Апгрейд гитары: потенциометры
Привет! Тема сегодняшней статьи — гитарные потенциометры. Для тех из вас, кто не знаком с этим словом, это такие штучки под крышками крутилок, которые управляют громкостью и тоном. Верьте или нет, но эти ребята влияют на ваш звук, причём очень основательно. Сопротивление, плавность хода и его глубина, общее качество изготовления — всё это сказывается на звучании вашей гитары. Давайте разберёмся, почему так происходит.
Как потенциометры работают в вашей гитаре.
Сам по себе потенциометр — это резистор с переменным значением сопротивления от 0 до n Ом, где n – значение сопротивления потенциометра. Так что, если у вас потенциометр на 500 кОм,он соответственно может работать в любом значении от 0 до 500 000 Ом. Этот переменный резистор подключается между выходом вашей гитары и землёй. Когда вы играете с ручкой громкости на максимуме, сигнал полностью идёт на выход гитары, если ручка громкости убрана в ноль, сигнал полностью уходит в землю. Если где-то между 0 и 10 — в землю идёт только часть сигнала. Ручка тона работает по схожему принципу, только между землёй и потенциометром ставится конденсатор, который пускает высокие частоты только в землю. Также ручка тона не подключается напрямую между звукоснимателем и выходом из гитары, это, скорее, часть схемы с ручкой громкости.
Вот самые частые вопросы, которые нам задают: Как влияет на тон величина сопротивления потенциометра? Зачем вообще выпускают разные потенциометры с разным сопротивлением? Какой потенциометр мне использовать в моей гитаре?
Постараюсь объяснить. Когда ручка громкости повёрнута на максимум, сопротивление между звукоснимателем и выходом из гитары равно 0 Ом. Но на самом деле, потенциометр из схемы никуда не исчезает и в этот момент он тоже работает. Просто в этом случае он не пускает в землю определенные частоты. Своего рода низкочастотный фильтр, похожий на ручку тона, только для сверх-высоких частот. Чем больше сопротивление потенциометра, тем больше сопротивление между звукоснимателем и землёй, и тем меньше на тон влияет этот фильтр. Потенциометры на 500 кОм звучат ярче, чем на 250 кОм.
Компания CTS а также некоторые другие производители выпускают так называемые потенциометры «без нагрузки». Они работают таким образом, что когда ручка громкости повёрнута на максимум, потенциометр выключается из схемы, таким образом сигнал от датчика идёт напрямую на выход гитары.
Теперь становится понятным, почему большинство хамбакеров работают в паре с 500 кОм потенциометрами, а сингловые датчики — с 250 кОм. Обычно хамбакеры звучат не так ярко как синглы и чем больше высоких попадёт на выход из гитары, тем лучше. Это вовсе не означает, что это единственная схема, просто так повелось при производстве гитар и это уже давно стало стандартом. Одна вещь, которая может показаться странной — ручки громкости в старых телекастерах, там используются резисторы на 1 МОм. Так между землёй и и звукоснимателем почти нет сопротивления, и почти все частоты попадают на выход. В телекастерах из-за этого очень яркий звук, который не все любят, но есть одна интересная фишка. Если ручку громкости немного прибрать, гитара звучит так, как ее никакой ручкой тона не настроишь. Попробуйте!
Ну вот, возникла еще одна проблема. Когда вы прибираете громкость, высокие частоты немного срезаются и сигнал в целом становится темнее . С одной стороны это круто — вы получаете звук, который нельзя было бы получить в других ситуациях просто с ручкой тона. Эту особенность ценят любители винтажного звука и гитар, но большинство современных гитаристов хотят, чтобы звук был максимально честным и прозрачным, независимо от того, в каком положении находится ручка громкости. Этот вопрос можно решить довольно просто. Берется конденсатор и/или резистор, подключенные параллельно ко входу и выходу потенциометра. Самый популярный комплект — это 0.001µf конденсатор и 150кОм резистор , подключенные параллельно. Для разных звукоснимателей бывают разные сочетания резисторов и конденсаторов. Также существует много мнений по поводу того, что лучше звучит. Так что есть смысл использовать гугл, если вдруг вы захотите полезть в такие дебри гитарного звука.
Итак, с уровнем сопротивления разобрались. Вообще существует много разновидностей потенциометров, но нас гитаристов интересуют только две: линейные и логарифмические. Эти два работают по-разному, когда вы крутите ручку громкости. Линейный потенциометр, как вы уже догадались, изменяет громкость линейно. Если бы нужно было нарисовать график увеличения громкости в зависимости от сопротивления потенциометра, это была бы прямая линия под углом 45 градусов к осям, или y=x.
