Клара шуман концерт для фортепиано с оркестром

Концерт для фортепиано с оркестром (Клара Шуман) — Piano Concerto (Clara Schumann)

Концерт для фортепиано с оркестром
от Клары Шуман
Ключ Несовершеннолетний Каталог Соч. 7 Период Романтичный Сочиненный 1834 –35 ( 1834 ) Движения 3 Премьера Дата 9 ноября 1835 г. ( 1835-11-09 ) Место расположения Лейпциг

Концерт для фортепиано в ля минор , соч. 7, была написана Кларой Вик, более известной как Клара Шуман после ее более позднего брака с Робертом Шуманом . Свой единственный законченный фортепианный концерт она завершила в 1835 году и впервые сыграла его в том же году с Лейпцигским оркестром Гевандхаус под управлением Феликса Мендельсона .

СОДЕРЖАНИЕ

История

Клара Вик была опытной пианисткой, которую обучал ее отец Фридрих Вик . В одиннадцать лет она уже совершала международные гастроли и сочиняла фортепианные пьесы для своих сольных концертов. В январе 1833 года, в возрасте 13 лет, она начала сочинять фортепианный концерт ля минор , завершив в ноябре одиночный концерт Konzertsatz, который она оркестровала сама. В феврале 1834 года ее будущий муж Роберт пересмотрел оркестровку, и 14-летний вундеркинд исполнил ее на нескольких концертах.

Затем она расширила работу, добавив еще две части, используя Концерцац в качестве финала. Новая первая часть была завершена в июне 1834 года, а медленная вторая часть «Романс» с расширенным соло для виолончели была закончена в следующем году. Она снова сама организовала работу, в том числе отменила редакцию Роберта оригинального Концерцаца, завершив свой новый трехчастный фортепианный концерт 1 сентября 1835 года, за двенадцать дней до своего 16-летия.

Читайте также:  Вальс амели ян тирсен ноты для баяна

Вик представил полный концерт 9 ноября 1835 года в качестве солиста Лейпцигского оркестра Гевандхауса под управлением Мендельсона .

Приборы

Концерт рассчитан для фортепиано соло, 2 флейт , 2 гобоев , 2 кларнетов в ля, 2 фаготов , 2 валторн в ля, 2 труб до мажор, тромбона , литавр в ля и ми, скрипок I и II, альтов , виолончелей и басы . В этом инструменте Клара Шуман выбрала обычную оркестровку, типичную для ранней романтической музыки .

Структура и музыка

Концерт в трех частях:

  1. Allegro maestoso (ля минор)
  2. Романзе: Andante non troppo con grazia ( ля-бемоль мажор )
  3. Финал: Allegro non troppo — Allegro molto (Ля минор)

Продолжительность концерта до 20 минут. В композиции преобладает виртуозное письмо для фортепиано. Рецензент записи 2004 года отметил, что это «поистине замечательное произведение для 14-летнего ребенка. Это произведение с запоминающимися темами и солнечным видением во всем». Его выгодно сравнивают с фортепианными концертами Шопена .

Вступительная часть начинается драматично, виртуозно вступает фортепиано. Первая часть переходит во вторую, называемую «Романсом», написанную для фортепиано и виолончели без оркестра. Он начинается с расширенного сольного фортепианного пассажа, затем вступает соло-виолончель. В конце барабанная дробь литавры переходит в финальную часть. Это движение самое тяжелое, танец на тройной метр . Деревянные духовые инструменты и фортепиано вступают в контрапункт.

Записи

Концерт для фортепиано с оркестром был записан в 2000 году в Нойберинхаус, Райхенбах , Фогтланд , Германия, Еленой Марголиной, солисткой по фортепиано, с Филармонией Фогтланда под управлением Дора Саломона (ARS SACD ARS38141, со 2-м Концерцацем композитора фа минор, написанным в 1847 году и не издавался до 1994 года, а также Концерцац ре минор Роберта Шумана, написанный в 1839 году, за два года до его концерта ля минор).

Еще одна запись была сделана в 2004 году в церкви Santi Marcellino e Festo [ it ] в Неаполе , Италия, пианистом Франческо Николози под управлением Альмы Малер Синфониетта, дирижер Стефания Ринальди (Naxos CD 8.557552, с фортепианным трио композитора соль минор, соч. 17 от 1846 г.).

Источник

Клара шуман концерт для фортепиано с оркестром

Фортепианный концерт a-moll (1841—1845) (первая часть была написана в 1841 году, вторая часть и финал — в 1845-м) — самый значительный в этом жанре в немецкой музыке середины XIX века. Шуман задумал его «как нечто среднее между симфонией, фантазией и концертом».

В первой части с большой художественной убедительностью осуществлен прием обогащения сонатной формы принципами вариационного развития. Главная тема, многократно трансформируясь, показана в разнообразных аспектах. Сравним, для примера, главную тему с контрастирующим эпизодом из разработки — мечтательная As-dur’ная тема, с ее характерным для романтического пианизма педальным звучанием, является мелодическим вариантом первой:

Музыкальное изложение в целом романтически свободно, красочно.

