Кельтская гитара что это такое

Кельтская гитара что это такое

Источник: dartz.spb.ru
Автор: Дмитрий Курцман

Предисловие

Я играю на гитаре с 1988 года: именно тогда мы познакомились с Эрмано и он показал мне первые аккорды для песен «Полковник Васин» и «Аллюминиевые Огурцы». С тех пор я разучил еще несколько незамысловатых аккордов и научился брать барре. Перестроил гитару в DADGAD совсем недавно, однако выбранное направление оказалось настолько благодарным, что теперь не грех и поделиться некоторыми интересностями. Все ниженаписанное — никоим образом не учебник и не «советы дедушки», постишего кельтскую гитару во всех ее тонкостях. Скорее, это попытка автора поделиться своим первичным восторгом от удивительно звучащего инструмента, и дать пищу для размышлений всем музыкантам, играющим на гитаре и стремящимся знать, что стоит за их игрой и как сделать ее лучше и интереснее.

Я очень надеюсь, что это окажется кому-нибудь полезным, предел же моих мечтаний — дискуссия и обмен опытом. Итак, к делу.

Нам понадобится шестиструнная гитара (дальше мы будем говорить только о шестиструнках), и, возможно, набор новых струн. Я ставлю LaBella или D’Addario ’12 или ’13. Сам по себе DADGAD не является веской причиной играть на «кабанах», однако, на мой взгляд, лучше все же ставить струны посолиднее — при настройке три струны придется опустить на тон относительно стандартного строя (EADGBE), и, если струны будут тонкими, они просто провиснут и станут звучать тише и слабее. Потом, толстые струны всегда лучше строят. У них есть и минусы — к ним нужно долго привыкать, после них трудновато воспринимать тонкие струны, да и гитару они могут «сложить» довольно быстро. Но звук, ей-Богу, того стоит. Сейчас у меня «ленинградская» гитара-гибрид, гриф шестиструнки, а корпус от двенадцатиструнки 4с171, поэтому никакими проблемами с отрывающимся нижним порожком и прочими медленными кошмарами она не отягощена, тьфу-тьфу-тьфу. В любом случае, если у вас тонкие струны, не парьтесь и играйте на том, к чему у вас лежит душа и что нравится вашей гитаре.

Читайте также:  Linkin park roads untraveled ноты для пианино

Еще неплохо, конечно, иметь «проверочную» шестиструнку, настроенную в стандартном строе. Иначе вам иногда придется перестраивать из DADGAD в EADGBE и назад, а струны этого не любят и перестают строить очень быстро. У меня никогда не было такой гитары, и приходилось представлять все аппликатуры мысленно.

Очень полезным может оказаться каподастр, но об этом немного попозже.

А больше ничего и не нужно.

Попробуем поскорее перейти к делу, а всю теорию отложим на потом. Со времен «Полковника Васина» я считал и продолжаю считать, что вся теория и даже правильность постановки рук может подождать, и ничто не сравниться с замечательной возможностью сделать что-то сразу, пусть простое, но звучащее. Давайте для начала перестроим гитару. Предположим, у вас стандартный строй (EADGBE). «Первой», или «нижней», струной мы будем называть самую тонкую, «ми». Нужно опустить на тон вторую струну, «си» (или, что одно и то же, настроить ее в унисон с третьей, прижатой на втором ладу), а потом на тон первую струну (унисон со второй, прижатой на пятом ладу). Теперь шестая струна, самая толстая: опускаем ее на тон, зажимаем на седьмом ладу, и сверяем унисон с открытой пятой струной. По-моему, это наиболее простой способ прыгнуть в DADGAD на любой гитаре. Если гитара вдобавок хорошо строит, можно настраивать шестую струну по открытой четвертой — должен быть унисон с шестой, прижатой на 12 ладу, или с флажолетом.

Настроились ? Теперь давайте возьмем аккорд D (см. рис.1), сверху вниз по всем струнам. Первые два дня я просто сидел и перебирал аккорд D с различными интонациями. Правда, красиво ? Он завораживает — однако, может быть, вы уже заметили, что звучит он несколько . размыто, его можно сравнить с тихим горным озером, в нем нет ни печали, ни радости. Вот так оно звучит на моей гитаре:

Все потому, что он не является ни минорным, ни мажорным. Это Dmodal — модальный аккорд. Вот тут — стоп, и начинаются пояснения. Поскольку я не слишком силен в теории музыки, они будут короткими и примитивными.

