- Аппликатура кларнета
- Уголок музыканта-исследователя
- Обертоновая техника на кларнете
- Обертоновая техника. Каким образом можно легко играть в высоких регистрах на кларнете.
- Каким образом получаются эти ноты?
- Какие аппликатуры лучше использовать для 3-ей октавы?
- Высокие звуки можно играть с помощью «простого» передувания, без использования клапана дуодецимы.
- Практическая часть
- Кларнет
Аппликатура кларнета
Изучение аппликатуры разделено на три звена, что соответствует постепенному овладению материалом. Первое звено включает диапазон от ми малой до си-бемоль первой октавы, здесь фактически закладываются основы игры на кларнете. Этот материал рассчитан на полтора-два месяца. Изучение аппликатуры начинается с ноты фа первой октавы. Обосновано это тем, что с самого начала будущий исполнитель учится правильно держать кларнет двумя руками. К тому же сама фа мажорная тональность наиболее удобна для обучения последовательному движению пальцев.
Диапазон второго звена начинается от ноты си первой октавы. Его аппликатура при открытом клапане дуодецимы фактически повторяет первую. При изучении материала главное внимание уделяется интонационной чистоте, развитию мускулатуры губ, усвоению правильной артикуляции. Некоторые упражнения этого звена специально написаны на дуодецимную аппликатуру. Материал рассчитан на две-три недели.
Прохождение тренировочного материала первого и второго звена подготовит ученика к более свободной работе с отверстиями и клапанами кларнета, восприятию интонационной чистоты, овладению интервалами ля, си, си бемоль первой и до второй октавы, почти исключая мышечное напряжение.
Третье звено начинается с ноты ля первой октавы. При прохождении упражнений этого раздела необходимо обратить внимание на работу мизинцев и безымянных пальцев.
Источник
Уголок музыканта-исследователя
Обертоновая техника на кларнете
В данном разделе размещена статья доцента МГК им. П.И. Чайковского Кирилла Рыбакова «Обертоновая техника», опубликованная в немецком журнале «Rohrblatt» (Рорблатт), номер за март-май 2013г
Авторский перевод с немецкого. Публикуется с разрешения автора.
Обертоновая техника. Каким образом можно легко играть в высоких регистрах на кларнете.
Многие кларнетисты сталкиваются с проблемой высоких нот. Третья и четвёртые октавы на кларнете часто звучат резко, ноты берутся не стабильно и плохо управляются. Каким образом можно сделать так, чтобы в верхнем регистре также хорошо звучало, как и в нижнем? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно разобраться в акустике кларнета и понять, каким образом он функционирует.
Кларнет появился благодаря изобретению клапана передувания, этим он отличается от своего предшественника — шалюмо. До сегодняшнего дня, нижний регистр до передувания, так и называется «шалюмо». Этот регистр включает в себя ноты от ми малой октавы 0 до си-бемоля первой октавы 1 (до 2 с трельными клапанами). Этот регистр мы будем обозначать как «Основной регистр» 1 (генерирующий регистр). Клапан передувания – клапан дуодецимы, разбивает звук на его составляющие части – «частичные звуки» и таким образом позволяет нам произвести первую смену регистров. Те частичные звуки, которые находятся выше основного тона 1, называются ОБЕРТОНЫ (от немецкого: ОБЕР — верхний, ТОН — звук), далее будем их обозначать как ОТ. Звуки основного кларнетового регистра имеют в своём составе более 30 обертонов.
Кларнет функционирует по акустическим законам, применяемым к закрытым трубкам, (подобным образом ещё функционируют трубы оргàна). Вследствие чего, в звуковом спектре преобладают нечётные обертоны (3,5,7,9,11 итд.). Поэтому первое передувание на кларнете происходит не на октаву (2-ой обертон), как на большинстве духовых инструментов, а на дуодециму (3-ий обертон). Этот регистр называется «Кларино» и содержит в себе звуки от Си 1 до До# 3 (на открытой аппликатуре), или до Фа# 3 (с трельными клапанами). Но ведь диапазон кларнета доходит до До 4 , а в современной музыке и до До 5 !
Каким образом получаются эти ноты?
