Кинап Ломо 90-У2, модернизация усилителя
А какой ещё советский ламповый аппарат лучше всего подойдёт для знакомства с техникой подобного рода? «Прибой» и «Биг» всё-таки не так широко распространены на просторах бывшего СССР. Видать, усилители для киноустановки изготавливались большими партиями по просьбам трудящегося населения и полностью находили себе применение в бытовых целях и малых залах нашей необъятной.
В 2009 году на омской оптовке мною был куплен экземпляр 1983 года, не такой древний, конечно, какие попадались авторам статей по переделке этой хлебницы для передвижной киноустановки. Но тем лучше было его техническое состояние. Электролиты же во всех экземплярах, доживших до сегодняшнего дня, одинаково мёртвые в 100 % случаев.
Моно вариант данного усилителя автоматически предопределил его дальнейшую судьбу. А именно, многочисленные переделки под гитарное звукоусиление. И внешним видом «Кинап» лучше всего походит на гитарную голову, нежели на усилитель для прослушивания аудио. Сам бог велел заднюю стенку аппарата переделать под переднюю, разместив в заводских отверстиях регулировки темброблока. Под коммутацию можно приспособить боковые гнёзда, которые безжалостно выкручиваются и выбрасываются на помойку. На их место ставится гетинаксовая пластина, в которой крепятся джековые разъёмы на вход и выход.
Пролистав страницы две в поисковой выдаче по запросу «Ломо 90У-2», я решительно вернулся к самой первой позиции на «Magictubes». Вариант переделки от земляка Л. Борисова склонил в свою сторону доступным объяснением и ясной как день схемой доработки. Она предназначается для озвучивания музыкальных программ с CD-проигрывателей. Но я решил остановиться именно на этом варианте с расчётом на дальнейший подбор элементов под гитарные дела.
Внутренний перегруз особо не интересовал, поскольку все эти «жужжалки» на тот момент времени решительно и бесповоротно надоели. Нужен был именно канал чистого звука с максимально коротким звуковым трактом. Наверное, эта аудиофильская фраза к гитарному звукоусилению не относится. Но всё же я принял модификацию Борисова с драйвером на 6н9с без экспериментов с темброблоком в предварительном каскаде по типу Fender Deluxe Reverb, описание которого смотрите на форуме Guitarplayer. Очень дельное описание и знание схемотехники, перемотка транса – вообще честь и хвала. Но мой случай 2009 года подразумевал полное отсутствие каких-либо знаний и практического опыта по намотке выходных трансформаторов. Это значило, что размотанный транс навряд ли правильно и грамотно замотался бы обратно.
Выпрямление накального напряжения диодной сборкой у Борисова – это причуда аудиофилии: для уменьшения наводок и фона в предварительном каскаде. Просмотрев несколько схем Fender и Marshall, я нигде не встретил такого решения, решив оставить пусть и слабенькие по току накальные обмотки родного транса. Что касается последнего, то он рассчитан на 110 вольт. Как сейчас помню, на оптовке мне в придачу к усилителю дали ещё внешний понижатель напруги с 220 на 110 В. Не сложно догадаться: кроме трансформатора, предохранителя и индикаторной лампочки – в нём ничего особо и не было. Конструкторская задумка сама собой легка мне в голову, легко переместив силовой транс из внешнего адаптера в левую часть замысловатой совковой хлебницы.
Таким образом, фотоэлемент (ФЭУ) и лампа предварительного каскада 6ж7 были благополучно сняты с корпуса для использования внутреннего пространства под силовой транс. Все эти подробности, по правде сказать, оставались в забвении долгое время. Но как только я принялся писать эту статью, в памяти высвечиваются всё новые и новые нюансы тех далёких дней.
На передней панели корпуса появились два тумблера раздельного включения накала и анодки, и индикаторная лампочка. Держатель предохранителя как раз пришёлся в одно из отверстий на верхней панели.
Задняя панель хлебницы не претерпела особых изменений, разве что переменные резисторы обросли новыми ручками-клювами в стиле «ретро». Один из них по-прежнему использовался для уровня громкости, а второй крутился вхолостую, поскольку цепь тонкомпенсации каскада 6ж7 больше не существовала.
