Кикта фрески софии киевской ноты

Открытый урок музыки «Фрески Софии Киевской. 6-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 6

ЦЕЛЬ – углубить представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.

– познакомить с терминами “арпеджио”, “музыкальный орнамент”;

– развивать творческое мышление;

– приобщать к духовной национальной культуре.

ТЕХНОЛОГИИ: проблемное обучение (эвристическое погружение, мозговой штурм);

проектно- исследовательская (методы проектов, защиты презентации, “сочинение сочинённого”);

личностно-ориентированное обучение (индивидуальные задания);

здоровьесберегающая (метод пластического движения, вокальные упражнения) .

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная, коллективная (в группах)

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с мультимедийной установкой, DVD–плеер, читающий CD –диск, фортепиано, магнитная доска, бубен, треугольник, два колокольчика (большой, маленький)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: презентация к уроку, учебник, творческая тетрадь, картонные геометрические фигуры и магниты

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: тестовые справочные материалы, нотный текст песни Е.Крылатова “Молитва”.

ХОД УРОКА

Музыканты – извечные маги
Вызывают виденья веков…
Б.Дубровин

I. Орг. момент. Вход в класс под “Прогулку” Мусоргского. (1мин)

(дети рассаживаются по трём группам вокруг столов)

II. Формирование компетенций по содержанию материала. (9мин)

1. Подготовка к новому материалу на основе ранее изученного. Эвристическое погружение.

-Здравствуйте! Ребята, под какую музыку вы вошли сегодня в класс?

(Это пьеса “Прогулка” из сюиты Мусоргского “Картинки с выставки”.)

Вспомните, какую роль выполняет “Прогулка” в сюите?

(Прогулка является связующим звеном между другими контрастными музыкальными картинками — иными словами, служит путеводителем по выставке).

На экране схема:

Посмотрите, на какую музыкальную форму похоже такое построение музыкальных пьес?

(форму рондо, где Прогулка – рефрен, Балет невылупившихся птенцов и Богатырские ворота- эпизоды)

На экране появляется формула А + В + А + С + А,

где А – рефрен, ВС – эпизоды

— Замените буквенное выражение геометрическими фигурами.

(ученик выкладывает на магнитной доске )

Что получилось? (узор).

Какие особенности имеет этот узор? (Повтор). Как такой узор называется в декоративно-прикладном искусстве? (орнамент)

— Ребята, я не случайно дала вам это задание, потому что на протяжении урока мы будем копить знания, умения и в конце урока на основе накопленного материала создадим музыкальный проект. Какой – это пока секрет.

2. Проблемное поле. Мини-проект.

На экране фрагмент из рабочей тетради стр. 22

Работаем в рабочей тетради. На стр.22 есть два фрагмента – изобразительный и музыкальный. Как узнать, являются ли они орнаментами? Проведём маленькое исследование.

а) Найдите повторы в рисунке и нотах. Кто уже нашёл? (Имя), объясни ход своих мыслей.

Один ученик показывает на экране с объяснением (Сначала находим повторение узора в изобразительном орнаменте. Это начальный и последний узоры. Такие же повторы мы наблюдаем и в нотном фрагменте в виде коротких длительностей на нижней строчке. Значит оба этих фрагмента являются орнаментом)

— Сколько голосов в музыкальном орнаменте? (Два: первый и второй голос)

— Давай посмотрим, может быть, изобразительный орнамент тоже двухголосный? (Второй голос усилен множеством мелких нот. И нижняя часть рисунка тоже насыщена мелкими узорами.

Первый голос состоит из долгих длительностей. Поэтому они редко расположены. И в верхней части изобразительного орнамента тоже меньше узоров.)

— Какой из этого исследования следует вывод? ( Данный изобразительный орнамент – музыкальный.)

б) Давайте его озвучим. (Выходят три ученика. Один играет первый голос на треугольнике. Два других ученика играют второй голос на колокольчиках (рефрен-эпизод-рефрен). Затем играют втроём)

Итак, мы создали музыкальный орнамент. На что похоже его звучание? (на колокольный звон). Где можно использовать такой орнамент? (озвучить росписи храмов древней Руси, наложить музыку на демонстрацию слайдов об архитектуре древней Руси)

III. Проверка Д/З. Защита презентации.(5мин)

На прошлом уроке мы уже знакомились с музыкальным искусством Древней Руси.

Дома вы готовили материал из учебника по данной теме, а также я давала индивидуальное задание (Имя): провести исследовательскую работу, собрать информацию о развитии церковной музыки XI – XIXвв. и оформить в виде презентации.

— (Имя) готов? Пожалуйста.