Логарифмический потенциометр увеличивает громкость более быстро, самые большие изменения происходят где-то между значениями 9 и 10 потенциометра, где 10 — максимум. Убирая громкость дальше, падение уровня громкости все менее заметно. Природа человеческого слуха такова, что логарифмические потенциометры звучат как линейные. Если вы часто пользуетесь ручкой громкости, управляя динамикой звука, вам нужен логарифмический потенциометр. С линейным потенциометром для получения того же результата придётся довольно сильно крутить ручку громкости, требуется больший ход. То же самое в случае с потенциометрами тона. Логарифмические звучат более естественно и их нужно меньше крутить. Некоторые спорят с этим относительно ручки тона, но в целом, по крайней мере, начёт ручки громкости мнения сходятся. Я рекомендую использовать логарифмические потенциометры в гитаре, хотя и те и другие будут работать как надо и ничего вам не испортят.
1. Alpha
Давайте взглянем на бренды. Для начала посмотрите какие потенциометры стоят в вашей гитаре, если они маленькие — их надо менять. Полноразмерные потенциометры звучат лучше, более плавно управляются и служат дольше. Мелкие обычно используют, чтобы сэкономить на производстве. Разницу вы сразу почувствуете, если поставите что-то вроде DiMarzio, Alpha или CTS. Если места в гитаре мало, попробуйте мини-потенциометры CTS, они работают довольно хорошо.
2. CTS
Большинство серийных гитар нижнего ценового диапазона комплектуются дерьмовыми потенциометрами. Там идёт экономия на каждой мелочи, резисторы имеют разброс по сопротивлению в +/-20%, работают они не всегда плавно. Если у вас стоит 500 кОм потенциометр, на деле это может быть 480 или даже 448. Так что, если вы видите в вашей гитаре какой-то noname китайский — меняйте без разговоров. И конденсаторы тоже меняйте. Звук станет лучше. Про звукосниматели вы и сами знаете.
Потенциометры CTS используются в гитарах Fender, а Alpha обычно используются в гитарном оборудовании. А вот DiMarzio проще всего купить в России. Цены вполне адекватные, потенциометры надежные и работают как надо.
3. DiMarzio
В последние годы появились производители гитарных потенциометров типа Alessandro и Bourns, это категория «бутик», там более крутой контроль качества и отбор по жёстким параметрам (+/- 5%). Они как правило выпускаются в закрытых корпусах, которые предотвращают попадание пыли и грязи, тем самым избавляя вас от хруста в звуке, разрабатываются они с учетом особенностей человеческого слуха и звучат максимально плавно и естественно.
4. Alessandro
В целом звук — штука субъективная. Если меня спросят, есть ли разница между потенциометром за 50 долларов и за 10, я скажу «да». Но далеко не все это могут услышать и почувствовать, не говоря уже о том, чтобы за это заплатить. Так что если вы не сильно заморачиваетесь тюнингом вашей гитары, ставьте что-то стандартное. Лично я пользуюсь CTS для громкости и DiMarzio для тона.
5. Bourns
Поменять потенциометр — это порой может быть самый простой способ улучшить звук вашей гитары. Можно поставить push/pull переключатель, который будет отсекать катушки или переключаться между последовательным и параллельным вариантом соединения датчиков, есть также концентрические потенциометры, которые позволяют смешивать звучание двух звукоснимателей, а также круглые переключатели позиций датчиков — как в гитарах PRS. Потенциометр вы можете заменить буквально за пару минут и все что вам нужно это паяльник. Стоят они недорого, попробуйте новые и сравните со старым. Как мы всегда советуем — доверяйте только своим ушам. Кто знает, вдруг ваша гитара зазвучит так, как до сих пор не звучала. Стоит того, не правда ли?
Источник
Установка Killswitch на гитаре
Итак, для начала, необходимо разобраться и понять, что же такое, собственно, killswitch. Все очень просто. Это такая специальная кнопка, которая отключает полностью звук в необходимую для вас минуту. Правда удобно?!
Также, за счет представленной кнопки можно получить весьма интересные и необычные эффекты. К примеру, сделать звук немного прерывистым, либо наоборот, осуществить эффект «фальшивое стаккато», иными словами, игра происходит, исключительно, левой рукой. А чтобы не мучить свои пальцы, можно просто нажимать эту кнопку. Или даже элементарно, можно попробовать сыграть Бакэзет Джордан.
Представленная статья посвящена тому, как установить killswitch, а что касается того, как ей воспользоваться, решать, исключительно, вам.
Для того, чтобы соорудить такое приспособление, вам понадобится:
• Много терпения
• Ваши руки
• Паяльник сносного типа
• Олово
• Канифоль
В принципе, инструментов, для того, чтобы все это сделать, нужно не так много. Наверное, вы обратили внимание на то, что в первую очередь, вам понадобится терпение?! Это действительно так. Работа не такая уж и простая, поэтому, нервы, должны быть «стальные».
