Казахская гитара 2 струны

Домбра

Домбра´ (каз. домбыра ) — это музыкальный щипковый инструмент, который существует в культуре тюркских народов. Он считается народным инструментом у казахов.

Содержание

Домбра в казахской культуре

Домбра (каз. домбыра ) — казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент.Также является народным инструментом у ногайцев. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.

Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны обычно настроены в кварту или квинту.

Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и — музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.

Домбра есть не только у казахов. Этот инструмент имеет свои аналоги у многих народов. В русской культуре есть схожий по форме инструмент домра, в таджикской культуре — Думрак, в узбекской культуре — Думбыра, Думбрак, похожий по форме Дутар, в киргизской культуре — Комуз, в туркменской культуре — Дутар, Баш, Думбыра, в башкирской культуре — Думбыра, в ногайской культуре приазовья — Домбыра, в турецкой культуре — Саз. Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).

История инструмента

В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайляу) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов им. Ыкыласа Дукенулы в городе Алматы, Казахстан. Как видно из рисунка, инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов — предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.

Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, которые схожи с казахской домброй и могут являться её прототипом, более 2 тыс. лет назад [1] .

Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

По письменным памятникам евразийского континента можно сделать вывод, что домбра и её родственные инструменты других народов на материке хорошо известны с давних времен. В памятниках разных периодов на евразийском пространстве мы узнаем о присутствии этого щипкового инструмента, в частности из памятников сакского, гуннского происхождения. Также встречается этот инструмент и у киманов (куманов). Кипчаки — потомки куманов. До нас дошли музыкальные произведения (кюи) тех лет как: Ертіс толқындары (ertis tolqyndary — волны Иртыша), Мұңды Қыз (mundy kyz — печальная девушка), Тепен көк (tepen kok — рысь),Ақсақ қаз (aqsaq qaz — хромой гусь), Бозіңген (bozingen — светлая верблюдица), Желмая (zhelmaja — одногорбый верблюд), Құланның тарпуы (qulannyn tarpu’y — топот кулана), Көкейкесті (kokeikesti — глубокое переживание) и др.

Марко Поло в своих трудах отмечал, что этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя.

В 2012 году была создана электродомбра. [2]

Домбыра — инструмент кюя

Домбра
Домбыра

Домбра на почтовой марке Казахстана
Классификация Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.

Для казахов кюй — больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев — кюйши, среди которых домбыристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбыре). В казахском народе говорят: настоящий казах это не сам казах, настоящий казах — домбра. При этом надо понимать, что казахи не представляют своего прошлого, настоящего и будущего без своего любимого инструмента — домбры. Также надо пояснить, что слово казах означает свободный воин, независимый индивид, который, если и существует в группе, то только по своей доброй воле, при этом присоединяется к сообществу достойных и служит ему, защищает его, отдавая труд, жизнь, здоровье и умение без остатка, как бесстрашный человек — воин добытчик.

Строение домбры

Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид. Народные мастера постоянно стремятся расширить её звуковые возможности, мелодичность, нежели разнообразить форму. Так, например, центрально-казахстанская домбра отличается плоским корпусом и на ней две жильные струны. Типичная, наиболее распространенная домбра с овальным корпусом, представлена на фотографии. Ниже даны названия составных частей домбыры.

Шанак — корпус домбры, выполняет роль усилителя звука.

Какпак — дека домбры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента — тембр.

Пружина — это балка на деке с внутренней стороны, по-немецки она так и называется «der Bassbalken». В казахской домбре пружины раньше не было. Длина пружины скрипки предполагается в пределах от 250 до 270 мм — 295 мм. У домбры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина (длинной от 250—300 мм) крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.

Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1.2 мм.

Подставка — очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.

Струна — источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей. По-видимому, засоленность пастбищ для скота в этих местах благоприятно влияет на качество струн. Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбры у стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.

