Почему басист круче гитариста
Стереотипы о бас-гитаристах знакомы любому: даже тому, кто первый год играет на своём инструменте. Я не буду долго разглагольствовать, сетуя на уровень верящих в это людей. Просто оставлю такую мысль: с точки зрения профессионала всё далеко не так однозначно. И сегодня я расскажу, в каких моментах бас-гитарист круче, чем гитарист.
Причина первая: У него длиннее.
У кого что болит — тот о том и думает. Я имел в виду конструктивные особенности. В данном контексте имеется в виду длина мензуры: у баса длиннее на 10 дюймов. Соответственно, это влияет на габариты и вес инструмента, делая его более громоздким.
Это быстрее надоедает, особенно, когда часто перемещаешься на маршрутках, задевая потолки и случайных попутчиков.
Причина вторая: Сложность игры.
В некотором смысле, продолжение предыдущего пункта. Гитаристу проще всего: сел на стул (или вовсе на пол) — и вперёд гонять по грифу.
Басисту в этом плане несколько сложнее. Помимо габаритов, басуха имеет одно не всегда приятное свойство: инструмент очень чутко реагирует на усилие. Соответственно, такую габаритную, да к тому же весьма отзывчивую на усилия вещь нужно для начала удержать, а уже потом играть.
Также следует отметить, что струны у баса не только длиннее, но и толще гитарных. По этой причине мозоли на пальцах намного более неприятные. Так что игрецы типа “Недавно начал на гитаре, а в группе был чувак, играющий круче меня” начинают чуть ли не падать без чувств уже после первой репетиции — настолько непривычные ощущения после гитары.
Причина третья: Незаменимость.
И не только потому, что гитаристов полно. Гитарист может “ну что-то там покрутить, чтоб звучало мяснее”. Или вовсе поставить какой-нибудь стандартный пресет в процессоре и играть нули.
С басухой такое не прокатывает. В дополнение предыдущего пункта, могу сказать, что колебания струн у гитары и баса сильно отличаются. Это делает обработку басового звука намного сложнее (одна эквализация чего только стоит — об этом я уже рассказывал). И для каждой конкретной задачи обработка будет ощутимо отличаться. Да, различные процессоры, VST-плагины и прочие волшебные кнопки “накрутить звук” для бас-гитары существуют. Но существуют они, что называется, “для галочки”. Соответственно, нужно разбираться в этом не на уровне “дай инструмент и я покажу, кто здесь папка“, а гораздо лучше.
Тут важно понимать, что басовый звук может конфликтовать с бочкой. Сложите этот очень неприятный момент с предыдущим абзацем и в результате вы подожгёте стул любому неопытному звукорежиссеру.
Причина четвёртая: Ниша.
Что обычно хотят играть, когда осваивают гитару? В основном, метал и панкуху. Однако ключевой момент состоит в том, что в этих жанрах присутствует как гитара, так и бас. А джаз? А электронная музыка? А поп-музыка? Если кто не знал, то здесь уже широкий простор для басиста.
Даже больше скажу: величайшие басовые партии, в основном, из джаза и поп-музыки. И среди них вы даже можете встретить знакомые названия. Например:
А пока вы дослушиваете пример, можете подписаться и поставить лайк.
Источник
Бас гитара как философия жизни. Интервью с Антоном Давидянцем. Часть 2.
Расскажи про свое оборудование и конечно про своих красавиц (я бас гитары имею ввиду), которые были, есть, которые хочешь приобрести. Какой бас первый был? Какие у тебя любимые бренды, модели? Что используешь на студии, на концертах, во что играешь дома? Используешь какие-либо педали? Какое любишь усиление? Какие струны любишь? Какой у тебя строй?
Первой моей бас-гитарой был корейский Samick за 100$. Это очень тревожный бас, на котором я играл весь свой первый год обучения на этом инструменте. Но его звука и возможностей вполне хватало для начинающего музыканта, вроде меня. Главное-это то, что он строил! А звук мне тогда был не особо важен, к тому же я не разбирался. Когда у меня появился второй, относительно профессиональный бас Gibson G-3, я даже не почувствовал разницы между ним и Самиком! И какое-то время продолжал играть на корейце.
Потом я попал в группу Soundcake, «пришлось» взять нормальный бас Gibson и играть на нем. Позже я начал понемногу разбираться в звуке, и вот только в январе 2004-го года смог себе позволить Pedulla MVP-5. Это был просто «рояль» для меня на тот момент! Долгое время играл на Педулле, с ней меня можно увидеть и услышать на юбилейном концерте Николая Носкова «По пояс в небе», который прошел в Кремле в 2006-ом году. Затем мне попался Musicman Stingray 5 и Педулла сразу же отправилась на пенсию!
