Клавитара (кейтар)
Клавитара — легковесный клавишный электромузыкальный инструмент. Представляет собой синтезатор или midi-клавиатуру, схожую по форме с гитарой. Название образовано от совмещения слов «клавиатура» и «гитара». На английском оно звучит как “keytar”. В русском языке также распространено название «расческа».
Музыкант может свободно перемещаться по сцене, поскольку инструмент удерживает ремень через плечо. Правая рука нажимает на клавиши, а левая активирует нужные эффекты, вроде «тремоло», расположенные на грифе.
Старейшим прародителем клавитар считается орфика — портативное пианино конца XVIII века. Изобретатель музыкального инструмента — Карл Леопольд Реллиг. Инструмент выглядел как небольшое пианино с грифом напоминающим арфу. В XIX веке появилось пианино-аккордион.
История современных клавитар началась в 1963 году, когда фирма «Weltmeister» из ГДР выпустила Бассет — переносное басовое пианино. В 1966 году в Швеции был изготовлен наплечный синтезатор Тюбон. На Тюбоне играли Пол Маккартни и группа Kraftwerk.
Начиная с 60-х годов клавитара начинает широко использоваться в западной и советской популярной музыке. В XXI веке наплечный синтезатор все еще сохраняет популярность. Известные исполнители, использующие клавитару: Europe, Status Quo, Rammstein, Dream Theater, Ласковый май, Земляне.
Источник
Мелодика и пианика: клавиши, в которые нужно дуть!
Из большого разнообразия музыкальных инструментов важно выбрать тот, который поможет реализовать именно ваши творческие способности. Как часто нам хочется играть и на пианино, и на какой-нибудь дудочке. Хочется всего и сразу! Встречайте уникальный музыкальный инструмент – пианика!
Что же такое пианика?
Предшественницей пианики была клавишная губная гармошка, о которой впервые стало известно из российских журналов 1892 года. Но свою популярность этот инструмент начал приобретать с начала 1960-х годов. Особенно широкое распространение пианика получила в образовательной сфере стран Азии.
В наши дни пианику используют для сольных выступлений и для игры в различных ансамблях и группах. Встречаются музыканты, которые солируют на ней с симфоническими и камерными оркестрами, но зачастую такие выступления носят шутливый характер, хотя иногда пианика всё-таки становится полноценным оркестровым инструментом.
Пианика является акустическим музыкальным инструментом, на котором можно играть не только одноголосные мелодии, но и аккорды, а на некоторых моделях возможна игра двумя руками. Тембр инструмента схож с тембром губной гармошки, но при этом освоить исполнительство на пианике гораздо проще.
Есть два способа игры на пианике:
Первый: инструмент держат левой рукой, а правой нажимают на клавиши. Второй: инструмент лежит перед исполнителем на подставке, чтобы лучше сохранить резонанс. При такой постановке могут быть задействованы обе руки, что крайне положительно отразится на развитии мелкой моторики, особенно это будет заметно у детей. Кроме того, вне зависимости от выбранного способа, дыхательные упражнения и дыхание при игре на инструменте поспособствуют профилактике лёгочных заболеваний, включая астму.
Пианики Yamaha выпускаются в трёх моделях, самая простая из которых – P-25F с 25 клавишами. Благодаря своей компактности, она хорошо подходит детям. Это может стать отличным началом на музыкальном поприще!
Источник
Клавишные инструменты
Клавишные инструменты: вёрджинел — разновидность клавесина, клавесин — предшественник цимбалы, клавикорд, пианино и рояль — разновидность фортепиано.
Вёрджинел — клавишный инструмент, разновидность клавесина. Подробнее читаем здесь.
Клавесин — старинный клавишно-струнный щипковый инструмент, распространенный в XVI-XVIII веках. Непосредственным предшественником его являются цимбалы, к которым еще в XIV веке начали присоединять клавишный механизм. Подробнее читаем здесь.