Самое большое заблуждение считать, что эти ноты получаются в результате использования специальных аппликатур. В таком случае эти звуки функционировали по принципу фортепиано: одна клавиша – один звук, применительно к кларнету это бы выглядело так: одна аппликатура – одна нота. Но в случае верхнего регистра на кларнете, даже таблицы аппликатур не могут нам помочь в полной мере. Кроме этого существует до 25 различных вариантов аппликатур для каждой ноты!
Со второго передувания от Ми 0 на Соль 2 происходит переход на новый регистр, который поднимается до До диез 4 . Из этого регистра чаще всего используются звуки от До# 3 до Соль# 3 . Эти звуки являются 5 обертоном (5.ОТ) к основным звукам от Ля малой до Фа# 1 соответственно.
Важно понимать, что все звуки, которые находятся выше, чем 1-ый и основной регистр «шалюмо», являются всего лишь его производными частями. Это означает, что на кларнете настоящие ноты с полным звуковым спектром находятся только в одном регистре «шалюмо». Чем выше регистр, тем меньше обертонов в нём будет находиться, потому что сами обертоны будут выходить на первый план и выступать в роли звучащих нот. В этом смысле мы и сегодня играем на инструменте, который в момент своего появления назывался «усовершенствованное шалюмо».
Следующий регистр, начинается с До 3 — это 3-е передувание от Ми малой октавы и включает звуки до Фа# 4 . Эти звуки появляются на 7-ом обертоне основного регистра. Чаще всего из них используются звуки от Фа 3 до До 4 (производные от Соль 0 – Ми 1 основного регистра).
Приложенный график поможет нам увидеть это наглядно:
Графическое изображение основного регистра и производных от него звуков.
Из-за сложносоставной формы мензуры кларнета (цилиндрическая — коническая – цилиндрическая — коническая) высота обертонов сильно отличается от натуральной шкалы. В конических отрезках кларнетовой мензуры обертоны будут понижаться. Поэтому в различных моделях кларнетов высота обертонов будет варьироваться, в результате чего тембр будет меняться благодаря разнице в спектре звука. Хорошим примером этого эффекта является бас-кларнет, мензура которого практически во всём инструменте цилиндрически прямая, без сильных конических изменений. Обертоны от основных звуков в верхнем колене инструмента будут отличаться от обертонов тех же нот на Си-бемольном кларнете, и эта разница достигает целого тона. Именно поэтому на бас-кларнете используются другие аппликатуры для 3-ей октавы.
В классической музыке необходим диапазон до До 4 , это значит, что нам надо владеть всего тремя передуваниями (в некоторых случаях четырьмя).
Например звук До 4 можно брать с помощью разных обертонов: как второе передувание от Сиb 1 (5.ОТ); как третье передувание от Миb 1 (7.ОТ); либо как четвёртое передувание от Си 0 (9.ОТ). Этот звук ещё находится среди первых семи передуваний, то-есть среди первых 15 обертонов. Этим и объясняется такое большое количество аппликатур для каждой ноты из верхнего регистра.
Какие аппликатуры лучше использовать для 3-ей октавы?
Ответ на этот вопрос будет звучать очень просто: если звук на данной аппликатуре красиво звучит, чисто интонирует и эта аппликатура удобна в этом конкретном пассаже, то её надо использовать.
Существует два основных вида аппликатур: закрытые и открытые.
Закрытые аппликатуры базируются на длинных основных тонах – это звуки в нижнем колене инструмента от Ми 0 до Си 0 (малой октавы) и будут звучать на обертонах с высоким порядковым номером (7,9,11). Поэтому они часто звучат узко, плоско и резко. Открытые аппликатуры в своём основании имеют короткие основные звуки — это ноты в верхнем колене До 1 – До 2 и звучат на обертонах с меньшим порядковым номером (3,5,7). Звуки на этих аппликатурах будут звучать свободнее и полнее.
Следует избегать смешенного использования закрытых и открытых аппликатур в одном пассаже. Подобное смешивание будет приводить к неоднородности звучания. Звуки будут «выкрикивать» и плохо соединятся в виду постоянной смены обертоновой ступени. Все аппликатуры, которые изучаются для третьей октавы, являются ничем иным, как вариантами обычных аппликатур для основных нот из первого регистра. Из-за того, что чистые передувания с этих нот часто звучат микрохроматически, для улучшения интонации просто добавляются различные дополнительные клапана, либо прикрываются дополнительные отверстия в инструменте.