Не рекомендуется сразу делать дырку в инструменте или же все это разбирать и распаивать. Достаточно осуществить монтирование кнопки на том проводе, который порвался. Это поможет с наибольшей легкостью перенести кнопку в самое нутро палки. Для этого, возьмите кнопку и порвите провод. Весь звук полностью исчезнет (это далеко не так). Так мысля те, кто по большому счету, совершенно ничего не понимает в электрических цепях.
Шаг 2
Обратите свое внимание на провод, принадлежащий гитаре в разрезе. Обмотка с внешней стороны — кабеля-это те самые жилки земли. Что касается обмотки внутреннего типа, то это жилки так сказать, «горячего» провода. Здесь, осуществляется сам сигнал.
Помните, что обе жилки, имеющие красный и зеленый цвета, нив каком месте, абсолютно нигде не имеют пересечений, пока устройство не будет подключено в электричество. Интересно, но инструмент издает звуки только в тех случаях, когда сам провод уже воткнут, причем со всех сторон, а цепочка имеет замкнутое положение.
Теперь, возьмите замыкающую кнопку «пуш-он». Она не имеет никаких фиксаций! Теперь, ее необходимо поставить так, чтобы она располагалась на пути провода. Таким образом, у вас должно получится так, что данная кнопка будет замыкать несколько проводков внутри кабеля. Вы добьетесь идеальной тишины.
Для больших эффектов, вы можете при игре, создавать еще и звуки верещания, только за счет представленной кнопки. Чтобы добиться такого звука, используйте кнопку «пуш-офф». Именно она всегда находится в замкнутом положении.
Вот и все, все достаточно просто и легко. Пробуйте, делайте и у вас, все обязательно получится.
Источник
Установка killswitch на гитару
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Слушал тут как-то Rage Against the Machine, так вот Том Морелло (Tom Morello). Делает очень интересные штуки на своей гитаре, убирая в ноль громкости одного из звукоснимателей и играя трехпозиционным переключателем. Получается такой вот «стаккато» эффект. Ну, в общем, в этой нарезке и различных партий Тома все видно.
Есть еще один показательный пример такого рода Buckethead с композицией Jordan.
Так вот, как видно, Бакетхед не использует трехпозиционный переключатель, как Марелло, а использует специальную кнопочку на гитаре, что по научному зовется “kilswitch”.
Суть, в принципе, одна. Но, если владельцы лесполов и гитар с подобной распайкой звукоснимателей, могут творить различные штуку а-ля Марелло на стоковом инструменте, то вот остальным надо либо менять распайку, либо устанавливать киллсвитч на гитару.
Процедура, прямо скажем, простая. И чтобы установить killswitch на гитару особых знаний не нужно. Я даже подумываю, об установки кнопочки на свой Les Paul – жалко мне постоянно переключатель дергать, да и кнопочка должна быть поудобней.
Покупается такая или подобная кнопочка на замыкание (т.е. нормальное состояние – разомкнутое), допустим в Чип и Дипе рублей за 30-40. Ну, и потом схема проста, как пять копеек. =)
Таким, вот образом, нажимая кнопку, замыкаем сигнальный провод на землю.
В случае страта, сигнальный кабель идет на центральный контакт мастер громкости, а в случае Les Paul, на центральный контакт трехпозиционного переключателя. теля. Но это, собственно, неважно, т.к. паять киллсвитч на буржуйских сайтах рекомендуют все же к гнезду гитары, но если возникнут проблемы с проводкой проводов, то не вижу ничего страшного, если припояться с другой стороны. Главное – это впаять килсвич между сигнальным проводом и землей.
В результате, должно получиться что-то типа того.
В случае Stratocaster придется продырявить накладку. Это, кстати, не так обидно, как на LP подобных гитарах, там придется дырявить дерево. Хотя, есть и другие способы, например, установка killswitch вместо одного из потенциометров, но тогда надо будет немного менять распайку гитары. Хотя лично я, не вижу ничего страшного, если в гитаре появится еще одна дырочка под киллсвич =).
Да, кстати, прошу заметить принципиальную разницу между игрой с killswitch и трехпозиционным переключателем! Думаете нет разницы? А она есть! 😉
При использовании killswitch мы кнопкой убираем звук на нужное нам время, а при использовании переключателя – можем делать и так и эдак, т.е как убирать звук на короткое время, так и включать его на короткое время. Фишки Morello, часто завязаны на второе, т.е. он именно включает звук. Отсюда некоторая разница в приемах игры. =)
C использованием материалов alexplorer.net
Дополнения, исправления, комментарии приветствуются. Друзья, пишите в каммменты.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник