Кельтский строй для гитары
Источник: dartz.spb.ru
Автор: Дмитрий Курцман
Предисловие
Я играю на гитаре с 1988 года: именно тогда мы познакомились с Эрмано и он показал мне первые аккорды для песен «Полковник Васин» и «Аллюминиевые Огурцы». С тех пор я разучил еще несколько незамысловатых аккордов и научился брать барре. Перестроил гитару в DADGAD совсем недавно, однако выбранное направление оказалось настолько благодарным, что теперь не грех и поделиться некоторыми интересностями. Все ниженаписанное — никоим образом не учебник и не «советы дедушки», постишего кельтскую гитару во всех ее тонкостях. Скорее, это попытка автора поделиться своим первичным восторгом от удивительно звучащего инструмента, и дать пищу для размышлений всем музыкантам, играющим на гитаре и стремящимся знать, что стоит за их игрой и как сделать ее лучше и интереснее.
Я очень надеюсь, что это окажется кому-нибудь полезным, предел же моих мечтаний — дискуссия и обмен опытом. Итак, к делу.
Нам понадобится шестиструнная гитара (дальше мы будем говорить только о шестиструнках), и, возможно, набор новых струн. Я ставлю LaBella или D’Addario ’12 или ’13. Сам по себе DADGAD не является веской причиной играть на «кабанах», однако, на мой взгляд, лучше все же ставить струны посолиднее — при настройке три струны придется опустить на тон относительно стандартного строя (EADGBE), и, если струны будут тонкими, они просто провиснут и станут звучать тише и слабее. Потом, толстые струны всегда лучше строят. У них есть и минусы — к ним нужно долго привыкать, после них трудновато воспринимать тонкие струны, да и гитару они могут «сложить» довольно быстро. Но звук, ей-Богу, того стоит. Сейчас у меня «ленинградская» гитара-гибрид, гриф шестиструнки, а корпус от двенадцатиструнки 4с171, поэтому никакими проблемами с отрывающимся нижним порожком и прочими медленными кошмарами она не отягощена, тьфу-тьфу-тьфу. В любом случае, если у вас тонкие струны, не парьтесь и играйте на том, к чему у вас лежит душа и что нравится вашей гитаре.
Еще неплохо, конечно, иметь «проверочную» шестиструнку, настроенную в стандартном строе. Иначе вам иногда придется перестраивать из DADGAD в EADGBE и назад, а струны этого не любят и перестают строить очень быстро. У меня никогда не было такой гитары, и приходилось представлять все аппликатуры мысленно.
Очень полезным может оказаться каподастр, но об этом немного попозже.
А больше ничего и не нужно.
Попробуем поскорее перейти к делу, а всю теорию отложим на потом. Со времен «Полковника Васина» я считал и продолжаю считать, что вся теория и даже правильность постановки рук может подождать, и ничто не сравниться с замечательной возможностью сделать что-то сразу, пусть простое, но звучащее. Давайте для начала перестроим гитару. Предположим, у вас стандартный строй (EADGBE). «Первой», или «нижней», струной мы будем называть самую тонкую, «ми». Нужно опустить на тон вторую струну, «си» (или, что одно и то же, настроить ее в унисон с третьей, прижатой на втором ладу), а потом на тон первую струну (унисон со второй, прижатой на пятом ладу). Теперь шестая струна, самая толстая: опускаем ее на тон, зажимаем на седьмом ладу, и сверяем унисон с открытой пятой струной. По-моему, это наиболее простой способ прыгнуть в DADGAD на любой гитаре. Если гитара вдобавок хорошо строит, можно настраивать шестую струну по открытой четвертой — должен быть унисон с шестой, прижатой на 12 ладу, или с флажолетом.
Настроились ? Теперь давайте возьмем аккорд D (см. рис.1), сверху вниз по всем струнам. Первые два дня я просто сидел и перебирал аккорд D с различными интонациями. Правда, красиво ? Он завораживает — однако, может быть, вы уже заметили, что звучит он несколько . размыто, его можно сравнить с тихим горным озером, в нем нет ни печали, ни радости. Вот так оно звучит на моей гитаре:
Все потому, что он не является ни минорным, ни мажорным. Это Dmodal — модальный аккорд. Вот тут — стоп, и начинаются пояснения. Поскольку я не слишком силен в теории музыки, они будут короткими и примитивными.