Musicman был просто фантастический! Это был инструмент из самой первой серии 5-ти струнных Мьюзикменов. То есть наиболее старый настолько, насколько это возможно. Но все эволюционирует и мои требования к инструментам росли тоже, по мере того, как рос я. Перед записью альбома нашего трио я понял, что и Мьюзикмен не отвечает тем задачам, которые стояли передо мной. В тот момент я наконец-таки раскусил серединистый звук (звук бриджевого датчика, которым так известен Жако Пасториус). До этого я постоянно мрачно выкручивал «низ» и соло, или быстрые виртуозные партии просто не прослушивались на таком звуке. А Musicman и без того «низкий», басовый инструмент.
В тот период я как раз зафанател от игры и звука Адриена Феро. Еще мне очень нравился звук Тома Кеннеди. У них практически вообще нет низа, и бас-гитара у них звучит как сольный инструмент. И тут мне попался немецкий, мало кому известный здесь бас Sandberg California. После него, и Мьюзикмену пришлось отправиться в почетное место на моей стойке для ветеранов. Сандберг обладал и очень клевым низом, и той самой «несущей» серединой. Можно было настроить инструмент и под джаз и под рок. Таким образом я долго проиграл на Сандберге, пока у меня не появился Alembic Roque 5. Это почти то же самое, только дороже классом и звуком соответственно.
И вот наконец теперь у меня Fodera Emperor 2 (почти такая же модель, как у Тома Кеннеди) и я успокоился в поиске инструментов! Единственно что может затмить эту Фодеру для меня, это Фодера другой модели на которой играет Richard Bona. Вот его звук-мой самый любимый звук баса в мире! Осталось подождать когда я смогу заработать 15000$ и позволю себе этот инструмент. В общем Fodera-мои любимые в мире басы!
Еще мне очень нравится Ken Smith, на котором играет Hadrien Feraud. У него тоже много в звуке такой сольной середины. Не так давно я приобрел японский инструмент Tokai. Это абсолютная копия Fender Jazz Bass. Дело в том, что я долгое время не мог найти инструмент для игры слэпом. Фодера моей модели не очень звучит слэпом (даже Том Кеннеди на ней никогда слэпом не играет), а настоящего «сочного» слэпа мне конечно хотелось, особенно учитывая то, что изучению этого приема я уделил практически то же количество времени, ровно как и игре пальцами! Часто бывает так, что тот пальцевый звук, который нужен мне, не сочетается именно с нужным слэповым звуком в инструментах. И соответственно наоборот.
Фодера звучит пальцами именно так, как нужно мне. А, скажем, тот же Musicman клево звучит слэпом, но на нем нельзя играть скоростные рифы и пассажи пальцами, так как его звук рассчитан на весомую, основательную игру. Кто-то может не согласиться, но мое мнение именно таково. И вот Tokai — это просто идеальный «Миллеровский» инструмент для слэпа! Единственный «минус» у этой гитары- это то, что она четырехструнная. Хочу сразу сказать, что для меня идеален именно 5-ти струнный бас, ОБЯЗАТЕЛЬНО с наличием 24-х ладов! Чтобы было 2 октавы на одной струне. 6-ти струнный бас мне не особо нужен, причем я не могу это даже объяснить. Просто нравится 5 и все! А если уж нужно 6, то я просто ставлю «теноровый» строй на бас-гитару. То есть EADGC(снизу вверх). И играю без струны B. Так же у меня есть Warr Guitar. Это совершенно космический инструмент, представляющий из себя гибрид баса и гитары. Популяризировал этот инструмент фантастический музыкант Trey Gunn, который работал в легендарной группе King Crimson после Тони Левина.
Warr Guitar часто называют Стиком, но это не так. Сhapman Stick-это Chapman Stick, а Warr-это Warr. Изобрел этот инструмент гитарный мастер, которого зовут Mark Warr (собственно по его фамилии и названа гитара), и главное его отличие от Стика-наличие деки. Потому как Стик-это просто гриф с 10-ю струнами. Вары бывают совершенно разных видов, строев и имеют разное количество струн. От 8-ми до 14-ти. Я решил поступить радикально и, когда заказывал гитару, попросил сразу 14-ть струн! Подумал, что чего уж тут скромничать. Если ТАКОЕ-то уж максимум! Сижу теперь, разбираюсь во всем этом многообразии.
У меня есть акустический 5-ти струнный корейский бас Crafter и, как это ни странно, не смотря на то, что он кореец, звучит он весьма и весьма недурно! Занимаюсь я по большей части именно на нем! Дело в том, что я НИКОГДА в жизни не занимался включенным в аппарат, всегда играл только акустически. Причем играть я могу хоть по 15 часов в комбик. Играть-в смысле джемовать, играть с музыкантами, играть концерты и т.д. А вот именно заниматься один вообще не могу и не люблю! Я устаю от этого звука. Поэтому дома мне нравится играть на акустическом басу. Это можно сравнить с пианистами, предпочитающими живой акустический рояль каким-нибудь клавишам.