Высокие звуки можно играть с помощью «простого» передувания, без использования клапана дуодецимы.
Опыт простого передувания, как и перехода в высокие регистры получает каждый кларнетист независимо от его желания, начиная с самых первых своих уроков на кларнете. Этот замечательный опыт называется «киксы»! Киксы — это ни что иное, как неконтролируемое передувание в верхние регистры. Основными причинами, провоцирующими киксы у начинающих, являются: неконтролируемые изменения в аппарате и горле, либо аппликатуры которые появляются благодаря не слаженно работающим пальцам, закрывающим не до конца отверстия и задевающим «лишние» клапаны. Но ведь именно сознательное овладение этими средствами, такими как хорошо контролируемый аппарат (это значит: работа гортани, регулирование площади соприкосновения нижней губы с тростью, открытие рта, направление потока воздуха и регулирование его давления) в сочетании с различными аппликатурными комбинациями, как раз и позволяет в дальнейшем переходить в высокие регистры.
К сожалению, у начинающих этот опыт часто связан с очень неприятными ощущениями, что приводит к зажиму (как физиологическому, так и психологическому) и страху перед высокими нотами. Эти страхи могут в дальнейшем очень негативно сказываться последующей профессиональной жизни музыканта. Гораздо правильней, если педагог не будет ругать и запугивать ученика за «киксы», а наоборот, попросит его попытаться проанализировать и понять, каким образом у него получились эти замечательные высокие звуки и попробовать их сознательно повторить. Дети способны даже играть мультифоники (многоголосные аккорды) и это может быть для них очень забавно. Так давайте дадим им возможность забавляться киксами.
Практическая часть
Здесь представлены некоторые упражнения, которые помогут в развитии высоких регистров.
Упражнение 1 – стабилизация «регистра первого передувания» 3.ОТ.
Держать ноту с открытым и закрытым клапаном дуодецимы.
Примечание: интонация ноты должна быть неизменной как при открытом, так и при закрытом клапане дуодецимы. Найти во рту одну позицию, при которой нота будет звучать одинаково.
Упражнение 2 – держать верхний звук при смене аппликатур основных нот (квадратные ноты). Смена аппликатур с 3.ОТ на 5.ОТ.
Примечание: найти во рту одну позицию , при которой будет звучать один и тот же звук, несмотря на смену основных нот. Не «поджёвывать», не «сглатывать», играть только со свободной нижней челюстью с открытой гортанью и ртом.
Упражнение 3 – переход между регистрами второго и третьего передувания (5.ОТ-7.ОТ).
Примечание: стараться играть смены регистров только при помощи открывания гортани и рта. Ощущения должны быть похожи на зевание. Не прижимать , не поджёвывать и без ощущений сглатывания или покашливания. Свободно, на одном непрерывном потоке воздуха – «легатиссимо».
Музыкальный пример: «История любви» Франсис Лей
Примечание: играть мелодию с помощью «чистого» передувания используя только аппликатуры основного регистра (обозначены квадратными нотами) и без клапана дуодецимы. Обращать внимание на непрерывный поток воздуха, чтобы звуки плавно соединялись без характерных переключений – «легатиссимо».
Упражнение 4 – держать верхний звук при смене аппликатур основных нот (квадратные ноты). Смена аппликатур с 5.ОТ на 7.ОТ.
Примечание: вследствие сложносоставной формы кларнетовой мензуры происходят микрохроматические отклонения в отрезках между До# 1 – Ре 1 и Ми 1 – Фа# 1 .
Музыкальный пример: «Хороший, плохой, злой» Энио Морриконэ
Примечания: те же самые, что и в «Истории любви».
Основываясь на вышеизложенном принципе, можно составить свои собственные упражнения, или музыкальные примеры, для отработки лучших соединений при смене регистров. Поднимаясь вверх по обертоновой шкале, можно играть с помощью следующих передуваний До пятой октавы, то-есть ещё на одну октаву выше, чем в классической музыке.