Пояснения исторические, плавно перетекающие в пояснения практического толка
DADGAD великолепно подходит для игры кельтской музыки, для игры кантри, вообще любой акустической музыки, в нем можно сыграть даже блюз, но в первую очередь — он для фолка. В фолк гитара пришла относительно недавно — если не ошибаюсь, в послевоенное время или пораньше, не суть. В 60-х случился пик гитарной революции, и она стала очень популярным и доступным инструментом. В рок-н-ролльных бэндах ей быстро нашлось место. А в кельтском фолке? Все ключевые позиции уже много веков были заняты волынкой, арфой и tin whistle. Даже скрипка, относительный новичок в ирландской музыке, уже успела занять свое место. Но что было делать гитаристу, сидящему, скажем, между волынщиком с одной стороны, и бойранистом с другой, на сейшне в пабе?
К этому моменту у гитаристов была солидная европейская школа как аккомпанемента мелодии аккордами, так и «солирования». Естественно, имели место (и имеют до сих пор) попытки пересадить европейские аккорды под кельтскую мелодию. И тут выяснилось, что не очень-то стандартный строй для этого подходит. Кельтская мелодия по своему характеру модальна, ее тональность не имеет ярко выраженной мажорной или минорной окраски. Мажорное трезвучие состоит из тона, большой («мажорной») терции и квинты, минорное — из тона, малой терции («минорной»), и опять же квинты. Например, Dmajor — D-F#-A, а Dmin — D-F-A. Однако в кельтской мелодии с легкостью могут промелькнуть как мажорная, так и минорная терции, и что прикажете-таки гитаристу играть в таком случае — мажорный или минорный аккорд ? Вот иллюстрация вышесказанного: фрагмент из рила «Paddy Fahy’s Reel». Обратите внимание на F в первом такте, но F# — в четвертом.
Конечно, практика показывает, что можно играть и мажорный аккорд, и минорный. Я так делал много раз, не считая себя неполноценным членом общества. Мелодия склоняется соответственно к мажору или к минору. За это гитаристов не очень любят традицонные скрипачи и волынщики — за то, что гитаристы иногда «навязывают» мелодии настроение, а не следуют ему, подчеркивая отдельные фрагменты. За то, что привносят в старинную музыку понятия, изначально в ней не прописанные и ей чуждые. Короче говоря, способ играть обычными аккордами по-старому «не прокатил». Игра модальными аккордами на обычном строе была в принципе возможна. но затруднена. Для интереса, попробуйте взять вот такой аккорд на обычной шестиструнке, и сравните его с тем божественным «однопальцевым» DADGAD-ным D.
Вторая проблема заключалась в том, что гитаристы, будучи тщеславными существами, рвались солировать. А солировать, если следовать традиции, предстояло по нотам, записанным для скрипки или волынки — инструмента, приемы игры на котором, звучание и характерные украшения ну очень отличались от гитарных. Гитаристу следовало научится имитировать скрипку, волынку, арфу. хорошо, что не бойран (хотя с этой задачей справлятся любая, даже не слишком строящая, гитара). Иначе игра теряла смысл, она не была ни красивой, ни мощной, ни богатой украшениями.
Тут-то и изобрели этот строй, DADGAD. Изобрел его британский гитарист Дэвид Грэм (David Graham), а популяризировал француз Пьер Бенсусэн (Pierre Bensusan). Давайте разберемся, с учетом всего вышесказанного — почему именно DADGAD, почему не AGDAM, например.
