Классическая гитара без струн

Как высота струн влияет на звук гитары и качество обучения

Диван можно сделать одновременно и удобным и красивым. А самое главное, учиться лежать на нем не надо. С гитарой приходится напрягаться.

Чем выше струны над грифом гитары, тем сложнее играть, но правильнее учиться. На низко натянутых струнах играть проще. Однако и репертуар сильно ограничен тем, что не требует мастерства игры на высоких струнах.

Регулируем высоту струн на гитаре правильно

Безусловно, высота струн имеет свои границы, выше и ниже которых играть просто невозможно. Вблизи верхней границы играть, конечно, сложнее. Зато начинать обучение на низких струнах не только проще, но и вреднее для конечного результата. Это своеобразная закладка мины замедленного действия под всё дальнейшее обучение игре на гитаре.

Высота струн на гитаре — это не панацея. Только отрегулировав её, вы не откроете перед собой все стили и направления гитарной музыки. Это средство достижения художественных замыслов, которым надо пользоваться как любым другим инструментом исключительно по назначению. Вы же гвозди микроскопом не забиваете, даже если очень нужно?

Читайте также:  Как вклеить гриф акустической гитары

Оптимальная высота струн для начинающих гитаристов

  • Нельзя взять инструмент в руки и сразу начать играть. Для этого нужно усердно учиться.
  • Гитара часто требует поиска компромиссов между удобно и красиво.

Для каждого случая высоту струн надо подбирать так, чтобы не было неоправданных усилий при игре. Но помнить, что если усилий не было вообще, то и результат учёбы никому не интересен.

К сожалению, далеко не все гитаристы, особенно начинающие, понимают тонкую грань. Так что часто удобство извлечения звука уже идёт в ущерб его красоте.

Надо ли регулировать высоту струн на готовой гитаре в магазине

Это непонимание всё чаще эксплуатируют продавцы гитар, гитарные мастера и просто доброхоты советчики. Если первые и вторые имеют с этого гешефт, то третьи просто зарабатывают авторитет. Когда в качестве УТП продавец рекламирует бесплатную регулировку высоты струн индивидуально под вас, стоит задуматься. Не обязательно сразу отказываться, однако нужно точно знать, что и для чего делается.

Регулировка высоты струн в магазине

Велика вероятность, что вам не просто предложат сделать удобно. Для верности вас ещё могут напугать деньгами на ветер. В том смысле, что вы обязательно забросите занятия на неудобной гитаре. Зачем им вопросы про другой магазин, где регулировку высоты струн не делают, а гитара дешевле. Это ведь не потому, что «бесплатная» услуга просто включена в стоимость гитары.

Допустим, состоявшийся гитарист, забирая мастеровую гитару, изготовленную на заказ, делает окончательную подгонку высоты струн. Он даёт мастеру указания, чётко понимая, как и под какие творческие замыслы это требуется. То есть это не то же самое, что и регулировка для ничего не понимающего новичка. К тому же сделанная на усмотрение мастера в розничном магазине. Когда и если начинающий гитарист поймёт, что вот это и было деньги, а главное время на ветер, магазин уже давно будет «в домике».

Прежде, чем что бы то ни было регулировать прямо в магазине, обязательно узнайте условия гарантии. То есть сможете ли вы также бесплатно отрегулировать высоту струн повторно, с учётом опыта занятий?

Зачем я так сгущаю краски? Затем, что хочу максимально доходчиво объяснить то, до чего мне, как самоучке, пришлось доходить самому. Музыка — это, прежде всего, красивый звук. Поэтому любые действия с гитарой должны быть, как минимум, не в ущерб качеству звука. Пока что-то сложно, но правильно и возможно — работайте над техникой. Только когда выжмите всё из себя, можете пилить порожки.

Высота струн над грифом акустической гитары

Стандартная высота металлических струн на акустической гитаре лежит в следующих диапазонах.

Над первым ладом:

  • первая струна: 0,1 — 0,3 мм;
  • шестая струна: 0,5 — 1 мм.

Над двенадцатым ладом:

  • первая струна 1,5 — 2 мм;
  • шестая струна 1,8 — 3,5 мм.

Менее громкий и быстро затухающий звук был одной из причин, почему классическая гитара в конце 19 века уступила свою концертную популярность роялю. Обратно на сцену у неё было два пути. Один — попасть в руки гениальному Сеговии, но так повезло лишь единицам. Другой — начать звучать гораздо громче, но сохранив многоголосие. К сожалению, до появления усилителей для классики это было не сочетаемое сочетание.

Так появились крупные акустические гитары со стальными струнами, типа дредноут или джамбо. Они конструктивно предназначены в первую очередь для исполнения громкого аккордового аккомпанемента. Многоголосие же создавалось ансамблем других инструментов. Ради этого пришлось пожертвовать богатством оттенков звука. Но взамен случилось рождение новых музыкальных направлений, сохранивших гитару, как таковую.