Клавикорд — старинный клавишно-струнный инструмент, один из предшественников фортепиано. Характерная особенность инструмента — 4-угольный корпус, снабженный набором струн одинаковой длины, которые натягивались слева направо параллельно линии клавиатуры и были настроены в унисон. Подробнее читаем здесь.
Пианино — струнно-клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано. Пианино изобретено в конце XVIII веке и, претерпев ряд изменений, усовершенствований, к середине XIX века приобрело современный вид. Подробнее читаем здесь.
Рояль — укоренившееся в России название основной разновидности фортепиано. В отличие от пианино — другой разновидности этого инструмента — в рояле дека, струны, механика расположены горизонтально. Подробнее читаем здесь.
Фортепиано — струнно-клавишный инструмент, получивший исключительное значение в музыкальной практике благодаря огромному диапазону и универсальным техническим возможностям. Подробнее читаем здесь.
О других музыкальных классических инструментах читаем ниже.
Если Вам понравилось, то смело делимся с друзьями.
Источник
Кларнет — Clarinet
- Пикколо
- Флейта
- Гобой
- Английский рожок
- Кларнет
- Саксофон
- Фагот
- Контрафагот
- Волынки
- Рекордер
- Гарклейн в C 6 (c ‴)
- Сопранино в F 5 (f ″)
- Сопрано до C 5 (c ″)
- Альт в F 4 (f ′)
- Голосовая флейта в D 4 (d ′)
- Тенор в C 4 (c ‘)
- Бас фа 3 (ф)
- Отличный бас в C 3 (c)
- Контрабас в F 2 (F)
- Суб-великий бас в C 2 (C)
- Субконтрабас в F 1 (FF)
Кларнет семейство деревянных духовых инструментов . Он имеет мундштук с одним язычком , прямую цилиндрическую трубку с почти цилиндрическим отверстием и раструб. Человека, играющего на кларнете, называют кларнетистом (иногда пишется кларнетистом ).
Хотя сходство звука между самыми ранними кларнетами и трубой может дать ключ к разгадке его названия, могли быть задействованы и другие факторы. В эпоху позднего барокко такие композиторы, как Бах и Гендель, предъявляли новые требования к навыкам своих трубачей, которым часто приходилось играть сложные мелодические отрывки на высоком, или, как его стали называть, кларнном регистре. Поскольку трубы этого времени не были никаких клапанов или поршней , мелодичные пассажи часто требуют использования самой высокой части диапазона на трубе, где гармоники были достаточно близко друг к другу , чтобы произвести чешуи соседних нот в отличие от образующего промежутка чешуек или арпеджио из нижний регистр. Партии трубы, которые требовали этой специальности, были известны под термином « кларино», и это в свою очередь стало применяться к самим музыкантам. Вероятно, что термин «кларнет» может происходить от уменьшительной версии «кларино» или «кларино», и было высказано предположение, что кларнетисты могли помочь себе, играя особенно сложные пассажи на этих недавно разработанных «имитационных трубах».
Считается, что Иоганн Кристоф Деннер изобрел кларнет в Германии примерно в 1700 году, добавив регистровый ключ к более раннему chalumeau , обычно в тональности C. Со временем были добавлены дополнительные клавиши и герметичные пэды для улучшения звука и удобства игры. .
В наше время наиболее распространенный кларнет является B ♭ кларнет. Однако кларнет в ля, расположенным на полтона ниже, регулярно используется в оркестровой, камерной и сольной музыке. Оркестровый кларнетист должен владеть и кларнетом в A и B ♭, поскольку репертуар разделен между ними довольно поровну. С середины XIX века бас-кларнет (в настоящее время неизменно в B ♭, но с дополнительными клавишами для расширения регистра до низко написанного C3) стал важным дополнением к оркестру. В кларнете семья колеблется от (крайне редко) В ♭ Octo-контрабаса к A ♭ пикколо кларнет . Кларнет оказался исключительно гибким инструментом, используемым в классическом репертуаре, например, в концертных оркестрах , военных оркестрах , маршевых оркестрах , клезмерском , джазовом и других стилях.
