Казахская гитара как называется

10 уникальных казахских музыкальных инструментов

Раньше народная музыка казалась мне чем-то забытым и неважным, но моё отношение изменилось после посещения алматинского музея народных музыкальных инструментов. Мне посчастливилось побывать на лекции-концерте группы «Туран». Это познавательное шоу, где не только играют, но и рассказывают о предназначении разных старинных инструментов. Так я осознала, насколько завораживающе может звучать народная музыка. Всем горожанам и туристам советую!

А пока вы планируете свой культурный досуг, возьму-ка я слово и расскажу сама о самых редких и интересных казахских инструментах. Если ваши познания в музыке корней ограничиваются напевами домбры, то этим постом буду рада открыть для вас новый мир.

Желбуаз /Казахская «волынка»


Первым в моём списке значится желбуаз, которым в давние времена пользовались шаманы и лекари. Выглядит он как кожаный мешок с железным горлышком и двумя трубками из тростника. Каждая из этих трубок даёт свое звучание. По сути, это казахская волынка. Обычно играющие закрепляли этот духовой инструмент на шее с помощью кожаного шнурка.


Древнетюркский рог, предназначенный для того, чтобы подавать сигналы, потому пользовались им не музыканты, а воины. Он состоит из двух отличающихся по длине трубок, каждая из которых имеет по три отверстия. К слову, ураном также называют боевой клич казахов.


Говоря о воинах, нельзя не вспомнить сигнальный барабан дауылпаз. Сделан он виде деревянного котла, обтянутого кожей, а играли на нём с помощью плети или собственных рук. Дауылпаз даёт мощный глухой звук, поэтому без него не обходились на загонной охоте и в битвах. Также барабан использовали в религиозных обрядах и во время кочёвок.


Токылдак, что значит «дятел», имеет говорящее название. Его звучание действительно напоминает стук по дереву. По своему устройству инструмент напоминает примитивный деревянный ксилофон.


Шумовой инструмент дудыга имеет необычную форму посоха с шестигранным (иногда трёхгранным) наконечником. Обычно его обвешивали медными шариками, которые при встряхивании давали мелодичный звон. При изготовлении инструмента использовали дерево, металл и кожу, а верхушку часто украшали драгоценными камнями.


Древнетюркский асатаяк работал по тому же принципу, что и дудыга. Этот инструмент баксы внешне напоминает жезл, украшенный орнаментом. К его верхушке подвешивают колокольчики-конырау, которые при встряхивании дают громкое звучание. Так как асатаяк имел сакральное значение, простой люд в быту им не пользовался. Обычно прорицатели носили его с собой, закрепляя на ремне. Жезл позвякивал при ходьбе и, согласно верованиям, отгонял тем самым злых духов. Услышал звон, знай — шаман близко.


Древняя казахская арфа адырна похожа на боевой лук. Название символичное, ведь «адырна»— это полоска кожи из спинной части бычьей туши, которую как раз использовали в качестве тетивы. Этим инструментом пользовались кыпчаки и древние тюрки. Его пустотелый корпус изготавливали из дерева, а струны — из верблюжьих жил или шерсти. Народные умельцы придавали адырне схожесть с маралами и другим подобными животными из-за того, что колковая рама напоминала рога. Играют на инструменте с помощью перебора струн.


Другой родственник арфы и гуслей — жетыген. У него необычный способ настройки: с двух сторон под каждой струной подставляют коленные косточки овец асыки, при их сближении строй повышается, и — наоборот. Существует легенда об аксакале, у которого в пору зимнего джута поочередно умерли все семь сыновей. В память о каждом он натягивал на деревянную колодку одну струну и играл кюй о своей утрате. Эти импровизированные мелодии скорби дошли до наших дней под названием «Семь кюев жетыгена». В современной реконструированной версии инструмента вместо 7 струн используют 15 или 23.


Старинный смычковый инструмент сазген упоминается ещё в легенде о Коркыте. Играть на нём можно было щипками и смычком. Корпус его изготовляли из дерева, обтянутого кожей. Говорят, звук сазгена завораживал слушателей, ведь недаром его название переводится буквально как «мелодичные струны». Увы, увидеть этот древний инструмент в первозданном виде не получится, его пока не смогли реконструировать. Но в музеях можно встретить фантазии на тему того, как бы он мог выглядеть.


