Кедр для акустических гитар

Дека из ели или кедра

Из какого дерева можно сделать деку гитары? Из первого попавшегося босяцкого, из солидного и уважаемого, из модного и, наконец, из правильного.

Для русского последний вариант – наиболее мучителен, т.к. русских учил Федор Михайлович Достоевский, который легких путей не искал, благо ум его был пытлив и дерзок.

Правда ведь, любезный читатель? Вот музыкальный магазин, а в нем – помимо мрачного патлатого сатаниста за прилавком – гнездовища инструментов. И с махагони по обечайкам, и с палисандром, с какой-то бубингой, и с непонятным венге. А на деке – только ель, да кедр, да вот еще – висит краснодеревная. Висит годами, потому что берут ее в руки, пробуют аккорд – и отставляют. Глухая и хворая, даром что красивая.

Что же за тоска такая? Ель и кедр — и все? Как два гендерных праздника – в которых ни звезд, ни снега, а носки, мимозы и дезодорант Олд Спайс.

В «Синтез-Аудио» — потомков Достоевского мало. Так – двое-трое, остальные – черствые и прагматичные люди и гадать дамам на картах не привыкли. А привыкли рассказывать прямо и без вензелей.

Не знаю – бытие ли определяет сознание у человека, или наоборот, но у дерева бытие определяет – запасливость.

Факт того, что музыкантам повезло с прямой, простой и очень звучной древесиной хвойных пород – следствие климата. Как та вертихвостка, пропевшая пролетевшее лето, лиственные деревья ровно раз год оказываются в грустной ситуации, когда зима катит в глаза, пищу добывать неоткуда, листья опали – и смерть, и мрак – как спели бы готы.

Читайте также:  Where or when ноты для фортепиано

Кому же плакать, кому припадать и стенать?

У всех деревьев – и лиственных, и хвойных – схожая анатомия.


На рисунке видны: две части флоэмы — кора и луб, за ними следует — камбий, а после — две части ксилемы: светлая заболонь и темное — ядро. В центре — сердцевина.

Основных частей всего две:

1) древесина, ксилема и

В подавляющем большинстве клеток ксилемы и флоэмы – жизни нет. Но дерево как-то живет, растет. Что-то поддерживает дерево на протяжении десятилетий. Между ксилемой и флоэмой – есть очень тонкий, но очень активный слой – камбий. Именно деление камбия – обеспечивает дереву рост, те самые годичные кольца, а также толщину коры.

Когда клетки камбия делятся в сторону центра, происходит следующее. Разделившаяся клетка увеличивается, живая протоплазма постепенно отступает к краям и образует вторую клеточную стенку. Первая и вторая клеточные стенки становятся арматурой будущей древесины, а скрепляет их особое полимерное соединение – лигнин. Накопившийся лигнин, а также раздвоение стенки приводят к тому, что клетка лишается влаги и отмирает – одревесневает.


Начало стрелки — взрослая лучевая клетка, указывающий конец стрелки — молодая лучевая клетка, только что оделившаяся от камбия.

И в хвойной, и в лиственной древесине есть два типа клеток – живые и одревесневшие. Живые – проводят питательные вещества и накапливают соки, одревесневшие – становятся прочным и сложным каркасом, с развитой системой проводящих труб.

Простота и сложность строения древесины, а отсюда – ее акустические свойства – зависят от того, какая ткань в ней преобладает.

В хвойных породах больше 90% клеточной ткани – это трахеиды. Умненьким американским школьникам любят объяснять строение древесной ткани – коктейльными трубочками. Если взять такие трубочки и попытаться заполнить ими окружность, выложив их правильными кругами по годовым кольцам, – можно получить приблизительное представление о том, что такое трахеиды.

Трахеиды, как говорят биологи, имеют веретенообразную форму. Мы не биологи – потому согласимся. Они очень длинные. Если разрезать древесную ткань вдоль – можно увидеть, что трахеиды идут стройными рядами, а поперек – имеют почти правильную прямоугольную форму. Именно трахеиды придают хвойной древесине строгую, лаконичную структуру. Это почти церковный орган.


Вот они — наши трубочки. Трахеиды сибирского кедра. Срез с торца.