Живой звук, конечно же, приятнее! У меня есть еще несколько бас-гитар, но они не настолько значительные для меня, поэтому я ничего о них не буду рассказывать, дабы не затягивать с этим. Они, что называется, про запас. У меня есть много всяческих педалей, есть процессор Roland V-bass, но я ничем не пользуюсь. На самом деле я как раз сейчас ощутил необходимость собрать свой pedalboard и непременно это сделаю!
Просто басистам конечно проще, нежели гитаристам: включил бас и играешь себе! Не нужно ни фуза, ни дилэя, ни холла, вообще ничего не нужно. И ведь правда не нужно! Нужно становится только тогда, когда ты сам этого захочешь! Вот как я сейчас. Причем ясно, что использовать я это все буду только на «своих» концертах, например с нашим трио. Потому что Николаю Носкову, или Маре вовсе не обязательно чтобы бас был как-то видоизменен))) Впрочем это касается и самих бас-гитар!
Я, например, не могу объяснить своей бабушке зачем мне такое количество гитар! Тут не работают объяснения типа: «Ну как же, ведь это разные инструменты, они звучат по разному, подходят разным стилям музыки. «. Все эти нюансы по большому счету слышны только лишь мне! Можно было оставить Samick за 100$ и играть на нем. И поверьте, работы бы у меня меньше не стало! Вот недавно я купил Aria за 10000 рублей. И звучит ведь. Причем я даже пару концертов на ней играл. И никто не заметил подвоха))) Так что разницу между Фодерой и Арией слышат только те, кто на них играют.
Из аппаратов мне больше всего нравятся Mark Bass и Phil Jones! У меня есть голова Mark Bass на 450 ватт. Особенно мне в ней нравится то, что при такой мощности она весит 3,5 килограмма! Это очень удобно! Так же, к ней, у меня есть Маркбасовский кабинет, состоящий всего из 2-ух «десяток»(двух динамиков по 10-ть дюймов). Звучит ОЧЕНЬ мощно! Таким скромным набором вполне можно озвучивать залы, если, конечно, это не концерт деткора. Вот недавно мы играли с Сергеем Манукяном и Павлом Чекмаковским концерт в зале Чайковского.Это была программа посвященная группе Битлз. Очень известный наш композитор Александр Розенблат сделал потрясающие аранжировки для малого состава (клавиши, гитара, бас и барабаны) и большого симфонического оркестра!Все это я рассказываю к тому,что я взял на этот концерт свой маленький Маркбас,состоящий всего из двух «десяток». И в итоге. играл на 30-ти процентах громкости! И уже было много! То есть аппарат очень мощный, способный вызвучить бас в зале, да еще и с огромным оркестром!
Но Phil Jones мне понравился еще больше. Когда я его услышал — сразу захотел купить! Мне в нем понравилась система динамиков. Они всего лишь по 6-ть дюймов, но их ОЧЕНЬ много! Кажется, в том аппарате, который я слушал, было около 30-ти таких динамиков! В Phil Jones мне понравилось больше всего то, что звук, исходящий от динамиков, везде ОДИНАКОВЫЙ! У него одинаковые плотность, громкость, частотные характеристики и давление! Что непосредственно рядом с ним, что в 8 метрах от него! Обычно звук очень разный у аппаратов. Если стоять прямо у комбика, то звук один. А буквально уже в 3-ех метрах от него-совсем другой! Это не позволяет адекватно настраивать звук баса, так как ты не знаешь каким его принимает собственно слушатель. Настраиваешь одно, а реально звучит совсем другое! Вот в Phil Jones такой актуальнейшей проблемы просто нет!
Все остальное,особенно Ampeg и Hartke (ну и еще много чего) — полный шлак! На меня кто-то может обидеться, но я говорю как есть на самом деле. И, что самое интересное, больше всего в моем гастрольном опыте мне попадались Ampeg. По всей России, видимо, это как «знак качества», потому что Ампеги — самые популярные аппараты у прокатчиков! Но это очень большая грусть. Вообще, в последнее время, я просто отказываюсь от комбика вовсе (если он совсем не звучит), и прошу дать мне монитор. И почти всегда это оказывается по звуку лучше, нежели если бы я играл в комбик! А в большинстве случаев-значительно лучше! Со струнами мне вообще очень не повезло — я их «убиваю» просто мгновенно! Мне хватает 3-х часов (в концертном режиме) , чтобы струны совсем перестали звучать. Это касается большинства брендов: D’Addario, La Bella, GHS, DR, Roto Sound, Warwick и т.д. Единственным «спасением» для меня является Elixir. Его мне хватает на 2(!) недели! В то время, как другим «нормальным» басистам его хватает примерно на полгода.
