Казачья колыбельная с нотами

КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Слова Михаила Лермонтова

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою;
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью.
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
Ты махнешь рукой.
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью.
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю.
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да готовясь в бой опасный,
Помни мать свою.
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.

«Отечественные записки», 1842 г., № 5

Лермонтов М.Ю. Соч. в 2 т. Т. 1 / Сост. и комм. И.С. Чистовой. М.: Правда, 1988.

По преданию, написано под впечатлением «баюкашной» песни казачки, которую Лермонтов слышал в станице Червленой на Тереке (по другой версии – в станице Старомышастовской на Кубани). Первый мотив написал сам поэт, современники слышали ее в авторском исполнении. В дальнейшем музыку писали более 50 композиторов: А.Е. Варламов (1842), Полина Виардо (1865), Э.Ф. Направник (1875), А.Т. Гречанинов (1894), Н.М. Ладухин (1895), А.С. Танеев (1899), Н.Н. Черепнин (1900), В. Ребиков и другие. Наиболее известный мотив принадлежит А. Варламову. Фольклоризированные варианты входили в казачий и солдатский репертуар. Очень популярна была у терских казаков.

Бирюков Ю.Е. Казачьи песни. М.: Современная музыка, 2004. — автор мелодии не указан.

Ригина Г.С., Алексеев В.А. Путешествие в страну «Музыка». Музыкальное воспитание шестилетних детей. Пермь: Пермский государственный педагогический институт; малое предприятие «БОНУС», 1991.

«Казачья колыбельная песня» послужила основой для множества вольных и революционных песен:

Колыбельная песня (Спи, пострел, пока безвредный. ) Н. Некрасова, 1845
Песня русской няньки Н. Огарева, 1871
Колыбельная песня (Спи, малютка, спи, мой милый. ) неизв. автора,
Колыбельная песнь (Милый узник, спи спокойно. ) Веры Фигнер, 1888
Колыбельная песня (Спи, младенец мой прекрасный. ) О. Умовой,
Колыбельная песня (Спи, младенец, год за годом. ) О. Чюминой, 1905
Колыбельная песенка (Спи, мой милый, спи, усталый. ) А. Малышкина, 1913
Над колыбелью неизв. автора,
Романовская колыбельная песня И. Мукосеева, и др.

Переделки времен Гражданской войны:

Колыбельная песня (Спи, дитя, во мраке ночи. ) М. Красильникова (?), 1917-18
Колыбельная песня (Спи, несчастный сын буржуя. ), 1919
Колыбельная песня (Спал Колчак в порту приморском. ), 1920
Колыбельная песня (Спи, сынок, закрой ты глазки. ) В. Крюкова (?), 1920
Колыбельная песня (Спи, дитя. Шлют звезды ласку. ) И. Кулика,
Спи, младенец украинский. , 1918

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841)

Источник

Казачья колыбельная песня

Слова Михаила Лермонтова

Текст

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою;
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью…
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
Ты махнешь рукой…
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью.
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю…
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.

“Отечественные записки”, 1842 г., № 5

Лермонтов М.Ю. Соч. в 2 т. Т. 1 / Сост. и комм. И.С. Чистовой. М.: Правда, 1988.

Видео

По преданию, написано под впечатлением «баюкашной» песни казачки, которую Лермонтов слышал в станице Червленой на Тереке (по другой версии – в станице Старомышастовской на Кубани). Первый мотив написал сам поэт, современники слышали ее в авторском исполнении. В дальнейшем музыку писали более 50 композиторов: А.Е. Варламов (1842), Полина Виардо (1865), Э.Ф. Направник (1875), А.Т. Гречанинов (1894), Н.М. Ладухин (1895), А.С. Танеев (1899), Н.Н. Черепнин (1900), В. Ребиков и другие. Наиболее известный мотив принадлежит А. Варламову. Фольклоризированные варианты входили в казачий и солдатский репертуар. Очень популярна была у терских казаков.

Вариант 1

Бирюков Ю.Е. Казачьи песни. М.: Современная музыка, 2004. – автор мелодии не указан.

Источник

Детские песни

КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Слова Михаила Лермонтова

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою;
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью.
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
Ты махнешь рукой.
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью.
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю.
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да готовясь в бой опасный,
Помни мать свою.
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.

«Отечественные записки», 1842 г., № 5

М. Ю. Лермонтов. Сочинения в двух томах. Т. 1 / Сост. и комм. И. С. Чистовой. – М.: Правда, 1988.

По преданию, написано под впечатлением «баюкашной» песни казачки, которую Лермонтов слышал в станице Червленой на Тереке (по другой версии – в станице Старомышастовской на Кубани). Первый мотив написал сам поэт, современники слышали ее в авторском исполнении. В дальнейшем музыку писали более 50 композиторов: А. Е. Варламов (1842), Полина Виардо (1865), Э. Ф. Направник (1875), А. Т. Гречанинов (1894), Н. М. Ладухин (1895), А. С. Танеев (1899), Н. Н. Черепнин (1900), В. Ребиков и другие. Наиболее известный мотив принадлежит А. Варламову. Фольклоризированные варианты входили в казачий и солдатский репертуар. Очень популярна была у терских казаков.