А это уже ситка-ель под электронным микроскопом. Практически идеальное строение.

Простые и правильные клеточные ряды – не препятствуют звуку, который распространяется по ним легко и свободно. А плотное прилегание слоев – один к другому – без разного рода включений и вкраплений, без посторонних проникновений – заставляет их вибрировать хором, всем вместе. Это очень ценное качество хвойных пород древесины – и вот почему именно из нее изготовляют главные излучающие элементы – деки музыкальных инструментов.


Так выглядят трахеиды ели вдоль волокон. Видны поры (о них — ниже).

Снова обратимся к визуализации. Если взять рекомую трубочку – и проделать иголкой по всей ее длине дырки – можно получить представление о том, что такое поры трахеид. В молодых клетках много пор, но по мере одревеснения большая их часть закрывается внутренними механизмами – мембранами – истонченными стенками, торусами – своеобразными клеточными «задвижками», или перекрывается внешним воздействием — наложением на поры стенок соседних клеток.


Иллюстрация в стиле СССР, из которой ничего не понятно. Зато в ней есть слово «торус».

У пористой древесной структуры есть одна принципиальная особенность – поры всегда парные. Т.е. не существует какой-то там отдельной клеточной «дырки», перфорации; если в одной трахеиде образовалась пора – она обязательно соприкасается с порой другой трахеиды. Таким образом клетки деверева сообщаются – проводят влагу, питательные вещества.


Отлично видны парные поры

Оставшиеся десять процентов хвойной древесины – это запасающие клетки. Они разнообразны, но главное – в хвойной древесине их совсем мало, т.к. хвойные – не сбрасывают листву, им есть, где хранить запасы питания, они не нуждаются в дополнительных внутренних резервуарах. Любопытным можно дать название запасающей ткани хвои – паренхима. Клетки паренхимы, в отличие от трахеид, самые обычные – равные по длине и ширине. Делящиеся клетки камбия – тоже относят к паренхиме.


Иллюстрация, на которой тоже ничего не видно, кроме трахеид. Зато понятно соотношение трахеид — и всех остальных тканей ксилемы.

С лиственной древесиной все сложнее. В ней, кроме механической, проводящей мертвой ткани, много депо питательных веществ, а также – сосудов.

Механическая часть лиственной древесины – либриформ. Она волокнистая, довольно спутанная, к тому же, в отличие от хвойных трахеид, объем либриформа – не так велик, не больше 75%, но все же – именно либриформ – основная и определяющая.


Слева-направо: лучевые клетки (ray cells), сосуд (vessel), клетки паренхимы (parenchyma cells), трахеиды (tracheids), волокно либриформа (fibers — волокна).

Либриформ там и сям испещрен другими частями древесины, причем, каждая из этих частей – совершенно самостоятельна, живет своей отдельной жизнью, образует свои обособленные, взаимосвязанные структуры. Кроме того, видимо для того, чтобы совсем отбить у лютнеров охоту связываться с лиственными породами, в них между разнородными (гетерогенными) структурами – существуют прослойки из промежуточных, переходных структур.

Проводящую функцию обеспечивают сосуды и трахеиды (да-да, в лиственной древесине тоже есть трахеиды – только их совсем мало), а паренхимные клетки – запасают питательные элементы.


Для сравнения — количество разнородных включений в дубе, вишне и сосне. У дуба — громадные сосуды, у вишни — чуть меньше, зато их гораздо больше, в сосне же — сосудов нет вовсе, а то, что похоже на сосуд — смоляной ход. Паренхимные скопления — у сосны упорядочены в секторы, у дуба и вишни — понатыканы как попало.

Сосуды – уникальная особенность лиственной древесины. Образуются они сложно. Это хитрая система, при которой – сначала возникают нормальные клетки – примерно равные по длине и ширине; они бывают сгруппированы столбиком – одна над другой. После – в этом столбике происходят два процесса, о которых можно сказать «что» и «как», но трудно – «почему». В получившемся столбике внутренние перегородки растворяются, а общая внешняя стенка – наоборот утолщается. Получается один большой длинный механизм – полый сосуд. Поры сосудов образуются также в процессе соединения члеников и растворения их внутренних перегородок. Заращения могут происходить неполно – отсюда перфорации, отсюда – поры.