Струны конечно очень дорогие (порядка трех тысяч рублей за 5-ти струнный комплект), но в любом случае это дешевле, чем покупать каждые 3 часа комплект за 1500))). Но, с появлением Фодеры, я столкнулся с той проблемой, что мне не подходит ни один комплект Эликсира. Даже X-long Scale. На Фодере мензура 35, и даже самый длинные Эликсиры не налезают на нее. То есть длины струны хватает, но вот это сужение, которое начинается у струны ближе к голове грифа, начинается у Эликсиров еще до порожка. Не хватает буквально 3-ех сантиметров. От этого открытые струны «E» и «B» нереально дребезжат. Сейчас вышли новые очень недешевые струны Warwick EMP. Вот они сделаны по технологии близкой Эликсиру, и звучат тоже довольно долго. И,что самое главное, они налезают на Фодеру! Поэтому теперь я играю на Warwick.
Еще многие говорят, что Эликсир звучат не так круто. Но, во первых, я не слышу такой уж большой разницы, а во вторых, для меня гораздо насущнее именно долговечность струн, нежели их звук! Потому как, даже если DR и звучат лучше, что с них толку, если они «умирают» у меня уже к вечеру. Про строй я уже немного написал. У меня он либо обычный, либо теноровый. Со всякими терцово-секундовыми строями я особо не заморачиваюсь — на обычном-то научиться бы играть! Поэтому здесь у меня все весьма консервативно.
Расскажи про Alkotrio! Как вы собрались, почему именно такой состав, какие планы на будущее?
Сперва расскажу, как я познакомился с Федей Досумовым. Я учился тогда на втором курсе ГМУЭДИ (это был 2001-ый год). И вдруг к нам поступил никому не известный на тот момент парень, играющий на гитаре. Помню как мы впервые джеманули вместе в перерыве между двумя сетами оркестра. Мы поиграли минут 10 и у меня просто снесло башню. Я помню, что выбежал тогда на улицу что-то купить, встретил своих однокурсников и сказал: «Вы слышали этого парня?! Это просто что-то невероятное!» После этого мы с Федей очень быстро подружились и до сих пор остаемся ближайшими друзьями! Думаю, что это на всю жизнь. Вернее человека и лучше музыканта мне трудно себе представить!
Довольно в скором времени мы решили создать собственную группу. В 2002-ом году мы с Федей вместе попали в группу Soundcake и познакомились с барабанщиком Леонидом Хайкиным, который играл в Саундкейке. Игра с ним была потрясающей школой для нас! И он тоже не обломался. Вскоре Леня предложил нам приехать поиграть с ним на репетиционную базу. Мы тогда были на седьмом небе от счастья!
Взрослый дядя предложил нам поиграть с ним — для нас это было очень серьезным стимулом для того, чтобы заниматься еще больше! Мы начали играть втроем, и каждому из нас очень понравился формат «трио». Потому что в таком составе возлагается очень большая ответственность, если можно так сказать, на каждого из музыкантов. Нужно играть так, чтобы звучало насыщенно, полно и не ущербно. Не за кого «спрятаться». Если в биг-бэнде, теоретически, может быть слабый один музыкант, то звучание всего оркестра, скорее всего, практически не пострадает. Если, конечно, этот «один» не из ритм-секции))) В трио же не может быть слабых, иначе развалится все.
И вот тогда-то и началась история сегодняшнего Alkotrio! Мы написали несколько песен, некоторые из которых по прежнему исполняем. 4 из них есть на нашем дебютном альбоме «Baranina». Вот таким образом мы проиграли года полтора. Конечно, тогда процесс был довольно вялотекущий, и еще играли мы слабенько. Но, тем не менее, мы даже сыграли на фестивале Zildjan Day 2003 в Москве, который проходил в ЦДХ с Леонидом Хайкиным. Это тоже было очень хорошей школой для нас! В тот же день выступал Эдик Зизак — это барабанщик, который играет уже очень давно в биг-бэнде Игоря Бутмана и в его малом составе. Они тогда сыграли квартетом очень здорово, и я даже немного расстроился, когда мы посмотрели видеозапись. Все-таки мы с Федей еще не были готовы к подобным серьезным мероприятиям. Но это послужило дополнительным толчком и стимулом для дальнейшего развития.
