Кларнет ноты си бемоль

Аппликатура кларнета

Изучение аппликатуры разделено на три звена, что соответствует постепенному овладению материалом. Первое звено включает диапазон от ми малой до си-бемоль первой октавы, здесь фактически закладываются основы игры на кларнете. Этот материал рассчитан на полтора-два месяца. Изучение аппликатуры начинается с ноты фа первой октавы. Обосновано это тем, что с самого начала будущий исполнитель учится правильно держать кларнет двумя руками. К тому же сама фа мажорная тональность наиболее удобна для обучения последовательному движению пальцев.

Диапазон второго звена начинается от ноты си первой октавы. Его аппликатура при открытом клапане дуодецимы фактически повторяет первую. При изучении материала главное внимание уделяется интонационной чистоте, развитию мускулатуры губ, усвоению правильной артикуляции. Некоторые упражнения этого звена специально написаны на дуодецимную аппликатуру. Материал рассчитан на две-три недели.

Прохождение тренировочного материала первого и второго звена подготовит ученика к более свободной работе с отверстиями и клапанами кларнета, восприятию интонационной чистоты, овладению интервалами ля, си, си бемоль первой и до второй октавы, почти исключая мышечное напряжение.

Третье звено начинается с ноты ля первой октавы. При прохождении упражнений этого раздела необходимо обратить внимание на работу мизинцев и безымянных пальцев.

Источник

Кларнет

(ит.— clarinetto, фр.— clarinette, нем.— Klarinette, англ.— clarinet)

Название инструмента происходит от латинского слова clarus — ясный (звук). К дальним предшественникам кларнета принадлежат известные еще с древних веков различные народные музыкальные инструменты,

имевшие трубку цилиндрической формы и одинарный язычок (трость).

Европейскими предками кларнета можно считать итальянскую лаунеду (launedda), испанскую альбогейю (albogyea), английский пибгорн (pibcorn), а также карельский лиру, латышский ганурагс, литовскую бирбине. Но непосредственным предшественником кларнета был инструмент, имевший широкое распространение в Средние века в центральной Европе и особенно во Франции — шалюмо (chalumeau). Он представлял собой деревянную трубку цилиндрической формы с одинарным надрезным язычком и 9 игровыми отверстиями. Во второй половине XVIII в. получил название цампонь (zampogne). Этот инструмент имел цилиндрический ствол без раструба, 7 игровых отверстий и особую камеру в верхней части, где помещалась трость. Диапазон инструмента составлял октаву (от фа малой до фа первой).

Преобразование шалюмо в кларнет осуществилось около 1700 г. выдающимся немецким инструментальным мастером Иоганном Христофором Деннером из Нюрнберга. Прежде всего Деннер убрал камеру, скрывавшую трость, и тем самым обеспечил непосредственное соприкосновение трости с губами исполнителя. Надрезной язычок он заменил отдельной камышовой пластинкой, которая навязывалась на мундштук. Появилась свобода звукоизвлечения, а также возможность управления звуком и интонацией. С целью расширения ограниченного диапазона шалюмо Деннер осуществил реконструкцию системы игровых отверстий, разместив их в порядке, диктуемом акустическими особенностями нового инструмента. Так впервые возникло неравномерное расположение игровых отверстий, составившее основу кларнетного грифа. С помощью десяти игровых отверстий можно было извлекать звуки фа, соль, ля, си малой октавы, и до, ре ми, фа, соль первой октавы. В верхней части ствола инструмента Деннер сконструировал два клапана — для ля и для си первой октавы. При этом с открытым клапаном си значительно облегчается передувание на дуодециму, а также расширяется диапазон инструмента (от фа малой — до ля—си второй октавы).

Таким образом возник двухклапанный кларнет, технически подвижный инструмент (особенно в верхнем регистре). В нижнем регистре звук его имел певучий характер мрачноватого оттенка, в верхнем — резкий, пронзительный.

На протяжении XVIII столетия кларнет усовершенствовался весьма интенсивно и к 70-м годам достиг своей классической формы. Сын И. X. Деннера — И. Деннер сконструировал октавный клапан, или клапан дуодецимы, увеличил длину инструмента, в результате чего изменился его основной тон которым стал звук ми, как и в современном кларнете. В дальнейшем некоторые усовершенствования внесли Б. Фриц из Брауншвейга и К. Лефевр из Парижа.