Зрелая древесина. Видны сосуды в массе либриформа.


Помните Плаксу Миртл из «Гарри Поттера»? Мёётл — так сказали бы саксы. Девочка названа в честь дерева, что много говорит о ее родителях. А на фото — поры в сосудах мирта — простая пора и лестничная пора.

Трахеиды лиственной древесины – это переходная форма от камбия к другим структурам. Если трахеида сосудистая – из нее позже образуется сосуд. Если волокнистая – из нее получится собственно древесина – либриформ.


Стрелкой показано, как из камбия образуется сосудистый трахеид, который позже — станет полноценным сосудом.

В старых сосудах ядровой древесины образуются тилы, закрывающие просвет и лишающие дерево питания.


Тилы, образовавшиеся в сосуде черного ореха.

Паренхимные клетки (как мы помним – равные по длине и ширине) – накапливают питание для дерева. Чем их больше, тем древесина легче, т.к. эти клетки – живые и почти не одревесневшие. У деревьев русских широт, к примеру, паренхимы бывает не больше 15%, а вот у тропических деревьев паренхима составляет основную массу. Отсюда легкость этой древесины, ее невесомость. Паренхима в лиственной древесине ранжирована по-разному: она может быть равномерно распределена между либриформом (и тогда ее называют диффузной), а может находиться между слоями (такую паренхиму зовут метатрахеальной).


Осина. Вы найдете здесь паренхиму? Вот и я не найду. А она — есть! Только она диффузная — равномерно распределенная между либриформом. Зато замечательно видны сосуды.

Удивительны нагромождения лиственных пород. И они же – драматичны для звука. Акустические свойства лиственных деревьев давно оценены, взвешены и найдены неудовлетворительными. Звук по такой древесине не бежит и не распространяется, а, споткнувшись трижды, — гаснет безо всякой надежды.


Дуб. Поперечный срез ствола. Дикое нагромождение всего самого полезного.

Потому, если вы, любезный читатель, не дедушка в маразме, выпрашивающий по знакомым на день города значки «мать героиня», поверьте опыту мастеров.


Для сравнения с дубом — сильно увеличенный срез ели. Даже в таком громадном приближении — простота и строгость.


А это — ясень. Опять включения запасающих и проводящих конгломератов.

Почему не сосна? Это ведь тоже хвойная древесина! — спросит читатель, — и будет прав. Сосну тоже можно использовать. Из сосны получаются изумительно звучные деки. Но есть «но». Сосна богата смоляными ходами, а еще богаче — сучками. Чтобы вырезать из ствола чистые заготовки – слишком много придется отправить в брак. Для мастера это не особо критично, для фабричного производства – неприемлемо. Просто бизнес.


Типичные музыкальные проблемы сосны — осмолы и сучки. Нарядно, конечно, но для музыкальных инструментов — никак не годится.

Потому, повторим, только кедр, только ель. Остальное – от лукавого. Если лукавому нужно наше спокойствие, пусть придет и возьмет его! А мы торопиться не будем.

Источник

Дерево для акустической гитары

Здравствуйте, мои дорогие читатели и любители акустической гитары. Если вы еще только новичок и не ознакомились с устройством акустики, то я предлагаю сначала прочесть эту статью. Если же вы уже с ней знакомы, то пожалуй начнем разговор о самом главном элементе, влияющем на звук акустической гитары — о дереве для акустической гитары.

Сорта дерева для акустических гитар

В производстве акустик применяют большое количество разнообразных пород дерева. Есть более традиционные, а есть экзотические. В этой статье мы коснемся только традиционных пород, из которых изготавливается большинство серийных акустических гитар. Останавливаться будем прямо на конкретных частях гитары.

Верхняя дека

Верхняя дека больше всего влияет на звучание гитары, поэтому начнем с нее. Основными породами дерева, из которых ее изготавливают, являются кедр (Cedar) и ель (Spruce). Кедр дает более мягкое звучание, тогда как ель наоборот более звонкое, резкое и верхастое.