В общем записей того нашего «прародителя» Alkotrio мы особо не оставили. Записали одно демо, но я даже не знаю где его сейчас искать. Впрочем это и не нужно, а то можно очень огорчиться от своей игры))) Вскоре, по прошествии этих полутора лет, мы приостановили нашу деятельность по различным причинам. Потом попробовали поиграть с Игорем Джавад-Заде, но это так же ни к чему не привело. Ему был интересен собственный проект, и я его прекрасно понимаю! Нам нужен был настоящий единомышленник и друг. И тут появился Сникерс. Мне о нем рассказывал наш общий знакомый — иркутянин, который учился вместе со мной в ГМУЭДИ. Он послушал один наш состав (не с Леней Хайкиным, а другой), и сказал, что все круто, но вот барабанщику фьюжна не хватает. И сказал, что есть просто бешеный парень, который живет в Иркутске и страшно круто играет на барабанах. И сказал, что нам для полного комплекта нужен именно ОН!
Вот так я заочно познакомился с Денисом Поповым, а спустя год он приехал в Москву, и мы познакомились уже на второй день его пребывания в столице. А на третий уже поиграли и я просто был ошеломлен! ТАКОГО уровня игры на барабанах я никогда еще не слышал ни от одного из российских барабанщиков! И по прежнему я считаю Дениса Попова королем музыки рок и фьюжн в России! Вот так и создалось Alkotrio. Первые 3 месяца мы играли КАЖДЫЙ день по 6-7 часов! Вернее каждую ночь))) И, конечно, очень сплотились за этот период в музыкальном смысле. Вскоре у нас набралось достаточное количество материала, и мы записали свое первое демо. Это был 2004-ый год. Впрочем, это наша единственная запись, которая так и просуществовала до того момента, когда мы записали первый альбом «Baranina» в 2008-ом году.
В 2005-ом я попал в группу Николая Носкова, а Денис в группу Братья Грим, и возможность поиграть вместе выдавалась все реже и реже. Поэтому у нас возник такой «провис» в творчестве, вплоть до записи альбома. Конечно же, мы играли концерты в течение этих четырех лет, но подобные гиги были довольно редко, если не сказать КРАЙНЕ редко. Приблизительно один концерт в полгода. Но, тем не менее, времени мы не теряли, и все это время учились играть. Раньше записывать альбом мы были бы не готовы. Так что все произошло именно так, как должно было произойти. Итак, отвечу более подробно на вопрос «Почему именно такой состав?». Потому что нам нравится именно трио! В таком мини-составе очень много плюсов. Во-первых, меньше разногласий, а это очень важный момент. Во-вторых, нам не нужен бешеный гонорар,так как нас всего трое, и всей организацией концертов мы занимаемся сами. Это тоже немаловажно. Ну и, в-третьих, это просто очень интересно!
Мы думали, как бы нам усилить и обогатить звучание группы, ведь постоянный звук электрогитары так или иначе вынуждает слушателя если не заскучать, то утомиться.И, конечно, хочется услышать еще и гармонию на гитарное соло, а не просто одноголосный аккомпанемент, сыгранный на бас-гитаре. И нашли просто замечательный способ! Купили органную миди-клавиатуру для игры ногами! Таким образом мы не зависим от плейбэка и метронома, и я могу играть на ней в реальном времени! Это очень удобно! Я просто сэмплирую каждую из клавиш клавиатуры, и могу нажимать на нее в любой момент. Можно «забивать», естественно, не только один голос, но и целые аккорды, или эффекты на каждую их клавиш. Таким образом играем мы втроем, но звучит так, как будто играют одновременно четыре человека!
Еще я могу играть левой рукой на бас-гитаре теппингом, а правой на клавишах. Мы так уже делали, и это не только очень функционально звучит, но и выглядит довольно эффектно. Все-таки я пианист, и мне не трудно сочетать одновременно эти два инструмента. К сожалению, сейчас деятельность Alkotrio так же временно приостановлена по различным причинам. И мы создали с Федей Досумовым новый интернациональный проект, который назвали Impact Fuze, что означает «ударный взрыватель»(военный термин). Интернациональный он потому что мы пригласили фантастического французского барабанщика Дамиена Шмитта(Damien Schmitt). Это один из наиболее интересных и виртуозных барабанщиков мира, на мой взгляд! Просто невероятный музыкант! Он живет в Лос-Анжелесе последние 2 года, а до этого всю жизнь играл и работал в Париже. Во Франции он играл с лучшими музыкантами. Например, с моим любимым бас-гитаристом Адриеном Феро(Hadrien Feraud).