На сегодняшний день, акустика кларнета ещё очень мало исследована. Не существует акустической модели кларнета, которая бы достоверно работала во всём спектральном диапазоне. В ней остаётся ещё много неразрешённых вопросов. Только дальнейшие открытия в этой области позволят создавать инструменты на качественно ином уровне и дальше развивать исполнительскую школу. Даже те немногие открытия, с которыми мы сейчас познакомились, смогут помочь многим кларнетистам улучшить их технологию и легче играть в высоких регистрах. Конечно, лучше подобную технику проходить вместе с хорошим педагогом, который сможет сам показать, как это функционирует и поможет найти тонкие ощущения, чтобы подниматься наверх было лёгко и просто.
Кирилл Рыбаков, доцент МГК им. П.И.Чайковского
Источник
Кларнет
(ит.— clarinetto, фр.— clarinette, нем.— Klarinette, англ.— clarinet)
Название инструмента происходит от латинского слова clarus — ясный (звук). К дальним предшественникам кларнета принадлежат известные еще с древних веков различные народные музыкальные инструменты,
имевшие трубку цилиндрической формы и одинарный язычок (трость).
Европейскими предками кларнета можно считать итальянскую лаунеду (launedda), испанскую альбогейю (albogyea), английский пибгорн (pibcorn), а также карельский лиру, латышский ганурагс, литовскую бирбине. Но непосредственным предшественником кларнета был инструмент, имевший широкое распространение в Средние века в центральной Европе и особенно во Франции — шалюмо (chalumeau). Он представлял собой деревянную трубку цилиндрической формы с одинарным надрезным язычком и 9 игровыми отверстиями. Во второй половине XVIII в. получил название цампонь (zampogne). Этот инструмент имел цилиндрический ствол без раструба, 7 игровых отверстий и особую камеру в верхней части, где помещалась трость. Диапазон инструмента составлял октаву (от фа малой до фа первой).
Преобразование шалюмо в кларнет осуществилось около 1700 г. выдающимся немецким инструментальным мастером Иоганном Христофором Деннером из Нюрнберга. Прежде всего Деннер убрал камеру, скрывавшую трость, и тем самым обеспечил непосредственное соприкосновение трости с губами исполнителя. Надрезной язычок он заменил отдельной камышовой пластинкой, которая навязывалась на мундштук. Появилась свобода звукоизвлечения, а также возможность управления звуком и интонацией. С целью расширения ограниченного диапазона шалюмо Деннер осуществил реконструкцию системы игровых отверстий, разместив их в порядке, диктуемом акустическими особенностями нового инструмента. Так впервые возникло неравномерное расположение игровых отверстий, составившее основу кларнетного грифа. С помощью десяти игровых отверстий можно было извлекать звуки фа, соль, ля, си малой октавы, и до, ре ми, фа, соль первой октавы. В верхней части ствола инструмента Деннер сконструировал два клапана — для ля и для си первой октавы. При этом с открытым клапаном си значительно облегчается передувание на дуодециму, а также расширяется диапазон инструмента (от фа малой — до ля—си второй октавы).
Таким образом возник двухклапанный кларнет, технически подвижный инструмент (особенно в верхнем регистре). В нижнем регистре звук его имел певучий характер мрачноватого оттенка, в верхнем — резкий, пронзительный.
На протяжении XVIII столетия кларнет усовершенствовался весьма интенсивно и к 70-м годам достиг своей классической формы. Сын И. X. Деннера — И. Деннер сконструировал октавный клапан, или клапан дуодецимы, увеличил длину инструмента, в результате чего изменился его основной тон которым стал звук ми, как и в современном кларнете. В дальнейшем некоторые усовершенствования внесли Б. Фриц из Брауншвейга и К. Лефевр из Парижа.
В то время изготавливались кларнеты различных размеров и строев, но пропорции отдельных частей инструмента строго соблюдались. Мундштук инструмента был маленьким, с узким каналом и имел удлиненную форму. Основным материалом для изготовления тростей служил камыш, встречались также трости из сосны, ели и даже из рыбьей кости. Наиболее употребительными строями классического пяти-шести клапанного кларнета были: си-бемоль, до, ля и фа (малого кларнета). Во время исполнения кларнетисты держали инструмент тростью вверх, и лишь впоследствии немецкие исполнители стали соприкасаться с тростью нижней губой (повернули мундштук тростью вниз). Инструменты обладали широкими выразительными возможностями (особенно в верхнем регистре): певучим тембром, динамическим разнообразием и большой подвижностью. Их использовали в своем творчестве Гайдн, Моцарт, Бетховен.