Во-первых, буквально с первых аккордов видишь, что DADGAD прямо-таки заточен под тональности D, G и A — подавяющее большинство мелодий играются в этих тональностях. Если поставить кападастр на второй лад, можно получить все те же преимущества для E и играть Morrison Jig. Во-вторых, строй этот благоприятствует модальной музыке. Из аппликатуры «исчезла» терция, мажорная или минорная. Она есть, но до нее нужно специально тянуться. Мой первый вопрос был — «а как здесь брать F# ?» Совершенно естественный ответ чайнику был — «а зачем его тут брать?» Наш «однопальцевый» аккорд звучит раскатисто и модально, в нем только две ноты, но они повторяются в разных октавах. Теперь мелодия, не аккорд, диктует окраску и настроение. А на верхних (басовых) струнах, на зависть металлисту и волынщику, звенит «мясистая» квинта — басовый интервал DA. Если играть мелодию на нижних, а бас вести раздельно, в 90% случаев опорные ноты будут приходиться на D или A, оставляя их непрерывно звучать наподобие басовых дронов волынки. Сыграем тот же аккорд перебором, любым, который вам по душе. Немного похоже на арфу? Интервал «секунда», находящийся на второй и третьей струнах (GA), позволяет играть арпеджио и оставлять затухать находящиеся рядом ноты. На обычном строе это, опять же, затруднено.
Продолжаем творить чудеса
Вы все еще не наслушались аккордом Dmodal? Тогда вот еще одно полезное созвучие нулевой позиции — модальный аккорд Amodal, и немодальный, обычный мажорный аккорд G. Используя эти три аккорда, можно аккомпаниировать простым мелодиям в тональности D (в голову сразу приходят джига «Six Penny Money» и дартсовская «Fira Fiddler», их и ми-минорную «Morrison Jig» можно услышать на концертном альбоме группы):
Теперь, для справки, если вы все же захотите взять мажорные или минорные аккорды (по идее, такое желание у вас должно давно уже испариться), в DADGAD-е они выглядят так:
Песня «Норвежский Лес» из битловского альбома «Rubber Soul» играется в «Ми». Я решил не гнаться за аутентичностью (когда я гнался?) и сыграть ее в «Ре» в качестве примера того, как круто может звучать простая мелодия, использующая некоторые фишки DADGAD-а, а именно открытые стуны и интервал «секунда» между второй и третьей струной. Если вы хотите сыграть ее по-битловскому, просто поставьте каподастр на второй лад.
Итак, сама мелодия играется вот так:
Вот так оно звучит:
Для аккомпанемента можно использовать все вышеупомянутые аккорды (Dmodal, G, Amodal, в припеве добавляется Dmin). Особенно, на мой взгляд, мясисто звучит основная тема, играемая вместо с аккордным «чесом» (если не ошибаюсь, этот прием носит название cross-picking). Вот звуковой файл:
Пятна на солнце
Если DADGAD такой замечательный строй, спросите вы, почему же на нем не играют все ? Нетрудно ответить. Насколько легко и звучно играется на нем в D, A и G, настолько геморройной становится игра в тональности C, например. Блюз в нем сыграть не так-то и просто. А когда он все-таки играется, то звучит весьма не «по-блюзовому». Наконец, самое коварное свойство DADGAD-а — очаровывать именно красотой звука при минимуме прилагаемых усилий — способствует лени, расслабленности и тяге к клишированным ходам. Провел пальцем по струнам — уже звучит классно. Кроме того, многие мастера DADGAD-а отмечают, что строй как бы диктует сочиняемую мелодию, в то время, как диктовать ее должен человек. А как насчет старых наработок и репертуара в стандартном строе? Его придется либо оставить в прошлой жизни, либо перекладывать. Наконец, расстроенный DADGAD звучит преотвратно — три расстроенные D «бьют», отчего создается впечатление, будто ты стоишь рядом с ульем. Оно вам надо ?
А теперь посмотрите назад
. а стандартный строй EADGBE — универсален. Одна только открытая позиция позволяет играть практически в любой тональности при умеренных аппликатурных изысках. При дополнительных затратах труда строй этот позволяет сыграть любой модальный аккорд, имитировать волыночные «дроны» и арфовые арпеджио. Нет такой вещи в DADGAD-е, которую бы умелый гитарист не смог сыграть в стандартном строе. Да и потом, почему обязательно DADGAD ? Кроме DADGAD-а существует великое множество других открытых настроек, взять хотя бы DGCGCD или «Drop D», стандартный строй с верхней струной, спущенной до D (этакая переходная ступень к DADGAD-у), «оркнейский строй» CGDGCD, или «лютневый строй» DADF#BE, и так далее.