Дамиен с энтузиазмом отозвался на наше предложение поработать вместе,и нас ожидает совместный тур по городам Сибири в сентябре этого года. Программу будут составлять наполовину наши с Федей композиции, и остальную часть композиции Дамиена и несколько стандартов. Особенно круто то, что Дамиен очень здорово поет! И у него есть свои потрясающие песни. Вот как минимум 3 из них мы будем играть на каждом из сибирских концертов. Я не буду сейчас сильно заострять внимание на нашем новом проекте, но скажу лишь, что мы собираемся записать альбом с Дамиеном. Скорее всего в этот раз нам, к сожалению, не удастся этого сделать, так как все время пребывания Шмитта в России мы посвятим максимальному количеству концертов и у нас не будет ни одного свободного дня. Но в следующий раз (а он непременно будет) мы пригласим его дня на 3 раньше до начала очередного тура и запишем отличную пластинку! И наши планы на будущее ничем не отличаются от большинства нормальных музыкантов, у которых только одна цель: играть, заниматься дальше, расти над собой, и создавать постоянно новое, не останавливаясь на достигнутом!
Как ты относишься ко всяким экстремально тяжелым стилям и группам, к поп музыке, хип хопу, R’n’B? Любишь ли гаспел?
Как я уже говорил, отвечая на первый вопрос, начал я именно с тяжелой музыки! И с экстремально тяжелой, в том числе))) Потом я ушел в джаз и перестал любить тяжеляк. Но уже последние лет 5 я люблю абсолютно все стили, и люблю их одинаково! Мне очень трудно объяснить людям КАК я могу слушать последний альбом Death, а потом последний альбом Стиви Вандера! И получать абсолютно одинаковое удовольствие! И я ценю в себе это качество, так как совершенно не привязан к одному единственному стилю. Обычно, если музыкант джазовой направленности, то он слушает преимущественно только джаз! И наоборот-рокер слушает только рок. И джаз не признает, так как не понимает его, и не видит в нем ничего,соответственно. Я же слушаю все! Конечно же я люблю R’n’B, Gospel, и поп музыку! Если все это настоящее! Мне очень нравятся молодые госпел-музыканты, и относительно новый стиль и барабанный язык Gospel chops! Это очень интересно и необычно. Так на барабанах раньше никто не играл!
Конечно, мне это нравится больше как элемент, нежели самостоятельный стиль. Но эту тему лучше сейчас не развивать, так как это тема целого отдельного интервью, а оно получается и так слишком объемное))) Могу сказать какие стили я не люблю. Очень не люблю блюз в чистом аутентичном виде (люблю его так же-как элемент, в большей степени). Невозможно слушать блюзовые альбомы на 3-ех аккордах, в которых в лучшем случае меняются только темп, тональность, и, иногда, размер. С шести восьмых на четыре четверти, например))) Очень не люблю кантри, и просто ненавижу Hip-hop! Пусть меня ругают, но я не смог бы назвать эту «музыку» даже субкультурой. В ней нет ничего: ни гармонии, ни образов, и никакой смысловой нагрузки. Ничего, кроме безконечного однообразного репа, с часто употребимым «motherfucker». Опять же, я люблю элементы hip-hop. Например как это делает группа Dapp Theory. Но они музыканты! А не просто необразованные негры, которые захотели забить биток и почитать реп. У них есть все : и гармония, и фантастическое владение инструментами! Словом все, чем и должен обладать настоящий музыкант. И почитать они могут, но это в контексте МУЗЫКИ, а не просто под примитивный бит с одним аккордом. Ну а про нашу «музыку» и шансон я, пожалуй, вообще ничего говорить не буду)))
Трудно ли зарабатывать на жизнь музыкой и часто ли приходится идти на компромиссы? Много ли сессионной работы в студии и на сцене?
Отвечу честно-трудно! И на компромиссы приходится идти почти всегда. Я вывел, четко и безотказно работающее правило:»Чем хуже музыка-тем больше платят!» И наоборот:»Если занимаешься настоящим искусством, то будь 100 процентов уверен, что ничего ты не заработаешь! В ноль бы выйти, и это уже неплохо. «. Сколько у нас новых проектов молодых музыкантов, и хороших проектов! И наше Alkotrio тому пример в том числе. Сплошные затраты! И если удается сделать концерт раз в полгода, да еще и заработать «целых» 9000 рублей на группу-можно считать, что очень сильно повезло! Конечно же это удручает и расстраивает. Ведь именно наша любовь к настоящему искусству и желание постоянно заниматься, совершенствоваться стимулирует нас, и пока есть это чувство, мы остаемся музыкантами. Но к сожалению терпение человека не безгранично, и если в течение, скажем, 15-ти лет не происходит никакого фидбэка, никакого резонанса, то музыкант в человеке неминуемо «умирает». И человек полностью превращает свои профессиональные навыки в ремесло, не думая о музыке и более не живя ей! К сожалению я знаю очень немало подобных примеров. Но музыканты в этом не виноваты! Виноваты сами обстоятельства и страна, в которой музыка всегда остается на задворках. В этом смысле я совсем не патриот!