Завершает мой топ кыл-кобыз —магический инструмент прорицателей. Это одна из разновидностей кобыза. Струны его изготавливали из конского волоса («кыл»), отсюда и название. Широко известно предание о том, что кобыз изобрел старец Коркыт, который скитался на своей крылатой верблюдице Желмая в поисках вечной жизни. Не найдя земли обетованной, он вернулся домой и, сидя на берегу Сырдарьи, создал инструмент из цельного куска дерева и кожи принесённой в жертву верблюдицы (той самой, на которой путешествовал). Затем старик заиграл настолько красивую мелодию, что смерть побоялась к нему приблизиться. Долго играл Коркыт, продлевая своё время, но стоило ему от усталости закрыть глаза на миг, как смерть взяла своё. По поверьям, кыл-кобыз мог вгонять людей в транс и исцелять их. Действительно, его богатый звук действует на слушателя как лёгкий гипноз, помогая расслабиться. Этим и объясняются его целительные свойства. Кстати, в советское время кыл-кобыз считался плохим воспоминанием о язычестве, поэтому долгие годы находился в опале.

Источник

Казахские народные инструменты: названия

Казахские народные инструменты — сазсырнай и сыбызгы, домбра и кобыз, дангыра и конырау — способны передать шум степи и горного водопада, суровость снежных бурь и весенний щебет птиц. О том, насколько казахи певучи, всегда сообщали путешественники, которых восхищали музыкальные инструменты степного народа.

Казахские народные духовые инструменты

Без музыки и инструментов для ее исполнения невозможно представить культуру народа. Они демонстрируют развитие духовности этноса, передают своеобразие его мировосприятия, религиозные представления.

Казахские национальные инструменты являются историческим наследием, раскрывают духовное богатство народа — его эстетический вкус, умения и таланты в воссоздании музыкальной гармонии.

Музыкальные инструменты служили не только для развлечений:

  • Они были важной частью культа, ритуалов, обрядов шаманов и т. д.
  • Вся жизнь казаха была сопряжена с музыкой. С ее помощью поколения передавали знания о мире, исторические сведения, прививали нормы этики.

Казахские национальные платья в современном стиле

Согласно казахской легенде, однажды с небес лились божественные песни и спустились столь низко, что были услышаны казахами-кочевниками. Проникнув в их сердца, песни небес стали народными мотивами.

Музыкальное восприятие у казахов особенное. Возможно, действительно этот талант давным-давно даровали народу высшие силы. Реализовать его помогают музыкальные инструменты казахов, которые оживают в умелых пальцах музыкантов, открывают самое сокровенное, что таится в народной душе.

Казахские инструменты разнообразны, народ изобрел более двадцати их видов. Самые популярные из духовых такие:

Сазсырнай

Этот инструмент делали чабаны. Они смешивали глину с шерстью и придавали составу форму кулака или куриного яйца. Иногда музыкальный инструмент напоминал летящую птицу.

Чтобы извлекать мелодию, которая напоминала песню степного ветра, у основания вырезали до шести отверстий. Для декора использовали растительный орнамент.

Казахские национальные украшения: названия, история

Сыбызгы

Этот инструмент также использовали пастухи. О нем известно следующее:

  • Внешне сыбызгы похож на свирель.
  • Его длина достигала 65 см.
  • Чтобы сделать инструмент, использовали две полые трубочки, изготовленные из тростника или отлитые из серебра. Их связывали нитями.

В Казахстане было два вида данного инструмента — западный (длинный и тонкий) и восточный вариант (конусоподобный, меньше по диаметру и длине).

Керней

Без этого духового инструмента не проходил ни один военный поход казахов. Его изготовляли из металла и применяли для различных сигналов. Кроме того, керней поддерживал дух воинов и вдохновлял их на победы.

Бугышак

Этот инструмент также кроме развлекательной имел и практическую функцию. Охотники применяли его как сигнальное средство. В изготовлении использовали рога и кости животных.

Материальная культура казахов в ХV–XVIII веках

Описанные духовые инструменты и сейчас пользуются спросом у фольклорно-этнографических ансамблей. Композиторы до сих пор пишут мелодии, которые на них играют.

Казахские музыкальные инструменты: струнные

Широко представлены в культуре казахов музыкальные устройства струнного типа. Среди этих следует особо отметить такие:

Домбра

Визиткой музыкальной культуры казахов стал именно этот инструмент щипкового типа. Домбра в давние времена была в каждой семье. Об этом инструменте знаем следующее:

  • Для изготовления использовали древесину сосны или ели, карагача или джиды.
  • Играют на домбре двумя способами: бьют по струнам или пощипывают их.

С помощью этой музыки можно передать самые разнообразные чувства и эмоции: радостью и любовными переживаниями, грустью и нежностью полны мелодии, исполняемые на домбре.

Ибрай Алтынсарин: биография литератора

Адырна

Древнейший инструмент, форма которого отображает воинственный нрав кочевников: инструмент похож на изогнутый лук. Играют на адырне так же, как на арфе: музыкант перебирает струны и создает мелодию.