Гитара на сцене

Классическая гитара со всеми своими оттенками просто не могла позволить себе подобную игру в ансамбле. Её тихое звучание утонуло бы в рёве других инструментов. Единственным ансамблем для неё могла быть только такая же классическая гитара.

Стальные струны вестерна натянуты так сильно, что даже при мощной атаке не дребезжат о лады. А вот в пальцы врезаются ощутимо. Поэтому их можно натянуть действительно низко. И по самой нижней границе, если играть на гитаре не медиатором или боем, а пальцевым стилем. В этом случае желательно ещё и тщательно отшлифовать лады, чтобы максимально убрать дребезг. Побочные эффекты в виде паразитных шумов и потери громкости в некоторых техниках, конечно, возникнут. Тем не менее, их влияние на общую картину звука не так критично, чтобы жертвовать удобством.

Кроме того металлические струны не так чувствительны к изменению способов звукоизвлечения. Поэтому не так важно, под каким углом струну прижимает палец левой руки. А также, с какой стороны ногтя струна срывается с пальца правой руки. Если это вообще не медиатор или коготь, а струны не глушатся ребром ладони.

В причинах появления дребезга калибр стальных струн не играет столь же значимой роли, как степень натяжения нейлоновых. Зато сам материал струн гораздо легче перетянуть, сбив тем самым строй гитары. А подушечки пальцев гораздо острее и болезненнее чувствуют высоко натянутую сталь. Поэтому разброс значений высоты металлических струн между нижней и верхней границами не столь велик, как для нейлоновых струн. Да и сами пороговые значения заметно отличаются.

Высота струн над грифом классической гитары

Строго говоря, классическая гитара тоже относится к акустическим. Но в просторечии классику от акустики отличают по типу струн, синтетика или сталь. Так что для простоты останемся в рамках привычной классификации.

Стандартная высота нейлоновых струн на классической гитаре лежит в следующих диапазонах.

Над первым ладом:

  • первая струна: 0,3 — 0,5 мм;
  • шестая струна: 0,8 — 1 мм.

Над двенадцатым ладом:

  • первая струна 2 — 4 мм;
  • шестая струна 3,5 — 5 мм.

Нейлоновые струны имеют значительно больший диапазон оттенков звука. Соответственно, и к техническим огрехам звукоизвлечения они гораздо более чувствительны. Большее, чем на дредноутах расстояние между струнами у головки грифа необходимо для классической пальцевой техники игры. На которой, кстати, базируется и классический фингерстайл, если можно так выразиться.

Что если классический гитарист изначально не приучен прижимать струну фалангой строго перпендикулярно грифу? По мере усложнения пьес он не сможет играть их чисто. То есть встанет перед выбором, остаться на уровне простого учебного репертуара или переучиваться. Последнее, естественно, сложнее. Потому что нарабатывать навык с нуля и ломать уже закреплённый навык — это разные вещи.

При наклонном прижатии возникают следующие огрехи.

  • Недожим струны мягкой частью подушечки пальца. На этой струне получается тусклый звук, переходящий в дребезг.
  • Соседняя струна ниже полностью глушится об эту же подушечку, либо начинает неприятно звенеть о неё.

В громком гармоническом аккомпанементе на стальных струнах это практически незаметно. В репертуаре же классической гитары выпадение отдельных нот из мелодий носит критический характер.

Отсутствие усилий на низко натянутой струне ведёт к небрежному выбору места прижатия её к ладу. Можно поставить фалангу и между ладами и даже ближе к предыдущему ладу. В простых учебных пьесах качество звука не сильно пострадает. По мере усложнения репертуара и расширения диапазона позиций проблемы не заставят себя ждать. Непременно появится звон, дребезг и невнятный звук.

Две гитары с разной высотой струн

На собственном опыте самоучки мне посчастливилось столкнуться с этими явлениями, можно сказать, вовремя и удачно. Для занятий я купил классическую гитару, струны на которой были выставлены ближе к нижней границе. Через несколько месяцев знакомые отдали мне ещё одну классику с отвалившимся от старости грифом.

Выбросить жалко, а особо вкладываться в её полную реставрацию смысла не было. Хоть и чешская Cremona, но всё-таки сорокалетняя фанера. Звук не фонтан, но строй держит отлично. Самое то для походного варианта. Поэтому с мастером условились приклеить гриф ровно, но без доводок. То есть никаких шлифовок, тем более замены потёртых ладов. Высота струн вышла как раз по верхней границе.

Разумеется, я опробовал на ней тот скудный ещё репертуар, который успел разучить за эти месяцы. Разница между небом и землёй почувствовалась сразу же. Поскольку я учусь играть на гитаре серьёзно, то подобные моменты копаю до полной ясности. Именно это и позволило мне разобраться в вопросе вовремя. И не затянуть обучение на низких струнах до момента, когда придётся серьёзно переучиваться. На основной гитаре струны пришлось немного поднять, в результате чего поднялось и качество обучения.