Лично мне довольно сильно повезло. Я очень востребован, и играю в невероятном количестве коллективов и проектов. Часто бывает так, что число разных групп, в которых я участвую в определенный период времени, достигает 30-ти ,а то и 40-ка! Лично я живу, зарабатывая только музыкой, исключительно благодаря этому. Очень тяжело людям, которые играют в одной, или двух группах. Если это не звезды, конечно.
Но, работая только у звезд, очень велик шанс, что вы полностью разучитесь играть! Вот вам и компромиссы!))) Либо играешь, но ты нищий-либо не играешь, зато при деньгах. Конечно это правило не на всех распространяется, но все же. Поэтому раз вопрос адресован мне, то да-у меня очень много сессионной студийной и живой работы! Но все же это очень тяжело. У меня почти нет выходных, я работаю и занимаюсь постоянно. Но зато в последнее время у меня лучше пошли дела, потому что я больше не играю ни с кем из звезд! И не хочу, и не буду больше!
Сейчас я много занимаюсь раскруткой самого себя, так или иначе. Я стал больше ездить по джазовым фестивалям, меня знают уже многие как творческую единицу, а не как музыканта, который всегда играет «с кем-то». Это очень важно! Поэтому я могу сказать, что это очень непросто, но если идти правильной дорогой и не ломаться, не взирая на жизненные трудности, то, в конечном итоге, вас будут знать как личность, и ваше имя станет работать на вас!
Что ты делаешь в свободное от музыки время? Есть у тебя другие хобби? Кино, книги?
К сожалению я практически не располагаю таковым. Если у меня есть свободный один день в месяц-это невероятное счастье и большая редкость! Но вообще мое главное увлечение помимо музыки-кулинария! Я страшно люблю готовить! И делаю это уже очень давно. Раньше, когда я еще не умел нормально играть, и был более свободен и менее приглашаем, почти каждый день ходил на рынок!
Есть люди, которым необходим шоппинг, они не могут без новой майки или еще чего-либо. Мне же необходим шоппинг, только за продуктами! Это трудно объяснить, но я просто обожаю ходить за продуктами, и могу это делать часами. Давно собираю рецепты и много чего придумываю сам. Мои коронные блюда-это блюда из мяса! Все мои друзья знают про это, и все знают про мои фирменные котлеты, вес каждой из которой достигает 600 грамм))) Очень люблю готовить на большое количество человек. К примеру, почти на все свои дни рождения я наготавливал сам. Или однажды приготовил 3 огромных блюда из целого барана в одиночку, и мне потребовалось 12 часов… Но 40 человек еле уползли после этого, и еще осталось)))
Люблю очень кататься на велосипеде, играть в шахматы, сидеть в контакте. Но в целом, конечно, все мои увлечения все равно связаны с музыкой. Очень хочу научится играть на барабанах, контрабасе, гитаре и клавишах. На всем этом я занимаюсь, но, к сожалению, в сутках только 24 часа, а не, скажем, 50))) Поэтому пока умею играть только на бас-гитаре. Еще очень хочу систематизировать и записать свою методику преподавания. Мне определенно дан педагогический дар, и я действительно могу не только играть, но еще и объяснять как именно я это делаю! Мечтаю выпустить свою видео-школу, и непременно это сделаю! Словом, возможно у меня было бы больше увлечений, если бы было больше свободного времени. Но так как его нет, то говорить об этом не приходится. «Так что, непонятно о ком идет речь. Уж лучше мы о нем не будем говорить»(Д.Хармс)
Как ты борешься с ленью? Есть у тебя какие-то секретные методы?
Я уже писал, что был очень ленивым, пока занимался тем, чем вовсе не хотел заниматься! И мне просто повезло, что я нашел дело всей своей жизни! Поэтому о лени говорить более не приходится. Я был бы ленивым, если бы сажал и копал картошку. Я бы точно ленился делать это! Но играть музыку, особенно когда получается, это невероятное счастье! И мне теперь нравится быть трудоголиком и работать до тех пор, пока хватает физических сил. Соответственно, у меня нет никакого секретного способа по борьбе с ленью,так как нет, собственно, лени! Я думаю, что весь вопрос именно в том, что каждый человек должен «найти» себя! Ведь если тебе нравится играть в мячик в детстве, то определенно ты это делаешь только лишь в удовольствие! И ни один ребенок не скажет, что он «ленится» пойти поиграть с друзьями! Потому что это ему только в кайф! Вот для меня занятия музыкой-такой же кайф, хоть это и требует очень сильной выносливости и физических затрат. Но все равно это удовольствие! Поэтому я не могу корректно ответить на этот вопрос, а отвечаю на него очень субъективно, опираясь на свои личные ощущения.
Какая у тебя в жизни мечта? Есть какие-то вещи о которых ты очень жалеешь?