Я покрасил корпус вишневым акриловым аэрозолем, сквозь который всё равно немножко проступал серый цвет. Задумался о порошковой краске, но слишком много разговоров было бы на работе по поводу специальной камеры и времени, поэтому я сделал всё по-крестьянски дешево и сердито.
Электролиты, понятно дело, были все заменены на новые Jamicon’ы: один после дросселя в БП (на схеме ошибка – полярность перепутана, минус садится на землю), два в катодной цепи 6н9с и один таковой у 6п3с. Межкаскадные конденсаторы КБГ и БМТ, насколько не изменяет память, я оставил. Но лучше их заменить на плёночные.
Анодное напряжение выходных 6п3с составляло примерно 350 В, драйвера 6н9с – 160 В. Вполне приемлемые значения, при максимально допустимой анодке в 400 В. Некоторые мастера пишут, что раскачиваться этот тетрод начинает только от 400 В. Но в этом случае пришлось бы подбирать номиналы и режимы работы – для первого знакомства с лампой – это чересчур. Поэтому я оставил всё как есть у Борисова.
К счастью, заиграла переделанная киноустановка сразу и без нареканий. Ничего не шумело и не трещало. В принципе, качество звука меня устраивало. На комфортной громкости чистый звук полуакустической гитары «Greg Bennett» обладал всеми свойствами лампы: воздушный, объёмный, прозрачный и т.д. Честных 10 Вт мощности полностью хватает для озвучивания жилой комнаты и небольшой репетиционной базы. Человек с «Аудиопортала» после переделки выходного транса и повышения анодки увеличивал её до 35 Вт, что вполне осуществимо при наличии желания.
Пропустив гитару через внутренний преамп комбика «Ibanez TBX-30R», вновь спаянную хлебницу и подав сигнал на кабинет «Eminence Cannabis Rex», я услышал малость не тот формат перегруженного звука. Но это и понятно, ведь полуакустика не рассчитана на жёсткое ограничение. Разве только на лёгкий овердрайв под ритм-н-блюз.
В целом, это был своеобразный и бюджетный опыт ознакомления с советской и ламповой техникой в целом. Благо, всё обошлось без горящих элементов и ударов током, чего я побаивался, начитавшись и наслушавшись людей, причастных к технике подобного рода.
Источник
Ламповый усилитель «Кинап Ломо 90У-2» — переделка для электрогитары
А какой ещё советский ламповый аппарат лучше всего подойдёт для знакомства с техникой подобного рода? «Прибой» и «Биг» всё-таки не так широко распространены на просторах бывшего СССР. Видать, усилители для киноустановки изготавливались большими партиями по просьбам трудящегося населения и полностью находили себе применение в бытовых целях и малых залах нашей необъятной.
В 2009 году на омской оптовке мною был куплен экземпляр 1983 года, не такой древний, конечно, какие попадались авторам статей по переделке этой хлебницы для передвижной киноустановки. Но тем лучше было его техническое состояние. Электролиты же во всех экземплярах, доживших до сегодняшнего дня, одинаково мёртвые в 100 % случаев.
Моно вариант данного усилителя автоматически предопределил его дальнейшую судьбу. А именно, многочисленные переделки под гитарное звукоусиление. И внешним видом «Кинап» лучше всего походит на гитарную голову, нежели на усилитель для прослушивания аудио. Сам бог велел заднюю стенку аппарата переделать под переднюю, разместив в заводских отверстиях регулировки темброблока. Под коммутацию можно приспособить боковые гнёзда, которые безжалостно выкручиваются и выбрасываются на помойку. На их место ставится гетинаксовая пластина, в которой крепятся джековые разъёмы на вход и выход.
Пролистав страницы две в поисковой выдаче по запросу «Ломо 90У-2», я решительно вернулся к самой первой позиции на «Magictubes» . Вариант переделки от земляка Л. Борисова склонил в свою сторону доступным объяснением и ясной как день схемой доработки. Она предназначается для озвучивания музыкальных программ с CD-проигрывателей. Но я решил остановиться именно на этом варианте с расчётом на дальнейший подбор элементов под гитарные дела.