Хочу дать вам совет на этом примере. Ставить без опыта эксперименты с высотой струн на одной гитаре довольно муторно. Если можете, найдите вторую гитару на время и поиграйте на двух по очереди.

Высота и сила натяжения нейлоновых струн

Регулируя высоту струн на классической гитаре, необходимо учитывать ещё один нюанс. А именно — натяжение синтетических струн: слабое, нормальное и сильное. Чем с большей высоты прижата струна к ладу, тем сильнее она натянута. Проще говоря, аккорд, идеально выстроенный на струнах со слабым натяжением, может поплыть, если на этой же самой гитаре установить струны с сильным натяжением. Кроме того, прижимать с самого верха струны сильного натяжения гораздо тяжелее даже в первых позициях. В то время как струны слабого натяжения на нижней границе непременно начнут дребезжать. Даже при нормальной громкости исполнения, не говоря уже про фортиссимо.

Короче говоря, начиная обучение на классике, желательно определиться ещё и с типом струн. А потом уже с высотой их установки. Если у вас есть желание, время и деньги на постоянные эксперименты, проделайте их. Однако, для начала лучше найти некий средний вариант и сэкономленное время потратить на усердные занятия.

Бюджетная классическая гитара для начала занятий

Корпуса самых популярных гитар для новичков, как ни крути, это пропитанная лаком фанера. Такие бюджетные модели есть у Hohner, Yamaha, Valensia, Parkwood и ряда других фирм. Раскачать фанерную деку до приемлемого звука струнами лёгкого натяжения не получится.

Кстати, я опробовал струны сильного натяжения на фанерной Кремоне. Звук, и правда, стал получше. Однако возникла другая проблема. Прижимать такие струны с высоким верхним порожком тяжело даже на первом ладу. То есть дребезг снова появляется, но уже по причине недожима струн, а не их низкого положения.

В этом случае есть смысл немного опустить струны, но только на верхнем порожке. Пока вы играете пьесы не дальше 3 позиции, точить нижний порожек лучше только по веской причине.

Высота струн для фингерстайла

Здесь нужно сказать, что фингерстайл — это именно пальцевый стиль игры. То есть целое направление разных течений, а вовсе не какая-то единая техника.

Например, стиль «бум-чик» Чета Эткинса и Томми Эммануэля. Он сочетает мелодию, бас и гармонию, как и репертуар классической гитары. Разница видна в строении линий, технике правой руки и вкраплении ритмической перкуссии. Но весь звук рождается в струнах. И запросто может быть сыгран на голой акустике. Поэтому высота струн должна быть удобной, но не в ущерб звуку.

Jon Gomm

Совсем другой случай — потёртая гитара и три кабеля на выход. New Age, Джон Гомм, перкуссионный фингерстайл. Фишка в самом шоу, один человек с гитарой имитирует ансамбль. Акустический корпус перестал играть роль резонатора для струн. Теперь это имитатор ударной установки с заглушкой на отверстии и кучей датчиков. Для струн есть магнитный звукосниматель. То есть сигнал идёт только с колебания струны, отсекая всю акустику. Кто не понял — прижать струну можно как угодно, никакого дребезга не будет. Задача — сделать имитацию каждого инструмента как можно легче. Но и впечатляет такая музыка только вместе с картинкой. Слушать аудио в плеере, по мне, так лучше настоящий ансамбль, а не имитацию.

Однако это уже тема не для новичков.

Аудитория гитариста

Где и как играет гитарист, имеет не последнее значение при регулировке высоты струн. Допустим, профессионал выступает с чисто акустической музыкой в большом зале. Понятно, что ему нужно извлекать не просто громкий, а, так называемый, плотный звук. Это требует значительно большей высоты и одновременно степени натяжения струн, чем игра новичка самому себе в маленькой комнате.

Использование в этих же условиях звукоснимателей, микрофонов и усилителей снижает требования к плотности звука.

Как и чем регулировать высоту струн на гитаре самому

Для начала убедитесь, что у вас не просто чешутся руки, а это, в самом деле, надо. И приурочьте регулировку высоты струн на гитаре к их смене. Потому что свежие струны ведут себя иначе. Обязательно позаботьтесь хотя бы о минимальном наборе инструментов.

Инструменты для регулировки гитары

Вам понадобятся специальные измерители или толщиномеры. В крайнем случае — обычные стальные линейки, но не деревянные школьные. Шкала линейки должна начинаться с нулевой отметки прямо на краю без отступов.

Как измерить высоту струн на гитаре стальной линейкой

Также можно использовать предметы, стандартная толщина которых известна и не меняется. Скажем, монеты, которые можно подложить между струной и ладами. К примеру, толщина двухрублёвой монеты составляет два миллиметра. А монета достоинством один рубль имеет толщину полтора миллиметра.

