Классическая гитара или электро

Электрогитара или акустика

Споры о том, какая гитара лучше – электро или акустика – имеют давние корни. Особую актуальность они всегда приобретают в среде новичков, желающих овладеть игрой на шестиструнном инструменте. Но и опытные мастера игры на гитаре подливают масла в огонь, нередко озвучивая свои субъективные взгляды, кстати, не всегда справедливые. Однако правильнее было бы признать, что каждому инструменту присущи свои плюсы и минусы, а также свои специфические особенности, сравнивать которые очень сложно, а иногда попросту некорректно. Эти отличия мы и рассмотрим в данной статье, что в итоге позволит Вам сделать более взвешенный и аргументированный выбор в пользу конкретного инструмента.

Теперь давайте детальнее рассмотрим и тот, и другой инструмент. Первое визуальное впечатление – строение гитар во многом схоже. Да, в какой-то степени электрогитара выглядит более современно и эффектно, однако обе гитары механические. Ряд отличий, безусловно, присутствует, но эти отличия не носят кардинального характера.

Например, процесс звукоизвлечения , в чем мы сразу легко убеждаемся, один и тот же – он происходит от колебания струн. В чем мы находим первое существенное отличие – так это в звуковоспроизведении. Для акустики характерны более громкие колебания струн, чему способствует отверстие резонатора в корпусе гитары. У электрогитары такое отверстие изначально не предусмотрено, поэтому звук усиливается при помощи специальной аппаратуры. Без ее использования звуковоспроизведение по факту все равно будет осуществляться, но только очень тихое и некачественное. Установленные на инструменте электромагнитные датчики улавливают колебания струн, передают их по кабелю усилителю, и лишь тогда мы получаем громкое и насыщенное звучание, которым так славится электрогитара.

Читайте также:  Если разные струны у гитары

Следующее отличие – вес инструмента . Электрогитара ощутимо тяжелее и к тому же требует дополнительной аппаратуры. На ее фоне акустика подкупает своей легкостью, компактностью, простотой использования. Нередко новички охладевают в своем желании приобрести электрогитару, когда сталкиваются с необходимостью дополнительного приобретения процессоров, педалей эффектов и прочего оборудования не до конца ясного предназначения, но по кусающейся цене. Впрочем, не все так страшно. При желании Вы быстро разберетесь во всех нюансах дополнительного оборудования к электрогитаре, да и цены на рынке музыкальных товаров отличаются стабильностью. И все же выходит, что электрическая гитара требует повышенных финансовых трат по сравнению с покупкой акустики, хотя и вознаграждает своего обладателя куда большей функциональностью.

Итак, поверхностное сравнение двух инструментов подталкивает нас сделать первые выводы: акустическая гитара дешевле, она меньше весит и не нуждается в дополнительном оборудовании; электрогитара, наоборот, дороже, тяжелее, требует наличия дополнительной аппаратуры, но вознаграждает обладателя куда большими возможностями.

Далее мы не станем углубляться в особенности строения (наглядно представлено на изображениях) обоих инструментов, чтобы не увязнуть в малозначимых нюансах, а перейдем непосредственно к основным достоинствам и недостаткам каждой гитары. Безусловно, нам не обойтись без сравнения звука. Любой музыкант, взявший в руки акустическую гитару после электро, невольно отметит про себя, что звук, воспроизводимый акустикой – «живой», тогда как комбоусилитель электрогитары придает ему неизгладимый эффект «искусственности». Что ж, это вполне верное впечатление. Однако стоит лишь привыкнуть к звучанию электрогитары, и в этой разнице Вы начнете видеть даже некоторое преимущество. Ведь утрата ощущения естественности звука в какой-то мере компенсируется громкостью и чистотой звучания, что тоже немаловажно.

Интересен тот момент, что начинающий исполнитель зачастую даже не замечает разницы в звучании электрической и акустической гитар на «чистом» канале. Все кардинально поменяется, стоит только начать проводить эксперименты со звуком. Можно менять громкость, тембр, экспериментировать с эквалайзером, перегружать звук, накладывать на него те или иные эффекты.

Читайте также:  Ноты для скрипки бременские музыканты

По сути, здесь открывается бескрайний простор для фантазии музыканта. Различные функции позволяют экспериментировать со звучанием электрогитары с крайне интересными и порой неожиданными результатами. Поверьте, это очень увлекательный процесс! Но ни в коем случае не поймите нас превратно – это вовсе не означает, что процесс обучения игре на акустической гитаре – занятие неинтересное. Просто разнообразие режимов, доступных для электрогитары, и вправду дарит музыканту массу заманчивых возможностей. Хотя в этом можно усмотреть и некий отрицательный момент: большая функциональность способна запутать начинающего гитариста, в то время как игра на акустике предельно проста и понятна, что позволяет лучше сконцентрироваться на изучении техники игры.

В каком-то смысле игра на электрической гитаре проще, чем на акустике. Струны для электрогитары мягче, а следовательно – легче зажимаются. Брак в игре будет не столь очевиден, как в аналогичной ситуации на акустике. Если какая-то струна на акустической гитаре неплотно прижата к ладу, она точно задребезжит, в то время как подобная же оплошность, допущенная на электро, имеет шанс сгладиться и остаться незамеченной. Считать ли это подмогой или помехой в освоении игры на инструменте – решайте сами. Но, резюмируя сказанное, отметим, что гитаристу, игравшему на электрическом инструменте, будет все-таки сложнее «пересаживаться» на акустику, нежели в обратном порядке.

Теперь давайте проведем краткий сравнительный анализ особенностей игры. Бытует ошибочное мнение, что игра на электрической гитаре аналогична игре на акустике, поэтому якобы начинать нужно с последней. Не согласимся и ответим на это так: всерьез начинать стоит на том инструменте, на котором планируете играть, т.к. техника игры в обоих случаях значительно отличается. Если для акустики подходит и медиаторная, и пальцевая техника, то на электрогитаре пальцевая применяется крайне редко. Это достаточно весомый момент, ведь на освоение каждой техники понадобится потратить много времени и усилий. Так что желательно определяться сразу.

Осталось рассмотреть мобильность. Электрическая гитара отлично годится для домашней и студийной игры, а вот с ее транспортировкой могут возникнуть некоторые неудобства. Ко всему прочему, она теряет свою «профпригодность», если по какой-то причине отсутствует источник питания. На фоне электрогитары акустика выглядит более предпочтительно – она легче, компактнее, не боится транспортировки и в любой момент готова к использованию. По сути, она давно превратилась в удобный и приятный атрибут любого похода. Но есть и недостаток: это ее хрупкость. Поэтому чехол для акустики следует выбирать из жесткого материала.

Резюмируем все рассмотренные плюсы и минусы:

+ Многообразие исполняемых стилей;

+ Сглаживание допущенных оплошностей в процессе игры;

+ Гибкость управления звуком;

— Стоимость и потребность в дополнительном оборудовании;

— Отсутствие «живого» звучания, характерного для акустики.

+ Легкость, мобильность, компактность;

— Требует осторожного обращения из-за хрупкости.

В каком-то смысле, недочеты каждого инструмента становятся преимуществами противоположного. Думайте, сравнивайте, решайте – последнее слово остается за Вами. Вне зависимости от того, на какой из инструментов падет окончательный выбор – желаем Вам успехов на ниве музыкального образования и исполнительства!

Источник

Электрогитара, акустическая или классическая: с какой начать учиться?

Когда со мной связываются потенциальные ученики, как правило, они рассказывают некую краткую предысторию о том, что именно их привело к преподавателю. Все эти истории достаточно разные, однако, за время своей профессиональной деятельности я стал замечать в них общие черты. В данной статье я бы хотел остановиться на одной из часто описываемых потенциальными учениками ситуаций: «Я очень хочу научиться играть на электрогитаре, но у меня есть проблема. Я никогда не играл на акустической (классической) гитаре, а многие говорят, да и я сам читал разные статьи о том, что прежде чем учиться играть на электрогитаре, надо освоить азы на акустике или классике. Но меня акустическая или классическая гитары вообще не привлекают, а вот электрогитара наоборот. Насколько критично отсутствие умения играть на акустической (классической) гитаре для того, чтобы начать обучение на электрогитаре?»