Легенды о происхождении домбры

О домбре и её происхождении существуют легенды:

  • Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

  • Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.
  • Ещё одна легенда о происхождении домбры похожая на предыдущую. У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот смастерил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и заиграл на ней. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронесся под шелковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра расказала хану о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.

Литература

Эту литературу можно найти в Казахстане, г. Астана, Национальная Библиотека Республики Казахстан…

  1. Акишев К. А. Курган Иссык. — Москва, 1978.
  2. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности музыкального строя казахской домбры.//Казахская культура: исследования и поиски. Сборник научных статей, Алматы, 2000.
  3. Алексеева Л. А. Нажмеденов Ж. Особенности кахаской домбры.// Мы и вселенная. 2001.№ 1(6), с52-54.
  4. Аманов Б. Композиционная терминология домбровых кюев. Алма-Ата, 1982 г.
  5. Аравин. П. В. Степные созвездия. — Алма-Ата, 1979.
  6. Аравин. П. В. Великий кюйши Даулеткерей.-Алма-Ата, 1964.
  7. Асафьев Б. В. О казахской народной музыке.//Музыкальная культура Казахстана.-Алма-Ата, 1955 г.
  8. Барманкулов М. Тюркская вселенная.-Алматы, 1996.
  9. Вызго Т. Музыкальные инструменты Средней Азии.-Москва, 1980.
  10. Гизатов Б. Социально-эстетические основы казахской народной инструментальной музыки.-Алма-Ата, 1989.
  11. Жубанов А. К. Казахский народный инструмент-домбра.//Музыкознание.-Алма-Ата, 1976. с.8-10.
  12. Стахов В. Творчество скрипичного мастера. — Ленинград, 1988.
  13. Нажмеденов Жумагали. Акустические особенности казахской домбры. Актобе, 2003 г.
  14. Утегалиева С. И. Мангыстауская домбровая традиция. Алматы, 1997 г.

Источник

Домбра (домбыра)

Домбра или домбыра – казахский музыкальный инструмент, относится к типу струнных, щипковых. Помимо казахов, считается народным инструментом крымских татар (ногайцев), калмыков.

Строение домбры

Домбыра состоит из следующих элементов:

  • Корпус (шанак). Сделанный из дерева, формой похожий на грушу. Выполняет функцию усиления звучания. Существует 2 метода изготовления корпуса: выдалбливание из цельного куска древесины, сборка из частей (деревянных пластин). Предпочтительные породы дерева – клен, орех, сосна.
  • Дека (капкак). Отвечает за тембр звука, его ритмическую окраску. Усиливает вибрацию струн.
  • Гриф. Представляет собой длинную узкую полосу, превышающую размерами корпус. Заканчивается головкой с колками.
  • Струны. Количество – 2 штуки. Первоначально материалом служили жилы домашних животных. В современных моделях используется обычная леска.
  • Подставка (тиек). Важный элемент, отвечающий за звучание инструмента. Передает колебания струн деке.
  • Пружина. Древний инструмент не был оснащен пружиной. Изобрели данную деталь для улучшения звучания, располагается пружина около подставки.

Общий размер домбры колеблется, составляя 80-130 см.

История происхождения

История домбры уходит корнями в эпоху неолита. Учеными были обнаружены древние наскальные рисунки, датированные этим периодом, с изображением очень похожего музыкального инструмента. Значит, можно считать доказанным факт: домбыра является древнейшим из струнных щипковых конструкций. Ее возраст – несколько тысячелетий.

Установлено, что двухструнные музыкальные инструменты были распространены среди саксов-кочевников примерно 2 000 лет назад. Примерно в это же время подобные домбре модели пользовались популярностью у кочевых племен, проживающих на территории нынешнего Казахстана.

Постепенно инструмент распространился по всему евразийскому континенту. Славянские народы упростили первоначальное название до «домры». Отличие домры от казахской «родственницы» – маленький размер (максимум 60 см), в остальном «сестры» выглядят практически одинаково.