Интересно, что корпус у инструмента деревянный и очень легкий, так как внутри пустой. Вместо струн используют кусочки специально выделанных кож, сухожилий, нити из верблюжьей шерсти.

Кобыз

Для изготовления этого струнного музыкального инструмента смычкового типа использовали кусок дерева, который изгибали так, чтобы получился своеобразный ковш.

С кобызом связано немало легенд:

  • Его создателем считают известного сказителя Коркыт-ату.
  • Инструменту приписывают магические и даже мистические свойства.
  • Звучание напоминает голоса животных.

Казахи, веря в тотемы, считали, что через эту музыку с ними разговаривают духи предков.

Бухар жырау: биография и творчество акына

Шертер

У этого музыкального инструмента тюркское и казахское происхождение. Внешне он схож с уменьшенной домброй. У шертера есть гриф, но нет ладов.

При изготовлении инструмента используют сырое дерево, которое изгибают, придают нужную форму и высушивают. Потом натягивают обработанную кожу. Струны делают из конских волос. Звучание у шертера сильное.

Жетыген

Современные народные оркестры любят и часто используют этот инструмент прямоугольной формы из дерева. Внешне он выглядит как гусли со струнами из конских волос.

Есть у казахов легенда, в которой раскрыта закономерность применения семи струн:

  • Отец потерял семерых сыновей.
  • Свое горе он выливал, исполняя поминальные песни.
  • Заводя кюи и вспоминая каждого, он натягивал одну струну.

Царица Томирис: биография правительницы

Казахские струнные инструменты щипкового типа отображают лирическую душу народа. Они оригинальны по своему строению и способны издавать разнообразные звуков.

Казахские ударные народные инструменты

Особой миссией в культуре казахов были наделены ударные инструменты. Их применяли, чтобы отгонять злых духов, привлекать удачу. Воины всегда брали их с собой в битвы и походы.

С этой миссией справлялись такие известные нам и сегодня инструменты:

Дангыра

Генетически ее можно связать с бубном. У инструмента простая конструкция: обтянутый специальной кожей ободок из металла или дерева.

Удары получались глухими, а дополняло их дребезжание цепочек, размещенных с внутренней стороны обода. Использовалась дангыра как обрядовый инструмент.

Дауылпаз

У этих казахских литавр было несколько функций:

Суюнбай Аронулы: биография акына

  • Звучный инструмент применяли в военных походов, когда казахи шли в атаку, а также во время охоты и чтобы извещать соплеменников о перекочевке.
  • Ритуальное значение заключалось в использовании инструмента во время обрядов. Били по нему руками или нагайками.

Внешне это кольцо до 30 см в диаметре с ручкой, которое с двух сторон обтягивали кожей.

Шындауыл

Так у казахов назывался барабан. Он был главным оповестительным средством: его использовали для созыва на охоту, подачи сигнала о переезде на другие места.

В жизни казахов ударные инструменты играли важную роль. С помощью их громких звуков можно было организовывать и оповещать о важных событиях воинов и кочевников.

Язычковые и шумовые музыкальные инструменты казахов

Казыбек би: биография, достижения государственного деятеля

Этот вид инструментов отличается исключительными национальными чертами и свойствами. Их музыка как нельзя лучше передает все разнообразные звуков степи. Мелодичное звучание с легкостью сплетается в завершенные композиции.

Многие из этих инструментов казахи наделяли магическими качествами. С древних времен до нас дошли:

Асатаяк

Был ритуальным орудием шаманов. Это посох делали из крепких пород дерева. На верхушке располагали пластины и резьба для украшения. Во время встряхивания эти детали бряцали. Асатаяк звучал таинственно и завораживающе.

Конырау, или колокольчики

Чтобы усилить звук, асатаяк также украшали колокольчики. В ХІХ веке шаманские посохи потеряли свое ритуальное предназначение, и кольца с конырау стали применять женщины, чтобы убаюкивать младенцев и развлекать детей.

Великие казахские бии и их роль в жизни казахов

Шанкобыз

Этот язычковый инструмент делали из дерева или костей животных:

  • Внешне он выглядел как миниатюрная лира.
  • Чтобы извлечь из него звуки разной высоты, надо было приложить его ко рту и выдыхать воздух, меняя положение языка.
  • С его помощью имитировали человеческие голоса, пение птиц, бег лошадей, звуки природы.

Разнообразие музыкальных инструментов казахов — свидетельство своеобразия культуры народа, его духовных богатств. В них отражены религиозные взгляды, отношение кочевников к миром, который их окружал. Они показывают, насколько казахи были едины с природой, эмоциональны и чувствительны.

Сегодня казахские народные инструменты заняли почетные места в фольклорных ансамблях. Благодаря им рождаются уникальные композиции.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Читайте также:  Ноты для гитарного соло
Оцените статью