Самый распространенный сорт ели, используемый в изготовлении акустик это так называемая ситхинская ель (Sitka Spruce). Она растет в США и Европе. Распространена она в основном из-за своей относительно невысокой цены. На более дорогих гитарах можно встретить верхние деки из немецкой ели (Engelmann Spruce). Произрастает она в основном в Канаде и Альпах. Дерево имеет бело-молочный оттенок и то дает более мягкое звучание, в отличие от обычной ситхинской.

Еще на более дорогих гитарах, стоимостью выше 2000-3000$ можно встретить деки, изготовленные из красной ели (Adirondack Spruce). Это очень редкий и дорогой вид ели, отличается более звонким и четким звучанием.

Задняя дека и обечайка

Обычно их изготавливают из одного материала. Основными считаются клен (Maple), красное дерево (Mahogany) и палисандр (Rosewood). Липу же и ольху, которые так распространены в электрогитарном производстве, в акустическом практически не используют. Кстати какое дерево используют для производства электрических гитар, читайте здесь: Дерево для электрогитары.

Красное дерево придает звучанию очень мягкий и ровный звук, довольно читаемый. Очень хорошо и красиво. звучит при игре переборами. Палисандр отличается более вязким и мясистым звучанием. Особо хорошо это проявляется на нижних частотах. Гитары из палисандра отлично подойдут для игры ритмических партий боем. По отдельности же струны звучат не так глубоко.

Также для изготовления задней деки и обечайки применяют клен. Он дает гитаре более резкое и верхастое звучание. Помимо вышеперечисленных, еще используют орех (Walnut). Звук у него нечто среднее между палисандром и красным деревом — менее глубокий, но достаточно звонкий при этом. Еще встречается такой сорт дерева, как гавайская коа. Звук у этой породы немного глуховатый, но при этом достаточно глубокий и мягкий без выраженной звонкости.

Ну а самый редкий и дорогой сорт это бесспорно бразильский палисандр. Примечательно то, что до 1969 года из него делалось огромное количество гитар, но потом власти Бразилии запретили экспорт этой породы дерева. В связи с этим, стоимость ее очень сильно выросла, и гитары стали делать из палисандра, который произрастает в других регионах. А фактор места происхождения древесины может очень сильно влиять на звук будущего инструмента.

Гриф и накладка

Эти две части нашей акустической гитары практически не влияют на звук. Хотя некоторые утверждают обратное. Но спорить не будем. В основном грифы изготавливают из красного дерева и реже из клена. Это относительно недорогие и твердые породы.

Грифы классических гитар очень часто делают из кедра. Накладки на гриф из черного дерева (Ebony) и из палисандра. Черное дерево достаточно дорогой и очень твердый сорт древесины. Поэтому более распространены гитары с накладкой из палисандра.

В заключении

Итак, выше мы рассмотрели основные сорта древесины, из которых изготавливают акустические гитары. Поэтому, если вы столкнетесь с выбором инструмента, то очень большая вероятность, что дерево из которого она изготовлена, мы здесь уже рассмотрели. Кстати, подавляющее большинство бюджетных, а также и гитар среднего ценового диапазона, изготавливаются не из цельной древесины, а из ламинированной. Хотя конечно, с каждым годом качество изготовления у них все лучше и лучше. Но все же, лучше в таких случаях отдать предпочтение цельнокорпусным гитарам. Разница в том, что прессованные слои дерева вибрируют не так свободно, как это может делать цельный кусок древесины. От этого звук получается менее глубокий и собранный.

Также не меньшую роль оказывает и расположение волокон дерева. Если присмотреться, то у хорошей акустики верхняя и нижняя деки состоят из двух симметричных кусков дерева. И волокна у них также расположены симметрично. Расстояние между волокнами тоже может влиять на звук. Чем оно больше, тем звук менее звонкий и резкий.

В итоге, хочу сказать, что если вы выбираете бюджетную или не слишком дорогую гитару, то не стоит уделять очень много внимания дереву, из которого она изготовлена. Лучше акцентируйте внимание качестве сборки, удобстве при игре, ну и на звук конечно же. А вот если вы выбираете дорогой инструмент, то несомненно надо уделить пристальное внимание и сортам древесины. В зависимости от ваших вкусовых предпочтений выбирайте и гитару, основываясь на рекомендациях из этой статьи.

Источник

Оцените статью