Защита презентации “Развитие церковной музыки XI – XIXвв.” с муз. сопровождением: Знаменный распев, “Да исправится молитва моя” П.Чеснокова. Вопросы к классу.

— Спасибо, (Имя). Садись.

VI. Исполнение “Молитвы” Е.Крылатова (5 мин.)

— А у меня есть свой дополнительный вопрос к классу:

— Как вы считаете, а в наши дни современные композиторы сочиняют духовную музыку?

— Какую современную молитву вы знаете? (“Детская молитва” Е.Крылатова)

а) ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Прежде, чем исполнить песню, давайте настроимся.

1. Упражнение на умение экономить дыхание (“Надувная игрушка”)

— Надуваем игрушку в среднем темпе, сдуваем медленно, струйно.( 2раза)

2. “Греем руки на морозе” (дышат 8раз)

3. Упражнение на отработку кантиленного пения (показать)

“Ми-и-и-и-я-я-я-я, ми-и-и-и-я-я-я-я-ми” (1раз –легато, 2 раз – стаккато)

на экране слайды 4-15 сопровождают песню

б) ИСПОЛНЕНИЕ “МОЛИТВЫ» Е.КРЫЛАТОВА:

— Первые 4 строчки поют солисты. Вторые 4 строчки – весь класс.

— Чем отличается молитва XX века от партесной молитвы XVIIвека?

( здесь одноголосный унисон, там многоголосье — партесное пение
присутствует аккомпанемент, исполнительский приём “а капелла”)

— А что их объединяет? (название, интонации мольбы, просьбы, минор, медленный темп, строгость) – т.е. смысл остаётся прежним – обращение к Святыни.

IV. Новая тема. “Фрески Софии Киевской” В.Кикты.(8мин)

Сегодня мы вновь обратимся к духовной музыке XX века и попытаемся узнать, какие средства использовал украинский композитор Валерий Григорьевич Кикта в своей концертной симфонии для арфы с оркестром “Фрески Софии Киевской”, чтобы передать для нас, потомков, образы древней Руси.

на экране фото композитора и собора св.Софии с учебника стр.58

Написал он её в честь 1000-летия крещения Руси.

Потому что как раз 10 веков назад по велению князя Ярослава Мудрого в 50-ую годовщину христианства на Руси в Киеве возводится величественный собор Святой Софии, украшенный мозаикой, фресками, орнаментом. Считалось, что святая София – символ премудрости Божией. А её дочери — Вера, Надежда, Любовь, к которым вы обращались в “Молитве” Е.Крылатова.

И сейчас мы так же, как когда-то побывали на выставке “картинок” Мусоргского, совершим музыкальную экскурсию по фрескам собора.

А путеводителем в симфонии служит музыка, которая как рефрен повторяется в них несколько раз. Попробуйте дать ей название. (“Орнамент”)

Верно. Послушайте его музыкальный узор.

на экране фото-слайды 17-21 – экскурсия по собору Святой Софии.

— Какие ощущения вас охватили, когда вы слушали орнамент? ( Как будто певцы-баяны на гуслях рассказывают былины о событиях, связанных с историей Киевской Руси, ощущения, что мы побывали в этом соборе и стали очевидцами его истории).

Обратите внимание на нотный пример Орнамента в учебнике стр.59

на экране нотный фрагмент Орнамента с учебника стр.59

— Какую особенность вы наблюдаете в партитуре арфы? (волнистую линию) Такой приём в музыке называется арпеджио, где звуки воспроизводятся последовательно.

учитель показывает разложенные аккорды на фортепиано

ФИЗМИНУТКА. ПЛАСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

— На звучание какого инструмента похоже арпеджио? (на гусли)

Теперь представьте, что каждый из вас – это струна гуслей. А что происходит со струной, если её дёрнуть? (Она деформируется). Выполняем поочерёдные наклоны друг за другом по порядку со счётом (123456 – 1группа, 2 группа, 3группа, 4группа). Каждая из ваших групп – это разложенный аккорд по типу арпеджио.

дети выполняют наклоны в ансамбле с учителем под фортепиано.

Какой же исполнительский приём помог вам изобразить перебор струн? (арпеджио)

V. Проектная деятельность в творческих группах (10 мин)

на экране три фрески: “Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого”

Итак, перед нами живописная фреска “Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого”

— Ребята, а кто знает, что такое фреска? (роспись на сырой штукатурке). Значит и музыка здесь должна звучать непростая, а живописная. Как же нам её услышать?

Чтобы её услышать, мы сами должны научиться создавать музыку. Для этого мы должны быть не только музыкантами, но ещё и художниками.