Как измерить высоту струн на гитаре монетой

Хорошо, если верхний порожек съёмный (не бывает на классике). Тогда его можно сточить снизу. Но как правило, надо пилить пазы для струн. Не делайте этого чем попало. Пропил должен быть точно под толщину струны. То есть нужны специальные пилки или надфили. В противном случае струны начнут съезжать в распиленных пазах.

Как опустить струны на верхнем порожке гитары

Повторю, не трогайте нижний порожек без веских причин, если не играете дальше 3 позиции. Сточить его снизу можно наждачкой или напильником. Кость точится сложнее, так что имейте терпение. А вот с пластиком очень легко проточить лишку. Придётся искать подкладку или новый порожек.

Как опустить нижний порожек гитары

Ну, если уж и лады решили шлифануть, то тут никак без шлифовальных брусков и защиты для накладки грифа.

До того, как регулировать высоту струн на гитаре самостоятельно, хорошенько посчитайте расходы и риск. Может, лучше к мастеру?

Как высота струн влияет на звук гитары и качество обучения: 26 комментариев

Хорошая статья. Учитывая, что не являюсь новичком в этом деле, прочитал с интересом.
Спасибо!

Спасибо, приятно слышать, что не зря писал.

У меня высота струн над 12 ладом первой струны 2mm , а шестой 2.3mm. Я и не прям новичок, можно сказать начинающий, для меня эта высота нормальная, или слишком высоко?

Какая у Вас гитара (классика, дредноут)? Какая толщина струн или степень их натяжения? В каком состоянии находятся ладовые порожки? В каком стиле Вы играете? Упертые классики предпочитают повыше, либители фингерстайла, наоборот, часто опускают струны так, что они почти начинают «ладить». Произведения какой сложности Вы исполняете? Если часто играете в районе двенадцатого лада — это одно, если 90% Вашего репертуара — это первые три лада, — совсем другое. Ответ на вопрос по высоте струн на конкретной гитаре для конкретного гитариста не ограничивается разницей начинающий/профессионал.

У меня дредноут(Yamaha f310), струны сейчас поставил DÀddarìo EJ 15 калибра 10-47, натяжение у них первой струны 7.26kg, а шестой 8.03kg. Верхний порожек почти новый, ведь гитаре всего пол года с момента покупки, а нижний немного износился, есть небольшие углубления можно сказать даже потертости. Репертуар пока что скудный, выше 7 лада не лезу. И ещё 5 и 6 струны при сильной атаке дребезжат, но это думаю из-за малого натяжения струн. Что скажете ?

Это струны 10 калибра Extra Light, для них стандарты 12 калибра не подходят. 6 струна на 12 ладу на 12 калибре чаще всего выводится на 2 мм, а 1 струна — на 1 мм, но 10 калибр на этой высоте будет сильно дребезжать именно из-за более слабого натяжения. Прежде чем пилить порожки с такими характеристиками, попробуйте отрегулировать анкером прогиб грифа. Если Вам в принципе играть удобно, и звук при этом красивый, лучше уделите внимание повышению мастерства, а не регулировке струн. Именно в таком сочетании. Бывает, что играть удобно, т.к. струны прижимаются легко, а звук позорный.
Универсальный совет — танцуйте всегда от качественного красивого звука. Понятно, что гитара начального уровня за 13 т.р. при курсе доллара под 75 р. — это не букет божественных обертонов, но начинающие гитаристы их и не слышат. Прежде всего надо вообще научиться слушать собственное исполнение. Чтобы ноты посреди мелодической фразы не глохли, чтобы басы не глушили мелодию, чтобы звук не был отрывистым и т.п., самые базовые вещи. А чтобы все это наработать, занятия должны быть регулярными. И если они не таковы, лучше лишний раз позаниматься, чем порегулировать. Когда Вы будете уверены, что струны дребезжат из-за слишком малой высоты, а не по причине неправильного прижатия, или когда Вам будет сложно извлечь сочный звук на 12 ладу потому, что струны высоко, а не потому, что Вы мало занимались, тогда уже точите порожки. Но это — отдельный навык и специальный набор инструментов.

Спасибо за совет. А что скажете о видеоуроках от Артема Мироненко на playthis.org? Я, например, купил курс «База гитариста», как оцените его курсы?