Вторая часть, Intermezzo, характеризуется интимной лиричностью, свойственной камерным произведениям. Концерт Шумана развивает лирическую линию концертного жанра, предвосхищая фортепианный концерт Грига.

1840–1841 годы были для Шумана необычайно плодотворными: счастливый союз с Кларой Вик вдохновил композитора на создание целого ряда сочинений. В это время он написал множество песен, две симфонии и фантазию для фортепиано с оркестром. Два года спустя Шуман добавил к фантазии ещё две части, и она превратилась в полномасштабный концерт.

Композиция концерта основана на трансформациях начальной темы, которая впервые звучит у оркестра после вступительной фразы солиста. Меланхолическая в главной партии, спокойно-лирическая в побочной, в разработке она приобретает черты ноктюрна, а в коде — марша. Вторая часть — небольшое по объему интермеццо. Оно без перерыва переходит в бравурный финал, где основная тема вновь получает развитие в танцевальном духе.

Концерт Шумана требует от солиста высокого технического мастерства, но виртуозность здесь не выходит на первый план. Даже сольная каденция в первой части лишена внешней эффектности. Симфоническое развитие и сосредоточенно-личный тип высказывания ставят концерт Шумана на особое место среди романтических образцов жанра.

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром (Шуман) — Piano Concerto (Schumann)

Концерт для фортепиано с оркестром
от Роберта Шумана
Ключ Несовершеннолетний Каталог Соч. 54 Период Романтичный Сочиненный 1841 г. ( 1841 ) Движения 3 Премьера Дата 4 декабря 1845 г. ( 1845-12-04 ) Место расположения Дрезден

Концерт для фортепиано в ля минор , соч. 54 немецкого композитора- романтика Роберта Шумана был завершен в 1845 году и является единственным фортепианным концертом композитора . Полное собрание сочинений было впервые представлено в Дрездене 4 декабря 1845 года. Это один из наиболее широко исполняемых и записываемых фортепианных концертов эпохи романтизма.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Шуман ранее работал над несколькими фортепианными концертами . Он начал одну с одной ми-бемоль мажор в 1828 году, с 1829 по 31 год он работал над одной фа мажор , а в 1839 году он написал одну часть концерта ре минор . Ни одна из этих работ не была завершена.

Уже 10 января 1833 года Шуман впервые высказал идею написания фортепианного концерта ля минор. В письме к своему будущему тестю Фридриху Вику он писал: «Я думаю, что концерт для фортепиано должен быть до мажор или ля минор». 17–20 мая 1841 года Шуман написал фантазию для фортепиано с оркестром, свою « Фантазию ля минор». Шуман безуспешно пытался продать этот моноблок издателям. В августе 1841 г. и январе 1843 г. Шуман переделывал пьесу, но безуспешно. Его жена Клара , опытная пианистка, затем убедила его превратить его в полноценный фортепианный концерт. В 1845 году он добавил Intermezzo и Allegro vivace, чтобы завершить работу. Это остался единственный концерт для фортепиано с оркестром, который закончил Шуман.

Премьера первой части ( Phantasie ) состоялась 13 августа 1841 года в Гевандхаусе в Лейпциге с Кларой Шуман в роли солистки. Полная версия с тремя частями была впервые представлена ​​в Дрездене 4 декабря 1845 года, снова с Кларой Шуман и посвященным Фердинандом Хиллером в качестве дирижера. Менее чем через месяц, 1 января 1846 года, в Лейпциге состоялся концерт под управлением Феликса Мендельсона .

После этого концерта, Шуман написал две другие пьесы для фортепиано с оркестром: Интродукция и Аллегро Appassionato в соль мажор , соч. 92, а также Интродукция и Аллегро Концертная в ре минор , соч. 134.

Приборы

Концерт рассчитан для 2-х флейт , 2-х гобоев , 2-х кларнетов , 2-х фаготов , 2-х валторн , 2-х труб , литавр , струнных и соло-фортепиано. С помощью этого инструментария Шуман выбрал для этого концерта обычную оркестровку ранней романтической музыки .

Состав

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

Произведение, отмеченное в партитуре, состоит из трех частей:

  1. Allegro affettuoso (ля минор)
  2. Интермеццо: Андантино грациозо (фа мажор)
  3. Allegro vivace (ля мажор)

Между этими двумя последними движениями нет перерыва ( attacca subito ). Продолжительность концерта составляет от 30 до 35 минут, в зависимости от интерпретации.

Часть первая: Allegro affettuoso

Основная часть концерта отмечена Allegro affettuoso ; его происхождение лежит в одночастной фантазии, написанной Шуманом в 1841 году, в основе которой лежит музыкальное развитие конфликта между неистовым Флорестаном и мечтательным Евсевием, двумя персонажами, которые Шуман часто использовал для выражения двойственности бытия. Движение установлено в ритме 4/4.

Пьеса начинается с энергичного удара струнных и литавр, за которым следует яростная нисходящая атака фортепиано. За этим экспозиционным аккордом следует нисходящая ритмически резкая аккордовая последовательность сольного фортепиано, соответствующая идеалу шумного Флорестана.