Сейчас вам предоставляется возможность спроектировать музыку к фрескам. У вас на столах имеются парные элементы музыкальной и живописной выразительности. Но у каждой творческой группы они разные.

Чтобы работа получилась быстрой и качественной, распределите обязанности поиска каждого элемента пополам.

Например, вы трое – художники, определяете, глядя на фреску, элемент живописи и подчёркивает его, а вы трое – музыканты, находите в соответствии элемент музыкальной речи и также фломастером выделяете его.

Выберете капитана команды, который сможет объяснить результаты вашей деятельности.

ТЕСТОВЫЕ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Элементы музыкальной речи и художественной выразительности:

МУЗЫКА ЖИВОПИСЬ
Мелодия – поступенная, скачкообразная Линия – прямая, ломаная
Тембр инструментов –

ударные: ксилофон, барабан;

струнные: арфа, скрипка-тремоло;

деревянные духовые: дудки, гудки.

Колорит – ясный,

яркий.

Форма – рондо, вариация, двухчастная Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное
Развитие музыки – инструментальное, динамическое, темповое, контраст Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба

на экране “Портрет дочерей Ярослава Мудрого” (дети работают, определяют элементы музыкальной речи )

— А теперь послушаем, насколько ваши мысли были близки к идее композитора

Слушание “фрески” “Портрет дочерей Ярослава Мудрого”

— Какие впечатления вы получили, когда фреска зазвучала? (будто княгини сначала ожили и сошли с фрески, приближаясь всё ближе и ближе. Они водят хоровод вокруг нас, перебирая мелкими шажками. И в конце музыки княгини возвращаются на своё место и вновь превращаются в фреску).

Правильный вариант ответов

Мелодия – поступенная Линия – прямая
Тембр – арфа, скрипка-тремоло Колорит – мерцающий
Форма – вариация Композиция – располож. частей повторное
Развитие музыки – динамическое, темповое Развитие худ. идеи – приближение

— Посмотрите, всё ли верно вы предположили? Какой имеется недочёт? (темповое развитие тоже необходимо было определить) Сравнение. Оппоненты — 2,3 группы.

РЕЗУЛЬТАТ: — Что же вы сегодня создали? (спроектировали музыку к фреске)

РЕФЛЕКСИЯ: — Ребята, трудно вам было быть художниками? А музыкантами?

— Какие знания вам понадобились, чтобы создать муз. проект? (умение

определять живописные и музыкальные средства выразительности)

ВЫВОД: — Когда композитор сочинял симфонию, его задачей было сохранить для нас,

потомков, события древности. – Как вы считаете, у него это получилось?

— Какими средствами он этого добился? (инструментовкой, музыкальной

формой, приёмами развития и исполнения: орнамент, арпеджио)

VII. ВЫВОД УРОКА (2 мин.):

— Почему, спустя X веков, к теме духовности обращаются современные композиторы?

— Насколько сейчас актуальна тема духовности в наши дни? ( Во все времена человеку необходимо, чтобы о нём проявляли заботу, любовь, доброту, терпение, порядок во всём. В этом заключается внутренняя красота людей, т.е. духовность. В наше время таких людей становится всё меньше и меньше. Мы теряем духовность. А это чревато войнами и разрушениями)

— А наш сегодняшний урок вас чему-то научил?

— Какими надо быть людьми? (добрыми, уважительными)

— Сегодня вы все справедливо заслужили пятёрки. Особенно хочу отметить ребят, которые работали у доски: (Имена).

— В чём же современность музыкальных образов Валерия Кикты? Запишите в творческой тетради стр.25 свои размышления.

Источник

Кикта фрески софии киевской ноты

В. Кикта «Фрески Софии Киевской»

Во всём мире любители классической музыки хорошо знают замечательное произведение гениального русского композитора Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки». Эта уникальная фортепианная сюита, состоящая из десяти удивительных миниатюр, была написана великим маэстро под впечатлением от выставки работ художника и архитектора Виктора Гартмана. Прошло почти сто лет, и выдающийся советский композитор Валерий Кикта тоже предоставил слушателям галерею, но только несколько иных музыкальных образов, которые он создал, прочувствовав необыкновенный подъем, вызванный красотой и величием древнего Софийского Собора в Киеве. В этом творении, названном «Фрески Софии Киевской» автор весьма талантливо сблизил музыку и древнюю живопись.

Историю создания Концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» Валерия Кикты, а также музыкальное содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.