И все же многие, очарованные звуком, играют в DADGAD-e. Я считаю, что, даже если вы не останетесь с этим строем надолго, он обязательно даст пищу для сравнений и позволит по-новому взглянуть на стандартный строй и те его возможности, которые до этого были не столь очевидны. Например, после нескольких месяцев игры в DADGAD-е я увидел модальные аккорды в стандартном строе. Многие (и я не исключение) начинали изучать новый строй хотя бы только для того, чтобы поломать инерцию мышления, возникающую при многолетней игре в «стандарте». В коце-концов, китайские мудрецы советовали человеку каждые семь лет менять род занятий и образ жизни — так почему гитаристы должны быть исключением?
После всего вышесказанного, создается впечатление, что на гитаре, настроенным таким образом, следует играть аккордами — ведь они такие звучные. Зажали Dmodal — и.
И это не так. А как — я напишу, когда сам разберусь в этом вопросе.
Источник
Строй DADGAD
Строй DADGAD — это строй, который широко применяется в фолк музыке.
Придумал этот строй британский гитарист Дэвид Грэм, для того, чтобы было удобнее играть по нотам скрипки или волынки.
Его также использовал в своем творчестве и рок-гитарист Джимми Пейдж (Jimmy Page).
Для настройки гитары в строй DADGAD из классического испанского строя необходимо:
Опустить на тон первую струну до D, вторую струну до A и шестую струну до D.
Звучание струн в строе DADGAD:
- 1-я струна — d ¹(Ре) первой октавы
- 2-я струна — a (Ля) малой октавы
- 3-я струна — g (Соль) малой октавы
- 4-я струна — d (Ре) малой октавы
- 5-я струна — A (Ля) большой октавы
- 6-я струна — D (Ре) большой октавы
• 1-ая струна — d ¹ (Ре первой октавы) = 293.7 Гц
• 2-ая струна — a (Ля малой октавы) = 220.00 Гц
• 3-ья струна — g (Соль малой октавы) = 196.00 Гц
• 4-ая струна — d (Ре малой октавы) = 147.83 Гц
• 5-ая струна — A (Ля большой октавы) = 110.00 Гц
• 6-ая струна — D (Ре большой октавы) = 73.91 Гц
Источник
Кельтский строй для гитары
DADGAD Series. Глава 2
Источник: dartz.spb.ru
Автор: Дмитрий Курцман
Подниматься по лестнице следует передом вперед, ибо перемещение задом наперед либо же боком вызывает значительные трудности. Естественное положение тела — прямостоячее, мышцы рук расслаблены, голова поднята- однако же не слишком высоко, в противном случае в поле зрения уже не попадут ступеньки, следующие непосредственно за той, на которой вы стоите; дышать следует ровно и размеренно. Чтобы приступить к подъему, поднимите для начала ту часть тела, которая находится внизу с правой стороны и чаще всего заключена в футляр из кожи либо замши и которая почти всегда — за редкими исключениями — полностью умещается на ступеньке. После того, как на первой ступеньке окажется вышеописанная часть тела, которую для краткости мы обозначим словом «нога», поднимается соответствующая ей часть слева (она также обозначается словом «нога», но ее не следует путать с уже названной ногой); поставим ее на вторую ступеньку; таким образом на первой ступеньке будет стоять нога и на второй ступеньке будет стоять нога. (Первые ступеньки обычно даются труднее всего, затем приходит навык необходимой координации. Объяснение усложнено тем обстоятельством, что обозначения «нога» и «нога» совпадают по звучанию. Обращайте особое внимание на то, чтобы не поднимать одновременно ногу и ногу.
— Х. Кортасар, «Как правильно подниматься по лестнице»
Хочется верить, что предыдущий рассказ про гитару в строе DADGAD заинтересовал кого-то настолько, что этот кто-то перестроил (или перестроила, чтобы быть политкорректным) свою гитару в означенный строй и любопытства ради побречала на ней хотя бы часок. Я бренчу уже полтора года; не скрою, иногда нестерпимо хочется вернуть все взад. После туманной недосказанности и расплывчатости дадгадных аккордов душа просит чего-нибудь определенного, простого и русского, вроде Dm, который кто-то назвал «самым печальным из всех минорных аккордов». Все попойки неизбежно заканчиваются перестраиванием гитары в стандартный строй. Но сдаваться, разумеется, мы не собираемся, о нет. Пока есть вот такие аккорды (см. рисунок слева) — мы с DADGAD-ом навсегда.