Особенно полюбилась двухструнная певунья тюркским кочевым народам. Татары-кочевники играли на ней перед битвой, укрепляя боевой дух.

Сегодня домбыра – почитаемый национальный инструмент Казахстана. Здесь с 2018 года введен праздник – День домбры (дата – первое воскресенье июля).

Интересный факт: ближайшей родственницей казахской певунье приходится русская балалайка.

Легенды

Существует несколько легенд, рассказывающих о происхождении домбры.

Появление инструмента

Сразу 2 древние истории повествуют о возникновении домбыры:

  1. Легенда о домбре и великанах. Два брата-великана жили высоко в горах. Несмотря на родство, были они совершенно разными: один – работящий и тщеславный, второй – беззаботный и веселый. Когда первый решил построить большой мост через реку, второй на помощь не спешил: сделал домбыру, играл на ней круглые сутки. Несколько дней прошло, а веселый великан так и не начал работать. Разозлился работящий брат, выхватил музыкальный инструмент и разбил о скалу. Домбыра сломалась, но ее отпечаток остался на камне. Много лет спустя благодаря этому отпечатку домбыра была восстановлена.
  2. Домбыра и хан. Во время охоты погиб сын великого хана. Подданные боялись сообщить печальную новость семье, опасаясь его гнева. Пришли люди за советом к мудрому мастеру. Тот решил сам явиться к хану. Перед визитом создал старик инструмент, назвал его домброй. Игра на музыкальном инструменте рассказала хану то, чего не отважился произнести язык. Печальная музыка яснее слов дала понять: случилось несчастье. Разгневавшись, хан плеснул расплавленным свинцом в направлении музыканта – так появилось отверстие на корпусе домбры.

Строение инструмента, его современный вид

Есть и легенда, объясняющая, почему у домбыры всего 2 струны. Первоначальное устройство, согласно сказанию, предполагало наличие 5-ти струн. Отверстия посередине не было.

Храбрый джигит влюбился в дочь хана. Отец невесты попросил претендента доказать любовь к девушке. Парень появился в шатре хана с домбырой, стал играть проникновенные мелодии. Начало было лиричным, но затем джигит исполнил песню о жадности и жестокости хана. Разозленный правитель в отместку вылил на корпус инструмента горячий свинец: так 3 струны из 5 были уничтожены, посередине появилось резонаторное отверстие.

Один из рассказов объясняет возникновение порожка. Согласно ему, богатырь, возвращаясь домой, заскучал, смастерил домбыру. Струнами стал конский волос. Но инструмент молчал. Ночью воина разбудили чарующие звуки: домбра играла самостоятельно. Оказалось, причина – порожек, появившийся в точке соединения головки и грифа.

Классическая казахская домбра – это двухструнная модель со стандартными размерами корпуса и грифа. Однако, для расширения возможностей звучания, создаются другие разновидности:

  • трехструнные;
  • двухсторонние;
  • с широким корпусом;
  • подгрифные;
  • с полым грифом.

Строй

Диапазон домбыры составляет 2 полные октавы. Строй может быть квантовым или квинтовым.

Настройка зависит от характера музыкального произведения. Низкий строй удобен для игры и продления вибраций звука. Высокий требует больших усилий, но в этом случае мелодия звучит четче, звонче. Высокий строй подходит для подвижных произведений, исполнения мелизмов.

Для высоты строя важны характеристики струн: чем толще леска, тем ниже извлекаемые звуки.

Использование домбры

Струнные группы инструментов – наиболее почитаемы в Казахстане. Без певцов-акынов в древности не обходилось ни одно событие: свадьба, похороны, народные гуляния. Музыкальное сопровождение обязательно сопровождало эпические сказания, былины, легенды.

Современные мастера расширили сферу применения домбры: в 1934 году ее удалось реконструировать, создать новые оркестровые виды. Теперь древнейший инструмент планеты является полноправным членом оркестра.

Источник

Читайте также:  Как пользоваться педалью для фортепиано
Оцените статью