В начале XIX в. число клапанов на кларнете возросло до тринадцати. Кроме того, они получили более удобное расположение, а игровые отверстия стали сверлиться с большей точностью, что значительно улучшило чистоту интонации.. Теперь инструмент мог использоваться в различных тональностях, что избавило исполнителей от применения в оркестровой практике кларнетов многих строев. В это же время окончательно было изменено положение мундштука: трость стала прижиматься нижней губой исполнителя.
В середине XIX в. в кларнете была использована новая конструкция клапанного механизма, изобретенная Т. Бёмом. По сравнению со старой системой кларнет конструкции Бёма имеет несколько удлиненное и расширенное к концу нижнее колено, немного укороченное верхнее колено, более удлиненный бочонок и более объемный мундштук с удлиненным верхним срезом и широкой тростевой площадкой. На нижнем колене инструмента имеется большое количество клапанов для мизинцев правой и левой руки, которые дают возможность воспроизводить звуки ми, фа, фа-диез малой октавы, а с применением клапана дуодецимы — си первой, до и до- диез второй октавы. Однако в Германии эта система распространения не получила, а патент на изобретение был приобретен Францией, где кларнеты новой (француз¬ской) системы стали быстро распространяться.
Кларнет новой системы имел более широкую, конусообразную к раструбу мензуру и цилиндрический, более глубокий канал мундштука. Эти конструктивные особенности потребовали и иной трости. Трость кларнета новой системы менее упруга, а ее «язычок» несколько длиннее и шире, чем у трости кларнета старой системы.
Совершенствовалась и старая (немецкая) система. В ее усовершенствовании принимали участие не только немецкие музыканты. Так, профессор Московской консерватории С. В. Розанов в 1905 г. ввел на кларнете приспособление для трели си-до- диез малой октавы (с клапаном дуодецимы — фа-диез — соль-диез второй октавы), добавил клапан для мизинца правой руки, который позволил извлекать легато и тремоло между звуками фа-диез малой — до-диез первой октавы (с клапаном дуо-децимы — до-диез — соль-диез второй октавы).
Тем не менее, французские кларнеты, обладающие более совершенным клапанным механизмом и чистотой интонации, постепенно стали вытеснять кларнеты немецкой системы. Поиски лучших систем кларнета продолжаются и в наше время. В ГДР, например, несколько лет назад был создан инструмент с «французским» клапанным механизмом, но с «немецким» сверлением ствола и мундштуком. В результате получился кларнет, обладающий красивым, полным, интонационно-чистым звуком. К недостаткам этой конструкции следует отнести увеличение веса инструмента, возникшее из-за удлинения ствола.
Кларнет современный представляет собой цилиндрическую трубку длиной 590—680 мм, изготовленную из дерева (гренадиллового либо эбенового) или из пластмассы. Состоит из пяти частей: мундштука с тростью (одинарным язычком), бочонка, верхней части (верхнего колена), нижней части (нижнего колена) и раструба. Хроматический звукоряд от ми малой до си-бемоль первой октавы извлекается при помощи последовательного открывания отверстий, начиная от устья. Звуки от си первой до до третьей октавы получаются при помощи той же аппликатуры с применением клапана дуодецимы. Более высокие звуки извлекаются ’ путем сложных аппликатурных комбинаций. Кларнет — инструмент транспонирующий, нотируется в скрипичном ключе. Инструмент строя си-бемоль звучит большой секундой, строя ля — малой терцией ниже написанного. Диапазон и характеристика регистров (по письму, см. пример 82).
Из всех духовых инструментов кларнет обладает наибольшим разнообразием выразительных средств. По технике на легато он не уступает флейте. Возможна пре¬дельная беглость при исполнении диатонических и хроматических гамм при любой динамике. Стаккатная техника несколько уступает флейте. Исполнимы почти любые трели, исключение составляют звуки выше фа третьей октавы и еще несколько трудноисполнимых трелей. Тремоло возможно как на одном, так и на разных звуках. Трудноисполнимы тремоло, у которых нижний звук извлекается без клапана дуоде¬цимы, а верхний с этим клапаном.
