Класс концерт по классу гитары

Сценарий концерта «Душа моя — гитара»
материал

Скачать:

Вложение Размер
stsenariy_gorodskogo_kontserta_uch-sya_klassa_dusha_moya_-_gitara._may_2016_goda.docx 19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Гимн музыки сегодня воспоём

Коснёмся слухом нежных благозвучий

Творим прекрасное, а значит, мы живём

Несём красивое – бывает ли что лучше?!

Добрый день, дорогие друзья! Добрый день, уважаемые гости!

Мы рады видеть вас всех на нашем сегодняшнем концерте!

Наступил момент прекрасного праздника – встречи с классической гитарой!

Пожалуй, нет более демократичного, душевного и близкого каждому человеку музыкального инструмента, чем гитара, поэтому сегодняшнюю нашу встречу мы назвали «Душа моя – гитара».

О, сколько ей посвящено стихов и песен,

Но все достоинства её во век не описать!

И так голос твой всегда желаем и чудесен

И вечно будешь ты струною слух ласкать.

Мы приглашаем вас окунуться в эпоху барокко. Для вас прозвучит произведение великого гения музыки. И.С. Бах Гавот из Английской сюиты №3 (трио).

Гитаре подвластны любые мелодии, любого времени. Сегодня вы сможете в этом убедиться. Только что звучала музыка из далёкого прошлого, а сейчас вы услышите музыку нашего современника, композитора – гитариста из Санкт – Петербурга Александра Виницкого. «Розовый слон» — пьеса в стиле боса – нова.

Песня русская – что это значит?

Синь неба, солнца луч и ширь полей,

И на просторе кони скачут,

И сказки про богатырей.

Песня русская — что же это значит?

Да, пожалуй, всякого спроси

Это есть добро, любовь, удача!

Хорошо живётся с песней на Руси!

В испонении ансамбля младших классов прозвучат вариации на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде» обр. В. Ковбы .

Перенесёмся через океан. Регтайм – жанр американской музыки, особенно популярный в начале 20-го столетия. Это танцевальная форма, для неё типичен маршевый ритм.

Срывает ветер вдруг регтайм

Чего стоишь? –танцуй давай!

И мы в объятьях дуновенья

Припоминаем па – движенья.

Мечтательно глаза закрыв,

Летим в космический отрыв!

Эмиль Градески Регтайм «Мороженое».

Весь мир прекрасный и зовущий

Вмещает музыка в себя.

В ней рокот волн о берег бьющий

И трепет листьев сентября.

Волнует музыка и душу,

Вновь пробуждается со мной.

И никогда никто не сможет

сравниться с ней по волшебству.

Хорхе Кардосо Милонга.

Виктор Козлов Бурлеска.

К долгожданной гитаре я тихо прильну-

Осторожно и бережно трону струну.

И она отзовётся, зазывно звеня,

Добротою наполнив тебя и меня.

Сергей Никитин «Под музыку Вивальди».

Александр Цфасман «Неудачное свидание».

Каждая секунда – воплощенье

чувств и мыслей-

Танец – это только выраженье

Музыкой наполнена душа!

Милонга – южноамериканский танец, а также танцевальный вечер, на котором танцевали танго, вальс и милонгу.

Мы предлагаем вашему вниманию два танца Южноуральского композитора Виктора Козлова Милонга и Танго .

Сейчас вы услышите ещё один танец. Это вальс. Именно этот вальс стал популярен после выхода в свет кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», снятого по мотива повести Антона Павловича Чехова «Драма на охоте». Торжественная, неуклонно возрастающая по накалу, в то же время волнительная, полная тревожных предчувствий музыка стала одним из шедевров ушедшего 20-го века.

Евгений Дога Вальс.

Льются звуки печальною мукой,

Бесконечной тоскою полны.

То рассыпятся трелью высокой,

То замрут тихим всплеском волны.

Звуки! Звуки, о чём вы рыдаете?