Бирюков Ю. Е. Казачьи песни. М.: «Современная музыка», 2004. — автор мелодии не указан

Ригина Г. С., Алексеев В. А. Путешествие в страну «Музыка». Музыкальное воспитание шестилетних детей. – Пермский государственный педагогический институт, малое предприятие «БОНУС», Пермь, 1991

Как это ни странно, но в дальнейшем «Казачья колыбельная песня» послужила основой для множества вольных и революционных песен:

Колыбельная песня (Спи, пострел, пока безвредный. ) Н. Некрасова, 1845
Песня русской няньки Н. Огарева, 1871
Колыбельная песня (Спи, малютка, спи, мой милый. ) неизв. автора,
Колыбельная песнь (Милый узник, спи спокойно. ) Веры Фигнер, 1888
Колыбельная песня (Спи, младенец мой прекрасный. ) О. Умовой,
Колыбельная песня (Спи, младенец, год за годом. ) О. Чюминой, 1905
Колыбельная песенка (Спи, мой милый, спи, усталый. ) А. Малышкина, 1913
Над колыбелью неизв. автора,
Романовская колыбельная песня И. Мукосеева, и др.

Переделки времен Гражданской войны:

Колыбельная песня (Спи, дитя, во мраке ночи. ) М. Красильникова (?), 1917-18
Колыбельная песня (Спи, несчастный сын буржуя. ), 1919
Колыбельная песня (Спал Колчак в порту приморском. ), 1920
Колыбельная песня (Спи, сынок, закрой ты глазки. ) В. Крюкова (?), 1920
Колыбельная песня (Спи, дитя. Шлют звезды ласку. ) И. Кулика,
Спи, младенец украинский. , 1918

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841)

Источник

Казачья колыбельная песня

Слова Михаила Лермонтова

Текст

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою;
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью…
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
Ты махнешь рукой…
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью.
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю…
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.

“Отечественные записки”, 1842 г., № 5

Лермонтов М.Ю. Соч. в 2 т. Т. 1 / Сост. и комм. И.С. Чистовой. М.: Правда, 1988.

Видео

По преданию, написано под впечатлением «баюкашной» песни казачки, которую Лермонтов слышал в станице Червленой на Тереке (по другой версии – в станице Старомышастовской на Кубани). Первый мотив написал сам поэт, современники слышали ее в авторском исполнении. В дальнейшем музыку писали более 50 композиторов: А.Е. Варламов (1842), Полина Виардо (1865), Э.Ф. Направник (1875), А.Т. Гречанинов (1894), Н.М. Ладухин (1895), А.С. Танеев (1899), Н.Н. Черепнин (1900), В. Ребиков и другие. Наиболее известный мотив принадлежит А. Варламову. Фольклоризированные варианты входили в казачий и солдатский репертуар. Очень популярна была у терских казаков.

Вариант 1

Бирюков Ю.Е. Казачьи песни. М.: Современная музыка, 2004. – автор мелодии не указан.

Источник

Казачья колыбельная песня

Достоверно известно, что, находясь в Семидубравном, Лермонтов положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню». Это, пожалуй, один из наиболее распространённых фактов. Это очаровательное произведение волнует и сегодня, во многом созвучно событиям сегодняшнего времени. Впрочем, лучше ещё раз прочтём это знаменитое произведение.

Спи, младенец мой прекрасный

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою

Стану сказывать я сказки,

Ты ж дремли, закрывши глазки,

По камням струится Терек,

Плещет мутный вал;

Злой чечен ползёт на берег,

Точит свой кинжал;

Но отец твой старый воин,

Спи, малютка, будь спокоен,

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житьё;

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмешь ружьё

Я седельце боевое

Спи, дитя моё родное,

Богатырь ты будешь с виду

Провожать тебя я выйду –

Ты махнёшь рукой…

Сколько горьких слёз украдкой

Я в ту ночь пролью!

Спи, мой ангел, тихо, сладко,

Стану я тоской томиться,

Стану целый день молиться,

По ночам гадать

Стану думать, что скучаешь

Ты в чужом краю…

Спи ж, пока забот не знаешь,

Дам тебе я на дорогу

Ты его, моляся богу,

Ставь перед собой;

Да готовясь в бой опасный

Помни мать свою…

Спи младенец мой прекрасный

Как сильно это стихотворение полно музыки. Поэзия Лермонтова полна музыки. Впрочем, Лермонтов был близок к музыке, он прекрасно её чувствовал и считал, что она лучше и точнее передаёт движение души, чем стихи, так как не стеснена «размерами слов». Лермонтов хорошо пел романсы, точнее говорил их почти речитативом, играл на скрипке, флейте, фортепиано.