Накопив некоторое количество практических наблюдений, я хотел бы поделиться своими мыслями по поводу аккомпанемента. Перед человеком, идущим на сейшн с гитарой, обязательно встает вопрос: что и как играть, когда зазвучит первая мелодия? Под «что» я подразумеваю те самые «аккорды», то есть гармоническую составляющую аккомпанемента, а под «как» — рисунки, акценты, различные виды боя и прочие технические моменты. «Как» — я постараюсь описать в следующий раз (заодно и сам разберусь), а сегодня будет «что». Для простоты забудем на время о существовании разнообразных ритмических фигур — джиг, рилов, полек, рэгтаймов, андро итд. С точки зрения аккомпанемента это все — мелодии. Сейшенеры зовут их «тьюнами» (от слова tunes), иногда ласково уточняя — «факин’ тьюн».
Итак, вводная ситуация такова: вы садитесь на одно бревно со скрипачем или флейтистом, мелодия зазвучала, что играть? Чтобы ответить на этот вопрос, мне придется скормить читателю немного громоздкой теории и рассказать о Ладах и Тональностях. В конце рассказа я постараюсь свести все воедино и поделиться интересным способом «разгадывать» мелодию, которую слышишь в первый раз. Многое в теории вызывает вопросы у меня самого, но, как известно, лучший способ что-то понять — это начать объяснять другому. Ну и кстати, почти все нижесказанное применимо к любому строю гитары и любому инструменту, на котором можно брать аккорды. Так что мы даже от DADGAD-а абстрагируемся — на время, конечно.
Лады. Какой у нас сегодня минор?
Сказано, что в познании мира дзен-буддист проходит три стадии:
— гора — это гора
— гора — это не гора
— гора — это гора
Пройдем и мы три стадии познания Лада. После споров со свой музыкально образованной супругой я вдруг уяснил, что в этом вопросе царит изрядная путаница! И что в музыкальных школах лады объясняются как-то по-другому. А именно, там существуют понятия «мажор» и «минор», которые бывают «натуральными», «мелодическими»и «гармоническими». В средневековой музыкальной теории, которая применима к народной музыке до сих пор, термины абсолютно другие. И пользуюсь я именно ими. Не могу удержаться от того, чтобы не внести свой вклад в эту путаницу.
Лад, грубо говоря — это последовательность музыкальных звуков, идущих через определенные интервалы (как правило, через пол-тона или тон). В английской литературе лад — это mode (не путать с гитарным железным ладом — это «fret»). Не надо путать и с тональностью (key). В музыкальных школах всегда приводят «До-мажор» как пример тональности, построенной на мажорном ладу — «до-ре-ми-фа-соль-ля-си». Но мы давайте возьмем «Ре-мажор» — «D-E-F#-G-A-B-C#». Почему? (Гнусаво) Потобу что ты не в школе, сыдок! Если вы наугад запустите руку в ящик с кельтскими мелодиями, то скорее всего вытащите что-нибудь в «ре-мажоре», тогда как «до-мажор» там вообще редкая штука.
А теперь оппаньки, откажемся на время от понятия «мажор». Теперь — первое важное сообщение: в большинстве случаев, когда мы говорим о «мажоре» применительно к кельтской или вообще средневековой музыке, имеется в виду Ionian mode (Ионийский мажорный лад). Если мы сыграем вот это самое «D-E-F#-G-A-B-C#», мы сыграем «ионийский» Ре. В ладу семь нот — семь ступеней. Нумеруются они римскими цифрами с I до VII. Если мы сыграем ноты этого лада, но со сдвигом, начиная со второй ступени («E-F#-G-A-B-C#-D») — то получим то, что обычно называется «ми-минором». А в нашем Универсальном Трактате лад, начинающийся на второй ступени ионийского лада, будет называться Dorian mode (Дорийский минорный лад). Обратите внимание: одни и те же ноты — но разные лады. Всего на ионийском ладу можно построить 7 ладов. Все они имеют красивые греческие названия. Что неудивительно — ведь средневековая музыкальная теория была формализована греками и монахами.