История создания

В 1972 году Валерий Кикта пять лет, как окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по классу композиции и уже был автором довольно внушительного количества музыкальных произведений в самых разных жанрах. Именно в тот год из-под пера тридцатиоднолетнего талантливого композитора появилась концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской». Необходимо заметить, что замысел этого произведения у Валерия появился не в один миг. Впечатления, которые молодой сочинитель отобразил в своём творении, у него накапливались с юношеских лет.

Кикта родился в украинском посёлке Владимировка, расположенном в границах Донецкой области. Уже в раннем возрасте мама обнаружила у сына хорошие музыкальные способности и красивый голос, однако только в десятилетнем возрасте повезла сына в Москву в знаменитое Хоровое училище, которым в то время руководил Александр Васильевич Свешников. Несмотря на то, что мальчик не сильно был подкован в нотной грамоте, его после прослушивания приняли в учебное заведение. И вот с этого момента началось знакомство будущего композитора с классической музыкой.

В хоре он пел произведения Баха , Чайковского, Танеева , Бортнянского, а спустя год, в 1952 году, юный музыкант поехал на свои первые гастроли, которые проходили в столице Украины. Как только молодые хористы вышли из поезда, Александр Васильевич Свешников первым делом распорядился о том, чтобы его подопечных познакомили со святыми местами Киева и обязательно с Киево-Печерской Лаврой, а также собором Софии Киевской. Увиденная там величественная архитектура и убранство храмов и церквей оставили глубокий след в душе Валерия.

Шло время, оставшиеся позади годы, проведённые в стенах Хорового училища, а затем консерватории, Кикта затем вспоминал с большой теплотой. Молодой композитор много работал, но как только случалась возможность, он обязательно ездил в Киев и почти всегда во время своих визитов старался посещать исторические места этого красивого города, которые оказывали на него эстетическое и эмоциональное воздействие. Так, в 1970 году повторно побывав в соборе Святой Софии, он так сильно был впечатлён фреской, изображающей лик Великой княгини Ольги, что практически на одном дыхании написал ораторию «Княгиня Ольга». А ещё через два года из-под пера композитора вышло ещё одно удивительное творение, в котором он посредством музыкальных звуков талантливо проиллюстрировал великолепную роспись древнего храма — то была концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской».

Интересные факты

  • В 1036 году произошло событие, которое имело важное значение в истории Киевской Руси. Великий князь Ярослав Мудрый решительно разгромил кочевников-печенегов, которые своими набегами разоряли русские земли. В честь этой победы правитель повелел на месте главного сражения заложить большой храм в честь Святой Софии, почитаемой на Руси как символ Божьей мудрости. В Софийском соборе, ставшим главным храмом государства, проходили торжественные церемонии возведения князей на престол, а также принимали заграничных послов. Впоследствии там была основана первая на Руси библиотека, в которой писались летописи и делались переводы иностранных книг. В XIII веке во время монголо-татарского нашествия собор был сильно разорён, но не разрушен: орда Батыя пощадила дивное строение.
  • Храм Святой Софии на протяжении десяти лет возводили и украшали не только лучшие местные мастера, но и специально приглашённые из Византии. В результате храм своим убранством и величественными размерами стал превосходить все соборы, которые в то время были построены на Руси.
  • Основным художественным оформлением Софийского Собора является совокупность мозаичного искусства и фресковой живописи. Мозаика в храме заминает площадь в 250 м², а фрески — 3000 м².
  • Фреска — это живопись, наносящаяся на сырую штукатурку, которая при высыхании образует прозрачную плёнку, защищающую рисунок от внешних воздействий и делающую его долговечным.
  • Мозаика — это декоративно-прикладное искусство, в котором изображение формируется путем композиционного расклада и закрепления на плоскости кусочков разноцветного непрозрачного стекла, керамической плитки, камешков и других подходящих материалов.
  • В 1995 году на музыку концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» Валерия Кикты хореографом Юрием Пузаковым был поставлен одноактный балет с одноимённым названием. Премьера состоялась в Киеве в Национальном академическом театре оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.
  • Валерий Григорьевич Кикта — профессор Московской консерватории. Заслуженный деятель искусств как России, так и Украины является весьма плодовитым современным композитором. В его творческом арсенале двенадцать балетов, оратории, кантаты, симфонические произведения, инструментальные концерты, произведения для органа, арфы, хора, народного оркестра, а также множество камерных вокальных и инструментальных произведений. Помимо этого Кикта является автором музыки ко многим фильмам и театральным постановкам.
  • Симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» Кикта написал в то время, когда обращение к религиозной тематике в советском государстве совершенно не приветствовалось. Кроме того это сочинение было создано как моральная поддержка в то время опального кинорежиссёра Сергея Параджанова, в арсенале фильмов которого была короткометражная сюрреалистичная кинолента «Киевские фрески».