Конкретные курсы не оцениваю никак, потому что не учился по ним, ничего сказать не могу.
Если Вы заметили, я делюсь своим опытом самоучки с теми, кому это интересно. У меня нет даже бесплатных курсов, не говоря уже про платные. Мое глубокое убеждение — учить других, особенно за деньги, может только добросовестный профессионал. Посмотрев видео с канала упомянутого автора курсов, лишний раз в этом убедился, потому что из необходимого сочетания увидел только добросовестность. Но сегодняшние реалии таковы, что кто угодно может учить кого угодно чему угодно. Это огромная проблема, потому что можно потратить кучу времени и денег, и так ничему и не научиться.
Я нынешний мог бы объяснить себе совсем начинающему, почему мне не надо тратить время и деньги на такие курсы. Но за этим стоИт море самостоятельной работы, в которой частенько приходилось тыкаться носом, подобно слепому котенку. Именно увлеченность и стремление разобраться позволило мне быстро понять, что частный педагог, к которому я сначала обратился, мягко говоря, просто зарабатывал деньги, а не учил. После этого я стал самоучкой, но с большой оговоркой: у меня есть представление о том, что такое красивая музыка и что такое ее красивое исполнение. Кроме того, у меня есть четкое представление о том, чему именно и на какой гитаре я хочу научиться. Это определило мое решение и мой путь обучения игре на гитаре. Ваш путь Вам придется выстраивать самостоятельно в зависимости от Ваших устремлений.
Добавлю только, что есть огромная разница между «научиться играть на гитаре несколько любимых песен» и «научиться играть на гитаре (что угодно)». 90% самоучек хотят именно первого, и рынок охотно обслуживает именно эту потребность. Универсальный совет. Если Вы хотите второго, то бегите подальше от курсов, обещающих «быстро, только любимые песни, научу тебя играть на гитаре за 10 минут, пошаговая инструкция». Если Вы просто хотите скрасить досуг чем-то вроде хобби — тогда можете покупать любой курс, они все одинаковые по сути.
И еще. В игре на музыкальном инструменте нет никаких пошаговых инструкций. У нормального педагога в рамках общей программы всегда есть индивидуальный план для каждого ученика. Если Вам просто предлагается долбить общий набор до тех пор, пока каждый шаг не получится (а любой записанный курс именно это и предлагает, даже если он от супер профессионала), — это малоэффективный путь обучения.

У меня как раз есть желание выучить не конкретное произведение, а в принципе овладеть гитарой, плюс к этому освоить музыкальную теорию. Просто я живу грубо говоря в деревне где нет ни то что преподавателя, а элементарно струн для гитары. И что мне оставалось кроме как купить курс, я пробовал и сам , но я не компитентен в этом, да и этих курсов бесплатных столько, что определить эту самую компитенцию я не смог бы. Может все таки посмотрите пару его видеоуроков?

Убрал из Вашего сообщения непубличную информацию перед публикацией. Полагаю, Вы не против. Можете менять.
Посмотрел. Впечатления — как и ожидалось. Не могу сказать ничего плохого про самого автора курсов. Явно не циничный деляга, налицо увлеченность, добросовестность и желание совместить заработок с любимым занятием (сегодня такую роскошь могут позволить себе далеко не все). Но всё упирается в уровень профессионализма. Видимо, человек искренне верит в то, что он достаточен, чтобы учить других за деньги, а это не так.

Объяснения часто сумбурные, в терминологии и определениях путаница и ошибки. Я бы сказал, местами небрежность, но раз уж выше написал про добросовестность, чтобы не противоречить самому себе, скажу, что местами автор не до конца разобрался в сути понятий для самого себя. Если про интервалы и длительности нот — просто каша, то флажолеты — яркий пример того, что автор сам не понимает физику этого явления, а, соответственно, технику исполнения. На середине струны, пусть и не правильно, но хоть как-то звучит (с лязгом и дребезгом), а на VII, и тем более на V ладу — звука нет вообще, но автор не стесняется продавать это за деньги.

Системность присутствует, но опять же не хватает профессионализма, чтобы составить полноценную программу обучения игре на гитаре. Это несколько сложнее, чем просто разучивать на каждом уроке очередную популярную композицию после объяснения очередного технического приема. Нужен целый комплекс упражнений на силу/растяжку пальцев, технических этюдов на отработку конкретных технических приемов, и разнообразных произведений, в которых на практике отрабатывается использование пройденных технических приемов в различных сочетаниях. Причем одновременно должны прорабатываться разнохарактерные произведения.

Присутствует смешение разделов, которые не должны смешиваться. Табы учат те, кто не хочет заморачиваться с нотами. Но если уж в курсе дается изучение нот, зачем тратить время (и деньги) на изучение табов, во-первых, и создавать в голове путаницу из двух систем, из которых одна после изучения второй уже больше никогда не понадобится, во-вторых?