Пояснения исторические, плавно перетекающие в пояснения практического толка

DADGAD великолепно подходит для игры кельтской музыки, для игры кантри, вообще любой акустической музыки, в нем можно сыграть даже блюз, но в первую очередь — он для фолка. В фолк гитара пришла относительно недавно — если не ошибаюсь, в послевоенное время или пораньше, не суть. В 60-х случился пик гитарной революции, и она стала очень популярным и доступным инструментом. В рок-н-ролльных бэндах ей быстро нашлось место. А в кельтском фолке? Все ключевые позиции уже много веков были заняты волынкой, арфой и tin whistle. Даже скрипка, относительный новичок в ирландской музыке, уже успела занять свое место. Но что было делать гитаристу, сидящему, скажем, между волынщиком с одной стороны, и бойранистом с другой, на сейшне в пабе?

К этому моменту у гитаристов была солидная европейская школа как аккомпанемента мелодии аккордами, так и «солирования». Естественно, имели место (и имеют до сих пор) попытки пересадить европейские аккорды под кельтскую мелодию. И тут выяснилось, что не очень-то стандартный строй для этого подходит. Кельтская мелодия по своему характеру модальна, ее тональность не имеет ярко выраженной мажорной или минорной окраски. Мажорное трезвучие состоит из тона, большой («мажорной») терции и квинты, минорное — из тона, малой терции («минорной»), и опять же квинты. Например, Dmajor — D-F#-A, а Dmin — D-F-A. Однако в кельтской мелодии с легкостью могут промелькнуть как мажорная, так и минорная терции, и что прикажете-таки гитаристу играть в таком случае — мажорный или минорный аккорд ? Вот иллюстрация вышесказанного: фрагмент из рила «Paddy Fahy’s Reel». Обратите внимание на F в первом такте, но F# — в четвертом.

Конечно, практика показывает, что можно играть и мажорный аккорд, и минорный. Я так делал много раз, не считая себя неполноценным членом общества. Мелодия склоняется соответственно к мажору или к минору. За это гитаристов не очень любят традицонные скрипачи и волынщики — за то, что гитаристы иногда «навязывают» мелодии настроение, а не следуют ему, подчеркивая отдельные фрагменты. За то, что привносят в старинную музыку понятия, изначально в ней не прописанные и ей чуждые. Короче говоря, способ играть обычными аккордами по-старому «не прокатил». Игра модальными аккордами на обычном строе была в принципе возможна. но затруднена. Для интереса, попробуйте взять вот такой аккорд на обычной шестиструнке, и сравните его с тем божественным «однопальцевым» DADGAD-ным D.

Вторая проблема заключалась в том, что гитаристы, будучи тщеславными существами, рвались солировать. А солировать, если следовать традиции, предстояло по нотам, записанным для скрипки или волынки — инструмента, приемы игры на котором, звучание и характерные украшения ну очень отличались от гитарных. Гитаристу следовало научится имитировать скрипку, волынку, арфу. хорошо, что не бойран (хотя с этой задачей справлятся любая, даже не слишком строящая, гитара). Иначе игра теряла смысл, она не была ни красивой, ни мощной, ни богатой украшениями.

Тут-то и изобрели этот строй, DADGAD. Изобрел его британский гитарист Дэвид Грэм (David Graham), а популяризировал француз Пьер Бенсусэн (Pierre Bensusan). Давайте разберемся, с учетом всего вышесказанного — почему именно DADGAD, почему не AGDAM, например.

Во-первых, буквально с первых аккордов видишь, что DADGAD прямо-таки заточен под тональности D, G и A — подавяющее большинство мелодий играются в этих тональностях. Если поставить кападастр на второй лад, можно получить все те же преимущества для E и играть Morrison Jig. Во-вторых, строй этот благоприятствует модальной музыке. Из аппликатуры «исчезла» терция, мажорная или минорная. Она есть, но до нее нужно специально тянуться. Мой первый вопрос был — «а как здесь брать F# ?» Совершенно естественный ответ чайнику был — «а зачем его тут брать?» Наш «однопальцевый» аккорд звучит раскатисто и модально, в нем только две ноты, но они повторяются в разных октавах. Теперь мелодия, не аккорд, диктует окраску и настроение. А на верхних (басовых) струнах, на зависть металлисту и волынщику, звенит «мясистая» квинта — басовый интервал DA. Если играть мелодию на нижних, а бас вести раздельно, в 90% случаев опорные ноты будут приходиться на D или A, оставляя их непрерывно звучать наподобие басовых дронов волынки. Сыграем тот же аккорд перебором, любым, который вам по душе. Немного похоже на арфу? Интервал «секунда», находящийся на второй и третьей струнах (GA), позволяет играть арпеджио и оставлять затухать находящиеся рядом ноты. На обычном строе это, опять же, затруднено.