Находясь в Семидубравном, под влиянием очаровательной природы чернозёмного края, и в ожидании службы на Кавказе, Лермонтов вновь обратился к своему стихотворению, положив его на музыку.

Потапов сообщил Висковатову, что ноты к Колыбельной хранятся у него дома в имении, и по просьбе Висковатова писал в имение управляющему. К сожаленью ноты найти не смогли. Видимо они затерялись, часто так бывает, что мы не можем оценить значимое сразу, понимая всю важность только спустя много лет. Уже во время Великой Отечественной войны была возможность установить мелодию Казачьей колыбельной. Режиссер Ленинградского радио Н.А.Чернявская сообщила, что в ответ на радиопередачу о Лермонтове в блокадном Ленинграде пришло письмо от 75 летней слушательницы Е.Л.Никитиной, предложившей поделиться мотивом «Казачьей колыбельной песни» известной ей с детства от бабушки, лично знавшей поэта. «Не могу себе простить» писала Чернявская, «что в суете военного времени не воспользовалась этим редким предложением».

Сейчас на слова «Казачьей колыбельной» имеется более тридцати мелодий. Вполне возможно, что среди них есть, и та забытая, Лермонтовская.

Музыку для «Казачьей колыбельной песни» писали А.Е. Варламов, И.И. Теништа, П. Виаро-Тирсса, Э.Ф. Направник, А.Г. Гречанинов, В.И. Ребиков, Н.Я. Масловский, Ю.С. Бирюков и другие.

По преданию Лермонтов написал это стихотворение в станице Червлёной на реке Терек. В доме, где его поселили, молодая казачка напевала песню над колыбелью сына своей сестры. И казак, переносивший в дом вещи поэта, рассказывал потом, будто Лермонтов присел к столу и тут же набросал на листе бумаги своё знаменитое стихотворение, после прочёл его вслух, чтобы узнать мнение присутствующих. Впрочем, есть и другие версии создания стихотворения. По мнению И. Андроникова поэт написал Колыбельную в станице Старомышастовской на Кубани, где Лермонтов подарил «на зубок» младенцу серебряную наполеоновскую монету. Предположение что «Колыбельная» написана при известии о рождении сына у А.М. Верещагиной, выдвинутое П. Висковатым не подтверждается фактами. Версия о создании стихотворения после сражения при Валерике (1840) опровергнуто Л.Семёновым, материалами архива Верещагиных, где был список 1838 года и самим фактом, что в 1840 году это стихотворение поэт уже положил на музыку, а сражение ещё только будет.

«Казачья колыбельная песня» относится к лучшим произведениям поэта, его восторженно принял Белинский. Великий критик писал «Всё, что есть святого, беззаветного в любви матери, весь трепет, вся нега, вся страсть, вся бесконечность кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности, какою дышит любовь матери, — всё это воспроизведено поэтом во всей полноте». (23) В этом стихотворении поэт раскрывается с новой для читателей стороны. Стихотворение насыщено народностью, звучит как народная песня. В нём подымается огромный нравственный аспект, отношение матери к своему ребёнку, затрагивается боль, чаяния и быт казаков. «Всё что есть святого, беззаветного в любви матери, -писал Белинский, — весь трепет, вся нега, вся страсть, вся бесконечность кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности, какою дышит любовь матери» — всё это воспроизведено поэтом во всей полноте. …Как же он так глубоко мог проникнуть в тайны женского и материнского чувства?» Поэт в стихотворении вживается в образ своего персонажа и наполняет его лиризмом. Песня написана ясным и лёгким слогом, постоянные эпитеты и инверсии, простота поэтического синтаксиса делает песню народной. Лермонтов в этом стихотворении раскрывается перед нами в новом обличии, не в обычном горьком, одиноком, протестующем, а как поэт открытый к жизни, любящий её всей своей душой.

Колыбельная уже в 19 веке вошла в школьные хрестоматии, гимназические пособия и нотные сборники. Только в 19 веке она издаётся более 90 раз, это способствовало его народности. Песня записывается до настоящего времени на всей территории страны, правда обычно текст бывает сокращённым. Произведения Лермонтова использовали Н.П. Огарёв, Н.А. Некрасов, А.А. Суриков и другие.

Казачью колыбельную иллюстрировали А.Ф. Билль, М.А. Зичи, М.П. Клодт, А.Н. Комаров, В.М. Канашевич, А.П. Могилёвский, А. Нечаев, И. Панов, А.С. Пруцкий, М.С. Родионов, К.А. Савицкий, В.А. Табурин, К.А. Трутовский, А.Т. Якимченко.

Источник

Читайте также:  Ой ти дивчина зарученная гитара
Оцените статью