Что в вас жгучую будит печаль?

Иль счастье вы в муках теряете

Иль минувшего страстно вам жаль?

ДиДюЛя «Осень – август».

Спят луга, спят леса.

Пала божия роса.

В небе звёздочки горят,

В речке струйки говорят.

К нам в окно луна глядит

Малым деткам спать велит.

Спите, спите — поздний час,

Завтра день разбудит вас.

Елена Поплянова Колыбельная.

Русская народная «Утушка луговая» обр. А.Иванова – Крамского.

Ах, романс! Наш душевный романс!

Размягчил огрубевшие чувства

Так, что страсть из души поднялась,

Унося повседневные грусти.

Ах, романс! Ах, романс! Ах,романс…

В этом мире всё так преходяще.

Оставайся навечно для нас

воплощением чувств настоящих.

Александр Даргомыжский «Юноша и дева».

Кто заставляет мир скучать,

Когда он устаёт молчать?

Когда он будто бы струна,

Которая звенеть должна.

Конечно, это музыкант –

его порыв, его талант

Его желание творить

И людям красоту дарить.

Анатолий Ольшанский Элегия «Александра»

Виктор Козлов Восточный танец

Песня сопровождала русского человека всю жизнь. Она была рядом с ним на отдыхе и в работе, в радости , и в печали. Русские песни поражают своей мелодичностью, задушевностью, глубиной чувств и гибкостью. Какой бы пёстрой и разнообразной не была наша современная жизнь с её стремительными темпами, нас всех объединяет великое чудо-любовь к русской песне.

Русская народная песня «По небу, по синему» обр. Иванова – Крамского (исполняет вокальный ансамбль).

Уж столько было на земле обличий

Рассветы были ясны и тихи.

Ещё росли услужливые женщины,

Ещё писались лучшие стихи.

А мальчики ушли в поля солдатами

И с тех полей в бессмертье поднялись.

И лишь черта осталась между датами,

Которые перечеркнула жизнь.

Через несколько дней наша страна отмечает годовщину Победы. В дань памяти звучит эта композиция.

Виктор Ковба Фантазия на темы военных песен.

И всё — таки гитара – это, прежде всего, Испания. Там, на своей Родине, гитара звучит особенно страстно и глубоко.

Как мёд, как нежный шелест трав,

Играй, гитара в ритме солнца.

Испанский колорит богат,

Любовью воздух переполнен.

По грифу бегает рука

Перебирая плавно струны

Летит, поёт моя душа

От музыки гитары шестиструнной.

Ритм мелодичный, дерзкий, чистый

Терзает мечет И зовёт

Туда, где мне не будет грустно

Туда, где сердце оживёт.

Испанский танец обработка Д. Лермана.

Дорогие гости, мы благодарим вас за внимание! И говорим вам до свидания, до новой встречи с прекрасным миром музыки!

Источник

Внеклассное мероприятие: Лекция-концерт «Вечер гитарной музыки»
классный час на тему

Лекция-концерт для обучающихся струнно-щипкового отделения младших классов.

Скачать:

Вложение Размер
vecher_gitarnoy_muzyki.docx 26.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Вечер гитарной музыки»

для обучающихся струнно-щипкового отделения

Ведущая цель: познакомить обучающихся с историей создания и развития гитары, особенностями ее звучания и конструкции в различные эпохи.

1. Образовательная: дать знания об истории инструмента, научить учащихся распознавать разновидности гитары, ее звучания, познакомить с произведениями различных эпох для этого инструмента.

2. Развивающая: развивать творческое мышление обучающихся, уверенность при исполнении произведений ( участников концерта).

3. Воспитательная: воспитывать любовь к классической музыке.

Оборудование: гитара, ноты, ноутбук, СD диск с музыкой и изображениями разновидностей гитар, свечи, распечатанные слова песни «Изгиб гитары желтой».

На доске написана тема внеклассного мероприятия и нарисована гитара.