СОДЕРЖАНИЕ
Этимология
Слово « кларнет» могло появиться в английском языке через французский кларнет (уменьшительное женского рода от старофранцузского кларна или ларона ) или из провансальского кларина , «гобой».
Однако может показаться, что его настоящие корни можно найти среди различных названий труб, используемых в эпоху Возрождения и Барокко . Кларион , кларин и итальянский кларино произошли от средневекового термина « кларо» , который относился к ранней форме трубы. Это, вероятно , происхождение итальянской clarinetto , само уменьшительное от Кларина , и , следовательно , из европейских эквивалентов , такие как clarinette на французском или немецком Klarinette . Согласно Иоганну Готфриду Вальтеру , написавшему в 1732 году, это название объясняется тем, что «издалека оно звучало не так, как труба». Кларнет английской формы встречается уже в 1733 году, а ныне архаичный кларнет появляется с 1784 года до начала 20 века.
Характеристики
Цилиндрическое отверстие в первую очередь отвечает за отличительный кларнет в тембр , который изменяется между ее тремя основными регистрами , известных как Шалюма , Кларионом и Альтиссимо . Качество звука может сильно различаться в зависимости от кларнетиста, музыки, инструмента, мундштука и трости. Различия в инструментах и географическая изоляция кларнетистов привели к развитию с последней части 18 века и далее нескольких различных школ игры. Наиболее заметными из них были немецко-венские традиции и французская школа. Последний был сосредоточен на кларнетистах Парижской консерватории . Распространение записанной музыки сделало доступными примеры различных стилей игры. Современный кларнетист может выбирать из разнообразной палитры «приемлемых» звуковых качеств.
А и В ♭ кларнет имеют почти такую же отверстие и используют один и тот же мундштук. Оркестровые кларнетисты, использующие на концерте инструменты A и B ♭, могут использовать один и тот же мундштук (и часто один и тот же ствол) (см. «Использование» ниже). У A и B ♭ почти одинаковое качество звука, хотя A обычно имеет немного более теплый звук. Тон кларнета E ♭ ярче, и его можно услышать даже через громкие оркестровые или концертные текстуры оркестра. Бас — кларнет имеет характерный глубокий, сочный звук, в то время как кларнет альта подобен по тону к басу (хотя и не в темноте).
Диапазон
Кларнеты имеют самый большой диапазон высоты звука среди обычных деревянных духовых инструментов. Сложная организация клавиш, которая делает это возможным, может затруднить воспроизведение некоторых отрывков. Нижняя часть письменного диапазона кларнета определяется тональностью каждого инструмента, стандартные схемы клавиш позволяют использовать низкий E на обычном кларнете B ♭ . Самая низкая концертная высота зависит от транспозиции рассматриваемого инструмента. Номинальная самая высокая нота кларнета B ♭ на полтона выше самой высокой ноты гобоя, но это зависит от настроек и навыков игрока. Поскольку у кларнета более широкий диапазон нот, самая низкая нота кларнета B ♭ значительно глубже (минорная или мажорная шестая), чем самая низкая нота гобоя.
Почти все кларнеты- сопрано и пикколо имеют клавиатуру, позволяющую им играть E ниже среднего C как самую низкую письменную ноту (в научной записи высоты тона, которая звучит как D 3 на кларнете-сопрано или C 4 , то есть концертная средняя C, на кларнете-пикколо). хотя некоторые кларнеты B ♭ опускаются до E ♭ 3, чтобы они соответствовали диапазону кларнета A. На кларнете сопрано B ♭ концертная высота самой нижней ноты составляет D 3 , то есть на целый тон ниже, чем написанная высота. У большинства альтовых и басовых кларнетов есть дополнительная клавиша, позволяющая использовать (письменную) E ♭ 3 . Современные бас-кларнеты профессионального качества обычно имеют дополнительные клавиши по сравнению с письменным C 3 . Среди менее часто встречающихся членов семейства кларнетов контра-альт и контрабасовые кларнеты могут иметь ключ к написанию E ♭ 3 , D 3 или C 3 ; бассет кларнет и Бассетгорн обычно идут к низкому C 3 .