Дело в том, что классическая гитара, акустическая гитара и электрогитара — три абсолютно разных музыкальных инструмента, отличающихся не только по звуку, а еще и по своему функционалу. Следовательно, они различаются и по технике звукоизвлечения. Чтобы было понятнее, приведу в пример парочку аналогий. Если человек захотел научиться водить легковой автомобиль и с этой целью пришел в автошколу, вряд ли тамошние преподаватели будут ему предлагать пройти обучение езде на мотоцикле или на самосвале. Несмотря на то, что данные виды транспорта ездят по одним дорогам, они все-таки кардинально друг от друга отличаются. Точно так же люди, желающие заниматься боксом, скорее всего, не станут обращаться к тренеру по греко-римской борьбе, так как очевидно, что это два абсолютно разных вида единоборств. И если данные утверждения практически ни у кого сомнения не вызывают, то с гитарами, дело обстоит совершенно иначе.

К сожалению, достаточно большое количество людей действительно не понимают разницы между классической, акустической и электрогитарой. Конечно же, достаточно много людей отдают себе отчет в том, что вышеперечисленные инструменты мало чем пересекаются. Однако среди них есть убежденные в том, что нельзя приступать к обучению игре на электрогитаре, не научившись играть на акустике или классике. Со всей ответственностью смею заверить, что данные убеждения являются исключительно стереотипом и не представляют собой никакой информационной ценности. Следование этим необоснованным домыслам является грубой ошибкой, которая не приведет ни к чему, кроме как к потерянным впустую средствам и времени. Откуда берется данный стереотип, вопрос второй. Кто-то прочитал в интернете, кто-то догадался сам, кому-то это объяснял преподаватель, который либо некомпетентен и сам верит в эту чушь, либо просто мошенник, пытающийся продержать у себя ученика как можно дольше любой ценой.

На самом деле, ни малейшей связи между акустической, классической и электрогитарой нет, за исключением количества струн (и то не всегда). Как уже говорилось ранее, каждый из этих музыкальных инструментов имеет свои специфику и функционал, которые накладывают на него определенные особенности, выражающиеся в технике звукоизвлечения. То есть, если музыкант хорошо владеет, например, акустической гитарой, это отнюдь не означает, что он без подготовки сможет овладеть электрогитарой или классической гитарой.

Различия между гитарами по технике звукоизвлечения

Чем же электрогитара отличается от акустической и классической? Возьмем, к примеру, такой параметр как чистота звукоизвлечения. Электрогитара, в отличие от акустики или классики, по сути, представляет собой гиперчувствительный инструмент, так как в подавляющем большинстве случаев ее используют при игре на перегрузе. Она настолько чувствительна, что требует постоянного тотального контроля за глушением лишних струн. Ярковыраженная грязная игра на акустической или классической гитаре подразумевает прямую атаку лишних струн вместо/вместе с игровыми. С электрогитарой все гораздо сложнее. Даже если медиатор бьет по игровым струнам идеально точно, лишние струны в случае отсутствие глушения все равно будут резонировать, что мгновенно будет слышно из динамика комбика в виде кучи грязи и всевозможных призвуков. Именно поэтому одной из главных проблем, встречающихся на пути начинающих электрогитаристов является чистое звукоизвлечение. На акустической и классической гитарах возникновение таких ситуаций также возможно, однако оно не будет столь очевидным для людей с неразвитым слухом. Чтобы научиться слышать на акустике и классике резонирование соседних струн и наложение не созвучных (диссонирующих) нот, вызванное побочной вибрацией лишних струн, нужен определенный опыт игры на данных музыкальных инструментах, которого у новичков, конечно же, нет. Следовательно, руки при игре на разнотипных гитарах будут работать в совершенно ином режиме.

