Классическая гитара концерты для гитары с оркестром

Классическая музыка на гитаре

Всем привет! Изначально планировал написать заметку на совершенно другую тему, но вовремя вспомнил о своем обещании продолжить эстафету Музыка, живущая в веках . Поэтому сегодня будет подборка музыкальных произведений, связанных одной общей темой: классическая музыка на гитаре. Моцарт, Бах, Бетховен, Вивальди — все эти композиторы будут представлены в гитарном исполнении. Мне всегда нравились струнные, это оправдывает выбор темы )

Возможно, у кто-то в памяти остались еще киоски конца 90-х — начала 2000-х, в которых сравнительно недорого можно было приобрести/обменять пиратские диски с софтом, фильмами, музыкой. В Воронеже это было явлением повсеместным и нормальным. Торрент-трекеры тогда только начали появляться, интернет был невероятно медленным и непригодным для скачивания больших объемов информации. Поэтому такие пиратские точки тогда для многих стали дверью в мир кинематографа и музыки ) Одна из подобных точек, расположенная в местном ЦУМе, превратилась для меня в источник редких аудиозаписей. А Моцарт стал композитором, произведения которого приобщили меня к классической музыке. Несколько попыток знакомства с оркестровой классикой до этого были провальными…

Читайте также:  Ноты надежды кадышевой для баяна

Помню, серия компактов называлась просто: «Music Collection». Каждый диск или их комплект представляли собой полный сборник альбомов и произведений исполнителя в mp3 качестве 320 Кбит/с. Ассортимент обновлялся часто, много завозили музыки направления New Age, которая и положила начало моему увлечению инструментальными композициями. Однажды взяв для ознакомления один из компактов с произведениями Моцарта, я понял, что хочу эту музыку слушать. Но из 30-ти дисков собрания сочинений Моцарта тогда удалось «выловить» всего 7 или 8 — около 50 часов звучания. Понятно, что и помимо меня были желающие приобщиться к творчеству великого композитора.

В настоящее время для меня источником музыкальных шедевров в исполнении талантливых современников является ютуб. Здесь есть возможность найти что-то вдохновляющее при каждом, даже кратковременном, посещении. Часто появляются новые исполнители, а у тех, с чьим творчеством уже знаком — новые видеозаписи. Некоторыми из них мне и хотелось бы поделиться с вами сегодня.

Гитара и музыка Моцарта

Создававшиеся до конца XVIII века музыкальные сочинения для клавишных предназначались композиторами для клавиров, к которым относили клавесин, клавикорд и хаммерклавир (молоточковый инструмент, прообраз современного фортепиано). Конструкция всех этих инструментов подразумевала извлечение звука из струны с помощью щипка плектра из вороньего пера или удара по струне молоточком. Поэтому любую мелодию для клавира можно переложить на струнные без ущерба качеству звучания. И это подтверждают на собственном опыте многие профессиональные музыканты, исполняющие произведения Моцарта на гитаре или других струнных инструментах.

Мне очень нравится оркестровое исполнение произведений австрийского композитора. Но, на мой непрофессиональный слух, Вольфганг Амадей Моцарт на гитаре звучит не менее интересно. Возможно, потому, что акустическая гитара — инструмент более живой, чем фортепиано. Здесь присутствует непосредственное соприкосновение человека со струнами, а это всегда волшебство. У акустической гитары прекрасный чистый звук, способный передать всю гамму эмоций, потенциально присутствующих в каждом музыкальном произведении. И еще это инструмент, доступный каждому — как для приобретения, так и для освоения. Она «всем возрастам покорна»: на ютубе есть ролики, в которых на шестиструнной гитаре играют 3-7 летние дети, и не абы как, а так, что заслушаешься.

Читайте также:  Деспосито ноты для блокфлейты

Наверное, почти всё, что я написал про гитару, можно сказать о любом инструменте. А когда играет профессионал, не столь важно, какой инструмент у него в руках. Виртуозно извлекать звуки человек научился даже из предметов, для этого не предназначенных. Но многое в самом процессе восприятия музыкального произведения зависит еще и от симпатии слушателя к тому или иному инструменту.

