Симфонический оркестр
Итак, начнем с названия. Из википедии: «Слово «оркестр» («орхестра») происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре, где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или комедии. В эпоху Возрождения и XVII века оркестра трансформировалась в оркестровую яму и, соответственно, дала название помещающемуся в ней коллективу музыкантов.»
Значит, симфонический оркестр — это большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения, который состоит из 4х групп:
— струнно-смычковые — Скрипка, Альт, Виолончель, Контрабас
— деревянные и медные духовые — Флейта, Гобой, Кларнет, Фагот, Труба, Тромбон, Валторна, Туба
(К «деревяшкам» относят флейту, гобой, саксофон, кларнет, фагот — на ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование
К «меди» относят валторну, тубу, тромбон, трубу. Раньше их также делали только из меди)
— ударные — Литавры, Тарелки, Ксилофон, Барабан, Перкуссия
— одиночные — Арфа, Фортепиано, Орган, челеста
Состав симфонического оркестра насчитывает до 110 человек. Если музыкантов менее 50-ти, то оркестр называют камерным. Если инструментов каждого семейства духовых по 2, то состав называют парным. Если по 3 — тройным и т.д.
Рассадка музыкантов сложилась не сразу, исходя из основных принципов:
— музыканты хорошо видят дирижерскую палочку, если их рассадить веерообразно, а дирижера поместить в месте предполагаемой оси веера.
— все однородные инструменты целесообразнее собрать вместе — в одну линию или группу. Это позволяет музыкантам лучше слышать друг друга в совместной игре и создает компактное, согласованное звучание каждой оркестровой группы.
— звучность зависит и от того или иного размещения этих групп по отношению друг к другу. Так как сила звука и количество инструментов в каждой группе оркестра не одинаковы, то хорошая рассадка помогает добиться равномерного звучания всего оркестра.
Поэтому сегодня существуют две рассадки музыкантов — английская и немецкая, наиболее популярная в России первая.
Интересно, что раньше дирижер во время исполнения сам играл — например, на скрипке. Однако постепенно дирижеры отказались от подобного совмещения, так как дирижер общается посредством специального языка с музыкантами. Этот язык изучают не только на дирижерском отделении в учебных заведениях, каждый музыкант должен понимать и слушаться дирижера, а также немного уметь дирижировать.
Классический состав оркестра такой:
10 первых скрипок 2 флейты 2 валторны 2 литавры
8 вторых скрипок 2 гобоя 2 трубы
6 альтов 2 кларнета
5 — 6 виолончелей 2 фагота
3 — 4 контрабаса
Однако при исполнении определенных произведений, необходим ненормированный состав, который отличается от классического добавлением некоторых инструментов, например, альт-флейты, саксофона и пр.
Если вам интересно, дальше я расскажу подробней об этих 4х группах симфонического оркестра. жду отзывов! =)
Пример — английская рассадка:
Посмотреть на Яндекс.Фотках
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Catherine, скажи пожалуйста, а есть ли какая-нибудь предыстория, почему одни инструменты вошли в состав симфонического оркестра, а другие, например, так и остались «народными»?? И еще один интересный вопрос. На одном из вечеров в доме музыки, которые я когда-то посещал по абонементу, рассказывали что один инструмент при определённых обстоятельствах, можно заменить другим — например орган может заменить (!!) обычный аккордеон = )) Есть ли какой-то общепринятый. или наоборот негласный эквивалент среди инструментов симфонического оркестра??
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
- 1 vote
1. «почему одни инструменты вошли в состав симфонического оркестра, а другие, например, так и остались «народными»?»
В настоящее время в симфонической и оперной музыке применяются (и составляют 2/3 оркестра!) смычковые инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Мне кажется, это обусловлено тем, что в 8 веке с Востока арабскими музыкантами были ввезены ребаб и кеманча в Испанию. Но в Европе в это время был уже широко известен 5ти струнный смычковый инструмент — кротта. Так появился новый инструмент виола, которая менялась и усложнялась со временем, т.к. требовалась техничность инструмента, исполнение произведений в быстрых темпах. Затем мастера придумали альт, виолончель и контрабас.
Флейта, труба, кларнет — это древние инструменты, а вот саксофон в этом плане обделён. Потому что появился значительно позже, и лишь немногие композиторы писали музыку с его участием в симфоническом оркестре. (кто назовет хотя бы 1 такого композитора?)
На мой взгляд, так исторически сложилось, ведь зародилась симфоническая музыка не в России, а в Вене, в Европе. И там в то время были популярны эти инструменты.
А «народные» инструменты составляют свой, народный оркестр. Он свой у разных стран. В русском народном оркестре (1ый был собран в 1888 году) ведущей группой являются трехструнные домры.
2. Есть ли какой-то общепринятый. или наоборот негласный эквивалент среди инструментов симфонического оркестра??