Только тогда главную сказочную тему Евсевия вводит гобой вместе с другими духовыми инструментами . Мелодия начинается с нот C – H – A – A, которые обозначают итальянское написание имени CHiArA жены Шумана Клары, которая была солисткой на мировой премьере фортепианного концерта. После вступления деревянных духовых инструментов тема передается солисту. Шуман предлагает большое разнообразие этой темы.

В ходе первой части Шуман во многом меняет эту тему. Сначала он предлагает это в ля минорной тональности части, затем мы снова слышим ее в мажоре, и мы также можем слышать небольшие отрывки мелодии в очень медленной части ля-бемоль. Оркестр и особенно кларнет часто используются против фортепиано в этой части: в то время как сольный инструмент посвящен основной теме концерта, струны начинают напевать подобную Флорестану синкопированную побочную мысль (такт 41), которая становится становится все более и более доминирующим, пока одна из вариаций главной темы Евсевия не повторяется тихо, но настоятельно.

Далее следует подраздел Animato . В конце Шуман вводит вторую тему, которая не достигает значения главной темы.

Впоследствии развитие основной части начинается в форме драматического причитания (такт 156). Эта часть почти достигает положения самостоятельной средней секции. В ля-бемоль мажор на метрически измененную главную тему ссылаются фортепианные арпеджио. Но внезапно аккорды темы Флорестана прерывают покой основной темы. Речь идет о борьбе двух идеалов, которая формирует дальнейшее развитие с быстрыми изменениями soli и tutti.

С дальнейшей драматической прогрессией и модуляцией ля минор, наконец, достигается реприза, которая цитирует экспозицию почти тон в тон. Последняя напряженная прогрессия рождает сольную каденцию монументального размера и виртуозности (такт 402). Несомненно, это кульминация движения.

В коде доминирует пульсирующий таинственный ритм 2/4. Чуть позже это превратилось в яростный марш Давидсбюндлера . Основная часть концерта заканчивается четырьмя аккордами тутти.

Вторая часть: Интермеццо — Андантино грациозо

Это движение в форме ABA с клавиатурой фа мажор. Фортепиано и струнные открывают пьесу небольшой нежной мелодией, которая слышна на протяжении всей части ля. В секции B в доминанте виолончели, а затем и другие струнные и духовые инструменты демонстрируют певческую тему, заимствованную из фортепианной расцветки в 7-м такте. Фортепиано сопровождает певческую тему и вмешивается, но не играет ведущей. После укороченного повторения части A часть завершается небольшими проблесками темы первой части, прежде чем сразу перейти к третьей части.

Третья часть: Allegro vivace

Движение начинается с огромного взлета по струнам, в то время как фортепиано берет основную тему ля-мажор. Шуман демонстрирует в этом движении большой колорит и разнообразие. Хотя номинальный размер составляет 3/4, в действительности механизм чередуется между 6/4 и 3/2. Произведение отлито в форме гибридной сонаты-рондо с расширенной и волнующей кодой, заканчивающейся длинным роликом литавры и мощным аккордом оркестра.

Намерение

Несмотря на три части, произведение сохранило характер фантастики. Основная идея, выраженная в произведении, — это тоска и счастье между двумя любящими людьми. В этом произведении Шуман музыкально трансформирует свою борьбу за Клару. Основная тема первой части похожа на мелодию арии Флорестана из оперы Людвига ван Бетховена « Фиделио» . Соответствуя Бетховену, Шуман видел в этой теме выражение тесной связи между лояльностью и борьбой за свободу. Таким образом, концерт, как и многие другие его сочинения, основан на жизненном стремлении Шумана бороться с мещанством музыкальными средствами.

Прием

Современное восприятие работы было неизменно положительным. Клара Шуман после премьеры писала: «. как изобретательно, как интересно от начала до конца, как свежо и как красиво связное целое!»

Особый упор был сделан на искусную, красочную и независимую оркестровую обработку, которая оставляет место как для фортепиано, так и для оркестра. Leipzig Allgemeine Musikzeitung оценил состав на 31 декабря: «потому что, к счастью, это позволяет избежать обычного однообразия жанра, давая, с большой любовью и заботой, обязательной комнатой оркестра без уменьшения роли фортепиано, и управляет красиво соединить обе независимые части вместе ».

Dresdner Abendzeitung высоко оценил «довольно независимую, красивую и интересную оркестровую обработку» и признает, что «отход фортепианной партии на задний план», безусловно, можно рассматривать как прогресс.

Возможно, это произведение было использовано Эдвардом Григом в качестве модели при написании его собственного фортепианного концерта , также ля минор . В концерте Грига, как и в концерте Шумана, используется единственный мощный оркестровый аккорд в его вступлении перед входом на фортепиано с аналогичным нисходящим росчерком. Сергей Рахманинов, в свою очередь, использовал концерт Грига как образец для своего первого фортепианного концерта .

Он стал одним из наиболее широко исполняемых и записываемых фортепианных концертов эпохи романтизма. На записях он часто использовался в паре с концертом Грига.

Источник

Оцените статью