Содержание «Фресок Софии Киевской»

«Фрески Софии Киевской» — это уникальное в своём роде инструментальное эпическое сочинение, которое сам композитор представил как «концертную симфонию», то есть произведение с промежуточной музыкальной формой, имеющей черты, как инструментального концерта, так и симфонии. Однако помимо этого новаторская композиция, состоящая не из четырёх, как принято в образцах данного жанра, а из девяти частей, весьма напоминает сюиту. Каждый раздел имеет своё название: «Орнамент 1», «Зверь нападает на всадника», «Орнамент 2», «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Михайловский придел», «Борьба ряженых», «Музыкант», «Скоморохи», «Орнамент 3». Получившийся цикл представляет собой своеобразную галерею музыкальных образов не только из духовной, но и народной жизни, проиллюстрированных в лирических, эпических и танцевальных миниатюрах и объединённых в единое целое музыкальной темой «Орнамент». Дело в том, что в Софийском Соборе много окон и дверных проёмов, украшенных изящными орнаментами в виде цветов, стеблей и других растительных элементов. Автор начинает своё произведение именно этой композицией, а затем, обрамляя другие разделы, повторяет её несколько раз.

  • «Орнамент». Произведение открывает прозрачный голос арфы, напоминающий звучание старинных гуслей . Изначально немного таинственный хоральный мотив помогает погрузиться в далёкие исторические времена. Далее тема, которую по функции можно определить как главную, эстафетно передаётся вибрафону, а затем выразительно подхватывается всем оркестром.
  • Поскольку среди фресок храма Святой Софии можно встретить сюжеты не только на религиозные темы, но и бытовые зарисовки, то следующей композицией, вставленной автором в произведение, является жанровая картина «Зверь нападает на всадника». Этот раздел, наполненный драматической напряжённостью, во «Фресках» играет важную роль, так как определяет дальнейшее драматургическое развитие во всём цикле. Используя в нём кластерную технику современной композиции и остинатное фактурно-динамическое варьирование, автор явственно отражает вечную тему — противоборство и постоянное жизненное противостояние.
  • Третья часть «Фресок Софии Киевской» — это вновь «Орнамент», только теперь под номером два. В отличие от первого проведения, здесь он нежно звучит в другой тональности в исполнении солирующей флейты на фоне утончённого аккомпанемента арфы.
  • «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого». Жанровая зарисовка, в которой нисходящая мелодическая линия засурдиненных скрипок и мерцающий голос арфы звучат настолько изящно и трепетно, что способствуют явственной передаче благородного облика четырёх прекрасных женщин. Девушки идут друг за другом, а поскольку держат в руках свечи, то вероятно всё это происходит в храме и они эмоционально настраиваются на молитву.
  • «Михайловский придел». В этом стилизованном под духовный стих разделе, композитор отобразил образ защитника Киева — архангела Михаила. Звучащая здесь тема, изначально в исполнении флейты , а затем и гобоя , в произведении имеет важное значение и может рассматриваться как побочная партия. Затем её мотив будет ещё неоднократно звучать в произведении.
  • «Борьба ряженых». Это ещё одна жанровая зарисовка из народной жизни. В этом эпизоде быстрый темп, взволнованный характер музыки, яркие реплики ксилофона и напряжённые переливы арфы иллюстрируют рождественскую забаву — потешную драку.
  • «Музыкант». Драматическая по содержанию композиция изображает музыканта, играющего на старинном струнном смычковом инструменте, который в те древние времена назвался «смык». Пьеса основана на двух небольших угрюмо-печальных по характеру варьировано развивающихся мотивах. Композитор здесь отдаёт предпочтение тембру солирующего альта .
  • «Скоморохи». Эта зажигательная композиция в произведении выполняет функцию кульминационного финала. В пьесе, основанной на небольших плясовых попевках, явно прослушивается перезвон бубенцов, балалаечное бряцанье, свирельные наигрыши и, конечно же, гусельные переборы. Всё это создаёт ощущение праздничного веселья.
  • В заключение композиции вновь звучит «Орнамент», который теперь расценивается как кода произведения.

«Фрески Софии Киевской» — это уникальное произведение, которое помогает нам совершить интересное путешествие в ранние столетия нашего прославленного государства, прикоснуться к событиям далёкого прошлого и, самое главное, проникнуться духом древней Руси.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

В. Кикта «Фрески Софии Киевской»

Источник

Читайте также:  Забыть нельзя вернуться невозможно ноты для фортепиано
Оцените статью