В то время изготавливались кларнеты различных размеров и строев, но пропорции отдельных частей инструмента строго соблюдались. Мундштук инструмента был маленьким, с узким каналом и имел удлиненную форму. Основным материалом для изготовления тростей служил камыш, встречались также трости из сосны, ели и даже из рыбьей кости. Наиболее употребительными строями классического пяти-шести клапанного кларнета были: си-бемоль, до, ля и фа (малого кларнета). Во время исполнения кларнетисты держали инструмент тростью вверх, и лишь впоследствии немецкие исполнители стали соприкасаться с тростью нижней губой (повернули мундштук тростью вниз). Инструменты обладали широкими выразительными возможностями (особенно в верхнем регистре): певучим тембром, динамическим разнообразием и большой подвижностью. Их использовали в своем творчестве Гайдн, Моцарт, Бетховен.

В начале XIX в. число клапанов на кларнете возросло до тринадцати. Кроме того, они получили более удобное расположение, а игровые отверстия стали сверлиться с большей точностью, что значительно улучшило чистоту интонации.. Теперь инструмент мог использоваться в различных тональностях, что избавило исполнителей от применения в оркестровой практике кларнетов многих строев. В это же время окончательно было изменено положение мундштука: трость стала прижиматься нижней губой исполнителя.

В середине XIX в. в кларнете была использована новая конструкция клапанного механизма, изобретенная Т. Бёмом. По сравнению со старой системой кларнет конструкции Бёма имеет несколько удлиненное и расширенное к концу нижнее колено, немного укороченное верхнее колено, более удлиненный бочонок и более объемный мундштук с удлиненным верхним срезом и широкой тростевой площадкой. На нижнем колене инструмента имеется большое количество клапанов для мизинцев правой и левой руки, которые дают возможность воспроизводить звуки ми, фа, фа-диез малой октавы, а с применением клапана дуодецимы — си первой, до и до- диез второй октавы. Однако в Германии эта система распространения не получила, а патент на изобретение был приобретен Францией, где кларнеты новой (француз¬ской) системы стали быстро распространяться.

Кларнет новой системы имел более широкую, конусообразную к раструбу мензуру и цилиндрический, более глубокий канал мундштука. Эти конструктивные особенности потребовали и иной трости. Трость кларнета новой системы менее упруга, а ее «язычок» несколько длиннее и шире, чем у трости кларнета старой системы.

Совершенствовалась и старая (немецкая) система. В ее усовершенствовании принимали участие не только немецкие музыканты. Так, профессор Московской консерватории С. В. Розанов в 1905 г. ввел на кларнете приспособление для трели си-до- диез малой октавы (с клапаном дуодецимы — фа-диез — соль-диез второй октавы), добавил клапан для мизинца правой руки, который позволил извлекать легато и тремоло между звуками фа-диез малой — до-диез первой октавы (с клапаном дуо-децимы — до-диез — соль-диез второй октавы).

Тем не менее, французские кларнеты, обладающие более совершенным клапанным механизмом и чистотой интонации, постепенно стали вытеснять кларнеты немецкой системы. Поиски лучших систем кларнета продолжаются и в наше время. В ГДР, например, несколько лет назад был создан инструмент с «французским» клапанным механизмом, но с «немецким» сверлением ствола и мундштуком. В результате получился кларнет, обладающий красивым, полным, интонационно-чистым звуком. К недостаткам этой конструкции следует отнести увеличение веса инструмента, возникшее из-за удлинения ствола.

Кларнет современный представляет собой цилиндрическую трубку длиной 590—680 мм, изготовленную из дерева (гренадиллового либо эбенового) или из пластмассы. Состоит из пяти частей: мундштука с тростью (одинарным язычком), бочонка, верхней части (верхнего колена), нижней части (нижнего колена) и раструба. Хроматический звукоряд от ми малой до си-бемоль первой октавы извлекается при помощи последовательного открывания отверстий, начиная от устья. Звуки от си первой до до третьей октавы получаются при помощи той же аппликатуры с применением клапана дуодецимы. Более высокие звуки извлекаются ’ путем сложных аппликатурных комбинаций. Кларнет — инструмент транспонирующий, нотируется в скрипичном ключе. Инструмент строя си-бемоль звучит большой секундой, строя ля — малой терцией ниже написанного. Диапазон и характеристика регистров (по письму, см. пример 82).