Ступень
Название
Тип
Пример
(В классической литературе понятию «ионийский лад» соответствует термин «натуральный мажор», а «эолийский лад» = «натуральный минор». Также в классической литературе тональности, имеющие одни и те же ноты, но начинающиеся с разных ступеней, называются «параллельными». Помимо этих семи, существует еще туча других ладов, но ионийскому мажору параллельны только эти. Загляните любопытства ради вот сюда — но не говорите потом, что вас не предупреждали!).
В кельтской музыке чаще всего встречаются ионийский, дорийский и эолийский лады. Мелодии для волынки обычно миксолидийские. Все остальные лады вам не встретятся в кельтской музыке никогда. Поэтому в дальнейшем мы ограничимся разговором только об этих четырех ладах — ионийском мажоре, дорийском миноре, миксолидийском мажоре и эолийском миноре.
Теперь настало время вернуться к понятию «мажор». Термин «ионийский мажор» не означает, что где-то есть и «ионийский минор»! «Мажором» он назван потому, что звучит «мажорно», с точки зрения нашего европейского уха. Поэтому для компактности в дальнейшем я буду опять называть «ионийский мажор» просто «мажором». И не только для компактности. Попробуйте во дворе попросить кого-нибудь сыграть в «ионийском Ре». Последствия могут быть непредсказуемы. Вас могу послать в жопу, в соотвествии с канонами дзен-буддизма. Вас так же пошлют в жопу на сейшне, где «ре мажор» в 99% и подразумевает «ионийский Ре».
Вот, мы и вернулись к тому, что гора — это все-таки гора. Но что нам даёт знание того, что «мажор» — на самом деле «ионийский мажор»? Терпение.
Тональности. Ро мажор или Зю минор?
Так вот, любой лад — это силовая сетка, размещение звуков относительно друг друга. А тональность — то, что что определяется высотой тоники, первой ноты лада. Понятно, что ионийский лад, а значит и остальные, можно построить от любой ноты. На практике, в кельтcкой музыке встречаются три набора тональностей:
Без диезов в ключе — C ionian (и производные — D dorian, G mixolidian, A aeolian). C-D-E-F-G-A-B
С одним диезом в ключе — G ionian (и производные — A dorian, D mixolidian, E aeolian). G-A-B-C-D-E-F#
С двумя диезами в ключе — D ionian (и производные — E dorian, A mixolidian, B aeolian). D-E-F#-G-A-B-C#
Все остальное уже экзотика. Ни один скрипач никогда не загонит гитариста куда-нибудь в Соль-диез-минор (а хотя бы и загонит — каподастр на что?). Ассортимент здесь весьма ограничен. Связано это с тем, что большинство мелодий пришли из скрипичной или флейтовой музыки, а они-то как-раз и работают в указанных тональностях наиболее эффективно. В народной музыке никогда не встретишь чего-то, что было бы неэффекивно или излишне трудоемко. Хотя некоторые волыночные мелодии звучат в Ля-диез. Не потому, что попался такой вот оригинальный волынщик — нет, просто у него инструмент такой.
Лады и тональности на слух. Жуки и бабочки
Но самое приятное то, что, если немного потренировать ухо, можно «снимать» лад и тональность на лету. Люди с абсолютным слухом сразу могут сказать, что за нота звучит. Но даже и не имея абсолютного слуха, можно развить интуицию, которая поможет не ошибаться с тональностью в большинстве случаев. А вот с определением лада, на мой взгляд, разобраться гор-раздо легче.
Слушая мелодии, вы наверняка замечаете, что одни звучат беззаботно и легко (это мажорные), а другие имеют более «темную» окраску и печальны — это минорные. Но и мажоры, как вы помните, бывают двух видов. Давайте прислушаемся к первой мажорной мелодии: джига «Sixpenny Money» Можно заметить, что мелодия ведет себя как бабочка (ах!), которая сидит на цветке, потом перепархивает (ах!) на другой, потом назад, потом (опс!) на третий, потом снова назад. Так мелодия «гуляет» по ладу. Немного потренировавшись, можно научится слышать это движение в любой мажорной вещи. Три цветка, по которым перемещается бабочка-мелодия — это базовые, доминирующие ступени ионийского мажора — I, IV и V. В большинстве случаев вы не ошибетесь, «озвучивая» эти ступени соответствующими аккордами. Об аккордах мы поговорим дальше. Если вы правильно определили мелодию как построенную на ионийском ладу, ваш простейший, но верный аккомпанемент будет — I-IV-I-V. Если мелодия в Ре-мажоре, вы играете D-G-D-A, и все довольны.