Моя мечта-заниматься музыкой там, где она действительно нужна! Иными словами точно не в России! Потому самое большое разочарование заключается в том, что приходится играть редкое дерьмо зачастую только из-за того, что иначе ты ничего не заработаешь! Никому не нужно твое творчество-оно нужно только 10-ти твоим друзьям. И ВСЕ! Я знаю, что многие великие художники, композиторы и ученые были признаны после своей смерти. Но лично я хотел бы все-таки играть не только для друзей, и писать музыку не только «в стол». Я уже говорил, что настоящее творчество у меня происходит не чаще раза в 2 месяца, а все остальное время-рутинная работа. И я не хочу, чтобы так продолжалось всю жизнь! Может и мечта довольно утопическая, но все же.
Мне не нужно никаких крутых тачек ,и много денег мне тоже не нужно! Нужно ровно столько, чтобы я мог помогать своим близким, и чтобы хватало на мои музыкальные дела. И еще я действительно мечтаю о своем собственном доме со своей студией! Но это трудно называть мечтой. Скорее это то, чего бы я хотел уже сейчас, но непременно добьюсь в последствии! Это не мечта, потому что ничего нереального для меня в ней нет. Просто сейчас нет такой возможности. А глобальных желаний у меня попросту нет и никогда не было. Таких, какие как раз принято называть мечтами.
Жалею ли о чем-либо? Есть много ошибок, которые я допускал в течение жизни. Но если бы я их не совершал, то не накопилось бы такого количества опыта. А сейчас, в 26 лет, я уже точно знаю как делать нельзя! Так что все это бесценный жизненный опыт, и я не жалею ни о чем. Единственное, жалею, что родился не в Париже или не в Нью-Йорке. Тогда мне было бы изначально проще заниматься тем, чем я занимаюсь сейчас. Но так даже интереснее)))
Хотел ли ты когда-нибудь сменить музыку, например, на свой бизнес? Что для тебя музыка вообще? Что она тебе дает? Мешает ли в чем-то?
Честно говоря, у меня было желание буквально недавно попробовать заняться кое-каким бизнесом. А возникло оно от того, что надоела вечная нищета))) Была возможность, но, в итоге, не хватило именно желания. Вернее я точно решил, что не буду заниматься ничем, кроме музыки! Столько потрачено сил, столько уже сделано, что уже поздно сворачивать… И, к тому же, если бы даже у меня пошло с бизнесом, и я стал бы зарабатывать нормальные деньги, то автоматически исчезла бы мотивация к занятиям музыкой.
Зачем играть концерты, когда зарабатываешь другим делом?! Особенно если зарабатываешь больше, чем мог бы делать это в музыкальной сфере! Можно, конечно сослаться на то, что не нужно играть такое количество концертов, а играть только самые «значимые». Но тогда непременно потеряешь форму! Потому что именно через «не хочу» ты все равно играешь изо дня в день, и не расслабляешься ни на секунду! Это и позволяет всегда находиться на пределе своих музыкальных возможностей! К тому же на двух стульях все равно не усидишь, поэтому нужно выбирать одно и бить в одну точку до самого конца! Я так считаю. К тому же музыка-это моя жизнь! Поэтому я не хочу размениваться и заниматься чем-то другим. А мешает мне музыка только в том, что я до сих пор не могу себе ничего позволить. Квартиру в Москве купить, к примеру, вообще нереально, занимаясь музыкой! Многие мои сверстники уже нормально «поднялись», а я сижу, и порой нет денег даже на новый комплект струн. Но я сам сделал такой выбор, так что сетовать не приходится.
Дай пожалуйста совет начинающему басисту! С чего стоит начать, что важно, а что нет?
Самое главное-не «вестись» на фишки, потому как не они составляют основу музыки! Многие начинающие басисты обращают внимание только на скорость игры. И не важно, что во многих случаях это просто набор левых нот, сыгранных криво… Но зато БЫСТРО!))) Так вот, нужно сразу начинать слушать МУЗЫКУ в музыке! Многие приходят к этому через собственный опыт, но лучше сделать так с самого начала. Тогда будет проще в дальнейшем, и не потребуется тратить кучу времени на исправление ошибок, которые можно было бы предотвратить.
Важно учиться правильно аккомпанировать-это первое, что нужно! Конечно, очень важно заниматься техникой. Но ни в коем случае нельзя зацикливаться только на ней! И самое главное-постоянно играть с живыми музыкантами, а не сидеть дома, играя минуса, или разбирая табулатуры из книжек «ГИД»… Но вообще это тема слишком сложная, чтобы дать ответ в одном вопросе огромного интервью! Лучше дождаться появления моей видео школы))) Там все подробно, и с самого начала, будет объяснено!
Если бы у тебя была бы возможность обратиться ко всем людям земли, что бы ты сказал им?
Любите друг друга! Если, конечно, есть такая возможность)))
Источник