Внутренний перегруз особо не интересовал, поскольку все эти «жужжалки» на тот момент времени решительно и бесповоротно надоели. Нужен был именно канал чистого звука с максимально коротким звуковым трактом. Наверное, эта аудиофильская фраза к гитарному звукоусилению не относится. Но всё же я принял модификацию Борисова с драйвером на 6н9с безо всяких предварительных грелок на 12АХ7, как сделал очень дельный радиолюбитель на «Аудиопортале» , построивший амп с оглядкой на Marshall JCM800. Очень дельное описание и знание схемотехники, перемотка транса – вообще честь и хвала. Но мой случай 2009 года подразумевал полное отсутствие каких-либо знаний и практического опыта по намотке выходных трансформаторов. Это значило, что размотанный транс навряд ли правильно и грамотно замотался бы обратно.
Выпрямление накального напряжения диодной сборкой у Борисова – это причуда аудиофилии: для уменьшения наводок и фона в предварительном каскаде. Просмотрев несколько схем Fender и Marshall, я нигде не встретил такого решения, решив оставить пусть и слабенькие по току накальные обмотки родного транса. Что касается последнего, то он рассчитан на 110 вольт. Как сейчас помню, на оптовке мне в придачу к усилителю дали ещё внешний понижатель напруги с 220 на 110 В. Не сложно догадаться: кроме трансформатора, предохранителя и индикаторной лампочки – в нём ничего особо и не было. Конструкторская задумка сама собой легка мне в голову, легко переместив силовой транс из внешнего адаптера в левую часть замысловатой совковой хлебницы.
Таким образом, фотоэлемент (ФЭУ) и лампа предварительного каскада 6ж7 были благополучно сняты с корпуса для использования внутреннего пространства под силовой транс. Все эти подробности, по правде сказать, оставались в забвении долгое время. Но как только я принялся писать эту статью, в памяти высвечиваются всё новые и новые нюансы тех далёких дней.
На передней панели корпуса появились два тумблера раздельного включения накала и анодки, и индикаторная лампочка. Держатель предохранителя как раз пришёлся в одно из отверстий на верхней панели.
Задняя панель хлебницы не претерпела особых изменений, разве что переменные резисторы обросли новыми ручками-клювами в стиле «ретро». Один из них по-прежнему использовался для уровня громкости, а второй крутился вхолостую, поскольку цепь тонкомпенсации каскада 6ж7 больше не существовала.
Я покрасил корпус вишневым акриловым аэрозолем, сквозь который всё равно немножко проступал серый цвет. Задумался о порошковой краске, но слишком много разговоров было бы на работе по поводу специальной камеры и времени, поэтому я сделал всё по-крестьянски дешево и сердито.
Электролиты, понятно дело, были все заменены на новые Jamicon’ы: один после дросселя в БП (на схеме ошибка – полярность перепутана, минус садится на землю), два в катодной цепи 6н9с и один таковой у 6п3с. Межкаскадные конденсаторы КБГ и БМТ, насколько не изменяет память, я оставил. Но лучше их заменить на плёночные.
Анодное напряжение выходных 6п3с составляло примерно 350 В, драйвера 6н9с – 160 В. Вполне приемлемые значения, при максимально допустимой анодке в 400 В. Некоторые мастера пишут, что раскачиваться этот тетрод начинает только от 400 В. Но в этом случае пришлось бы подбирать номиналы и режимы работы – для первого знакомства с лампой – это чересчур. Поэтому я оставил всё как есть у Борисова.
К счастью, заиграла переделанная киноустановка сразу и без нареканий. Ничего не шумело и не трещало. В принципе, качество звука меня устраивало. На комфортной громкости чистый звук полуакустической гитары «Greg Bennett» обладал всеми свойствами лампы: воздушный, объёмный, прозрачный и т.д. Честных 10 Вт мощности полностью хватает для озвучивания жилой комнаты и небольшой репетиционной базы. Человек с «Аудиопортала» после переделки выходного транса и повышения анодки увеличивал её до 35 Вт, что вполне осуществимо при наличии желания.
Пропустив гитару через внутренний преамп комбика «Ibanez TBX-30R» , вновь спаянную хлебницу и подав сигнал на кабинет «Eminence Cannabis Rex» , я услышал малость не тот формат перегруженного звука. Но это и понятно, ведь полуакустика не рассчитана на жёсткое ограничение. Разве только на лёгкий овердрайв под ритм-н-блюз.