Определить верхнюю часть диапазона кларнета сложно, так как многие продвинутые игроки могут воспроизводить ноты намного выше самых высоких нот, обычно встречающихся в учебниках. G 6 — это обычно самая высокая нота, с которой кларнетисты сталкиваются в классическом репертуаре. C выше (C 7, т. Е. Находится на пятой строке регистра над тройным нотоносцем) доступен продвинутым игрокам и показан на многих таблицах аппликатуры , и существуют аппликатуры до A 7 .
Ассортимент кларнета можно разделить на три отдельных регистра :
- Низкий регистр, от низкого написаны Е письменного B ♭ выше среднего C (B ♭ 4 ), известен как Шалюмо регистра (имени инструмента , который был непосредственным предшественником кларнет в).
- Средний регистр известен как громкий регистр (иногда в США в качестве Кларино регистра из итальянских) и пролетов чуть более октавы (от письменного B выше среднего C (B 4 ) к С две октавы выше среднего C (C 6 )); это доминирующий диапазон для большинства членов семейства кларнетов.
- Верхний регистр, или регистр альтиссимо, состоит из нот над письменным C на две октавы выше среднего C (C 6 ).
Все три регистра имеют характерно разные звуки. Регистр chalumeau богатый и темный. Строчный регистр ярче и сладок, как издалека слышен звук трубы ( рожка ). Регистр альтиссимо может быть пронзительным, а иногда и пронзительным.
Акустика
Звук — это волна, которая распространяется по воздуху в результате локального изменения давления воздуха . Для воспроизведения звука кларнетом выполняются следующие шаги:
- Мундштук и трость окружены губами музыканта, которые оказывают легкое, равномерное давление на трость и образуют герметичное уплотнение. Воздух проходит через трость вниз по инструменту. Точно так же, как флаг развевается на ветру, воздух, проносящийся мимо тростника, заставляет его вибрировать. Когда давление воздуха изо рта увеличивается, сила вибрации трости увеличивается до тех пор, пока трость не коснется мундштука.
В этот момент трость остается прижатой к мундштуку до тех пор, пока либо упругость трости не заставит ее открыться, либо возвращающаяся волна давления не «ударит» трость и не откроет ее. Каждый раз, когда трость открывается, через зазор проходит струя воздуха, после чего трость снова закрывается. При громком воспроизведении трость может оставаться закрытой до 50% времени. «Дыхание воздуха» или волна сжатия (давление примерно на 3% выше, чем окружающий воздух) движется вниз по цилиндрической трубе и уходит в том месте, где труба открывается. Это либо ближайшее открытое отверстие, либо конец трубы (см. Диаграмму: изображение 1). - Из инструмента выходит более «нейтрального» количества воздуха, что создает небольшой вакуум или разрежение в трубке кларнета. Эта волна разрежения распространяется вверх по трубке (изображение 2).
- Разряжение отражается от наклонной торцевой стенки мундштука кларнета. Расстояние между язычком и мундштуком практически не влияет на отражение волны разрежения. Это связано с тем, что отверстие очень маленькое по сравнению с размером трубки, поэтому почти вся волна отражается обратно вниз по трубке, даже если язычок полностью открыт в момент удара волны (изображение 3).
- Когда волна разрежения достигает другого (открытого) конца трубки, воздух устремляется внутрь, заполняя небольшой вакуум. Немного больше, чем «нейтральное» количество воздуха входит в трубку и заставляет волну сжатия возвращаться вверх по трубке (изображение 4). Как только волна сжатия достигает мундштука «трубки», она снова отражается обратно вниз по трубе. Однако в этот момент либо из-за того, что волна сжатия «ударила» язычок, либо из-за естественного цикла колебаний язычка, зазор открывается, и по трубе направляется еще один «поток» воздуха.