Продолжаем творить чудеса

Вы все еще не наслушались аккордом Dmodal? Тогда вот еще одно полезное созвучие нулевой позиции — модальный аккорд Amodal, и немодальный, обычный мажорный аккорд G. Используя эти три аккорда, можно аккомпаниировать простым мелодиям в тональности D (в голову сразу приходят джига «Six Penny Money» и дартсовская «Fira Fiddler», их и ми-минорную «Morrison Jig» можно услышать на концертном альбоме группы):

Теперь, для справки, если вы все же захотите взять мажорные или минорные аккорды (по идее, такое желание у вас должно давно уже испариться), в DADGAD-е они выглядят так:

Песня «Норвежский Лес» из битловского альбома «Rubber Soul» играется в «Ми». Я решил не гнаться за аутентичностью (когда я гнался?) и сыграть ее в «Ре» в качестве примера того, как круто может звучать простая мелодия, использующая некоторые фишки DADGAD-а, а именно открытые стуны и интервал «секунда» между второй и третьей струной. Если вы хотите сыграть ее по-битловскому, просто поставьте каподастр на второй лад.

Итак, сама мелодия играется вот так:

Вот так оно звучит:

Для аккомпанемента можно использовать все вышеупомянутые аккорды (Dmodal, G, Amodal, в припеве добавляется Dmin). Особенно, на мой взгляд, мясисто звучит основная тема, играемая вместо с аккордным «чесом» (если не ошибаюсь, этот прием носит название cross-picking). Вот звуковой файл:

Пятна на солнце

Если DADGAD такой замечательный строй, спросите вы, почему же на нем не играют все ? Нетрудно ответить. Насколько легко и звучно играется на нем в D, A и G, настолько геморройной становится игра в тональности C, например. Блюз в нем сыграть не так-то и просто. А когда он все-таки играется, то звучит весьма не «по-блюзовому». Наконец, самое коварное свойство DADGAD-а — очаровывать именно красотой звука при минимуме прилагаемых усилий — способствует лени, расслабленности и тяге к клишированным ходам. Провел пальцем по струнам — уже звучит классно. Кроме того, многие мастера DADGAD-а отмечают, что строй как бы диктует сочиняемую мелодию, в то время, как диктовать ее должен человек. А как насчет старых наработок и репертуара в стандартном строе? Его придется либо оставить в прошлой жизни, либо перекладывать. Наконец, расстроенный DADGAD звучит преотвратно — три расстроенные D «бьют», отчего создается впечатление, будто ты стоишь рядом с ульем. Оно вам надо ?

А теперь посмотрите назад

. а стандартный строй EADGBE — универсален. Одна только открытая позиция позволяет играть практически в любой тональности при умеренных аппликатурных изысках. При дополнительных затратах труда строй этот позволяет сыграть любой модальный аккорд, имитировать волыночные «дроны» и арфовые арпеджио. Нет такой вещи в DADGAD-е, которую бы умелый гитарист не смог сыграть в стандартном строе. Да и потом, почему обязательно DADGAD ? Кроме DADGAD-а существует великое множество других открытых настроек, взять хотя бы DGCGCD или «Drop D», стандартный строй с верхней струной, спущенной до D (этакая переходная ступень к DADGAD-у), «оркнейский строй» CGDGCD, или «лютневый строй» DADF#BE, и так далее.

И все же многие, очарованные звуком, играют в DADGAD-e. Я считаю, что, даже если вы не останетесь с этим строем надолго, он обязательно даст пищу для сравнений и позволит по-новому взглянуть на стандартный строй и те его возможности, которые до этого были не столь очевидны. Например, после нескольких месяцев игры в DADGAD-е я увидел модальные аккорды в стандартном строе. Многие (и я не исключение) начинали изучать новый строй хотя бы только для того, чтобы поломать инерцию мышления, возникающую при многолетней игре в «стандарте». В коце-концов, китайские мудрецы советовали человеку каждые семь лет менять род занятий и образ жизни — так почему гитаристы должны быть исключением?