Учитель: Сегодня мы с вами побываем на необычном концерте. Чем он необычен? Может тем, что наше мероприятие называется «Вечер гитарной музыки», а за окном день? Нет, сейчас мы создадим подходящую атмосферу (завешиваются шторы и зажигаются свечи).

Учитель: скажите, а вы когда-нибудь были на концертах гитарной музыки?

Учитель: а кто-нибудь из вас умеет играть на этом инструменте, или кто-нибудь из ваших родственников?

Учитель: а вы знаете историю этого инструмента? Где он появился, когда, и как он выглядел в разные времена своего развития?

Учитель: Необычен этот концерт тем, что мы сегодня не только услышим гитарную музыку в исполнении обучающихся класса гитары, педагога, а также в исполнении гитаристов-виртуозов, но и познакомимся с историей этого замечательного и удивительного инструмента.

Учитель: Гитара относится к струнным щипковым инструментам. Ее история начинается задолго до нашей эры в восточных странах, где она услаждает слух как простых, так и знатных людей. История гитары удивительна и интересна. На сегодняшний день каждый из нас, наверняка, разок другой держал какую-нибудь гитару в руках, пробовал «бренчать», даже не задумываясь над тем, сколько битв выдержала она за право быть одним из самых популярных музыкальных инструментов практически во всем цивилизованном мире.

Учитель: Несмотря на то, что родословная гитары, как утверждают её исследователи, начинается с Востока, а название инструмента выводят от греческого kithara, родиной современной классической гитары, несомненно, следует считать Испанию. Именно здесь лютня, а затем виуэла дали основу для рождения нового инструмента, ставшего истинно народным по популярности. Начиная с середины XIII века сведения об эволюции гитары, её иконография становятся более точными.

(изображения лютни и виуэлы)

Учитель: Появлению гитары в традиционном нынешнем виде предшествовал длинный путь развития, корни которого уходят вглубь истории. Самое раннее изображение инструмента, похожего на гитару, относится ко II веку. Это рисунок на барельефе, который украшал надгробную стелу в Мериде. Это уже говорит о некоторой «культовости» инструмента и его специфической направленности.

Начиная с X века, изображение струнных щипковых инструментов становится общепринятым. Инструменты этого периода совмещали в себе черты, которые в эпоху Возрождения распределятся между различными видами щипковых — такими, как виола, виуэла и гитара.

(изображения виолы, виуэлы и гитары)

Учитель: скажите, в чем вы видите сходства, а в чем различия этих инструментов? И похожи ли они на знакомую нам гитару?

Учитель: Гитара имела четыре двойные струны (четыре хора). Исполнители применяли следующие приёмы игры, следуя своей фантазии: пальцами, плектром (медиатором). Уже на этом этапе были заложены основные принципы звукоизвлечения, которые повлекли за собой совершенствование конструкции и окончательное формирование семейств струнных инструментов.

Учитель: а какие вы знаете разновидности гитары?

Учитель: раньше выделяли два вида инструментов — это гитара мавританская (арабская) и гитара латинская (римская).

Мавританская гитара овальной формы, её нижняя дека выпукла, широкий корпус имеет несколько декоративных резонаторных отверстий. Металлические струны прикреплены к основанию корпуса с помощью полукруглого струнодержателя или небольших кнопок, проходят через подставку и наматываются на колки, вставленные в объёмистую колковую коробку. Играют на ней как при помощи плектра (медиатора), так и с помощью пальцев — в XIII веке смычок выходит из употребления.