Да, действительно, орган может заменить аккордеон и наоборот =) а еще баян.
Дело в принципе звукоизвлечения и в схожести звучания. орган, аккордеон, баян — имеют меха, которые раздуваются и дают звук.
Среди оркестров я о таком эквиваленте не слышала, ведь для исполнения произведения всегда найдутся трубы и флейты со скрипками, но в джазовом оркестре, например, иногда за неимением кларнета эту партию может исполнить сопрано-саксофон. А за неимением фортепиано в качестве гармонического инструмента может также использоваться гитара. Все дело в звуке и технических возможностях инструментов.
Хочу в качестве дополнения ответа на этот вопрос привести табличку:
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Источник
Оркестр. Инструменты симфонического оркестра
Разделы: Музыка
Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.
В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:
- симфонический оркестр (большой и малый),
- камерный, оркестр народных инструментов,
- духовой,
- эстрадный,
- джазовый.
В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:
I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:
а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке – “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.
V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.
Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).
Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.
На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).
Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.
Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.
Характеристика групп симфонического оркестра
Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.
Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/
Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
Самый большой инструмент этой группы – контрабас. Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе.
Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.
II. Деревянные духовые
Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.
Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой.
Разнообразным тембром обладает кларнет. Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
Самый низкий фагот имеет название контрафагот.
Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.
III. Медные духовые
Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
Звонким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке.
В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны.
Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба. Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.
Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.
IV. Ударные инструменты
Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон. Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.
V. Клавишные инструменты
Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив, позитив), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.
Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.
Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.
VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа, представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.
Тембровые характеристики инструментов
Скрипка | Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый |
Альт | Матовый, мягкий |
Виолончель | Насыщенный, густой |
Контрабас | Глуховатый, суровый, мрачный, густой |
Флейта | Свистящий, холодный |
Гобой | Носовой, гнусавый |
Кларнет | Матовый, носовой |
Фагот | Сдавленный, густой |
Труба | Блестящий, яркий, светлый, металлический |
Валторна | Округлый, мягкий |
Тромбон | Металлический, резкий, мощный |
Туба | Суровый, густой, тяжёлый |
Виды оркестров
Оркестр русских народных инструментов
Состав такого оркестра включает основные группы:
- Струнные щипковые:
- домры, балалайки, гусли
- Духовые:
- свирель, жалейка, рожки владимирские
- Пневматические язычковые:
- баяны, гармоники
- Ударные инструменты:
- бубны и барабаны
- Дополнительные инструменты:
- флейта, гобой и их разновидности
Оркестр белорусских народных инструментов
Примерный состав:
- Струнные инструменты:
- гусли, скрипка, басетля
- Духовые инструменты:
- Свирель, жалейка, дуда, дудка, рог
- Ударные инструменты:
- бубны и цимбалы
- Баян – (или многотембровый, готововыборный баян) это язычковый, пневматический (“воздушный”) клавишный инструмент. Своё название он получил по имени дрене – русского легендарного певца – сказителя Баяна. Этот инструмент имеет с двух сторон кнопки, на которых с правой стоны исполнитель играет мелодию, а с левой – сопровождение, аккомпанемент.
В современном концертном исполнительстве наибольшее распространение получили баяны. Имеющие в левой клавиатуре специальные переключатели тембровых регистров, дающие возможность изменять тембр инструмента, изменять окраску звука.
Есть также электронные баяны, у которых неограниченная мощь звучания и очень большое количество тембровых красок. - Балалайка– родственница лютни, мандолины, гитары. Музыкальный символ русского народа. Это струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натягивают струны. Звук извлекается ударом указательного пальца по всем струнам сразу или щипком. Существует несколько видов балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.
- Гармоника (гармонь, гармошка) – духовой музыкальный инструмент, получивший распространение во многих странах.
Она снабжена мехами и кнопочной клавиатурой. Характерная особенность инструмента: возможность изменения высоты звучания за счёт смены напряжения движения мехов.
Другой разновидностью гармоники является аккордеон. С одной стороны аккордеона находятся клавиши, как у фортепиано, на них играют мелодию, с другой – несколько рядов кнопок для сопровождения. При нажимании нескольких из них звучит целый аккорд. Отсюда и название аккордеон. - Домра – немного похожа на балалайку, только корпус у неё овальный, грушевидный, и струны настроены по квартам.
- Цимбалы– струнный ударный инструмент, представляет собой низкий ящик в форме трапеции или деревянную раму , над которой натянуты струны. Играют на инструменте при помощи палочек или молоточков. Нежное звучание цимбал по тембру напоминает звучание гуслей.
- Гитара – один из немногих музыкальных инструментов, на котором звук подготавливается и извлекается пальцами.
- Гусли – старинный русский струнно-щипковый инструмент.
Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах.
По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный.
Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.
С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.
В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).
Джазовый оркестр (джаз-бенд)
В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).
В работе были использованы материалы:
1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996.
2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003.
3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004.
4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.
Источник