После всего вышесказанного, создается впечатление, что на гитаре, настроенным таким образом, следует играть аккордами — ведь они такие звучные. Зажали Dmodal — и.

И это не так. А как — я напишу, когда сам разберусь в этом вопросе.

Источник

Кельтская музыка для гитары

Автор: Pat Kirtley

Исполнение кельтской музыки — фольклорной и традиционной музыки Ирландии, Шотландии, Уэльса и Бретони на акустической гитаре — относительно недавнее нововведение. Эта довольно древняя музыка, часть которой датируется XIV веком и ранее, не исполнялась повсеместно на гитаре вплоть до XX века. Историческими инструментами, использовавшимися в такой музыке, были арфа, скрипка, флейты, вистлы, кнопочный аккордион, различные виды волынок (хайланд пайпс, иллианская волынка, смол пайпс) также как и многочисленные барабаны и перкуссии.

Соответственно, звучание этой музыки в большой степени наполнено нюансами именно вышеперечисленных инструментов и одной из задач, появившейся с началом исполнения ее на гитаре, является сохранение такого звучания. Всего лишь несколько исполнителей были удачливее других в переложении музыки для гитары, а именно это были Дак Бэйкер, Дэйви Грэхем, Мартин Карси, Дэйв Ивнс, Джон Ренборн и Пьер Бенсусан. Отдавая дань процветанию кельтской гитарной музыки в США, этот список был бы не полон без упоминания Стефана Гросмана. Он важен тем, что привлек внимание публики к работе современных гитаристов, играющих кельтскую музыку, посредством выпуска записей, нотных сборников по табулатурам и кассетных уроков. Его деятельность с «Кикинг Мьюл», «Шаначи Рекордз» (названия известных фирм звукозаписи, выпустивших огромное количество кельтской музыки, — примечание переводчика) и его гитарные мастер-классы продолжают привлекать наше внимание к работе великолепных гитаристов.

Совсем немного истории

Традиционная музыка Ирландии и Шотландии стара и это написано во многих книгах, повествующих скорее о музыкальной истории нежели о музыке. Некоторые из этих книг перечислены в приложении в конце этой статьи. Особый интерес для гитаристов представляют основные изменения в музыке и инструменты, под влиянием которых они происходили. Оказывается, что ирландская традиционная музыка, например, претерпела мало изменений в течении довольно долгого периода времени (предшествующего последнему тридцатилетию). Мы не будем вдаваться в подробности, почему случилось именно так (подобно некоторому застою в шотландско-ирландских фолк-песнях в Аппалачах в XVII и XVIII веках в Америке), но пользой от этого явилось то, что современные исполнители имеют возможность посредством записей и музыкантов, обученных традиционалистами, уверенно вводить гитару в традиционную музыку.

Где были корни традиции? Если вы послушаете арабскую и ближневосточную музыку, вы сможете услышать большинство характеристик, совпадающих с традиционной ирландской и шотландской музыкой. В частности, выражение обеих музыкальных традиций идет посредством мелодии и ритма. Сложность обоих стилей музыки состоит в мелодике и ритмике. Реже вы сможете найти выражение музыки в рамках более западных концепций посредством гармонии и контрапункта. В этом кроется уникальность (и проблема). Как у соло-гитаристов, у нас нету стандартного метода создания какого-либо перкуссионного ритма, лежащего в основе жиг и рилов, как не разработано (у большинства из нас!) искусное мелодическое голосоведение и орнаментация, скажем, в ирландской скрипичной традиции. Если мы обратимся к обычному методу гитарной аранжировки, примененному к кельтской музыке, нагромождая ее аккордами, перемежая басовой линией и гармонией, мы последуем в неверном направлении.

Для того чтобы понять, с чего следует начинать, совершенно точно необходимо послушать традиционных исполнителей (не гитаристов) и группы. Просто перебирающие струны гитаристы могут приблизиться к стилям игры ведущих инструментов (скрипок, волынок, флейт, вистлов), в то время как деятельный гитарист может стремиться к имитации целого ирландского бэнда! Для того, чтобы поддерживать традицию, всегда помни о ней, аранжируя и исполняя музыку.