(изображение мавританской гитары)

Учитель : Латинская гитара, более сложная по форме (овальная в нижней части, суживающаяся по направлению к грифу) имеет плоскую нижнюю деку. Звук из жильных струн извлекается плектром или пальцами . Благодаря особенностям своей конструкции и звучания, латинская гитара оказывается более близкой предшественницей современной классической гитары. Некоторые элементы конструкции, по-видимому, уже сформировались: плоский корпус, слегка вытянутый в «талии»; резонаторное отверстие, расположенное посередине: шейка с грифом, снабжённым порожками. Форма колковой коробки, количество струн и способ их крепления, напротив, ещё не устоялись. Точно так же дело обстоит и с постановкой инструмента и способом игры — использование пальцев и плектра зависит от вкуса исполнителя.

(изображение латинской гитары)

Учитель: Гитара того времени, была инструментом аккомпанирующим, имеющим первоначально четыре двойных струны (четыре хора). По свидетельству одной из традиционных легенд, в XVI веке Висенте Эспинель добавляет гитаре пятую струну, именно такой инструмент становится известен в Европе как испанская гитара. Но это всё ещё инструмент с аккордовой техникой — на двойных струнах сложно вести мелодию. В Испании этого времени, среди музыкантов профессионалов, фаворитом щипковых инструментов была виуэла.

(изображения современной гитары и виуэлы)

Учитель: Несмотря на то, что гитара к этому времени распространилась по всему миру, основные события в её истории произошли в Европе.

Английской гитарой в Англии и Америке 18 века назывался инструмент грушевидной формы с 6 — 14 струнами (более правильное название — цистра).

Гавайская гитара (укулеле), которая используется и в современной американской музыке, имеет глубокий корпус и 4 металлические струны. Играют на ней с помощью плектра. Своим характерным звучанием она обязана скользящей стальной пластинке, которая ставится на струны, но не прижимает их к грифу, изменяя их длину, и, следовательно, высоту звука.

Учитель: Гитара того времени преимущественно была всё ещё инструментом с пятью рядами струн. В связи с тем, что исполнителям сложно было подобрать струны для средних рядов, которые хорошо бы звучали в унисон, некоторые гитаристы начали прибегать к упрощенной настройке – отказываясь от двойных струн. Употребление одинарных струн значительно обедняло низкий регистр гитары.

Учитель: Возможно, для того чтобы сделать звучание инструмента более полноценным, некоторые мастера вскоре начинают добавлять шестую струну. Поиски мастеров в оптимизации конструкции гитары приводили, порой, к весьма курьёзным результатам — появились самые причудливые инструменты, но большинство их стало тупиковыми ветвями эволюции гитары. В 1773 году ван Хекке сделал двенадцатиструнную гитару, которую он назвал «бисзекс» (дважды шесть). Аббат Морлане в 1788 году в Париже изобрёл семиструнную гитару. Обер де Труа в 1789 году сконструировал гитару с двумя грифами и двумя специальными аккордами струн. Венский мастер Штауфер создал восьмиструнную гитару. В лондонском Музее Виктории и Альберта хранится гитара, на которой натянуто 32 струны (мастер дон Рафаэль Вальехо, 1789). Однако ни один из этих инструментов не смог превзойти шестиструнную гитару, поскольку каждый эксперимент порождал больше неудобств, чем преимуществ.

Учитель: Постепенно формировался репертуар гитары. Ближе ко второй половине столетия, именуемого «Веком просвещения», появляются многочисленные новые методики обучения игре на гитаре, школы игры. В первой половине XIX столетия Дионисио Агуадо ввёл в широкую практику использование ногтевого способа звукоизвлечения. Его друг и соотечественник Фернандо Сор расширил технические возможности гитары благодаря широкому применению приема барре и других нововведений.

Учитель: Ряд блестящих виртуозов и композиторов связали свою жизнь с этим инструментом. Среди них — известнейшие испанцы Д. Агуадо, Ф. Сор и итальянцы М. Каркаси, Ф. Карулли, М. Джулиани и многие, многие другие. Гитара в руках хорошего исполнителя стала звучать как «маленький оркестр».