А вот другая мажорная мелодия. Мелодия опять гуляет по ладу, но она как шмель, крутится то вокруг одного соцветия, то вокруг другого. Послушайте джигу «Banish Misfortune». Если в мажорной мелодии слышатся две сильных ступени — это миксолидийская мелодия. Она озвучивается I и VII (играющейся октавой ниже) ступенями. Еще пример, проигрыш в «Кровавой Мэри» — он играется в миксолидийском Соль, на двух аккордах — G и F. На мой вкус эти мелодии звучат «душновато», но это, может быть, и субъективное впечатление.
Ну а минор? Их тоже два, и отличить дорийский минор от эолийского довольно сложно, на мой взгляд. Вот джига «Scarce O’Tatties». Дорийский минор. Если прислушаться и закрыть глаза, можно увидеть печального жука-навозника, тяжело перелетающего с одного подсолнуха на другой, и назад, и опять на подсолнух, и опять назад. В данном случае доминирующие ступени опять I и VII вниз. Играем I-VII-I-VII. В случае со «Scarce O’Tatties» это Dm-C-Dm-C. Эта прогрессия хороша в обеих случаях, а для эолийского минора еще очень хорошо играть I-VII-VI-V (все вниз). Эта прогрессия встречается в музыке очень часто, и вы ее знаете: Am-G-F-Em.
«Скажи мне аккорды!»
«Все это, конечно, очень хорошо,- скажете вы.- Но где же аккорды для остальных 1,000,000 джиг, рилов и хорнпайпов зеленой Эйрин?» Настало время поделиться тем, что я и сам считаю очень ценным. Не аккордами — но способом самому выстраивать аккорды для требуемого лада. Способ этот несколько трудоемок, и для импровизации «на лету» не годится. Скорее, он незаменим для анализа ладов и сопутствующих им аккордов.
Теоретически, аккордовые гаммы можно играть на чем угодно. На практике — я пробовал играть их на мандолине, это довольно трудно. Основная идея заключется в том, чтобы играть гамму по ладу не отдельными нотами, а трезвучиями, построенными на этом ладу. В результате мы получим семь трезвучий, полностью применимых в данном контексте. Поэтому, кстати, само название «аккордовые гаммы» не вполне корректно — аккорды на гитаре, как вы знаете, почти никогда не являются правильными трезвучиями, в них всегда что-то пропущено, удвоенно, переставлено местами или повышено на октаву. Здесь же у нас правильные трезвучия — тоника-терция-квинта. Аж самому противно.
Итак. Простой «бокс» с гаммой Ре-мажор на грифе гитары выглядит следующим образом: D-E-F#-G-A-B-C# (гриф изображен так, как смотрит на него бедняга-гитарист — басовые струны снизу, колки слева). Зеленым обозначена тоника — Ре. Строй — здесь и дальше — DADGAd.
Построим от I ступени трезвучие, включив в него тонику (саму ноту на этой ступени), ноту через ступень и еще ноту через ступень, т.е. у нас получится DF#A. Не вдаваясь опять в теорию, скажу, что у нас получилось правильное трезвучие — тоника Ре, мажорная терция от Ре (F#) и квинта от Ре (A).
Перейдем ко второй ступени и точно так же построим трезвучие из тоники (E), ноты через ступень (G) и ноты еще через ступень (B). На этот раз получился Em — Ми, минорная терция от Ми (G) и квинта от Ми (B).
И так далее. Когда в конце нам начнет «не хватать» нот, достроим еще одну ре-мажорную гамму октавой выше. Аппликатуру можно (и нужно) слегка менять, чтобы пальцам было удобнее. У нас, для начала, должно получиться вот что:
Источник