Вообще ставший рыночным стандартом подход к продаже обучения по уровням типа базового, продвинутого и PRO подходит далеко не ко всем дисциплинам. Применительно к игре на музыкальных инструментах, это сродни тому, чтобы предложить поучиться только в первом или только в третьем классе музыкальной школы. Аргумент про то, что и в традиционном музыкальном образовании есть уровни ДМШ, музыкального училища и консерватории не проходит. Чтобы преподавать на уровне музучилища или консерватории, надо сначала самому их закончить. То, что не тянет даже на уровень выпускника ДМШ, не может называться PRO. То есть опять же имеем дело с абсурдом. Или это полноценное обучение игре на музыкальном инструменте по нормальной программе, или не морочьте голову. Нельзя стать PRO на гитаре, не играя на гитаре. Даже крепкий и усердный выпускник ДМШ, который далеко еще не PRO, — это наигранный годами большой и сложный исполнительский репертуар. В данном же случае на два курса «База гитариста» и «От новичка до PRO» я насчитал всего несколько не самых сложных произведений. Это даже не уровень ДМШ, в которой за год проходят десяток произведений на страничку в первые годы и по 3-4 произведения в выпускных классах, но это уже сложные композиции по 10 минут наизусть каждая. Просто для примера, старательные ученики (даже еще не выпускники) ДМШ:
Марк Землянський — https://www.youtube.com/watch?v=nrQvim1916Y
Иванникова Анастасия, Лукшис Антанас — https://www.youtube.com/watch?v=0psumeQ8_yA
Сыграйте хоть что-то подобное по сложности после PRO-курса из интернета.

Ну и вишенка на торте. Автор курса акцентирует внимание на важности красивой игры без лязга и дребезга и тут же на каждом шагу сам играет именно с лязгом и дребезгом. Но больше всего бросается в глаза, точнее, режет ухо, игра отрывистыми звуками. Это просто какой-то бич огромного числа гитаристов, многие из которых, кстати, считают себя профессионалами. Здесь две причины: неправильная техника щипка и отсутствие навыка слушать и анализировать собственное исполнение. Автор курса, к великому сожалению, не только сам допускает эту грубую базовую ошибку, но и учит ей других, причем за деньги. Его урок по технике щипка — это просто образец, как делать неправильно.
Чтобы не быть голословным, вот два варианта одного и того же произведения Yesterday:
Максим Чигинцев — https://www.youtube.com/watch?v=aiOOygCSXkw
Артем Мироненко — https://www.youtube.com/watch?v=SPUBmfOxnPw
Послушайте внимательно, как плавно и слитно каждая нота переходит в следующую, создавая напевное мелодичное звучание в исполнении настоящего профессионала, окончившего консерваторию, и как отрывисто звучат ноты у преподавателя, который «играет с самого детства». Особенно хорошо это слышно в припевах. А ведь это песня. Мелодия здесь — это аналог того, что поется голосом. Попробуйте спеть так, чтобы у вас буквы в словах звучали отдельно друг от друга, и Вы поймете, о чем я говорю. Да и тех самых лязгов и дребезгов во втором случае полно. И дело вовсе не в том, что один играет на «классике», а другой на «акустике» (кстати, это тоже некорректное дилетантское деление, классическая гитара — тоже акустическая, у нее нет электрического звукоснимателя). Дело именно в неправильной технике щипка, при которой возникает так называемая «игра с подготовкой».

Если хотите совет, на рутрекере и его многочисленных клонах есть тема «Максим Чигинцев — Школа игры на гитаре». Там выложены (с разрешения автора) его старые курсы (сейчас он учит, насколько я знаю, не через продажу видеокурсов по уровням, а через личное общение, и это правильно). Раздача включает две редакции видеокурса и сборник учебных нот. Это очень важно, потому что без насыщенного учебного репертуара, хотя бы примерного, все упражнения и качалки — пшик. Почитайте статьи на его сайте, посмотрите его канал. Совершенно неважно, что он играет на классической гитаре, а у Вас вестерн/дредноут. Чигинцев задает правильное направление и принципы обучения, независимо от типа гитары. Свяжитесь с автором, узнайте, как можно адаптировать эти его старые записи под Вашу гитару. Я у него не учился, но периодически слушаю его записи и покупаю для себя ноты с его аранжировками. Даже бесплатного материала с его старых курсов Вам хватит закопаться в тему с головой.

А что делать с этими двумя курсами? Если я буду помним заниматься, как я понимаю, ни к чему дельному это не приведëт из-за неправильного преподавания или же можно пройти их до конца? Они к слову(2 курса), мне обошлись в 1980₽.Ладно, В общем большое спасибо вам за советы, учту и сделаю выводы. И ещë, как с вами можно связаться в соц.сетях ну или можно эл.почту, просто тут не очень удобно задавать вопросы