Учитель: Сейчас в исполнении Шишова Дмитрия прозвучит произведение Ф. Карулли «Вальс». (Ф. Карулли – итальянский классических гитарист, композитор, педагог, автор первого в истории полного пособия для обучения на гитаре, а также считается одним из первых сольных исполнителей на классической гитаре).

Обучающий 1 класса Шишов Дмитрий исполняет «Вальс» Ф. Карулли.

Учитель: Сейчас вы услышите произведение еще одного представителя классической итальянской гитарной школы – Маттео Каркасси. Многочисленные сочинения этого гитариста входят в репертуар современных исполнителей.

Обучающаяся 2 класса Хорьякова Анастасия исполняет «Андантино» М.Каркасси.

Учитель: Шестиструнная гитара быстро завоевала всеобщую симпатию русского народа. На этом виде гитары играют практически во всех домах, аристократов и незнатных людей. И именно с этой гитарой связано появление Школ игры. Самой старой школой является труд фон Гельда, изданный на двух языках. Петербургский педагог и композитор Гальяни издает «Этюды», «Четыре сонаты».

Учитель: В исполнении Агибалова Кирилла прозвучит произведение «Ах вы, сени, мои сени» В. Калинина (русского гитариста и композитора).

Обучающийся 2 класса Агибалова Кирилл исполняет произведение.

Учитель: с появлением фортепиано, популярность гитары упала. Пальма первенства была передана более молодому инструменту. И только в начале 20 века с появлением таких виртуозов, как Таррега, Сеговия и др, наступил перелом – их творчество стало эталоном, высшей степенью развития классической гитары. Техника игры этих музыкантов позволила исполнять очень сложные произведения в больших концертных залах.

В записи звучит произведение Тарреги «Фантазия на темы из оперы Травиата».

Учитель: С этого периода гитара обрела статус сольного концертного инструмента, заняв одно из ведущих мест среди других классических инструментов.

В моем исполнении звучит «Хоровод и пляска» В.Козлова и испанский танец «Булериас» Я.Миохи.

Учитель: В России на рубеже 19 — 20 веков большую популярность получила семиструнная гитара, настроенная в основном по терциям. Техника игры на шестиструнной и на русской семиструнной гитаре практически идентична, однако терцовый строй семиструнной гитары менее удобен в сложных полифонических произведениях, более подходя для аккомпанемента. Поэтому в России больше прижилась 6-ти струнная гитара.

Учитель: Но не только голосом, но и исполнением на инструменте можно передать свои эмоции, чувства, мысли и переживания.

Обучающаяся 4 класса исполняет произведение Г. Альберта «Чувства».

Учитель: Особым этапом в развитии гитары, стало появление электрогитар. Богатые возможности звуковой обработки, аналоговые и цифровые процессоры позволили до неузнаваемости изменить звук классической гитары. Одновременно расширились исполнительские возможности.

В это время появляются такие виртуозы как музыканты группы Пинк Флойд, Битлз, Эл Ди Меола, Пако де Люсия и многие другие. Электрическая гитара, с соответствующими обработками, становится самостоятельным видом музыкального инструмента. Хотя многие произведения прекрасно звучат и в классическом исполнении. Это еще раз доказывает универсальность гитары.

Учитель: А сейчас Александров Виктор споет нам песню под аккомпанемент гитары.

Обучающийся 4 класса Александров Виктор исполняет песню группы «Сплин» — «Мое сердце остановилось».

Учитель: становится понятно, почему гитара, во всех ее разновидностях, стала популярным современным инструментом. Гитара находит место и в студиях, и на концертных площадках, и дома, и в походе у костра.

Учитель: Давайте, сейчас исполним, всем вам, наверное, известную песню Олег Митяева «Изгиб гитары желтой».

( раздаю распечатанные слова кому нужны)

Исполняем всем классом песню О. Митяева «Изгиб гитары желтой» под аккомпанемент гитары.

Учитель: спасибо вам за участие в нашем концерте.

Источник

Читайте также:  Piazzolla ноты для виолончели
Оцените статью