоление себя
Автор Ершова Екатерина Алексеевна, псевдоним Екатерина Ершова-Киреева.
Знаков и пробелов — 8748

Источник

Екатерина Ершова-Киреева

Публикую свои произведения на портале «Проза ру» с ноября 2016 года.
Два года, 2013-2016, через Савеловский суд города Москвы пыталась вернуть авторское право на книгу «Психолого-педагогические задачи, практикум для подготовки учителей».
Авторские права присвоил холдинг «Оzon». Суд отказал мне в авторском праве на книгу.

В результате обращения к Президенту РФ был принят «Закон об авторском праве»,2014 год, в котором указаны категории граждан, которые имеют имущественные права на произведения, результат творчества.

Оказалось, что закон о защите интеллектуальной собственности нашей стране просто необходим, но законодатели не находили времени на решение проблемы.

Заочно окончила аспирантуру, защитила диссертацию, кандидат педагогических наук, специальность 13.00.08. – теория и методика профессионального образования. Имеется лицензия на автореферат.

Пишу и читаю в свободное от житейских дел время.

Дорогие собратья по перу,мне интересна ваша точка зрения на произведения автора Екатерина Ершова-Киреева, псевдоним.

Критика помогает взглянуть на себя глазами другого человека. Хорошее средство для корректировки деятельности во всех случаях жизни.

Дополнение в резюме для читателей.

Дорогие читатели! Я пишу для вас. Чтение для отдыха, размышлений, развлечения.
Писателем хотела стать с раннего детства, так как книга для меня была чудом в разоренной войной Тверской области.

Путь писателя начинается с создания стенной газеты в школе. Мое основное поручение в старших классах учебы в Мошковской средней школе Высоковского района:выпуск стенной газеты.(1956-1958 годы учебы в школе.)

Принимала участие в создании студенческих газет во время учебы в педагогическом институте имени А.И.Герцена в Санкт-Петербурге (Ленинград).1961-1964 г.г.,

Прошла школу газетчика, работала собственным корреспондентом известной в начале перестройки газеты «Автовские ведомости», учредитель МО «Автово».
Принимала участие в литературных конкурсах районных и областных газет.
Победитель конкурса писателей-любителей газеты «Торжокская неделя» Тверская область. Рассказ «Тракторист, дроби и революция» признан жюри и читателями одним из лучших представленных на конкурс в номинации.
Продолжение следует.

Пишу продолжение.
Корреспондент газеты «Автовские ведомости»,аккредитация Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 2011
Участник МТК,международного творческого конкурса,»Вечная память», написала мемуары «Горькая память войны». Награждена дипломом первой степени,номинация «Дети войны».
Награждена дипломом участника в конкурсе по произведениям писателя Александра Костюнина.Эссе о подростках «Преодоление себя» по рассказу А.Костюнина «Вальс под гитару», литературоведение.

Московский железнодорожник,30 марта-3 апреля 2011. №12

Международный литературный конкурс имени Андрея Платонова.
Победитель конкурса,раздел Проза, рассказ Котяра-аристократ.

Приглашаю авторов на свою страницу для читателей.

Произведения

  • Не трогают зрителя не сильные песни— анекдоты, 26.04.2021 16:19
  • Парусник Седов вернулся в Санкт-Петербург— репортажи, 22.04.2021 22:23
  • Владеть жильем имеем право— ужасы, 19.04.2021 11:49
  • Владеть землей имеем право— новеллы, 14.04.2021 14:01
  • Туманное утро Санкт-Петербурга— миниатюры, 13.04.2021 20:37
  • я воздвиг памятник— миниатюры, 26.03.2021 23:37
  • Последний день Зимы!— миниатюры, 28.02.2021 22:27
  • Праздник в России 23 февраля 2021 года— миниатюры, 23.02.2021 18:29
  • Образ Сталина в художественной литературе— ужасы, 20.02.2021 22:43
  • Дневник событий, историй, случаев— ужасы, 07.02.2021 21:35
  • Шпион не придет с холода— ужасы, 26.12.2020 21:11
  • Потребительские цены при диком капитализме— миниатюры, 13.12.2020 15:46
  • Современная проза— миниатюры, 04.12.2020 22:36
  • Современные русские блюда— миниатюры, 04.12.2020 18:06
  • Теории марксизма и практика ленинизма— история и политика, 03.12.2020 12:07
  • Подмена— ужасы, 18.11.2020 15:11
  • Сотворение кумира коммунистического воспитания— ужасы, 08.11.2020 21:52
  • Деревня Ивана Бунина— ужасы, 17.10.2020 18:34
  • Писатель профессия гражданина своей страны— новеллы, 05.10.2020 22:09
  • узники вируса— миниатюры, 25.09.2020 01:48
  • Узники вируса— миниатюры, 24.09.2020 23:13
  • мартышки притча— ужасы, 17.09.2020 12:19
  • Первое сентября 2020— миниатюры, 01.09.2020 10:54
  • Литературные негры— миниатюры, 07.06.2020 14:24
  • Сотворение кумира коммунистического воспитания— ужасы, 28.05.2020 14:16
  • Достижения под руководством Брежнева Леонида Ильич— миниатюры, 03.05.2020 00:36
  • Кража победы СССР в Великой Отечественной войне— история и политика, 19.04.2020 19:01
  • Политические партии на выборах— ужасы, 07.04.2020 23:18
  • Рост цен при диком капитализме— ужасы, 07.04.2020 15:41
  • аннальная история— философия, 28.03.2020 17:09
  • Привет от Синдиката— мистика, 20.03.2020 22:07
  • Калмыцкий чай— миниатюры, 18.03.2020 23:01
  • Налоги в нищету дороги— ужасы, 02.03.2020 01:21
  • Жестокая красота льда и снега— естествознание, 24.02.2020 21:09
  • Мстительный котик— байки, 12.02.2020 14:01
  • Сергей Есенин против тьмы рабства— новеллы, 20.01.2020 19:45
  • ЭЗОП— миниатюры, 19.01.2020 00:40
  • ***— история и политика, 18.01.2020 22:12
  • Туман в экономике России— публицистика, 13.01.2020 01:07
  • Пришла золотая осень— миниатюры, 06.12.2019 20:35
  • Марксизм Третья часть— публицистика, 17.09.2019 11:52
  • Ностальгия живых мертвецов— миниатюры, 14.09.2019 09:35
  • Мифы про интеллигенцию— публицистика, 19.08.2019 12:14
  • Волк преемник Третьего рейха— фэнтези, 11.08.2019 15:52
  • Фальшивая конфетка— ироническая проза, 07.08.2019 05:31
  • Долгий Путь в Космос— ужасы, 26.04.2019 14:18
  • Свет утренней зари— философия, 09.04.2019 14:31
  • Хрупкий мир лучше войны— миниатюры, 06.04.2019 13:55
  • Призрак коммунизма против дикого капитализма— публицистика, 04.04.2019 01:47
  • Технологии тихого американца— фэнтези, 29.03.2019 13:04

Избранные авторы:

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Читайте также:  София ротару под гитару
Оцените статью