Прекрасно понимаю Ваше расстройство. Вы наступили на грабли, на которые наступают все начинающие самоучки. К сожалению, они неизбежны. Я успел потратить эквивалент стоимости неплохой гитары начального уровня на уроки с частным педагогом, пока не разобрался, что это полное фуфло. Тут важен фактор времени, которое Вы готовы выделить на ежедневные занятия. Стандартный маркетинговый подход «только самое важное», «15 минут в день», «никакой зубрежки», «с нуля до про за месяц» и т.д. при обучении игре на музыкальном инструменте не работает. Потому что это моторика, навыки, опыт и вкус, которые требуют для формирования времени, многократного повторения и размышлений. Так устроен мозг. Так он эволюционировал миллион лет. То, что за последние десять лет произошло резкое ускорение темпа жизни, не способно переломить длительную эволюцию высокоорганизованной нервной системы. Человек уже пятьсот лет активно читает книги, а глаза так и не адаптировались. Все активно читающие люди очень быстро надевают очки. Хотите научиться — не верьте ни в какие качалки по пятнадцать минут в день. Выявите все пожиратели времени и устраните их. Соцсети, видосики, зависания между двумя носками, в конце концов, курение (умножьте время выкуривания одной сигареты на количество сигарет в день — вот вам и час на гитару). И когда появляется этот час в день, уже из него выделите немного времени на изучение организационных вопросов. Или тратьте на них весь час полностью раз в неделю. Это трудно и сначала абсолютно непонятно. Но только так можно прорыть тему и в какой-то момент понимание вектора движения придет.

Посмотрите хотя бы первые 8 минут интервью одного из самых известных гитаристов-самоучек, там сказаны очень важные вещи о том, как и сколько надо заниматься.

Я для себя с удивлением обнаружил, что не обязательно перекапывать исключительно гитарные ресурсы. Много полезной информации я почерпнул, наткнувшись на ролики педагога по … баяну Галины Крыловой. Баян, на первый взгляд, совсем другой инструмент, но этот педагог — просто кладезь по общим принципам обучения, психологическим аспектам, этапам работы над музыкальным произведением и т.п.

Также мне посчастливилось столкнуться с прекрасным педагогом по гитаре из ДМШ и понаблюдать пару месяцев за ее уроками с детьми. К сожалению, ее уже почти три года нет в живых, но на запале, полученном от нее за эти пару месяцев, я еду до сих пор. Конечно, если бы я сам сразу и долго учился у такого педагога, то сейчас мой уровень был бы принципиально выше. Но и своими силами я теперь уже хорошо понимаю, что делать и куда двигаться. И это результат потраченных сил и времени. Только так и никак иначе.

Что касается вопроса, заканчивать ли Вам уже купленный курс, тут я не советчик. Это Ваши деньги, Ваше время и Ваше решение. И я не педагог. Могу сказать только за себя. Я вижу в этом курсе большое количество ошибок и в технике и в музыкальной теории. И не вижу учебного репертуара. Лучше, когда курс ни о чем, чем когда курс прививает изначально ошибочные знания и навыки, которые потом придется с большим трудом ломать.

Ну мне сейчас пока 16 лет, свободного времени много, к употреблению табачной продукции не склонен)) Могу уделять гитаре от 1 часа времени в день, мотивации предостаточно, ничем я так сильно ещё не увлекался как гитарой. Курс думаю продать, если получится. Миксим Чигинцев действительно профи, даже мой не натренированный слух смог отличить не связную игру Артема Мироненко от шедевральной игры Максима. На счет того, можно ли с вами как нибудь связаться вы так и не ответили((

На данный момент это не коммерческий сайт, требующий для продвижения дневания и ночевания в соцсетях. Да и я время предпочитаю тратить не на соцсети, а на что-то более полезное. Например, на те же занятия на гитаре. Поэтому аккаунтов в соцсетях у меня банально нет.
Что касается электронной почты, повторюсь, что я не педагог, чтобы учить и направлять кого-то персонально. И я не даю частных уроков и не продаю никаких курсов. Если есть толковые соображения по поводу написанного на сайте, их лучше оставлять для всеобщего обозрения в виде комментариев. Вопросы «педагогического» характера лучше все-таки задавать педагогам.

И снова здравствуйте. Я таки решил начать заниматься гитарой,именно ей,а не разучиванием конкретных произведений))Я скачал курсы Максима Чигинцева, но у него их два: старый курс и новый, фрагменты нового выложены на его втором канале YouTube, и я не знаю с какого начать, может подскажете что делать?

Здравствуйте. От чего же не подсказать. Тут все просто. Это не начальный и продвинутый курс, а старый и новый вариант одного и того же. Как с книжками, «издание второе, исправленное и дополненное». Полагаю, что не будет ошибкой начать со второго. И еще есть у меня подозрение, что вопросы по курсам более продуктивно задавать авторам курсов. За спрос денег не берут. Я могу подсказать или сориентировать, где искать (естественно, исходя из моих предпочтений), но уж никак не учить по чужому курсу.
Я учусь своим путем, набивая свои шишки и наступая на свои грабли. Никакие курсы не покупаю и в полном объеме не использую, могу только посмотреть и извлечь что-то полезное. Учебный репертуар составляю самостоятельно. Еще раз повторюсь, что все программы обучения очень индивидуальны. Программа — это не жесткий список пунктов, а общие рамки, в которых любой нормальный педагог вносит корректировки в зависимости от способностей и успехов конкретного ученика. Фишка в том, что для самоучки педагогом является он сам. И составлять/корректировать свою программу приходится самому. Это отдельный кропотливый процесс. Если Вы не готовы идти этим путем и ищете совета более опытного человека, то, может, имеет смысл обратиться к педагогу, и за те же деньги (сколько стоит онлайн курс) взять несколько профессиональных уроков и советов?
Кстати, обратите внимание, хороший педагог выкладывает бесплатный курс по базовым основам (или вообще этого не делает), а за деньги учит индивидуально. Платный курс «От нуля до про» — это обычно продукт дилетантский.
На текущий момент могу посоветовать, раз уж Вы определились с курсом, пройти его, кропотливо врубиться в каждый урок, попробовать разобраться в каждой детали, а по прошествии задать вопросы (а они точно и обязательно появятся) напрямую автору курса. Ну, или попытаться с высоты полученного начального опыта разобраться в этих вопросах самостоятельно.
Не поймите меня неправильно, я — самоучка, а не профессионал. И сам этот факт дает мне моральное право делиться опытом и соображениями, но никак не учить других.