Форма

Необходимо знать строение кельтских мелодий прежде тем как начать их разучивать. Даже если вы не музыкант, понимание формы доставит вам больше удовольствия от прослушивания музыки. В привычных для нас поп и кантри, существуют формы, определяемые как куплет, припев и проигрыш. Почти вся поп-музыка структурирована таким образом. Типичная песня может иметь форму «куплет, куплет, припев, куплет, проигрыш, припев». В кельтской музыке части просто обозначаются буквами алфавита, например, часть А, часть B и т. д. Типичная ирландская или шотландская мелодия может иметь форму AABB или ABAB. Форма AABB присуща жигам и рилам. Иногда мелодия может иметь части C, D и E.

Если вы послушаете местную группу, играющую ирландскую или шотландскую музыку и ненадолго задержитесь рядом с ними, вы услышите такую часто используемую структуру формы. Иногда части поразительно отличаются друг от друга, как в поп-музыке мы бы обозначили это «куплет-припев», но в некоторых мелодиях разница между частями призрачна, почти как если бы они были просто варициями на тему. Музыку становится легче воспринимать после того как вы мысленно свяжете эти простые буквенные обозначения с музыкальными переходами, которые вы слышите. Большинство традиционной аппалачской скрипичной музыки и Блюграс структурированы тем же способом.

Другой часто используемой концепцией является составление мелодий в циклы (сеты). В ирландской музыке сет — это ряд из двух или более мелодий, сгруппированных вместе и исполняемых как единое целое. Происхождение такой концепции, видимо, происходит из танцевальной традиции. Большинство кельтских мелодий являются танцевальными и сами по себе они очень короткие. Единственный способ позволить танцорам не останавливаться — это продолжать играть. Сами по себе мелодии очень коротки, сет из трех мелодий тоже, однако, составляет 4 или 5 минут. Подбор мелодий для сета иногда делается в разном темпе (для контраста) или в одном и том же. Одним из творческих аспектов для групп является поиск мелодий, которые хорошо вписываются в один и тот же сет.

Типы мелодий

Существует много отличных друг от друга типов мелодий, большинство из которых относятся к ирландским и шотландским традициям. Будет полезным запомнить их имена и характеристики. Типы мелодий различаются по лежащему в основе ритмическим акцентам, темпу и структуре. Существует много типов и каждый из них имеет свое название. Единственным способом выучить эти типы является многократное их прослушивание, тем не менее сейчас мы можем начать описывать их в словах.

1. Формы танцев

Жига (Jig).

Это форма с самым быстрым темпом и большинство людей отождествляют именно ее с «ирландской танцевальной музыкой«. Размер: 6/8 (примечание: хотя жиги и записываются в размере 6/8, я всегда «чувствовал» их в размере 4/4. Я мысленно считаю 1-2-3-4 с триплетами в конце. Думаю, вы также могли бы сказать, что я думаю о них в размере 12/8).
Примеры: The Rakish Paddy, The Irish Washerwoman, The Blarney Pilgrim.

Слип-жига (Slip-jig)

Характеризуется быстрым темпом и размером 9/8 с трехчастным ощущением.
Примеры: Kid on the mountain, The Butterfly.

Рил (Reel)

Также в быстром темпе, размер — 4/4, но с более плавным ощущением, чем в жиге. Если вы прослушаете достаточно жиг и рилов, разница между ними станет очевидна, она заключается в разных ритмических акцентах.
Примеры: Temperance Reel, Green Fields of America, Gravel Walk.

Хорнпайп (Hornpipe)

Эта форма может иметь размеры 6/8, 12/8 или 4/4 с отличными от жиг и рилов ритмическими акцентами.
Примеры: Sailor’s Hornpipe, Proudlock’s Hornpipe, The Rights of Man.

Слайд (Slide)

Другая танцевальная форма, аналогичная жиге.

Сет танцев

Более величавое и, зачастую, классическое звучание танцевальной музыки.
Примеры: Morgan Magan, Rodney’s Glory, The Blackbird.

2. Мелодичные формы

Ээр (Air)

Эта форма отличается медленным темпом и мелодичностью. Когда бы гармония не проникала в кельтскую музыку, обычно она делает это к месту.
Примеры: Pretty Maid Milking a Cow, Planxty Irwin, Skye Boat Song, Down in the Sally Gardens, Hewlett, The South Wind.

Ламентация (Lament)

Мелодичная как ээр, но с определенным элементом печали.

Peobracht

Шотландская волыночная форма, медленная, длинная и величественная. Обычно исполняется сольно, на хайланд волынке.

Источник

Оцените статью