Очевидно, что рассчитывать на чистую игру на электрогитаре, обучаясь при этом только на классике или акустике, не стоит. Это абсолютно не означает, что электрогитара лучше акустической или классической — они просто разные. А вот какая из них лучше (вернее будет сказать, больше нравится), должен решать каждый сам за себя, опираясь при этом исключительно на вкусовые (музыкальные) предпочтения. По-другому ответить на столь субъективный вопрос невозможно.

Об универсальности преподавателей

Пример с чистым звукоизвлечением является лишь одним из множества параметров, так или иначе, по-своему трактующимся при игре на разнотипных гитарах. И каждый параметр вносит существенные коррективы в технику игры на данных инструментах. Значимость этих различий я лично прочувствовал на себе в 2003 году, когда, отучившись три года по специальности «классическая гитара» у одного из лучших преподавателей России Леонида Резника, я не смог совладать с электрогитарой, потратив уйму времени на тщетные попытки самостоятельного освоения этого музыкального инструмента. Впоследствии в период с 2004 по 2006 год мне удалось пройти полный курс обучения игре на электрогитаре у одного из лучших и самых востребованных преподавателей Москвы Юрия Сергеева.

В жизни я всегда стараюсь с осторожностью относиться к универсальным решениям. Какие бы ни были распрекрасные современные смартфоны, они никогда не будут записывать звук так, как это сделает отдельный хороший микрофон, никогда не сфотографируют так же качественно, как это сделает достойный зеркальный фотоаппарат, не зазвучат так, как это сделает адекватная акустическая система и т.д. Как бы ни цинично это прозвучало, на мой взгляд, со специалистами ситуация аналогичная. Чем универсальнее специалист, тем хуже он выполняет каждую из своих функций. Это относится и к музыкантам, и к преподавателям. Однако и в данном правиле могут быть исключения (и я знаком с людьми, продемонстрировавшими это на личном примере), но они возможны только при выполнении ряда определенных требований.

Конечно же, одним из необходимых требований является умение достойно играть на музыкальном инструменте. Но, как известно, хороший музыкант далеко не всегда является хорошим преподавателем. В моем понимании, компетентность преподавателя заключается, прежде всего, в наличии у него программы обучения игре именно на том музыкальном инструменте, уроки которого он предлагает. Напомню, что под программой обучения в моем понимании подразумевается целый комплекс учебно-методических элементов, выполнение которых направлено на достижение конкретных результатов в освоении определенного музыкального инструмента. Не трудно догадаться, что раз классическая, акустическая и электрогитара настолько сильно отличаются друг от друга, то и программы обучения игре на данных инструментах мало в чем будут совпадать.

Достаточно давно я принял решение связать свою профессиональную карьеру именно с электрогитарой. Несколько лет назад мне удалось составить и откатать свою программу обучения, которая является основой моей нынешней преподавательской деятельности. Разработка программы обучения в моем понимании представляет собой кропотливый труд, требующий определенного количества времени, преподавательского опыта, стабильного потока учеников, сбора статистических данных, систематического анализа полученных результатов, на основе которого программа будет модернизироваться и т.д. и т.п. По моему глубокому убеждению, чтобы преподавать на другом музыкальном инструменте, не превратившись при этом в очередного «универсального» в плохом смысле слова специалиста, необходимо будет пройти весь этот путь с самого начала.

Заключение

Не секрет, что труд разнорабочего оплачивается гораздо меньше, чем труд специалиста узкого профиля. Совпадение? Нет, скорей объективная закономерность. Обучать боксу должен боксер, ездить на легковом автомобиле — инструктор с правами категории «B». Совершенно точно, музыка и уж тем более преподавательская деятельность исключением здесь не является. Поэтому если есть желание освоить акустическую гитару, настоятельно рекомендую обратиться к преподавателю по игре на акустической гитаре. Если есть желание познать классическую гитару, ищите преподавателя специализирующегося на классической гитаре. А если вы мечтаете научиться играть на электрогитаре, то я к вашим услугам!

Источник

Оцените статью