Из всех духовых инструментов кларнет обладает наибольшим разнообразием выразительных средств. По технике на легато он не уступает флейте. Возможна пре¬дельная беглость при исполнении диатонических и хроматических гамм при любой динамике. Стаккатная техника несколько уступает флейте. Исполнимы почти любые трели, исключение составляют звуки выше фа третьей октавы и еще несколько трудноисполнимых трелей. Тремоло возможно как на одном, так и на разных звуках. Трудноисполнимы тремоло, у которых нижний звук извлекается без клапана дуоде¬цимы, а верхний с этим клапаном.

Разновидности кларнета.

Малый кларнет (ит.— clarinetto piccolo, petite clarinette, нем.— kleine Klarinette, англ.— high clarinet). Отличается от основного инструмента лишь меньшим размером. Появился в первой половине XVIII в. и далее совершенствовался вместе с кларнетом. Обладая громким звуком, малый кларнет получил широкое распространение в военно-духовых оркестрах. Аппликатура малого кларнета идентична аппликатуре кларнета. Инструмент транспонирующий (в строе ми-бемоль, реже в строе ре). Йотируется в скрипичном ключе. Малый кларнет строя ми-бемоль звучит на малую терцию, строя ре — на большую секунду выше написанного. Диапазон и характеристика звучания малого кларнета (по письму, см. пример 83). Технические возможности те же, что у кларнета. Малый кларнет строя ми-бемоль изредка применяется в духовом оркестре, а инструмент строя ре столь же редко — в симфоническом.

Бассетгорн (ит.— corno di bassetto, фр.— cor de basset, нем.— Alt-klarinette, Bassetthorn, англ.— baset-horn, alto clarinet), альтовый кларнет. Приобрел большую популярность в XVIII в. Ствол инструмента вначале имел изогнутую форму и завершался большим медным раструбом. В конце XVIII в. Т. Лютц из Пресбурга и братья Штадлеры из Вены сконструировали бассетгорн из двух прямых колен. В конце XIX в. он принял прямую форму с изогнутым металлическим раструбом.

Современный бассетгорн представляет собой деревянную трубку длиной 750— 900 мм. К верхнему ее концу прикреплена изогнутая металлическая трубка, в которую вставляется клювовидный мундштук с тростью, к нижнему — металлический раструб, загнутый вверх.

Аппликатура бассетгорна сходна с аппликатурой кларнета. Различие состоит лишь в том, что у бассетгорна имеются четыре дополнительных клапана, которые позволяют продлить хроматический звукоряд вниз. Инструмент транспонирующий (в строе фа, реже в строе ми-бемоль). Йотируется в скрипичном ключе. Бассетгорн строя фа звучит на чистую квинту, строя ми-бемоль — на большую сексту ниже написанного. Диапазон бассетгорна: до малой — фа третьей октавы. Звуки сред¬него и нижнего регистра обладают приятным мягким тембром, в верхнем регистре звучание менее полное, а от соль второй октавы и выше приобретает напряженный характер. В настоящее время этот инструмент почти не используется.

Бас-кларнет (ит.—clarinetto basso, фр.— clarinette basse, нем.— Bassklari- nette, англ.— bass clarinet). По конструкции сходен с бассетгорном. Был изобретен в 1772 г. парижским мастером Ж. Лотом. В следующем году Г. Грензер из Дрездена создал его новый вариант. С этого времени бас-кларнет стал использоваться в музыкальной практике. Инструмент строя си-бемоль был вдвое длиннее кларнета, имел более широкую мензуру и звучал октавой ниже. Значительно реже использовались бас-кларнеты в строях ля и до. Форма первых инструментов была сходна с формой фагота. В середине XIX в. появились бас-кларнеты прямой формы с 19 игровыми отверстиями, сохранившие свой вид до настоящего времени. Аппликатура современного инструмента полностью совпадает с аппликатурой бассетгорна.

Бас-кларнет строя си-бемоль — инструмент транспонирующий, звучит большой ноной ниже написанного. Йотируется в скрипичном, иногда в басовом ключе (в этом случае он звучит большой секундой ниже написанного). Диапазон и характеристика регистров басового кларнета (по письму, см. пример 84).