Возвращаясь к теме, хочу сказать, что мне Моцарт «заходит» всегда. В любой обстановке и в любом душевном состоянии. В исполнении оркестра или в виде соло на гитаре. Организм принимает его с огромным удовольствием. Уже около двух лет иногда ставлю его и доче — в основном, во время купания, когда не нужно бегать за ней по комнатам и отвлекать от игр. Разумеется, речь о светлых его произведениях, а не о заупокойных мессах.

Интересный момент: когда подбирал на ютубе ролики по запросу «Моцарт на гитаре видео», столкнулся с тем, что композицию «Yiruma — River Flows in You» из фильма «Сумерки» (в исполнении гитары) в сети упорно приписывают Моцарту под названиями «Музыка ангелов» и «Симфония №6». Это один из примеров, когда бездумное многократное копирование информации с сайта на сайт только вводит пользователей в заблуждение.

Ну а ниже — стопроцентный Моцарт под гитару ))

Mozart — Symphony no.40

Variations on a Theme by Mozart, Op. 9 (Fernando Sor)

Mozart Piano Sonata K. 545

Mozart — Turkish March K 331

Wolfgang Amadeus Mozart — Turkish March guitar cover

И еще одна вариация: Турецкий марш Моцарта на гитаре. Это единственное видео в статье, где звучит не акустика, а электроинструмент. Автор видео подошел к подаче материала с юмором. Клавир! Какой, нафиг, клавир? Конечно, гитара!

Моцарт в полифоническом исполнении

Разумеется, тоже на акустической гитаре. Мне гитара нравится сама по себе, без сопровождения. Но вкусы у всех разные. Кому не хватает полифонии, вот, пожалуйста )

Wolfgang Amadeus Mozart — Symphony No.25 in G minor

Один исполнитель. Одна гитара. Шесть звуковых дорожек одновременно. Интересное решение и необычное звучание.

W.A. Mozart — Piano Sonata No.8 K.310

Гитарное трио Elogio. Акустическая гитара в кубе ) Звучит очень круто.

Mozart — Sonata for Two Pianos in D major, K. 448

Гитарный квартет без названия. Виртуозное исполнение.

Mozart — Serenade for Strings no.13 (Eine kleine Nachtmusik)

Небольшой гитарный оркестр из восьми гитар. Играют дети. Как выяснилось в процессе поисков на ютубе, существуют гитарные оркестры с более чем двадцатью гитарами!

Классика на гитаре

Не буду перегружать читателя длинным списком композиторов, чьи произведения, давно ставшие классикой мировой музыки, можно найти в переложении на шестиструнную гитару. В процессе подготовки статьи пересмотрел десятки видео с исполнением классики на гитаре, получил огромное удовольствие. Здесь приведу несколько видео, которые зацепили больше всего — техникой игры и манерой исполнения.

Bach — Allegro BWV 1003

Beethoven — Symphony No.5

Schubert — Ständchen (Serenade)

Paganini — Caprice No.24

Chopin — Valse Op.64 No.2

Концерт для гитары с оркестром

Если в строку поиска на Ютубе вбить запрос концерт для гитары с оркестром , большой и интересный список предстанет перед глазами. Гитара в качестве главного, солирующего, инструмента — не редкость.

Мне понравился Вивальди в исполнении Татьяны Рыжковой на акустической гитаре в сопровождении Бременского камерного оркестра.

Vivaldi — Concerto D-Dur RV93

Классическая гитарная музыка на ютубе

Ютуб — великое изобретение века. Здесь такое изобилие всего, и в разных вариациях, что скорее сталкиваешься со сложностью выбора, нежели с недостатком материала. При желании, еще больше гитарной музыки вы сможете найти самостоятельно. А чтобы несколько облегчить поиски, приведу ссылки на понравившиеся мне каналы ютуб с классической музыкой на гитаре.

  • SiccasGuitars . Большой выбор композиторов и исполнителей. Канал часто обновляется и пополняется новыми записями. Красивая гитарная музыка для души. https://www.youtube.com/channel/UCR39sLAZ5wS_vrMo4tRylHw
  • Guitar Salon International. Много интересных и редких произведений, исполняемых на акустической гитаре. Для истинных ценителей гитарной музыки. https://www.youtube.com/channel/UC1Uz3Jz4PXd9CpMkF-1XJwA
  • Los Angeles Guitar Academy. Классическая музыка на акустической гитаре. Есть разбивка по композиторам: Вивальди, Моцарт, Бах, Бетховен. Можно поставить на автовоспроизведение и слушать онлайн. https://www.youtube.com/user/LAGuitarAcademy
  • Giuseppe Torrisi — Classical Music. Здесь очень понравилось звучание. Классика на гитаре: Моцарт, Бах, Бетховен, Вивальди, Штраус, Вагнер, Брамс, Мендельсон, Григ, Чайковский, Шостакович и др. https://www.youtube.com/user/buz058
  • Tatyana Ryzhkova. Классика в исполнении гитары. Соло, гитарный квартет, гитара с оркестром. Есть приятные вещи, которые хочется сохранить в закладки или скачать. https://www.youtube.com/user/stierauge

На всякий случай напомню, что скачать музыку и видео из ютуб совсем просто, для этого существует браузерное приложение (расширение) SaveFromNet .

P.S. Для тех, кому гитарная музыка нравится, напоследок хочу порекомендовать пару исполнителей, которых слушаю уже не один год. Это не классика в привычном значении слова. Просто чистая и красивая музыка, улучшающая настроение. Ее можно ставить практически везде и почти при любом занятии в качестве ненавязчивого фона.

  • Armik. Иранский исполнитель гитарной музыки, играющий энергичные композиции в стиле фламенко с элементами джаза и латиноамериканских ритмов. Слушать на Яндекс.Музыке .
  • Acoustic Alchemy. Современная инструментальная джазовая группа из Великобритании, гитарный дуэт. Спокойные ненавязчивые мелодии. Красивая гитарная музыка без слов. Слушать оннлайн на Яндекс.Музыке .

Подхватывайте эстафету «Музыка, живущая в веках», пишите в блогах о композиторах, произведениях и исполнителях, которые вас трогают до глубины. Делитесь с читателями своими музыкальными пристрастиями и эмоциями от прослушивания!

Источник

XVI Московский международный
фестиваль «Виртуозы гитары».
Концерты для гитары с оркестром

23 марта 2022, начало в 19:00

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Дмитрий Илларионов (гитара)
Ян Депретер (гитара)
Артём Дервоед (гитара)
Гайк Казазян (скрипка)
Государственный академический
симфонический оркестр России
имени Е. Ф. Светланова
Дирижёр – Михаил Татарников
В программе:
Родриго
Концерт «Аранхуэс» для гитары с оркестром

Джулиани — Кошкин
Концерт для скрипки и гитары с оркестром

Бородаев
Концертная фантазия на темы оперы Ж. Бизе «Кармен» для гитары с оркестром

XVI Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары»

Дмитрий Илларионов

Дмитрий Илларионов родился в 1979 году в Кишинёве. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (класс Натальи Дмитриевой), Российскую академию музыки имени Гнесиных и ассистентуру-стажировку РАМ (класс профессора Александра Фраучи), затем аспирантуру Высшей школы музыки в Карлсруэ (Германия). В настоящее время – доцент РАМ имени Гнесиных.

Победитель и лауреат 25 международных конкурсов гитаристов в США, Испании, Польше, Италии, Израиле и других странах. Среди них – GFA 2002 (Майами, США), XLII конкурс имени Франсиско Тарреги (Испания, 2008, первый в истории конкурса победитель из России), XXV конкурс имени Андреса Сеговии (Испания, 2009).

Гастролировал в Европе, Азии, Америке. Принимал участие в фестивалях в Шлезвиг-Гольштейне, Москве («Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Возвращение»), имени Пабло Казальса во Франции, Guitar Foundation of America (США), симпозиуме гитары в Изерлоне (Германия). Первый гитарист-солист, принявший участие в фестивале фонда «Орфеум» (Швейцария) и Фестивале камерной музыки в Утрехте (Нидерланды). Среди партнеров гитариста по сцене – Клаудио Шимоне, Лео Брауэр, Денис Мацуев, Патрик Галуа, Эдин Карамазов, Борис Андрианов, квартет Artis и др.

Первый исполнитель ряда сочинений современных автором, в том числе посвященных ему опусов Никиты Кошкина (Concerto Grosso для гитары с оркестром), Анджело Джилардино (концерт «Утренняя звезда» для гитары и виолончели с оркестром памяти Николая Рериха), Сергея Руднева (пьесы для гитары соло), Алексея Рыбникова (сюита «Путешествие во времени» для гитары с оркестром) и др.

Один из основателей Международного фестиваля «Виртуозы гитары» в Москве, руководитель «классического» дня Международного фестиваля «Мир гитары» в Калуге, арт-директор Международного фестиваля гитары в Новосибирске. Член жюри ведущих конкурсов мира: GFA в США, имени Александра Фраучи в Москве, конкурса в Гориции (Италия, 2016, председатель).

Записал сольные диски на фирмах Naxos, Doberman, Daminus. Дуэтный альбом с Борисом Андриановым (Delos) вошел в лонг-лист номинантов премии Grammy в разделе «камерный ансамбль». Участвовал в записи саундтрека фильма «Пассажирка» Станислава Говорухина; снимался в документальном фильме «Битва за гитару» (ТК «Культура», 2012) и художественном музыкальном фильме «Дух Соноры» Алексея Рыбникова (2016).

Ян Депретер

Ян Депретер родился в Антверпене в 1975 году. Окончил консерваторию (институт) имени Жака Николя Лемменса в Лёвене, затем обучался в Королевской консерватории Антверпена и Гаагской консерватории у Зорана Дукича. Совершенствовался у Дэвида Рассела, Мануэля Барруэко и других известных гитаристов.

Музыкант завоевал премии и призы более чем на 15 международных соревнованиях, среди которых конкурсы в Париже, Вене и Токио; в Альгамбре, имени Франческо Тарреги в Беникасиме и имени Андреса Сеговии в Гранаде (Испания); в Зволле (Нидерланды); в Моттоле и имени Микеле Питталуги в Алессандрии (Италия). После победы на конкурсе Printemps de la Guitare («Весна гитары») в Шарлеруа (Бельгия) в 2006 году он был награжден Золотой медалью бельгийской королевы Фабиолы.

Ян Депретер выступал во многих странах Европы, Северной и Южной Америки, Дальнего и Ближнего Востока, в США, Австралии. Неоднократно гастролировал в России. В 2010 году основал в Антверпене фестиваль и конкурс классической гитары. В репертуаре музыканта – все основные произведения для классической гитары, в том числе концерты с оркестром, которые он играл с такими коллективами, как Королевский филармонический оркестр Фландрии, оркестр радио Фландрии, Национальный оркестр Лотарингии (La Chapelle de Lorraine), Королевский камерный оркестр Валлонии, оркестры Торренте и Беникасима (Испания), Брюссельский филармонический, Национальный филармонический оркестр Украины.

В 2001–2003 гг. Депретер был профессором Королевской консерватории Антверпена. Его регулярно приглашают проводить мастер-классы Ассоциация гитаристов Америки (GFA), Tonebase platform (интернет-курсы, охватывающие весь мир), консерватории Амстердама, Шотландии, Парижа. Летом 2020 года он выступит и проведет мастер-классы на фестивале в Уэст-Дине (Великобритания).

В дискографии артиста – многочисленные записи, выпущенные под лейблами Klara, Sony, Brilliant Classics и др. Его CD “Legend” с сочинениями Армана Кука (2011) – единственный альбом классического гитариста, включенный в число 100 лучших записей бельгийских артистов в истории музыки. Полное собрание сочинений Хоакина Турины, вышедшее на Brilliant Classics в 2015 году, было названо Баварcким радио «альбомом года» в категории «классическая гитара». Восторженные отзывы (в частности, журнала Classical Guitar Magazine) получили и две последних по времени записи Депретера: «Посвящение Джулиану Бриму» к 85-летию знаменитого британского гитариста (2017) и все гитарные произведения Эйтора Вила-Лобоса (2019). Весной 2020 года ожидается релиз «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» на гитаре – второго CD музыканта на Brilliant Classics.

Композиции и аранжировки Депретера для гитары опубликованы издательствами Ricordi и Metropolis. Ян Депретер удостоен премии города Антверпена в области культуры и является культурным послом Фландрии.

Артём Дервоед

Артём Дервоед – один из ведущих российских гитаристов, выступающий с лучшими оркестрами и известнейшими дирижерами на самых престижных концертных площадках мира, в числе которых Берлинская и Кёльнская филармонии, Тонхалле в Дюссельдорфе, Филармония на Эльбе в Гамбурге, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Бунка Кайкан в Токио, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Большой зал Московской консерватории.

Репертуар музыканта включает 33 концерта для гитары с оркестром, множество камерной музыки и сочинений для гитары соло – от эпохи Ренессанса до наших дней. Благодаря сотрудничеству с ведущими композиторами, которых Артём не только исполняет, но и вдохновляет на создание новых произведений, репертуар для классической гитары постоянно расширяется.

Артём Дервоед родился в 1981 году в Ростове-на-Дону. Его первыми педагогами были Сергей Анников, Елена Светозарова и Леонид Резник. Получил образование в Музыкальном колледже имени А. Г. Шнитке и Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Николая Комолятова). Совершенствовался в Академии Киджи в Сиене (Италия) под руководством ученика Андреса Сеговии Оскара Гильи и в Гитарной академии Кобленца у Аниелло Дезидерио. В период учебы был удостоен стипендии Правительства России, был стипендиатом Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова и фонда «Русское исполнительское искусство».

Дервоед стал первым российским исполнителем, одержавшим победу на двух престижных конкурсах: имени Микеле Питталуги в Италии (2006) и принцессы Кристины в Испании (2007). В общей сложности он стал лауреатом 37 международных конкурсов, на которых 16 раз завоевывал первые премии, в том числе в Бостоне, Изарлоне, Нетании, Колумбии, Тайбэе, Пизе и Москве (конкурс имени Александра Фраучи).

В дискографии гитариста пять CD. Выпущенный в 2008 году альбом с музыкой русских композиторов (Naxos) вошел в год релиза в десятку самых продаваемых дисков лейбла в категории «камерная музыка». В дальнейшем были выпущены альбомы Canticum с музыкой Лео Брауэра (2019, IDAGIO), «Призраки и тени» с музыкой Испании пяти веков («Мелодия», 2015, номинация на премию International Classical Music Awards). В 2020 году фирма «Мелодия» выпустила альбом «Паганини & Кошкин», в который вошла в частности первая в истории запись Большого квартета и Большой сонаты Паганини в переложении Никиты Кошкина для гитары и струнного трио. Диск номинировался на премию ICMA и был признан ведущим канадским гитарным ресурсом – порталом This is Classical Guitar – одной из лучших записей десятилетия.

Среди заметных работ Артёма Дервоеда последних лет – мировая премьера его собственной транскрипции для гитары симфонии «Ню Шу: тайные песни женщин» для арфы, 13 микрофильмов и оркестра Тань Дуня, исполненной с симфоническим оркестром Циньдао под управлением автора; мировая премьеры концерта Паганини – Госса для гитары с оркестром, основанного на Большой сонате Паганини, с Российским национальным оркестром под управлением Михаила Плетнёва на Большом фестивале РНО.

С 2011 года Артём Дервоед преподает в Российской академии музыки имени Гнесиных. С 2017 года публикует авторские видеоуроки на YouTube-канале компании Yamaha Music (Дервоед – первый российский классический гитарист, ставший артистом компании Yamaha Music Russia), выступая также партнером компании-производителя струн D’Addario. Музыкант – частый гость радио- и телепередач, посвященных классической гитаре

Артём Дервоед – организатор фестиваля камерной гитарной музыки «Золотые грифы» имени Александра Пономарчука, сооснователь и арт-директор Московского международного фестиваля «Виртуозы гитары», который с 2006 года ежегодно проходит в Концертном зале имени П. И. Чайковского.

Гайк Казазян

Гайк Казазян родился в 1982 году в Ереване. Обучаться игре на скрипке начал в Ереванской музыкальной школе имени Саят-Новы в классе профессора Левона Зоряна. В 1993–1995 гг. стал лауреатом нескольких республиканских конкурсов, получил Гран-при конкурса «Амадеус-95» и был приглашен в Бельгию и Францию с сольными концертами. В 1996 году переехал в Москву, где продолжил образование в классе профессора Эдуарда Грача в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных, Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и ассистентуре-стажировке МГК.

В 2006–2008 гг. стажировался у профессора Ицхака Рашковского в Королевском колледже музыки в Лондоне. Участвовал в мастер-классах Иды Гендель, Шломо Минца, Бориса Кушнира и Памелы Франк. С 2008 года преподает в Московской консерватории на кафедре скрипки под руководством профессора Эдуарда Грача.

Лауреат международных конкурсов в Клостер-Шёнтале (Германия), имени А. И. Ямпольского, имени Генрика Венявского в Познани, имени П. И. Чайковского в Москве (2002, 2015), в Сьоне (Швейцария), имени Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже, в Тонгёне (Южная Корея), имени Джордже Энеску в Бухаресте.

Выступал во многих городах России, а также в Великобритании, Ирландии, Франции, Бельгии, Германии, Швейцарии, Нидерландах, Польше, Македонии, Израиле, США, Канаде, Японии, Южной Корее, Сирии. Играл в залах Московской консерватории и Московского международного Дома музыки, Зале Чайковского, Государственном Кремлевском дворце, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Берлинской филармонии, Виктория-холле в Женеве, Барбикан-холле и Уигмор-холле в Лондоне, Ашер-холле в Эдинбурге, Королевском концертном зале в Глазго, театре Шатле и зале Гаво в Париже.

Участник музыкальных фестивалей в Вербье, Сьоне, Тонгёне, «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, «Кремль музыкальный» в Москве, «Звезды на Байкале» в Иркутске, фестиваля «Крещендо» и других. С 2002 года постоянно выступает в концертах Московской филармонии.

Среди коллективов, с которыми сотрудничал Гайк Казазян, – Российский национальный оркестр, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Симфонический оркестр Мариинского театра, Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, Московский симфонический оркестр, Государственный академический камерный оркестр России, Московский камерный оркестр Musica Viva, Чешский филармонический оркестр, Национальный оркестр Франции, Королевский шотландский национальный оркестр, Национальный симфонический оркестр Ирландского радио (RTÉ), Мюнхенский камерный оркестр.

Выступал с известными музыкантами, в числе которых дирижеры Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Александр Лазарев, Джонатан Дарлингтон, Эндрю Литтон, Владимир Зива, Павел Коган, Александр Сладковский, Як ван Стен, Александр Либрайх, Константин Орбелян; пианисты Элисо Вирсаладзе, Фредди Кемпф, Алексей Любимов, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Вадим Холоденко, Александр Кобрин; виолончелисты Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин, Борис Андрианов, Александр Бузлов.

Концерты Гайка Казазяна транслировались телеканалами Культура, Mezzo, телевидением Брюсселя, радиостанциями Би-би-си и «Орфей». В 2010 году вышел сольный альбом скрипача «Оперные фантазии» (Delos); в 2017-м – запись трех сонат для скрипки и фортепиано Грига с пианистом Филиппом Копачевским.

Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполняется 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965) и Евгений Светланов (1965–2000). В 2005 году коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2000–2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002–2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), Hong Kong Arts Festival в Гонконге, «Опера live», XIII и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, VIII Международном фестивале Дениса Мацуева в Перми, IV Международном фестивале искусств П. И. Чайковского в Клину; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, I и II Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; семь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; пять раз участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Перу, Уругвая, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая, Японии.

С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

Михаил Татарников

Михаил Татарников родился в 1978 году в Ленинграде. Окончил факультет оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора Александра Полищука).

В 2006 году дебютировал в Мариинском театре с балетом «Метафизика» на музыку Второй симфонии Прокофьева, через год выступил как оперный дирижер («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева). Впоследствии под его управлением в Мариинском театре прозвучало более сорока произведений. Ассистировал Валерию Гергиеву в постановке тетралогии «Кольцо нибелунга» Вагнера в нью-йоркской Метрополитен-опере.

В 2012–2018 годах – музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра, где представил ряд премьерных спектаклей, симфонических программ и концертных исполнений опер. Выступал с оркестром Михайловского театра на гастролях в Японии.

Дирижировал в берлинской Комише Опер, миланском Ла Скала, Опере Бордо, Баварской государственной опере, Опера Бастий в Париже, Национальной опере Бергена, венском Театре ан дер Вин, Большом театре (Национальной опере) в Варшаве, Латвийской национальной опере, брюссельском Королевском театре де ла Монне и других. Сотрудничал с такими режиссерами, как Дмитрий Черняков, Юрген Флимм, Дмитрий Бертман и другие. Дирижер-постановщик опер «Билли Бадд» Бриттена в Михайловском театре (российская премьера), «Демон» Рубинштейна в театре Лисеу в Барселоне, «Манон Леско» Пуччини в Берлинской государственной опере, «Снегурочка» Римского-Корсакова в Парижской опере, «Самсон и Далила» Сен-Санса в концертном исполнении на сцене Театра Елисейских Полей, «Борис Годунов» Мусоргского и «Игрок» Прокофьева в Опере Монте-Карло, «Князь Игорь» Бородина в Гамбургской государственной опере, «Средство Макропулоса» Яначека в Опере Сан-Франциско.

Как симфонический дирижер работал c Национальными оркестрами Франции, Дании, Латвии и Шотландии, филармоническими оркестрами Роттердама, Монте-Карло, Осло, Сеула, оркестрами Польского радио и Радио Франс, симфоническими оркестрами Бирмингема, Борнмута, Токио, Сиэтла, а также с Национальным филармоническим оркестром России, Новосибирским филармоническим, Российским национальным оркестром.

Сотрудничал с такими известными артистами, как Дмитрий Хворостовский, Роберто Аланья, Кристине Ополайс, Аида Гарифуллина, Ильдар Абдразаков, Нил Шикофф, Готье и Рено Капюсоны, Вадим Репин, Николай Луганский, Питер Донохоу. Провел турне с Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым по Японии, Китаю, Южной Корее, Австралии и Новой Зеландии, а также гала-концерт с их участием на 100-м Зальцбургском фестивале.

С 2020 года – художественный руководитель международных музыкальных фестивалей в замке Вальроз (Ницца, Франция) и в Сан-Марино.

Обладатель специальной награды петербургской премии «Золотой софит» – «За театральную выразительность дирижерских решений» (2013). В 2016 году удостоен Памятного знака и диплома «Чайковский» за вклад в развитие музыкальной культуры России.

Источник

Оцените статью