И снова здравствуйте) На данный момент не имею возможности заниматься на гитаре, т.к экзамены на носу и все свободное время приходится уделять подготовке. Я начал подумывать о покупке классической гитаре, уж больно мне понравилась игра Максима Чигинцева. Что можете сказать о Yamaha C40, стоит рассматривать к покупке?

Здравствуйте. Отличная гитара стартового/ученического/любительского уровня. У них довольно высокий контроль качества, поэтому человеку без опыта выбора конкретного экземпляра гитары «на месте» или при покупке по интернету резко снижается вероятность нарваться на брак. Ну и для самоучки, у которого реальная потребность в гитаре более высокого класса возникнет сильно позже, чем у «профессионального» ученика, этой гитары хватит очень на долго.
Удачи с экзаменами.

Спасибо за поддержку) Тем более у меня в регионе она стоит около 6000₽, не знаю правда с чем связана такая низкая стоимость, ту же f310 я брал за 9000₽ при рыночной стоимости в 13000₽. Думаю, не стоит упускать такую возможность))

Ещё хотел спросить, а после покупки классической гитары, есть смысл сразу относить ее к мастеру на настройку? Допустим, как с акустической гитарой. Или высота струн и остальное уже настроены с завода, и ничего кроме замены струн можно не делать ? Это все с условием, конечно, если у гитары ровный гриф и никаких остальных дефектов

Далеко не каждый вестерн требуется сразу после покупки нести к мастеру. Если производитель нормальный, то гитара будет ровная. Если магазин нормальный, то там проводят необходимую предпродажную подготовку. Сэкономить и купить ноунейм в шарашкиной конторе, а потом у мастера исправлять косяки, часто неисправимые, выйдет дороже, чем купить нормальную бюджетную гитару. К мастеру после покупки нужно нести в том случае, если у конкретного исполнителя требуется индивидуальный тюнинг под конкретную манеру или стиль исполнения. Но здесь изначально подразумевается наличие сформированного стиля и четкое понимание потребности, т.е. это не уровень начинающего гитариста. Добротная бюджетная классика в руках ученика никаких доработок после покупки не требует.

Спасибо, учту. Кстати, Максим Чигинцев ответил на мой вопрос о своих курсах, которые лежат на торрент-трекарах. Они по его мнение уже не актуальны и живут фактически своей жизнью. Он посоветовал ориентироваться по его сайту, где он периодически дополняет свой новый курс и сам отвечает за него. Я у него также поинтересовался о преподавательской деятельности , он сказал, что сейчас может обучать и удаленно. Как вы относитесь к такому обучение, это эффективно?

Обучение у хорошего педагога — это всегда лучше, чем самостоятельно. Весь вопрос в том, где его найти и как проверить. К тому моменту, когда я начал разбираться в педагогах, я уже прорыл тему самостоятельно и теперь продолжаю самоучкой. Но если у Вас есть возможность, конечно, занимайтесь с педагогом. Форма онлайн обучения музыке, безусловно, имеет ряд ограничений. Самое главное ограничение — передача звука через вряд ли профессиональное студийное оборудование, как минимум, на Вашей стороне. А постановка звукоизвлечения — это базовая вещь в игре на инструменте. Но если это понимать и строить обучение с учетом этого фактора, то хороший преподаватель все равно лучше, чем самому.

Об оборудовании я уже задумывался, у планах взять хотя бы инструментальный микрофон среднего бюджета. А насчёт обучения, как вы ранее упоминали я все таки сам должен найти свой путь, думаю преподаватель укажет хотя бы в каком направлении двигаться. А вам спасибо за советы и коммуникбельность) Если что, я же могу в такой форме задавать вопросы время от времени ?

Рад помочь. Конечно, спрашивайте. Только напоминаю, что я могу дать совет из собственного опыта, а не выступить в качестве педагога.

Добавить комментарий Отменить ответ

Гитара по-взрослому для самоучек

С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.

Источник

Оцените статью