Вследствие своих тембровых особенностей и в целях продления диапазона основного инструмента бас-кларнет в оркестровой практике используется преимущественно в нижнем регистре. Его техническая подвижность значительно меньшая по сравнению с кларнетом. В настоящее время инструмент часто используется в симфонических оркестрах и в духовых оркестрах большого состава.

Источник

Кларнет ноты си бемоль

Современное семейство кларнета весьма обширно, не многие инструменты могут похвастаться таким разнообразием тембров, строев и модификаций. Ниже даются описания видов кларнетов, утвердившихся в наши дни и имеющих место быть употребимыми в оркестровых партитурах классической музыки (для информации об исторических видах кларнетов перейдите в раздел «История возникновения». ссылка в меню. ).

Кларнет in B (си-бемоль) – инструмент транспонирующий. Партии для него пишутся на большую секунду выше действительного звучания (т.е. не в си-бемоль, а в до-мажоре).
Низкий регистр кларнета: от Ми (Миb) малой октавы – до Ре первой октавы включительно – имеет звучность густую, полную, звонкую и немного гулкую. Медленные мелодии передаются кларнетом в низком регистре с большой выразительностью. В низком регистре способность кларнета к динамическим оттенкам чрезвычайно велика. В нюансе piano звучность инструмента может доходить почти до шепота.
Средний регистр: от Ре# первой октавы – до Сиb той же октавы – звучание немного более слабое и бесцветное по тембру.
Верхний регистр: от Си первой октавы и выше – наоборот, по мере восхождения приобретает яркость, блеск и удивительную выразительность.
Звуки, расположенные выше Ми третьей октавы: приобретают резкость, крикливость, и чем выше, тем больше теряют характерные признаки кларнетного тембра.

Общее впечатление от тембра кларнета – благородство звука, изысканность, привлекательная теплота.
Техническая подвижность и исполнительская гибкость кларнета очень велики. Гаммообразные пассажи шестнадцатыми длительностями в весьма стремительном движении для кларнета вполне доступны во всех тональностях.
Скачки и арпеджио представляют собой обычную атрибутику кларнетных партий, а всевозможные виртуозные соло находят в нем подчас единственное истолкование.

Кларнет in A (Ля) настроен малой секундой ниже кларнета в Си-бемоль. Он нотируется в скрипичном ключе малой терцией выше действительного звучания.

Малый кларнет in Es (Ми-бемоль) настроен чистой квартой выше кларнета в си-бемоль. Объем его по письму и аппликатуре вполне сходен с объемом и аппликатурой обыкновенного кларнета B (си-бемоль). Действительная высота звуков кларнета Миb – малой терцией выше написанного.

В оркестре наиболее употребимым является верхний регистр малого кларнета Миb – от «Ре» второй октавы – до «Ми» третьей октавы.

Бассетхорны (бассетгорны) известны в двух строях: Ми-бемоль и Фа. По существу это альтовые кларнеты, причем, бассетхорн в Ми-бемоль настроен октавой ниже малого кларнета Es (Ми-бемоль) и чистой квинтой ниже обыкновенного кларнета B (Си-бемоль). Бассетхорн F (Фа) настроен чистой квартой ниже кларнета B (Си-бемоль) и большой секундой выше бассетхорна Es (Ми-бемоль). Нотирование и аппликатуры альтовых кларнетов вполне сходны с нотированием и аппликатурой сопранового кларнета (кларнета B). Звучат же они ниже написанного: бассетхорн Es (Ми-бемоль) – большой секстой; басетхорн F (Фа) – чистой квинтой.

Бас-кларнет прежде существовал в двух строях: Си-бемоль и Ля, октавой ниже сопрановых кларнетов соответствующих строев. Современный бас-кларнет строится только в Си-бемоль и имеет дополнительные клапаны для звуков: Ми-бемоль, Ре, До-диез, и До малой октавы. Благодаря этому устройству, его объем простирается от «До» малой октавы – до «Фа» третьей октавы по письму в скрипичном ключе. Звучит ноной ниже написанного. В техническом отношении бассетхорны и бас-кларнеты столь же подвижны, как и обыкновенные кларнеты сопрано.
Объем бас-кларнета

Источник

Читайте также:  Сансара ноты для укулеле
Оцените статью