- Первоначальная волна сжатия, теперь сильно усиленная второй «струей» воздуха, запускается еще при двух спусках по трубе (всего 4 отрезка трубы), прежде чем цикл повторяется снова.
Цикл повторяется с частотой, зависящей от того, как долго волна проходит до первого открытого ствола и обратно дважды (т. Е. В четыре раза длиннее трубы). Например: когда все отверстия в баре открыты, самое верхнее открыты (т. Е. Нажата клавиша «B»), получается нота A4 (440 Гц ). Это представляет собой повторение цикла 440 раз в секунду.
В дополнение к этой первичной волне сжатия создаются другие волны, известные как гармоники . Гармоники вызываются такими факторами, как несовершенное качание и тряска язычка, язычок, закрывающий отверстие мундштука на протяжении части волнового цикла (который создает сплющенный участок звуковой волны), и несовершенства (неровности и отверстия) в отверстии. Создается большое количество волн сжатия, но только некоторые (в первую очередь нечетные гармоники) усиливаются. Эти дополнительные волны и придают кларнету характерный тон.
Отверстие является цилиндрическим по большей части трубки с внутренним диаметром отверстия от 14 до 15,5 мм (0,55 и 0,61 дюйма), но есть тонкие песочные формы, с самой тонкой частью ниже стыка между верхним и нижним суставом. Уменьшение составляет от 1 до 3 миллиметров (от 0,039 до 0,118 дюйма) в зависимости от производителя. Эта форма песочных часов, хотя и невидимая невооруженным глазом, помогает исправить несоответствие высоты тона / гаммы между регистрами chalumeau и clion (идеальная двенадцатая ). Диаметр отверстия влияет на такие характеристики, как доступные гармоники , тембр и стабильность высоты тона (насколько сильно музыкант может согнуть ноту так, как это требуется в джазе и другой музыке). Колокольчик в нижней части кларнета расширяется, чтобы улучшить тон и настройку самых низких нот.
Большинство современных кларнетов имеют «подрезанные» тональные отверстия , улучшающие интонацию и звук. Подрезание означает снятие фаски с нижнего края тонких отверстий внутри отверстия. С акустической точки зрения, это заставляет тональное отверстие функционировать так, как если бы оно было больше, но его основная функция состоит в том, чтобы позволить воздушному столбу следовать по кривой вверх через тональное отверстие (поверхностное натяжение) вместо того, чтобы «проходить мимо» его под все более направленными частотами верхние регистры.
Фиксированный язычок и довольно равномерный диаметр кларнета придают инструменту акустическое поведение, приближающееся к поведению цилиндрической трубы с ограничителем . Регистраторы используют коническое внутреннее отверстие для обдува в октаве, когда отверстие для большого пальца / регистра раскрыто, в то время как кларнет с его цилиндрическим отверстием дает избыточный удар в двенадцатой октаве . Регулировка угла конуса отверстия контролирует частоты выдутых нот (гармоник). Изменение раскрытия наконечника мундштука и длины язычка изменяет аспекты гармонического тембра или голоса кларнета, поскольку это изменяет скорость колебаний язычка. Как правило, цель кларнетиста при создании звука — заставить как можно большую часть трости вибрировать, делая звук более полным, теплым и потенциально более громким.