В целом, это был своеобразный и бюджетный опыт ознакомления с советской и ламповой техникой в целом. Благо, всё обошлось без горящих элементов и ударов током, чего я побаивался, начитавшись и наслушавшись людей, причастных к технике подобного рода.
Источник
Ламповая «хлебница» ЛОМО 90У-2
Есть у меня одна гитара — уникальное винтажное бревно со струнами, и после некоторого времени игры во всякие транзисторы встал вопрос о ламповом звуке. При этом устройство должно быть максимально бюджетным, так как концерты мне не катать и платиновые альбомы не писать. И вот, спустя 10 миллисекунд на Авито был обнаружена очень интересная штука, о которой и пойдёт речь.
Ламповый усилитель 90У-2.
Номинальная мощность: 10 Вт (макс. 15 Вт).
Диапазон частот: 80-6000 Гц.
3% гармонических искажений.
Один канал (моно)
Нагрузка 30 Ом, есть выход на наушники (пардон, ГОЛОВНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ).
Да ведь это же настоящая.
Надо только эту голову слегка переделать.
Правда, возникают ровно две проблемы:
1. Я мало что понимаю в ламповом звуке.
2. Я совершенно ничего не понимаю в ламповой технике, это для меня тёмный лес, черная магия и светящиеся артефакты пришельцев Нибиру, хитро приспособленные земными умельцами.
Но желание всё-таки победило страхи, дорогу осилит идущий. Схемы оказалось не только несложно найти в Интернетах, но и разглядеть наклейку прямо на нижней крышке.
Справа видно гитарный кабель. Тут я безуспешно пытаюсь получить хоть какие-то признаки звука. Затем долго и нудно вчитываюсь в форумы, документацию и явно ощущаю бренность бытия. Звука нет.
Так как усилитель был предназначен для 16- и 35-миллиметровых передвижных кинопроекторов, в нём есть некоторые цепи, которые мне больше не нужны. Например, фотоэлектронный умножитель ФЭУ-2 (левая часть) и цепь питания звуковых ламп с селеновым мостом (внизу). Их мы убираем.
Делаем простой пассивный темброблок с регулировкой уровня басцов и верхов. Ещё раз внимательно ищем, как это всё правильно подключить.
И оно завелось! Кенотрон выпрямляет, лампы кочегарят, всё рычит, пердит, жужжит и воет — красота.
Важный момент: усилитель рассчитан только на 110В сети.
Начало положено: по крайней мере, я тащил эту дурынду не зря. Дальше идут мелкие важные изменения и улучшения: чистка от пыли, новое гнездо питания, замена электролитов, проверка режимов работы ламп (насколько я это вообще смог вкурить), добавление крутилки Presence в цепь обратной связи, добавление байпасса для темброблока. То есть, решено было действовать по принципу «работает — не трожь» и не ваять новый усилитель в корпусе старого, сделать только «чистый» канал безо всяких перегрузов, хотя и его несложно перегрузить извне. Тем более, что пока разбираешься в этой, казалось бы, несложной схеме, есть время оценить множество интересных решений. Например, наличие защиты от включения без нагрузки и неоновой лампы для индикации опасных напряжений на выходном трансформаторе.
Понимаете ли, мне маловато лет, чтобы я хоть как-то мог застать ламповую эру, и никакого опыта использования и, конечно, ремонта у меня быть не может. А тяга к старью вполне объяснима той самой фантомной ностальгией по временам, в которых меня не было.
Лицевую панель я просто распечатал на лазерном принтере, приклеил к новой алюминиевой пластине на БФ-4 и сверху щедро напитал шеллаком. Получилось не самое бутиковое, но всё равно довольно симпатичное и прочное покрытие.
Тёплая ламповость, всё готово:
Кабинет я запилил из 15мм фанеры и четырёх динамиков 35ГДН1-4 общим сопротивлением 16 Ом, размеры ящика 530х500х300мм.
Доволен как слон результатом и звуком.
Итог:
— получился довольно аутентичный ламповый аппарат с неслабым запасом мощности. Злой сосед прибегает уже на уровне громкости около 3/10
— я узнал много-много нового о гитарном звуке.
— меня долбануло переменкой 600В всего один раз.
Источник