Муздеталь
Музыкальные инструменты для начинающих и продолжающих
- Темы без ответов
- Активные темы
- Поиск
- Пользователи
- Наша команда
Соединить с аккаунтом в социальной сети
Кедр или ель?
Выбор инструмента. Наличие в магазинах. Вопросы по ремонту.
Модератор: Mmnt
Кедр или ель?
Сообщение Valentinych » Пн дек 08, 2008 9:26 pm
Сообщение Mmnt » Вт дек 09, 2008 12:56 am
Существенных отличий между ними нет.
Существенные отличия бывают между разными гитарами.
Традиционно считают, что кедровые деки звучат глубже, а еловые — ярче. Но это именно оттенки саунда. И у разных гитар они проявляются по разному. Т.е. это не критерий для выбора. Это определенная подсказка — что послушать.
Если вы не услышите разницу между аналогичными моделями с елью и кедром — купите любую и не забивайте себе напрасно голову. А если услышите — купите ту, которая больше понравится. Но не факт, что она понравится вам из-за материала деки.
Сообщение Kempo » Вт дек 09, 2008 7:04 am
Есть такое расхожее мнение:
— у кедровой деки звучание со временем не изменяется,
— еловая — «разыгрывается», т.е. начинает звучать «в полную силу» через год-полтора активной эксплуатации инструмента и в дальнейшем её звучание только улучшается.
Как объяснял мне А.Фокеев (концертирующий гитарист, лауреат международных конкурсов), когда приобретал новую гитару:
» Я сам, для себя, хотел бы взять гитарку с ёлочкой. Они, когда «обкатанные», мне больше нравятся, по звучанию. Но мне сейчас гитара нужна такая, чтобы сразу играла, а ёлочку — год-два надо разыгрывать. Придётся брать с кедром. «
Ещё одно наблюдение:
Ель — более «метеозависима», чем кедр. В былые времена, в деревнях, встречались еловые «барометры» (у моего деда такой был, во дворе, под навесом) — ветвь еловая, очищенная от коры, с кусочком ствола, прибитая за этот обрубок ствола к стене, так, чтобы горизонтально расположенная ветвь была параллельна стене, конец — свободный. При изменении влажности/давления ветвь изгибается и её конец показывает тенденцию изменения погоды (на стене надписи делаются «сухо», «дождь» и т.п.). Амплитуда колебаний полутораметровой ветки, на конце — сантиметров 20.
Соответственно, гитара с еловой декой может сильнее реагировать на перепады температуры/влажности (строй плавает).
Чисто внешне, кедровая дека гораздо темнее, серовато-красноватого оттенка.
Еловая, особенно на Senchez-ах (лак у них «списфисский») — светлее, весёленького такого, жёлтого цвета, с менее выраженным рисунком слоёв.
Сообщение Mmnt » Вт дек 09, 2008 4:16 pm
Если уж вы предлагаете коллекционировать приметы и мифы, мы можем добавить в копилку наблюдение над Sanchez — топовые модели с массивным корпусом и еловой декой живут у него лучше, чем точно такие модели с кедром. Отсюда и ассортимент у нас в магазине — все модели Sanchez выше 1023 — только с елью. Однако мы не думаем из-за этого, что кедр чем-то хуже ели сам по себе, просто это такая фича Sanchez, вытекающая из его технологий.
Любая гитара с массивной декой разыгрывается со временем.
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость
- МуздетальСписок форумов
- Часовой пояс: UTC+03:00
- Удалить cookies конференции
- Пользователи
- Наша команда
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Источник
Дека из ели или кедра
Из какого дерева можно сделать деку гитары? Из первого попавшегося босяцкого, из солидного и уважаемого, из модного и, наконец, из правильного.
Для русского последний вариант – наиболее мучителен, т.к. русских учил Федор Михайлович Достоевский, который легких путей не искал, благо ум его был пытлив и дерзок.
Правда ведь, любезный читатель? Вот музыкальный магазин, а в нем – помимо мрачного патлатого сатаниста за прилавком – гнездовища инструментов. И с махагони по обечайкам, и с палисандром, с какой-то бубингой, и с непонятным венге. А на деке – только ель, да кедр, да вот еще – висит краснодеревная. Висит годами, потому что берут ее в руки, пробуют аккорд – и отставляют. Глухая и хворая, даром что красивая.
Что же за тоска такая? Ель и кедр — и все? Как два гендерных праздника – в которых ни звезд, ни снега, а носки, мимозы и дезодорант Олд Спайс.
В «Синтез-Аудио» — потомков Достоевского мало. Так – двое-трое, остальные – черствые и прагматичные люди и гадать дамам на картах не привыкли. А привыкли рассказывать прямо и без вензелей.
Не знаю – бытие ли определяет сознание у человека, или наоборот, но у дерева бытие определяет – запасливость.
Факт того, что музыкантам повезло с прямой, простой и очень звучной древесиной хвойных пород – следствие климата. Как та вертихвостка, пропевшая пролетевшее лето, лиственные деревья ровно раз год оказываются в грустной ситуации, когда зима катит в глаза, пищу добывать неоткуда, листья опали – и смерть, и мрак – как спели бы готы.
Кому же плакать, кому припадать и стенать?
У всех деревьев – и лиственных, и хвойных – схожая анатомия.
На рисунке видны: две части флоэмы — кора и луб, за ними следует — камбий, а после — две части ксилемы: светлая заболонь и темное — ядро. В центре — сердцевина.
Основных частей всего две:
1) древесина, ксилема и
В подавляющем большинстве клеток ксилемы и флоэмы – жизни нет. Но дерево как-то живет, растет. Что-то поддерживает дерево на протяжении десятилетий. Между ксилемой и флоэмой – есть очень тонкий, но очень активный слой – камбий. Именно деление камбия – обеспечивает дереву рост, те самые годичные кольца, а также толщину коры.
Когда клетки камбия делятся в сторону центра, происходит следующее. Разделившаяся клетка увеличивается, живая протоплазма постепенно отступает к краям и образует вторую клеточную стенку. Первая и вторая клеточные стенки становятся арматурой будущей древесины, а скрепляет их особое полимерное соединение – лигнин. Накопившийся лигнин, а также раздвоение стенки приводят к тому, что клетка лишается влаги и отмирает – одревесневает.
Начало стрелки — взрослая лучевая клетка, указывающий конец стрелки — молодая лучевая клетка, только что оделившаяся от камбия.
И в хвойной, и в лиственной древесине есть два типа клеток – живые и одревесневшие. Живые – проводят питательные вещества и накапливают соки, одревесневшие – становятся прочным и сложным каркасом, с развитой системой проводящих труб.
Простота и сложность строения древесины, а отсюда – ее акустические свойства – зависят от того, какая ткань в ней преобладает.
В хвойных породах больше 90% клеточной ткани – это трахеиды. Умненьким американским школьникам любят объяснять строение древесной ткани – коктейльными трубочками. Если взять такие трубочки и попытаться заполнить ими окружность, выложив их правильными кругами по годовым кольцам, – можно получить приблизительное представление о том, что такое трахеиды.
Трахеиды, как говорят биологи, имеют веретенообразную форму. Мы не биологи – потому согласимся. Они очень длинные. Если разрезать древесную ткань вдоль – можно увидеть, что трахеиды идут стройными рядами, а поперек – имеют почти правильную прямоугольную форму. Именно трахеиды придают хвойной древесине строгую, лаконичную структуру. Это почти церковный орган.
Вот они — наши трубочки. Трахеиды сибирского кедра. Срез с торца.
А это уже ситка-ель под электронным микроскопом. Практически идеальное строение.
Простые и правильные клеточные ряды – не препятствуют звуку, который распространяется по ним легко и свободно. А плотное прилегание слоев – один к другому – без разного рода включений и вкраплений, без посторонних проникновений – заставляет их вибрировать хором, всем вместе. Это очень ценное качество хвойных пород древесины – и вот почему именно из нее изготовляют главные излучающие элементы – деки музыкальных инструментов.
Так выглядят трахеиды ели вдоль волокон. Видны поры (о них — ниже).
Снова обратимся к визуализации. Если взять рекомую трубочку – и проделать иголкой по всей ее длине дырки – можно получить представление о том, что такое поры трахеид. В молодых клетках много пор, но по мере одревеснения большая их часть закрывается внутренними механизмами – мембранами – истонченными стенками, торусами – своеобразными клеточными «задвижками», или перекрывается внешним воздействием — наложением на поры стенок соседних клеток.
Иллюстрация в стиле СССР, из которой ничего не понятно. Зато в ней есть слово «торус».
У пористой древесной структуры есть одна принципиальная особенность – поры всегда парные. Т.е. не существует какой-то там отдельной клеточной «дырки», перфорации; если в одной трахеиде образовалась пора – она обязательно соприкасается с порой другой трахеиды. Таким образом клетки деверева сообщаются – проводят влагу, питательные вещества.
Отлично видны парные поры
Оставшиеся десять процентов хвойной древесины – это запасающие клетки. Они разнообразны, но главное – в хвойной древесине их совсем мало, т.к. хвойные – не сбрасывают листву, им есть, где хранить запасы питания, они не нуждаются в дополнительных внутренних резервуарах. Любопытным можно дать название запасающей ткани хвои – паренхима. Клетки паренхимы, в отличие от трахеид, самые обычные – равные по длине и ширине. Делящиеся клетки камбия – тоже относят к паренхиме.
Иллюстрация, на которой тоже ничего не видно, кроме трахеид. Зато понятно соотношение трахеид — и всех остальных тканей ксилемы.
С лиственной древесиной все сложнее. В ней, кроме механической, проводящей мертвой ткани, много депо питательных веществ, а также – сосудов.
Механическая часть лиственной древесины – либриформ. Она волокнистая, довольно спутанная, к тому же, в отличие от хвойных трахеид, объем либриформа – не так велик, не больше 75%, но все же – именно либриформ – основная и определяющая.
Слева-направо: лучевые клетки (ray cells), сосуд (vessel), клетки паренхимы (parenchyma cells), трахеиды (tracheids), волокно либриформа (fibers — волокна).
Либриформ там и сям испещрен другими частями древесины, причем, каждая из этих частей – совершенно самостоятельна, живет своей отдельной жизнью, образует свои обособленные, взаимосвязанные структуры. Кроме того, видимо для того, чтобы совсем отбить у лютнеров охоту связываться с лиственными породами, в них между разнородными (гетерогенными) структурами – существуют прослойки из промежуточных, переходных структур.
Проводящую функцию обеспечивают сосуды и трахеиды (да-да, в лиственной древесине тоже есть трахеиды – только их совсем мало), а паренхимные клетки – запасают питательные элементы.
Для сравнения — количество разнородных включений в дубе, вишне и сосне. У дуба — громадные сосуды, у вишни — чуть меньше, зато их гораздо больше, в сосне же — сосудов нет вовсе, а то, что похоже на сосуд — смоляной ход. Паренхимные скопления — у сосны упорядочены в секторы, у дуба и вишни — понатыканы как попало.
Сосуды – уникальная особенность лиственной древесины. Образуются они сложно. Это хитрая система, при которой – сначала возникают нормальные клетки – примерно равные по длине и ширине; они бывают сгруппированы столбиком – одна над другой. После – в этом столбике происходят два процесса, о которых можно сказать «что» и «как», но трудно – «почему». В получившемся столбике внутренние перегородки растворяются, а общая внешняя стенка – наоборот утолщается. Получается один большой длинный механизм – полый сосуд. Поры сосудов образуются также в процессе соединения члеников и растворения их внутренних перегородок. Заращения могут происходить неполно – отсюда перфорации, отсюда – поры.
Зрелая древесина. Видны сосуды в массе либриформа.
Помните Плаксу Миртл из «Гарри Поттера»? Мёётл — так сказали бы саксы. Девочка названа в честь дерева, что много говорит о ее родителях. А на фото — поры в сосудах мирта — простая пора и лестничная пора.
Трахеиды лиственной древесины – это переходная форма от камбия к другим структурам. Если трахеида сосудистая – из нее позже образуется сосуд. Если волокнистая – из нее получится собственно древесина – либриформ.
Стрелкой показано, как из камбия образуется сосудистый трахеид, который позже — станет полноценным сосудом.
В старых сосудах ядровой древесины образуются тилы, закрывающие просвет и лишающие дерево питания.
Тилы, образовавшиеся в сосуде черного ореха.
Паренхимные клетки (как мы помним – равные по длине и ширине) – накапливают питание для дерева. Чем их больше, тем древесина легче, т.к. эти клетки – живые и почти не одревесневшие. У деревьев русских широт, к примеру, паренхимы бывает не больше 15%, а вот у тропических деревьев паренхима составляет основную массу. Отсюда легкость этой древесины, ее невесомость. Паренхима в лиственной древесине ранжирована по-разному: она может быть равномерно распределена между либриформом (и тогда ее называют диффузной), а может находиться между слоями (такую паренхиму зовут метатрахеальной).
Осина. Вы найдете здесь паренхиму? Вот и я не найду. А она — есть! Только она диффузная — равномерно распределенная между либриформом. Зато замечательно видны сосуды.
Удивительны нагромождения лиственных пород. И они же – драматичны для звука. Акустические свойства лиственных деревьев давно оценены, взвешены и найдены неудовлетворительными. Звук по такой древесине не бежит и не распространяется, а, споткнувшись трижды, — гаснет безо всякой надежды.
Дуб. Поперечный срез ствола. Дикое нагромождение всего самого полезного.
Потому, если вы, любезный читатель, не дедушка в маразме, выпрашивающий по знакомым на день города значки «мать героиня», поверьте опыту мастеров.
Для сравнения с дубом — сильно увеличенный срез ели. Даже в таком громадном приближении — простота и строгость.
А это — ясень. Опять включения запасающих и проводящих конгломератов.
Почему не сосна? Это ведь тоже хвойная древесина! — спросит читатель, — и будет прав. Сосну тоже можно использовать. Из сосны получаются изумительно звучные деки. Но есть «но». Сосна богата смоляными ходами, а еще богаче — сучками. Чтобы вырезать из ствола чистые заготовки – слишком много придется отправить в брак. Для мастера это не особо критично, для фабричного производства – неприемлемо. Просто бизнес.
Типичные музыкальные проблемы сосны — осмолы и сучки. Нарядно, конечно, но для музыкальных инструментов — никак не годится.
Потому, повторим, только кедр, только ель. Остальное – от лукавого. Если лукавому нужно наше спокойствие, пусть придет и возьмет его! А мы торопиться не будем.
Источник