Положение губ и давление, форма речевого тракта, выбор язычка и мундштука, величина создаваемого давления воздуха и равномерность воздушного потока составляют большую часть способности кларнетиста управлять тембром кларнета. Высококвалифицированный кларнетист обеспечит идеальную губу и давление воздуха для каждой воспроизводимой частоты (ноты). У них будет амбушюр, который равномерно надавливает на трость, тщательно контролируя мышцы губ. Воздушный поток также будет тщательно контролироваться с помощью сильных мышц живота (в отличие от более слабых и неустойчивых мышц груди), и они будут использовать диафрагму, чтобы противодействовать мышцам живота, чтобы достичь тонуса более мягкого, чем сильная сторона, а не ослаблять напряжение мышц живота. для понижения давления воздуха. Их речевой тракт будет иметь форму, чтобы резонировать на частотах, связанных с воспроизводимым тоном.
Закрытие или открытие звуковых отверстий изменяет длину трубы, изменяя резонансные частоты замкнутого воздушного столба и, следовательно, высоту звука . Кларнетист перемещается между регистрами chalumeau и clion с помощью ключа регистра ; Кларнетисты называют переход от регистра chalumeau к регистру для кларнета «перерывом». Ключ открытого регистра предотвращает усиление основной частоты, и язычок вынужден вибрировать с трехкратной скоростью, с которой он был первоначально. Это создает ноту на двенадцатую часть выше исходной ноты.
Большинство инструментов продувают вдвое большую скорость, чем основная частота (октава), но поскольку кларнет действует как замкнутая система труб, тростник не может вибрировать со скоростью, вдвое превышающей первоначальную, потому что это создаст « дуновение » воздуха на время, когда предыдущая «затяжка» возвращается в виде разрежения. Это означает, что он не может быть усилен и поэтому исчезнет. Регистр chalumeau воспроизводит основы, в то время как регистр кларона с помощью ключа регистра воспроизводит третьи гармоники (идеальная двенадцатая выше, чем основы). Первые несколько нот диапазона альтиссимо, которым помогает регистр и вентиляция через первое левое отверстие, воспроизводят пятую гармонику (мажорная семнадцатая, идеальная двенадцатая плюс мажорная шестая, над основными). Поэтому говорят, что кларнет выходит из-под удара на двенадцатой, а при переходе в регистр altissimo — на семнадцатой.
Напротив, почти все другие деревянные духовые инструменты излучают на октаве или (как окарина и тонет ) вообще не излучают . У кларнета должны быть отверстия и ключи для девятнадцати нот, полторы хроматической октавы от нижнего E до B ♭ , в самом нижнем регистре, чтобы играть хроматическую гамму. Такое чрезмерное поведение объясняет большой диапазон кларнета и сложную систему аппликатуры . Также доступны пятая и седьмая гармоники, звучащие на шестую и четвертую (плоская, уменьшенная пятая) соответственно выше; это ноты регистра альтиссимо. Вот почему измерение внутренней «талии» так важно для этих гармонических частот.
Самые высокие ноты могут быть пронзительными и пронзительными, и их трудно настроить точно. В этом отношении разные инструменты часто играют по-разному из-за чувствительности измерения ствола и язычка. Попеременные аппликатуры и регулировка амбушюра помогают скорректировать высоту звука этих нот.
Примерно с 1850 года кларнеты номинально настраивались по двенадцатитонной одинаковой темперации . Старые кларнеты были номинально настроены на один . Опытные исполнители могут использовать свои амбушюры, чтобы значительно изменить настройку отдельных нот или произвести вибрато , пульсирующее изменение высоты звука, часто используемое в джазе . Вибрато редко встречается в классической или концертной литературе; однако некоторые кларнетисты, такие как Ричард Штольцман , используют вибрато в классической музыке. Специальные аппликатуры можно использовать для воспроизведения четвертных тонов и других микротональных интервалов.
Примерно в 1900 году берлинский музыковед доктор Ричард Х. Штайн сделал четвертьтонный кларнет, от которого вскоре отказались. Спустя годы другой немец, Фриц Шюллер из Маркнойкирхена , построил четвертьтонный кларнет с двумя параллельными отверстиями немного разной длины, тональные отверстия которых управляются с помощью одной и той же клавиши и клапана для переключения с одного канала на другой.
Источник