Разновидности кларнета.
Малый кларнет (ит.— clarinetto piccolo, petite clarinette, нем.— kleine Klarinette, англ.— high clarinet). Отличается от основного инструмента лишь меньшим размером. Появился в первой половине XVIII в. и далее совершенствовался вместе с кларнетом. Обладая громким звуком, малый кларнет получил широкое распространение в военно-духовых оркестрах. Аппликатура малого кларнета идентична аппликатуре кларнета. Инструмент транспонирующий (в строе ми-бемоль, реже в строе ре). Йотируется в скрипичном ключе. Малый кларнет строя ми-бемоль звучит на малую терцию, строя ре — на большую секунду выше написанного. Диапазон и характеристика звучания малого кларнета (по письму, см. пример 83). Технические возможности те же, что у кларнета. Малый кларнет строя ми-бемоль изредка применяется в духовом оркестре, а инструмент строя ре столь же редко — в симфоническом.
Бассетгорн (ит.— corno di bassetto, фр.— cor de basset, нем.— Alt-klarinette, Bassetthorn, англ.— baset-horn, alto clarinet), альтовый кларнет. Приобрел большую популярность в XVIII в. Ствол инструмента вначале имел изогнутую форму и завершался большим медным раструбом. В конце XVIII в. Т. Лютц из Пресбурга и братья Штадлеры из Вены сконструировали бассетгорн из двух прямых колен. В конце XIX в. он принял прямую форму с изогнутым металлическим раструбом.
Современный бассетгорн представляет собой деревянную трубку длиной 750— 900 мм. К верхнему ее концу прикреплена изогнутая металлическая трубка, в которую вставляется клювовидный мундштук с тростью, к нижнему — металлический раструб, загнутый вверх.
Аппликатура бассетгорна сходна с аппликатурой кларнета. Различие состоит лишь в том, что у бассетгорна имеются четыре дополнительных клапана, которые позволяют продлить хроматический звукоряд вниз. Инструмент транспонирующий (в строе фа, реже в строе ми-бемоль). Йотируется в скрипичном ключе. Бассетгорн строя фа звучит на чистую квинту, строя ми-бемоль — на большую сексту ниже написанного. Диапазон бассетгорна: до малой — фа третьей октавы. Звуки сред¬него и нижнего регистра обладают приятным мягким тембром, в верхнем регистре звучание менее полное, а от соль второй октавы и выше приобретает напряженный характер. В настоящее время этот инструмент почти не используется.
Бас-кларнет (ит.—clarinetto basso, фр.— clarinette basse, нем.— Bassklari- nette, англ.— bass clarinet). По конструкции сходен с бассетгорном. Был изобретен в 1772 г. парижским мастером Ж. Лотом. В следующем году Г. Грензер из Дрездена создал его новый вариант. С этого времени бас-кларнет стал использоваться в музыкальной практике. Инструмент строя си-бемоль был вдвое длиннее кларнета, имел более широкую мензуру и звучал октавой ниже. Значительно реже использовались бас-кларнеты в строях ля и до. Форма первых инструментов была сходна с формой фагота. В середине XIX в. появились бас-кларнеты прямой формы с 19 игровыми отверстиями, сохранившие свой вид до настоящего времени. Аппликатура современного инструмента полностью совпадает с аппликатурой бассетгорна.
Бас-кларнет строя си-бемоль — инструмент транспонирующий, звучит большой ноной ниже написанного. Йотируется в скрипичном, иногда в басовом ключе (в этом случае он звучит большой секундой ниже написанного). Диапазон и характеристика регистров басового кларнета (по письму, см. пример 84).
Вследствие своих тембровых особенностей и в целях продления диапазона основного инструмента бас-кларнет в оркестровой практике используется преимущественно в нижнем регистре. Его техническая подвижность значительно меньшая по сравнению с кларнетом. В настоящее время инструмент часто используется в симфонических оркестрах и в духовых оркестрах большого состава.
Источник